25 мая 2017 года я была в Брюгге на Процессии Святой Крови, исторической традиции которой исполнилось 720 лет. Реликвия Святой Крови подарена королем Иерусалима Балдуином III - мужу его сестры Тьерри Эльзасскому за Крестовый поход на Дамаск
©Ярославова-Оболенская Наталья Борисовна, урожденная Ярославова (22.2.1960).Экс Годунина (23.10.1981-14.4. 1991).Экс Чистякова (14.4.1991 -10.06.2014). Родилась 22 февраля 1960 года, Нефтекамск, Краснокамского района Башкирской АССР.
25 мая 2017 года Брюгге - 30 мая 2017 года Санкт-Петербург
25 мая 2017 года я была в Брюгге на Процессии Святой Крови, исторической традиции которой исполнилось 720 лет.
Это продолжение Баварской темы, когда в 2016 году в монастыре Этталь я увидела березы, давшие название иконе Николы, на месте явления которой родилась. Монастырь в Этталь основан императором Священной Римской империи Людвигом Баварским недалеко от часовни Святой Крови Вельфов (Березы бенедиктинского Эттальского аббатства императора Людвига Баварского и День Тела и Крови Христовой по видению монахини монастыря дочери Барбароссы).
И если в часовне Святой Крови около монастыря Этталь хранилось копье Лонгина, то часовней Святой Крови в Брюгге владел граф Фландрии Тьерри (Дидерик) Эльзасский, привезший реликвию Святой Крови в Брюгге, как дар зятя Балдуина III – короля Иерусалима.
Документ 1297 года Короля Франции Филиппа Красивого IV, в котором записывались все люди, приезжавшие увидеть процессию, - это самое первое упоминание о церемониальном шествии с реликвией в Брюгге (Процессия Святой Крови в Брюгге).
«Также существует еще один важный документ, устав, изданный королём Франции Филиппом IV Красивым в провинции Западной Фландрии Ingelmunster в 1297 году, в котором он обязался защищать реликвию в случае нападения на Брюгге».
Через 17 лет, в 1314 году защитник реликвии Святой Крови в Брюгге Король Франции Филипп IV Красивый разгромил Орден Тамплиеров - Орден Бедных Рыцарей Иисуса Христа, чьи сгустки крови с XIII века хранятся в Брюгге в фиале из горного хрусталя. «Фиал помещён в стеклянный контейнер, декорированный золотыми венцами, которые в свою очередь украшены двумя ангелами. На нем висит рамка с надписью «MCCC LXXX VIII die III maii» 3 мая 1388 года» («Ярославский Толгский монастырь,в честь иконы 1314 года, и Президентские выборы в России в день памяти Великого Магистра ордена Тамплиеров Жака де Моле, казненного 18 марта 1314 года. П.Порошенко на Мальте. Фонтаны и «фонтанка». Это похоже на Ковчег завета).
В 1310 году, 1 июня Папа Римский Климент V булой Licet «даровал индульгенцию всем участникам процессии и подтвердил , что в полдень каждую пятницу несколько капель крови падают из сгустков Святой Крови» («Реликвия Святой крови в Брюгге).
С 3 мая 1388 года сгустки крови больше не переходили в жидкое состояние.
Климент V - тот самый Папа Римский, который умер через месяц после казни Великого Магистра Жака де Моле.
Реликвия Святой крови была привезена в Брюгге графом Фландрии Тьерри Эльзасским, женатым на сестре Болдуина III – короля Иерусалимского с 1143 года.
Жена графа Тьерри Эльзасского - Сибилла Анжуйская была дочерью короля Иерусалима Фулька, также как и Балдуин III. Её супруг граф Тьерри Эльзасский - участник четырех Крестовых походов.
За организацию второго Крестового похода и участие в Крестовом походе на Дамаск Тьерри Эльзасский получил в дар от его зятя реликвию Святой Крови, процессия которой проходит в Брюгге уже 720 лет.
«Тьеррри Эльзасский поручил монаху Леонтию из собора Святого Бертена охранять реликвию по дороге домой. Вернувшись в свою столицу Брюгге Тьерри Эльзасский подарил реликвию Святой Крови своему народу».
В Третьем Крестовом походе вместе с мужем участвовала Сибилла Анжуйская, она приняла там монашество и похоронена в Вифании.
В базилике Святой Крови в Брюгге Сибилла Анжуйская изображена рядом с статуей Тьерри Эльзасского.
