Персональный сайт Натальи Чистяковой — Натальи Ярославовой
Natalia Chistiakova—Natalia Yaroslavova’s Personal Website

Орден 22 февраля: София Баварская - страсть Лебединого короля Людвига II, воплощенная в замках

©Ярославова-Оболенская Наталья Борисовна, урожденная Ярославова (22.2.1960). Экс Годунина (23.10.1981-14.4. 1991). Экс Чистякова (14.4.1991 -10.06.2014). Кандидат технических наук. Я родилась 22 февраля 1960 года в Нефтекамске, Краснокамского района Башкирской АССР

© Наталья Ярославова-Чистякова
15-18 февраля 2011 года, Санкт-Петербург

Единственный король из всех королей, самый королевский из королей или король королей - так называли Людвига II Баварского, известного человечеству как Король Лебедь. И если есть в Европе самый известный Культ, кроме Культа Марии Магдалины, - то это Культ Короля Лебедя - Людвига, сумевшего создать за недолгие четыре десятилетия его жизни три сказочных горных замка, самый известный из которых - «Замок Лебедя».

Портрет короля, который не признавал войну, а поклонялся архитектуре, искусствам и лебедю, стоял на столе Бисмарка до самых последних его дней.

Его рост был около двух метров, его тело было тренировано и совершенно, его глаза были инопланетной красоты. «Людвиг красивейший - поразительная красота. А его глаза - это страстные глаза Адониса».

В него страстно влюблялись женщины, но он был помолвлен только с одной из них - герцогиней Софией Шарлоттой Баварской, родившейся 22 февраля, под звездой Садальмелик - «Сосуд в Живой водой» или «Счастье владыки».

Любительница одиноких прогулок по лебединым озерам, ещё один одинокий Лебедь, нечаянным жестом разбившая грезы и мечты Баварского короля о Великой любви… Лебединый король был в отчаянии. Он более никогда и никому не сделал предложение, не оставил потомков, не создал семьи. Всю страстность его натуры, которую он когда-то посвящал Софии, Король Лебедь воплотил в замки на Лебединых утесах. И эта «рвущаяся к небу» страсть сделала Короля - Богом тех, кто поклоняется Лебединой любви, как высшей ценности на планете.

Живые цветы от поклонников и почитателей не увядают в часовне замка Лебедя и на Кресте, воздвигнутом среди озера там, где было найдено тело Сказочного короля.

Король был предан 8 июня, а ушел из жизни 13 июня, в Троицу. В одну из дат его смерти сюда приезжала «обручиться с королем» 16-летняя мать Марины Цветаевой - Мария Майн. Она бросила в воду, рядом с крестом обручальное кольцо и стала одной из «невест Короля Лебедя». А «Лебединый стан» её дочери Марины Цветаевой стал продолжением истории этого «духовного брака».

«Среди альпийских гор на фоне замков Людвига Баварского, уже в наши дни, построен музыкальный театр для постановки мюзикла о «Короле Людвиге II». Театр создан по проектам Короля Лебедя, предназначенным в свое время для строительства театра Рихарда Вагнера в Мюнхене. Людвиг - это единственный в своем роде мюзикл, поставленный на историческом месте событий».

Другой, не менее известный, спектакль -сенсация о Короле Лебеде создан американским и германским балетмейстером Джоном Ноймайером. Балет «Иллюзии - как «Лебединое озеро» по мотивам П.Чайковского был представлен на сцене Гамбургской государственной оперы. При этом Джон Ноймайер кардинально изменил сюжет балета: нет ни озера с лебедями, ни заколдованной принцессы…

«На новую трактовку спектакля Ноймайера натолкнуло то, что реальный исторический персонаж - король Людвиг II - был страстным поклонником лебедей и лунного света. Объясняя свое неожиданное прочтение музыки П.И.Чайковского, Ноймайер пояснил, что сегодняшнему зрителю гораздо интереснее следить за прихотливой игрой подсознания героя, чем за перипетиями старинной легенды о заколдованных девушках. Балетмейстер сказал, что, работая над этим спектаклем, ощущал себя психоаналитиком, исследующим темные бездны подсознания, а не сказочником… Как и во многих других спектаклях Ноймаера, в центре хореографического повествования оказывается танцовщик, отодвигая балерину на второй план…» («Иллюзии как «Лебединое озеро» П.Чайковский / Illusions like «Swan Lake» P.Tchaikovsky»).

Балет «Иллюзии, как «Лебединое озеро» рассказывает «об одном вечере в жизни Короля, прообразом которого стал Людвиг Баварский… Король надевает костюм Зигфрида с изображением лебедя на груди… В балете на празднике в строящемся дворце присутствует невеста Короля - Принцесса Наталия… Хотя, ведь «невесту Людвига звали вовсе не Наталия, а София - она была сестрой австрийской императрицы Елизаветы - Сиси…» - замечают те, кто был на этом спектакле …

Действительно, её звали София. Но по каким-то, одному ему известным ассоциациям, любитель эпатажа, всемирно известный балетмейстер Ноймайер назвал невесту короля принцессой Наталией. Быть может, по той причине, что только эти два имени делает «взаимозаменимыми» их общий день - 8 сентября. Других женских именин, кроме София и Наталья, на этот день не приходится.

