Паисий Ярославов - игумен Троице-Сергиевой Лавры, основанной Сергием Радонежским, родившимся 700 лет назад, в год основания Толгского монастыря
© Наталья Ярославова – Оболенская
7-11 октября 2014 года
8 октября в Сергиевой пустыни Петербурга прошли тожества , посвященные 700- летию со дня рождения основателя Троице-Сергиевой Лавры - Сергия Радонежского. Игуменом этой Троице-Сергиевской Лавры в 1478-1481 годах, при Великом князе Иване III, был заволжский старец-нестяжатель Паисий Ярославов, постриженник Спасо-Каменного монастыря, что на Кубенском озере близ Вологды.
От других игуменов Паисия Ярославова отличало то, что он также как Сергий Радонежский отказался стать митрополитом и возглавить Русскую православную церковь, несмотря на настояния Великого князя Ивана III.
Старец был одним из самых приближенных лиц к Великокняжеской семье. И дважды выступал воспреемником при рождении сыновей Ивана III - будущего Великого Князя Василия III и Князя Георгия (Юрия) Дмитровского.
На годы его настоятельства в Троице-Сергиевом монастыре пришлось знаменитое стояние на Угре в 1480 году против войск князя Ахмата.Известно три послания Великому князю в дни этого угорского стояния. Послание Митрополита Геронтия. Послание Паисия Ярославова - настоятеля Троице-Сергиевой Лавры. И Вассиана Рыло архиепископа Ростовского, Ярославского и Белозерского , который, также как и Паисий Ярославов, был воспреемником при рождении будущего Василия III и вместе с игуменом Паисием участвовал в составлении Духовной Великого Князя Андрея Васильевича (Большого), оговаривающей вклады Троице-Сергиевому монастырю.
Близкий к игумену Паисию Ярославову архиепископ Ростовский Вассиан Рыло был учеником того самого Пафнутия Боровского, в Пафнутиево-Боровском монастыре которого Ярославовым называют Великого Князя Михаила Тверского. Таким образом, именно Вассиан (Рыло) - игумен Троице-Сергиевого монастыря в 1455 году, утверждавший в православии в Киеве дочь Василия I - Киевскую княжну хорошо знал историю фамилии Ярославов, её связь с Боровском и с Тверским княжеским домом.
Княжной Боровской, Малоярославецкой (Ярославской) и Серпуховской была царица Мария Ярославна, давшая игумену Паисию Ярославову жалованные тарханные грамоты на её бывшие солеварницы и земли в Нерехте близ Костромы, подаренные ей мужем в 1462 году. Щедро она до этого благодарила Мартиниана Белозерского, отмаливавшего нарушение крестного целования Василием Темным.
Кубенский старец Паисий Ярославов известен Сказанием о Спасо-Каменном монастыре. Сказанием его назвали позже. Паисий же Ярославов сделал свод сведений из многих источников и воспоминаний старцев-монахов. На важное историческое значение этого Сказания обращал внимание В.Ключевский.
Согласно Паисиского Сказания Князь Глеб Борисович, попал в бурю на Кубене и построил по обету Спас-Каменный монастырь. Глеб был братом Дмитрия Ростовского – отца Анны Кашинской супруги Михаила Ярославова Тверского.
История Спасо-Каменного монастыря, очевидно, была связана с историей рода Паисия Ярославова, духовным сыном которого был Симон Чиж ещё один игумен Троице Сергиевой Лавры, ставший впоследствии – Главой Русской Церкви. А сам Спас-Каменный монастырь продолжал историю автора Сказания о нем.
ПОСТРИЖЕННИК СПАСО-КАМЕННОГО МОНАСТЫРЯ
«Уроженец древнего Ярославля старец Паисий, известный как Ярославов. Он был постриженником Спасо-Каменного монастыря, Сказание о котором позднее написал . При пострижении он был назван в честь преподобного Паисия Великого (V в. Пам.19 июня)» /4/.
