Персональный сайт Натальи Чистяковой — Натальи Ярославовой
Natalia Chistiakova—Natalia Yaroslavova’s Personal Website

Инициативы об отмене прямых выборов губернаторов округов Тюменской области в отсутствии главы Администрации Президента и без учета того, что округа "Могут Входить" в состав области, а "Могут и не входить"

    • Р.Абрамович - несколько лет был губернатором Чукотского округа, который вошел непосредственно в РФ в 1992 году
    • Сейчас бывший губернатор Чукотского округа отдыхает от государственных функций./1/

© Наталья Ярославова – Оболенская
12 ноября 2014 года

Вопрос о соответствии Конституции РФ либо о противоречии Конституции РФ порядка выборов губернаторов Тюменской области и входящих в её состав автономных округов уже был на повестке дня в начале 2012 года, когда СМИ стали публиковать материалы об инициативе избирать губернатора Тюменской области только на территории Юга, не включая округа. Делалось это перед выборами президента , когда граждане России и Тюменской области были отвлечены этим общероссийского уровня событием.

В связи с февральскими инициативами 2012 года «о тюменском губернаторе от Юга области» я делала комментарий «В Тюменской области решили нарушать Конституцию России ?!», где цитировала посвященное Тюменской области Постановление Конституционного Суда РФ от 14 июля 1997 г. N 12-П "По делу о толковании содержащегося в части 4 статьи 66 Конституции Российской Федерации положения о вхождении автономного округа в состав края, области".

В Постановлении Конституционного Суда однозначно сказано, что выборы проходят на территории всей области и жители округов принимают участие в выборах Тюменского губернатора.

После этих моих публикаций «инициативы утихли». И формально в 2014 году жители округов Тюменской области участвовали в выборах областного губернатора. Хотя, вопрос равноправной конкуренции это тоже вопрос конституционный.

И вот на днях вновь появились инициативы, со ссылкой на Администрацию президента об отмене выборов прямых губернаторов округов, т.е. в ХМАО и ЯНАО.

Одна из первых публикаций от 7 ноября 2014 года, когда глава Администрации Президента находится в трауре:

«Это не нужно никому.

Ссылка идет на новые вводные из Администрации Президента, тогда как глава АП РФ С.Иванов не присутствовал на Всемирном русском народном соборе (ВРНС) 11 ноября.

Первый вопрос - к этике в связи с лоббированием отмены выборов в отсутствии главы АП РФ.

Второй вопрос - о Конституции.

В феврале 2012 года я цитировала не полностью относящееся к Тюменской области Постановление Конституционного Суда РФ от 14 июля 1997 г. N 12-П

В начале этого Постановления говорится о том, что норма о ВХОЖДЕНИИ округов в состав области ранее была императивной, а затем стала диспозитивной.

МОЖЕТ входить…. (А может и не входить). Т.е. вхождение не обязательно.

Поэтому вопрос об отмене выборов губернатора выводит в Повестку дня вопрос «о Вождении и не Вхождении округов» в состав Тюменской области.

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 1997 года, посвященном выборам в Тюменской области с входящими в её состав округами есть ,в частности, упоминание о проверке конституционности Закона Российской Федерации от 17 июня 1992 года "О непосредственном вхождении Чукотского автономного округа в состав Российской Федерации", а также о том, что после признания этого закона конституционным «положения части 4 статьи 66 Конституции Российской Федерации распространяются на отношения с участием всех автономных округов, за исключением Чукотского автономного округа, который с соблюдением конституционных процедур вышел из состава Магаданской области».

В России, в 1992 году , 22 года назад, был прецедент выхода округа из состава области. Более точно "не вхождения". И это действие было тогда признано конституционным.

И если раньше вхождение округа было обязательным, то сейчас округ может входить, а может не входить в состав края, области

Прецедент, на который я обращаю внимание, было необходимо учесть тем , кто подавал идею об отмене выборов в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком округах. Тем, кто аргументировал, докладывал, лоббировал и пр.

Представляю в связи с инициативами об отмене выборов губернаторов в округах Постановление КС РФ о законности "выхода" (не вхождения) Чукотского округа из состава Магаданской области, в котором я выделила цветом то, что важно и для Тюменской области

ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ЗАКОНА РФ ОТ 17 ИЮНЯ 1992 ГОДА " О НЕПОСРЕДСТВЕННОМ ВХОЖДЕНИИ ЧУКОТСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА В СОСТАВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" ПОСТАНОВЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ

11 мая 1993 г.

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, заместителя Председателя Н.В. Витрука, секретаря Ю.Д. Рудкина, судей Э.М. Аметистова, Н.Т. Ведерникова, Г.А. Гаджиева, Т.Г. Морщаковой, Н.В. Селезнева, Б.С. Эбзеева, с участием народного депутата Российской Федерации С.С. Петрищева, направившего ходатайство в Конституционный Суд; представителей Магаданского областного Совета народных депутатов, направившего ходатайство в Конституционный Суд, А.А. Макеева - советника Магаданского областного Совета народных депутатов, О.В. Берендеева - кандидата юридических наук; представителя Верховного

Совета Российской Федерации как стороны, принявшей рассматриваемый Закон, Котелевской И.В. - кандидата юридических наук, Руководствуясь..рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности Закона Российской Федерации от 17 июня 1992 года N 3056-1 "О непосредственном вхождении Чукотского автономного округа в состав

Российской Федерации".

