Персональный сайт Натальи Чистяковой — Натальи Ярославовой
Natalia Chistiakova—Natalia Yaroslavova’s Personal Website

Вся надежда на сибирский характер? (Последствия переустройства в России могут стать для нас важнее войны в Ираке)

    • Я Ярославова-Оболенская Наталья Борисовна, урожденная Ярославова Наталья Борисовна (22.2.1960). Экс Годунина (23.10.1981-14.4. 1991). Экс Чистякова (14.4.1991 -10.06.2014). Я родилась 22 февраля 1960 года, Нефтекамск, Краснокамского района Башкирской АССР

©Ярославова-Оболенская Наталья Борисовна, урожденная Ярославова (22.2.1960). Экс Годунина (23.10.1981-14.4. 1991). Экс Чистякова (14.4.1991 -10.06.2014). Кандидат технических наук. Я родилась 22 февраля 1960 года в Нефтекамске, Краснокамского района Башкирской АССР

На дату публикации я урожденная Ярославова Наталья Борисовна была Чистякова Наталья Борисовна по фамилии бывшего второго мужа, кандидат технических наук с 1988 года.

Н.Б.Чистякова - эксперт комиссии

по защите прав инвесторов ГД РФ

Опубликовано в «Аргументах и фактах

в Западной Сибири» № 17 , апрель 2003 год

(написано по просьбе АиФ в связи с событиями

в Ираке)

Мы уже писали о том, что нестабильность мировых цен на нефть вызывает беспокойство в областной администрации, которой предстоит серьёзная работа по формированию бюджета на 2004 год. Своими соображениями на этот счет с редакцией поделилась Наталья Чистякова – эксперт комиссии по защите прав инвесторов Государственной Думы РФ.

-Наталья Борисовна, война в Ираке близится к завершению, а, следовательно, приближается предсказываемое всеми экспертами снижение цен на нефть. Что ждет российскую экономику в контексте этого события, а также других обстоятельств, определяющих состояние российской экономики?

Сейчас в России параллельно тому, что происходит на мировом рынке нефти, идет реформирование и реорганизация различных управленческих структур, в т.ч. реформируется РАО «ЕЭС России». Реорганизуется и система государственного устройства. Последствия этих внутренних преобразований по тенденциям и побочным результатам, которые они породят, могут быть столь же масштабны, что и иракские события.

Если во всем мире в марте прокатилась волна антивоенных акций, то российская общественность в это же время протестовала против тарифов на электроэнергию. Это весьма показательно. Мы не так давно «выпустили» не одного, а несколько «джинов из бутылки» и теперь наши внутренние обстоятельства будут влиять на состояние экономики России не меньше, чем внешние (мировые цены на нефть, дефицит американского бюджета …).

Начало любой из российских реформ, по сути, означает согласие с тезисом о том, что «Так жить нельзя». Пока это почти единственные плюсы реформирования.

Совокупный вектор происходящих процессов сложится так, что мы можем ожидать элементы деловой активности внутри России на фоне определенных разрушений в мировой экономике.

Некоторая «интрига», с моей точки зрения, перешла в завершающую стадию, и теперь из тени возвращаются фигуры, которые в течение следующих пяти лет будут демонстрировать нам эффективный менеджмент в ЖКХ и иных инвестиционно-привлекательных отраслях с разрушенными и изношенными основными фондами. Тариф повысится, но точечный результат (в отдельных городах России) мы получим. ( Главное, чтобы эта активность не носила характер активности колонизаторов).

Семейные бюджеты подросли

-Несмотря на прогнозируемый Вами рост деловой активности, нас, жителей Тюменской области не могут не волновать мировые цены на нефть, ведь от этого зависит состояние российского и регионального бюджета. На что мы можем надеяться?

Цены на нефть не опустятся ниже базового ценового фона, т.е. ценового фона без психологической составляющей в цене. Психологическая составляющая в цене на нефть отражает определенную панику на рынке, связанную с военными действиями в районах нефтедобычи, с социальными, финансовыми либо природными катаклизмами, т.е. с любым ожиданием нестабильности в поставках нефти на мировой рынок. В Ираке существовала управляемость, построенная на диктатуре Саддама Хусейна. Для того чтобы восстановить подобную управляемость на принципах демократии потребуется время. У нас есть пример стран балканского региона, затрудняющихся в преодолении периода раздробленности, политических покушений и убийств. В связи с этим, если раньше ценовой фон оценивался исходя из соотношения предложения нефти во всем мире к спросу во всем мире, то теперь я оцениваю этот ценовой фон исходя из предложения нефти в зонах политической стабильности и общего мирового спроса.

