Вклад А.Т.Ярославова в Клинскую церковь Никольского. Афанасьевские церкви и Афанасьевская Тихвинская икона - след Первого Тверского князя Ярослава (Афанасия) Ярославича, именуемого Ярославов библиофилом Е.И.Аркадьевым
©Наталья Ярославова-Оболенская
22 декабря 2014 года
В статье «Клинская Русь. Дворянский помянник» вологодский А.Т.Ярославов называется в ряду «Избранных имен дворян и купцов благотворителей некоторых храмов Клинского уезда XVIII-XIX веков». Вклады он делал в церковь Воскресенья Господня Никольского погоста, что на Железовке (Шипулино).
Железовка - река, некогда судоходная, приток Ямуги, впадающей в реку Сестра, которая несет свои воды в реку Дубна, «условную границу» Шуморовского стана близ Переславля Залесского, где похоронена Н.М.Ярославова-Уварова, мать святого Федора Томского (Ф.А.Уварова).
Географически Никольский погост на Железовке находился в удельном Клинском княжестве, входившем в княжество Тверское, что не столь близко к Вологде и реке Шексне , на которой родился А.Т.Ярославов (старший).
Но княжил в этом уделе третий сын Великого Князя Михаила Ярославова Тверского удельный князь Константин Михайлович, с чем и могла быть связана благотворительность А.Т.Ярославова.
Тверским же князем после смерти князя Александра Михайловича был его брат Василий Кашинский. Княгиня Анастасии - вдова Великого князя Александра Михайловича Тверского вместе с её детьми контролировала Холм и Микулин, Старицу и Зубцов. А младшему брату князю Константину принадлежал Клин, унаследованный затем его сыновьями Еремеем и Семеном. Правнуки Еремея князья Юрий и Осип позже носили прозвища Дорогобужских.
Это прозвище «Дорогобужских» было унаследовано ими от отца Константина, «который в первой половине XV в. получил от великого князя литовского в кормление смоленский город Дорогобуж и ряд смоленских волостей, почему и стал Дорогобужским».
А уделом Константиновичей тверских был Клин и Клинское княжество. «Основываясь на свидетельстве польского историка XVI в. Матвея Меховского о существовании в составе Тверского Клинского княжества, Б.Н. Флоря высказал мысль, что уделом предков Дорогобужских князей был Клин….Клинский удел занимал юго-восточную часть Тверского княжества. Он простирался примерно от р. Ламы, правого притока р. Шоши, до стоявшего на правом берегу р. Волги, при впадении в нее р. Хотчи, Белого городка. Как показывает летописное описание тверских событий второй половины 60-х годов XIV в, Клинское княжество было поделено между Еремеем и Семеном Константиновичами, причем Семен владел, видимо, его северной частью» («Куликовская битва. Тверское княжество»).
Описанное деление власти относилось к временам малолетнего князя Дмитрия Ивановича.
В городе Клин - столице Клинского княжества до XVII века была Церковь святителей Афанасия и Кирилла Александрийских. С приходом к власти Романовых этой Афанасьевской церкви в Клину не стало. И в годы , когда вклады делал А.Т.Ярославов, благотворителем клинской Афанасьевской церкви он быть не мог, в связи с её закрытием..
Все Афанасьевские монастыри, храмы и церкви были посвящены первому Великому князю Тверскому, Князю Киевскому и Владимирскому Ярославу III Ярославову ( 1230 - 16 сентября 1272 года), имя в крещении которого было Афанасий, также как и имя в схиме.
Его дочь Тверская княжна Софья Ярославна основала Афанасьевский девичий монастырь в Твери, в народе – Софьин, где она была его первой настоятельницей. После дочери, настоятельницей Афанасьева монастыря стала мать Софьи – Ксения Тарусская и Тверская (Софья ). А затем жена родного брата Софьи - Михаила Ярославова Тверского. Похоронены Софья Ярославна и её мать в Афанасьевском тверском монастыре – усыпальнице тверских княгинь.
В московском Кремле в XIV веке существовал храм святого Афанасия патриарха Александрийского, упоминаемый в Степенной книге в 1389 году, и Афанасьевский монастырь, возникший вместе с этим храмом.
А уже в XV веке около кремлевского Афанасьевского монастыря построили Спасскую башню (Фроловскую), архитектором которой был итальянец Петр Фрязин ( Пьетро Антонио Солари ), сыгравший большую роль в браке Софьи Палеолог и Ивана III («Третий Рим». Петр на Камне, Антоний на Камне и Богородицы на Камне: Табынская и Бугабашская» ).
