Персональный сайт Натальи Чистяковой — Натальи Ярославовой
Natalia Chistiakova—Natalia Yaroslavova’s Personal Website

Народное образование.Что означает «хорошая школа»? - Т.А.Ярославова, Заслуженный учитель России

    • Тамара Анатольевна Ярославова,урожденная Давиденко, в возрасте 75 лет, когда она, по моей просьбе, написала о школе и её реформах
    • Народное образование. Школа. Что означает «хорошая школа» ? - Т.А.Ярославова, стр. 1
    • Народное образование. Школа. Что означает «хорошая школа» ? - Т.А.Ярославова, стр. 2
    • Народное образование. Школа. Что означает «хорошая школа» ? - Т.А.Ярославова, стр. 3
    • Народное образование. Школа. Что означает «хорошая школа» ? - Т.А.Ярославова, стр. 4

Ярославова Наталья
26 июня 2014 года

Сегодня 26 июня - год, как ушла из жизни моя мама Т.А.Ярославова - Заслуженный учитель России, проработавшая в школе почти 40 лет, из них 35 лет – руководителем /2,5/.

Примерно 5-6 лет назад я просила её написать: что она думает о школе и реформах, прежде всего - тюменских, последствия которых к тому времени уже были очевидны /3,4/.

Свой текст она назвала: «Народное образование. Школа» и начала его с ответа на вопрос: «Что означает «хорошая школа»?». А ключевым, в заданном контексте, надо считать следующую её позицию, основанную на многолетнем практическом опыте: «Проработав в школе почти 40 лет, из них руководителем 35 лет, могу сказать, что руководитель может и обязан сделать свою школу привлекательной для учеников. Прежде всего, он должен изжить из школы все недостатки, что отлучают ученика от школы. Для этого не нужно ни школьных реформ, ни приказов Министерства. Директор должен быть учителем «до мозга костей», уметь рассчитывать наперед все педагогические ходы, т.е. предупреждать негативные последствия».

Таким образом, для неё директор школы был педагог, а не снабженец. «От руководителя зависит почти всё. Он обязан создать педагогический коллектив, объединенный высшей идеей образования…».

Как видно, мама не была сторонницей проводимых реформ. Более того, она относилась к тюменским реформам образования - очень критически.

Она настаивала на том, что необходимо сохранить бесплатное образование: «Важно, чтобы все способные, все здоровые имели равные права для реализации способностей. Тогда у нас будет много ярких, талантливых, не похожих друг на друга людей. Пусть они украшают наше общество». И, вне всякого сомнения, проводила оценку школы и реформ с точки зрения достижения главной цели: высокого уровня образования и проявления талантов у всех, кто родился с такими задатками, независимо от благосостояния семьи.

Она никогда не оценивала ученика, как некий «кошелек», за которым «идут деньги». Мама преподавала и руководила школой тогда, когда образование было бесплатным, также как и воздух. А отвечала на мой вопрос о школе уже в те годы, когда «образованием решили торговать». При этом, торговцы образованием - и «бизнесменами» оказались плохими. Потому что, как раз, бизнесмен должен ориентироваться на вопрос: Что означает «хорошая школа»?.

«Это такая школа, в которую ребенку хочется идти» – так отвечала моя мама. «Это школа, где ребенку дают прочные знания, развивают у учащегося самообразовательные навыки, воспитывают культуру поведения, культуру чувств, культуру желаний, культуру общения, высокие моральные принципы. Отчего ребенок не хочет учиться? Оттого, что не умеет. Не полюбил процесс обучения. Оттого, что его наказывают двойкой, несправедливой к нему. Оттого, что у него нет товарищей, а сильные издеваются над ним. Оттого, что его не поощряют за учение ни учителя, ни родители. Оттого, что никто не замечает его талантов. Оттого, что к нему безразличны. Оттого, что он, в итоге, ненавидит школу и мстит ей всякими способами…И это должен признать каждый учитель и каждый руководитель. И не «закрывать глаза на них».

Народное образование.Школа

©Т.А.Ярославова (Давиденко) - Заслуженный учитель России

Что означает «хорошая школа» ?

Это такая школа , в которую ребенку хочется идти.

Это школа, где ребенку дают прочные знания, развивают у учащегося самообразовательные навыки, воспитывают культуру поведения, культуру чувств, культуру желаний, культуру общения, высокие моральные принципы.

Отчего ребенок не хочет учиться ?

1. Оттого, что не умеет.

2. Не полюбил процесс обучения

3. Оттого, что его наказывают двойкой, несправедливой к нему.

4. Оттого, что у него нет товарищей, а сильные издеваются над ним

5. Оттого, что его не поощряют за учение ни учителя, ни родители

6. Оттого, что никто не замечает его талантов

7. Оттого, что к нему безразличны

8. Оттого, что он, в итоге, ненавидит школу и мстит ей всякими способами.