Однако первенство с интерпретацией имени герцогини Баварской - София принадлежит самому Людвигу. Король Лебедь постоянно называл невесту Эльзой, по имени героини легенд о Лоэнгрине. И судя по имени, он отождествлял свою избранницу Софию с принцессой Брабантской, на зов о помощи которой явился Лоэнгрин и охранял её до тех пор, пока она, поддавшись влиянию «общества», не попыталась нарушить его тайну. Сам Людвиг вместо подписи Лоэнгрин, использовал почему -то подпись Генрих, хотя, Лоэнгрин, безусловно был его идеалом.

И, как видим, в переписке София приняла эту «романтическую игру», что быть может в последующем, когда она вышла за рамки «роли» Эльзы в легенде о Лоэнгрине, стало для неё роковым обстоятельством.

Итак, София, Наталия, Эльза …Её и Людвига объединяла любовь к Рихарду Вагнеру. София имела прекрасный голос, хорошо играла на пианино и часто пела для Людвига арии из опер Вагнера.

«…Она походила на лесную нимфу и была страстною любительницею охоты, собак, лошадей и всевозможных приключений. Жила она на берегу озера, каталась одинокою в лодочке и окружила себя романическою обстановкою. Фантазии, мечты, увлечения и вечный вихрь неожиданностей - это ее внутренний мир - так пишет П.И. Ковалевский в статье «Людвиг, король Баварский».

У неё не было недостатка в претендентах на руку и сердце, но ей удавалось уговорить отца повременить с его планами, касающимися её брака.

Софии хотелось, чтобы её отношения с троюродным братом Людвигом продолжались. Но старшие родственники считали эти отношения неприличными, и в конце концов, запретили их. Тогда Людвиг, дороживший общением с Софией, решил жениться на ней.

Подготовка к бракосочетанию велась особенно тщательно. Папа Пий IX дал соответствующее разрешение, необходимое согласно Кодексу канонического права, поскольку жених и невеста находились в близких родственных отношениях.

22 января 1867 года было сообщено о помолвке. Во время приёма в дворцовом театре Людвиг пригласил Софию к себе в королевскую ложу, и она заняла место рядом с ним.

«Красавец Людвиг и София были чрезвычайно привлекательной парой, и жених относился к своей невесте как к божеству во плоти. Однако случай разрушил его доверие к любимой женщине, а другую полюбить он так и не смог.

…Однажды король, как истинный романтик, решил сделать Софии очаровательный подарок: он собрал странствовавших музыкантов и вместе с ними отправился к принцессе, чтобы исполнить ей серенаду. Свою любимую он обнаружил в парке: очаровательная и невинная София перебирала пальцами волосы молодого аббата.

Взбешенный, Людвиг бросился на неверную возлюбленную и нерадивого аббата. Еще секунда - и он убил бы обоих любовников, но подоспела свита принцессы, и слуги удержали руку баварского короля». София была возвращена отцу, а помолвка расторгнута за два дня до свадьбы… («Людвиг Баварский. Фантастический мир лебединого короля»).

Вспышка ревности к монаху (!?), которого, вероятно, София воспринимала как «бесполое существо» и играла с его кудрями, подобно тому, как играют с гривам коней или «локонам» длинношерстных собак, случайно запечатленных рядом с ней на одной из сохранившихся фотографий.

Она сочла, что он увидел то, чего не было… Он счел это за великую измену…

Как высока была у обеих сторон планка их «Идеала»!

Считается, что одинокий мечтатель и романтик Людовиг II Баварский выбрал для себя свое подобие. А почему бы нет… Ведь оба они были из Баварского королевского дома. Т.е. оба были Вельфами и принадлежали к одной из старейших европейских династий, представители которой занимали престолы германских и итальянских княжеств, и даже престолы России с Великобританией.

И детство, и юность Людвиг провел в бывшей резиденция Вельфов на Утесе лебедя (Schwanstein), в замке Хоэншвангау.

И потому для того, чтобы понять Людвига с его Софией, надо понять родословие Вельфов («Вельфы»).

Самая вычурная из легенд говорит о том, что Вельфы - это Высшие Эльфы.

Официально же первая династия Вельфов, или иначе - Старшие Вельфы, была франкского происхождения. По семейной легенде происхождение рода возводилось к Эдекону, гуннскому или скифскому вождю во времена Атиллы (ок. 450 года).

Все родословие Вельфов как раз и было представлено в «Комнате Вельфов» замка, где провел свое детство Людвиг II Баварский. Настенная живопись комнаты изображала сцены из сказаний о Вельфах - предшественниках династии Виттельсбахов. Заканчивалась же представленная в замке история Вельфов - герцогом Генрихом-Львом, основателем города Мюнхена.

Вероятно, именем этого Генриха-Льва и подписывал письма своей невесте Софии её, тогда ещё жених, Людвиг II Баварский. Тем самым он обозначал себя продолжателем династии Вельфов. К тому же, день его рождения 25 августа - на переходе от знака Льва к знаку Девы. Король вполне мог ощущать себя «астрологическим Львом» и находиться под влиянием астрологии Льва. На это, кстати, указывают и молниеносные вспышки его гнева, о которых упоминают очевидцы. Хотя уже через несколько минут король возвращал себе благодушное и равновесное состояние духа.

Вторым указанием на эту его «львиную солнечность» является имя кумира Людвига II Баварского - это «Король Солнце» Людовик XIV Бурбон («данный Богом»).

