Князья Ожаровские в Царском селе вместе с командором Джулио Литта. Великое Приорство Польское и "размен" Мазовецкого княжества между Ярославом Мудрым и Казимиром Восстановителем
© Наталья Ярославова – Оболенская
16 сентября 2015 года - день памяти Бориса Романовича Ярославова
В 1609 г. последний мужчина из рода князей Острожских польский князь Януш (Иван) Острожский завещал по пресечению его рода и по женской линии свое имение на Волыни в наследство Мальтийскому ордену, учредив майорат (ordinatio) "Острожской ординации".
Учредивший Острожский майорат князь Януш Острожский был сыном Софии Тарновской, именовавшейся княгиней Ярославской, т.к. в собственности Тарновских по решения Ядвиги Анжуйской королевы Польши находился город Ярослав, основанный Великим князем Ярославом Мудрым на реке Сян. Большинство из Острожских князей – потомков Софьи Тарновской и Константина Острожского – некоронованного короля Руси, похоронено в этом городе на реке Сан, именуемом также Ярославь и Ярославль ( «Город Ярослав на реке Сан, основанный Ярославом Мудрым на землях, отвоеванных им у польских князей, и 770 лет победы в Ярославском сражении будущего короля Руси Даниила Галицкого»).
Второй супругой князя Константина Острожского была урожденная Александра Тышкевич, в 1-м браке – Ходкевич, во 2-м браке Острожская, в 3-м – Язловецкая. В истории она осталась, как Александра Ярославова-Язловецкая. И именно Александра Ярославова-Язловецкая после смерти своего супруга князя Константина Острожского в 1588 году погашала долги своего некогда богатого супруга ( В.Карпыза. Земля Волковысская)
Эти последние долги князя К.К.Острожского не отразились на благосостоянии его сына от первой супруги Януша (Ивана) Острожского, предугадавшего угасание своего рода и учредившего Острожский майорат.
В годы жизни Януша Острожского, учредившего «Острожскую ординацию», город Ярослав был уже польским. Поэтому Командорство Мальтийского ордена называлось Польское Великое Приорство.
Януш Острожский умер в 1620 году. Наследство перешло сыну его сестры Ефросины Острожской - Александру Янушевичу Заславскому. От него Острожский ординат перешел к сыну Владиславу. Затем в 1656 году к Александру Янушу Заславскому-Острожскому, не имевшему детей. После смерти Александра Януша Острожскую ординацию унаследовала его младшая сестра Теофила Заславская, жена великого гетмана коронного князя Дмитрия Ежи Вишневецкого.
Таким образом, женское потомство Януша Острожского существовало до рождения Петра I, заинтересовавшегося историей Мальты и направившего туда своих представителей. Первым на Мальте был фельдмаршал Б.П.Шереметев, перезахороненный по смерти в Лазоревской усыпальнице сестры Петра – Натальи Алексеевны («Святая Наталья Петербурга и Лазарь Четверодневный Александро-Невской Лавры. Петровский Пантеон России и его Северное сияние…»).
В России Мальтийский орден был учрежден почти через два века. И Павел I заключил особую конвенцию с Великим Магистром об Острожском майорате в Польше, для чего в Россию прибыл полномочный министр (посланник) Мальтийского ордена Джулио Литта:
«В декабре 1796 г. для заключения конвенции с представителем Мальтийского ордена бальи графом Литтой, Павел I назначил государственного канцлера и президента коллегии иностранных дел А.А. Безбородко и вице-канцлера А.Б.Куракина» ( «Князь Курагин Л.Толстого и Железная дорога Кызыл-Курагино. Рыцарь всех орденов князь А.Б.Куракин, влюбленный в Эву Ферзен и дом Ферзена на Мойке в городе Петра»).
В России Командор Мальтийского ордена Джулио Литта заключил брак с Екатериной Скавронской - матерью Марии Скавронской, праправнучки Екатерины I, помолвка которой с Петром I состоялась недалеко от города Ярослав на реке Сан, в Яворово.
Приемная дочь графа Литте Мария Скавронская в первом браке стала Марией Пален, а во втором браке, с графом Адамом Ожаровским, - уже графиней Ожаровской.
Племянница же Адама Ожаровского - Анна Францовна Ожаровская, была супругой внука М.М.Ярославовой - Черевиной и матерью П.А.Черевина («Казачий Полковник» П.А.Черевин – основатель охраны Российских Императоров и Освобождение Софии от османского ига).
Таким образом, граф Адам Ожаровский был в близком родстве с потомками М.И.Ярославова - генерал адъютанта премьер-майорского чина у фельдмаршала С.Ф.Апраксина.
Внук генерал-фельдмаршала С.Ф.Апраксина вице-канцлер А.Б.Куракин, как раз, и был назначен Павлом I для подписания конвенции об Острожской ординации, т.е. о наследстве Януша Острожского «Мальтийскому ордену».
Граф Адам Ожаровский в начале XIX века стал одним из самых приближенных лиц к императору Александру I, назначенному его отцом Павлом I главой Великого Греко-российского Приорства.