В 2016 году легенду о Святой Крови в Брюгге я представляла так: «После снятия с креста, Иосиф Аримафейский вытер кровь с тела Христа клочками овечьей шерсти и сохранил их. Во время Второго крестового похода, покоривший Иерусалим Балдуин III, передал cвятую реликвию зятю, графу Фландрии Дидерику Ван де Эльзасу. 7 апреля 1150 года граф привез её в Брюгге и поместил в часовню, специально для этого построенную им на Городской площади».
В раннем средневековье на территории Эльзаса находились резиденции Меровингских королей…».
С XVII века Процессия приобрела черты Мистерии:
«Пышный праздник, отмечающий годовщину судьбоносного события, организуют официальные хранители реликвии - Благородное братство Святой Крови. Члены братства в торжественных чёрно-красных одеяниях, ведомые своим деканом, сопровождают паланкин со святыней в путешествии по городу. В её почетном эскорте также присутствуют высшие католические иерархи и почетные гости из разных стран.
Сам парад представляет собой развернутую версию традиционных библейских постановок, которые принято разыгрывать на Рождество и другие важные христианские торжества. Все паломники разбиты на группы, исполняющие сценки из Ветхого и Нового Завета по ходу движения процессии. Действо сопровождается выступлением церковных хоров и оркестровой музыкой. Помимо золотого контейнера с иисусовой кровью, в религиозном параде участвуют две почитаемые скульптуры Спасителя: статуя «Иисус на Холодном Камне» из базилики и «Христос во Гробу» из Иерусалимской церкви Брюгге".
Каменщики Stonemasons под номером 22 отдельная свита Святой Крови (Видео).
"С пятнадцатого века у каменщиков были свои свиты в часовне Святой Крови. Они представляют эту сцену. Взвод римских солдат окружает статую Ecce Homo – Се человек или Христос на холодном камне 1900 года Мichiel DHondt , статую, которая почитается в базилике Святой Крови. Отныне начинается описание физических и моральных страданий Иисуса. Он является символом всех замученных людей по сей день" - это текст из программы Процессии Святой Крови.
Статуя Христос на Холодном камне, которую сопровождают Каменщики Stonemasons - из базилики Святой Крови:
"В двух пристроенных приделах можно найти глубоко почитаемую статую “Иисуса на Холодном Камне” или Ecce Homo «се, Человек», а также репрезентацию Христа во Гробу (1702 г.) из Иерусалимской церкви в Брюгге. Эти две скульптуры несут во время процессии Святой Крови.
Практически ничего не известно о двух скульптурах, встроенных в стену, символизирующих крест и две урны. Не смотря на то, что выглядят они древними, они относятся к XIX веку, когда их, судя по всему, изготовили масоны во время реставрации часовни. Некоторые полагают, что урны являются своего рода намёком на Святой Грааль (чаша Тайной Вечери или чаша, в которую Иосиф Аримафейский налил кровь Христа). Эта теория подтверждается еще и тем, что в Брюгге хранится кровь Христа и находится репрезентация Грааля.
Кроме того, Филлип Фландрский (1169-1188 гг.) был покровителем первого и самого известного средневекового романиста Кретьена де Труа, автора роман о Персивале или повесть о Святом Граале..."(Базилика Святой крови в Брюгге)
В XVII веке после периода кальвинизма, в шествии стало участвовать меньше гильдий ремесленников.
"Под влиянием иезуитов, шествие превратилось в религиозную кавалькаду, в которой были задействованы все виды театральных представлений.
Нынешний формат процессии практически не отличается от шествия XIX века, разве что претерпел некоторые изменения за последние 50 лет. Современную процессию можно разделить на 4 части:
• – Ветхий Завет;
• – Новый Завет (Житие Христа);
• – История о прибытии реликвии Святой Крови в Брюгге с Тьерри Эльзасским;
• – Вынос реликвии в сопровождении членов Братства Святой Крови" ( Процессия Святой Крови в Брюгге).
Полтора часа шла мимо меня эта Процессия. Её сопровождал «монотонный звук». Это был не звук барабана. В моем восприятии - это был «звук сердца», пульс…
Перед процессией Святой Крови в Брюгге в день Вознесения Господня я думала о том, что если Святая Кровь - должны быть чудеса. Будет ли явлено какое-то то чудо?
Процессия прошла прекрасно, у меня было одно из наилучших мест для обзора. Температура около 30 градусов. Необычным было само стечение обстоятельств, по которым я попала в Брюгге.
