Персональный сайт Натальи Чистяковой — Натальи Ярославовой
Natalia Chistiakova—Natalia Yaroslavova’s Personal Website

О Знамениях и огненных столпах, которые вели Ермака при взятии Тюмени и Тобольска

    • Легендарное знамя Ермака (одна из сторон). Никольский казачий войсковой собор г. Омска drevo-info.ru
    • Вязь знамени Ермака, на котором изображен Иисус Навин вождь Израиля после Моисея и Архистратиг Михаил
    • Лев и единорог на знамени Ермака, бывшем с ним при покорении Сибири (1581—1582 гг.)
    • «Лев в короне» и Единорог, со «сбитым рогом» - «под кобылу» - Красного Собора на Дебре в Костроме
    • Ермак в Сибири. Худ. Горелик
    • Последний бой Ермака. Василий Кузьмич (Козьмич) Демидов www.varvar.ru
    • Знамения и явление Николы Можайского с Георгием в Можайске, каковые вели и Ермака в Сибири. Худ. Е.Долгачев
    • «Кому Ермак помешал?» - статья о препятствовании установлению памятника Ермаку в Тюмени. Подписи писателей
    • О национальной вражде в Тюмени из—за памятника Ермаку.2003 г.
    • Памятник Ермаку в Сургуте, 15 июня 2010 года, в день знамени Данеброг Николы Закамского www.gazprom.ru
    • Пророчествующая Сивилла (1). Ерми (Гермес) и Менандр (2). Золотые ворота Ипатьевского монастыря, ист. «Позолоченный аптекарь»
    • Оранта, Ярославль, 1218 г. И Псковская вечевая печать «Знамение», И.О.Колосова «Памятники Сфрагистики»
    • О странностях голосования по памятнику Ермаку в Тюмени. Тюменский сайт «Наш город»
    • В Тюмени «настоящий защитник татар» выступает против памятника Ермаку и делает «квоту» для татар во власти

© Н.Б.Чистякова-Ярославова
15 июля 2013 года

В связи с приближением 1 августа, когда Ермак в 1579 году взял Тюмень, а также 29 июля, когда в 1585 году Тюмень была поставлена, как град, и будучи в Тюмени, представляю в сокращении «Историю Сибирскую» С.У. Ремезова.

История завоевания Ермаком Сибири в повествовании С.У. Ремезова интересна тем, что в ней описываются Знамения, подобные Псковским, которые Кучум видел, начиная с 1552 года, когда была взята Казань и явлена Березовская чудотворная икона Николы Закамского, известная молебном Ермака с войском перед ней, в преддверии его похода в Сибирь («Бирское «Рюриково городище» и Климент Ярославов - староста Архангельского - Бирь, контролировавший Перевоз через реку Белую»).

Знамения и огненные столпы вели Ермака, шедшего воевать под знаменами Иисуса Навина - преемника Моисея, давая ему уверенность в победе и указывая места будущих христианских святынь. И видения - предупреждали Кучума.

В Знамениях являлось Небесное воинство, приходившее на помощь Ермаку, которое истолковывалось, как помощь Спаса и Дмитрия Солунского.

А также был явлен и Никола Можайский («Как МЫ возвращали Икону Николы Можайского и символы священной династии в Кремль»)

В видениях же Кучуму была явлена схватка двух зверей: большого серого зверя, подобного волку, и малого черного пса. Кучум привлекал к толкованию своих вестниц, волхов, абызов… Но их толкования не предвещали ничего хорошего.

Обращает на себя топонимика в представляемой «Истории Сибирской»: Березов Яр, Караулный Яр, Долгов Яр. Часто упоминается Абалакское озеро («Политическая топонимика» кремлевских ВИП-чиновников и силовая триада времен Смуты: «казаки, татары и поляки»)

Все это и предопределило название Абалакской иконы «Знамение» по иконографии подобной той, которая издревле изображается на псковских печатях, а также - Ярославской Оранте 1218 года («Знамение «трех лучей» Ольги Великой - на вечевых псковских печатях и небесное воинство князей, погребенных в ольгинском Троицком Соборе»)

Обращает на себя внимание описание смерти Ермака, кровь которого была «живой» несколько месяцев после его гибели. И приезжали разные князья, в т.ч. Обдорские, вонзали стрелу в тело и убеждались в нетленности Ермака. Делили его панцири и чудотворные одежды. Все это стало основанием для признания его Богом.

