Персональный сайт Натальи Чистяковой — Натальи Ярославовой
Natalia Chistiakova—Natalia Yaroslavova’s Personal Website

Ставки на Россию сделаны (вокруг «ЮКОСА»)

    • Я Ярославова-Оболенская Наталья Борисовна, урожденная Ярославова Наталья Борисовна (22.2.1960). Экс Годунина (23.10.1981-14.4. 1991). Экс Чистякова (14.4.1991 -10.06.2014). Я родилась 22 февраля 1960 года, Нефтекамск, Краснокамского района Башкирской АССР
    • Первая полоса АиФ в Западной Сибири с моей статьей Ставки на Россию сделаны АИФ № 31 (434) июля 2003 года
    • Презентация меня как автора статьи Ставки на Россию сделаны. В 2003 году я Ярославова-Оболенская Наталья Борисовна (22.2.1960) была Чистякова Наталья Борисовна по фамилии бывшего второго мужа.
    • Продолжение моей статьи Ставки на Россию сделаны
    • Моя книга История недропользования в России: входной билет для эффективной дипломатии. 2006 год. 19 июня. На дату издания книги я была Чистякова Наталья Борисовна по фамилии бывшего второго мужа. Ярославова - моя девичья фамилия. После перемены имени 10 июня 2014 года я -Оболенская Наталья Борисовна. Лицевая сторона обложки
    • Моя книга История недропользования в России: входной билет для эффективной дипломатии. 2006 год. 19 июня. На дату издания книги я была Чистякова Наталья Борисовна по фамилии бывшего второго мужа. Ярославова - моя девичья фамилия. После перемены имени 10 июня 2014 года я -Оболенская Наталья Борисовна. Оборотная сторона обложки
    • Моя фотография, которую сделала моя мама Ярославовова Тамара Анатольевна (11.05.1932-26.06.2013) на обычный фотоаппарат в январе 2003 года в квартире моей мамы. Ярославова-Оболенская Наталья Борисовна, урожденная Ярославова (22.2.1960). Экс Годунина (23.10.1981-14.4. 1991). Экс Чистякова (14.4.1991 -10.06.2014

©Ярославова-Оболенская Наталья Борисовна, урожденная Ярославова (22.2.1960). Экс Годунина (23.10.1981-14.4. 1991). Экс Чистякова (14.4.1991 -10.06.2014). Кандидат технических наук. Я родилась 22 февраля 1960 года в Нефтекамске, Краснокамского района Башкирской АССР

На дату публикации я урожденная Ярославова Наталья Борисовна была Чистякова Наталья Борисовна по фамилии бывшего второго мужа, кандидат технических наук с 1988 года.

Интервью с Натальей Чистяковой

Опубликовано в «Аргументах и фактах в

Западной Сибири» № 31 , июль 2003 года

(Написано до ареста М.Ходорковского)

Население России и Тюменской области следит за развитием событий, связанных с нефтяной компанией «ЮКОС».

Уже есть опыт того, как курсы валют реагируют на различные политические прецеденты внутри России. Этим минимальным опытом обладает почти каждый россиянин, и если у него имеется хоть сто долларов «в загашнике», он готов оперативно принимать решения о переводе их в евро, в рубли или товар – так считает Наталья ЧИСТЯКОВА, эксперт комиссии по защите прав инвесторов Государственной Думы РФ

Нефтяники чувствуют себя неуютно

-Наталья Борисовна, какие социальные группы в Тюменской области в наибольшей степени почувствуют последствия происходящих событий?

Жителям Ханты-Мансийского округа сейчас, по-моему, вдвойне трудно. Недавно снизились цены на северное жилье, в связи с принятием закона о перераспределении полномочий в пользу области. Сейчас снизились курсы акций, обладателями которых является большинство работников «ЮКОСа» и других нефтяных компаний. Т.е. за лето их, накапливаемые десятилетиями семейные капиталы, могли уменьшиться от 10 до 30 %. Это очень большой стресс, особенно в условиях, когда стали не ясны и дальнейшие перспективы компании. Будут ли у «ЮКОСа» прежние руководители, позволит ли финансовое положение компании после налоговых проверок сохранить сегодняшнее число рабочих мест и уровень заработной платы? Север и до этого уже ощетинился, как «ежик», а сейчас нефтяники чувствуют себя тем более неуютно.