В кремлевском Афанасьевском монастыре со временем образовалось подворье монастыря Кирилла Белозерского (что на Белоозере), который, ещё будучи мирянином, жил в этом Афанасьевском монастыре.
Возможно, и имя в постриге ему было дано Кирилл, поскольку память Афанасия и Кирилла архиепископов Александрийских празднуется в один день 31 января.
«Кирилло-Белозерский монастырь имел обширные духовные, экономические связи с другими городами Руси. Во многих из них у монастыря были свои подворья…. Одно из самых древних и самых известных было Кирилловское подворье в Московском Кремле. Первое упоминание о нем относится к 1563 году. Подворье находилось недалеко от Фроловских ворот (ныне Спасская башня) при Афанасьевском монастыре, возникшем при бывшем здесь храме святого Афанасия Александрийского, от которого и получил своё наименование. С 1606 года игуменом Кирилло-Белозерского монастыря, чье подворье находилось в Кремле, был Матфей.
В 1609 году игумен Матфей получил похвальную грамоту от царя Василия Шуйского за защиту монастыря и жителей
В 1613 году его пригласили в Москву для избрания нового царя. 7 февраля 1615 года состоялась хиротония Матфея во епископа Казанского и Свияжского с возведением в сан митрополита. Скончался он 13 января 1646 года. Погребён в кафедральном соборе города Казани». ( «Ладаница» Е.Г.Шурина. Музей Кирилловского монастыря).
История подворья вологодского Кирилло-Белозерского монастыря близ реки Шексны, созданного в Афанасьевском монастыре московского Кремля, вместе с этим, связана и с селом Шипулино - Никольским погостом на Железовке, куда и делал вклады вологодский А.Т.Ярославов.
При этом, церковь Воскресения Словущего в Клину, называемая в исследовании Рубцова Д. А. «Церкви и села Клинского уезда до 1781 года», судя по фамилиям попов и священников - та же самая церковь Никольского погоста на Железовке (Шипулино), благотворителем которой называют А.Т.Ярославова в XVIII или XIX веке.
Свое название Шипулино бывший Никольский погост получил от имени дьяка Пушкарского приказа Никифора Шипулина, чьей семье село принадлежало уже в XVII веке.
Дьяк Никифор Шипулин был близок к Кирилло-Белозерскому монастырю в годы после Смуты, также как и к его подворью в Кремле.
При этом, в 1640 году Никифор Шипулин принял постриг именно в Афанасьевском монастыре московского кремля, о чем рассказывает статья «Ладаница» Е.Г.Шуриной Кирилловского музея.
Никифор Иванович Шипулин был дьяком патриарха Филарета, отца Михаила Федоровича Романова.
«Имя Никифора Шипулина (в иночестве Никодима, принявшего постриг в 1640-е годы в Афанасьевом монастыре) не раз упоминается в числе щедрых вкладчиков Кирилловой обители.
В 1641 году он стал заказчиком росписей Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря, исполненных городовым царским иконописцем костромичом Любимом Агеевым «со товарищи».
Предположительно, Никифор Шипулин вместе со своим сыном изображен в росписи собора в композиции, созданной на тему одного из псалмов. Помимо финансирования иконописных работ, Никифор Шипулин одаривал монастырь изумительными по красоте и тонкости работы ювелирными изделиями. После закрытия Кирилло-Белозерского монастыря (1924) несколько вещей через Музейный фонд поступили в собрания других музеев. Так, коллекцию декоративно-прикладного искусства музея Великого Новгорода пополнили его вклады… Никифор Иванович Шипулин скончался в 1652 году в Москве, погребен на соборной паперти Кирилло-Белозерского монастыря».
Имя дьяка Шипулина стало носить село Шипулино - бывший Никольский погост на реке Железовке, церковь Воскресения Словущего которого , возможно, в чем-то преемствовала закрытой в Клину церкви святителей Афанасия и Кирилла Александрийских.
В годы жизни А.Т.Ярославова (1730-1792) при императрице Екатерине II был ликвидирован также Афанасьевский монастырь в Кремле
«В 1770 году, в связи с принятым решением о строительстве Баженовского дворца, Кирилловское подворье в Кремле было упразднено. В 1776 году его разобрали. На месте подворья и расчищенных других дворов образовалась обширная площадь. Церковная утварь была вывезена в Кирилло-Белозерский монастырь. Далеко не все драгоценные предметы, поступившие с подворья в Кирилло-Белозерский монастырь, сохранились. Значительная часть ветхого серебра не избежала переплавки. Из переплавленных венчиков с древних икон были сделаны в 1770-е годы дарохранительница, запрестольный крест, рипиды и некоторые оклады на иконы. В настоящее время из драгоценных вещей, поступивших в Кирилло-Белозерский монастырь, кроме ладаницы, известен серебряный восьмиконечный крест, явившийся вкладом «черного попа» Никона Яковлева в 1660 году, и чарка с резными изображениями мифологических птиц, пожертвованная в 1628 году Никифором Ивановичем Шипулиным».
