Персональный сайт Натальи Чистяковой — Натальи Ярославовой
Natalia Chistiakova—Natalia Yaroslavova’s Personal Website

«МИД Ярославова»: от банков инока Крыпецкой обители А.Л. Ордын-Нащокина, до монетного дела В.Н.Татищева, «Дома Печенко» и «Печенкин и Ко»

    • Псково-Печерская Лавра, основанная при родоначальнике князей Ярославовых - Псковском князе Ярославе Оболенском в 1473 году . «Выросла» из пещер.
    • Грамота Князя Пскова Ярослава Оболенского посаднику Колывани и «Золотоносцам» 1487 года. Иноки Псково-Печерской Лавры, основанной при Князе Ярославе Оболенском в 1473 году. Рисунок Мейер-берга
    • «Псковская земля. История в Лицах». Редактор-составитель Т.В.Вересова
    • Дом Никиты Татищева (отца) в Пскове, где В.Н.Татищев жил c 1698 года по 1704 год
    • Я.В.Брюс, уроженец Пскова и его эпоха. Шотландский род
    • Петр I и В.Н.Татищев. Картина «И посему быть! (с) Е. Широков. 1999 год./11/
    • В.Т.Татищев.(с) Мургин Алексей Анатольевич./11/
    • Карта из статьи о В.Н.Татищеве. Камбарка в настоящее время много меньше Бирска-Челяднино
    • А.Л.Ордын-Нащокин Псковский воевода , Глава Посольского приказа. Инок Антоний Савво-Крыпецкого монастыря, основанного при князе Ярославе-Оболенском
    • Палаты воеводы Пскова А.Л.Ордын- Нащокина. Во главе Псковских реформ
    • Большая государственная печать 1667 года, впервые использовавшаяся при подписании Анрусовского перемирия с Речь Посполитой А.Л.Ордын-Нащокиным. Край иконы Казанской Богородицы с житием А.Л.Ордын-Нащокина
    • Стол и казна воеводы. Меры весов. Приказная палата палата воеводы Пскова. Псковский Кром
    • Фрагменты икон об А.Л. Ордын-Нащокине. Саввы-Крыпецкого и Никола-Любятовского монастырей. Ордын-Нащокинская богадельня и икона видение старца Дорофея
    • Иверская икона Божией Матери. Приказная палата
    • Воеводы Пскова в 1640-1690 годах и их полномочия, в том числе ,внешнеполитические
    • «Дом Печенко» (Печенкины) в Пскове.
    • Изразцовые печи в кабинете хозяина и «веселой комнате» Дома Печенко./12
    • Печь повалуши Дома Печенко. Реконструкция. /13/
    • Изразцовые печи Пскова.Зеленые , как в Псково-Печерской Лавре
    • Керамиды о захоронениях. Зеленого цвета, как в Псково-Печерской Лавре
    • Главная контора казанского банкирского дома «А.А.Печенкин о Ко» в Санкт-Петербурге
    • Казанский Благовещенский собор, построен псковичами во главе с Постником Яковлевым и Иваном Ширяем по прозванию Барма. 1555 год
    • Свияжск. Успенский собор построенный псковскими мастерами под руководством Постника Яковлева и Ивана Ширяя в 1555 году при воеводе И.П.Челяднине
    • Палаты Меньшикова – «Дом Яковлева» из Постниковых в Пскове. До Постниковых - дом С.Ф.Сабурова.
    • «Дома Постниковых». Династия Постника и Постниковых. Псков

© Наталья Ярославова-Чистякова
20 мая 2014 года

У начала практической кредитно-финансовой системы России стояла казанская кампания «Печенкин и Ко», филиалы которой затем распространились по всей стране и разорились незадолго до революции, поскольку и сама революция произошла по той причине, что не было у России хорошего хозяина, как сказал об этом Корнилий Крыпецкий, предрекший крушение монархии за 15 лет. ( «Старейший российский Банкирский дом «Печенкина и Ко» археолога Заусайлова и антиквара Мартинсона»).