С моей точки зрения скрытая нестабильность в поставках нефти из стран арабского мира, которая ранее носила временный характер и отражалась в психологической составляющей нефтяных цен, теперь становится постоянной. Поэтому базовый ценовой фон, ниже которого цены на нефть не опустятся, стал выше. Таким образом, ни 12 долларов за баррель, ни, тем более, 6 долларов за баррель нашей экономике не угрожает. Второе на что надо обратить внимание - это начавшееся 15 января (с того момента, когда появилась определенность по войне в Ираке) снижение стоимости тройской унции золота. Цена упала с 385 долларов за унцию, до 325 долларов за унцию. Таким образом, содержание золота в долларе выросло почти на 20 % , т.е. сам доллар стал «более золотым». Соответственно вырос «золотой вес» и российского, и регионального и даже маленьких семейных бюджетов.

Если проанализировать с 1996 года динамику долларового эквивалента российского бюджета, исчисленного на основе курса доллара на дату утверждения соответствующих бюджетов, то получается, что своего максимума по доходам равного 79 млрд. долларов бюджет достигал в 1997 году. Для сравнения бюджет 2003 года запланирован по доходам в валютном эквиваленте в размере 76 млрд. долларов. Минимум по доходам отмечался после дефолта в 1999 году и был равен 26,5 млрд. долларов. Максимальные расходы бюджета утверждались в 1996 году - 99,1 млрд. долларов, минимальные - в 1999 году в размере 32,1 млрд. долларов. На текущий год расходы запланированы в объеме 73,8 млрд. долларов. Обращу внимание, что в течение всего анализируемого периода времени бюджет в рублях неуклонно рос, но курс доллара, судя по цифрам, рос быстрее, несмотря на два периода стабильности (до 1998 года и сейчас), когда рубль укрепляли во избежание девальвации с помощью различных финансовых мероприятий. Замечу также, что до 1998 года рубль укрепляли за счет кредитов МВФ, в последние же годы за счет валютных поступлений от экспорта нефти по высоким ценам, т.е. за счет собственных источников.

Такое резкое колебание бюджета в долларом эквиваленте от 26,5 млрд. долларов до 79 млрд. долларов, с моей точки зрения свидетельствует о том, что мы, пройдя уже не один дефолт (если считать дефолтом и реформу Гайдара) не научились быстро приводить в соответствие соотношение долларовой и рублевой массы. А рост содержания золота в долларе чреват девальвацией рубля. Рубль или выдержит испытание золотом или должен будет признаться, что он дешевле. Россия вновь может попасть в ситуацию финансовой нестабильности. Однако есть безусловная возможность компенсировать снижение нефтяных доходов доходами от оборота запасов, от оборота земли, от изменения самого отношения к рублю как к расчетной и резервной валюте, избежав «топорных решений», ведущих к кратковременной неуправляемости финансовых процессов.

«Анклав процветания»

-Бюджеты регионов меняются и будут меняться в той же динамике, что и российский бюджет?

Нет, здесь сейчас нет прямой зависимости. Общие бюджетные доходы страны могут расти, а доходы региональных бюджетов уменьшаться в случае централизации налогов и иных обязательных платежей в федеральном бюджете. Последнее десятилетие века была децентрализация бюджетных доходов. Сейчас прямо противоположная тенденция: «реки поворачиваются вспять». Процесс сложный. Если раньше налоги поступали прямо в региональный бюджет, и бюджетные средства расходовались на региональные программы, то теперь часть из них сначала поступит в федеральный бюджет, а затем будет возвращена регионам в виде субвенций.

Субвенции будут выделяться на основе той бюджетной заявки, которую сможет защитить субъект Федерации, для выполнения опять же передаваемых совместных полномочий. Предыдущее разграничение предметов ведения просто признавало эти, теперь передаваемые совместные полномочия - региональными.