При первых Романовых, после 1615 года, Кирилло-Афанасьевский монастырь появился в Ярославле. Одноименная церковь в нем была построена в 1664 году
В Мологе ещё до Смуты существовал Холопий монастырь, переименованный в Афанасьевский (женский) в XIX веке, после строительства церкви Афанасия и Кирилла. Этот моложский монастырь, упоминаемый в 1509 году, был затоплен Рыбинским водохранилищем после революции.
Его история связана с Тихвинской иконой Божией Матери , явленной раньше, чем она появилась над водами Ладоги.
Икона именуется Афанасьевская Мологская. Можно перевести, как Ярославская Мологская.
История первой Тихвинской иконы Афанасьевской - более ранней, чем явленная над Ладогой, рассказывалась мною в статье 2012 года «Всемирная азиатская торговля в древней Мологе, у начала Тихвинской системы. Правда, которую пытались затопить»…:
«До 1370 года (в иных источниках называется 1377 год), когда икона была передана в Афанасьевский монастырь, она принадлежала роду князей Смоленских. Этой иконой незадолго до своей кончины, в 1298 году, св. князь Феодор Смоленский и Ярославский благословил своего старшего сына Давида. Последний благословил ей своего сына Михаила на княжение в г. Мологу; сын Михаила Феодор передал эту икону в Афанасьевский монастырь… К иконе Божией Матери стали во множестве стекаться богомольцы, и в настоящее время икона сия свято чтится всей Мологской страной… Именно в этом бывшем древнем Моложском княжестве, где первым удельным князем был Михаил - сын князя Ярославского (св.) Давида, благословленный на это княжение Тихвинской (Афанасьевской) иконой и жили бояре и помещики Ярославовы, упоминаемые в самом старом фонде Рыбинского архива.
По данным статьи «Рыбинскому архиву 85 лет: слагаемые успеха», 26.10.2006…:
«Самый древний документ, выявленный на сегодняшний день, находится в фонде Ф-103 «Помещики Ярославовы», датированный 1627 годом. Это выпись из писцовой книги (столбец)».
Именно Мологский уезд Ярославской губернии указан местом рождения боярина Федора Ярославова… Боярин Ярославов Иван Михайлович, значится в боярских списках Мологского уезда с тремя братьями, в т.ч. - Ярославовым Тихоном Михайловичем. Также в архивных документах названы: Ярославов Михаил Иванович; Ярославов Матвей Иванович; Ярославов Яков Матвеевич; Ярославов Петр Матвеевич, Ярославов Гаврила Александрович («Помещики Мологского у. Ярославской губ. Фил. ГА Ярославской обл., г. Рыбинск, ф. 103, 50 ед. хр., 1627- 1835.)…»
Сыном названного боярина Тихона Михайловича Ярославова был Алексей Тихонович Ярославов , делавший вклады в церковь Воскресения Словущего Никольского погоста на Железовке, названного при Романовых именем дьяка Н.Шипулина, принявшего постриг в Афанасьевском монастыре. Т.е. в монастыре персонального святого Великого Князя Ярослава III Ярославова - родоначальника Тверского княжеского дома.
"Предание говорит о многих чудесах, связанных с Тихвинской иконой Богоматери. С одним из них полагают связанным освобождение Тихвинского Богородице-Успенского монастыря от нашествия шведов в 1613 г., возглавляемых генералом Делагарди. Послушнику Мартиниану явилась Богоматерь, ведомая Варлаамом Хутынским, Зосимой Соловецким и Николаем Угодником.
«Скажи воеводам и всем людям», — сказал Чудотворец, — «Пресвятая Богородица, общая молебница о роде христианском умолила Сына Своего, Христа Бога нашего, избавить вас от врагов, и вы узрите милость Божию и победу». Духовное затмение поразило шведов, обратившихся в бегство после того, как им показалось, что их окружает несметное войско"."Икону стали воспринимать как подтверждение особого статуса России перед лицом Бога» ( Трагедия русского народа город Молога).
Афанасьевские церкви, храмы и монастыри на Руси и Афанасьевская икона Божией матери указывали на место пребывания потомков Ярослава III Ярославова Великого Князя Псковского , Владимирского и Киевского . Первого князя Тверского.