Такие недостатки существуют в каждой школе, в той или иной степени. Но в хороших школах их меньше, в плохих - больше. И это должен признать каждый учитель и каждый руководитель. И не «закрывать глаза на них».

Я анализирую то, что лежит на поверхности, что зависит от коллектива учителей и, главное, от руководителя школы.

Если хороший учительский коллектив, умный директор, ученики будут любить школу, независимо от того, городская она или сельская, оснащена технически или нет.

И из сельских школ выходят образованные и воспитанные ученики.

Проработав в школе почти 40 лет, из них руководителем 35 лет, могу сказать, что руководитель может и обязан сделать свою школу привлекательной для учеников. Прежде всего, он должен изжить из школы все недостатки, что отлучают ученика от школы.

Для этого не нужно ни школьных реформ, ни приказов Министерства.

Директор должен быть учителем «до мозга костей», уметь рассчитывать наперед все педагогические ходы, т.е. предупреждать негативные последствия. Все приказы его должны быть целесообразны. Он может быть терпим к частным порокам отдельных учителей, но нетерпим к педагогическим ошибкам его. От руководителя зависит почти всё. Он обязан создать педагогический коллектив, объединенный высшей идеей образования.

Как-то ещё в молодости я прочитала высказывание Наполеона Бонапарта:

«Войско баранов, возглавляемое львом, одержит победу на войском львов, возглавляемом бараном». Я запомнила этот афоризм и придаю ему значение. Много раз убеждалась в правоте этой мысли.

Не нужно только директора отвлекать от основных обязанностей.

Когда я стала отыскивать мнение философов и политиков по вопросу большинства при голосовании, я убедилась, что многие и давно видели изъяны в принципе демократии /1/.

Ф.Шиллер утверждал, что «мерилом справедливости не может быть большинство голосов».

Гетте И. утверждал, что «нет ничего отвратительнее большинства».

Философ Николай Бердяев писал: «Почти чудовищно, как люди могли дожить до такого состояния сознания, что в мнении и воле большинства увидели источник и критерий правды и истины»/1/.

С тех пор я перестала верить в коллективную мудрость невежественных людей.

За «большинством» часто прячутся люди трусливые, ленивые, безразличные и невежественные.

Я поняла это, но трудности «с большинством» испытывала на протяжении всех 30 лет на посту руководителя школы.

Свобода, Равенство и Братство – один из основных лозунгов советского периода. Равноправие граждан - принцип демократии.

О свободе я уже сказала свое слово.

Возможно ли равенство. Да! По Конституции мы имеем равные права: на обучение, медицинское обслуживание, право избираться и быть избранными и др.

Раньше (15-20 лет назад) разрыв в правах был меньше , чем сейчас.

В школе обучались строго все.

Существовал «закон о всеобуче».

Обучение было и строжайшей обязанностью.

Велся контроль за этим. Оплаты за обучение в школе не было.

Высшее образование было бесплатным. Всё зависело от способностей.

Сейчас в ВУЗах большинство обучающихся платно из обеспеченных семей. Да они и не обучаются, их не выгодно отчислять.

С этим неравенством уровень образованности населения России падает.

Государство обязано обеспечивать равные права.

Оноре де Бальзак писал:

(далее зачеркнуто, т.е. исключено, конкретно из этого текста)

«Возможно равенство - это право, но никакая сила на земле не сделает его фактом»

Абсолютного равенства среди индивидуумов быть не может: мы от рождения не равны ( по способностям, по здоровью и потенциальной среде и др.) - не в этом трагедия.

Важно, чтобы все способные, все здоровые имели равные права для реализации способностей. Тогда у нас будет много ярких, талантливых, не похожих друг на друга людей. Пусть они украшают наше общество.

Равенство не математическая формула. Это философское, социальное, законодательное понятие.

Грамоты завуча школы №6 города Тюмени Т.А.Ярославовой. В тюменском образовании с 1973 года