Кампания «Печенкин и Ко», которой я посвятила несколько публикаций, первоначально заинтересовала меня фамилией Печенкин, от которой и образовалось второе название села Рождественское на реке Белой, также именовавшееся и Печенкино. Урожденной Печенкиной, в частности, была моя прабабушка. Хотя сам род Ярославовых, переехавший в Печенкино из Ярославово, появился здесь до брака Ярославова и Печенкиной, и проживал в «Печенкино Рождественское тожъ» более столетия ( «Бирское «Рюриково городище» и Климент Ярославов - староста Архангельского – Бирь, контролировавший Перевоз через реку Белую»).

Чем больше я изучала вот это Печенкино, где жили Печенкины: Ярославово, где жили Ярославовы и Бирск – первое название которого было Челяднино , от фамилии казненного боярина Федора Челяднина, тем больше было указаний на Псков. Начиная с того, что Ярославовыми именовались потомки Псковского князя Ярослава Оболенского; с Псковом связаны Бояре Челяднины; часто в истории рода проявлялся след Печерских пещер; с Псковом связаны также и уникальные культы Челяднино на р. Белой, имеющие аналоги в Сенно (Новый Изборск) и Печки Печерского района бывшего Псковского княжества; и сюда же, в бывшее Казанское ханство, вел след псковских зодчих династии Постника, фамилия которых в более поздние века звучала, как Постниковы. ( «Три депортация «древнего Пскова» и тайны ханской исповеди: Челяднины, Ярославовы, Оболенские и Глинские в Московских дворцах и на реке Белой»).

Родом из Пскова был и В.Н.Татищев, описавший историю Челяднино – Бирска, о чем рассказывает книга «Псковская земля. История в лицах». Статья о В.Н.Татищеве называется «Первоначальник русской исторической науки. Её автор Тамара Вересова (Псков-Москва).

Т.Вересова в её статье пишет о том, что псковская ветвь Татищевых (Рюрики), которую представлял и В.Н.Татищев, относится к началу XVII века: «….Он родился в с. Бередки, недалеко от Острова и получил блестящее образование. Его учил «немчина из Нарвы». Считается, что именно в Пскове В.Н.Татищев встречался с Петром I и Яковом Брюсом , уроженцем Пскова. Василий Татищев и обучался в Артиллерийской инженерной школе, которой заведовал граф Я.В.Брюс. Под его влиянием пристрастился в математике, географии, горному делу» («От боярина Медведева - Ярославова (Матвеева) до «алхимического» плана Исаака Ньютона для города Петра I»).

Судьба В.Н.Татищева, в целом, очень плотно связана с судьбой Графа Я.В.Брюса шотландского рода - президента Берг-коллегии, руководившего горнорудной промышленностью России. А также - с Аландским конгрессом 1718 года и Г.И.Остерманом/8/. «В.Татищеву было поручено тогда - исследовать Аландские острова, и он выбрал Варград, как место для переговоров со Шведским королем Карлом XII»/1/.

C 1720 года В.Н.Татищев - на Урале. Старинные издания именно его указывают основателем Екатеринбурга, а не Геннина. Здесь он пробыл три года, затем снова при дворе Петра I – для «секретных дел». Много работает в Стокгольме, скупает древние книги по геральдике, философии, истории, географии, горному делу. «Его круг общения в Москве в эти годы /1/ : Антиох Кантемир, князь Алексей Черкасский, Граф Петр Чернышев, московский губернатор Семен Салтыков - дальний родственник Татищева» ( "О Салтыковых и Орловых – совладельцах Кубенского").