Он был внебрачным сыном «кастеляна Варшавского королевского замка, графа Петра Юрьевича Враницкого… В 1833 году - член Совета по управлению царством Польским. А в 1841 году - член Варшавского Сената ( А. Ожаровский).
Род Ожаровских, так пишут, восходит к концу XV в. Юрий Ожаровский († в 1741 г.), обозный великий коронный, был маршалом сейма в 1732 г. и послом во Францию от Станислава Лещинского (1733). Но ранее упоминается Юзеф Ожаровский.
От фамилии Ожаровских произошло название города Ожарув. "Основан город был во 2-ой половине 16 столетия Юзефом Ожаровским (Ożarowski) на территории находящегося в то время там села Wyszmontów (Вышмантув)" (Ожарув: как это было и что есть сейчас).
Один город Ожарув (польск. Oarw) находится в Свентокшиском воеводстве (Кѣльцы), на границе с воеводством Мазавецким, Люблинским, Силезским… (Опатувский повят). Свентокшиские горы называются также Горы Святого Креста.
И есть город Ожарув-Мазовецкий (польск. Ożarów) - в Мазовецком воеводстве (Западно-Варшавский повят).
Князь Болеслав Мазовецкий (Юрий II Болеслав Тройденович из Пястов), был одним из последних наследников Галицко-Волынского княжества по женской линии (Болеслав Мазовецкий).
«Болеслав был сыном Тройдена I Пяста, князя мазовецкого и Марии Юрьевны, дочери Юрия Львовича, короля Руси. В документах называл он себя князем и наследником («дедичем») королевства Руси. И на печати Юрия II присутствует титул короля Руси.
Мазовия была передана королю Казимиру после того, как над рекой Сян князь Ярослав соорудил западный форпост Руси - город Ярослав.
«Червенские города довольно долго составляли «спорную область между Польшей и Русью, но Ярослав укрепил их за Русью тем, что помирился и породнился с польским князем Казимиром. Ярослав отдал за него сестру свою. Казимир возвратил вместо вена восемьсот русских пленных, некогда захваченных Болеславом…По всем вероятиям, в это время Казимир уступил русскому великому князю окончательно и червенские города, а за то Ярослав пособил ему подчинить себе Мазовию» ( Память Благоверного князя Ярослава Мудрого).
Позже князь Даниил Романович Галицкий при поддержке мазовецкого князя Конрада в знаменитом Ярославском сражении одержал победу над князем Ростиславом Михайловичем - сыном Михаила Черниговского, также имевшим права на Галицко-Волынское княжество.
В 1254 году Даниил Галицкий принял в Дорогочине титул «короля Руси» от папы римского Иннокентия IV. После чего и он, и его потомки использовали королевский титул.
Этот факт, позже, весьма волновал царей Романовых, поскольку Вольтер в письме Екатерине II писал:
«Мы в Европе знаем одну Русь - Киевскую, последним королем которой был Данило Галицкий» («Украина, «Переучреждение» власти: Русь Даниила Галицкого или Президентская Республика»).
Принятие князем Даниилом титула Короля Руси от Папы Римского после Ярославского сражения предопределило польское будущее города Ярослав, основанного Ярославом Мудрым.
После того, как Галицко-Владимиро-Волынская линия потомков Рюриков утратила контроль над городом Ярослав, в т.ч. в связи с другими интересами или недостаточностью военных сил, на престол в этом княжеском районе при участии венгров был возведен упомянутый выше Мазовецкий князь Болеслав Тройденович, родственник Рюриковичей. Князь до это владел Владимиро-Волынском и Львовом.
Князь Болеслав крестился в восточном обряде и взял после крещения, как русский князь, имя Георгия II.
Буквально через несколько дней после смерти Георга II (Болеслава) в Червонную Русь вступил король Польши Казимир Великий вместе с польскими войсками.
Таким образом, история Мазовецкого княжества, в котором находился и город Ожарув-Мазовецкий, связана с княжеством Ярославским с центром в городе Ярослав на реке Сян, завоевание которого Казимиром Великим началось сразу после смерти русского князя Георгия II - Болеслава Мазовецкого.
После смерти Казимира Великого город Ярослав перешел к князьям Анжуйским. А Ядвига Анжуйская - супруга короля Польши Владислава II Ягелло передала его в собственность князей Тарновских.
Дочерью Мазовецкой княжны Анны была София Одровонж, вышедшая замуж за Яна Кшиштофа Тарновского.
"София Одровонж-Тарновская подтвердила привилегии городу Ярослав, установленные её отцом. А после смерти мужа Яна Кшиштофа ( Иоанна Христофора ) вышла замуж во второй раз за Яна Костку воеводу Сандомирского".
В этой истории было две княгини Софьи Тарновских.
Одна - урожденная Тарновская, вышедшая замуж за Константина Константиновича Острожского. Её сыном был Януш Тарновский, оставивший наследство Мальтийскому ордену.