Княгиня Мария Александровна Тверская дочь Великого князя Александра Михайловича Тверского была третьей супругой Великого князя Московского Симеона Гордого, умершего в 1353 году, но начавшего Спасский путь. ( «Спасский путь от Спаса-Преображенного в Коломне до Преображенского монастыря в Николо-Березовке. Антоний Храповицкий епископ Уфимский и Мензелинский, Киевский и Галицкий»).
Церковь святого Афанасия Александрийского и Афанасьевский монастырь могли появиться в Кремле при Тверской княгине Марии Александровне, в память о прадеде Великом князе Владимирском и Тверском Ярославе (Афанасии) III Ярославовом.
При Рюриках, монастыри и церкви назывались Афанасьевские.
При Романовых, редкими «репликами» - воспоминаниями о Ярославе III (Афанасии) были церкви и монастыри Кирилла и Афанасия Александрийских.
Затем только Кирилла Александрийского, как редкая церковь за Камой в селе Калегино, откуда была родом мать мэра Москвы Ю.Лужкова и моя бабушка Александра Николаевна Ярославова (Голикова).
Это может быть «следом» фактической ссылки игумена Кирилло-Белозерского монастыря Матфея, который поддерживал Князя Василия Шуйского из Суздальского княжеского дома - потомка князя Андрея Ярославича, старшего брата Ярослава (Афанасия) III.
Игумен Кирилло-Белозерского монастыря Матфей, практически сразу после избрания Михаила Романова, стал митрополитом Казанским и Свияжским с возведением в сан митрополита и был погребён в кафедральном соборе города Казани.
Через 6 лет скончался дьяк Никифор Шипулин, успешно сотрудничавший после игумена Матфея с его преемником в Кирилло-Белозерском монастыре и даже похороненный в нем, также как и оставивший память о себе в ювелирных дарах.
В XIX веке церкви Афанасия и Кирилла стали изредка «вырастать» из приделов.
Один из примеров - Храм Святителей Афанасия и Кирилла (Воскресения Словущего) на Сивцевом Вражке в Москве. Церковь XVI века. Долго не восстанавливалась после Смуты.. Лишь только «В 1749 году по прошению поручика И. В. Плещеева в трапезной части церкви был устроен придел Святителей Афанасия и Кирилла и в документах храм стал называться «Афанасие-Кирилловская церковь»…. В 1812 году Смоленская икона Божией Матери, вывезенная из Смоленска, была помещена первоначально в храме Св. Афанасия и Кирилла и уже отсюда перенесена в Успенский собор Кремля. Разорённый в 1812 году храм был обновлён в 1815—1817 годах на средства дочери полковника Прасковьи Петровны Юшковой….11 сентября 1993 года… была возвращена главная храмовая икона Свтт. Афанасия и Кирилла. »(W). Произошло это в день памяти Александра Невского - старшего брата Ярослава (Афанасия) III Ярославова.
Подобная же история могла быть и с церковью Воскресенья Словущего Клинского уезда Никольского погоста на Железовке (Шипулино), куда делал вклады вологодский А.Т.Ярославов. Какую благотворительность или вклад он сделал в церковь, находившуюся в 1802 году в имении Васильчаковых – не известно ( Храм Воскресения Словущего с. Шипулино).
Но сам факт вклада - свидетельство того, что родившийся в Шексне Алексей Тихонович Ярославов хорошо знал историю Афанасьевских монастырей, представленную выше, и связь монастырей Кирилло-Белозерского и Афанасьевского , начавшуюся с того, что ученик основателя Троице Сергиева Монастыря Сергия Радонежского - Кирилл Белозерский поселился в Кремле близ церкви Афанасия - персонального Святого родоначальника Тверского княжеского Дома Ярослава III (Афанасия), третьего наследника Великого Князя Федора Ярославича после Александра Невского и Андрея Ярославича.
Ссылки:
[1] На Тихих берегах Москвы
[2] Б.А.Чориков
[3] Трагедия русского народа город Молога
[4] Кирилло-Афанасьевский монастырь (Ярославль)
[5] Афанасьевская Тихвинская икона Божией матери
[6]Обитель святителей Афанасия и Кирилла и иконы Тихвинской Божией Матери. Павел (Груздев)
[7] «Ладаница» Е.Г.Шурина. Музей Кирилловского монастыря
[8] Церковь Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских, что на Наволоке. Афанасьевско-Кирилловская, теплая Георгиевская – теплый храм ансамбля Георгиевских церквей
[9] Клинская Церковь Воскресения Словущего в Шипулино. Никольский погост на Железовке,куда делал вклад Вологодский А.Т.Ярославов
[10] «Франция против победы Шипулина. Погрозили...»
[11] Золотая медаль по биатлону в день рождения.Какой подарок ! Впервые с 88 года.Прохоров тоже молодец