  • Грамота   Министерства просвещения  СССР, ЦК Профсоюза  работников  просвещения, Высшей   школы и Научных учреждений.Подпись -Министр М.Прокофьев. Москва  1980 год
    Грамота Министерства просвещения СССР, ЦК Профсоюза работников просвещения, Высшей школы и Научных учреждений.Подпись -Министр М.Прокофьев. Москва 1980 год
  • Грамота Ленинского  РК КПСС и  Райисполкома Подписи - Э.Карепов и А.Петкевич.1980 год
    Грамота Ленинского РК КПСС и Райисполкома Подписи - Э.Карепов и А.Петкевич.1980 год
  • Грамота  Тюменского  гороно  и  горкома   профсоюза работников     просвещения. Подпись - В.Югринов. 1982 год
    Грамота Тюменского гороно и горкома профсоюза работников просвещения. Подпись - В.Югринов. 1982 год
  • Грамота Ленинского районо. Подпись - К.Бакланова.1982 год
    Грамота Ленинского районо. Подпись - К.Бакланова.1982 год
  • Грамота ИУУ   и кабинета  русского  языка и литературы.  Подписи -  А.Китайгородская и М.Отрадных
    Грамота ИУУ и кабинета русского языка и литературы. Подписи - А.Китайгородская и М.Отрадных
  • Грамота  Ленинского районо. Подпись  - Л.Коркин.
    Грамота Ленинского районо. Подпись - Л.Коркин.
  • Администрация  ИУУ. За  помощь в   совершенствовании   мастерства педагогических кадров области
    Администрация ИУУ. За помощь в совершенствовании мастерства педагогических кадров области
  • Грамота  Ленинского   районо. Подпись - Л.Коркин. 1986 год
    Грамота Ленинского районо. Подпись - Л.Коркин. 1986 год
  • Грамота  гороно и ГК  профсоюзов   работников  просвещения. Подписи - В.Лукашенко и  Л.Ишмаева.1988  год.
    Грамота гороно и ГК профсоюзов работников просвещения. Подписи - В.Лукашенко и Л.Ишмаева.1988 год.

Грамоты завуча школы №2 города Нефтекамска Т.А.Ярославовой. В башкирском образовании с 1959 года

  • Грамота  Президиума Верховного совета  Башкирской  АССР. 1964 год
    Грамота Президиума Верховного совета Башкирской АССР. 1964 год
  • Грамота    Правления   общества
    Грамота Правления общества "Знание" 1965 год.Москва
  • Грамота   общества
    Грамота общества "Знание", Башкирское отделение, 1966 год
  • Выписка  из протокола  о награждении  Грамотой   Башкирского  отделения Педагогического  общества
    Выписка из протокола о награждении Грамотой Башкирского отделения Педагогического общества
  • Грамота   Башкирского  отделения   Педагогического  общества. Подпись - Председатель отделения.  1967 год.
    Грамота Башкирского отделения Педагогического общества. Подпись - Председатель отделения. 1967 год.
  • Грамота   общества
    Грамота общества "Знание", Башкирское отделение, 1967 год
  • Грамота Нефтекамского  гороно  и ГК профсоюза  работников   просвещения.  Подписи  Ф.Иванова и Н.Шутова
    Грамота Нефтекамского гороно и ГК профсоюза работников просвещения. Подписи Ф.Иванова и Н.Шутова

Поздравления учителей и коллег школы № 6 города Тюмени

  • В.А.Христель - завуч  школы № 6 и  директор школы № 12
    В.А.Христель - завуч школы № 6 и директор школы № 12

Поздравления учителей и коллег школы № 2 города Нефтекамска

  • Завуч Мухина и  учителя Мальцевы.
    Завуч Мухина и учителя Мальцевы.
  • Учителя  Павел Якимович  (ВОВ)  и Аитова
    Учителя Павел Якимович (ВОВ) и Аитова
  • Учителя   Шадрина и Тиликовы
    Учителя Шадрина и Тиликовы
  • Учителя  Овчинникова и Мурзина
    Учителя Овчинникова и Мурзина

Поздравления нефтекамцев в Тюмени

  • Верховцева, Тетерева , Свяцкая
    Верховцева, Тетерева , Свяцкая
  • Верховцева, Тетерева , Свяцкая (Продолжение)
    Верховцева, Тетерева , Свяцкая (Продолжение)

Ученики из Нефтекамска разыскивают и поздравляют Т.А.Ярославову

  • Письмо  выпускников  в  Гороно  Тюмени с просьбой  сообщить  школу и  адрес  Т.А.Ярославовой
    Письмо выпускников в Гороно Тюмени с просьбой сообщить школу и адрес Т.А.Ярославовой
  • Поздравление  нефтекамских  выпускников 1965 года  через 20  лет
    Поздравление нефтекамских выпускников 1965 года через 20 лет

1.«Власть и народ» - мнение Великих, которое я разделяю» - сборник цитат Тамары А. Ярославовой - Заслуженного учителя России ( 11 мая 1932 год – 26 июня 2013 года)
2.«Ученики приносят славу ей»: 50-летний юбилей первой школы города «Нефтяников на Каме»
3. «О докторе наук Викторе Новикове
4. «О последствиях тюменских реформ образования, когда дети начинают бояться ходить в школу и во главе школы "хозяйственник" место "учителя до мозга костей"
5. «Юность Тамары Давиденко–Ярославовой. Воспоминания о «Чистой протоке», о Марковых и Мещерских–Ширинских, о Костре и Вечности»
6.«Тяжелее школ у нас работают только тюрьмы». Елена Бирюкова о результатах

Все материалы раздела «Внимание! Угрозы и тенденции»

Реклама


© Авторские права на идею сайта, концепцию сайта, рубрики сайта, содержание материалов сайта (за исключением материалов внешних авторов) принадлежат Наталье Ярославовой-Оболенской.

Создание сайта — ЭЛКОС