Вторая Софья была урожденной Одровонж из князей Мазовецких по матери, и она вышла замуж за графа Яна Тарновского (Криштофа), сына Яна Амора Тарновского.
Имена всех сыновей Яна Амора Тарновского начинались на Ян: Ян Александр Тарновский, Ян Амор Тарновский, Ян Кшиштоф Тарновский.
Урожденная Софья Тарновская, в браке Острожская, была родной сестрой этих Янов, супругу одного из которых также звали Софья Тарновская (Одровонж-Мазовецкая).
Статья «Папский маршрут по Мазовии» рассказывает о паломничество Папы Римского Иоанна Павла II по Мазовии,в т.ч. в Oжарув-Олтажев (Мазовия).
Таким образом, к истории о городе Ярослав, основанном Великим князем Киевским Ярославом Мудрым, и о наследстве князей Острожских, владевших этим городом Ярослав вместе с князьями Тарновскими и Мазовецкими, определенное отношение, через Мазовец, имели и князья Ожаровские.
А поскольку «Острожское наследство» князя Януша было основой Командорства Мальтийского ордена в Польше, и в связи с решением вопроса об «Острожском наследстве» появился Мальтийский орден также в России, то в близком родстве с Командором Джулио Литта оказался граф Адам Ожаровский.
Этим же объясняется близость Адама Ожаровского к императору Александру I Павловичу.
Вместе с Адамом Ожаровским император путешествовал по Уралу и посетил город Бирск, рядом с которым в деревне Ярославовой (Ярославово) более 400 лет жила ветка Ярославовых, к которой относится мой дед Роман Васильевич Ярославов и отец Борис Романович Ярославов ( Три депортация «древнего Пскова» и тайны ханской исповеди: Челяднины, Ярославовы, Оболенские и Глинские в Московских дворцах и на реке Белой.Ч.2)
История с Великим Приорством в Польше, связанным с князьями Ярославскими, объясняет интерес поляков к городу Ярославлю, князья которых тоже именовались Ярославскими. Такие появились источники.
Ярославскими князьями именовались и потомки князя Пскова Ярослава Оболенского. А права на город Ярослав в Ярославском сражении 770 лет назад на реке Сян оспаривал у Даниила Галицкого сын князя Михаила Черниговского.
Польский костел есть в Рыбинске, где впадает в Волгу река Черемха, на берегу которой стоит родовое имение Ярославовых – Борисовское, находившееся во владении М.И.Ярославова – предка П.А.Черевина, сына Анны Францовны Ожаровской - дочери Петра Францовича Ожаровского, управляющего в Царском селе.
Брат графа Адама Ожаровского - Франц Петрович Ожаровский похоронен в римско-католической церкви Иоанна Крестителя в Царском селе
«С. Н. Вильчковский в книге «Царское Село» среди погребений церкви называет захоронения графа и графини Ожаровских. В церковном склепе был погребен Франц Петрович с супругой. Первая жена Франца Петровича Ожаровского - Елизавета Ивановна, урождённая Муравьёва-Апостол…Сын - Ожаровский Константин Францевич (1823-1893, Царское Село) - граф, гофмейстер Двора ЕИВ, похоронен в костеле Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Царском Селе».
Анна Францевна Ожаровская в замужестве Черевина похоронена в котромской усадьбе Нероново, Марии Михайловны Ярославовой - Черевиной.
Костел Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Царском Селе стал, по сути, усыпальницей Ожаровских и их родственников.
Граф Адам Ожаровский похоронен в Красном недалеко от Смоленска.
Ещё до Павла I участие в истории Волынского приорства в 1774 году принимала Екатерина II, желавшая помочь Мальтийскому ордену.
Майорат, несмотря на многократные протесты Мальтийского ордена, оставался до начала 1775 года по решению Яна Собесского - короля Польши в одной из боковых веток. И только после этого было учреждено Великое Приорство Польское.
"В 1774 г. через два года после 1-го раздела Польши по наследству Острожского была создана особая комиссия. При участии Екатерины II и по настоянию министров трех союзных дворов дело было решено так: в Польше создавалось новое Великое приорство с условием, что все его руководители будут поляками. Содержание орденских учреждений оплачивал Острожский майорат, и Мальтийский орден отказался от всяких на него претензий...
В 1794 г. после 2-го раздела Польши вся территория Великого приорства Польского, в том числе и Волынь с землями кн. Острожского , отошли к России. Судьба наследства стала целиком зависеть от воли Екатерины.
Де Роган вступает в новые отношения с Санкт-Петербургом и намеревается направить туда Полномочного министра ордена. По желанию Екатерины II, чтобы посланник был преимущественно избран из пиемонтских кавалеров, это почетное звание получил граф Литта (теперь ставший бальи ордена)..." (Невероятные приключения итальянца в Российской империи)
После смерти Екатерины II Павел I "выразил желание закончить дело об Острожском майорате в пользу Ордена, заключив с Великим Магистром особую Конвенцию, для чего и назначил своих представителей, в т.ч. князя А.Б.Куракина.
