Знамение «трех лучей» Ольги Великой - на вечевых псковских печатях и небесное воинство князей, погребенных в ольгинском Троицком Соборе
©Ярославова-Оболенская Наталья Борисовна, урожденная Ярославова (22.2.1960). Экс Годунина (23.10.1981-14.4. 1991). Экс Чистякова (14.4.1991 -10.06.2014). Я родилась 22 февраля 1960 года, Нефтекамск, Краснокамского района Башкирской АССР. Женщина Ж/F
Я была Чистякова Наталья Борисовна по фамилии бывшего второго мужа на дату написания статьи и до перемены имени 10 июня 2014 года. Ярославова моя девичья фамилия, я урожденная Ярославова Наталья Борисовна (22.02.1960)
© Наталья Ярославова -Чистякова
26-29 апреля 2013 года
1110 лет исполняется Пскову, основанному в 903 году. Празднования начнутся в Ольгины дни: от дня Казанской иконы Божией матери - до дня рождения Великой княгини. Днем города в Пскове являются именины Ольги Перевозщицы. И весь город изобилует напоминаниями на тему: Ольга - паром, Ольга-перевоз, Ольга - переправа. Это и церковь Успения у Парома, рядом с которой находится Ольгина часовня, и Ольгинский мост, и Ольгинская набережная. Будучи в Пскове я убедилась в том, что правильно поняла смысл легенды, переданной через тысячу лет. Ольга не просто перевезла Игоря через реку… У этого перевоза была целая философия…
Мост, названный именем Великой княгини Ольги, возраст которого 450 лет, ведет к Псковскому Крому или иначе Кремлю. А Ольгинская набережная - к Иоанновскому монастырю, основанному в 1240 году, и Собору Иоанна Предтечи. Непосредственно в Иоанновском монастыре его называют Княгинин монастырь, потому что в нем похоронено 13 Псковских княгинь, среди которых и княгиня Оболенская (Сабурова) - супруга Псковского князя Ярослава Оболенского, родоначальника князей Ярославовых. Сам князь Ярослав Оболенский погребен в Троицком соборе Псковского кремля. В именном списке Псковских князей, погребенных в Пскове, в Троицком соборе, он назван «Князь Ярослав Васильевич, в крещении Севастиан». Из 19 князей, чьи захоронения находятся в Троицком Соборе, имя в крещении выделено только у трех. У Благоверного князя Всеволода, в крещении Гавриила. У Благоверного князя Даманта, в крещении Тимофея, и у князя Ярослава Оболенского, которого в ряде псковских источников тоже называют Благоверным.
Вот этот Псковский кром, где погребен родоначальник князей Ярославовых, и был одной из главных целей моего псковского путешествия. Другая цель - Крыпецкий монастырь, псковское подворье которого в настоящее время находится в Княгинином монастыре.
Однако первой книгой, на которую я обратила внимание в книжной лавке Псковского кремля, оказался Каталог выставки «Искусство Ярославской и Костромских земель XIV-XX веков». На её обложке я увидела знакомый мне портрет Григория Островского, реставрацией которого занимался Савва Ямщиков. А в самом Каталоге портреты бояр Ярославовых. Причем очень четко выделена и фамилия Ярославовых, в том числе, у Марии Михайловны Черевиной. Одновременно сделан и, совершенно, однозначный акцент на родстве: Черевиных, Ярославовых и Акуловых.
Каталог издан в 2003 году, в Ярославле. Но книга только спустя 10 лет оказалась у меня в руках. Быть может, это ярославское издание потому и сохранилось в Пскове, что для приехавших в город на реке Великой, оно - «не по теме псковского туризма».
Однако и многим псковским изданиям, в частности, по псковской археологии, которыми я обогатила свою библиотеку, тоже более 10 лет.
Для себя в этих книгах я выделила псковские древние печати. В частности, «Печати Троицкие» и «Печати Псковские», а также печати с изображением Богоматери «Знамение».
«Псковские печати с изображением креста и Богоматери «Знамение» принадлежали, как считает С.В. Белецкий, к тому же институту власти, что и буллы с надписью «печать троицкая» (Св.Троица). Печати … являлись по мнению С.В.Белецкого вечевыми. Их матрицы изготовлены в самом Пскове…
«Печати троицкие» Н.П.Лихачев считал официальными печатями Пскова, которые затем заменились «печатями псковскими». В настоящее время утвердилось мнение о том, что это вечевые печати Пскова». ( И.О.Колосова «Памятники Сфрагистики», «Раскопки в древней части среднего города:1967-1991»).
На одной из «печатей псковских» - «изображение князя в короне…».
Поскольку именно в Пскове «Троица» прямо ассоциируется с княгиней Ольгой, увидевшей три луча над тем местом, где по велению княгини Ольги был построен Троицкий собор, как центр Псковского крома и место вече, то получается что сами вечевые печати указывают на ряд:
Княгиня Ольга - Троица - Икона «Божией матери «Знамение».
И Покровителем Псковского вече была Великая княгиня Ольга Перевозщица.
Поэтому, полагаю, когда мы встречаем на Руси иконы Божией матери «Знамение», то это Псковский след. Хотя считается, что икона «Знамение» впервые явлена в Новгороде в XI-XII веке. Но именно в это время в Новгороде правили князь Мстислав Великий и Святой Всеволод Псковский, погребенный в псковском Троицком соборе Ольги Великой.
