Статью Википедии о князе Пскова Ярославе Оболенском и Юрьевской дани "зачистили" также, как раздел об Инвестициях в Тюменской области. Что общего между Инвестициями, князем Пскова и столицей Эстонии?
©Ярославова-Оболенская Наталья Борисовна, урожденная Ярославова (22.2.1960). Экс Годунина (23.10.1981-14.4. 1991). Экс Чистякова (14.4.1991 -10.06.2014). Кандидат технических наук. Я родилась 22 февраля 1960 года в Нефтекамске, Краснокамского района Башкирской АССР.
26 августа 2016 года
Можно ли считать плохим источником книгу «Врата небесные» о Псково-Печерском монастыре архимандрита Тихона (Секретарева), написанную по благословению высокопреосвященнейшего Евсия митрополита Псковского и Великолукского? Нет. Более 10 подобных источников – книг, купленных мною в Пскове, музеях и монастырях, я процитировала в дополнениях к статье википедии о князе Пскова Ярославе Васильевиче Оболенском от 16.02.2016, скриншоты которых сделала.
В новой редакции с серьезными ссылками статья простояла несколько месяцев и была недавно зачищена на 90 % , подобно тому, как был зачищен раздел об инвестициях к июньскому форуму в Петербурге.
Бездельники придумали «метод» - удалять достижения конкурентов, поскольку на их фоне они выглядят очень бледно: История о зачищенном разделе об и инвестициях представлялась в статье: «Инвестклимат. Раздел Инвестиции статьи Википедии (W) о Тюменской области.
В статье википедии о князе Пскова Ярославе Васильевиче Оболенском тоже удалили практически все сведения о жизни князя, представленные со ссылкой на источники.
Дело в том, что я впервые объединила факты из разных книг в общую статью. Фигура князя стала выглядеть значительно и масштабно.
При этом, речь идет о реальных исторических событиях ( Князь Пскова Ярослав Оболенский у основания Псковских Лавр, храмостроительства в Москве и в Ливонском походе 1480 года).
Краеведы, историки, экскурсоводы, священнослужители в Пскове знают про Ярославов мост, который он построил к Савво-Крыпецкому монастырю. Кому помешала эта информация? Почему её удалили из Википедии?
Князь похоронен в Троицком Соборе Пскова. Далеко не всех князей хоронили в Троицком Соборе, но князя похоронили в нем. Это данные из книги Е.Болховитонова «История княжества Псковского». Кому помешала эта информация ?.
Кому помешала информация о том, что Севастиан – имя в крещении князя Пскова Ярослава Оболенского, что тоже указано в книге митрополита Е.Болховитинова.
Из книги о Псково-Печерской Лавре архимандрита Тихона (Секретарева) я дословно процитировала:
«Освещение храма в честь Успения Богородицы произошло в 1473 году и явилось основополагающим событием в жизни Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря в царствование Великого князя всея Руси Иоанна Васильевича III, при наместнике Псковском князе Ярославе Васильевиче Оболенском. Освещение Успенского храма было ознаменовано исцелением слепой женщины от иконы Успения Божией Матери, называемой «старою» . Кому помешала эта информация ?.
При князе Пскова был основан и псковский Савво-Крыпецкий монастырь.
2 клейма на известной псковской иконе о чуде 1581 года посвящены князю Пскова Ярославу Васильевичу Оболенскому и его жене. Это икона с житием Саввы Крыпецкого «Ефросин Псковский, Савва Сербский, Иоанн Богослов и Савва Крыпецкий» о чудесном спасении в Ливонской войне 1581 года Крыпецкой обители, основанной при Князе Пскова Ярославе Оболенском».
Казалось бы короткая строка: «В первый период княжения в Пскове к Ярославу Оболенскому обращались жители «порубежных областей» о строительстве Вышгорода на реке Лоде (Ладе)…». И ведь построили. Князь Пскова Ярослав дал людей и ресурсы. Все эти факты изъяты. Вместо этого кургузый однобокий текст из тех времен, когда фигура князя особо исследователей не интересовала.
