Персональный сайт Натальи Чистяковой — Натальи Ярославовой
Natalia Chistiakova—Natalia Yaroslavova’s Personal Website

Старый Изборск и Новый Изборск – Сенно - "Псковский погост" Николая Рериха

    • Церковь Георгия Победоносца с приделом Феодосия Печерского в погосте Сенно,около Нового Изборска /4/
    • Картина Н.Рериха «Псковский погост» с «крылатыми воротами» церкви Георгия Победоносца в Сенно./5/
    • Деревянные домишки в Сенно, в 60-х годах 20 века. Как и сейчас
    • Автобусная остановка в Новом Изборске
    • Женщина с ночной смены, которая стоит, чтобы не уснуть
    • Остановка по дороге из Нового Изборска в Печеры. Объявление о вскрытии замков
    • Изборские холмы. По дороге из Нового Изборска рядом с древним погостом Сенно
    • Жеравья гора. Крепость Изборск (Старый Изборск)/4/
    • Татьяна Самойлова главная героиня фильма «Летят журавли» умерла 05.05.14 г.

© Наталья Ярославова – Чистякова
05.05. 2014 года

В Старом Изборске, где правил первый Псковский Князь Трувор, есть Жеравья гора, на современном языке Журавлиная. Изборское княжество там не сложилось, потому что не правильно было выбрано место для крепости, и летописи сохранили истории страдающих от жажды людей во время осад, из-за дефицита воды, обусловленного ещё и жесткой вырубкой леса «труворовцами».

В Псково-Печерской Лавре, в отличие от Изборской крепости, были родниковые ключи, и по её территории протекал ручей. Поэтому Печерский монастырь в Пскове мог долго удерживать под стенами крепости противника и расцветал с веками за счет правильно выбранного места - «в складке холмов», Небесных покровителей и бережного отношения к святым ключам.

О том, что Изборск есть Старый и Новый я узнала в прошлом году в Пскове. Приехала с запасом времени утром на псковский автовокзал, чтобы попасть на первый автобус в Печеру, и раздумывала о том, что у меня полчаса времени. В этот момент увидела другой автобус , уже отправляющийся. Убедилась, что он в Лавру, прочитала слово Изборск и сменила рейс.

И только когда автобус свернул с асфальтовой дороги на лесную, грунтовую и чем дальше углублялся в лес, тем хуже становилась дорога, я стала задавать вопросы: а куда мы вообще-то едем? И тут выяснилось, что этот автобус проезжает через Новый Изборск, а не через крепость Изборск и для этого надо сделать километров пятнадцать крюк по лесу, по холмам и плохо проходимой после дождя дороге.

Вот так мне и довелось познакомиться с настоящими псковскими землями и настоящей нищетой. Надо сказать, довольно долго автобус преодолевал этот путь. Почти час. И когда я смотрела по сторонам, и слушала редких пассажиров, то думала о том, что не в тот Старый Изборск надо ездить «ловеласу» с большим опытом Александру Проханову, а вот сюда - в Новый Изборск.

И если бы я не перепутала автобусы, сюда бы надо было съездить специально, потому что без впечатлений этого часа по дороге , которую иногда вспоминает грейдер, моя картина Пскова была бы не полной.

В какой- то момент у меня даже возникла мысль, что, быть может, кто-то схитрил и вообще поменял названия. И настоящий Изборск был там, где слово Новый, а не там , где слово Старый. Холмы более внушительны в районе Нового Изборска. И лес здоровый сильный сосновый.

По-Княжески выглядит это место! А там, где крепость «лысая гора». Все на виду. Как приманка.

И почему гора Журавлиная ? Возможно, потому что там, где люди Трувора вырубили леса, появились болота. Ведь журавли, в отличие от лебедей, живут на болотах. А лебеди на болотах плачут , о чем рассказывает Вологодская легенда о заколдованных лебедях.

