Никомедия, Никея и Ника. Виги… Гамильтон…Покровители русского и шотландского торгового флота Наталья и Андрей. Три окна св. Барбары и Наталья Бирута
© Наталья Борисовна Ярославова – Оболенская
7-11 апреля 2016 года
Не вспомните ли вы – спросила я экскурсовода в Тракайском замке: бывали ли у вас караимы Нарышкины?. И этим ввела в ступор гражданина Литвы. Фамилию Нарышкин он слышат первый раз. Также как и то, что они из караимов.
Вопрос был задан в одной из нескольких десятков комнат Тракайского замка, посвященной караимам и татарам. Караимы при великом князе Литовском Витусе выполняли функции ФСО или Нацгвардии в сегодняшнем контексте. А татары торговали
Как я уже писала, в самом Тракайском замке - о караимах лишь упоминание. Там все посвящено литовским князьям и Грюнвальдской битве («Тракайский замок Литвы и Грюнвальдская битва,где был разгромлен Тевтонский орден. Гобелен Росос, окно караимов для Витиса Великого и караимская Наталья - мать Петра I»).
А вот к замку ведет улица Караимская с кенассой и домами караимов с тремя окнами. Для Бога, для Великого Витауса и для самого караима:
«В традициях Тракайских караимов выделяют три окна их домов: одно для Бога, второе для князя Витаутаса и третье для самого караима».
Третье окно в башне, в дополнение к двум существовавшим, много раньше настаивала пробить и святая Барбара.
Три окна символизировали у св. Барбары Святую Троицу.
Варвара была христианкой. В её случае Троица объяснима.
А караимы исповедовали иудаизм.
И Святого Духа в троице караимов нет, если судить по окнам.
Т.е. у них кесарь Витаус Великий (Витовт) на месте Святого Духа, если толковать три окна на Караимской улице, ведущей к Тракайскому замку.
Если же говорить про «три», то это древний знак.
Три кольца было на печати Тамерлана
Мощи св. Варвары (Барбары) есть во Владимирском Соборе в Киеве, куда их привезла княжна Варвара Комнин - супруга Святослава Изяславича.
В церкви святой Варвары в Литве поминали Пушкина.
А прочитала я с вниманием историю о святой Варваре в связи с падением артиста «Христа» в городе Санта-Барбара на Страстную пятницу католиков, о чем рассказывает статья «В Гватемале на Страстную пятницу произошло событие, которое не описано в Евангелиях».
Не один раз размышляла о том, что Христа как-то всё не могут снять с креста. И возможно уже надо отказаться от этих изображений, где он распят. Даже если это кому-то выгодно чисто материально.
Недавно в Каунасе в соборе Святого Михаила я видела один и тот же сюжет, исполненный разными художниками. И можно сказать, что Иисус там был уже не совсем на кресте… Или крест уже почти горизонтален
Есть основание задуматься в связи с этим неевангельским сюжетом в Гватемале.
Город, где это произошло - Санта-Барбара.
Поскольку мне известны вот эти два исторических факта «о трех окнах», из путешествия в Тракайский замок и истории святой Барбары, то я могу провести аналогию, и то, что их объединяет.
Варвара очень много читала .
«Она была дочерью Диоскура, Короля Никодемии…Летописи указывают, что девушка была увлечена чтением манускриптов и раздумьями, что в те времена было странным и именно поэтому её назвали «барбара». В переводе с латинского имя Барбара значит «иностранка» (Святая Барбара).
Караимов же называли библейцами, читающими (от ивр. קָרָאִים - «караим», букв. Читающие. Люди Писания). Существует мнение, что первые караимы были объединены в группу «Авелей Цион» - «скорбящие по Сиону»… В скалах Сиона были гробницы Давида и других царей («Сокрытый царский культ Марии Магдалины Тиверской русских цариц лебединых родов и Худа – Яра»).
Караимов называют и «народом книги».
Во время завоеваний южного побережья Черного моря Витаус (Витовт) - сын Кейстута пригласил караимов в Литву, возможно ради сбережения, уже не иудеев в чистом виде, но ещё не христиан.
Время этих походов различается в источниках.
И завоевывал эти территории сначала Ольгерд, брат Кейстута и дядя Витауса Великого.
Первое упоминание караимов в Крыму относится ко времени после нашествия Батыя родом из Черемошской веси около Ярославля и Рыбинска, где находятся родовые владения Ярославовых («Хан и каган Батый был родом из Черемошской веси Ярославского града - родовой вотчины бояр Ярославовых»).
И караимов считают выходцами с нижней Волги и из Золотой орды, принявшими иудаизм. Со временем они стали себя отождествлять все больше с Крымом.