Но одновременно у побежденных возник запрет на упоминание его имени:

«запретиша всемъ от мала и до велика не поминать имя Ермаково, да задлитца честь и слава, и могила его неявлена будетъ…»

И события последнего десятилетия в нефтяной столице Тюмени указывают на то, что этот запрет существует поныне.

В 2003 году, в связи с рассмотрением Тюменской городской Думой вопроса об увековечивании памяти Ермака - покорителя Сибири, появилась серия публикаций, посвященная обсуждению контекста «татары против»:

«В Тюмени - межнациональная вражда. Из-за памятника, которого нет...»

Отрицательное решение Тюменской городской Думы по этому вопросу имело всероссийский резонанс. И открытое письмо с прямо поставленным вопросом о том, кому помешал Ермак, опубликовали известные писатели

«Кому Ермак помешал?»

Семь лет спустя, 15 июня 2010 года, в дату небесного знамения - явления на небе датского знамени Данеброг, красного с белым крестом, памятник Ермаку был установлен в Сургуте («В Сургуте установлен памятник Ермаку»)

И хотя осенью 2010 года к вопросу о памятнике Ермаку в нефтяной столице вновь вернулась Тюмень, но этого памятника нет по сей день, в том числе, из-за странностей голосования в разных точках города, существенно отличающихся контролем власти над этими пунктами изучения общественного мнения («Результаты голосования за памятники Ермаку и Сукину»)

Главная же причина описана в статье:

«Власти должны включить политическое чутье. Хотя бы для самосохранения»

В Тюмени бурлит свежая татарская кровь

«На фоне …зреющего конфликта, многие с благодарностью вспоминают другого своего лидера … Камалова. «Вот он всегда был горой за татар: когда в Тюмени решили установить памятник Ермаку, татары вышли на митинг…»

Вместо Ермака в Тюмени пытаются увековечить память Сукина и Мясного, которых уже по следу Ермака прислали ставить град Тюмень на месте прежнего поселения, а также церковь Спаса в благодарность Ермаку за присоединение Сибирских земель. Таким образом, сами Сукин и Мясной пришли в Тюмень с великой благодарностью к подвигу Ермака. И их никаким образом нельзя ставить выше того, чей памяти они посланы служить.

Об этом тоже рассказывает представляемая ниже «Сибирская история».

Я сравнила электронную версию с печатным вариантом с Рукописи БАН, утраты которой были восстановлены по заказу Г.Ф.Миллера с ремезовского оригинала, хранящегося в ЦГАДА, ф.181, № 272/502. А также просмотрела комментарий В.Н.Алексеева и Е.И.Дергачевой-Скоп. В целом текст, за рядом исключений совпадет. К примеру в электронной версии сказано

«И в таковои храбрости Нерманъ в дружине своеi Ермаком и атаманом нареченъ

В печатной, имеющейся у меня:

«И в таковои храбрости Германъ в дружине своеi Ермаком прослывъ и атаманом наречен, яко зраченъ ( известен), воюя бусы ( на мореходных судах) по Хвалынскому морю и по Волге со многими своеволными вои, яко и царскую казну шарпалъ (разбойничал)»

«Ермаком нареченъ» и «Ермаком прослывъ» - большая разница

Сначала Герман прославился, как Ермак, а потом его нарекли (избрали) атаманом. Т.е. Герман показал себя как Ермак, Ерми.

«История Сибирская», Семен Ульянович Ремезов»

Искони всевидецъ християнскии нашъ Богъ, Творецъ всея твари, Зижьдитель дому своего и Снабдитель винограду и мысленных овецъ, судебно предповеле проповедати ся чрез Сибирь Евангелие в концы вселенныя на краи горъ Тобольску граду имениту.

Велии Господь Богъ нашъ християнскии, еже подаетъ рабомъ своим от рожьдения, «кожь (яко жъ )Самсону исполинство, тако Ерману Тимофееву сыну Поволскому даде силу, спех и храбрость смлада во единство сердца и вcедушно храбръствовати.

