О Пророках, спасающих Народы «от поядания друг друга», Богатых - от разорения, Власть - от осмеяния
©Ярославова-Оболенская Наталья Борисовна, урожденная Ярославова (22.2.1960). Экс Годунина (23.10.1981-14.4. 1991). Экс Чистякова (14.4.1991 -10.06.2014). Кандидат технических наук. Я родилась 22 февраля 1960 года в Нефтекамске, Краснокамского района Башкирской АССР.
© Н. Б. Чистякова - Ярославова, к.т.н.
21-23 сентября 2010 года, Санкт-Петербург
Недавно мне попала в руки книга о пророчествах в одной уединенной и «забытой» духовной обители. Я попросила её почитать . И так получилось, что в ней есть все то, о чем я думала в последнее время, и о чем меня спрашивали. К примеру, почему вы так редко пишете о мировом нефтяном рынке, в отличие от «ежедневных сводок» РБК. Или: почему богатство иногда дается в руки по воле случая, а потом - отбирается. Почему то, что делали русские императоры и аристократы для своих родов, не досталось их потомкам, а досталось народу.
Начиная разговор о пророках, скажу сразу, что их было мало . От потопа до новой эры - всего 16. В те времена, когда ещё были Пророки, одновременно было и понимание того, что Пророк должен быть ВНЕ ИЕРАРХИИ. В ином случае, он не сможет пророчествовать и потеряет дар, который не является непрерывным, а осеняет пророка, как правило перед большими бедами.
Либо он должен быть Царем, т.е. опять же не подчиняться никому «из смертных». Пророком был Соломон, и век его правления назывался «Золотым веком». Пророком был и его отец - Царь Давид, который был помазан по указу Господа и почивал «Дух Господень на Давиде» после этого.
Считается, что власть Пророков - самая сильная, намного превосходящая как демократию, так и монархию с «неБогопомазанным царем».
В ином случае Пророк должен быть рядом с Царем, также как во времена царя Кира.
Даром к пророчествам и откровениям были благословлены представители тех колен Израилевых, которые несли «самый тяжелый духовный груз» - Изучения Торы. Так известный уже в новую эру пророк Нострадамус, принадлежал к этому самому колену Иссахар, на флаге которого изображены Луна и Солнце.
Благословение Моисею - колену Иссахар приведено мною в статье «Виленская Богородица с Луной и Солнцем и «Великая королева» Мишеля де Нотр Дам»
Не удивительно, что пророк из колена Иссахар, имя которого правильнее произносить Мишель де Нотр Дам, создал пророчество о Великой Даме, ровно из этого же самого колена Иссахар, т.е. из колена пророков, изучающих древнее знание. Самого Нострадамуса также называли Избранником Божьим.
Если все в управлении выстроено правильно, то в партнерстве с Пророками должны быть те, кто занимается международной и морской торговлей. И Пророк и «морской купец» (речной купец) по древней мудрости живут по берегам морей. При этом Пророк «добывает» Благодать как для себя, так и для «Мирового торговца», который обеспечивает его материальное благополучие. И в этом партнерстве Бизнесмен - Актор Мирового рынка всегда защищен от всех невзгод. Это я уже перешла на современный язык.
Пророки возвещают о Мессии, о знаках его прихода и о Краеугольном Камне.
Водрузить этот Краеугольный камень на вершине пирамиды Хеопса в Миллениум пытался Джордж Буш, но орден «Череп и кости» прочитал пророчество о краеугольном Камне «по букве», а не «по духу». И потому божьим промыслом пирамиды были охранены от «ложного Камня», хотя все уже было назначено.
Итак, возвещение о Мессии - это самая главная Цель жизни Пророка. Поэтому не удивительно, что Нострадамус так много внимания уделил «Солнечной Даме».
Пророк также извещает о строительстве Храма. Он указывает место для Храма и то, как он должен быть построен. Например, главный предмет пророческих речей Аггея - есть построение Храма в Иерусалиме после возвращения их из плена. Наказанием же за нерадение в строительстве Храма, как предупреждает пророк, является «безуспешность трудов, так что ни в чем нет ожидаемой прочной выгоды, и выручаемые деньги как будто попадают во влагалище дираво». Причем Храм должен быть славен не Серебром и Золотом, а Миром в Душе, который обретает вошедший в него.
Пророк видит как правители и элиты отклоняются от пути совершенства и ОБЛИЧАЕТ их. Он - Солнце ПРАВДЫ. Это его миссия.
Когда я читаю о том, что Солнцем Правды является, в первую очередь Пророк, поскольку на него нисходит Святой Дух и Божественное откровение, то мне думается, что так называемые современные правозащитники потому не достигают успеха, что они мало работают над своим умом . Они не развили в себе мудрость и не поднялись высокого по Лабиринту Венеры.