А жители Юга выиграли от политических событий июня, июля?

Я не считаю выигрышем тот факт, что бюджет Тюменской области уменьшится в 2004 году на 3-4 миллиарда рублей, в связи с принятием того закона, о котором я уже упомянула. В интервью « АиФ» в Западной Сибири» (№ 17 за 2003 год) я обращала внимание на то, что закон состоит не только из ст. 26.6. о перераспределении полномочий в пользу Юга. Там ещё более десятка статей о перераспределении бюджетных денег в Центр, а принимать придется все «в пакете», т.е. если получим полномочия, то лишимся части бюджетных поступлений. Так и получилось. Внимательное знакомство с проектами законов гарантирует сбывшиеся прогнозы.

Если говорить об акциях, то обладателей акций нефтяных компаний много и на юге области. Таким образом, падение курса «подкосило» и их семейные бюджеты. Южане, быть может в перспективе выиграют от роста цен на жилье и от пополнения общих финансовых потоков на Юге, но проиграют от быстрой миграции населения с Севера. Сюда прибудут не только нефтяники с семьями, но и низкоквалифицированные мигранты, прибудет и «криминальная составляющая» с Севера.

Политический момент

-В феврале 2003 года в Вашей интернет-статье «Глобальная энергетика: всё так и не так» был и раздел «Государственная Дума, как арена борьбы за запасы», посвященный предстоящим выборам. Основное содержание этой главы касалось роли М.Ходорковского в этом процессе. Поскольку сейчас, в ряду других версий происходящего, озвучивают именно излишнюю политическую активность М. Ходорковского, то не могли бы Вы немного продолжить свою февральскую аналитику с учетом произошедшего?

В этой статье я обращала внимание на то, что «государственное устройство России, перераспределение полномочий в сфере недропользования и новое законодательство о недрах, стали объектом пристального внимания определяющих миропорядок стран и объектом будущей состязательности в Государственной Думе Российской Федерации нового созыва…» А ТЭК в своей вальяжности и амбициях, по большому счету, просмотрел важный политический момент 1999 года, полагая, что при их финансовых возможностях, нефтяники в любой момент наберут необходимый «пакет голосов». Однако, «внутридумские» объединения нефтяников и энергетиков были не столь эффективны…

Также я обратила внимание на то, что М.Ходорковский более дальновиден в отношении будущей Думы и, кроме того, он, очевидно, связывает своё будущее с Россией. В моем представлении его желание получить личный политический ресурс, финансируя партии Зюганова и Явлинского и пр. имеет своей целью контроль над некоторым количеством голосов нефтяного и энергетического лобби с возможностью оказания «посреднических услуг» власти. Т.е., публикуя статью, я не воспринимала его как оппонента власти.

Судя по заявлениям, некоторые представители власти оценивают эффективность М.Ходорковского в Государственной думе выше, чем её оценила я. В частности, было озвучено мнение о том, что ему удалось заблокировать принятие закона о сверхдоходах нефтяных компаний. Т.е. он воспринимается как оппонент и, кроме того, присутствуют неодобрительные оценки того факта, что он включился в законотворческий процесс.

Тут я не могу согласиться: М. Ходорковский включился в законотворческий процесс на стадии разработки и принятия документов. Это единственный правовой и цивилизованный путь. Это и есть главная цель, чтобы и бизнес, и гражданское общество включились в процесс создания законов. Если есть претензии к тому, как он вошел в процедуру законотворческого процесса, как работает с аппаратом Думы, а такие претензии озвучивались, то надо тихо, «без помпы» совершенствовать эти аппаратные процедуры.

Для людей важно сохранить свои сбережения

-И все-таки, реален сценарий концентрации власти в Государственной Думе «в руках» нефтяных олигархов?