И в таковои храбрости Н(Г)ерманъ в дружине своеi Ермаком (прослывъ ) и атаманом нареченъ, яко зраченъ, воюя бусы по Хвалынскому морю и по Волге со многими своеволными вои, яко и царскую казну шарпалъ.

6. Собрании вои в лето 7086 (1578-1579)i 7 с Ермаком с Дону, с Волги и съ Еику, из Астрахани, и с Казани, ворующе, разбиша государевы казенные суды послов и бухарцов на усть Волги реки. И слыша посланных от царя с казнью, овии от нихъ разыдошася, другиi от многаго числа разбегошася в различные грады i веси.

7.Ермакъ побеже вверхъ по Волге и по Каме и дошед Орла городка, и ту многие запасы у Строгановых, ружье и вожеи взялъ и, и бежа по Чюсовои и речко. Серебреною до волоку. И переволокли суды на Тагилъ, волоку бе 2 дни ходу. Иниi жь суды на волоку покинуша.

11.И воеваша все лето, и августа въ 1 день взяша град Тюмень, еже Чингида, и царя Чингиза убиша и многие припасы и богатства взяша, и ту зимоваша, яко видя множество бусурманского языка по Туре, и не смеяше плыть до Тобольска.

14. По сихъ в Сибири, в Кашлыке граде, царствовали Агишъ царь, Абалакъ Агишевъ и по нем Маметь, тажь Маметевы дети.

При сих во вся лета видеша царь и князи, агуны, муллы и абызы и протчие бусурманы на том месте, идеже ныне град Тоболескъ и соборная церковь до колоколни, видешася християнскии со светом град в воздухе и церкви, и звон велии, яко ими дивитися и ужасно недоумея, что будетъ се. Сие ими видение начатся видетись, яко примером бусурманским историк, с 7060 (1552 году) году во вся зори и празники имъ и до приходу Ермакова.

15 При Маметеве сыне царе Сенбахте i видешася в летное время воды и земля, и травы окрововлены и черны, на градском же месте по горе и долу искры златы и сребрены блещашеся. Место жь то, идежь ныне град, мыс тои зовом Алтынъ Яргинакъ.

16 При Саускане царе на градскомъ месте, идежь соборная церковь, видешася всем бусурманомъ огненныи столбъ от земли и до небеси, и в том огне многи видения различны. И бусурманы и доднесь видению тому и ужасу возвестить по летописцу своему не умеютъ, точаю единъ звон слышанъ.

17 Поблизу жь городоваго места, за речкою Курдюмкою, на мысу город и окопи, зовом Бицикъ-Тура, живяше мурза Девлетимъ Баи. Людие жь видеша в толпе ужасное видение различное и битвы, i звукъ, побегоша во град Кашлыкъ вне ума, овиi жь решишась ума и умроша. Ныне словетъ Панеи Бугоръ.

18 Царь Кучюмъ прииде от Казачьи орды (прим-е: Казахской орды) со многими вои, и побивъ царя и князи Етигера и Бекбулата, и проcлавишася сибирскои царь, и дани со многих низовых языкъ взяша, и городки свои разпространиша, по многим местомъ названми своими владеша.

19 Кучюмъ бе веры бусурманские, кланяшася кумиромъ и жруще скверно, i пребываше безаконно, яко имети ему 100 женъ и юнош, тожь девиц, тако жь и протчимъ агаряномъ безазорно, елико числомъ хощутъ. Богъ же всевидецъ пресече царство его вскоре.

20 Во второе лето ехавъ Кучюмъ в Казань и дочь казанского царя Мурата взятъ въ жену, и с нею многих чювашъ и абызъ, i рускаго полону людеи, и приехавъ на Сибирку, пребываше славно.

21 Розсадивъ царь Кучюмъ женъ своих болшихъ во блискихъ местехъ, взятъ дочь у Девлетима мурзы и пребывать еи устроивъ близ градскаго места, на Паньине Бугре; другои же на Сузгунъскомъ мысу, именемъ Сузге, по тои жене и город зовом Сузга. Ныне ж словет Сузгунъ место то. И ездиша к нимъ по пятницамъ.

22 При Кучюме же предиреченные знамение начасте; видешась бусурманомъ всегда, яко имъ от таковых видении велми во ужасе быти. И начаша волховски пытати, что имать быти, и пленникъ вопрошати: что руски видение се. Их же волхвы и пленники согласно къ Кучюму провозвестиша, яко: Богъ отдаетъ место то християномъ вскоре и тебе изгонит, и скончаешись в злом пребываниi. И бысть тако. Он же повеле за се многихъ казнити.