В Спасо-Каменном монастыре у истоков которого стоял игумен Дионисий Цареградский, пришедший из Константинополя при князе Дмитрии Донском действовал Афонский устав /378/
«Афонские традиции в Спасо-Каменном монастыре сохранялись вплоть до старца Паисия Ярославова и его ученика – преп. Нила Сорского» (Влияние Святой горы Афон на особенности почитания Святой Троицы при митрополите Киприане (к 600-летию преставления святителя)).
ПРИСНОПАМЯТНЫЙ И СВЯТОЙ
Когда в середине XVI века автор «Письма о нелюбках» составлял жите преподобного Иоасафа Каменского, он назвал старца Паисия приснопамятным и святым /4/ (со ссылкой на Прохорова Г.М. «Житие Иоасафа Каменского». С.339).
ПАИСИЙ ЯРОСЛАВОВ В ТРОИЦЕ- СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЕ
В Троице-Сергиевом монастыре Паисий (Ярославов) находился с 1467 - по 1482 год. По другой версии с 1445 года.
Указанием на возможное пребывание старца Паисия Ярославова в Троице-Сергиевом монастыре уже в 1445 году считают следующее:
«Соборник Паисеевской» названный в записи в кнце «Соборник Пасеевской» написано на обороте последнего листа рукописи –памятника домонгольской Руси Слово о Законе и Благодати Митрополитиа Илариона и послание Тырновского Патриарха Евфимия «о некоторых церковных винах нуждных». В 1445 году иеромонах Макарий переписал «Съборник Паисию старцю Сергеева манастыря». Важное значение имеет начало сборника, где помещено жиие преподобного Паисия Великого, который, несомненно , был небесным покровителем старца. . Если упомянутый в записи старец есть Паисий Ярославов, значит он был в Троице-Сергиевой лавре уже в 1445 году…»
ДУХОВА ЦЕРКОВЬ ТРОИЦЕ СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЫ, ПОСТРОЕННАЯ ПРИ МОНАХЕ ПАИСИИ ЯРОСЛАВОВЕ ПСКОВСКИМИ СТРОИТЕЛЯМИ В 1476 ГОДУ, КОГДА КНЯЗЕМ ПСКОВА БЫЛ ЯРОСЛАВ ОБОЛЕНСКИЙ – РОДОНАЧАЛЬНИК ЯРОСЛАВОВЫХ
«Псковское княжество Князя Ярослава Оболенского совпадает по датам с теми периодами, когда в Троице-Сергиевой Лавре находился лидер белозерских старцев Паисий (Ярославов).
История Пскова сообщает о том, что в 1473 году при Псковском Князе Ярославе Оболенском из Пскова в Москву Великим Князем были вызваны псковские каменщики для строительства Успенского Собора.
А в 1476-1477 годах, псковских каменщиков для строительства церкви присылают уже - в Троице-Сергиеву, что могло быть сделано только по решению Псковского князя Ярослава Оболенского: «Церковь во имя Сошествия Святого Духа на апостолов, именуемая в просторечии Духовской или Сошественской, была возведена в 1476 - 1477 гг. артелью псковских мастеров на месте временной деревянной Троицкой церкви». К этой церкви относятся следующие сообщения летописи: «Того лъта (1476) заложиша церковь камену въ Сергъевъ монастыръ Троицу Псковскiе мастеры» («Полн. собр. р. л.», VI, 206).