Первый прецедент такого контроля мы имеем в Тюменской области. Представители ОАО «Сургутнефтегаза» , избранные депутатами Сургутской городской Думы , фактически контролируют принятие многих решений. Я внимательно наблюдаю за этим опытом. Практическое знание финансов позволяет блестяще осуществлять контрольные функции. Поэтому, я поддерживаю приход в законодательные органы людей, которые знают практическую экономику. Хотя это далеко не единственное качество депутата.

Должна обратить внимание, что у «Сургутнефтегаза» и ЮКОСа, с моей точки зрения есть отличие. Я прочитала много высокопрофессиональных статей М.Ходорковского, но в них он всегда лоббирует исключительно интерес своей компании. У него прекрасный аналитический ум, но ни разу он не истратил свой интеллект на то, чтобы осмыслить в целом социальные проблемы в России, осмыслить то, где интересы его компании противоречат, например, интересам населения. Как бизнесмен он может быть прагматиком. Как публичный политик – нет. А он заявился быть публичным политиком. Я говорю о конкретных социальных проблемах, не касающихся непосредственно компании ЮКОС. Исключение М.Ходорковский сделал лишь для темы становления Гражданского общества в России.

Если говорить о контроле, то власть обладает намного большим ресурсом для контроля над Думой. Это и ресурс паспортных столов, и ресурс ЖКХ, и ресурс социальных льгот, и ресурс избирательных комиссий, и ресурс системы «ГАС-выборы» т.п. Если этому ресурсу не противостоит ресурс градообразующего предприятия как в Сургуте, достойных конкурентов у такого ресурса в России в целом нет.

А если власть волнуется, обладая мощным ресурсом, то тут, очевидно, проблемы идеологии и привлеченных политтехнологов. Т.е. надо обратить внимание на проблемы взаимопонимания с населением. Ведь у нас как проводятся социологические опросы. Могут задать всего один вопрос. «Как Вы считаете, надо изъять сверхдоходы у нефтяных компаний: «Да» или «Нет»? Большинство отвечает «Да». Начинают пытаться изымать, как будто это главные чаяния населения. Я уверена, спроси завтра: «Нравиться ли Вам то, что «British Petroleum» будет контролировать часть запасов Самотлора: «Да» или «Нет»? И большинство ответит, что им не нравится идея контроля иностранной компанией нефтяных ресурсов в России. Можно ещё у обывателя про ВТО спросить… Каков вопрос, таков ответ.

Приоритеты населения совсем иначе определяются. Для населения нет ничего важнее того, как сохранить свои сбережения и собственность, как не быть обманутыми, получать за свои деньги качественные услуги и в полном объеме. Поверьте мне, не думает население вечером на кухне о сверхдоходах нефтяных компаний, не думает о смертных казнях, и обо многом из того, что нам предлагают в новом «предвыборном меню».

-Наталья Борисовна, должно ли государство вернуть себе то, что недополучило в период приватизации нефтяных компаний?

Если говорить в целом о нефтяных компаниях, то в противовес тем, кто помнит только об их дешевой цене в начале процесса приватизации, я должны сказать, что руководители всех нефтяных компаний существенно прирастили их в стоимости, за счет своей эффективной деятельности и агрессивной конкуренции на мировом рынке. Они скупали за пределами России мощности по хранению нефти, сети розничной торговли нефтепродуктами, мощности по переработке. Они напористо шли на другие рынки, отвоевывая себе доли и сектора, сделали компании транснациональными. Они «строили» компании по-новому, рисковали, экспериментировали, освобождались от непрофильных производств. Ими проведена огромная работа и в производственной сфере, и в финансах. Ресурс роста курса акций нефтяных компаний за счет недооценки стоимости старых активов в период приватизации был исчерпан в течение первых 4-5 лет. Основной рост стоимости активов в последующую пятилетку - это заслуга, главным образом, менеджмента российских нефтяных компаний. Мы стали авторитетными на нефтяном рынке. Конъюнктура на рынке изменилась в нашу пользу и не без нашего участия. Бюджет России наполнялся многие годы доходами от эксплуатации недр, мы имеем постоянные источники дохода, а других пока не создали.