Кроме природы, по этой дороге в Новый Изборск - почти ничего. Много километров. Потом неожиданно появляется слишком большой для этой пустынности Собор или Церковь. Затем кривые улочки и страшная изгородь из неотесанных досок, которую я специально сфотографировала.

Оказывается на территории села расположена нефтебаза «Новый Изборск» Псковского филиала компании «Лукойл-Северо-Западнефтепродукт» . Пишут, что «Новому Изборску» всего 200 лет.

И это - железнодорожная станция. Но мы к ней добирались не по железной дороге, а через лес. И было впечатление, что село стоит в глубокой глуши.

Да и забор на остановке автобуса , где пассажиры ожидают рейса автобуса до Пскова и Печор впечатляет. Никак не подумаешь , что где-то здесь «Лукойл».

«Между Новым Изборском и речкой Обдех расположен лесной массив. Возле села находится погост (сельское кладбище) Сенно» - так пишут об этом месте.

Уже только на днях, работая над статьей о древнем зодчестве Пскова и «Георгиевской линии», поняла, что увиденный мною слишком большой Собор для этого «почти забытого цивилизацией» места и кладбище рядом с ним – это и есть церковь Георгия Победоносца в Сенно, которую я долго искала! («Всё храмостроительство при Псковском Князе Ярославе Оболенском в Пскове и Москве. Оплоты православия и стратегические погосты. Древнее Псковское зодчество»)

Церкви Георгия Победоносца в Псковском княжестве ставили на местах больших побед.

И было это задолго до того, как Георгий Победоносец оказался на гербе Москвы.

При этом, есть интересное обстоятельство. Почти все эти церкви Георгия Победоносца находятся по дороге из Пскова в Печеры и обратно.

Быть может, железнодорожной станции и 200 лет.

Но уже по масштабу собора и по окрестностям было видно, что место это древнее.

«Церковь Георгия в Сенно ориентировочно датирована XVI веком…» - пишет Е.Морозкина в её книге «Церковное зодчество древнего Пскова», со ссылкой на архитектора А.И.Целикова, датирующего её 1562 годом.

Однако речь идет о церкви уже в камне. Деревянная же, появилась здесь намного раньше.

В ряде источников «говорится, что с 13 века. А о самом селе Сенно упоминается в документах с 12-13 веков. По данным Псковского музея-заповедника (1989г.), Сенно является древним погостом, возникшим в 12-13 вв., наравне с погостами Паниковичи, Кулье, Печки, Веребково, Кряково, Кильск».

А с 1562 года церковь, как уже сказано, - в камне:

«Да какая церковь! Со звонницей немалых размеров - другой такой во всей Руси великой не сыскать! Сенно изначально и не село было, бери выше - погост!.... Центр Сеннской губы»

Т.е. это один из погостов Ольги Великой, где она собирала дань.

Церковь имела хоры:

«…круглые западные столбы опираются хоры с небольшим закрытым помещением в углу - ризницей.….Новому притвору предшествовал более древний».

Это, опять же, я процитировала Елену Морозкину, которая об этих хорах пишет в её книге так:

«Архитектуру XV века можно разделить на два периода : первую половину XV века. Основным критерием служит отсутствие хор в начальный период и их наличие в последующий - это отражает изменение в социальной структуре общества. Хоры были у соборов XIV века: Снетогорского, Никольского в Изборске, Троицкого. Исчезнув в первой половине XV века, хоры появляются во второй половине XV века, а затем вновь исчезают в середине XVI века. Это соответствовало исчезновению местной знати….».

Таким образом , церковь и в камне могла быть построена раньше, поскольку после 1510 года Псков лишили вечевого колокола и начались депортации, которых было три («Три депортация «древнего Пскова» и тайны ханской исповеди: Челяднины, Ярославовы, Оболенские и Глинские в Московских дворцах и на реке Белой»).

Знаменитые,по картине Н.Рериха, «Крылатые ворота» в Сенно. Но раньше я не знала о том, что картина «Псковский погост» относится именно к церкви Георгия Победоносца в Сенно с приделом Феодосия Печерского:

«… Каменные ворота погоста…. из местного известнякового плитняка и известные из-за необычной формы как «крылатые ворота», настолько вдохновили художника Николая Рериха, что в 1904 году он изобразил их на своей картине «Псковский погост…».