Т.е. они несут на себе все те же грехи «ослепленных», которые несет на себе власть, окружившая себя лжепророками. И в этом смысле, они тоже две стороны «поядающие друг-друга».
Замечу, что я была удивлена тому, как много внимания в книге уделено Лжепророчествам и правильному толкованию пророчеств. Это происходит и в наши дни, к примеру, касательно пророчества о рождении Мессии от Девы. На самом деле, речь идет не о созвездии Девы, как пытаются это многие ныне превозносить. Дословно сказано так « К числу особенно ясных пророчеств Исаи принадлежит предсказание о рождении Еммануила от Девы». Т.е. рождение от Девы, а не под созвездием Девы. Из этого, далекого от ясности толкования, могут произрасти ошибки, отклоняющие от пути Совершенства, за которые следует наказание.
В книге о Пророчествах проводится важная мысль о том, что Господь никогда не посылает наказания, не предупредив народы через своих Пророков. Но если Пророк не был услышан, то следующее, о чем он возвещает - это БЕДСТВИЯ.
Мировой кризис 2008 года, был таким бедствием ( и остается). И с моей точки зрения свою обязанность ПРЕДУПРЕДИТЬ я выполнила в статье «Агония нефтяного рынка», поскольку приобрела за долгие годы способность раньше иных видеть признаки того, что может родить большое Бедствие. У пророков бывают Видения и они Слышат Голоса. Мне это не знакомо. Но мне знакомы некоторые из описываемых в книге состояний, некоторые Норды, которые заставляют и побуждают меня действовать. Как говорил пророк Михей: «Об этом плачу и горюю…». И это непреодолимо. Ту есть некоторые разногласия. Одни считают, что достаточно «держать открытым канал», благодаря «тайным технологиям». Я считаю, что надо больше читать и Размышлять, сохраняя при этом светлое состояние Души. Моя позиция ближе к позиции Исихастов и Нестяжателей, для которых слово «Размышление» является одним из ключевых.
Пророки сами выбирают тот язык, на котором они оповещают о пророчествах. Иногда это бывают ясно сказанные пророчества. Иногда аллегории. Иногда символические действия. Ведь в те времена не было телевидения и СМИ, а потому пророки даже создавали что-то типа спектакля, создавая понятные образы о грядущих бедах. К примеру пленение Египтян, которых будут голыми и босыми гнать в полон, пророк изображал, раздевшись до нага и показывая их печальную участь.
Ныне наиболее посвященные и прозорливые авторы обращаются, к так называемому, «птичьему языку». Почему Птичий ? Потому что Птицы, ближе всего к небесам и Святому Духу, и они несут нам вести.
И вот эти строки были написаны мною правильно в «Пути Лебедя»
Табун небесных Лебедей -
Посланцы в Земли бога Рока
Храня и Космос, и Людей,
Рок посылает в мир пророков…
Как стаи белых Лебедей…
Как стаи белых Лебедей,
Рок посылает в Мир проРоков…
Всадниками в книге о пророчествах назван Архангел Михаил с прочими Ангелами. Представляются они всадниками для изображения быстроты в исполнении Божьих повелений…
Одно из страшных наказаний тем, кто изгнал Пророков и,как следствие, сбился с пути совершенства - это наказание ЖАДНОСТЬЮ:
«Господь будет поражать вас ненасытною жадностию, унижениями и беспорядками гражданскими, нашествием врагов, поядающих ваши труды… за то преданы будет на расхищение и сделаны посмешищем для всех».
С моей точки зрения, это лучшая характеристика того, что происходит в 2008-2010 годах.
Одно из страшных последствий, как уже ясно, - «Народы поядающие друг-друга». При этом главные наказания адресованы народу Иудеи и Израиля. Ибо на них самая большая ответственность.
Плен, осмеяние, разорение, позор - вот что получают правители и торговцы за несправедливое судейство и лжепророков сонмище…
Пророки предсказывали и падение Вавилона, и исходы, и плены, и десятилетние забвения, и Свет возрождения после этого.
Лжепророки забалтывали всё это и топили Слова Правды
За что же наказываются народы? За то, что ПОПУСКАЮТ этому и не могут отличить Правду от Лжи.
«Вы не полагаете конца своим прихотям и насилиям: за то постигнет вас бедствие, из под которого не высвободите своей шеи и будете разорены в конец . Дом Иакова, вражду сопротивляющийся миру своему; он притеснят слабых, обижает вдов и грабит сирот: за то встанет и пойдет во плен, земля эта не может быть местом покоя ; за осквернение будет жестокое истребление; ибо лжецы и пустословы, умеющие говорить о вине - вот их любимые руководители, вот их пророки».