Так что Людвиг поклонялся и Гелиосу, и Солнцу, а имя Лунный получил потому, что понял мудрость Лунного света, как яркого Света Солнца, отраженного и смягченного Луной. Т.е. мудрость, как не прямые, и не обжигающие лучи Солнца.

Когда я изучала феномен Яр, то мне встретилось одно необычное его толкование.

Яр -это кровь Эльфов, так сообщалось в этом источнике.

Получается, если верить легендам об Эльфах и Вельфах, то Яр - это и кровь Вельфов тоже. В таком случае, эта Яр-кровь «закипала» у короля и это ещё одно из объяснений его приступов ярости. Именно слово ярость упоминается десятки раз при описании его вспышек гнева, которые он быстро брал под контроль. За исключением, видимо, того случая, когда дело коснулось его невесты Софии.

Другая зала замка, где провел свое детство Людвиг, называлась «Комната Гогенштауфена». Настенная роспись этого помещения посвящалась роду Гогенштауфенов тесно связанному с династией Виттельсбахов - преемницей Вельфов, а также историей замка Хоэншвангау.

В интерьере комнаты матери королевы привлекала внимание люстра, украшенная лебедями, являющимися символом герба замка Хоэншвангау.

В гостиной королевы Марии - матери будущего «Короля Лебедя», картины посвящались истории крепости на руинах которой был построен замок. Здесь был изображен и Мартин Лютер. Это упоминание о Мартине Лютере очень интересно, потому что его имя связано с именами рыцарей «Ордена Лебедя», восстановленного в 1843 году, за два года до рождения Людвига II Баварского. В зрелом возрасте, на стороне Мартина Лютера оказался и Альбрехт Бранденбургский - первый герцог Кёнигсберга, ещё один видный член «Ордена Лебедя» («Клад «Ордена Лебедя» с магическими надписями на иврите и перстнем Альбрехта - Герцога Кенигсберга»).

Присутствие Мартина Лютера, как одного из героев настенной живописи замка, говорит о том, что родителям Людвига были близки идеи о реформировании католического христианства в соответствии с Библией и критика морального разложения средневековой католической церкви.

Ну и наконец, в «замке детства и юности» Людвига был «Зал лебединого рыцаря», посвященный саге о Лоэнгрине.

Сам замок Хоэншвангау был построен отцом «Короля Лебедя» на руинах крепости Шванштайн, упоминание о которой есть во многих исторических хрониках XII века. Ведь Шван, Сван или Schwan в названии этого замка - означает Лебедь. К тому же одно из названий утеса, где расположился замок Шванштайн - «Лебединый камень». Или иначе - Лебединый утес.

Таким образом, не только настенные росписи и интерьеры, но и сама история замка Шванштайн определила характер и судьбу будущего Короля Лебедя.

«Замком Шванштайном, на что уже обращалось внимание, сначала владел немецкий княжеский род Вельфов. Затем он перешел к рыцарям рода Швангау. К роду Швангау принадлежал и миннезингер (трубадур) Гильдбольд фон Швангау, живший в начале XIII в. и воспевавший придворную (куртуазную) любовь.

Вероятно именно такой, куртуазной любви, ждал Король Лебедь от Софии Шарлотты Баварской. Т.е. любви-подвига, «утонченной любви», основанной на моральном принципе выдержки и дружбы. А поскольку куртуазная любовь - внебрачная, то Людвиг и откладывал дважды помолвку, желая, видимо, затянуть этот внебрачный период их отношений с Софией.

Ну и наконец, по легенде, из этих мест был сам рыцарь Лоэнгрин.

В 1829 году будущий Король Максимилиан II, Баварский проезжая по своим землям обнаружил руины и пришел в восторг от прекрасных видов, что открывались с вершины скалы. Через пять лет местный, и без того живописный ландшафт украсил окруженный каменной стеной замок-дворец» («Замок Хоэншвангау»)

Король Людвиг I - дед Людвига II Баварского оказавшись в этом замке впервые, воскликнул: «Это подлинно замок фей!». Символом замка снова стал лебедь. Тот самый лебедь, который ранее был и на гербе графов Швангау.

Надо заметить, что отношения с дедом Людвигом I у «Короля Лебедя» складывались лучше, чем с его отцом. «Людвиг I преклонялся пред античностью: путешествовал по Италии, Испании и Греции. Став королем, он решил превратить Мюнхен в «виттельсбахский Рим»… И это было под силу королю, который в своем развитии был много выше даже представителей высшего баварского общества… Мюнхен Людвигу I обязан тем, что по праву стал третьим в Европе центром искусства.

Однако у Людвига I были серьезные оппоненты. Главными противниками короля издавна были иллюминаты, с ними активно боролись еще его предки. Во время правления Людвига I в результате заговора иллюминатам удалось привлечь на свою сторону мюнхенцев… В результате Людвиг I отрекся от престола и на долгие годы уехал в Италию, умножив собой число странствующих художников» (Людвиг I Баварский).

Такая привязанность к внуку экс-короля Баварии (с 1825 г. по 1848 г.) могла быть связана ещё и с тем, что они родились в одну дату 25 августа.

Таким образом, иллюминаты вполне могли разрушить и жизнь «Короля Лебедя», коль скоро они преследовали весь род. По крайней мере, сценарий, по которому лишали власти Короля Людвига II Баварского, очень похож на тот, по которому добивались отречения от власти его деда Людвига I Баварского.