Таким образом, осуществляя дипломатические переговоры Пскова с Москвой и Орденмейстером, Князь Ярослав Оболенский одновременно занимался ещё и храмостроительством в Москве, в Кремле и Троице - Сергиевой Лавре либо по просьбе Паисия (Ярославова), либо во взаимодействии с ним /847/
ПАИСИЙ ЯРОСЛАВОВ - ИГУМЕН ТРОИЦЕ - СЕРГИЕВА МОНАСТЫРЯ. 1478 ГОД
«В … 1478 году Иван III призвал к себе Паисия и после долгих уговоров убедил его принять пост игумена Троице-Сергиева монастыря. Старец стал влиятельной фигурой при дворе…» (Р.Скрынников «Святители и власти», /19/ )
Игуменом Троице-Сергиева монастыря Паисий Ярославов стал после того, как решительно выступил на стороне Великого князя в вопросе о монастырских землях. Церковь считала эти земли - землями Святой Софии. «Иван III не мог рассчитывать на сочувствие высших иерархов и монахов. Противниками его начинаний выступили митрополит Геронтий и многие старцы, среди них Иосиф Санин. Среди сторонников великого князя выделялись ростовский епископ Вассиан Рыло (родственник Волоцкого) , старцы Кирилло-Белозерского монастыря Паисий Ярославов и Нил Сорский (Майков) - ученик Паисия»/19/
ВОСПРЕЕМНИК ПРИ РОЖДЕНИИ СЫНА ИВАНА III И СОФЬИ ПАЛЕОЛОГ - ВАСИЛИЯ, БУДУЩЕГО ЦАРЯ ВАСИЛИЯ III . 1479 ГОД
В докладе «Старец Паисий Ярославов» Архимандрита Макария (Троице-Сергиев Пасад) на II Международной конференции, в 2003 году говорится о том, что :
«На праздник Благовещения в 1479 году у Великого князя родился от второй жены, Софии Палеолог, сын Василий III. Крестили младенца на Вербное воскресение в Троицком монастыре, а Воспреемниками при этом были Ростовский архиепископ Вассиан и Троицкий настоятель, игумен Паисий Ярославов… При святом Крещении княжич был назван в честь святителя Василия Парийского ( Пам. 12 апр.)» /4/
ВОСПРЕЕМНИК ПРИ РОЖДЕНИИ СЫНА ИВАНА III И СОФЬИ ПАЛЕОЛОГ - ГЕОРГИЯ. 1480 ГОД
«Через год старец Паисий Ярославов также крестил княжича Георгия…»/4/
При крещении двух сыновей Ивана III Паисий Ярославов выступал в статусе Воспреемника.
Воспреемничество при рождении наследников правящих домов, как правило, предполагало следующие требования для того лица, которое приглашали быть Воспреемником. Первое - Высокая духовность. Второе - родство с наследником, в частности, у мусульман и грекохристиан.
Тот факт, что Паисий Ярославов был воспреемником при рождении двух сыновей Ивана III и Софьи Палеолог может быть косвенным указанием на его родство с Великим Князем.
Мне не встречались сведения о других настоятелях Троице-Сергиевой Лавры и старцах, которые дважды выступали в роли воспреемника Великокняжеских детей.
ПОСЛАНИЕ ИГУМЕНА ПАСЕЯ СЕРГИЕВСКОИ ВЕЛИКОМУ КНЯЗЮ В ДНИ ЗНАМЕНИТОГО СТОЯНИЯ НА УГРЕ ПРОТИВ ХАНА АХМАТA. 1480 ГОД
«1480 год на Руси был ознаменован знаменитым Угорским стоянием, когда русское войско противостояло ахматовой орде, в результате чего пало золотоордынское иго. Для поддержания морального духа воинства и князя «начаша посылати свои грамоты и благословение Митрополит Геронтий великому князю и игумен Пасея Сергиевскои». Послание главы Церкви известно, а послание Троицкого настоятеля не сохранилось…. Великий князь, получив грамоты, «молением исполнися … радости и мужества и крепости и начат с полки своими крепко стояти». В Ермолинской летописи говорится, как в это время великая княгиня, Митрополит Геронтий, Ростовский архиепископ Вассиан и Троицкий игумен Паисий просили Великого князя за его братьев, проявивших своеволие в эти ответственные для страны дни. «Таким образом, Паисий выступал во время стояния на Угре как миротворец в великокняжеской семье и вдохновитель всеобщей борьбы Руси за освобождение от золотоордынского ига» /4/
ПРИБЛИЖЕННОЕ ЛИЦО ВЕЛИКОКНЯЖЕСКОГО ДВОРА
"В другом источнике, в частности, «Свет малой родины. Отчина и дедина» Дементьева В.В., говорится: Паисий (Ярославов) «как выяснили историки, являлся одним из самых приближенных лиц к великокняжескому двору» /378/
УЧАСТИЕ В НАПИСАНИИ ДУХОВНОЙ ГРАМОТЫ КНЯЗЯ АНДРЕЯ ВАСИЛЬЕВИЧА БОЛЬШОГО, ОГОВАРИВАЮЩЕЙ ВКЛАД В ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВ МОНАСТЫРЬ. 1481 ГОД
«Последнее известное деяние троицкого старца Паисия - это участие в написании духовной грамоты князя Андрея Васильевича (Большого) не позднее марта 1481 года вместе с Ростовским архиепископом Вассианом и великокняжеским духовником. В этой грамоте оговорен вклад в Троице-Сергиев монастырь» /4/.