В 1734 году В.Н.Татищев вновь возвращается на Урал, как главный начальник горных заводов, и воспринимает это назначение, как ссылку. В эти годы он разрабатывает вместе с промышленниками Горный устав, начинает формировать Горную библиотеку и работает над «Общим географическим описанием Сибири»:

«Василий Никитич ещё в октябре 1734 года , сразу по прибытии, разослал «во все городы Сибири» вопросники (92 вопроса) исторического, географического и этнографического характера, так как многие ландкарты ( Вятскую, Пермскую, Угорскую и др.) считал устаревшими…»./1/

При В.Н. Татищеве было создано и Екатеринбургское горное училище в Екатерининске, как называл его В.Н.Татищев. Спустя века, Свердловский горный институт, как продолжение этого горного училища В.Н.Татищева окончил мой отец Б.Р.Ярославов /9/, предки которого жили в Ярославово и Печенкино под Бирском – Челяднино, на реке Белой и притоке - Бирь.

«10 мая 1737 года В.Н.Татищев был назначен главой Оренбургской экспедиции – вместо умершего И.К.Кириллова…. Татищеву пришлось разбирать и бумаги И.К.Кириллова, незавершенные исторические и географические труды, в числе которых - несколько летописей, которые, по прочтении, Татищев сдал в Сенат… В эти годы В.Н.Татищев разыскивает рукописи за свой счет переписывает или переводит их и передает в Академию наук, которая, к сожалению, ничего из трудов Татищева не издает … » /1/.

В.Н.Татищева, как известно, не слишком любил Бирон. А для немецких академиков В.Н.Татищев специально переводил на латинский язык «Предложение о сочинении истории и географии», потому что русского языка они не знали.

С 1741 года родившийся в Пскове В.Н.Татищев - Астраханский губернатор. «Пограничная Астраханская губерния - окраина России. Сюда действительно ссылали всякого рода преступников и опальных чиновников… В управлении Астраханской губернией существовал наиважнейший вопрос - охрана национальных рубежей на Северном Кавказе и Юго-Востоке» /1/.

Выдающиеся способности В.Н.Татищева иностранцы, знавшие его, считали причиной зависти к нему – об этом пишет Т.Вересова. Он был оклеветан Демидовыми:

«И с 1757 года находится под домашним арестом в Болдино, где окончательно приводит в порядок «Историю Российскую», завершает сочинения по географии, создает новые труды по преобразованию различных сфер жизни страны. … Татищев вослед другому своему земляку А.Л.Ордин-Нащокину (лишь в незначительной интерпретации) предлагает создать «…банк долговой с умеренным ростом» для развития производства и торговли. Для него примером служит Швеция… Возможно, его идеи воплотились в создании в 1754 году Государственного заемного банка с Отделением купеческого…» /1/.

Названный А.Л.Ордин - Нащокин - глава Посольского приказа (Внешнеполитического ведомства страны), обращу внимание, долгое время пребывал в Крыпецком монастыре, основанном при Князе Пскова Ярославе Васильевиче Оболенском - родоначальнике князей Ярославовых ( «Савво-Крыпецкий монастырь Иоанна Богослова, основанный при князе Пскова Ярославе Оболенском»).

В Крыпецкой обители А.Л.Ордин-Нащокин принял постриг с именем Антоний. А уже после Крыпецкой обители граф А.Л.Ордин –Нащокин был в чине настоятеля-строителя Любятовского Никольского монастыря….

А.Л.Ордин – Нащокин « на свои средства построил в Пскове Казанскую больницу на 150 душ мужского и женского пола. Это было самое крупное благотворительное учреждение города в XVII-XVIII вв. для благоустройства богадельни и попечения за призреваемыми в ней согражданами инок Антоний попросил благословения у псковского архиепископа Арсения, с которым был в давней дружбе и духовном общении. Владыка пошел навстречу благочестивым устремлениям старца Антония Нащокина и поставил его в качестве настоятеля в чине строителя в окологородный Никольский Любятов монастырь. ….Список Казанской иконы, исполненный по заказу А. Л. Ордина-Нащокина для псковского храма, сейчас находится в Троицком соборе и особенно почитается псковичами… старец Антоний вернулся в начале 1680 г. в псковский Крыпецкий монастырь, где принял схиму, скончался и был погребен» /6/.