Вот к этим «крыльям» и к Георгию меня , видимо, и потянуло , когда я сменила автобус и оказалась на другой дороге по пути в Печеры.

Хотя, я не исключаю, что церковь изначально была посвящена даже Феодосию Печерскому. Потому что рядом находится Псково - Печерская Лавра, которая прямо связана с Лаврой Киево-Печерской .

И когда освящали первую пещерную церковь Успения Богородицы в 1473 году при князе Пскова Ярославе Оболенском, то архиепископ Новгородский Феофил дал обет посетить Киев и поклониться мощам печерских монахов, которые первые и выкопали пещеру на месте будущей Лавры («Стратегическое положение Псково-Печерского монастыря, где по древней традиции правители испрашивают небесного благословения Божией Матери»).

«… И уже перед смертью, когда Феофил лежал больной в Чудовом монастыре, во сне ему явился Новгородский святитель Нифонт (†1156), похороненный в пещерах преподобного Антония Печерского, и напомнил о неисполненном обете. Святой архиепископ отправился в Киев и уже приближался к Днепру, как болезнь его усилилась, и он получил откровение, что хотя не дойдет живым до пещер, но тело его упокоится в этих пещерах. Это исполнилось».

Т.е. сначала были пещеры Феодосия Печерского в Киеве. А потом уже Печерские пещеры около Пскова.

Такова была последовательность. И мой путь был скорректирован соответственно этой последовательности и порядку.

Сначала я подъехала к церкви Георгия Победоносца - персонального святого Князя Ярослава Мудрого, с приделом киевского Федосия Печерского, ученика Антония Печерского.

А уже только после этого побывала в Псково-Печерской Лавре, которая является отраслью Лавры Киевской.

«….При Феодосии было начато строительство главной монастырской церкви в честь Успения Пресвятой Богородицы. Преподобный известен также как основатель и руководитель одной из первых церковных библиотек на Руси — библиотеки Киево-Печерской Лавры…».

Вместе с созданием монастырских библиотек по опыту Киевской Лавры, уже в Пскове появляются, как книгохранилища, и - ризницы:

«…во Псково-Печерском монастыре, словно укрывшемся в складках земли , расцветает такой удивительный цветок , как Ризница, - последний дар псковских зодчих , принесенный в сокровищницу общерусской архитектуры. Это новый тип общественного сооружения - не только ризница-хранилище, но и библиотека, созданный на основе многовекового строительного опыта псковичей, соединивших достижения церковной и гражданской архитектуры. Богатый Псково-Печерский монастырь, наряду с созданием Ризницы расцветил изразцами церковь Одигитрии на своем подворье в Пскове» - это вновь из книги Е.Морозкиной «Церковное зодчество древнего Пскова».

Очень интересное упоминание местных краеведов о березовых ветках и празднике просвещения в Сенно:

«…. На Троицу березовые ветки всегда у нас над дверьми прибиты…Каждый месяц 20-го числа проводились ярмарки, на которые собирались купцы из Печор и других мест, представители иностранных торговых фирм, много людей из окрестных деревень.

Каждый год в начале лета проводились праздники «День русского просвещения»…».

Ранее, упоминание о празднике просвещения я встречала только один раз , у Руфа Игнатьева. Он наблюдал его в Бирске, и упоминал тоже в контексте Троицы и начала лета .

Я посвящала этому отдельную статью:

«Уникальный праздник Просвещения и Грамотности на Николу Вешнего или - древний бирский культ архангела Знания Уриила» .

Р.Игнатьев в его книге «Собрание сочинений (уфимский и оренбургский период)» возвращается к этому культу даже дважды. Настолько он его удивил.