Поводом к рассмотрению дела, согласно части четвертой статьи 58 Закона о Конституционном Суде Российской Федерации, явились ходатайство народного депутата Российской Федерации С.С. Петрищева и ходатайство малого Совета Магаданского областного Совета народных депутатов с требованием признать названный Закон полностью не

соответствующим Конституции Российской Федерации.

Основанием для рассмотрения дела, согласно пунктам 1 и 4 части первой статьи 58 Закона о Конституционном Суде Российской Федерации, явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли названный Закон Конституции Российской Федерации по содержанию норм и порядку его принятия.

Заслушав выступление судьи-докладчика Б.С. Эбзеева, объяснения сторон, выступление свидетелей, изучив представленные документы, Конституционный Суд Российской Федерации, руководствуясь частью четвертой статьи 1 и статьей 32 Закона о Конституционном Суде

Российской Федерации, УСТАНОВИЛ:

1. Развитие федеративных отношений в России в настоящее время осуществляется на основе перераспределения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти ее субъектов в соответствии с Федеративным договором и характеризуется повышением конституционного статуса субъектов Федерации.

Согласно статьям 71 и 84 Конституции РСФСР в редакции 1978 года автономный округ находился в составе края или области. Содержавшиеся в Конституции положения были развиты в Законе РСФСР от 20 ноября 1980 года " Об автономных округах РСФСР". Соответствующие нормы названного Закона устанавливали, что план экономического и социального развития автономного округа является составной частью плана экономического и социального развития края, области, а бюджет автономного округа является составной частью бюджета края, области. Закон закреплял право краевого, областного Совета народных депутатов отменять решение окружного Совета в случае несоответствия его законодательству, а также предусматривал подотчетность исполнительного комитета окружного Совета народных депутатов исполнительному комитету краевого, областного Совета. Тем самым правовое положение автономного округа

характеризовалось административно-территориальной подчиненностью по отношению к краю или области.

Согласно действующей редакции статьи 83 Конституции Российской Федерации, установленной Законом РСФСР от 15 декабря 1990 года "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР", автономный округ находится в составе Российской Федерации и может входить в край или область (в отличие от прежде действовавшей нормы о безусловном вхождении автономного округа в край или область).

Федеративный договор (Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации) и соответствующие статьи Конституции Российской Федерации в редакции от 21 апреля 1992 года

закрепили конституционно-правовой статус автономного округа в качестве субъекта Российской Федерации независимо от его нахождения в крае или области.

Согласно части первой статьи III названного Договора полномочия государственной власти, не отнесенные к ведению федеральных органов государственной власти и к совместному ведению федеральных органов государственной власти и органов государственной власти автономных округов, осуществляются последними самостоятельно в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Частью второй статьи III этого Договора установлено, что автономные округа являются самостоятельными

участниками соглашений с краями, областями, а также республиками, автономной областью, автономными округами в составе Российской Федерации в соответствии с Конституцией и законами Российской Федерации. Следовательно, если автономный округ входит в край или область, их взаимоотношения как субъектов Российской Федерации также строятся на основе Конституции и законов Российской Федерации, собственных нормативных актов и договоров между ними.

Часть вторая статьи 70 Конституции Российской Федерации устанавливает, что территории субъектов Федерации, в том числе автономных округов, образуют единую территорию Российской Федерации, а часть вторая статьи 71 Конституции, содержащей перечень субъектов федерации, не указывает на территориальную принадлежность автономных округов к краям и областям .

Таким образом, нахождение автономного округа в крае или области, равно как и выход не влияют на его конституционно-правовой статус, закрепленный Основным Законом и Федеративным договором, а также на национально-государственное устройство и состав Российской Федерации.

2. Принимая Закон от 17 июня 1992 года "О непосредственном вхождении Чукотского автономного округа в состав Российской Федерации", законодатель действовал в соответствии с нормой части второй стат. 8 Закона Российской Федерации от 5 марта 1992 года "О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации", устанавливающей, что порядок выхода автономного округа из состава края или области определяется законом Российской Федерации.

Рассматриваемый Закон Российской Федерации с учетом волеизъявления органов государственной власти Чукотского автономного округа, выраженного в ранее принятых решениях Совета народных депутатов Чукотского автономного округа, подтвеpдил статус Чукотского автономного окpуга в качестве самостоятельного субъекта Российской Федерации. Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 15 июля 1992 года N 3312-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О непосредственном вхождении Чукотского автономного округа в состав Российской Федерации" определило меры, необходимые для практической реализации автономным округом, избравшим указанную форму организации отношений с федеральными властями, своих полномочий.