Просматривая уже после Процессии в Петербурге более 200 фотографий из Брюгге, увидела одну Невероятную или Чудную. Верхняя часть тела у людей "сдвинута" вперед на полтора-два метра. Что это? Относится фотография к сцене с осликом, за которым шла отара овец с пастухом. Голова - начало, ноги - "в хвосте". Верхняя часть тела "вознеслась". Это въезд Господен в Небесный Иерусалим - я так думаю. Суть Вознесение.
Вспомнилось, как в 2013 я получала необычное приглашение из Бельгии от незнакомого мне человека, предлагавшего пожить в Бельгии один - два месяца в пустующей квартире, которую он готов предоставить мне. Его интересовали ювелирные украшения с каплей крови (Брюссель, где посчастливилось работать Д.Рогозину, Журналисты Тюмени, «Родина», ХМАО и Дом-2)
Теперь мне вполне понятно: почему именно с каплей крови и в Бельгии. Но тогда его письма я восприняла так, как если бы он готовил драгоценность для возвеличивания некого хана. Именно хана, что и удивило меня.
А первое свое письмо этот человек из Брюсселя начал с моей статьи 2008 года «Золотая регенерация подрывает мировое финансовое статус-кво. Золотой президент — 2008». Этой моей статьей, надо сказать, интересуется не только он .
ПРОЦЕССИЯ СВЯТОЙ КРОВИ В БРЮГГЕ - ПРОДОЛЖЕНИЕ ИСТОРИИ СТАТЬИ 17 ИЮНЯ 2016 ГОДА
Березы бенедиктинского Эттальского аббатства императора Людвига Баварского и День Тела и Крови Христовой по видению монахини монастыря дочери Барбароссы
©Наталья Ярославова-Оболенская
17 июня 2016 года
Фридрих Барбаросса тоже имеет отношение к «истории с березой», которой я занимаюсь много лет. Его имя переводят как «barba» - борода, а «ross»- рыжая. Но отчего не Варвар Рос? Ведь святая Барбара, она же Варвара, переводится от «варварка», иностранка, не такая как все, ибо много читала. Именно она просила пробить третье окно, как символ Троицы в её башне. А где Троица - там и береза.
По дороге в Баварию через Белоруссию и в самой Баварии, мне дважды напомнила о себе тема березы, которую я поднимала в статье от 26 мая с.г., за несколько дней до отъезда: «Великий князь Святослав (Никола) Ярославович с Изборником и Березовская икона Николы Закамского ….». Первый раз - в городе Берёза, который я проезжала. Там находится Березовский картезианский монастырь, упоминавшийся мною ранее в статье о малой родине на Каме, в с. Никола-Березовска, где на вершине церкви в детские годы меня всегда удивляли три березы. О том, что березами украшали церкви в Троицу, я узнала позже. Но вот эти березы на вершине церкви, ранее называвшейся Троицкой, стоящей на крутом камском берегу, запомнила.».
Статья о редком картезианском монастыре с названием, образованным от - Береза, посвящалась Спасу «Спасский путь от Спаса-Преображенного в Коломне до Преображенского монастыря в Николо-Березовке».
Сам же город Береза, он же Картуз-Береза, находится в Брестском районе, получившем название - от береста (наружный слой коры березы).
В Белоруссии пишут название города Брэст, в Украине Берестя, по-польски Brzesc , почти Береза.
Береза связана с Духовым днем.
И Брестский церковный собор 1596 года, в котором принимал участие князь Константин Острожский – «некоронованный король Руси», проходил не где-либо, а в этом городе «березовой топонимики». Береза и была определяющей в выборе Брэста (Brzesc) для проведения знаменитого собора.
В комплекс монастыря в городе Береза входила часовня святого Бруно Кёльнского, основавшего орден картезианцев в 1084 году (карту(е)зия) в Альпах, недалеко от Гренобля, куда он удалился.
Однако моя вторая удивительная встреча с Березой была не в Белоруссии.
Белая Русь была преамбулой.
В Баварии, когда я на подъемнике поднялась на самую высокую вершину Цугшпице, горы были преимущественно в облаках и появилось время посетить монастырь Этталь «вне плана».
Вот в этом бенедиктинском монастыре Этталь, я неожиданно увидела четыре высокие березы под куполом. Тут же вспомнила березы на вершине церкви, на месте моего рождения и подумала: Ну вот, там березы срубили, а здесь они растут посреди огромного собора. Я восприняла эти березы, как постоянно растущие внутри церкви. В тишине Эттальского аббатства я не могла детально изучить - как они растут и сохраняются под куполом этой очень светлой церкви.
И у меня и не возникло иной мысли, кроме той, что эти березы здесь растут постоянно, потому что самой первой была аналогия с березами на вершине церкви моей камской родины.