К тому же и в его истории с невестой Софией Баварской был «странный персонаж» - аббат…

Иллюминаты вообще шли по следу королей Баварских и отстраняли от власти, ведь их тайной целью было стремление управлять мировыми делами негласно, изменив существующий порядок в своих целях. А самыми известными из иллюминатов были как раз иллюминаты Баварии - популяризаторы деизма, с их центром в Мюнхене.

Если оценивать эту историю с точки зрения современной практики, то вполне типичной могла быть интрига, когда Королю кто-то подал идею сделать сюрприз с музыкантами для Софии Баварской. И в это же время некий аббат пришел «поплакаться в жилетку» Баварской принцессе Софии Шарлотте.

Поскольку мы с ней родились в одну дату 22 февраля, то отчасти мне понятно произошедшее.

Важным обстоятельством, вероятно, было и то, что Вельфы относились к волосам, почти как Меровинги, т.е. как к сакральному атрибуту власти.

Мне не давали это знание наставники ни в детстве, ни в юности. И пришлось очень много прочитать, прежде чем осознать: что же такое милостыня, а также кому и как её нужно подавать. Ну а поскольку я долго шла этим путем, то многих мужчин, которых поддерживала и которых старалась взять под защиту, мне приписывали, как героев моего романа.

Вот на таком, не соответствующем действительности толковании этих фактов, может родиться ревность. В итоге и мне довелось попадать под приступы ярости, подобные ярости Людвига II Баварского, от которой принцессу Софию спасли лишь проходившие мимо охотники.)%

«Не оценила!» - ведь по сути это взбесило Людвига. Однако, если он относился к ней как к «божеству во плоти», то должен был понять, что «божество» имеет право пожалеть аббата.

Это очень тонкие нюансы чувств.

Почему-то большинство рассказчиков этой истории считают, что София солгала.

Я уверена, что и София не солгала и Людвигу не показалось.

Разное воспитание и разное толкование.

Что касается воспитания герцогини Баварской Софии, то большую часть своего детства она провела в замке Поссенхофен вблизи от Мюнхена, на западном берегу лебединого озера Штарнберг, где позже ушел из жизни Король Лебедь.

Ей также, как сестре Елизавете, будущей королеве Австрии разрешали общаться с крестьянами, наблюдать их быт, уединяться на природе, рисовать…

Отсюда родилось и свободолюбие, и независимость сестер.

А поскольку о королеве Австрии Елизавете Баварской (Сисси) написано больше, и она была духовно близка с сестрой, то отчасти, по её высказываниям, можно судить и о взглядах на брак Софии Шарлотты Баварской.

Жизнь Сисси, несмотря на её известность, не считается счастливой. «Благодаря несложившимся взаимоотношениям со свекровью молодую императрицу постоянно унижали, попрекали в том, что у нее манеры обыкновенной горожанки. Молодая женщина тяготилась нравами австрийского двора и обожала долгие прогулки верхом по бескрайним живописным равнинам. Озорная и смешливая в юности, она замкнулась в себе. И потому на всех портретах той поры Елизавета выглядит грустной и потерянной.

…Уже в зрелом возрасте императрица признавалась своей дочери Марии Валерии:

«Замужество - это абсурдный институт. К нему приобщаешься практически в детском возрасте и уступаешь, подчиняясь воле других, связываешь себя клятвой, которую не понимаешь и о которой будешь сожалеть всю жизнь, будучи не в состоянии от нее освободиться».

По сути, это признание - с «женской стороны» Баварского королевского дома, о склонности к куртуазной, «еретической» любви, которой отдавал предпочтение и Король Лебедь.

Просто они не знали, как совместить эту «еретическую любовь» с догматами королевского брака.

Общественное мнение и правила света диктовали одно, а сердце Лебедей просило другое и стремилось защитить свой внутренний мир от посягательств на него.

Если добавить к этому то, что Софии Шарлотте Баварской было 20 лет в дни помолвки, а королю Людвигу II Баварскому - 22 года, и он уже три с половиной года был в статусе короля, осознал свою власть и неприкосновенность, то многое станет понятным.

К запрету на прикосновения к своей персоне он относился также, как в наши дни королева Англии Елизавета II. Протоколом запрещается любое касание, за исключением случаев, когда инициативу проявила сама королева или король.

Но 20 лет не тот возраст, когда юной женщине достаточно опыта для того, чтобы выстроить отношения с личностью-Лебедем, по её сути.

София явно не была изощрена в обмане, и потому не считала необходимым скрывать то, что в её понимании было невинным. С другой стороны, София была уже в том возрасте, когда число поклонников её красоты росло, возможно даже она симпатизировала кому-то из них, и имела в прошлом какие-то совместные прогулки. Т.е. к 20 годам у неё должна была быть история, которая при желании могла быть превратно подана Людвигу II Баварскому. Тем более, круг её общения был много шире, чем круг общения одинокого короля.

Как правило, репутация женщины, не принадлежащей никому и, в этом смысле, вакантной, а также вызывающей симпатию многих, обрастает слухами. Такие не изощренные в обмане и не желающие обманывать женщины, бывают нередко оболганы.

Однако трагедия этой истории состоит в том, что, в конечном счете, в финале жизни оболгали и самого Людвига, уверенного в том, что король должен быть великой тайной. Но там, где тайна, возникает много желающих узнать её. А если это не удается, то рождаются многочисленные слухи и великая ложь.