"4 января 1797 г. Конвенция была подписана... Конвенция, состоявшая из 37 пунктов, дополненная затем еще 8 пунктами , учреждала в России Великое Приорство Мальтийского ордена, в состав которого могли войти дворяне-католики из числа русских подданных. Кроме того, Орден получал гарантии сохранности своих владений в Польше и России, а также ежегодные взносы русского казначейства в доход Ордена.
В соответствии с Конвенцией в состав Великого Приорства Российского было включено уже существовавшее Польское Великое Приорство и согласно статье XXIII были учреждены десять родовых Командорств, специально для той части русской знати, которая исповедовала католичество в Российской Империи.
Для Мальтийского ордена эта Конвенция имела большое экономическое и политическое значение. Создавалось Великое Приорство Российское, которое должно было заменить "внутри Мальтийского Ордена Великое Приорство Польши". Кроме ежегодного дохода в 120 тысяч флоринов, которые Орден предполагал получить от последнего, доходы русских наследников должны были составить 300 тысяч флоринов.... Также был урегулирован и прием в "Орден Мальтийских рыцарей, и подтверждение доказательств аристократического происхождения", они должны были происходить "согласно принятой в Великом Приорстве Польши практике". Кроме этого Павел I согласился выплачивать Ордену сумму в 96 тысяч флоринов, как погашение задолженности Великого Приорства Польши..." ( История Мальтийского ордена).
Ключевой фигурой в этой истории стал Джулио Литта:
"Итальянский аристократический род Литта был связан корнями с могущественными кондотьерами и правителями Милана Висконти и унаследовал состояние патрициев Арезе. Отсюда тройная фамилия Litta-Visconti-Arese. Джулио Литта был внуком неаполитанского короля. На службе у миланских кондотьеров одно время пребывал Леонардо да Винчи, в результате чего в семье Литта появилась его картина «Мадонна с младенцем», которая ныне под названием «Мадонна Литта» украшает Эрмитаж.
В 17 лет он вступил в орден иоаннитов, с XVI в. добавивший к своему названию прилагательное «Мальтийский». После нескольких морских компаний стал командиром галеры «La Magistrate».
Дипломатические отношения между Россией и орденом установились со времен Петра I. … На Мальте побывали гр. Б.П. Шереметьев (1652-1719), царский стольник П.А.Толстой (1645–1729). Екатерина II уже через два года после восшествия на престол направляла на Мальту русских офицеров, которые провели там несколько лет.
Посланником Российской империи при Неаполитанском дворе с 1785 по 1793 гг. был гр. Павел Мартынович Скавронский (1757-1793), внучатый племянник Екатерины I и обладатель колоссального состояния. Супругой посланника была красавица Екатерина Васильевна Энгельгардт (1761—1829), племянница кн. Потёмкина, ставшая позже супругой Джулио Литта".
В России у Джулио Литта были и взлеты, и неудачи.
"...Литта работал на верфях, обучал молодых офицеров....Несмотря на всю добрую волю Литты и его усиленную деятельность, дело подвигалось медленно, хотя императрица и делала все, чтобы ему помочь, и приказала кронштадтскому начальству исполнять беспрекословно вес требования молодого командира.....Некоторое время он командовал резервной эскадрой, курсируя между Петербургом и Кронштадтом..."
Многое в этой истории произросло от навигацкой школы в Перасте, о чем рассказывает статья: Городок Пераст. Царский стольник П.А.Толстой и навигацкая школа
Это местечко Венецианской державы.
На центральной площади Пераста у Церкви Св.Николы установлены три бюста знаменитых горожан: Матии Змаевича (1680-1735), Марко Мартиновича (1663-1716) и Трипо (Трифона) Коколя (1661-1713).
"Светлейшая" поощряла развитие местного флота в торговых целях и для борьбы с турецкими пиратами. Морское дело становится главной профессией жителей Пераста. Как отмечал в 1797 г. русский дворянин Григорий Островский, «... народ шклявонской говорят по руски, и к морскому пути и к бою зело искусны, в морском плавании и в бою венетов лутче» ("шклявонский" - от итальянского "schiavo", что означает "славянский" и "далматинский"). Пераст обладал привилегией охранять венецианский «гонфалон» (знамя) Святого Марка во время войн. Она сохранялась до падения республики.
Позже городом владели Итальянское королевство, Французская империя, а по решению Венского конгресса он вместе с другими населенными пунктами Боки отошел к Австрии.
Кажется, единственным местом упоминания Пераста в отечественной беллетристике является интереснейший путевой дневник гр.Петра Андреевича Толстого (1645–1729), государственного деятеля и дипломата.
В Пераст П.А. Толстой приплыл морем из Венеции, нанявшись волонтером на корабль. Попал в серьезный шторм. Удостоился похвалы капитана корабля Ивана Лазоревича ..
Считается, что Петр I, заимствуя в начале своего царствования опыт в европейских странах, отдавал предпочтение Голландии. Однако уже в первый год своего единоличного правления Петр проявил большое внимание к возможным связям с южными славянами.