23 При Кучюме же видение бысть: на усть великих рекъ Иртыша и Тобола великъ бе отстровъ пещанои, и много во многое время видеша в полдни с агареномъ два зверя, исходяще со строн острова из Ыртыша и Тобола на среду, и битву yчиняше между собою велию. Иртышнои же белъ i великъ, волосистои, с вола, подобие волку. Тоболнои же малъ и чернъ, подобенъ псу гончему, яко жь в битве одолевати болшаго, и мертва излагати и в воду уходити. И болшеи оживаше и в воду уходя.

24. Се же видение многаши видевъ и самъ Кучюмъ с людми, i вопрошаше агуновъ и абыз, и волхвовъ, и абызъ своихъ: «Что се видитца». Они ж восвестиша: «Болшии зверь - твое царство, а малыи - рускии воин, имать быти вскоре, и тако тя умершвляти, и пленити, i в разхищение отгнати, и грады твои взяти». Кучюм же таковых повеле по лугу конми развлачити.

33 По первои брани с кучюмляны, июня 8 дня, поплыша вниз по Тоболу реке, воююще и живуще делно. Доплывше до урочиша Березоваго яру; ту бе велии бои по многи дни быша. Бусурманы жь, яко овцы, из гнездъ своих стрекаше, казацы жь Божиею помощию и явлениемъ стратихъ силы Господни и техъ побиша.

34 Оттоле поплыша вниз по Тоболу июня въ 29 день, и доплы до урочища Караулнаго яру. Ту бе на Тоболе место уское. Кучюмляне же оградиша чрез цепми железными, яко да удержитъ вся струги и казаковъ убиютъ. Бе же тутъ город опаснои Кучюмов, есаула Алышая, и ту бишась 3 дни, день и нощь нещадне. Казацы жь одолеша и цепи разломаша, и проплыша с кусты таловыми.

40 И доплыша до усть Турбы, конецъ Долгаго Яру, июля въ 26 день на всходе солнца. I видеша безчисленное бусурманское множество стояше, ждуще приходу Ермакова. Казацы жь вси убояшася и присташа к острову выше Яру, размыслиша, помолишася Святеи Троице, Пресвятеи Богородице и всемъ святымъ с желаниемъ.

41 И по явлению Спасителеву, Его жь образ, знаме любезное казакомъ, самовластна с места и поиде преди вниз по левому брегу Тоболу реки, видевше Ермакъ и казацы единодушно за немъ погребоша по брегу тому. Погании жь пустиша безчисленно стрел, аки дождь с горы на струги. И сие место, спасени Богомъ, яко и власу их неврежьдену бывшу, проплы. Егда жь проплы, знамя само на свое место ста.

42 В то время видеша бусурманы вси, яко по брегу тому на облацех Царь велии и прекрасныи зело во свете велице и мнози вооружении воини летaще на крылех и несущаго престолъ Его на плещу свою дивне; и грозяше имъ Царь, в левои же обнаженныи мечь имуще на ня. О дивное чюдо Божиимъ судбамъ! По им же бусурманскимъ повестямъ, яко коим силнымъ на даль стреляющимъ в Него, таковым руце околевшее (приме-е: оцепенели) и луки их сокрушишася.

43 И се видевше бусурманы, яко с казаками Царь велии и страшен грядет с вои на разорение и запустение ихъ, зелне убояшася и ослабеша, яко не помыслити, ни зрети на казаковъ за сие не могуше. И Кучюмови, и сущимъ с нимъ возвестиша бывшее, и от сего видения Кучюмъ и бусурманы велми убояшася.

45 И тотъ град Карачинъ взяша и в немъ безчисленное богатсва: злата и сребра, и камения драгаго, и жемчюгу, и меду доволно, и скота. И седоша ту 2 недели Госпожина поста, пребываше зелне в посте i в молитвах, со всеусердиемъ моляшеся Богу, чтобъ сохранил живыхъ рукъ и подал победу на вся бусурманы, да с нимъ возвыситца и прославитца в концех християнскии рогъ и Божия десница царю верну прострется.