Софию готовили к традиционному браку с детьми и материнством. А Людвиг II Баварский предложил ей формат отношений «Из Будущего».

Ну откуда же София могла знать о том, что «райские птицы» поют в садах женщин, подобных ей, только в том случае, когда они сумблимируют свою сексуальность и направляют её на духовные проекты. То, что рождало страсть мужчин, предназначалось от Бога не для плотской любви.

22 февраля родилась Анна Керн.

Почти все, кто читал Пушкина, задавались вопросом: «Боже, кому же Великий поэт посвятил эти строки: «Я помню чудное мгновенье, передо мной явилась ты, как мимолетное виденье, как гений чистой красоты…»

Он посвятил их Анне Керн. Пушкин относился к Анне подобно тому, как Людвиг II Баварский к Софии Баварской, т.е. как к божеству во плоти… Хотя сама Анна Керн имела двух мужей.

22 февраля родилась Джульетта Мазина - супруга кинорежиссёра Федерико Феллини. У них был один из самых продолжительных браков в кинематографе. Почему ? Потому что она смогла совместить с супружеством свой творческий и духовный путь. Т.е. она нашла свой истинный путь.

что - дело во мне. И также как Елизавета Баварская (Сисси) считаю

Мне представляется, что мудрее всех, в частности о моей дате: 22 февраля 1960 года, рассказал гороскоп Майя. Майя называют этот день: «Ящерица («Драгоценные щебечущие птицы - твои птицы»).

Приведу цитату, а потом поясню её:

«Люди, рожденные в этот день, станут богатыми и мудрыми, мастерами на все руки» - утверждает майянская книга «Чилам-Балам из Каута». «Драгоценные щебечущие птицы - твои птицы» - пророчество для тех, кто родился в этот день. Все эти блага, действительно, будут принадлежать человеку-Ящерице, если он сосредоточится на своем истинном пути, устремив свой взгляд вперед, к высшей цели, представленной в дне-знаке Дорога. Ведь Дорога Жизни - это духовность. И некоторые Ящерицы - Мартин Лютер Кинг и Генри Киссинджер демонстрируют всей своей жизнью, насколько сильно они ощущают свое предназначение.

День-знак Ящерицы - символ растущего маиса. Он олицетворяет плодородие и силу развития. В культуре коренных народов Америки существует глубокая внутренняя связь между ящерицей и силой плодородия. Народы пуэбло (юго-запад США) считали ящерицу символом роста, сексуальности и живительного дождя. Ацтекский бог танца, ассоциировался с этим днем-знаком.

кто рожден в день-знак ЯщерицыЕсли Ящерица направит свою изобильную жизненную энергию в деловое русло, то обещание книги «Чилам-Балам» исполнится. Они достигнут совершенства в избранном ремесле, станут богаты, и «драгоценные щебечущие птицы» станут их птицами. Но если они отдадутся своей любви к чувственным наклонностям, то их будут преследовать неприятности…».

А теперь представьте, что возраст женщины, которая рождена с таким потенциалом, всего 20 лет.

Могла ли она оправдать ожидания Короля Лебедя, который увидел в ней потенциал наилучшего попутчика в его духовном пути.

Король, воспитанный на лебединой и рыцарской настенной живописи, на легендах о Лоэнгрине, был, безусловно, много более духовно зрелым.

Но этой духовной зрелости оказалось недостаточно для того, чтобы чуть-чуть подождать и позволить ей разобраться в тех противоречиях, которые нес день её рождения 22 февраля.

Вот этот великий конфликт между страстностью и духовным путем.

Но разгоряченность крови - это как раз и есть Jar или Яр. И если верить легендам, то Яр - кровь Эльфов и Вельфов. Горячая кровь !

Вот он великий парадокс. Чем горячее кровь от рождения, тем более великий Дух нужен для того, чтобы её охладить.

Потому что без «хладной крови», без этой «холодной плазмы» - нет духовного пути.)%

Возможно, когда цыганка рассказывала австрийской королеве Елизавете Баварской (Сисси) о проклятье трагических смертей её рода, она знала что- то из этих тайн их крови.

«Встреча императрицы с венгерской цыганкой, слывшей непревзойденной прорицательницей, произошла на острове Корфу. Старая гадалка поведала Елизавете о страшном роке, витающем над ее семьей. Зисси вернулась в свои апартаменты глубоко подавленная, вся в слезах. «Все мы умрем страшной смертью…» - повторяла она услышанное от цыганки».

Нельзя сказать, что предсказание довлело над нею всю жизнь. Потому что узнала она его незадолго до смерти. Также не знала этого предсказания и София Шарлота Баварская.

Несмотря на ущерб её репутации, нанесенный расторжением помолвки с королем Людвигом II Баварским, нашлись страстно влюбленные в неё мужчины, предложившие руку и сердце. София вышла замуж за очарованного ею герцога Фердинанда Алансонского, внука короля французов Луи-Филиппа. Они жили в Англии потому что после революции 1848 года членам французского королевской семьи было запрещено въезжать на территорию Франции. Однако и этот союз был построен на страсти. А страсть рождает ревность и ярость. В результате, она вновь сталкивается с жесткостью страстно влюбленного в неё мужчины.

У Софии рождается дочь Луиза и сын Филипп. Она одинока и единственным её другом является духовник Пьер.