Для этого в Венецию и "Шклявонскую землю" был направлен дворянин Григорий Островский, находившийся в составе Великого посольства..."
Не совсем понятно, является ли Григорий Островский современником Петра I или Екатерины II.
Фигура интересна тем, что художник с таким же именем рисовал портреты Ярославовых и Черевиных, хранившиеся в костромской усадьбе Нероново ( «Помни имя свое: Фантом Ярославовых и Черевиных в «Малой Третьяковке» усадьбы Нероново…»).
И по моей гипотезе он имел отношение к монастырю Ушакова:
В архивах «Ярославской губернии…. были обнаружены документы о ярославских дворянах Островских, бывших в ближайшем родстве с владельцами Нероново Черевиными, и тем самым ближайшими родственниками художника». Эта версия является одним из защищаемых положений процитированной диссертационной работы Т.М.Касторской.
О.В.Румянцева, уже в её диссертационной работе, дополняет эту картину тем, что :
«… Генезис «живописной манеры» Г. Островского, с одной стороны, определяют иконописные и парсунные традиции русской живописи середины XVIII века, с другой - работы И. Я. Вишнякова и Ф.С. Рокотова. В результате сформировалась специфическая «манера» письма, свойственная только Островскому, выражающаяся, прежде всего, в сознательном совмещении приемов «большого» (столичного) и «малого» (провинциального) стилей.
Она также сообщает важные детали:
«В парке, в частности в конфигурации Водного партера, ориентированности аллей, явно прослеживается масонская тематика, хотя никаких документальных свидетельств о масонстве П.И. Черевина или его сына нет…».
«…Помимо портретной галереи, в Нероново находилось и собрание картин на историческую и мифологическую тематику… часть из них была создана в XVIII веке».
А портрет мальчика 1782 года определяет , как «Портрет молодого человека в форме морского офицера». Это интересное обстоятельство не только в контексте того, что в архиве Черевиных были «книги по кораблестроению, навигации, артиллерийские рисунки», а И.Г.Черевин был контр-адмирал и член Адмиралтейств-коллегии, но и в контексте истории Островского Богоявленского монастыря.
От названия именно этого Островского монастыря XV века, уже по моей версии, могла произойти фамилия бывшего иконописца, а затем художника Г.Островского.
В 1760-1764 годы , когда Г.Островский начал писать портреты Черевиных и Ярославовых, императрица Екатерина II приняла решение упразднить этот Островский Богоявленский монастырь, «что на Острову».
В Островском монастыре, от названия которого, по-моему мнению, образовалась фамилия художника Г.Островского, был крещен будущий адмирал и флотоводец Ф.Ф.Ушаков…» ( «Портрет «Неизвестной Ярославовой» - аристократки из столицы)
"В музее Пераста находится любопытнейшая картина, запечатлевшая учебный процесс...
Верхнюю часть картины занимает царский титул Петра I. Ниже приведены имена 17-ти учеников Мартиновича, разделенные на две части: княжескую и боярскую. Между ними — русский государственный герб
Над живописной частью надпись: Марко Мартинович учит поименованных здесь московских князей и бояр морским наукам и управлению.
Благодаря надписи на картине стали известны имена стольников, посланных на обучение. В левой ее части имена учеников - князей: Борис Иванович Куракин" . Это отец А.Б.Куракина, позже избранного Павлом I для переговоров об Острожском наследстве.
"Заграничное обучение продолжалось всего полтора года. 25 октября 1698 г. был получен царский указ, посланный из Москвы: "... всем стольникам, которые познали науку, быти к Москве из Венеции и из Амстердама...". По-видимому, это было вызвано чрезвычайными обстоятельствами - стрелецким бунтом.
Прерванным обучением, наверное, объясняется то обстоятельство, что никто из них не стал ни моряком, ни кораблестроителем. Но многие из них известны, как государственные, военные деятели, дипломаты. Из учеников Мартиновича ими были: Д.М.Голицын, П.А.Голицын, Б.И.Куракин, М.А.Матюшкин, А.Я.Хилков.
Скорее всего, по образу "наутики" Петром I в 1701 году была создана знаменитая Навигацкая школа в Сухаревой башне - первое российское морское училище".
Однофамилец князя А.П.Толстого - Лев Толстой спустя годы писал о князе Куракине из Польши. Прототипами героев Л.Толстого считали в т.ч. и масонов ( «Князь Курагин Л.Толстого и Железная дорога Кызыл-Курагино. Рыцарь всех орденов князь А.Б.Куракин, влюбленный в Эву Ферзен и дом Ферзена на Мойке в городе Петра»)
Первая супруга графа Адама Ожаровского – графиня Мария Палена-Ожаровская (Скваронская), не родная дочь Джулио Литта, как пишут, была в личных отношениях с Командором . И поэтому дочери Марии Пален Командор Мальтийского ордена Джулио Литта оставил все свое состояние.