«Бирские жители для гулянья, здесь водят хороводы, особенно же в Троицын день, а 9 числа Мая (ст. стиль), в праздник св. Николая Чудотворца, собираются на св. ключ ученики со всех училищ и все дети учащиеся грамоте. Этот детский праздник ведётся издревле, но почему именно он установлен и взошёл в обычай - ни кто, мне, по крайней мере, не мог объяснить… праздник учащихся грамоте 9 Мая на святом ключе, - праздник какого-то особенного характера, праздник грамотности, нигде в другом месте кажется не существующий кроме Бирска…Всё это представляет новый и незатронутый ещё никем богатый материал для местной этнографии, всё это имеет даже не один местный, но и общественный интерес».

Ещё одна важная «деталь» краеведов из Сенно

«Дни просвещения» праздновались в Сенно в те годы, когда село относилось к Эстонии, чтобы имело место в период с 1920 по 1940 года, и здесь поселилась псковская дореволюционная знать:

«…В течение 20 лет Сеннская волость входила в состав буржуазной Эстонии. В Новом Изборске (в этот период он назывался Ирбоска) осело много эмигрантов, бежавших из Советской России бывших псковских купцов, офицеров белой армии. Они занимались торговлей, работали учителями в школах, имели собственные дома. Единственный из шести восстановленных гипсовый завод принадлежал акционерному обществу «Гипс», директором был Г.Я. Гаршнек. Также он заведовал карьерами…».

Именно этот гипсовый завод я видимо и видела, когда мы уже отъехали от Нового Изборска и дорога повернула назад, в сторону асфальтовой трассы.

Около этого завода в автобус вошла женщина, которая отказалась сесть , несмотря на почти пустой салон.

Она сказала: "Если я сяду, то сразу усну".

Уснет, потому что график её жизни такой. Она работает в ночую смену. Но поскольку автобуса близко к началу её ночной смены нет, то она приезжает на завод в 6 часов вечера и три часа сидит на стуле, ждет своей смены. Потом в ночь работает, а утром автобус тоже приходит далеко не сразу. Т.е. смены у неё растягивается не на 12 часов, а на все 16-18 часов. А дома ещё - хозяйство. Но никаких других рабочих мест в округе нет.

Поэтому она стоит и постоянно разговаривает, чтобы не уснуть.

На фотографии эта женщина и изображена спиной.

Я всё хотела снять дорогу без асфальтового покрытия, особенно на крутых спусках с холмов, но не получалось, потому что перед лобовым стеклом стояла женщина, которая боялась уснуть.

И она много говорила про дорогу. Что надо опять идти «поклоны бить», чтобы прислали грейдер - её выровнять.

Украсила свой монолог рассказом о том, как за неделю до этого «КамАЗ» здесь застрял и сутки вытащить не могли.

И минут за 20 до места, где застрял «КамАЗ», они стали обсуждать с шофером: прорвемся мы через это место или не прорвемся…».

А я подумала, что мобильный здесь не берет. И если я на сутки застряну , никто даже меня не найдет и не догадается, что я на проселочной дороге около древнего Сенно.

Прорвались …

А женщина - все про дорогу. Про то, что у неё соседка - милиционер. И она ей говорит: «Ты же большая начальница. Иди к областным чиновникам. Проси асфальтовую дорогу для нас». А соседка все не идет и не идет дорогу выпрашивать.

И эта дорога у них большая мечта.

Под этот разговор дорога немного улучшилась. Появились красивые холмы.

Стало веселее…

Насмешила одинокая будка , на которой предлагается услуга по вскрытию замков . А домов вокруг - "пара хибар" !

Она практически в поле стоит. Зачем здесь замки ? И что здесь воровать…

Ведь авторы статьи о Сенно правильно написали:

«Сейчас времена Леонида Ильича Брежнева манной небесной кажутся».

Я их понимаю. Во всяком случае, в брежневские времена женщина бы несколько часов смены не ждала. И не получала бы за это 5 % от того, что получают «рядовые чиновницы».

Да и на фотографиях Е.Морозкиной 60-х годов Сенно выглядит ровно также , как сейчас.