Возникает ожидание Спасителя. Единственной для неё отдушиной - являются письма коммерсанту Эдгару Ханфштенгелю, с которым она познакомилась в юные годы, в доме своего отца на встречах «рыцарей круглого стола короля Артура». Эта платоническая дружба была неким фоном к отношениям с королем Лебедем и к супружеству с Фердинандом.

София нуждалась в Рыцаре, не впадающем в ярость от любви. Таковым был Эдгард. Однако он почти все время жил в Азии и в Китае. Её письма были редкими и долго не доходили до него. В книге «Король Людвиг II и его сожжённая невеста» опубликованы пять из этих писем, хотя Эдгард приказал дочери сжечь их (Почему не сжег сам ?). По датам эти письма почему-то приходятся на тот период, когда София была помолвлена с Людвигом II Баварским …

Упоминаются также письма Эдгарда к Софии, найденные Фердинандом. Дело в том, что когда Эдгард вернулся из Китая и обнаружил послания Софии с мольбой о помощи, он поспешил к ней. Возможно, в это время и возникла новая переписка.

Ясно, что речь идет о платонической любви. Но и за эту платоническую любовь Софии пришлось дорого заплатить.

«Когда Фердинанд случайно обнаружил любовные письма Софии, он решил отправить жену к австрийскому ученому-сексопатологу. При помощи ледяных ванн и других жестоких методов лечения он должен был вылечить Софию от её сексуальной одержимости, которой она якобы страдала».

И она была в браке с этим мужчиной, который не понимал (!), что «сексуально одержимые женщины» не состоят в платонической переписке, как минимум, по той причин, что у них другая сосредоточенность. Такую переписку ведут женщины, у которых иные ожидания от брака и от отношений с мужчинами.

Не удивительно, что женщины, внушающие страсть, рано или поздно начинают бояться мужчин и дистанцироваться от них.

«Полубогиня» Елизавета Баварская, к примеру, перешла в отдельную спальню, где закрывалась на замок.

А «Божество во плоти» София Баварская бежала в обитель к своему духовнику. Но супруг быстро нашел её и вернул в Англию. Второй раз она бежит во Францию, от жестоких методов её лечения. История её отношений с мужчинами завершается. Она посвящает свою жизнь благотворительности в монастыре её бывшего духовника Пьера.

В это же время её бывший жених Людвиг II Баварский, так и не сумевший пережить трагедию этой разлуки, одержим планами строительства семи замков в альпийских горах.

Самый главный из этих замков - «Лебедь Белая», уникальный по своей архитектуре и кратно превосходящий по красоте замок его отца.

Людвиг уходит в тематике замка от рыцарской настенной живописи, что было характерно для его «милитаризированного» родителя.

И самым необычным является то, что он много внимания уделяет теме «Королей - Святых» !

В тронном зале между пальмовыми ветвями он изобразил шесть королей, возведенных в святые: польского короля Казимира, Штефана - короля Венгерского, немецкого короля Генриха II, французского короля Людовика IX, Фердинанда - короля испанского, а так же английского короля Эдуарда.

Король Людвиг II очень внимательно изучал эту тему и император Александр II даже дарил ему две древние русские иконы, хранившиеся в кабинете Короля Лебедя.

Ещё одна настенная живопись была посвящена дохристианским пророкам: Гермесу, Моисею, Царатустре, Соломону и Августу. «Моисей, законодатель до Христоса»- такова надпись под изображением пророка». Таким образом, король очень хорошо знал роль Пророков в мирской иерархии власти.

Рядом с мраморной лестницей находилось изображение 12-ти Апостолов - носителей Божьей воли. Другие полотна изображали эпизоды из жизни миннезингеров. Над его умывальным столом изображено, как миннезингер воспевает герцога Вельфа IV. Картина над печью вновь - «Нюрнбергские мейстерзингеры.»

Дань уважения также была отдана великим композиторам, балетмейстерам и исполнителям.

Таким образом, одни включают в духовную генеалогию великих философов, другие, к примеру в США, - великих ученых и изобретателей, а Король Лебедь включил в эту духовную генеалогию великих творцов и великие артистические таланты.

Особое внимание в замке было, конечно, уделено Лебединым интерьерам.

Освещением служили люстры со свечами из крашеного чугуна, украшенные лебедями. В местах скрещивания выступов сводов находились лебединые гербы Швангау, а также гербы Баварии и Виттельсбахов.

Занавес и покрывала были светло-голубого цвета, любимого цвета Людовика II, и расшиты баварскими гербами, вышивкой с лебедем и Виттельсбахским львом. Чехлы также из светло-голубого шелка вышиты мотивом с лебедями. Великолепная вышивка была создана фирмой «Ёррес и Штейнмец» из Мюнхена. Сегодня эти работы являются бесценными. Королевский зал состоит из большого салона и отделенного колоннами уголка, так называемого «лебединого уголка». В эркере находится большая ваза в форме любимой птицы короля, лебедя, сделанная из нюмфенбургской майолики.

Кран над бассейном для рыб, сделанный из цельного гранита, также был изображен в виде головы лебедя. В форме лебедя были письменные приборы на столе короля. В форме лебедя были даже сани, на которых одинокий король совершал ночные прогулки в горы.

Лебедь был изображен и на шлеме Георгия (добро), убивающего Дракона (зло). Такое изображение Георгия в замке Лебедя - пожалуй, единственное, где есть прямое указание на то, что Святой Георгий - это воплощенный Лебедь. Как раз этим изображением от Людвига II Баварского я иллюстрировала статью «Лебедия» в июле 2008 года («Вечерняя Тюмень», 10.07.2008 г.).