«Мария Павловна Скавронская и её сестра Екатерина были обе влюблены в молодого красавца графа Павла Палена, он же отдал предпочтение Марии. Но их браку воспротивились родные, влюблённые решили настоять на своём и обвенчались без согласия её родных. Марии пришлось оставить Петербург и привычную роскошную жизнь. Следуя за мужем и Изюмским гусарским полком, шефом которого был Павел Пален, она вела кочевую жизнь.
В одном из походов, в простой крестьянской избе, в 1803 году Мария Пален родила дочь. Девочку назвали Юлией, возможно в честь бабушки по отцу Юлианы Ивановны Пален (1751-1814), но, может быть, и в честь Юлия Литта. Вскоре Марии надоело жить по гарнизонам, отношения с мужем испортились и в 1804 году последовал развод…
Мария Пален с маленькой дочерью вернулась в родительский дом. Екатерина Васильевна и её муж Юлий Литта сердечно привязались к внучке. А у её отца и матери была своя жизнь…Мария Пален в начале 1807 года вышла замуж за генерала А.П.Ожаровского, а потом уехала в Париж, обучаться музыке и пению…».
Супруга Джулио Литта - Екатерина Васильевна Энгельгард-Скавронская-Литта была племянницей Потемкина-Таврического по его сестре.
Также как и другие племянницы Потемкина, Екатерина Васильевна Энгельгард была в отношениях с дядей Потемкиным-Таврическим.
Её родная сестра Татьяна Васильевна Энгельгардт была замужем в первом браке за Михаилом Сергеевичем Потёмкиным; во втором - Николаем Борисовичем Юсуповым, обустраивавшим усадьбу «Архангельское» ( «Масонская табакерка Ярославовой - Брянчаниновой).
Все эти сложные переплетения описывает статья «Наследники светлейшего князя Таврического».
Князь Адам Ожаровский был природный поляк. Он принадлежал к польскому роду герба Равич, на котором царевна в Красном платье, изображена едущей на медведе.
А Великим Польским Приорством, по соглашению достигнутом при Екатерине II должен был руководить исключительно поляк.
Из-за особого отношения Павла I к графу Адаму Ожаровскому есть основания предположить, что во главе Острожского майората был граф Адам Ожаровский. Родство с Юлием Литта соответствует этому.
«…В марте 1798 г. Ожаровский был произведен в подпоручики, но в октябре того же года исключен по Высочайшему повелению вовсе из службы, а в ноябре прощен и вновь определен в Конногвардейский полк с тем же чином.
В декабре того же 1798 г. последовал Высочайший указ, по которому подпоручик Ожаровский «за вторичные продерзости» вновь исключался из военной службы «с лишением чинов и посажением в крепость». Однако на следующий же день после этого указа царь Павел I простил графа и возвратил его обратно в полк…» ( Генерал Ожаровский А.П.)
Два раза попал в опалу у Павла I и два раза был прощен. Павел I помнил о том, что Острожский майорат- Великое Приорство Польши возник почти на два века раньше, чем Мальтийский орден в России и только поляк мог его возглавлять.
«Боевое крещение полковник А. Ожаровский получил в кампании 1805 г. против Великой армии Наполеона. Отличился во время сражения при Аустерлице – захватил французское знамя и был награжден орденом святого Георгия 4-й степени. Граф Ожаровский отличился в Бородинском сражении, за что был награждён золотой шпагой, украшенной алмазами, с надписью «За храбрость».
Его отряд называли Летучий отряд Ожаровского (два Полтавских, два Донских казачьих полка, Мариупольский гусарский, 19-й егерский полки, 6 орудий конной артиллерии).
У Адама Ожаровского, как пишут, были свои счеты с Наполеоном.
Какие ?
Счеты с Наполеоном , который захватил Мальту и вынудил Мальтийских рыцарей искать себе новое пристанище ?
Под Красным около Смоленска Наполеон понес невосполнимые потери:
"Невольным зачинщиком битвы под Красным, баталии никем не запланированной, но бывшей одной из ключевых в войне 1812 года, ибо в ней Наполеон потерял большую часть своего артиллерийского парка и сорок одну тысячу солдат убитыми и взятыми в плен, был Адам Петрович Ожаровский, что решил отомстить одному своему обидчику молодости..." (О зачинщике дела под Красным)
В статье Сражение под Красным в 1812 году рассказывается о том, что:
"Трагизм положения заключался не только в огромнейших потерях, понесенных французской армией, но и в невозможности восстановить ее боеспособность за счет свежих сил.двухтысячный авангард вместе с бригадным генералом Ожеро, попав в окружение, сдался в плен.
Ни о каком серьёзном сопротивлении нельзя было и думать. Уходить из Смоленска как можно быстрее ... К вечеру 15 ноября, когда Наполеон с корпусами Ж.-А. Жюно, Ю. Понятовского, гвардией и кавалерией И. Мюрата подошел к Красному, он узнал, что город занят очень сильным (22-23 тыс. человек при 120 орудиях) отрядом гр. Ожаровского А.П...."
Вот здесь под Красным и произошла никем не запланированная баталия. Упоминаемый генерал Ожеро - брат маршала Ожеро, Великого офицера, награжденного Знаком Большого Орла ордена Почётного легиона. Фамилия Ожеро братьев генерала и маршал похожа на название города Ожарув от фамилии Ожаровский.