Речь идет о последнем деянии Паисия Ярославова , как старца Троице-Сергиева монастыря, поскольку после этого он удалился в Заволжские леса, в Спасо-Каменный и Ферапонтов монастыри.
Дата составления Духовной определяется не позднее марта 1481 года, потому что архиепископ Вассиан Рыло умер 23 марта 1481 года.
ЖАЛОВАННЫЕ ГРАМОТЫ НА ВАРИНИЦЫ ОТ ВЕЛИКОЙ КНЯГИНИ МАРИИ ЯРОСЛАВНЫ - ПАИСИЮ ЯРОСЛАВОВУ
«Ряд жалованных грамот дает при игумене Паисии монастырю великая княгиня Мария Ярославна , вдова Василия Темного. В ноябре 1478 года она освободила от пошлин монастырские владения в Нерехтской волости Костромского уезда. В январе 1479 года она дала жалованную грамоту на приписной монастырь мученика Георгия с Пошехонском уезде. Тогда же старец Паисий «бил челом» великому князю, который запретил рубку монастырского леса « у Соли Переславские». 18 мая 1481 года Великий князь Иоанн III представил некоторые материальные привилегии «Паисию з братьею, или хто по нем ины игумен будет»/4
1478 г. ноября 24. — Жалованная оброчная грамота в. кнг. Марии Ярославны («иноки» Марфы) Тр.-Сергиева м-ря иг. Паисию на дворы и варницы в Нерехте и на владения м-ря в Нерехот. вол., Костром, у.
1478—82 гг.— Жалованная двусрочная грамота в. кнг. «иноки» Марфы (Марии Ярославны) Тр.-Сергиева м-ря иг. Паисию на варницы и села в Нерехте.
1478—82 гг. — Жалованная данная грамота в. кнг. «иноки» Марфы (Марии Ярославны) Тр.-Сергиева м-ря иг. Паисию на участок земли к м-рской варнице в Нерехте. /20/
ВОЗВРАЩЕНИЕ В СПАСО-КАМЕННЫЙ МОНАСТЫРЬ ИЗ ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВСКОЙ ОБИТЕЛИ
«В древнем перечне Троицких настоятелей говорится: «Паисея – 2 лета». Пробыв игументом «два лета» старец Паисий оставил Троицкий монастырь, вернувшись в Спасо-Каменный монастырь, который незадолго до этого, в 1476 году , пережил пожар» /4/
«Представление о полной отрешенности белозерских монахов от жизни общества и внутрицерковных и политических катаклизмов времени не вполне точно… Игумены Троице-Сергиевой обители играли заметную роль во внутрицерковной жизни России. Знатные постриженники Троицы не желали подчиняться принципам, которые исповедовали заволжские старцы, и Паисию пришлось оставить монастырь. По словам современника, иноки из князей и бояр не желали ему повиноваться и даже хотели его убить…» (Скрынников Р. Г. «Третий рим. О преподобном Ниле Сорском»)
ОТКАЗ ВОЗГЛАВИТЬ РУССКУЮ ЦЕРКОВЬ И СТАТЬ МИТРОПОЛИТОМ, КАК ЭТО СДЕЛАЛ И СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ
«В 1484 году Паисий снова был в Москве, и Великий князь Иван III напрасно пытался уговорить его возглавить Русскую церковь вместо Митрополита Геронтия, вызвавшего княжеское неудовольствие. По примеру преподобного Сергия старец Паисий отказался от высокой ответственности по управлению Русской церкви…
«Князь же великии поча думати с Пасеею, пригоже ли его опять взяти на Митрополию, он же здума, хотяше бо его самого на Митрополию, он же не хотяше» /4/.