47 Кучюму же и всему бусурманскому воинству предиреченные знамения над местомъ, идежь ныне святыи град Тоболескъ и соборная церковь, видеся образне во облаке светле, и звуки, и звоны, i видение многое, яко и побиении видяти кучюмлян своих изо огненнаго столпа, и велми бояшеся руских вои по первым пророкамъ, их же самъ казнил, разумея, яко напрасно i без вины неслушне ихъ. Знамения видеся yбо пред приходомъ Ермака вседневно, не яко ж прежь в празники i в зборы.

52 И пребываше вси в Атинскомъ городе с великимъ опасениемъ, яко видеша множество бусурманъ, яко битись единому против десети и дватцати ратных; и городокъ тои вкруг облежаша, аки облакъ темныи. На городовомъ месте, идежь ныне церковь соборная, ту видеша Ермак же и сущим видение, се видеша огненныи столбъ и град, и звон до облак, и указующаго перстом на место. И разумеша, яко хошет Богъ прославити место се именемъ своимъ святымъ и славнымъ.

58 [Октября] въ 25 день Кучюму от труда и от печали возлежашу на одре его нощию и видение от Бога виде: внезапу отверзеся на небеси в четырехъ краехъ вселенныя, изыдоша идуше на него исътребити воини светлыи, вооружени, крылати и страшни, и дошед до yрги его, облежа весь полкъ его, глаголюше: «Погании сыне темнаго демона Бахметя, отступи от земли сея, Господня бо земля и исполнение ея i вси живущеи на неи християны благословени, ты же бежи в жилиши своя до близу пропасти треклятаго демона Бахметя». I восставъ Кучюмъ, трепета всем телом, и семъ глаголюшу: «Бежимъ отсюду, вел[ъм]и место страшно, да не умремъ». И анггелъ Господенъ погоняя их, яко путь имъ тма и ползокъ.

60 Видев же Кучюмъ царства своего конечное лишение и разорение всемъ, бежавъ из града своего Кашлыка, еже Сибирь зовома, октября въ 26 день по явлении, нощию восстав таино и всемъ своим рече: «Бежимъ немедленно, донележе вси зле не yмремъ от казаковъ наглою смертию. И вси из града невозвратно бегоша на Cтепъ в Казачью орду на прежное свое селение. Грады жь Чювашскои и Кашлыкъ, Сузгунъ, Бишик, Абалакъ и протчие, гонимъ невидимою Божиею силою, оставиша пусты.

61 Вечеру бывшу 25 день, и преста подчювашская брань, казаки отидоша за реку и обначеваша со стражею. Во yтрии же восташе, помолишася Богу и прославиша явльшагося имъ заступати во граде их великомyченика Димитрия Селунского, и поидоше без боязни во град Сибирь, еже Ка[шлык]ъ, и внидоша во град в лето 7090-е октября въ 26 день.

62 Егда же внидоша во град в Сибирь, i видевъ оставшаго имения и богатства множество, и хлеба, глаголюше: «С нами Богъ!». Тогда нападе на [ня] велие веселие и таиная радость, яко сохранени Богомъ живымъ и пристанища достигоша, и желаемое получиша. И слыша самообразно во yслышание всемъ велии звон, яко время светлаго Христова Воскресения, радости всего мира и ликования. Вси же единодушнии друзи мирная другъ другу вешаще и полезная глаголаше, на многи дни славяще и моля Бога.

63 Промчеся слыхъ о Ермаке и о казацехъ во всю сибирскую страну, и нападе Божии страхъ на вся живушие бусурманы во всеи стране тои. I въ 4 день по взятии Сибири бемьянскии князь Бояр со многими дары прииде к Ермаку, и потребные запасы принесоша и ясакъ даша. Ермак же, чесне жалуя, отпустилъ ихъ. По нем же начаша приходити всегда во близу живущие татаровя с женами и з детми и с родичи, даюше дань. И повеле имъ Ермакъ жити в домех своихъ попрежьнему, яко же жиша при Кучюме.