В этой же статье, «о главе МИДа» XVII века, похороненном в Иоанно-Богословском Савво-Крыпецком монастыре /10/, основанном при родоначальнике Князей Ярославовых, говорится о том, что:

«К духовным заслугам инока Антония Нащокина относится распространение на Псковской земле почитания иконы Казанской Богородицы и святителя Филиппа Митрополита Московского. Строительством храмов в их честь старец Антоний содействовал сплочению псковских святынь с московскими, стремился приобщить своих земляков к благочестивому поклонению новопрославленным святыням и, таким образом, духовно укреплял русское национальное самосознание…».

Однако это было не только сближение Псковских святынь с московскими, что началось при князе Пскова Ярославе Оболенском, продолжателем дела которого надо считать А.Л.Ордина - Нащокина, постриженного в Иоанно-Богословском Савво-Крыпецком монастыре, основанном при Псковском князе. Это было сближение Псковских и Казанских святынь, поскольку инок Антоний Нащокин неоднократно делал акцент на Казанской иконе Божией Матери, дате и обстоятельствах её явления….». И зодчество династии Постника и Постниковых, через Москву, - ушло «на Казань» и далее за Каму ( «Всё храмостроительство при Псковском Князе Ярославе Оболенском в Пскове и Москве. Оплоты православия и стратегические погосты. Древнее Псковское зодчество»).

В 2008 году статья старшего научного сотрудника Псковского государственного музея-заповедника Арсения Борисовича Постникова/4/, возможно даже и потомка тех самых Постниковых и династии зодчего Постника, сообщала о том, что «в полдень 26 марта 2007 года в Псковский историко-художественный музей был привезен и установлен во дворе Поганкиных палат старинный колокол. Он был любезно передан на хранение в музей приходской общиной храма Николы Чудотворца в Любятово и настоятелем этой церкви протоиереем Владимиром Поповым… Как следует из надписи, колокол был отлит псковскими мастерами ко дню Николы Зимнего 6 декабря 1614 года для церкви Спаса Преображения от Старого Костра… По краеведческой литературе известны еще три колокола псковских мастеров Савы да Козмы. Сохранившийся колокол 1614 г. самый ранний из четырех. Второй из известных нам был также отлит для церкви Спаса от Старого Костра в 1618 г. Его текст опубликован в «Спутнике по древнему Пскову» Н. Ф. Окулича-Казарина»…

Обращу внимание, что именно на Н.Ф.Окулича-Казарина, как на первоисточник названия, ссылаются статьи о «Доме Печенко» в Пскове, вокруг которого в последние годы было много баталий, в связи с его разрушением./7/

А.Л.Ордин-Нащокин упоминается и в публикации о В.Н.Татищеве.

Уникальный характер источников В.Н.Татищева, который перечисляет Тамара Вересова в её статье «Первоначальник русской исторической науки» - свидетельство и уникальности исторических сведений, которые приводятся В.Н.Татищевым, к чему надо относиться с большим вниманием.

Одно только упоминание родившегося в Пскове В.Н.Татищева о том, что город Бирск ранее назывался Челяднино и был основан в 1555 году, помогло мне восстановить ранее утраченные связи между Псковом, где Принцем был родоначальник князей Ярославовых, и Челяднино (Бирском) , около которого на реке Бирь сосланные Ярославовы поселились в дер.Ярославовой.

При этом, прочитанные В.Н.Татищевым летописи и рукописи, кратно превышают то, что издано из написанного им.

Работа над «Историей» В.Н. Татищева началась ещё в 1717 году , когда Я.Брюс поручил ему составление «обстоятельной русской географии» /1/. И в этих трудах над географией В.Н. Татищев понял , что без древней истории эту русскую географию составить невозможно.

«В.Н.Татищев надеялся , что в Англии издадут его «Историю» (Англию Татищев считал идеалом государственного устройства, страной просвещенной), поэтому подарил Королевскому собранию рукопись Российской летописи….

Из всего наследия историка наибольшую ценность , естественно, представляли, его рукописные труды, библиотека. Труды В.Н. Татищева после его смерти хотел издать историограф Г.Ф.Миллер, что, в конечном счете, и сделал.