А Юзеф Понятовский - поляк, единственный маршал иностранец в армии Наполеона.
После завершения военных действий граф Ожаровский выполнял функции генерал-адъютанта при государе Александре I, сопровождал его в путешествиях.
Известен взрывным характером и необыкновенной смелостью. Избил а Английском клубе Петербурга Аракчеева, "когда графа, генерал-адъютанта, генерала от артиллерии, командующего артиллерией и главноуправляющего военными поселениями поймали на шулерстве при игре". При том, что сам в карты не играл.
С 1833 года, будучи членом Госсовета Царства Польского, а затем Варшавского сената граф Адам Ожаровский пребывал, в том числе, и в Варшаве:
"Когда же его произвели в сенаторы и назначили к присутствию в варшавские департаменты Правительствующего сената, варшавское общество открыло для себя еще одну новость: граф Адам никогда не посещал костел, но по воскресным и праздничным дням ходил в православную церковь, где, стоя в стороне от основной толпы молящихся, слезно и истово отстаивал службу. Впрочем, он был католиком, но исповедовался и причащался только раз в год, да и то в Петербурге в Мальтийской капелле. Привычку жить более в России он сохранил и в сенаторском достоинстве. В Варшаве жил наездами и, повершив установленные в своем департаменте дела, уезжал назад..." (Сражение под Красным в 1812 году ).
При этом, именно Адам Ожаровский собирал средства на строительства костела в Царском селе, где потом были похоронены его брат и родственники. Строился этот костел при поддержке проекта императором Александром I.
Сам Адам Ожаровский был похоронен в том самом Красном под Смоленском, где он нанес сокрушительный урон войскам Наполеона.
Портрета Адама Ожаровского я не увидела в Михайловском замке, книгу о котором писала на улице Ожаровского (брата Франца) в Царском селе Ольга Форш (Адмиралы и Транссиб. Князья Мещерские - потомки боярина Артамона Матвеева (Ярославова Медведя)).
Не увидела я в Михайловском замке и портрета Командора Мальтийского ордена Джулио Литта, который прибыл в Россию, как министр-посланник Мальтийского ордена для переговоров об Острожском наследстве.
Много внимание уделено картине:
"Перенесение Тихвинской иконы Божией Матери церкви Рождества Богородицы в Успенский собор в Тихвине 9 июня 1798 года" художника Василия Истомина ( Перенесение Тихвинской иконы Божией матери из церкви Рождества Богородицы в Успенский собор Тихвинского монастыря 9 июня 1798 года)
На экране, размещенном рядом с картиной идет фильм о ней.
Вероятно, он создавался к 400-летию избрания Романовых
Анализируются фигуры рядом с Павлом I. Его сын Александр I, который держи икону с правой стороны, что указывает на преемство. Следующий преемник Великий князь Константин Павлович, а не Николай Павлович... На чем и стояли декабристы.
Очень много в фильме о староверах.
Приближенное лицо А.А.Безбородко, но он не один вел переговоры об Острожском наследстве, а с А.Б.Куракиным.
Рыцарей вокруг Павла I практически нет. Есть одни староверы в лице купцов.
Фильм включает рассуждение о том, кто мог быть заказчиком картины.
И в нем нет однозначного вывода о том, что это архимандрит Герасим (Князев), который был переведен в Тихвинский Богородичный Успенский монастырь в 1795 году году, а позже был настоятелем Симонова монастыря.
Публикации об архимандрите Герасиме Князеве неоднозначны:
"Герасим пользовался особым расположением Фотия...Люди противоположных взглядов не стеснялись в своих отзывах о Герасиме и его «овечках». Невзоров «добреньких овечек» Герасима называл «богатыми торгашами, во время войны нажившими от крови и слез миллионы», а его самого причислял к духовным лицам, которые «любят быть на свадьбе в Кане и попировать в Вифании, а от Голгофы прочь» (Герасим (Князев)).
Другим возможным заказчиком картины называется Аракчеев, развернувшийся по отношению к процессии.
Тихвинская икона Божией Матери в фильме представляется, как староверческая.
И за забором на картине тоже стоят староверы. И маленький ребенок крестится двумя перстами.
Столь много внимания, которое уделили на картине староверам, скорее, отражает современную политику.
В музее Рыбинска подобным же образом портреты купцов, обладателей больших капиталов, "загородили" тысячелетнюю историю.
Купцы впереди святых, основателей и истока... (?)
Короткий сюжет фильма в Михайловском замке посвящен ещё одной иконе, вместе с Тихвинской Богородицей.
Я её видела в храме святой княгини Ольги в Михайловском, между Стрельной и Петергофом, где первый раз была 8 сентября 2012 года ( «Дорога к единственному Храму княгини Ольги «на Нево» привела к Святой Наталье Никодимийской из Вифинии»).
Подпись под фотографией иконы я сделал такую:
"Юрий. Храм Великой княгини Ольги, Михайловское".