67 По совету Ермакъ з дружиною своею единомысленною написаша послание благочестивому государю царю и великому князю Iвану Васильевичю всеа Русии, принося вину свою, изявляя службы: яко низложил Кучюма царя прегордаго i вся грады его поятъ, и многих князеи и мурзъ татарских, вогульских и остяцкихъ с протчими языки под держав[ну]ю руку его привелъ, и ясакъ собралъ, и послалъ к тебе, государю, с атаманом Иваном Колцовым и служилыми декабря 26 день волчьею дорогою, нартами и лыжы на оленяхъ, им же вожь бе яскалбинскои князь Ишбердеи со своими вогуличи, в Великую Пермь, и оттоле к Москве доидоша.

71 Ермак же приимъ царевича и показа ему царское жалованье и протчим бусурманом. Кучюм же приим весть о сыне, яко плененъ, и болезненно плакашеся с домом. I втории весницы реша, яко Ермакъ с вои идетъ на него. Ему же стояшу в Агитскои луке, и паки прииде весть: Бухарские земли князь Сеидякъ Бекбулатовъ идет противъ тебе и хощетъ отмъстити кровь отца своего. Тогда думнои князь Карача со своими отъехавъ от Кучюма на озеро Чюлымское и кочева межъ Тары и Барабы, и Оми. Кучюму же пребываю на дорогахъ, на yрочищахъ Вагаю, Куларова и Тарханъ в крепких местех.

77 Того же 92 маия въ 9 день моляся Ермакъ и казаки Богу и святителя Николу чюдотворца на помощь призва, изыдоша из града таино. И дошедше ко станом Карачиным, и нападоша на нихъ нощию, онем же живушимъ без всякаго опасения, и 2 сына Карачиныхъ yбиша, овии жь врознь разбегошася, и Карача с треми человеки за Езеро убежалъ.

79 Нощию же тоя явися Ермаку молящуся и 5 человеком в нощи святыи Николае Можаискии, повелевая в чистоте жити и прилежныи постъ имети, i всякbие с братолюбиемъ добродетели проходити, и прорече: «Будетъ на Краснои горе домъ в жилище Богу и мне впредь; вы же аще не послушаете мене, престану помогати вам, i вскоре скончаетеся за грехи свои, не внемлюще в добродетели, в злобы впадаете». И сие видение Ермакъ всемъ возвестивъ.

82 92 году августа въ 6 день в полунощи нападе на Ермака с дружиною Кучюмъ со множествомъ вои, яко спя без опасения; часъ прииде смертныи, и побиша их, точию единъ казакъ yтече во градъ и возвестивъ бывшимъ.

83 Ермакъ же, видя своихъ yбиение и помощи ниоткудъ животу своему, бежа в струг свои и не може скочити: бе одеянъ двема царскими пансыри. Струг же отплы от брега, и не дошедъ, yтопе месяца августа въ 6 день. Егда же приемше протчие казаки во граде весть, горко плакашеся об немъ, бе бо велми мужьственъ и разуменъ, и человеченъ, и зрачен, i всякои мудрости доволен, плосколиц, чернъ брадою i власы, прикудрявъ, возрастъ среднеи, и плоскъ, плечистъ.

86 Ермаку от yтопления августа въ 13 день всплывшу, и принесе его иртышною водою под Епаньчинские юрты к брегу. Татарину жь Якышу, Бегишеву внуку, ловящу рыбу и наживляющу переметъ, и видевъ, у брега шатаюшесь, человеческие ноги, и накинувъ петлею переметною веревку за ноги, извлече на брег, и виде одеяна пансыри, и разумевъ - не просту быти, а знаюше, яко казацы yтопоша мнози, и тече на гору въ юрты, возвестивъ жителемъ и созва всехъ вскоре, да видятъ бывшее.

87 Уразуме вси по пансыремъ, яко Ермакъ, и знающе, что государь прислалъ ему 2 пансыря, и каковы видеша. Егда жь начаша снимать Каидаулъ мурза с него, тогда поиде кровь из рота и из носа, что из жива человека. Зря жь Каидаулъ, понеже стар, течение крови живои не замерло, и разумев, что человек Божии, и положиша его нага на лабазъ, и послаша пословъ во окрестные городки, да снидутся видети нетленнаго Ермака, точащаго кровь живу, и отдаде, ругаяся, на отмщение своеи крови. И о семъ диво, да разумеютъ християнскаго Бога и пребываюшаго во веки [и] прославляюшаго Бога.