Нигде более в Баварии и Австрии я берез в соборах не видела. И отнесла березовые деревья внутри собора исключительно к монастырю Этталь.
Лишь только в Петербурге, изучая историю монастыря Этталь, узнала о том, что собор в Этталь был украшен деревьями берез к той самой дате 26 мая, когда я работала над статьей о Березовской чудотворной иконе и культе Николы на Руси: «Великий князь Святослав (Никола) Ярославович с Изборником и Березовская икона Николы Закамского ….».
Была у меня, надо сказать, однажды история, имеющая отношение к «ангелу Этталь», когда я ехала из Сергиевой Троицкой пустыни Петербурга… Но соотнесла я это уже после Баварии.
Деревьями берез украшают монастырь Этталь к Дню Тела и Крови Христовых.
А в этом 2016 году День Тела и Крови Христовой пришелся именно на 26 мая. Березовые деревья украшают соборы в течение нескольких дней , и я застала этот наряд из четырех Берез 5 июня 2016 года, когда была в Эттальском аббатстве.
Мне встретилось упоминание о том, что подобным образом украшают многие баварские католические церкви, но я была во многих монастырях и соборах Баварии, а берез не видела нигде. Лишь только в Эттальском аббатстве вблизи знаменитой баварской деревни Обераммергау меня поразили эти четыре Березы под куполом Эттальского собора .
Праздник Тела и Крови Христовой - католический. Он не известен в России. Хотя Руф Игнатьев упоминал некий уникальный обряд с березами на Троицу в районе Бирска на реке Белой, где жили мои предки, что также связано с историей Березовской иконы Николы Закамского.
Около монастыря Этталь и деревни Обераммергау есть часовня Святой Крови времен Вельфов, где в начале XIX века обнаружилась христианская реликвия — Копьё Лонгина.
«известны документальные свидетельства, которые говорят о том, что еще в 9 веке нашей эры на этом месте была выстроена небольшая церковь, в которой жили отшельники из династии швабской ветви старших Вельфов — Этихо II. Известно, что Вельфы выступали за укрепление папской власти в ущерб власти императорской. Долина Аммера защищала их от преследования Гибеллинов.
Паломнической, церковь становится в начале 18 века, после того, как в церкви обнаруживается христианская реликвия — Копьё Лонгина. Еще в 1703 году, в борьбе за испанское наследство, копье пропадает и долгое время о нем было ничего не известно. И только в 1734 году копьё обнаруживается в небольшой церквушке, рядом с деревней Унтераммергау. Как и все Орудия Страстей, копьё считается одной из величайших реликвий христианства. Весть о появлении реликвии быстро разнеслась по Баварии. Во времена секуляризации церковь хотели упразднить и снести, однако жители Обераммергау отстояли реликвию, практически вилами и кирками.
Примерно в это же время происходит исчезновение “Святого копья Лонгина” (Часовня Святой Крови в Бавари).
Копье Лонгина исчезло. Часовня Святой крови 9 века сохранилась.
Прозвище же Этихо носил Адальрих, отец герцога Эльзаса Адальриха». Именно Адальрих стал основателем могущества династии в Эльзасе, получив в итоге герцогский титул. Его прозвище Этихо дало имя династии. Позже под властью Этихонидов Эльзас был разделён на два графства».
Прямым потомком последних Этихонидов был Папа римский Лев IX.
Внучкой родной сестры Папы Римского Льва IX была Ода Штадентская - супруга Великого князя Святослава (Николая) Ярославича («Третий Рим: Петр на Камне, Антоний на Камне и Богородицы на Камне: Табынская и Бугабашская.Ч.2»).
Сыном Оды и князя Святослава (Николая) Ярославича был князья Ярослав Муромский, чьи потомки основали Спасо-Каменный монастырь, Сказание, о котором писал настоятель Троице-Сергиевой Лавры Паисий Ярославов.
Таким образом, князь Ярослав Муромский был из Этихонидов , упомянутой швабской ветви старших Вельфов, основавшей часовню Святой крови около монастыря Этталь и Обераммергау.
И день князя Ярослава Муромского 3 июня, который я провела в столице Баварии Мюнхене, совпадает с днем Константина и его матери Елены.
Потому березы я и встретила только в этом монастыре Этталь, недалеко от часовни Святой Крови Вельфов, более ранней, чем сам монастырь.
Празднование дня Тела и Крови Христовой в монастыре Этталь, украшенном березами , по соседству с часовней Святой Крови Этихона II, где хранилось копье Лонгина, объединяет кровь Христа.