А в 2003 году приняли довольно странную формулировку:
«Крымские караи (крымские караимы-тюрки) — коренной народ Крыма, объединенный общностью крови, языка и обычаев, осознающий собственную этническую индивидуальность, кровное родство с другими тюркскими народами, самобытность культуры и религиозную самостоятельность. Испытывает особые чувства к Крыму, как к исторической родине, дружеское расположение к другим народам и конфессиям, уважает их самоидентификацию» (W).
Крымские караимы с веками стали отличаться от тракайских караимов, куда Витаус Великий вывез 383 караимские семьи.
Из караимов наиболее известна Наталья Нарышкина - мать Петра I, которую сосватал царю Алексею Михайловичу боярин Артамон Сергеевич Матвеев, по одной из музейных тетрадей, возможно, сын Ярославова Медведь.
"Боярин Артамон Матвеев (Ярославов Медведь), дед княгини Натальи Матвеевой-Мещерской был главным источником английского влияния, поскольку супругой его была урожденная Гамильтон и в его доме собирались английские мореходы и коммерсанты. Наталья Нарышкина была его воспитанницей, и он сосватал её овдовевшему царю Алексею Михайловичу, от брака которых и родились царь Петр Алексеевич и Великая княжна Наталья Алексеевна. Орден Андрея Первозванного Петр I учредил уже после его поездки в Лондон. Членом Санкт-Петербургского английского общества, образовавшегося как расширенный состав общества, собиравшегося в доме у боярина Артамона Матвеева (Ярославова Медведя), был также князь Александр Иванович Мещерский, похороненный на Лазаревском кладбище Александро-Невской Лавры" («Адмиралы и Транссиб. Князья Мещерские - потомки боярина Артамона Матвеева (Ярославова Медведя), воспитателя,на английский манер, Натальи и её сына Петра I, стоявшего у начала проектов: Флот и Китай. На Оби и рядом с Оболенскими»).
Другая известная Нарышкина носила в браке фамилию Тучкова.
Она была первой настоятельницей Свято-Бородинского монастыря, о чем я рассказывала в одной из глав статьи «Масонская табакерка Ярославовой - Брянчаниновой, Академия Наук Петра I, Дубровицы и Архангельское».
Второй раз я возвращалась к этой теме «Бородино» и «Нарышкиных» в статье : «Российские Кавалеры Ордена Почетного легиона Франции, учрежденного Наполеоном, и Бородино…» от 27 февраля 2012 года.
В названных публикациях упоминается мое исследование о Николе Можайском
«Как МЫ возвращали Икону Николы Можайского и символы священной династии в Кремль».
К развитию этой истории о Николе Можайском имел отношение С.Нарышкин - председатель ГД РФ.
И меня удивило, что С.Нарышкин не задался вопросом: откуда эта информация. Также как не задал эти вопросы и патриарх Кирилл.
Такой вопрос - естественный для читающих.
Уже в 2016 году я упоминала С.Нарышкина в статье:
«Фонд современной истории «при ГД РФ», через месяц после создания которого первый раз резко упали цены на нефть. Сформировавшаяся годами зависимость», где обратила внимание на другие совпадения.
Караимам было запрещено вступать в смешанные браки. Надо сказать, что брак Натальи Нарышкиной был, как раз, смешанным. Если, конечно, Романовы не караимы…
Но сколько в ней было от караимов ? Наталью Нарышкину относят и к серпуховскому роду.
В Крыму уже в последнее столетие происходила руссификация караимов.
И вот это современное почти «сближение» Крым – Караим от 2003 года могло стать аргументом и обоснованием для присоединения Крыма.
Но история Крыма и существовавшего здесь до караимов Тмутараканского княжества и Боспора совсем другая.
Главная же фигура тракайских караимов Витаус Великий - сын языческой жрицы Бируты, охранявшей священный огонь, которую насильно женил на себе Кейстут.
Жрица Бирута, ставшая супругой Кейстута, жила в Тракайском замке. В Старых Троках.
Считают, что после смерти Кейстута в 1382 году она была похоронена в Паланге.
Но в 1405 году в Старом Тракае был основан костел святой Марии. Это в пяти километрах от Тракайского замка.
Речь, судя по моему путешествию в Тракайский замок, идет о костеле Явления Девы Марии, где есть «зеркальный» образ Богородицы, близкий к Иерусалимскому, называемый Тракайским.
В самих Старых Троках – Костел Благовещения Пресвятой Девы Марии и Святого Бенедикта.
Монастырь был отдан в ведение монахов бенедиктинцев.
Около него дерево с тремя стволами.
Уже в 19 веке Наполеон искал дерево с двумя стволами, символизирующее союз Франции и России.