Князь он был Псковский, а не Московский. Но именно он заключал договоры с Юрьевом (Дерптом), где был и вопрос о Юрьевской дани.
И князя Пскова Ярослава Оболенского не просто так пригласили псковичи править ими, как сообщает википедия (W). Они пригласили его потому, что у них кончался 10-летий мирный договор. И встала угроза войны. Главным «секретом» Договора Ливонии и Пскова 1473(4) года является «Юрьевская дань», немало интересующая исследователей и тех, кто стремится познать «невидимые механизмы» глобальной торговли и управления человечеством.
Грамота князя Пскова была найдена в Таллине в Ратуше в 2002 году. Но и тут начались подмены. Имя князя Ярослава Васильевича Оболенского заменили на имя первого Тверского князя Ярослава, который жил в XIII веке и не мог в XV направил грамоту бургомистрам и золотоносцам Таллина («Подлог с находкой в Эстонии. Грамоту Князя Пскова Ярослава заменяют на грамоту Ярослава» Тверского).
Все эти факты вырезали из текста статьи Википедии и сменили на текст, написанный явно не исследователем: « Однако далее его отношения с псковичами видимо улучшились… Однако далее псковичи снова жаловались на него…», где сиюминутные мелочи противопоставлены такой заслуге князя, как заключение при нем 30-летнего мирного договора и изгнание магистра, терзавшего псковичей.
Вот так, между прочим:
"В том же году он. как наместник Пскова, заключил на 20 лет мир с магистром Ливонского ордена и на 30 лет мир с епископом Дерптским".
Тогда как почти два года шли к заключению этого договора. Практически впервые съехались почти 20 князей на помощь князю Пскова Ярославу Оболенскому, после того, как он обратился за поддержкой к Ивану III. Фамилии князей тоже имеют значение. Это были родственники князя по матери из Смоленских князей Всеволожских. После того, как магистру и епископу Дерпта были предъявлены такие аргументы, они решили заключить договоры на более долгие сроки, чем прежний 10-летний договор.
Обошлось без военного столкновения. Псковичей стала "давить жаба". Зачем же они кормили войска всю осень, если войны не случилось. А лучше, чтобы случилась ?
Осень покормили войска, 30 лет мира получили.
30 лет мира! В те времена. Даже сейчас в 21 веке это огромное достижение. У нас в России с 90-го года мир. Но сколько событий.
"Между прочим", в это же время, когда заключались эти договоры 1473(4) года, через Псков в 1472 году въезжала на Русь византийская царица София Палеолог.
Через 10 лет князь вновь занимался урегулированием конфликта ( «Странная и Хитрая «Война среди мира», с запугиванием населения и сохраняющимися дипломатическими контактами. XV век и XXI век - с третьим игроком США. Написал своё имя высоко. «Пустил войну на мир»).
Тут книгу писать можно.
А князя тут же "облили грязью", напомнив историю о том, как во время одного пира в Пскове случилась потасовка и князь пьяный, но при этом одев доспехи, останавливал эту "ночную революцию". Это что: сопоставимые исторические факты ?
Что же это за свободная энциклопедия, если в ней цензура превосходит цензуру советских времен СССР. Тогда реальные факты не игнорировали до такой степени, как это происходит при "зачистке" статей в Википедии. Если википедия до такой степени узявима перед правками "чиновничьими" и "фабрик троллей", то есть основания задуматься о защите (Чиновничья Википедия - статья ЗАКС.Ру о политических поправках электронной энциклопедии от ФСО, МИД,Управления делами президента и Росатом)
Жирным шрифтом выделено то, что исключено из текста статьи о князе Пскова Ярославе Васильевиче Оболенском, дополненной мною в феврале 2016 года.
На скриншотах, иллюстрирующих статью, красной черной слева и подчеркиванием выделены абзацы, предложения и слова, которые удалены. Как видно, почти все.
Курсивом простым (без выделения шрифтом) в тексте выделено то, что было исключено мною из статьи,в связи с неудачной и субъективной редакцией, и заменено на полные и объективные данные. И что было возвращено после "зачистки".
