Персональный сайт Натальи Чистяковой — Натальи Ярославовой
Natalia Chistiakova—Natalia Yaroslavova’s Personal Website

Предложения странам «большой восьмерки» июнь 2006 года

Предложения странам «Большой восьмерки» по энергетической безопасности для Глав G8. Май-июнь 2006 года. Что конкретно они должны сделать. Автор Наталья Борисовна Ярославова-Оболенская, к.т.н.. С-Петербург, Петродворец (переезд). В 2006 году Наталья Борисовна Чистякова (по бывшему мужу) Тюмень

Что конкретно они, по мнению граждан, должны сделать по теме «Энергетическая безопасность» в контексте, заданном для совещания Международного общественного Форума неправительственных организаций, посвященного вкладу институтов гражданского общества в повестку дня Саммита «G8» — вторая часть, www.civilg8.ru,

© Наталья Борисовна Чистякова на дату Большой Восьмерки-2006. В настоящее время Ярославова-Оболенская Наталья Борисовна, урожденная Ярославова (дата рождения 22.2.1960. Нефтекамск Краснокамского района Башкирской АССР)

Разработано:

в основе мною, как автором, в апреле - мае 2006 года. Дополнены детали с учетом итогов аналитических результатов анкетирования и формирования «гражданского заказа», а также мнения экспертов круглого стола «Россия — ЕС: диалог между странами — производителями и потребителями: путь к стабилизации мирового рынка нефти» в рамках проекта «Гармонизация энергетических политик России и Европейского союза» (7 июня 2006 г., Москва, Представительство ЕС в России)

Главной угрозой «Энергобезопасности» в масштабах планеты в настоящее время необходимо признать стремительный рост энерго-сырьевых транснациональных корпораций (ТНК), вызванный резким ростом нефтяных и газовых цен и ужесточением конкуренции за ресурсы, имеющий своим следствием нарушение баланса сил во взаимоотношениях между гражданским обществом и ТНК, и, более того, во взаимоотношениях между ТНК и правительствами государств. Серьезным указанием на разрушения диалога, во взаимоотношениях гражданского общества и энерго-сырьевых транснациональных корпораций являются все более наблюдаемые признаки замены этого диалога на принудительное продвижение корпоративных стратегий ТНК во всем мире, усугубляющееся доминирование приоритетов ТНК над приоритетами населения, усиление участия ТНК и мирового энергоменеджмента в мировой политике.

По причине нарушенного диалога глобальный энергоменеджмент не слышит тревожные посылы гражданского общества, своевременно не корректирует свою политику и по мнению населения, ориентирован на спорную стратегию обеспечения глобальной энергобезопасности по наиболее капиталоемкому и финансово затратному варианту, основанному на строительстве большого числа дополнительных трубопроводов, с целью диверсификации путей транспорта, и новых мощностей по производству электроэнергии, которые в конечном счете оплатит средний и малый непривилегированный потребитель. Альтернативные предложения гражданского общества о приоритете сокращения потерь энергоресурсов, приоритете сокращения путей транспорта, отказе от культивирования потребления энергии, о реальном, а не пиартехнологическом энергосбережении, реальных инновациях, восстановлении справедливости в платежах за потребленную энергию — нередко, по разным причинам, остаются неуслышанными и проигнорированными. Все это приводит к турбулентности в энергетическом и политическом секторе, дестабилизации мировой финансовой сферы, включая цены на энергоресурсы, а также — к росту антиглобалистских настроений.

Как известно, Первых Политиков отличает Видение. Однако по причине искусственно создаваемой «туманности» на мировом энергетическом рынке произошло «ограничение видимости», что привело к неверному считыванию ситуации и нарушению действия триады «Проблема — Реакция — Решение», в связи с запаздыванием формулирования перечня приоритетных Проблем, требующих реагирования.

В сложившейся ситуации перед гражданским обществом стоит задача восстановления этого Видения, а также совершенствования диалога в отношениях с правительствами стран и энерго-сырьевыми транснациональными корпорациями.

В целях восстановления паритета сил и равноправия в диалоге между гражданским обществом и транснациональными энерго-сырьевыми корпорациями, нарушенных в связи со стремительным ростом масштаба этих корпораций, а также в целях совершенствования диалога с правительствами стран для эффективного разрешения проблемы «Энергобезопасности», необходимо реализовать нижеследующие предложения и рекомендации, принять во внимание тенденции и угрозы, вызывающие тревожность в гражданском обществе.