Основание праздника Дня Тела и Крови Христовой связано со святой Юлианой из Льежа в Бельгии. Она же Юлиана Корнильонская.
В 2010 году родившийся в Баварии Папа Римский Бенедикт XVI свое наставление, приветствие и речь посвятил личности святой Юлианы Корнильонской, начав её так: «Сегодня мне бы хотелось представить вам одну малоизвестную женщину, которой Церковь, однако, глубоко признательна … за то, что она с великим пылом содействовала установлению одного из самых важных литургических праздников года, торжества Corpus Domini. Я говорю о святой Юлиане Корнильонской, известной также как святая Юлиана из Льежа. Юлиана родилась между 1191 и 1192 годами около Льежа, в Бельгии. Важно подчеркнуть это место, потому что в то время Льежская епархия была, так сказать, самой настоящей "евхаристической Горницей" («Св. Юлиана Корнильонская: евхаристическая весна»).
Речь Папы Римского Бенедикта XVI и была посвящена этой «Евхаристической весне», потому что превращение хлеба и вина в тело и кровь христовую связаны с Евхаристией и Тайной Вечерей.
«Оставшуюся сиротой в 5 лет Юлиану вместе с ее сестрой Агнессой передали на попечение монахинь августинок …Юлиана получила очень хорошее образование, читала Отцов Церкви на латинском языке, особенно св. Августина и св. Бернардо.
В шестнадцать лет Юлиана имела первое видение…Господь дал ей понять значениетого, что она видела….Господь просил позаботиться Юлиану о празднике, во время которого верующие могли бы поклоняться Евхаристии…, а также исправлять обиды, которые они причинили Святым Дарам. Почти двадцать лет Юлиана, которая тем временем стала настоятельницей монастыря, хранила в тайне это откровение, наполнявшее радостью ее сердце…».
Ещё во времена Льежа Юлиану знал будущий Папа Римский Урбан IV, который в 1264 году, буллой от 11 августа, установил Торжество Corpus Domini, как праздник для всей вселенской Церкви (первый четверг после Пятидесятницы).
Сам Понтифик пожелал подать пример, отпраздновав Торжество Corpus Domini в Орвието, городе, где он тогда жил. Именно по его приказу в городском соборе хранился - и хранится до сих пор - знаменитый корпорал со следами евхаристического чуда, совершившегося годом ранее, в 1263 году, в Больсене».
Береза не упоминается в описании праздника Дня Тела и Крови Христовой в речи Папы Римского Бенедикта XVI.
Но я узнала об этом празднике благодаря Березе и Березовской Чудотворной иконе Николы Закамского.
Ведь именно в этот праздник березами был украшен бенедиктинский монастырь Этталь в Баварии.
городе Брюгге (Базилика святой Крови Брюгге).
Владел часовней Святой Крови в Бельгии граф Фландрии Тьерри Эльзасский, имевший отношение к Эльзасу , как и Этихониды к часовне Святой Крови в Баварии.
В раннем средневековье на территории Эльзаса находились резиденции Меровингских королей.
«Согласно легенде, после снятия с креста, Иосиф Аримафейский вытер кровь с тела Христа клочками овечьей шерсти и сохранил их. Во время Второго крестового похода, покоривший Иерусалим Балдуин III, передал cвятую реликвию зятю, графу Фландрии Дидерику Ван де Эльзасу. 7 апреля 1150 года граф привез её в Брюгге и поместил в часовню, специально для этого построенную им на Городской площади».
Весной в Брюгге проходит шествие Святой крови, «когда все эти реликварии торжественно выносят из базилики и проносят через весь город».
26 мая - день Тела и Крови Христовой в 2016 году отстоит далеко от православной Троицы - 19 июня.
Хотя «завивание березовых венков» было связано и с днями Ярилы Мокрого.
А корни цветов георгинов высаживали с появлением первых березовых почек.
«В мантии Георгиевского рыцарского ордена молодой король Людвиг II Баварский был изображен в 1870 году, в возрасте 25 лет. Статуя Людвига II, о которой идет речь, в настоящее время находится в музее дворца Херренкимзея, построенного Королем Лебедем на одном из островов озера Кимзее». Это был «Королевский орден Святого Георгия для защиты Непорочного Зачатия», основанный в Баварии в 1726 году. ( «Георгиевский орден Людвига II Баварского и забывшая её лебединые легенды Россия с новой баварско-австрийской любовью к Вагнеру, Моцарту и Тангейзеру»).