Оболенский, Ярослав Васильевич
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Оболенский, Ярослав Васильевич (? — 1487, Псков) в крещении Севастиан — князь наместник псковский и воевода на службе у московского князя Ивана III. Рюрикович в XVIII поколении.
Биография
Принадлежал к многочисленному роду князей Оболенских, происходящих от Святого Михаила Черниговского. Сын Василия Ивановича Косого Оболенского и Марии Фёдоровны, дочери Ф. Д. Всеволожского-Турика, из Смоленских Мономаховичей, от Князя Владимира Мстиславича - Гаральда, сына английской принцессы Гитты Уэссекской.
Родоначальник князей Ярославовых-Оболенских и Ярославовых
Князь Ярослав Васильевич Стрига Оболенский - родоначальник князей Ярославовых-Оболенских, был одним из двух Псковских Князей, которого дважды избирало Псковское Вече. Первый пятилетний период правления Псковского Князя Ярослава Васильевича Стриги Оболенского длился с 1472-го по 1477 год. Второй с 1480 года до 4 октября 1487 года, даты его смерти. За три века до него, т.е. в XII веке, дважды избирался Псковским Вече лишь Князь Владимир (Георгий) Мстиславич, сын Мстислава Ростиславича Храброго из Смоленских Князей, супругой которого была племянница «Балтийского Папы» - Рижского епископа Альберта, дочь Дидриха фон Аполдерна /3/.
Митрополит Киевский и Галицкий Евгений Болховитинов, до этого - Архиепископ Псковский всей Лифляндии и Курляндии, уделил 38-му Псковскому Князю Ярославу Васильевичу Оболенскому много больше внимания, чем всем иным Князьям Пскова, если судить исключительно по объему, посвященного ему текста. И такое внимание объясняется не только «двойным княжением» Князя Ярослава Оболенского в период с 1472 по 1477 год и с 1481 по 1487 год, но и тем, насколько резонансными были события эпохи, когда во главе Псковского княжества был родоначальник Князей Ярославовых и какой сложности задачи ему пришлось решать /18/.
О сложности этих задач свидетельствует тот факт, что в 2002 году на чердаке Таллинской ратуши была найдена зашифрованная Грамота Князя Ярослава Оболенского "Золотоносцам Ревеля (Колывани)". Копия этой грамоты была передана археологами Таллина в музей Пскова.
«Страницами» Псковского «Духовного Евангелия», «написанными» при Князе Ярославе Оболенском являются: Псково-Печерская Лавра и Иоанно-Богословский Савво-Крыпецкий монастырь, основанные при нем.
В изданной в 2012 году книге «Врата Небесные. История Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря», Архимандрита Тихона (Секретарева) особо выделен родоначальник князей Ярославовых, при котором произошло это знаменательное для всей Руси событие:
«Освещение храма в честь Успения Богородицы произошло в 1473 году и явилось основополагающим событием в жизни Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря в царствование Великого князя всея Руси Иоанна Васильевича III, при наместнике Псковском князе Ярославе Васильевиче Оболенском. Освещение Успенского храма было ознаменовано исцелением слепой женщины от иконы Успения Божией Матери, называемой «старою»/10/.
Князь Ярослав Оболенский «провел на Вече» и решение об официальном основании Савво-Крыпецкого монастыря, в который делал большие вклады и к которому построил "Ярославов мост".
«Благоверный князь псковский Ярослав Васильевич, нареченный в крещении Севастианом, имел глубокую веру к святому Иоанну Богослову и к преподобному отцу Савве пустынножителю. И много жертвовал на устроение монастыря святого, и братию…» /6/.