Что символизировали три ствола ? Вероятно, Троицу.
Православие, католиков и униатов - три ветви христианства, которые, быть может, когда-то воссоединятся.
1405 год близок к 1410 году Грюнвальдской битвы.
Бирутой с именем Наталья была , что удивительно, и тетя Витовта:
«В Пскове есть свой многовековой культ Бируты - Псковской Княгини Натальи Бирута - супруги Князя Давыда Довмонтовича Псковского и дочери Великого Князя Гедимина (сестры Кейстута). Псковская Княгиня Наталья Бирута - тетя Витовта похоронена в гробнице, в том же самом Иоанновском монастыре Пскова, называемом «Княгининым», где похоронены Ефросинья Псковская и Княгиня Оболенская-Сабурова – супруга князя Ярослава Оболенского»
О Наталье Бируте из другой моей статьи:
«Фреска с выделенным крупными буквами словом «Пророк» есть и в росписи Собора Рождества Иоанна Предтечи в псковском Завеличье. К потомкам прорицателей-пророков относились похороненные в соборе: Полоцкая княгиня Ефросинья Псковская и Княгиня Наталья Бирута» («Птичья Лапа» псковского Иоанна Предтечи Княгинина монастыря, как знак власти Созвездия Лебедя и христиан Святого Иоанна»).
Я также писала о том, что
«Мне трудно найти оправдание Петру I - любимому мною герою, в том , что он завалил землей часть псковских храмов, отправил, как пишут, 800 псковичей в ссылку на Волгу и приложил усилия к тому, чтобы был забыт культ княгини Натальи (Бирута), если это правда..» («О культе воинов святых, Н. Чистякова IV Международные Александро-Невские чтения»).
Отчего же Петр потомок караимов по матери решил предать забвению в Пскове имя именно Натальи Бируты - родственницы Витауса Великого, пригласившего караимов в Тракай ?
И почему и мать Кейстута, и тетя Кейстута именовались Бирута ?.
До конца не ясна, при этом, судьба самой Бируты после гибели её мужа Кейстута.
Князь Довмо́нт или До́мант Псковский умер в 1299 году
Князь Давид Довмонтович умер в 1326 году
Князь Кейстут умер в 1382 году.
Бируту Псковскую звали Наталья.
Похоронена Наталья Бирута в Иоанновом княгинином соборе, где хоронили Псковских княгинь. Она была супругой Давида - правнука Александра Ярославича Невского, от его сына Дмитрия Александровича и его дочери Марии Дмитриевны.
Насколько имя Наталья характерно для Литвы ?
Если только, как латинское Наталис - Рождественская ? («Сирийская война за Natalis Solis Invicti - Рождество Непобедимого Cолнца и Наталья Романова - мать Петра, первая из семи русских цариц и царевен Наталий «Дома Романовых»).
Святая Наталья была Никомедийская, как и Святая Варвара(«Дорога к единственному Храму княгини Ольги «на Нево» привела к Святой Наталье Никодимийской из Вифинии»).
Никомедия - это Вифиния на берегу Мраморного моря и на подступах к Константинополю (Царьграду), откуда привозили знаменитые иконы.
К таким иконам из Константинополя относилась и Виленская Смоленская Одигитрия.
А наиболее известны Мария и Марфа из Вифинии - сестры Лазаря.
Именно в усыпальнице Лазаря в Петербурге император Петр I похоронил свою сестру царевну Наталью.
Никомедия прославилась также своими святыми, которые именуются Никомидийскими, что отражает прежнюю традицию написания названия города.
В Никомедии, во время правления императора Диоклетиана был обезглавлен христианский святой, великомученик Георгий Победоносец.
Здесь же святой великомученик Пантелеимон
«Поимённо известны христианские святых, среди которых Трофим Никомидийский, Св. Наталия Никомидийская, Адриан Никомидийский, Евсевий Никомидийский, Каллиста Никомидийская, Ермолай Никомидийский, Анфим Никомидийский, Вавила Никомидийский …».
Наталья и Адриан Никомедийские.
Царица Наталья Нарышкина – была близка к патриарху Адриану, бывшему Казанскому митрополиту. А её дочь звали тоже Наталья.
Сосватал Наталью Нарышкину царю Алексею Михайловичу боярин Артамон Матвеев, о чем сказано выше («План города Петра от «Английского клуба» Артамона Матвеева, с «дополнениями» ювелира Лазаряна, продавшего «Великий Могол» Г.Г.Орлову»)
У самого боярина Артамона Матвеева сына звали Андрей, а внучку Наталья.