То, что происходит подобно тому, что некоторую доходную коммерческую организацию убедили войти в холдинг в статусе, например, дочернего предприятия, передавшего холдингу функции бюджетирования. Если раньше директор этой коммерческой организации был более свободен в формировании бюджета предприятия и конкретных смет, мог включать в неё более дорогостоящие материалы, услуги и пр., то теперь он будет получать средства только согласно той смете, которую он докажет даже не директору головного холдинга, а его бухгалтерии, как известно, не всегда хорошо знающую содержание производственных затрат.

Полагаю, что местные власти не смогут доказать минфину прежние объемы финансирования. Финансовые возможности у регионов станут меньше, у Правительства – больше.

Допустим, что общий объем полномочий на территории Тюменской области, в лучшем случае, не измениться (от перестановки мест слагаемых сумма не меняется). Но даже при этом благоприятном варианте доходы совокупных региональных бюджетов области и округов вероятно подвергнуться сокращению. Предполагается, что население получит из федерального бюджета то, что недополучит из региональных. Однако прецедент с изъятием бюджетного ресурса на воспроизводство минерально-сырьвой базы свидетельствует о том, что обратно в регионы эти ресурсы пока не возвратились даже наполовину.

Система государственного бюджетирования, действовавшая при советском строе, элементы которой все больше просматриваются в новом бюджетном устройстве, не совместима с рынком. Иначе, также как в бизнесе, появиться несколько супер-монополий, в которых работает (или живет) 15 процентов населения России, а остальные окажутся лишними, изгоями, не нужными стране. Появится несколько административных единиц – «анклавов процветания» среди сохраняющейся разрухи. Появится программа поддержки «среднего и малого местного самоуправления» по аналогии с «поддержкой среднего и малого предпринимательства», которое без этой поддержки тут же валится с ног. Процесс глобализации - это следствие процесса монополизации. Внутри России эти процессы тоже заметны. Не думаю, что сильных мира сего остановят кадры о том, как в Ираке идет мародерство и как изгаляются бывшие, по сути, изгои Ирака, над низвергнутыми памятниками Хусейна. Но задуматься есть о чем.

-По вашим оценкам, у Тюмени есть перспективы стать «анклавом процветания»?

Если «характер» сумеет показать. У неё большой собственный потенциал. Однако Тюмень не попала в десятку городов, где за счет кредитов европейского банка будет обновляться система городского теплоснабжения, хотя юг области ещё пару лет назад объявлялся полигоном реформ. Зато Тюмень, как и все другие российские населенные центры, скорее всего, попала в число городов, за счет тарифов которого будут выплачиваться проценты по этому кредиту и гарантироваться часть прибыли на эту инвестиционную программу по обновлению теплосетей. +Не являемся мы и центром федерального округа. А я , например, не исключаю ситуации, что лояльные губернаторы в добровольно принудительном порядке рано или поздно могут делегировать свои основные полномочия полпредам либо будет проведена подобная по сути реорганизация полномочий.

Есть и другие угрозы. Некоторые представители «Единой России», например, недавно в порядке акции по защите населения обнародовали идею о том, что во всей стране надо установить равные тарифы на электроэнергию. Другие правда сказали иначе, что это будет единая верхняя планка. Тут надо быть очень внимательными в защите своих интересов. Тюмень дальше от Европы, здесь холоднее, здесь дороже жизнь. Почему мы должны лишиться одного из немногих преимуществ, в частности, более низкой по себестоимости производства электроэнергии. Почему, мы должны через единый средний тариф перекрестно просубсидировать Москву, где цена электроэнергии сейчас выше. Другая идея «Единой России» о регистрации тарифов в ФЭКе с моей точки зрения тоже бесперспективна. Тариф надо делать прозрачным. Имея опыт работы в этой сфере, я бы, например, хотела убедиться, что в тарифе нет амортизационных отчислений на муниципальное и государственное имущество. Их не должно быть с 1 января прошлого года. Других вопросов к тарифу тоже много.

В конечном счете, нам надо строить и защищать свою экономику, а не заниматься кладоискательством и не ждать, когда «свалиться» неожиданное «наследство». Тюмень должны быть готова при любом сценарии сохраниться как некоторый важный центр экономики.

Все материалы раздела «Мировой рынок нефти и газа»

Реклама

© Авторские права на идею сайта, концепцию сайта, рубрики сайта, содержание материалов сайта (за исключением материалов внешних авторов) принадлежат Наталье Ярославовой-Оболенской.

Создание сайта — ЭЛКОС