Оценкой временем является и 22-е клеймо иконы с житием Саввы Крыпецкого «Ефросин Псковский, Савва Сербский, Иоанн Богослов и Савва Крыпецкий» о чудесном спасении в Ливонской войне 1581 года Крыпецкой обители , основанной при Князе Пскова Ярославе Оболенском:
«В 1581 году монастырь подвергся нашествию польской рати короля Стефана Батория. Братия перебралась под защиту стен Псковского Кремля, оставив одного монаха Иоанна. Он и рассказал позднее о чудесном появлении вооруженных с головы до ног воинов, в момент, когда поляки зашли на территорию монастыря, чтобы поджечь его. Пораженный чудом Стефан Баторий отпустил всех пленников и отвел свое войско».
Два клейма этой иконы, сохранившей память о чуде 1581 года, посвящены - князю Псковскому Ярославу Васильевичу Оболенскому. На одном из клейм он изображен со своей княгиней - дочерью Михаила Сабурова /6/.
Другая известная Псковская икона «Видение старца Дорофея» тоже связана с событиями 1581 года, когда войска Стефана Батория подошли к Пскову, а город был спасен покровом Псково-Печерской Божией Матери с Антонием Печерским. И мало кто обращает внимание на то, что основана Псково-Печерская обитель тоже при князе Ярославе Оболенском - потомке святого Михаила Черниговского, на месте явления «Старой» иконы Псково-Печерской Богородицы /10/.
Было и третье подобное мистическое событие у церкви Анастасии Римлянки, построенной в один день перед смертью Князя Ярослава Оболенского по обету. «По словам летописи, в 1637 году близ этой церкви совершилось чудесное событие: перед проходившим здесь 12-ти летним мальчиком появился некто «с крили без ног» и повелел ему сказать жителям, что если они не изменят свою греховную жизнь, то на город обрушится гнев Божий…».
Описанные проявления небесного покрова и защиты являются неотъемлемой частью истории Пскова. А представленные вместе они дают основание задаться вопросом о том, кем был Князь Ярослав Оболенский в его жизни, в первую очередь: Храмостроителем или Военным Стратигом ?
В книге «История княжества Псковского» митрополита Евгения (Болховитинова) Почетного члена Императорской Академии Наук полный список «Псковских принцев» включает - 46 имен. В Княжеском «Списке Болховитинова» две части. Первая - «Псковские владетельные князья», 30 княжеских имен. Вторая - «Псковские Князья и Великокняжеские наместники в Пскове», 16 имен. Князь Ярослав Васильевич Оболенский был одновременно и Псковским Князем, и Великокняжеским Наместником. Он давал две присяги: Великому Князю Московскому и Псковскому Вече, на котором был избран /3,18/.
На княжестве Псковском князь Ярослав Васильевич Оболенский появился после своего старшего сводного брата князя Ивана Стриги Оболенского
Князь Иван Стрига Оболенский княжил в Пскове с 1460 года по 1462 год, когда Великим князем Московским стал Иван III и он был активно вовлечен в «проект» по «Собиранию Руси». После того, как сводный брат князя Ярослава Оболенского - князь Иван Стрига Оболенский завершил свое княжение в Пскове, в 1463 году был заключен договор на 10 лет с Ливонским Орденом и Дерптским епископом. В 1464 году Князь Иван Стрига Оболенский «ставил» Ярославль «во власть» Москвы, куда он направлен наместником.
Когда же к 1473 году стал истекать срок действия договора с Ливонским орденом от 1463 года, князем в Пскове стал Ярослав Васильевич Стрига Оболенский. В 1473 году договор 1463 года именовался «старым».
Переговоры о заключении нового договора начались в 1472 году поскольку истекал срок предыдущего десятилетнего соглашения, подписанного вместе с началом царствования Ивана III Васильевича.
Главным «секретом» Договора Ливонии и Пскова 1473(4) года является «Юрьевская дань», цели, источники и истоки которой полностью не ясны и поныне. Однако уже 550 лет именно эта «Юрьевская дань» немало интересует ученых, исследователей и тех, кто стремится познать «невидимые механизмы» глобальной торговли и управления человечеством. Переговоры о новом соглашении с Орденом тогда затягивались, прежде всего, по той причине, что перед Московско-Новгородской войной 1471 года Псков выступил на стороне Москвы , а Ливонский Орден, напротив, находился в переговорах с Новгородом /13/.