88 Егда же начаша сходити по завету всех, аще кто приидет, да вонзитъ стрелу в мертвое ермаково тело. Егда же yнзоша, кровь свежа течаще. Птицы же облеташе, не смея прикоснутися ему. И лежаше на лабазе 6 недель ноября по 1 день, донележе от конецъ приидоша Кучюм с мурзами и кондинские, и обдаринские князи и yнзоша стрелы своя, и кровь его течаше, яко из живаго, и многим являся в видении бусурманомъ и самому Сеидяку царю, да погребутъ. Овии жь от него решишася yма и именемъ его и до днесь божатся и кленутся. И тако чюденъ и страшен, егда глаголати имъ i в повестех, между собою, без слезъ не пробудутъ.

89 И нарекоша его богомъ и погребоша по своему закону на Баишевскомъ кладбише под кудрявую сосну. И пансыри его разделиша надвое: единъ отдаша в приклад Белогорскому шаитану, и тои князь Алачь взялъ, тои бо во всех городахъ славенъ; 2-и отдаше [К]аидаулу мурзе <закаидаме его>. Кафтанъ же взятъ Сеидякъ царь, поясъ же и с саблею даша Караче. И собраша абызомъ на поминки 30 быков, 10 баранов и учиниша жрение, по своему извычаю, поминающе реша: «Аще ли жива тя, учинили бы себе царя, i се видим тя мертва, безпаметна рускаго князя.

90 Бе бо от Ермакова тела и от платья чюдотворение: болезненным исцеление, родителницем и младенцемъ на отгнание недугомъ, на воине i в промыслех yдача. Се же виде абызы и мурзы, что законъ их скверненъ и престаетъ чюдотворение, запретиша всемъ от мала и до велика не поминать имя Ермаково, да задлитца честь и слава, и могила его неявлена будетъ. Бе же видитца бусурманомъ и доднесь во вселенские суботы огненнои столпъ до небеси, а по простымъ - свеща велия горяща над главою его. Се же Богъ своихъ проявляетъ.

98 Лета 7093 (1585) посланы воеводы с Москвы Василеи Борисовичь Сукинъ да Иванъ Мяснои, да писменои голова Данило Чюлковъ с тремясты человекъ. Поставиша град Тюмень июля въ 29 день, еже Чинги слылъ, и церковь воздвигоша Всемилостиваго Спаса, первую в Сибире, и ясак со многихъ татаръ собраша по Туре и по Тоболу, и Исете, и Пышме.

99 Лета 7095 при царе Федоре Iвановиче указ воеводе Данилу Чюлкову: прислано 500 человекъ поставити град Тоболескъ. И по промыслу Божию доплывъ воевода Данило Чюлковъ и против yстья Тоболу поставил град именем Тоболескъ на горе, первыи столнои во всех городех, и церковь первую воздвиже во имя святые Троицы и другую, Всемилостиваго Спаса на Звозе.

112 В лето 7129 февраля 16 число советомъ Освященнаго собора, святеишимъ патриархомъ Филаретомъ и государемъ царемъ Михаиломъ Федоровичемъ всеа Русии yказано правилно по грамоте первому [Киприану] архиепископу сибирскому, Ермаку Тимофееву сыну Повольскому, идеже киiждо yбиени быша, кликати вечную память. В лето 88 году октября 23 день 107 человекомъ, под Чюваши от Кучюма yбиени, вечная память болшая. Во второе лето, 89, ноября въ 5 день 20 человеком, на ловление рыбъ на Абалацкомъ озере без опасения спящимъ, yбиеннымъ, вечная память менша я… В четвертое лето, 91, августа въ 6 день Ермаку Тимофееву съ 300 человеки вечная память, возгласъ болшеи. И оттоле yставися и до нынешнаго лета помяновение вселенское на Москве и зде в Тоболску Ермаку и подобнымъ ему, ныне верно служаще, вечная память, yбиваемым за православие, возгласъ болшеи.

Все материалы раздела «Я урожденная Ярославова Наталья Борисовна 22.2.60 »

Реклама

© Авторские права на идею сайта, концепцию сайта, рубрики сайта, содержание материалов сайта (за исключением материалов внешних авторов) принадлежат Наталье Ярославовой-Оболенской.

Создание сайта — ЭЛКОС