После смерти В.Н.Татищева Г.Ф.Миллер, пожалуй, единственный беспокоится о сохранении его рукописного наследия. В конце- 40-х годов он несколько раз обращался в Академию наук с предложением выкупить рукописи… Кое-кто из Академии пытался опубликовать «Историю» под своим именем - Миллер негодовал…. По работам В.Н.Татищев также знал и ценил Г.Ф.Миллера и просил Шумахера ознакомить его со своей «Историей». /1/

К «Истории» В.Н.Татищева было и посвящение М.В.Ломоносова. Однако она была издана без этого посвящения.

«Отцом русской научной историографии» назвал Татищева другой историк В.О.Ключевский. Об источниках В.Н.Татищева он писал так: Русская научная историография в лице начинателя своего Татищева непосредственно примыкает к древнерусскому летописанию … Татищев собрал громадную массу печатных и рукописных памятников … Он сам признается, что имел под руками более 1000 книг, которыми мог руководствоваться… Артиллерист, горный инженер и видный администратор , он всю жизнь стоял в потоке самых настоятельных нужд… русская история оказалась в числе этих настоятельных нужд и текущих интересов времени; не плодом досужей любознательности патриота или кабинетного ученого, а насущной потребностью делового человека. Таким образом, Татищев вдвойне интересен, не только как первый собиратель материалов для полной истории России, но и как типичный образчик образованных русских людей петровской школы…» /1/

Память первоначальника русской истории отмечена международной общественностью тем, что в 1986 году, к 300 – летию его рождения, дата рождения В.Н.Татищева 29 апреля внесена в Календарь памятных дат ЮНЕСКО./1/.

Однако последние годы В.Н.Татищева были омрачены домашним арестом . Он был оклеветан Демидовыми, с которыми имел конфликт по вопросу о государственной либо частной собственности горных заводов. При этом, главной причиной опалы сам В.Н. Татищев считал монетное дело.

«В.Н.Татищеву , как никому иному , было знакомо монетное дело , но слишком много в новом окружении императрицы (Екатерины I) было его недоброжелателей, мечтавших оправить его подальше от двора , - опять на Урал… Но Василий Никитич все же подает Екатерине ряд записок - предложений, основанных на шведском опыте»/1/.

Предложения были связаны с указом Екатерины I о выпуске медных пятаков на два миллиона рублей « для облегчения крестьян в податях и других нужд». Однако «против Татищева выступали те, кто сознавал, что только он способен сделать что-то полезное для развития отечественной промышленности»/1/.

Неожиданно, как пишет Т.Вересова в её статье, « в окружении Екатерины I нашелся заступник (Д.М.Голицын) и 14 февраля 1727 года Екатерина подписала указ о направлении В.Н.Татищева на Московский монетный двор ( а их было в Москве три), где и было решено наладить чеканку медных монет. Специальным указом была создана Монетная контора, в состав которой вошли отец и сын Муси-Пушкины, Иван Алексеевич и Платон Иванович - и Татищев, а во главе стоял сам московский губернатор А.Л.Плещеев..

Дабы предотвратить деятельность фальшивомонетчиков , уменьшить ущерб казне исключить обиды и разорение частных лиц ,Татищев предложил начать отливку монет с упорядочением весов и повышением качества чекана. По его настоянию были созданы новые штампы из высококачественной стали … Были изготовлены необычные дотоле в России приспособления для чеканки монет .. В Академии наук сделали образцы точных гирь, их разослали на все российские таможни и в полицейские управления… По инициативе Татищева комплекты образцов (эталонов) гирь направляются в Коммерц- и Камер-коллегии.. В.Н. Татищев внес ещё одно техническое новшество в монетное дело: при штамповке денег «вместо людей и лошадей действовать водою»/1/.

Если вспомнить, в контексте этого рассказа, подвалы Невьянской башни, то понятно: за что Демидовы невзлюбили В.Н.Татищева ( «Невьянские тайны» Горного генералитета России: «Могильное золото» персов, как рок Романовых и «казны Форт-Росс»).