Князь Псковский Ярослав Васильевич Оболенский, в рамках дипломатических отношений Пскова и Москвы, и будучи одновременно представителем Москвы и Псковского Вече, где целовал крест 22 февраля 1473 года, обратился за помощью к Москве.
Князь Ярослав Васильевич известен своим наместничеством в Пскове, которое было наполнено конфликтами с местными жителями. В 1472 по просьбе жителей Пскова он был назначен туда наместником и торжественно въехал в город уже в 1473 году. В том же году он. как наместник Пскова, заключил на 20 лет мир с магистром Ливонского ордена и на 30 лет мир с епископом Дерптским.
В книге «История княжества Псковского», её автор митрополит Евгений (Болховитинов) описывает происходившее так:
«Псковичи принуждены были у Великого Князя просить вспомогательные войска для похода в Лифляндию. Им прислано было оного из разных городов и из Татар великое множество под предводительством Князя Данила Дмитриевича Холмского и многих воевод и Бояр, в числе коих одних Князей насчитывалось 22. Все прибыли во Псков в конце ноября 1474 года и остановились в Завеличье. Но поелику осень тогда случилась дождливая, так что везде сделались разливы, то войска 9 недель простояли у Пскова в тягость и изнурение только гражданам, а между тем в конце Декабря приехали Юрьевские послы с просьбой о том, же. По нескольких переговорах сперва был заключен 7 Генваря мир на 20 лет с Орденмейстером, который сверх других условий обязался уступить завладенные им Псковские земли и воды… не иметь застав для послов и купцов Псковских и давать им везде безопасный проезд… После заключения мира с Орденмейстером заключен Псковичами, а также Новгородцами, 13 Генваря мир под теми же условиями на 30 лет с Юрьевцами» /3/.
Таким образом, все обошлось без войны…». От лица Пскова этот договор в 1474 году подписал и Псковский князь Ярослав Васильевич Оболенский.
При этом, Дерптские власти, изначально «имевшие намерения ограничиться заключением пятилетнего перемирия», заключили договор на 30 лет, к чему их побудило «действенное покровительство великого князя московского Пскову».
Т.е. альянс Великого Князя Псковского Ярослава Оболенского и Великого Князя Московского Ивана III Васильевича произвел такое впечатление на Дерпт, что Дерпт предпочел вступить в долгосрочные отношения с Псковом.
«По договору 1474 г. впервые в истории русско-ливонских отношений один из членов Ливонской конфедерации – епископ дерптский - брал на себя обязательство не оказывать помощи против русских Ордену – руководящей силе Ливонии…».
Н.А.Казакова в исследовании «Русь и Ливония 60-х – начало 90-х годов XV века» обращает внимание на то, что:
«Иван Васильевич , великий князь и царь всея Руси, прислал в Псков свои военные силы не только на защиту Пскова, но и восстановление права великих князей на дань Юрьева… И отдельная статья договора с Юрьевом обязывала Дерптского епископа выплатить неуплаченную великому князю за восемь лет дань с Юрьева, подчеркивая право князя на эту дань…» /13/.
Вопрос о начале Юрьевской дани большинство источников относят к походу на Юрьев Великого Князя Ярослава (Всеволодовича) Новгородского - отца и прародителя Ярославичей /15/, многие из которых проявили себя именно в Пскове.
Обеспечение нескольких десятилетий мирной и защищенной, с точки зрения права, торговли, было сделано заключением долгосрочного договора с Ливонским орденом 1473(4) года при Князе Пскова Ярославе Оболенском.
По достижении желанного мира псковичи отблагодарили «Даром» Князя и воеводу Данила Холмского.
Финансовый размер их благодарности Великому Князю Московскому Ивану III был меньше. За это и пришлось псковичам претерпеть гнев Князя. Делегацию держали несколько дней в поле и «предбаннике». И унижение вместе с псковскими посадниками претерпел Князь Пскова Ярослав Оболенский.