Я упоминаю о георгинах потому, что это мои любимые цветы, и время георгинов связано с временем березы и весны.
О «весне евхаристии» говорил в его речи 2010 года и Папа Римский Бенедикт XVI, посвящая её Юлиании из бельгийского города Льежа, в котором есть церковь святого Варфоломея, такая же, как на острове королевского озера Кенигзее в Баварии, где мне удалось побывать, несмотря на штормовое предупреждение, которое пришлось пережидать.
Остров куплен Виттельсбахами. На острове есть их резиденция и охотничий домик.
Виттельсбахи не единожды покупали земли монастыря Этталь.
На бывших землях Эттальского аббатства строил замок Линдерхоф король Людвиг II Баварский.
Недалеко от этого замка Линдерхоф и находится монастырь Этталь, который 26 мая 2016 года украсили четырьмя березами, что было радостно, поскольку с собой в путешествие я взяла маленькую Березовскую чудотворную икону Николы Закамского.
Как уже сказано, это монастырь бенедиктинский.
Связь баварских королей с бенедиктинским монастырем Этталь - многовековая.
Монастырь Этталь был основан в 1330 году в день св. Виталия императором Священной Римской империи Людвигом Баварским, тезкой и предшественником Людвига II Баварского – Короля Лебедя.
«По легенде он задумал построить монастырь, краше которого не будет во всем свете. Только никак не мог определиться с выбором места. В итоге, во время одного из походов, он загадал, что построит монастырь там, где его конь трижды преклонит колена. В баварских Альпах конь дважды споткнулся, а в третий раз преклонил колено. Это был знак — здесь и было решено строить монастырь.
Позже император перевез сюда из Пизы чудотворную икону с образом Богоматери (Мадонна Этталь), и в монастырь потянулись паломники» (Бенедиктинский монастырь Этталь в Баварии)
Первая церковь монастыря Этталь была освящена в честь праздника Успения (Вознесения). При аббатстве имелось представительство тевтонских рыцарей. в начале 18 века здесь было открыто учебное заведение — Академия рыцарей.
Святой Виталий Миланский, в день которого 28 апреля был основан монастырь Этталь, - титульный святой известной церкви Сан-Витале в Раввене.
Саму же равеннскую церковь Сан-Витале, в свою очередь, считают прообразом капеллы Карла Великого в Ахене. «….Колонны и декоративное убранство…доставлены по приказу императора из Равенны и Рима. Храм был призван наглядно воплотить притязания Карла на преемственность по отношению к римским и равеннским императорам».
Предание о том, что Карл Великий родился на берегу озера Штарнберг-зе , где погиб Людвиг II Баварский и провела детство его невеста София Баварская, - представлено в росписи замка Хоэншвагау – отца Людвига, где прошло детство «Короля Лебедя».
Равеннскую церковь Сан-Витале я упоминала дважды в статьях в контексте своей родины, истории фамилии и уникальных фресок Иоанна Богослова, которому посвятил Крыпецкий Иоанно-Богословский монастырь князь Пскова Ярослав Оболенский:
Вот в этом монастыре Этталь , о котором идет речь, в 1922 году над оперой «Огненный ангел» работал композитор Сергей Прокофьев.
В те же годы Алексей Ремизов писал про «Этталь, где монахи говорят на всех языках, это в Германии около Обераммергау. Ждут полночи. От алтаря до самых дверей выстроилась процессия с серебряными хоругвями. А между хоругвями видно просто шесты — шесты вымазаны особенным составом: если ими притронуться к фрескам, на стене расцветут цветы».
Опера «Огненный ангел» Сергея Прокофьева поставлена по одноимённому роману Валерия Брюсова.
Несколько месяцев назад я ехала из Сергиевой Троицкой пустыни и мне встретилась женщина, рассказывавшая её интересную историю жизни и цитировавшая стихи.
Эти строки оказались сроками В.Брюсова-автора «Огненного ангела».
Постановка «Огненного ангела» шла сложно. В России опера была поставлена в Мариинском театре лишь в 1991 году.
Как пишут, «Андрей Белый…в печатном отзыве приветствовал эрудицию автора и его «стремление воссоздать быт старого Кельна», окрасив его «золотым сияньем романтизма». Впоследствии он иронизировал над идеей создания романа с ключом на современном материале:
«Опрокидывая старый Кёльн в быт Москвы, Брюсов порою и сам утеривал грани меж жизнью и вымыслом; так, москвичи начинали в его представлениях жить современниками неттесгеймского мага, Эразма и доктора Фауста; местность меж Кельном и Базелем — между Арбатом и Знаменкой».