Свой замок Лебедя король расположил недалеко от торговой дороги, ведущей из Аугсбурга через Тироль в Италию (бывшая древнеримская дорога «via claudia»).

С террасы тронного зала видна панорама самого красивого ландшафта Баварии. Слева видно озеро Альпзее, а справа Шванзее. Между ними - старинная крепость Хоэншвангау (ранее Шванштейн) - замок, где родился король. На заднем плане панорамы видны тирольские Альпы. Граница между Германией и Австрией проходит через покрытый лесом холм, позади Альпийского озера. Из окна столовой открывается красивый вид на дикое романтическое ущелье Пеллат с водопадом высотой в 45 м. Над грохочущим горным ручьем, на высоте 91 м над дном ущелья, гордой дугой перекинут мост Марии. Путь через этот мост ведет к вершине горы Тегельберг. Король выходил иногда ночью к мосту Марии, а слуги в этот момент зажигали свечи в этом зале. Людовик II долго наслаждался прекрасным, сказочным видом…

Описанный выше масштаб деятельности является, одновременно, лучшим доказательством того, что король был одинок и несчастен в любви.

Что касается иного общения, то он был самодостаточен, в своем менеджменте. Строительство велось на его личные деньги. Он сам вел переписку о привлечении кредитов. Ему привозили сотни книг по архитектуре, и он изучал их. Он утверждал проекты. Он находил лучшие технические решения, для того, чтобы поднять в горы строительные материалы. Он даже учредил «Объединение ремесленников королевского строительства Хоэншвангау».

Я специально привожу фотографии строительства, чтобы было видно, что все происходило не по волшебству.

Человек, создал такую реальность (!), которую не удалось создать никому кроме него.

Но клише о том, что он фантазер воспроизводится почти во всех современных публикациях.

Однако мечтатель не уходит дальше мечты. А в данном случае, как раз мечта стала былью.

Тогда: Почему фантазер ?

Потому что его проект не был стандартным и типовым ? Или потому, что он обладал образным мышлением ? Мог сначала представить замок в своем воображении, а потом воплотить эти образы в строительных проектах ?

Но ведь именно так и должен работать архитектор.

И ещё: Если хочешь что- то сделать - Молчи. Король, соответственно, молчал и уединился.

Иногда в его доме появлялись женщины.

«Женщиной, которую Людвиг по-своему любил, была жена принца Леопольда, принцесса Гизела, женщина, как и сам Людвиг, весьма странная и эксцентричная.

Немало времени баварский король провел с талантливой актрисой Лилой фон Бюловски, надо полагать из чистой любви к прекрасному искусству, хотя даже многие придворные и чиновники предпочли бы, чтобы это была любовная связь. И все же покорила Людвига не прелесть актрисы, а ее талантливое исполнение роли Марии Стюарт. Отношения агонизировали на протяжении 6 лет, пока окончательно не иссякли и не исчерпали себя.

Известна история с привлекательной актрисой, стремившейся заполучить Людвига. Молодая женщина была уверена, что эта твердыня ей по плечу. Она даже разработала по-женски наивный план: пригласила короля покататься с ней на лодке по озеру, а потом как бы случайно опрокинула лодку. И вот оба оказались в воде. Женщина полагала, что король, как истинно галантный кавалер, поможет ей выбраться из воды, однако даме даже дотронуться до него не удалось, как она надеялась. Людвиг, крича: «Не смейте прикасаться к королю!», вплавь добрался до берега и приказал свите заняться его спутницей. Едва дама была извлечена из воды, как получила предписание покинуть Баварию и впредь не сметь там появляться» («Людвиг Баварский. Фантастический мир лебединого короля»)

Как видим, не простив однажды малую оплошность своей невесте Софии, Король Лебедь вынужден был общаться с женщинами, которые принадлежали другим мужчинам, и страдать от этой двойственности.

Однако далеко не из-за женщин король насильственно был лишен власти. Странности, которые ему приписали, были частью заговора.

«Обвинения» в его адрес выглядят смешно.

К примеру это: «На горе Людвигу… явилась музыка Вагнера. Музыка Вагнера, по отзывам многих знатоков дела, это наркотическое создание, действующее на мозг человека так же опьяняюще, как опий, гашиш, морфий и проч. И вот на этот-то наркотик всеми фибрами своей больной души нападает Людвиг II… Это тот запой, который наиболее расслабил рассудок и погубил короля» («Людвиг, король Баварский»)

Дело, конечно, было не в «болезненной склонности» к музыке и творчеству художников, в чем его обвиняли, а во власти.

И даже больше.

Людвиг II Баварский исповедовал концепцию «Святого Короля». И сами его замки, демонстрировали огромный потенциал и возможности этой древней идеи.

И если бы он успел построить все семь задуманных им замков, включая Китайский замок и Византийский, то противникам монархий, которые в то время повсеместно вели заговоры с целью антимонархических революций, очень сложно было бы найти, в противовес, аргументы и призывать граждан к поддержке революционеров.

Джордж Вашингтон, как утверждают, тоже был деистом, подобно иллюминатам, отрешившим от власти деда Короля Лебедя.