В итоге, урегулировав отношения с Ливонским Орденом, Псковский Князь Ярослав Оболенский занялся дипломатией на линии «Псков-Москва».
Псковские послы вернулись в город без ответа.
«А Ярослав паки остался в Москве и возвратился во Псков 13 ноября 1475 года. Но, вступя в правление, конечно по данному ему наставлению, начал судить и пошлины взыскивать не по старому обыкновению; брал на посыльных своих двойную за езды плату…»
"В 1474 году псковичи жаловались на него московскому князю, что он выходит пьяным на улицу и в таком виде стреляет в людей. Однако далее его отношения с псковичами видимо улучшились и в 1475 году он ездил с депутацией горожан в Москву. Однако далее псковичи снова жаловались на него в Москву за излишние поборы, но московский князь принял его сторону. После этого князь ещё более увеличил давление на жителей. Псковичи собрали вече, где отстранили его от власти. Специальный посол великого князя встал на сторону наместника и стал разыскивать зачинщиков, однако псковичи никого не выдали".
Есть основание предположить, что улучшению отношений с Великим Князем Московским способствовал духовник Великих Князей - Паисий (Ярославов), находившийся в те годы в Троице-Сергиевой Лавре. Основанием для такого предположения является начавшееся в эти же годы строительство Духовской церкви в Троице-Сергиевом монастыре, для чего были привлечены псковские зодчие /18/
Псковское храмостроительство в Москве, таким образом, стало новой идеологией и проектом.
Е.Морозкина пишет:
«Во второй половине XV века псковичи строят не только на границе своего государства, но и за его пределами – в самой Москве (с 1476 по 1479 годы ими созданы Духовская церковь в Троице-Сергиевом монастыре (1476-1477), Иоанна Златоуста в Москве на посаде (1478), Сретения на поле (1482), Ризоположения на митрополичьем дворе (1484), Благовещения «на великого князя дворе» (1484); на границе Московского государства, крепость Иван город поставлена псковичами при Иване III в 1492 году). В 1491 году псковичи построили Ферапонтов собор Белозерского монастыря. Это соответствовало развитию отношений Пскова с Москвой» /7/.
Всё псковское зодчество в Москве пришлось на годы, когда Ярослав Оболенский был Князем в Пскове.
Строительство Духовской церкви в Троице-Сергиевом монастыре пришлось на время, когда там находился старец Паисий (Ярославов) , будущий игумен Троице-Сергиева монастыря /12,16/.
Важным в оценке родства и влияния через родство является тот факт, что Паисий (Ярославов) был восприемником при рождении двух сыновей Ивана III и Софьи Палеолог, въезжавшей именно через Псков в Московское княжество, так называемым, «Путем Софьи Палеолог» в 1472 году.
В 1472 году Князь Ярослав Оболенский уже «числился» Князем Пскова. Он «целовал крест» Великому князю Московскому, хотя ещё не был избран на Вече, что произошло 22 февраля 1473 года. А в 1471 году находился рядом с Псковом, как участник Московско-Новгородской войны.
В первый период княжения в Пскове к Ярославу Оболенскому обращались жители «порубежных областей» о строительстве Вышгорода на реке Лоде (Ладе).
В 1476/1477 году «Тоя же зимы приехавши слобожане ис Кокшинской волости оучали бити челом князю Ярославоу и посадником псковским и все ко Псковоу, чтобы грамотоу дал, и дана была грамота месяца марта в 10 день , в неделю их жаловали и ослобонили им Городци оу речки оу Лоде (разрешил –Е.М.)… у речки Лада поставить крепость» /7/.
Крепость построили. Но так получилось, что в 1477 году возник конфликт Князя Ярослава Оболенского с псковичами:
«В 1477 году Князь Ярослав Стрига-Оболенский, рассорившись с псковичами, поехал на Москву; остановившись в Мелётове, на границе, он грабил Псковскую землю в течение трех недель» /7/.
Князь выбрал «для обиды» Мелётовскую церковь с тайниками и «архаизирующими чертами», построенную в 1462 году, когда, по датам, князем Пскова был его брат Иван.