Уже после смерти Екатерины I, В.Н.Татищев вновь «пишет обер-секретарю Сената А.Маслову, несколько служебных записок. В одной из них предлагает меры по прекращению инфляции. Он научно обосновал необходимость в поощрении предпринимательства и внешней торговли , упорядочения денежной системы. Татищев, по сути, предлагал финансовую реформу - и уже в 1730 году были ощутимы её плоды. Но эта политика, как обычно, встретила противодействие...»/1/.

При Анне Иоанновне, после смерти Петра II, была создана и «Специальная комиссия о монетном деле…. Комиссию возглавил В.Н.Татищев. Он представил на рассмотрение Сенату записку , как «манету российскую удобрить, а нискую истребить» : он повторил свое давнее предложение о необходимости подъема кредитоспособности нашей денежной системы с европейскими и предлагал создать таблицы точных пересчётов , чтобы наши купцы не терпели убытков по неведению…». Однако это было и время Бирона, знавшего лишь «силу в лошадях, имевшего страсть к картам и умевшего брать взятки…». Поэтому в 1731 году во главе монетного двора поставили молодого М.Головкина , которому противостоял опытный Татищев - скоро для его устранения и случай сфабриковали». Его предали суду, затем суды остановили и назначили начальником горных заводов, что сам В.Н.Татищев считал, повторю, ссылкой. /1/

Таким образом, обращение В.Н.Татищева к теме кредитов и банков было вполне закономерным. И этому предшествовала его деятельность во главе реформ монетной, финансовой и также реформирование внешнеэкономической деятельности.

Как сказано выше, он при этом изучал труды А.Л. Ордин-Нащокина, а также в целом преобразования псковского воеводы:

«Наблюдения над укладом общественной жизни древнего Пскова «были использованы В.Н.Татищевым в его трудах: в частности, в «Истории Российской» он отметил присутствие в Пскове остатков реформы , проведенной в 1665 году воеводой Афанасием Лаврентьевичем Ордин-Нащокиным. Биографы ученого считают, что Татищев верно увидел в своеобразии внутреннего устройства Пскова сохранение древней традиции, а не заимствование воеводой « с примеру сторонних чужих земель». И Татищев отмечал, что Псков , в отличие от Новгорода, был замечателен не только «порядочными» республиканскими обычаями, но и своей приверженностью идее единого русского государства»./1/

Получается, что эстафета мудрости в Пскове началась с Иоанно-Богословского Крыпецкого монастыря, основанного при Князе Пскова Ярославе Оболенском - родоначальнике Князей Ярославовых.

Эту мудрость перенял А.Л. Ордин –Нащокин, принявший постриг в Савво-Крыпецком Иоанно-Богословском монастыре и оставивший завещание, в т.ч. в камне, указывающее на митрополита Московского Филиппа (Колычева) , обличавшего злодейство опричников Ивана Грозного, и на Казанскую икону Божией Матери, явленную в 1579 году, после казни князей, сосланных Иваном Грозным в Казань , среди которых был и правнук Князя Ярослава Оболенского - Александр Ярославов Ярославский.

Труды В.Н. Ордин-Нащокина, в свою очередь, изучал В.Н.Татищев. И вполне закономерно , что именно он «привел» к следу Ярославовых около Челяднино-Бирска, названного именем боярина Федора Челяднина, казнь которого Иваном Грозным изображена на известной картине «Опричники» Н.Неврева.

Символично, что здесь же , около Челяднино-Бирска, позже появилось Печенкино, вновь возвращающее к Пскову , в частности, к теме банков, финансов , кредитов и купечества, которое, как пишут, при В.Н.Татищеве вошло в «цветущее состояние».

Мотив изучения села «Печенкино, Рождественское тожъ» у меня был частный. Но от частного я уже не единожды приходила - к общему, как и в случае темы этой статьи , посвященной архитектурному памятнику Пскова - «Дому Печенко» и Печерским Лаврам, в том числе, Киево-Печерской и Псково-Печерской.