3. Норма части третьей статьи 70 Конституции Российской Федерации, являющаяся основным аргументом ходатайствующей стороны, устанавливает, что разделение и объединение субъектов федерации, в том числе автономных округов, могут быть осуществлены только на основе волеизъявления большинства избирателей, проживающих в них, с последующим утверждением Съездом народных депутатов Российской Федерации.

Однако ….

Данная норма согласуется …

Таким образом, понятия "Вхождение" автономного округа в край или область либо "выход" его из края или области не совпадают с понятиями "разделение" и "объединение". Следовательно, указанное положение части третьей статьи 70 Конституции не распространяется на разрешение рассматриваемого конституционного спора.

4. В соответствии с частью второй статьи 87 Конституции Российской Федерации важнейшие вопросы, имеющие значение для автономных округов, решаются на заседаниях Советов народных депутатов автономных округов. Часть третья статьи 87 Конституции предусматривает возможность вынесения Советами народных депутатов важнейших вопросов на референдум. Отсутствие в настоящее время нормативной базы местного референдума затрудняет использование данной формы выявления воли избирателей. Но это не может служить основанием для непризнания юридической силы акта, принятого окружным Советом народных депутатов, поскольку последний действовал в пределах своих полномочий.

5. В ходатайствах обращается внимание на несоблюдение при принятии оспариваемого Закона установленного порядка изменения территории области. Согласно статье 84 (9) Конституции территории края, области не могут быть изменены без их согласия, а в силу пункта "в" части первой статьи 84 (11) Конституции изменение границ краев и областей относиться к совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и ее соответствующих субъектов. Однако нахождение автономного округа в крае или области не означает, по действующему законодательству, поглощения его территории, являющейся составной частью территории Российской Федерации. Взаимоотношения указанных субъектов федерации при этом определяются законами Российской Федерации, актами органов государственной власти

края (области) и автономного округа и договорами между ними. Поэтому территориальные изменения, являющиеся следствием выхода автономного округа из состава края или области и не влекущие изменения его границ, не подпадают под действие статьи 84 (9) и пункта "в" части первой статьи 84 (11) Конституции Российской Федерации и не могут быть предметом территориального спора между краем (областью) и автономным округом.

6. Выход Чукотского автономного округа из состава Магаданской области означает не только принятие его органами власти полной ответственности за решение в пределах своих полномочий всего круга вопросов жизнеобеспечения подведомственной территории, но и влечет за собой необходимость структурных изменений в областных органах государственной власти и управления, а также требует их участия в решении проблем, затрагивающих интересы области в разграничении

государственной собственности и других сферах.

Рядом актов, принятых как до, так и после издания рассматриваемого Закона, определены правовые и организационные меры, связанные с непосредственным вхождением Чукотского автономного округа в состав Российской Федерации. Так, Президиум Верховного Совета Российской Федерации своим постановлением от 10 февраля 1992 года N 2327-1 "О Чукотском автономном округе" поручил малым Советам Магаданского и Чукотского окружного Советов народных депутатов рассмотреть вопрос о поэтапном выходе окpуга из области. Однако малый Совет Магаданского областного Совета народных депутатов счел невозможным выполнение данного поручения без соответствующего решения этого вопроса Верховным Советом Российской Федерации. Приняв Закон "О непосредственном вхождении Чукотского автономного округа в состав

Российской Федерации", Верховный Совет определил необходимые переходные положения, предполагающие взаимосогласованные действия сторон, в своем постановлении от 15 июля 1992 года о порядке введения в действие названного Закона.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой и частью второй статьи 57, пунктами 1 и 4 части первой и частью четвертой статьи 58, пунктом 1 части первой статьи 64 Закона о Конституционном Суде Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать Закон Российской Федерации от 17 июня 1992 года "О непосредственном вхождении Чукотского автономного округа в состав Российской Федерации" соответствующим Конституции Российской Федерации.

2. Согласно статьям 49 и 50 Закона о Конституционном Суде Российской Федерации настоящее постановление вступает в силу немедленно после его провозглашения, является окончательным и обжалованию не подлежит.

Согласно части первой статьи 84 Закона о Конституционном Суде Российской Федерации настоящее постановление подлежит опубликованию в "Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации" не позднее чем в семидневный срок после его изложения. Постановление должно быть также опубликовано в "Российской газете".

Председатель

Конституционного Суда

Российской Федерации В.Д. Зорькин

Секретарь

Конституционного Суда

Российской Федерации Ю.Д. Рудкин

Ссылки:

1. РОМАН АБРАМОВИЧ ПРОВЕЛ МЕСЯЦ В ТУРЦИИ.Российский олигарх посетил Бодрум и Мармарис10.11.2014

Все материалы раздела «Невидимые войны 21 века»

Реклама

© Авторские права на идею сайта, концепцию сайта, рубрики сайта, содержание материалов сайта (за исключением материалов внешних авторов) принадлежат Наталье Ярославовой-Оболенской.

Создание сайта — ЭЛКОС