  1. Для стабилизации мирового нефтяного рынка необходимо в первую очередь в мировых ценах на энергоресурсы ликвидировать повышающие составляющие, вызванные, во-первых, ростом «непрофессиональной компоненты» в мировом энергобизнесе, а во-вторых, пиартехнологическими манипуляциями информационных рейдеров, создающих турбулентность и «туманность» на глобальном энергорынке, т.е. устранить «манипулятивную» составляющую в цене энергоресурсов.
    При этом требуется констатировать, что обе повышающие составляющие в ценах на энергоресурсы, также как и иные проблемы, вызваны нарушением паритета сил между участниками глобального энергетического рынка, стремительным ростом масштабов ТНК.
  2. Учитывая, что проблема «Энергобезопасности» обусловлена высокими ценами на энергоресурсы, и снижение этих цен рассматривается как одно из главных направлений уменьшения остроты возникшей проблемы, необходимо равноправное разрешение вопроса об упущенной выгоде стран-нефтеэкспортеров в случае такого ценового понижения, поскольку доходы на конце «цепочки потребления», т.е. в странах-потребителях, традиционно выше, и убытки от ограничения роста цен принимают на себя экономики стран-производителей нефти (иных ресурсов).
    С учетом мнения граждан, распределение «финансовых невзгод» — упущенной выгоды, связанной с гарантией доступности энергоресурсов по уровню мировых цен — должно основываться на глубоко и тщательно продуманной системе критериев, которую требуется разработать с участием наиболее профессиональных экспертов гражданского мирового сообщества.
  3. Для обеспечения равновесия сил и равноправного диалога необходимо признать право стран-нефтеэкспортеров осуществлять экспорт энергоресурсов, добытых на их территории, за валюту этих стран (в России — это «экспорт за рубли») либо за иную свободно выбранную ими валюту для обслуживания собственного «энергооборота», и не препятствовать реализации этого права.
  4. Стратегия «Энергобезопасности» в глобальном масштабе, по мнению экспертов и граждан, должна основываться на приоритете сокращения потерь энергоресурсов взамен приоритета строительства новых трубопроводов и энергомощностей.
    Потери энергоресурсов, с учетом мнения гражданского общества, необходимо в первую очередь сокращать при разработке нефтяных и газовых месторождений, в том числе, не допуская превращения «технологически извлекаемой нефти» в «технологически неизвлекаемую нефть» из-за агрессивной нефтедобычи, а также при транспорте энергоресурсов (крушение танкеров, порывы трубопроводов, теракты и пр.)
  5. В целях уменьшения объема инвестиций, требуемого для решения проблемы «Энергобезопасности», необходимо приложить все усилия для восстановления равноправного диалога по сформировавшимся «осям конфликта интересов» и нарушенного паритета сил, поскольку планы строительства многих новых и часто дублирующих энергообъектов, продиктованы взаимным недоверием производителей и потребителей, переходом к всё более «жесткой концепции переговоров».
  6. В порядке одного из главных приоритетов, обозначенных гражданами, необходимо разработать «Концепцию энергосправедливости», основанную на принципах: «Заплати сам за энергоресурсы, которые ты потребляешь», «Заплати сам за новые энергомощности, которые создаются для увеличения твоего энергопотребления», «Заплати сам за свое энергетическое транжирство». При этом, по данным опроса, проведенного для изучения мнения граждан, эти принципы «Концепции энергосправедливости» таковы:
    • Тариф для «энергетических транжир», превышающих рациональное суточное потребление (иллюминации и пр.) должен быть выше (повышенный тариф при превышении разрешенного потребления), чем для иных потребителей;
    • Основной груз инвестиций на решение проблем «Энергобезопасности» должны принять потребители той страны, которая наращивает энергопотребление и ради которой осуществляются дополнительные инвестиции в энергомощности в стране-производителе энергоресурсов;
    • Потребители стран-импортеров энергоресуров должны, в первую очередь, также нести финансовую нагрузку по ликвидации экологических последствий от реализации программы глобальной «Энергобезопасности», в том числе на территориях стран-энергоэкспортеров, принимающих на себя наибольшие экологические ущербы.
    • Необходимо по возможности ограничить инвестиции в трубопроводы, приближая территории потребления к территориям производства энергоресурсов. Инвестиции в трубопроводы, имеющие серьезное геополитическое обоснование, должны, по мнению граждан, осуществлять, в первую очередь, частные компании, затем — правительства стран-импортеров, и в меньшей степени — правительства стран-нефтеэкспортеров:
  7. Граждане обозначили высокую тревожность, связанную с тенденцией наметившейся профанации внедрения новой техники, технологий и инноваций, имеющей своим следствием не только снижение конечной нефтеотдачи пластов в странах-нефтеэкспортерах, но и необоснованные претензии на налоговые льготы, что в условиях рекордно высоких цен на энергоресурсы, является парадоксом и отражением «искаженной энергоэкономики».
    Внедрение более современной и более дорогостоящей техники и технологий при разработке месторождений нефти и газа (основных энергоресурсов на ближайшее десятилетие) должно приводить к соответствующему росту нефтеотдачи пластов (в сравнении с проектными или стандартными вариантами добычи), поскольку в ином случае происходит снижение конечной нефтеотдачи из-за снижения рентабельности в связи с ростом затрат, что обозначено на уровне серьезной угрозы.
    На разработку новых технологий, в первую очередь технологий более рентабельного использования нефти в нефтехимии, биотехнологиях и пр., на разработку новой мировой энергоэкономики, на оказавшийся в забвении анализ и обобщение опыта разработки сырьевых ресурсов, на термоядерные исследования (приоритет граждан), необходимо направить фиксированную долю энергодоходов, в международный бюджет институтов, специально созданных для исследования и решения этих проблем.
  8. Актуально создание международного медиа-консалтингового проекта, не ангажированного интересами отдельных стран и энерго-сырьевых транснациональных корпораций, с целью повышения объективности, прозрачности и профессиональности в освещении тенденций и угроз глобального энергетического рынка.
  9. Необходимо разработать новые международные антимонопольные требования, ограничивающие участие энерго-сырьевых транснациональных корпораций (ТНК) в деятельности и контроле банковского сектора, институтов гражданского общества, политических партий, СМИ, нефтегазовой аналитики и консалтинга, систем коммуникаций, в том числе, путем обновления концепции аффилированности юридических и физических лиц, ограничения совмещения должностей, ограничения финансирования гражданского, политического сектора, СМИ и иных институтов волеизъявления граждан, а также институтов «доставки» гражданам достоверной информации об экономических и политических событиях в мире.
    Проблемы «Энергобезопасности» диктуют необходимость создания новых международных антимонопольных институтов, соразмерных по масштабам и власти масштабам и влиянию энерго-сырьевых транснациональных корпораций.
  10. Актуально обратить более пристальное внимание на то, что деятельность служб безопасности энерго-сырьевых транснациональных корпораций все более часто выходит за границы деятельности этих ТНК и за пределы полномочий, обозначенных им национальными законами стран и международным правом, а также все более часто принимает форму вмешательства в частную жизнь граждан, в том числе, в области «правовых ниш», что ведет к росту конфликтности по этой оси и затрудняет диалог между гражданами и энергомонополиями, энергопроизводителями и энергопотребителями.
    Необходимо обеспечить международный правительственный, экспертный и гражданский мониторинг этой тенденции, разработать поправки в международное право и национальные законодательства.

В ЦЕЛОМ, поскольку главные проблемы «Энергобезопасности» вызваны нарушением энергодиалога не только по оси «страны-производители — страны-потребители», но и по оси «гражданское общество — энергомонополии» необходимо:

обеспечить создание автономных источников финансирования для гражданских институтов, представляющих профессионально и добросовестно гражданские интересы в диалоге с энерго-сырьевыми транснациональными корпорациями, в том числе в связи с правомерной и объективной актуализацией темы о финансовой зависимости и источниках финансирования неправительственного сектора стран (и в первую очередь, стран нефтеэкспортеров).

Такие автономные источники финансирования наиболее верно создать за счет отчислений доли нефтяных, газовых и иных энергодоходов в международные бюджеты вышеуказанных вновь создаваемых гражданских институтов, готовых к равноправному диалогу и защите интересов населения планеты, прежде всего, по оси «энергомонополии» — «потребители услуг энергомонополий».

Все материалы раздела «Новости, комментарии, ремарки»

Реклама


© Авторские права на идею сайта, концепцию сайта, рубрики сайта, содержание материалов сайта (за исключением материалов внешних авторов) принадлежат Наталье Ярославовой-Оболенской.

Создание сайта — ЭЛКОС