Юрий, по сути, я тогда написала правильно.
Потому что на иконе изображен пономарь Георгий, по прозванию Юрыш.
Пономарь Юрыш также назван в фильме о Тихвинской иконе Божией Матери в Михайловском замке.
Именно ему было явление Богородицы на пне. Хотя на иконе в Ольгином храме, в Михайловском Богородица, так воспринимается, - сидит на дереве, а не на пне.
Это различие: пень и живое дерево имеет глубокий смысл.
Икона называется "Беседная"
«…На рубеже XV–XVI веков появилось «Сказание о чудесах Тихвинской иконы». В этом -175- «Сказании» рассказывается, что во время строительства храма, между 1383-м и 1390 годом, произошло чудесное явление Божией Матери пономарю Георгию, прозываемому в просторечии Юрышом. Юрыш увидел в лесу сидящую на деревянной колоде Богородицу, а рядом с ней святителя Николая Чудотворца. Богородица повелела поставить на строящемся храме крест деревянный, а не железный. Но когда потрясенный Юрыш рассказал об этом повелении строителям, то ему никто не поверил. На храм начали ставить железный крест, но человек, делавший эту работу, упал с купола церкви. Однако он остался жив, подхваченный неожиданно начавшейся бурей. Интересно, что еще в конце XIV века на месте явления Богородицы и св. Николая устроили деревянную часовню, а в 1510 году здесь был основан монастырь во имя святителя Николая — Николо-Бесединский. Сюжет с явлением Богородицы Юрышу изображался на клеймах икон Богоматери Тихвинской, а также стал отдельным сюжетом в иконографии. Кроме того, по преданию, из колоды, на которой Юрыш увидел Богородицу, сделали крест и доски, на которых писались иконы, в том числе и списки с первообраза Тихвинской иконы Божией Матери. В 1510 году на месте явления Тихвинской иконы Божией Матери вместо деревянной была построена каменная церковь, а через 50 лет по распоряжению царя Ивана IV Грозного здесь был устроен Тихвинский Богородице-Успенский монастырь. Тихвинская икона Божией Матери прославилась многочисленными чудесами, главное из которых — избавление Тихвинского монастыря от нашествия шведов в 1613–1614 гг…» («Тайны русской веры. От язычества к империи». С.В.Переверзенцев).
Богородица явилась Юрышу в Красных одеждах.
Также, как к примеру, царевна, едущая на медведе на гербе Равич князей Ожаровских.
В процитированном выше предании о явлении Богородицы - Георгию (Юрышу) это пропущено:
"Когда проповедник по имени Юрыш, муж благочестивый и богобоязненный, возвращался вечером дня Успения Богородицы в Тихвин, ему явились Дева Мария в красных одеждах и Николай Чудотворец, которые наказали вместо железного ставить на строящуюся церковь крест из дерева, ведь на деревянном был распят Христос" (7 фактов из жизни Тихвинской иконы Божьей Матери).
Деревянный крест и Тихвинская икона были неопалимыми, хотя сама церковь горела три раза.
Мало уделено внимания деревянному кресту, тогда как это крест, сплетённый из виноградных лоз, который, по преданию, Богородица вручила святой Нине перед тем, как направить её в Грузию.
Крест крест "Виноградная лоза": обвивающая крест виноградная лоза "Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой - виноградарь" (Ин. 15:1). Так назвал себя Иисус Христос.
На одном из самых значительных по размеру полотен Михайловского замка: "Перенесение Тихвинской иконы Божией Матери церкви Рождества Богородицы в Успенский собор в Тихвине 9 июня 1798 года" речь идет смене места иконы: от Рождества - к Успению.
При этом, в фильме Михайловского замка обсуждаются фигуры на картине вокруг Павла I, но я не услышала ничего о том, почему Рождество сменили на Успение.
А и есть главное на картине.
Переносили Тихвинскую икону Божией Матери не потому, что построили новый Успенский монастырь.
Успение у католиков - это Вознесение.
Обратную замену кто-то недобросовестный пытается сделать в истории Виленской Остробрамской Богородицы в Крыму, где день Успения Богородицы на отдельных сайтах заменяют на день Рождества Богородицы («Аллегорическое изображение Приората Павла I и двуглавые орлы на иконах «Богородицы в рост» с младенцем, благословляющим двумя руками»).
"К Успению расцветали лилии, приносимые к иконам на Благовещение. Лилия расцвела на Казанской иконе, рядом с иконой Виленской, в храме Федора Тирона в Ялте на день Успения Богородицы. Но вскоре после того, как я не единожды уделила внимание этой истории, день Успения Богородицы стали заменять на день Рождества Богородицы на паломнических и туристических сайтах, подделывая в политических целях «Чудо с лилией»:«Воскрешение Лилии. Ялтинская церковь Святого Воина Федора Тирона, фонд Андрея Первозванного и Энергобезопасность. Кто меняет Успение на Рождество ?»".
Продолжение следует
Все материалы раздела «Я урожденная Ярославова Наталья Борисовна 22.2.60 »