Вопрос о связи «Дома Печенко» и Печерской лавры возник у меня во время работы над статьей «Всё храмостроительство при Псковском Князе Ярославе Оболенском в Пскове и Москве. Оплоты православия и стратегические погосты. Древнее Псковское зодчество» , когда я внимательно изучала и двухтомник Е.Морозкиной «Церковное зодчество древнего Пскова».

Отдельные статьи и иллюстрации в этом двухтомнике Е.Морозкиной посвящены «Дому Печенко» и Дому Яковлева (Постника).

Контекст этих публикаций таков, что древнее храмовое зодчество, со временем, стали копировать разбогатевшие псковские купцы, приглашавшие к жилищному строительству зодчих, ранее участвовавших в возведении храмов. В случае династии Постника (Постниковых) купцами стали и потомки знаменитого на всю Россию зодчего. И их «Дом Яковлева (Постника)» имеет богатую историю. Он ранее принадлежал Сабурову, а позже стал известен, как, «Вторые палаты Меньшикова». Третьи связаны с именем Марии Мнишек.

Указанное изменение фамилии Постник на фамилию Постниковы побудило меня задуматься также о том, что фамилия Печенко, подобным же образом, может быть связана с фамилией Печенкины. Тем более, мне уже встречалась за Камой замена фамилии Печенкины - на Печеркины, и - наоборот, в частности, в истории Печеркина кардинальным образом повлиявшего на судьбу Григория Распутина.

И я представляла историю этой «взаимозаменяемости» фамилий Печенкин и Печеркин в статье «Был ли Распутин знаком с казанскими масонами и банкирским домом Мартинсона и Печенкиной ?»:

«При продвижении на Восток, задокументированы такие случаи: отец имел фамилию Печеркин, сын Печенкин. Фамилия имеет отношение в т.ч. к Невьянскому Богоявленскому монастырю и к монастырю Далматовскому…. Печеркиным был «духовный брат» Григория Распутина, завершивший свою жизнь на Афоне…»

C учетом сказанного выше, у меня и появилось основание внимательнее изучить тему о связи фамилии Печенкины с фамилией Печеркины и Псково-Печерской Лаврой, как отрасли Лавры Киево-Печерской.

Наиболее полное исследование «Дому Печенко» в Пскове посвятил Ю.П.Спегальский в его одноименной книге 1973 года. Он восстановил внутренний и внешний облик здания, включая деревянные надстройки ( верхние этажи) и историю строительства, выявил его высокохудожественную ценность , особенно интерьеров.

В описании Ю.П.Спегальского меня, в первую очередь, заинтересовали изразцовые печи, разных периодов и , вероятно, разных мастеров, а также указания автора книги на аналоги подобных образцов в монастырях и храмах.

При этом, что интересно, Ю.П.Спегальский указывает круглую печь Болдинского монастыря, от которой остались фрагменты, ныне находящиеся в Государственном Историческом музее, что имеет значение в контексте настоящей статьи, поскольку Болдино - одно из имений В.Н.Татищева, где он похоронен.

Также Ю.П.Спегальский называет в ряду аналогов Иосифо-Волоколамский монастырь, декор церкви Алексеевского монастыря в Угличе, церковь Иоанна Предтечи на Толчкове, в Ярославле. Упоминаемые, в контексте дома Печенко, ценинные изразцы находились в декоре церкви Одигитрии на Печерском подворье, зеленые — в декоре крыльца XVII века у Рождественского собора Снетогорского монастыря».

Всего было найдено 9 видов образцов. И отдельные решения в гражданском строительстве повторились во вторых палатах Меньшикова – это дом Яковлева, или Якова Постника из династии храмостроителей:

«Кроме печи дома Печенко такой прием выделения орнаментального пояса фоном, отличающимся от общего фона печи, был применен в печи одной из «веселых» палат во Вторых палатах Меншиковых в Пскове. Судя по обломкам изразцов, найденным там автором в 1939 году, в этом здании в XVII веке печь такого типа имела общий фон белый, а фоны поясов с птицами — бирюзовые…».