Отчего такое предпочтение имени Наталья и Андрей, если в родстве в родстве боярин Артамон и Наталья Нарышкина были через его супругу англичанку Гамильтон из вигов – шотландский повстанцев (буквально «погонщиков кобыл»). Сами виги, в свою очередь, дали сторонникам Якова II кличку «тори». Виги считались партией торгово-промышленной буржуазии, в противоположность тори — партии земельной аристократии.
Если Наталья Нарышкина была в родстве с Гамильтон, то понятно путешествие Петра I в Лондон и его интерес к Святому Андрею покровителю Шотландии.
Святому Андрею - известному России, как Андрей Первозванный.
Поскольку Петр I был близок к вигам, т.е. к торговой буржуазии, то и флаг с косым крестом Андрея Первозванного он сделал флагом торгового флота («Россия «Андрея Первозванного» и «Андреевский» город Петра»).
А свою сестру царевну Наталью сделал святой и покровительницей созданного им флота России, с его Андреевским флагом.
И вновь соединил Наталью и Андрея Никомедийских, из Вифинии – Никомедии.
"Адмиральские звания были введены Петром I, когда император, увлеченный Англией его воспитателем боярином Артамоном Матвеевым (Ярославовым Медведем), в доме которого жили опальные выходцы Альбиона, стал создавать морскую столицу Петербург по плану Ньютона и астрологии Якова Брюса.
Он перевез в город своего имени останки фельдмаршала графа Б.П.Шереметева - первого кавалера Мальтийского ордена и перезахоронил их около часовни Воскресения Лазаря - усыпальницы его сестры Великой княжны Натальи Алексеевны, которую сделал покровительницей Российского Флота.
После перезахоронения в 1724 году рядом с усыпальницей Натальи и Лазаря - Великого князя Александра Невского будущая лавра стала называться Александро-Невской"(«Адмиралы и Транссиб. Князья Мещерские - потомки боярина Артамона Матвеева (Ярославова Медведя), воспитателя,на английский манер, Натальи и её сына Петра I, стоявшего у начала проектов: Флот и Китай. На Оби и рядом с Оболенскими»).
Есть несколько легенд о том, почему Андрей Первозванный стал покровителем Шотландии.
Я обращу внимание в этой истории на следующее:
«И только лишь после знаменитой победы Роберта Брюса при Баннокберне над англичанами в 1314 году святой Андрей был официально провозглашен хранителем Шотландии, а сине-белый стяг с диагональным крестом Андрея Первозванного стал флагом страны в 1385 году».
Братья Брюс были рядом с Петром. И в Архангельске. И когда строили Петропавловскую крепость.
Рядом с Брюсами в Архангельске был и Тихон Михайлович Ярославова - отец Алексея Тихоновича Ярославова. А его внук Алексей Тихонович Ярославов родился около этой Петропавловской крепости в дни большого наводнения на Неве («Научный Петербург» во времена табакерок Императорского фарфорового завода Елизаветы и Феодосьи Ярославовой. Рождение Тихона Ярославова в доме Тяполкова»).
Супругу Тихона Михайловича Ярославова - звали Наталья ( «Родословие Ярославовых XVII в. в контексте смены гетманов и гетманских столиц, в «Материалах для генеалогии дворянства Ярославской губернии» 1916 г»).
И это тоже были Петровские времени.
И было ли Наталья в случае Т.М.Ярославова именем от караимов, как у Натальи Нарышкиной.
Или и царица Наталья и Наталья - супруга Т.М.Ярославова были названы вигами в честь супруги Андрея Никомедийского ?
Возможно, это имя у семи русских цариц было не именем караимов. А именем - из Англии от Гамильтонов - след английского морского флота.
«….Леди Гамильтон, леди Гамильтон,
Я твой адмирал Нельсон…»
Супруга адмирала Нельсона – командующего британским военным флотом была из той же фамилии Гамильтон, что и супруга боярина Артамона Матвеева Ярославова Медведя.
И имя Наталья к Мещерским (Лотошинским) перешло от боярина Матвеева Ярославова Медведя ( «Адмиралы и Транссиб. Князья Мещерские - потомки боярина Артамона Матвеева (Ярославова Медведя), воспитателя,на английский манер, Натальи и её сына Петра I, стоявшего у начала проектов: Флот и Китай. На Оби и рядом с Оболенскими»).
Уже при Павле I в 1798 году, когда адмирал Нельсон осаждал Мальту его поддержала эскадра Ф.Ф.Ушакова («Под сенью восьмиконечного креста.Ушаков и Нельсон»).
Только супругой Артамона Матвеева его Гамильтон стала раньше.
И вместе с этим есть ещё история Натальи Бируты, более ранняя, чем история семи русских цариц с именем Наталья
Продолжение следует