Однако Вашингтон не поддерживал якобинцев и французскую революцию. Он сам был «Воплощенным Зевсом Лебедем». Т.е. дело не в деизме. А в воплощенной лебединой душе («Орден 22 февраля: Джордж Вашингтон - кумир Николая I Романова, символ свободы и прогресса в России»)

И все настенные росписи замка Лебедя о Лоэнгрине и Нибелунгах, защищают эту идею.

Т.е. шла борьба против «Святого Короля», против «Короля Лебедя»!

Святые же и Лебеди, как раз, склонны к одиночеству.

А поскольку главная цель жизни Людвига - «Святой Король» была обозначена, то в дни заговора и предательства Людвиг II Баварский считал, что если он нужен народу, то народ должен сам поднять бунт и защитить его.

Тут есть аналогия с первым царем Михаилом Федоровичем Романовым, который ждал в Ипатьевском монастыре, когда его призовут на власть, но не боролся за неё.

И коль скоро, речь идет о 22-м февраля, то обращу внимание, что утром 22 февраля, после Земского собора предыдущего дня, Михаил Романов проснулся избранным царем.

И ровно 22 февраля Николай II Романов последний раз императором покинул Царское село, на что обращает внимание Э.Радзинский. Эти события друг от друга отделяет день в день 304 года.

Так вот, друг Людвига - Бисмарк был уверен, что Король Лебедь обратиться к народу, и баварцы встанут на его защиту, потому что они любят его.

И, действительно, первым порывом Людвига - было бороться. «Людвиг решил срочно созвать пожарных, егерей и жандармов, чтобы те обеспечили его защиту. И народ, так любивший своего господина, был готов в ту же минуту встать на его защиту, а в случае необходимости отдать за него жизнь. Предстояло кровопролитное сражение. И вдруг все переменилось. Когда за Людвигом прибыла очередная комиссия, он встретился с ней и казался спокойным. Улучив удобный момент, король сделал попытку броситься вниз с высокой башни, но бдительная прислуга остановила его»…

Так Людвиг лишился королевского венца. При этом Людвиг произнес с сожалением: «Я признаю за лучшее подчиниться судьбе. Меня не могли бы устранить от правления, если бы мой народ не был на это согласен…».

На всем пути следования королевской кареты стояли баварские крестьяне, горячо оплакивавшие его участь. Многие из них предлагали Людвигу свою помощь и защиту, но бывший король только улыбался грустно и ласково».

В троицу 13 июня Людвиг II Баварский, со второй попытки, ушел из жизни, собственным волевым решением.

И это не единственная схожесть.

«Король Лебедь» Людвиг II Баварский был предан заговорщиками в очень знакомую мне дату 8 июня. И в этот же день 8 июня он сделал первую попытку к самоубийству.

В эту же дату 8 июня погиб мой однокурсник, рожденный, также как и я, в год Лебедя.

Но самое главное вот это: «…Андрей сказал: «Ты помнишь, какие у него были глаза…» Как я могу не помнить. Таких «невозможных глаз» я не видела никогда в жизни. Легче было броситься с головой в омут, чем смотреть в эту бездонность… Андрей Волгин был слишком красивым и оттого с первого курса в каком-то женском вакууме. Никто из наших ровесниц не решался брать эту Высоту. Давили стереотипы: с таким красивым мужчиной будет слишком не просто. Мне кажется, у него всегда в глазах стоял удивленный вопрос: «Почему не он? Почему выбрали не его?»… Его называли и Баловнем, и Везучим. Он был сама Природа… Что было для него высшей ценностью? Думаю, Любовь. Он единственный мог пренебречь и карьерой, и деньгами. Такое впечатление, что Бог ему при рождении открыл самую главную истину: «Все пройдет» и «Нет ничего выше любви».

Но вот как раз любви Андрею судьба не подарила. Или из-за его глаз, или из-за его красоты.

И в этой части, история имеет похожую аналогию, потому что никогда в жизни, ни до, ни после я таких глаз, как у него, не встречала. Пожалуй, только глаза «Короля Лебедя», которые сравнивали со «Страстными глазами Адониса» были близки, по описаниям, к тому, что видела я.

Итак, с одной стороны, необыкновенно красивый «Король Лебедь», на недосягаемой высоте, которую решилась брать только какая-то глупенькая самоуверенная актриса.

С другой стороны, София Баварская - жертва ярости страстно влюбленных в неё мужчин, вынужденная отказаться от общения с ними от страха испытать гнев очередного влюбленного героя, не понявшего природу её внутреннего конфликта, секрет которого был - в самой дате её рождения.

Я её понимаю. Потому что во мне тоже есть эта несмелость, в чем я и сама себе призналась, в 2001 году, в стихотворении «Как я скажу ему: «прости…», и в частности, в строках «… Перед любовью выбор смелый, Я сделать в жизни не умела»…

«Тело лебединого короля… нашли. Его сердце положили в позолоченную серебряную урну и поместили в мавзолей Альт-Эттинг - фамильную усыпальницу Виттельсбахов, расположенную в Верхней Баварии. С тех пор мавзолей Альт-Эттинг стал местом настоящего паломничества»

Герцогиня София Шарлотта Баварская прожила ещё 11 лет после этих событий.

Все материалы раздела «Новости, комментарии, ремарки»

Реклама

© Авторские права на идею сайта, концепцию сайта, рубрики сайта, содержание материалов сайта (за исключением материалов внешних авторов) принадлежат Наталье Ярославовой-Оболенской.

Создание сайта — ЭЛКОС