Компания «British Petroleum» ещё несколько лет назад заявила, что она будет иметь терпение в отношении российского рынка. И она имела терпение, и будет иметь терпение, если мы не утратим все завоевания последнего десятилетия, если не утратим свои позиции в глобальной экономике. А утратить эти позиции можно легко и без гражданской войны, в том числе ослабляя конкурентоспособных на мировом рынке высших менеджеров российского ТЭК.

Ставки на Россию сделаны.

Все жители Тюменской области коренным образом заинтересованы в том, чтобы нефтяные компании сохранили свою стоимость и удержали цену на нефть в желаемом диапазоне.

А проводить проверки по запросу каждого депутата Государственной думы в период его предвыборной активности нельзя, слишком много проверок будет, а это не соответствует Налоговому кодексу. Это рабочие вопросы бизнеса и решать их надо в рабочем порядке.

Примечание: блоки, выделенные курсивом (без выделения шрифтом), а также нижеприведенные важные политические блоки опубликованы не были.

Вопрос стоит так. Или иностранные транснациональные компании получат доли на нашем рынке и, быть может, вытеснят наши компании с ранее завоеванных позиций на их рынках. Или наши российские компании сохранят свои позиции у них на территории. Российские компании сейчас ослаблять нельзя. Россия стала сильной и сталкивание сильных фигур внутри России в интересах тех, у кого есть желание ослабить нашу страну.

-Вы считаете, что сверхдоходы не стоит изымать у нефтяных компаний, это не важно ?

Сверхдоходы у нас в стране есть не только у нефтяных компаний. Есть доходы чиновников , которые Президент назвал статусной рентой. Есть завидные доходы и завидные темпы капитализации, например, у Сбербанка России. Финансовая, прежде всего банковская элита, в. т.ч. Центральный банк и Сбербанк России, сейчас уже мощнее нефтяной элиты. Только они не афишируют себя. Те, кто реально контролирует деятельность этих банков действуют как «серые кардиналы». Их влияние на социально- политические процессы в стране больше, чем влияние нефтяных компаний. И последствия этой деятельности разные. В случае предоставления некачественных банковских услуг население может пострадать намного больше, чем от деятельности нефтяных компаний, наполнявших в последние годы российский бюджет. Финансисты, наряду с этим, посредством регулирования курсов валют влияют и на эффективность нефтяного экспорта. На рынке финансов и на рынке банковских услуг сейчас есть небезопасные тенденции, но эту тему имеет смысл обсудить отдельно. Я уверена эта проблема для населения интереснее, чем изъятие доходов нефтяных компаний.

Если говорить о политическом аспекте, то очень вероятно, что на следующих выборах Губернатора в Тюмени сойдутся именно представители финансовых, банковских структур, с одной стороны, и нефтяного бизнеса, с другой стороны.

В целом, борьба со сверхдоходами поддержки у населения не найдет пока есть опасность того, что сверхдоходы нефтяных компаний, т.е. природная рента, хотя бы частично будут преобразовываться в статусную ренту чиновников. До предъявления претензий нефтяным компаниям, власть должна продемонстрировать примеры эффективной работы с бюджетным ресурсом. Однако я наблюдаю, популяризацию иного опыта. Бывшие бизнесмены пришедшие во власть, начинают применять к бюджету теорию сокращения производственных издержек. Суть её в сокращении социальных затрат и пр. Но бюджет имеет как раз социальную направленность, для того и налоги собирали. С высоких трибун чиновники признаются в том, что они прагматики, рассуждают в категориях рентабельности,… Но прагматик это человек, который руководствуется исключительно корыстными интересами. Т.е. признание чиновника в том, что он прагматик в общепринятом понимании сродни признанию в коррупции. А у нас звание «Прагматик» чиновники как медаль на груди носят.

По моему мнению, о сверхдоходах нефтяных компаний можно вести речь, но не с прагматиками во власти.

Все материалы раздела «Мировой рынок нефти и газа»

Реклама

© Авторские права на идею сайта, концепцию сайта, рубрики сайта, содержание материалов сайта (за исключением материалов внешних авторов) принадлежат Наталье Ярославовой-Оболенской.

Создание сайта — ЭЛКОС