Наряду с описанием древних раритетов, в книгах по псковской археологии и краеведению много внимания уделено истории торговли.
Псков - город войн и торговли. Такая мысль проведена в одной из купленных мною книг.
Однако если посмотреть эти труды в совокупности, то правильнее будет сказать: Псков - это город, который пытался постоянно избежать войн за торговые пути. Город, превзошедший другие города в торговой дипломатии.
Войн псковичи, как раз, не хотели. Поэтому напоминали о своих древних соглашениях, в верности которым они клялись на кресте, когда их принуждали изменить торговую политику.
Именно в Пскове, в частном разговоре, мое внимание обратили на малоизвестную версию легенды о явлении Богородицы старцу Дорофею.
Дело в том, что более известны версии, в которых Богородица отдает «военные приказы» о том, где разместить пушки и в каком направлении наносить удары по войскам Стефана Батории. Т.е. Богородица выступает в роли военачальника.
Однако пропускается начало истории, в котором Богородица сначала призывает всех Псковских святых и князей, похороненных в Троицком Соборе, а затем задает вопросы : Не были ли жители Пскова негостеприимны ? Не обидели ли они чем-то нападавших?
И в изначальной версии звучит слово Содом (горящий), т.е. имя города, уничтоженного за грехи жителей.
Ниже я привожу эту, часто «пропускаемую» часть легенды, поскольку без неё «Псково-Печерская» история не может быть понята правильно. Хотя слово «содом» в ней уже заменено на более современную интерпретацию:
«Пресвятая Богородица, пройдя по воздуху чрез городскую стену, вошла в церковь Покровскую. Потом вышла из церкви и, ставши вместе с преподобными, вопросила:
«Где Мирожский строитель Нифонт, епископ новгородский?»
Св. епископ немедленно предстал пред Нею и с великою скорбию сказал: «Госпоже Пресвятая Владычица! В моем монастыре сего лета не бяше литургии».
На сие Богоматерь рекла: «Сыну Моему и Богу тако изволившу». Потом воззвала: «Где избранные Божии, лежащие в церкви св. Троицы?»
И тотчас предстали пред Нею благоверные князья: Василий Киевский, Гавриил и Тимофей Псковские, позади же их стали Николай Псковский и святые Евфросин с Саввою, и все с благоговением поклонились Ей.
Пресвятая Богородица, взирая с гневом на город, сказала: «О люди беззаконные! Вы прогневали Сына и Бога Моего и осквернили град сей грехами своими. И вот пришла на вас туга и беда велия, и вы Сына Моего Господа Бога и Меня не познали».
В это время пали пред Нею преподобные Корнилий и Евфросин с Саввою и блаженный Николай и со слезами молились: «Госпоже Владычице, Богородице! Есть грех на людях и беззаконие, но не прогневайся на них до зела! помолися Сыну Твоему и Богу нашему за град сей и за людей согрешивших!» Все благоверные князья тоже припали к ногам Ее и со слезами молили о пощаде города.
Тогда Пресвятая Богородица призвала к Себе старца Дорофея, удостоившегося видения, и он в то же мгновение увидел себя у ног Богоматери. Она сказала ему: «Иди немедленно к воеводам, к Печерскому игумену и в собор Святой Троицы и возвести им…» («Псково-Печерский монастырь»).
Вот в этой Псковской истории времен Стефана Батории, как раз, и надо искать ответ на вопрос о проблемах сегодняшней экономики России.
А для того, чтобы правильно выстроить русскую экономику - необходимо возвращать опыт равноапостольной княгини Ольги, крещеной именем Елены - матери Константина Великого, одержавшего победу у Мульвийского моста в 312 году. Христианский Бог тогда пришел на помощь Константину, явив ему знамение креста в синем небе и солнечном сиянии с надписью «In hoc signo vinces» - «Сим Победиши».
Миланский эдикт 313 года Константина Великого, которому в этом году исполнилось 1700 лет, стал важным шагом на пути превращения христианства в официальную религию империи.
В честь юбилея Миланского эдикта в Пскове, в доме Масона, на выставке «одного произведения», в эти дни «демонстрируют выполненный тушью на бумаге эскиз фрески «Битва у Мульвийского моста» - монументального произведения, которое находится в зале Константина Ватиканского дворца» (Эскиз фрески из дворца Константина в Ватикане открыли для псковичей только на два месяца).
Таким образом, и юбилей «Знамения» для Константина Великого, и юбилей «Знамения» для Святой Равноапостольной княгини Ольги отмечает Псков на реке Великой, в 2013 году.
Я не выбирала год для своей давно задуманной поездки в Псков. Я выбирала месяц. Хотела видеть не скованное льдом озеро Крыпецкого монастыря, и не занесенный снегом Ярославов мост. Ну а поскольку асфальтовой дороги там нет, то надо было, чтобы ушла вода. Туда не ходят рейсовые автобусы. Необычный монастырь. Он напомнил мне о моей статье «Русь - Монастырский Ватикан». Я расскажу отдельно о нем отдельно.
В этой же статье хотела анонсировать юбилей Пскова, а также дату 1111 лет Пскову в 2014 году, что бывает раз в тысячу лет, и важное лично для меня осознание:
Ольга Великая ( Елена) - Троица - «Знамение» - Псковское вече - Псковские князья в короне.