А ведь это Начало земли Русской.

Голова, которую никто не кормит. Вместо этого «пытаются накормить хвосты».

Малочисленным народам, которых потеснила нефтедобыча , надо компенсировать потери. Но это не Голова . Они не начали этот бизнес. Они от него пострадали. Это принципиальная разница.

Однако , как объяснить все это невежеству, для которого «Меркурий затмил главное Светило».

Не ждите этого Затмения на небе. Оно уже на земле. Потому что Меркурий - это Торговля.

Когда сразу после реконструкции Мариинского театра была большая дискуссия о его новом облике, некий автор в СМИ Петербурга провел такую мысль своему оппоненту:

«Ты на ботинки свои посмотри. Не в твоем пальто и не в твоих штиблетах рассуждать о красоте и вкусе».

Ну что можно объяснить этому болезному…

Святые старцы, к которым ходили на поклон и за советом цари и Великие князья, они тоже одеты были, чаще всего, бедно и не по моде. А бывало, что и - в рваных ботинках.

Не менее блекло внешне выглядела и наша дореволюционная аристократия, после революции. Но от этого она не потеряла вкус, познания в области живописи и архитектуры .

Уже сам аргумент о том, что человек небогатый (обворованный, обедневший) не может быть специалистом в области искусства, говорит о редкой убогости.

Не богатые люди живут и в древнем Сенно. Многие - потомки, когда-то собравшихся здесь псковских элит, в т.ч. начала 20 века.

Отсюда и список священно - церковнослужителей Сеннского Свято-Георгиевского храма, который в период с 1745 года по 2010 года украшают «биографии выдающихся священников протоиерея Павла Михайловича Невлянинова, священномученика Пантелеимона Богоявленского, протоиерея Константина Яковлевича Шаховского и регента - псаломщика, протодиакона Тимофея Васильевича Демина».

И это Новый Изборск .

Но где-то у крепости Старого Изборска все ждет «знамений» А. Проханов - лоббист военных расходов при «голодной голове».

А бедные люди - они у Георгиевских церквей, где и были главные сражения и победы России.

Когда я узнала о том , что гора на которой стоит Никольская церковь Старого Изборска называется Жеравьей, то подумала, что быть может вот эти Журавли: они у идеологов - тожество Изборска ?

Однако много печали вокруг журавлиной темы /1,2,3/

Да и Изборская крепость - XIV века.

Тогда, как Георгия Победоносца - XII –XIII веков.

Когда я писала статью :
«Нефть и иконы. Охрана императора П.А. Черевина из Ярославовых - Оболенских и Ротшильды. Шотландский Замок Скелбо и Троице-Лыково Князя Оболенского-Сосновка…»,

то ещё раз утвердилась в том, что есть люди, которые правильно делают покупки предметов искусств, потому что пользуются советами хороших искусствоведов, и даже могут о них что-то рассказать…

Но предметы искусства для них , прежде всего, товар. Потому что Меркурий у них давно затмил Главные для земли светила.

Вроде как при иконах… И все как-то не туда

Ссылки:

[1] «Крик журавлиный» российских финансов. «Эффект Витаса»: кому отдаст предпочтение ВТО…»
[2] «Патриарх Кирилл в Китае и Витас - «Живой Бог Китая» стали ньюсмейкерами СМИ в один день - 10 мая»
[3] «Ушла из жизни звезда фильма «Летят журавли»
[4] Е.Морозкина. "Церковное зодчество древнего Пскова"
[5] "Рерих Псковский погост"
[6] «Всё храмостроительство при Псковском Князе Ярославе Оболенском в Пскове и Москве. Оплоты православия и стратегические погосты. Древнее Псковское зодчество»

Все материалы раздела «Новости, комментарии, ремарки»

Реклама

© Авторские права на идею сайта, концепцию сайта, рубрики сайта, содержание материалов сайта (за исключением материалов внешних авторов) принадлежат Наталье Ярославовой-Оболенской.

Создание сайта — ЭЛКОС