Т.е. предложение возглавить Метрополию последовало от Ивана III, но Паисий (Ярославов) отказался. У него были и без того, слишком близкие отношения с Домом Великих князей Московских и ему было достаточно этих дружеских связей, а также позиции Хранителя тайн Московских Князей и, безусловно, фигуры Влияния /378/.
СКАЗАНИЕ ПАИСИЯ О СПАСО-КАМЕННОМ МОНАСТЫРЕ
Г.М.Прохоров указал 17 списков Сказания старца Паисия о Спасо-Каменном монастыре , датируемых XVI-XVIII веками. «Сказание» получило известность и распространение «лишь в XVII в., особенно в конце» «Сказание» было написано старцем Паисием вскоре после оставления им Троицкой обители /4/
«Я думаю, не случайно Паисий (Ярославов) написал Историю Спасо-Каменного монастыря, т.е. выступил его Летописцем, создав «Сказание известно о начале Каменского монастыря, еже не езере Кубенском стоит, и о первоначальниках его, - приснопомнимый старец Паисий Ярославов после пожару Каменского монастыря от старых книг собра».
Здесь я цитирую главу «Дом Спаса» из упомянутой выше книги В.Дементьева. Исследователи, задаваясь вопросом о том, кто заказал Паисию (Ярославову) летопись Спасо-Каменного монастыря, пришли к выводу, что «заказчиком» стала, скорее всего, Мария Ярославова - мать Ивана III /378/
А поскольку инициатором составления истории Спасо-Каменного монастыря выступало Великокняжеское семейство, то, естественно, много внимания в Сказании было уделено описанию посещения этого монастыря членами семьи Московских князей, а также тому: сколько и на какие цели они жертвовали монастырю какие льготы ему давали. Отдельно описываются принятые ими обеты…»
ПРИГЛАШЕНИЕ АРХИЕПИСКОПА НОВГОРОДСКОГО ПАИСИЮ ЯРОСЛАВОВУ И НИЛУ СОРСКОМУ ДЛЯ СОВЕТА О ЕРЕСИ ЖИДОВСТВУЮЩИХ И КОНЦЕ СВЕТА
«В 1489 году Новгородский архиепископ Геннадий (1484-1504; +1505. Память 4 дек.) , известный как просветитель и борец с ересью жидовствующих , в послании архиепископу Ростовскому Иоасафу спрашивал о старцах Паисии и Ниле, чтобы пригласить их в Великий Новгород и посоветоваться с ними относительно ереси жидовствующих и ожидаемого конца света. Таким образом в 1489 году старец Паисий, как и преподобный Нил, находился в Заволжье» /4/
СОБОР 1490 ГОДА ПРОТИВ «ЖИДОВСТВУЮЩИХ» ЕРЕТИКОВ
«…В 1490 году оба старца , учитель и ученик, участвовали в Соборе, проходившем при Митрополитите Зосиме в Москве против «жидовствующих» еретиков…»/4/
Дополнения следуют
Ссылки:
[4] Старец Паисий Ярославов ( Троице-Сергиев посад)
[25] «Хроника осады и обороны Троице-Сергиева монастыря» (октябрь 1608 г.) (стр.1)
[26] Троице-Сергива лавра
Все материалы раздела «Я урожденная Ярославова Наталья Борисовна 22.2.60 »