Валерий Брюсов символист. Поэтому я процитировала Андрея Белого.
В 2015 году отмечается 125 лет со дня рождения Сергея Прокофьева – автора вот этой оперы «Огненный ангел», над которой он работал около монастыря Этталь, в одноименном поселении.
Есть те, кто изучает историю по операм. Поэтому актуально напомнить установку Людвига II Баварского его художникам: «Не по Вагнеру, а по сагам».
Селение Обераммергау рядом с монастырем Этталь, о котором сказано выше, знаменито тем, что однажды во время чумы его жители решили сделать постановку «Страстей христовых». Это им помогло и каждые десять лет они повторяли их представления, на которые съезжалось все больше и больше туристов. Собрав деньги в их общине они построили театр для постановки «Страстей христовых», около которого сейчас стоит скульптурная композиция Вход Господень в Иерусалим в Вербное Воскресенье.
Полагаю, что копье Лонгина появилось в часовне Святой Крови в Баварии недалеко от монастыря Этталь, после того, как в Обераммергау начались многолетние постановки Страстей Христовых.
Сцены «Страстей Христовых» я видела в трех католических церквях, до 10 картин. Но нигде не было берез, как в Эттальском аббатстве.
Тема связана с Граалем, легенда о котором увлекала короля Людвига II Баварского, изображавшего Лоэнгрина с лебедем на его шлеме.Также как с Лебедем на шлеме он изображал и святого Георгия.
Людвиг II Баварский не выходил за пределы иллюстрирования древних саг, в основе своей.
Однако за короткое время пребывания в его дворцах все детали выделить невозможно.
В книгах этого тоже нет, несмотря на сотни иллюстраций.
Имя Папы Римского Бенедикта XVI, обращу внимание, совпадает с именем Бенедикта Нусийского, давшего название ордену бенедиктинцев. Этому ордену и принадлежит монастырь Этталь.
Именно Папа Римский Бенедикт XVI , родившийся в Баварии, написал книгу о «Непорочном зачатии», упоминаемом в названии Баварского ордена святого Георгия, рыцарем которого был Людвиг II Баварский, потомок Вельфов.
Бенедиктинские монастыри, на что обращают внимание, « оказали сильное влияние на развитие архитектуры, первые образцы романского стиля появились в аббатстве Клюни, а готического- в аббатстве Сен-Дени.. Чрезвычайно велики заслуги ордена бенедиктинцев по отношению к музыке. Бенедиктинские монахи монастыря Святого Галла Ноткер и Туотило стали крупнейшими поэтами и композиторами Европы в эпоху Карла Великого».
В ряду известных бенедиктинских монастырей Аббатство Святой Троицы Кава де Тиррени
Важным направлением политики императоров Карла Великого и Людовика Благочестивого была унификация монашества на основе бенедиктинского устава. При Каролингах высокий духовный авторитет монашества превратил его в один из столпов системы имперской Церкви (Бенедиктинцы).
Бенедиктинцы, таким образом, связаны с Карлом Великим, родившимся в Баварии и похороненным в Ахене.
Однако баварец Папа Римский Бенедикт XVI обратил внимание на монахиню августинку Юлиану из Льежа.
В 1177 году Папа Александр III основал в Венеции женский монастырь, первой настоятельницей была дочь императора Фридриха I Барбароссы, Юлия.
Орден августинцев создан Папой Александром IV. Монахини августинского ордена собирались вокруг сестры св. Августина - Перпетуи.
Ставленниками (назначенцами) Барбароссы были Виттельсбахи - одна из наиболее долго правивших в Европе династий.
Таким образом, Виттельсбахи могли иметь особое отношение к монахиням августинкам, первой настоятельницей которых была дочь Барбароссы Юлия.
Юлина из Льежа, вероятно, восприняла очень близко историю Юлии - дочери Барбароссы, бывшую у основания ордена августинцев. И её видение о празднике Дня Тела и Крови Христовой имеет истоки в августинском монашестве и её духовной наставнице, имя которой переводилось, как мудрость.
Для меня эта история связана с Березой, объединившей праздник августинок - День Тела и Крови Христовой и бенедиктинский монастырь Этталь, украшенный к этому дню.
Объединяет их также Фридрих Барбаросса и Виттельсбахи.
Святой Августин через символику десяти струн Давидовой арфы разъясняет смысл десяти заповедей.
Поэтому Святой Августин изображается рядом с цифрам от I до X. Я видела одно такое изображение в Баварии с цифрами…
Символом августинцев является пронзенное стрелой сердце.