«Несомненна принципиальная конструктивная близость мелётовской церкви с тверскими и московскими княжескими церквами XV века, близкими к типу собора Троице-Сергиевой Лавры. Это подчеркивает тесные политические связи псковских кругов XV века с Тверью и Москвой» - пишет об этой церкви Е.Морозкина /7/.
При этом, историк, археограф и библиограф Евгений (Болховитинов) воспроизвел в его книге «История Княжества Псковского», как в высшей степени восхищенные оценки деятельности Князя Ярослава Оболенского, так и сведения псковских летописей о конфликтах Князя с Псковичами при проведении им Великокняжеских реформ.
Известен конфликт со смердами, которым Князь Ярослав дал больше прав.
Запомнился Князь «бытовым умам» пьяным скандалом...Князь по тревоге вышел решать вопросы нетрезвым, но в панцире. В данном случае, летописец засвидетельствовал тот факт, что князь не потерял бдительность, не вышел без доспехов, . При этом, сумел эти доспехи одеть. Пьяный стрелял.
Псковичи собрали вече, где отстранили его от власти. Специальный посол великого князя встал на сторону наместника и стал разыскивать зачинщиков, однако псковичи никого не выдали. Только осенью 1477 года, когда Иван III предпринял поход против Новгорода и нуждался в псковской поддержке, он сменил наместника. Псковичи проводили его с почётом, но он поступил в своём стиле и на границе псковских земель арестовал сопровождавших его приставов.
Из Пскова Ярослав Васильевич направился в Новгород, где участвовал в военных действиях и был оставлен наместником вместе с братом И. В. Оболенским-Стригой.
В 1480 году В 1481 году вместе с князем Иваном Булгаком во главе двадцатитысячного войска совершил поход в Ливонию, разорил страну, взял Феллин и Тарваст. Захватили обоз магистра ордена. Некоторые города откупались от взятия деньгами.
В 1483 году вновь назначен наместником в Псков, где продолжились его конфликты с горожанами. Известно, что в 1486 году псковский посадник Зиновий Сидорович ездил в Москву и жаловался великому князю Ивану III на Оболенского.[1]
Князь Ярослав Оболенский умер « на посту». Он не оставил город во время мора.
«Многие князья прославились мужеством в дни мора, подвергаясь опасности, но не желая покидать город. Это относится к наместнику Александру Ивановичу, который «преставися в образе ангельстем», приняв постриг во время эпидемии летом 1422 г. Образцовым для князя было также поведение Ярослава Васильевича Оболенского в 1487 году…».
Князь Ярослав Оболенский, умерший 4 октября 1487 года, похоронен в Троицком Соборе Псковского Кремля:
«В соответствии со своим высоким назначением, Троицкий собор служил усыпальницей князей - защитников Пскова: «И Псковичи положише оупование им бога и на святую троицю, и на молитву благоверных князей наших Гаврила и Тимофеа, лежащих оу домоу святыа Троица». В Троицком соборе погребли князя Данилу, умершего в 1409 году. «В лето 6995 (1487)… Того же лета князь Ерослав преставися во Пскове, и положише его оу святыа Троици»…/7/.
В 1487 году умер в Пскове видимо от эпидемии.
Князь Ярослав Оболенский был потомком Князя Константина Юрьевича Тарусского, родного брата Княгини Ксении Юрьевны Тарусской - супруги Князя Владимирского, Новгородского и Тверского Ярослава III Ярославича, которого А.И.Аркадьев называет Ярослав III Ярославов в его книге , изданной в Лейпциге в 1895 году: «Россия: Каталогъ Церковно-Славянскимъ и Русским Редким Книгамъ». Е.И. Аркадьев, указавший на то, что некоторые Тверские князья являются Ярославовыми, состоял членом: «Русского библиографического общества при московском университете», «Лиги образования», «Саратовской губернской ученой комиссии»…»…"Общества русских драматических писателей и оперных композиторов", «Литературного фонда», «Русского театрального общества» /15/.