Найденные Ю.П.Спегальским изразцы «были после их оклейки были сданы автором в 1928 году в Псковский музей. У автора остались лишь их точные изображения, сделанные в натуральную величину в цвете».

Вероятно, их я и сфотографировала в Псковском музее, судя по рисункам Ю.П.Спегальского.

В ряду изразцов дома Печенко выделяются редкие экземпляры , где птицы, изображены, клюющими ягоды . Такой сюжет называют евхаристическим.

Дом Печенко, о котором идет речь, находится рядом с Солодежней на современной улице Гоголя, древней Никольской, ведущей от торга - к церкви Николы с Песков. Первые постройки датируют 60-70 годами XVII века, новые - на 15-20 лет позже и построены, возможно, с ростом благосостояния.

Владелец первых палат согласно Ю.П.Спегальского «вероятно был купцом».

«Каменная часть первого здания дошла до нашего времени в очень хорошей сохранности. Единственный крупный изъян в ней — отсутствие крыльца, сломанного, возможно, еще в XVII веке… В доме было глубокое подполье, позже засыпанное строительным мусором.

В XVIII веке здание продолжало служить жилищем. В 1926 и 1949 годах Ю.П.Спегальский находил на своде, перекрывающем сени палат, остатки изразцовой печи последней четверти XVIII века. Очевидно, эта печь стояла в хоромах, иначе ее изразцы не могли бы после сломки попасть на свод сеней.

В мусоре, открывшемся подполом, также попадались обломки изразцов, иногда даже целые изразцы от печей, стоявших в палатах в XVII веке.

В 1925—1927 годах в одном из помещений каменного этажа автор нашел муравленый печной изразец…

Там же автор нашел два полностью сохранившихся керамических киота и обломок третьего. Подобные киоты вставлялись в деревянную оправу, имевшую вид висячей рамы, а кроме того, могли помещаться в высокую, стоявшую на полу божницу, в углублении которой, за завесой, устраивался своего рода миниатюрные иконостас.

Некоторые изразцы «и по рисунку орнамента и по расцветке, чрезвычайно редкие и в Пскове нигде более не встреченной….орнамент ширинок уникален и по общему замыслу и по характеру исполнения….Прорисовка и обработка форм пышных фантастически цветов, прихотливо изрезанных и изгибающихся сочных листьев, упруго закручивающихся концов стеблей с пучками листиков, как бы только начавших распускаться, отличаются изяществом и тонкостью, а весь замысел сложностью,— необыкновенными для такого рода изделий…»

Продолжение следует

Источники

[1] «Псковская земля. История в лицах». Статья о В.Н.Татищеве называется «Первоначальник русской исторической науки. Тамара Вересова (Псков-Москва).
[2] «Её высокоблагородие Госпожа Ярославова - мать братьев Орловых: Михаила
[3] «Вторые палаты Меньшикова дом Яковлева»
[4] «Новости Храма Александра Невского»
[5] «Ордин-Нащокин»
[6] «Бюст А.Л.Ордина-Нащокина установлен в Любятовском храме»
[7] «Взялись за основы»
[8] «Г.И.Остерман»
[9] «Горный геолог Борис Романович Ярославов и староверы - собственники российских приисков: какая «горная тайна» их роднит?»
[10] «Савво-Крыпецкий монастырь Иоанна Богослова, основанный при князе Пскова Ярославе Оболенском»
[11] «Татищев Василий Никитич»
[12] «По Пскову XVII века»
[13] Спегальский Ю.П.. Дом Печенко
[14]Ярославичи
[15]«Казанские помещики»: Ярославовы и Екатерина II. «Казанская ссылка» князя Александра Ярославова — Ярославского

Все материалы раздела «Внимание! Угрозы и тенденции»

Реклама

© Авторские права на идею сайта, концепцию сайта, рубрики сайта, содержание материалов сайта (за исключением материалов внешних авторов) принадлежат Наталье Ярославовой-Оболенской.

Создание сайта — ЭЛКОС