Есть здесь и славянская тема, потому что в Баварию переселялись славяне с Эльбы.
Березовская чудотворная икона, на месте которой я родилась на Каме, явно является частью этой истории.
В своих статьях я высказывала предположение, что культ Николы на Руси, превосходящий культ Николы из Бари, может быть связан с крестильным именем Николай. Сначала по моему предположению это был Никола Святоша- князь Святослав Черниговский. Но потом я пришла к выводу, что культ Николы мог относится к деду - Святославу (Николаю) Ярославичу Черниговскому, сыну Великого князя Ярослава Мудрого и супругу Оды Штадентской - внучки родной сестры Папы Римского Льва IХ из Этихонидов.
А князь Никола Святоша – последователь своего деда.
Самая древняя Троицкая надвратная церковь Киева - вход в Киево-Печерскую лавру была построена первым принявшим постриг князем Николой Святошей.
В православное Рождество Николы 11 августа была принята папская булла Урбана IV о праздновании Дня Тела и Крови Христовой в 1264 году.
По времени - это было после издания Изборника Святослава (Николая) и лет его жизни.
Березы на вершине церкви на берегу Камы, которые я помню с детства, были срублены при ремонте прежде бездействующей церкви.
Мое понимание темы Троицы и Березы таково, что этого было не правильно.
Сейчас такая же береза начала расти на Троицкой церкви Владимира.
Кому-то представилось, что она может разрушить церковь и с ней надо поступить также, как поступили в Николо-Березовке.
Церковь во Владимире старообрядческая, белокриницкого согласия, названного по Белой Кринице на Северной Буковине, бывшей в составе Австрийской империи. Построена в неорусском стиле в 1913—1916 годах, в обиходе владимирцев часто называемая «Красная церковь». Рядом с церковью – польский костел и немецкая кирха. Католики.
Разрешение на строительство этой церкви, проросшей березой, получено после принятия Указа о веротерпимости 1905 года.
Этот Указ о веротерпимости я упоминала в статье о Березовской чудотворной иконе Николы Закамского:
«Великая княгиня Елизавета Федоровна, теперь прославленная святая, в 1905 году явилась к Николаю II и сообщила ему информацию о запечатанных алтарях староверов…, которую придворные скрывали от императора, отметая все ходатайства на его имя..Доклад потряс Государя, и он повелел открыть алтари старообрядческих храмов, издал указ «О веротерпимости», разрешил издание старообрядческих газет. В память этого, и заступничества великой княгини Елизаветы Федоровны, было решено впредь ежегодно совершать крестный ход в Неделю святых Жен-Мироносиц» ( Статьи о Березовской Чудотворной иконе Николы Закамского и Святой Елизавете - княгине Романовой).
Именно Елизавета Федоровна Романова, просившая Николая II о подписании Указа о веротерпимости, обратилась к императору с просьбой о том, чтобы он отдал под её покровительство удел Николы в Березовке на Каме, где я родилась спустя десятилетия.
Были ли березы моего детства на вершине Никольской (бывшей Троицкой) церкви при Великой княгине Елизавете Федоровне, когда она приезжала в это село - мне не известно. Вероятно, нет . Ведь церковь была действующей.
Но когда-то деревья берез проросли, также как во Владимирской Троицкой старообрядческой церкви, построенной благодаря покровительству старообрядцам княгини Елизаветы – супруги рыцаря Гроба Господня Сергея Романова.
Поскольку Береза прямо связана с Днем Тела и Крови Христовой, евхаристией и Тайной Вечерей, то тема веротерпимости христиан актулаьна.
Тема Березы и Троицы связанна с Сергеями, по моему мнению, далеко не только потому, что известна Троице-Сергиева Лавра, к названию которой с годами добавили имя Сергия Радонежского.
Я давно обратила внимание на сережки у березы, распускающиеся весной, чье название совпадает с именем Сережка и Сергей («Наталья и Серьги. Рубины).
Весенние сережки, появляющиеся раньше листвы, называют цветами березы.
Известны мне и ещё несколько исторических берез, имеющих отношение к это истории.
Практически нет берез в Иерусалиме. Практически одна в районе Кармиэль ( «16 июля - День Девы с горы Камель и Гергетобы - Духовной любви»)
Однако в статье от 26 мая я обращала внимание и на другой сопутствующий фальшивый фон, который формируется вокруг этой истории. («Великий князь Святослав (Никола) Ярославович с Изборником и Березовская икона Николы Закамского ….»).