Князь Ярослав Васильевич Оболенский был женат на дочери боярина М. Ф. Сабурова.
Имел двух сыновей. Константина Ярославова (Ярославова-Оболенского) (ум. п. 1525), сына боярского и воеводу. Он упоминается, в частности, в походе Ивана III на Новгород 1495 года. И Михаила Оболенского, умершего вместе с князем и княгиней во время мора. Михаил похоронен вместе с матерью княгиней Оболенской (Сабуровой) в псковском Княгинином монастыре - Собор Рождества Иоанна Предтечи, в настоящее время подворье Иоанно-Богословского Савво-Крыпецкого монастыря Пскова /4/
Линия Князя Константина Ярославова, как называли потомков князя Ярослава Оболенского, - продолжилась /8,9/.
В 1568 году князь Александр Ярославов Ярославский потомок князя Пскова Ярослава Оболенского 1-й воевода в «Апселском городе» называется в ряду самых видных из казанских ссыльных. Князь Александр Иванович Ярославов был казнен по заговору Федора Челяднина:
«Казнив Федорова-Челяднина, опричники обезглавили земское правительство. Вместе с конюшим Федоровым Челядниным опричники казнили в 1568 г. самых видных из казанских ссыльных: боярина князя Андрея Катырева - Ростовского и князя Федора Троекурова-Ярославского, князя Василия Волка-Ростовского, трех князей Хохолковых-Ростовских, князя Александра Ярославова-Ярославского, Данилу Сицкого-Ярославского, Данилу Ушатого Ярославского, князя Федора Сисеева-Ярославского, князя Михаила Засекина, Ивана Смелого Засекина и Семена Баташева Засекина» /9/
Ссылки
Ссылки[править | править вики-текст]
• 1.Богуславский В. В. Славянская энциклопедия. Киевская Русь — Московия : в 2 т. — М.: Олма-Пресс, 2005.
• 2.А. А. Половцев. Русский биографический словарь
• 3. "История княжества Псковского" Евгений Болховитинов стр 187
• 4.«Собор Рождества Иоанна Предтечи» Издание Иоанно-Богословского Савво-Крыпецкого монастыря, 2009 год
• 5.«Материалы для генеалогии дворянства Ярославской губернии». Ярославовы. Том VIII, 1-я половина. Ельчанинов И.Н. 1916 год
• 6.«Крыпецкая обитель». Иоанно-Богословский Савво-Крыпецкий монастырь. Издание 7-е переработанное и дополненное. г.Псков. 2010 год. тип. «Красная площадь»
• 7.«Церковное зодчество древнего Пскова» Е.Морозкина. Виченцо. Италия
• 8.«Помещики Ярославовы». Рб. ГАЯО, Ф.103, оп.1.
• 9.«Иван Грозный», Р.Г.Скрынников. АСТ «Москва». 2007 год
• 10.«Врата Небесные. История Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря» Архимандрита Тихона (Секретарева). 2012 год
• 11.«Иван III», Н.Борисов
• 12.«Заметки о происхождении Паисия (Ярославова): Исследования по истории средневековой Руси: к 80-летию Юрия Георгиевича Алексеева», К.В.Баранов
• 13.«Русь и Ливония 60-х – начала 90-х годов XV века». Н.А.Казакова
• 14.Псково-Ливонский рубеж в 1463 году». Псков
• 15.«Словарь библиофила , т.е. слов, касающихся книжного и печатного дела», Аркадьев Е.И. Сызрань.Лейпциг
• 16.Доклад «Старец Паисий Ярославов» Архимандрита Макария (Троице-Сергиев Пасад) на II Международной конференции 2003 год
• 17.«Собор Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря: история и архитектура». Издательство «Дом Вологжанин». 2010 год
• 18. Князь Пскова Ярослав Оболенский у основания Псковских Лавр, храмостроительства в Москве и в Ливонском походе 1480 года http://yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=59&PubID=1000
Все материалы раздела «Я урожденная Ярославова Наталья Борисовна 22.2.60 »