Осквернение Святых мест, лишения их покоя и превращение их в территорию битв, как видим, приводит к одним из самых тяжких последствий. Так что, «Войны за живую воду» и за «Территории Счастья», если они не будут остановлены, принесут Человечеству Великие беды («Войны за «Живую воду»).
Неужели сильные мира сего не боялись тех тяжких последствий, о которых предупреждали их Пророки ?
Нет, услышав о том, что Господь уже идет их Судить, т.е. уже Бедствие неизбежно… они спешили откупиться жертвами и обрядовыми действиями…
Но Господь не принимает жертвы из денег, полученных на крови и воровстве… Ему такие деньги противны и они лишь усугубляют тяжесть наказания.
И молитвы таких людей он не слышит:
«…вы сдираете кожу с бедных, объедаете мясо и самые кости их толчете; потому Господь отвратит лицо свое от вас и не примет молений ваших. Пророки у вас льстецы и обманщики: кто даст им на зубы, тому обещают мир и счастие ; а кто не дает, тому пророчат беду; за то померкнет у них день… и не будут слушать их … Итак, презрители закона, созидающие Сион кровью и Иерусалим неправдами …»
Юнцы во власти -также считаются НАКАЗАНИЕМ народам. На современном языке это именуется Педократия - власть детей. Наказываются правители, разоряющие государства ради войн и своей военной Славы. Такие государства поражаются оскудением мужской силы и беззамужеством женщин.
Приведу в пример пророчество об Осiи Прокаженном. Оно мне очень напомнило сегодняшнее отношение к вооружению и к торговле оружием в России, сегодняшнее состояние Москвы и беззаконников.
«Осия вел войны, содержал армию, … приобрел себе огромную славу, но несомненно истощил свое царство военными издержками. Поэтому в своем пророчестве Исая призвал небо и землю в свидетели и напомнил Иудеям, что по увлечению своими военными успехами и огромными вооружениями, оставив Господа своего, они сделались глупее вола и осла, которые знают своих хозяев и не забывают яслей, где подается им корм. Евреи спешат обогащаться грехами, хотя и без того от ног до головы нет здорового места и нельзя отличить отдельного струпа - все сплошь - одна рана палящая и притом без средств к уврачеванию . Все принесено в жертву бесконечным вооружениям, так что земля опустела как будто от нашествия неприятеля … Один остается Иерусалим… Если бы не охранение божественное, то и над ни бы повторилась судьба Содома и Гоморры …Конечно Иудеи приносили много жертв, но руками окровавленными; праздновали новомесячия и субботы, но не оставили нечистоты греховной и таким образом ещё более прогневали Бога… Между тем сам Иерусалим теперь наполнен всякого рода несправедливостями; у начальника оного сирота и вдовица не найдут защиты от притеснителей. Но Господь наведе свою руку на Иерусалим; в горниле бедствий очистит его ; истребит беззаконных и восстановит благочестие … Они потеряют славу военную. И вся крепость их, или все военные силы и укрепления, все предпринимаемое ими для ограждения своей безопасности… Загорится от неблагоразумного поведения последующих царей и не будет угашающего, т.е. возбудиться зависть соседей, которые общими силами истребят армию и разрушат укрепления.
Военная добыча Озии наполнила страну серебром и золотом, но все это пошло на вооружение.
Такое поведение Иудеев навлекает на них соответственное наказание. И страшный день мздовоздаяния приближается; он напомнит Иудеям их ничтожество… Господь отнимет у Иудеев и у Иерусалима всякое благосостояние и благоустройство, поставит юношей князьями их, таким образом Иерусалим унизится и Иудея будет опустошена. Впрочем на этот раз беда постигнет преимущественно одних беззакоников . А поскольку Иудеев располагали к языческим нравам вельможи и женщины, то Господь отнимет у сих последних их драгоценные наряды, мужей и детей. От опустошительных войн оскудеет мужской пол и будет укоризна беззамужества…»
Как видим, если бы власть не была ослеплена и понимала значение Пророков, то народы и столицы не возбуждали зависть в соседях своим богатством и не подвергались бы разорительным нашествиям. Не было бы тех бедствий знаки которых могут быть видны повсюду тем, кто умеет познать дух в этих пророчествах.
Не всегда и пророки хотели исполнять свою миссию, несмотря на то, что их берегут Ангелы Хранители. Известна история Ионы, который сбежал на корабле, решив не возвещать народу о грядущих бедах, которые Господь передал ему в откровении. Он боялся быть осмеянным, оклеветанным, низверженным. Корабль, на котором он сбежал, попал в бедствие. Иону выкинули в море, ради спасения. Он чудом спася и пошел исполнять данный Богу обет, передав Откровение Господа об угрожающем народам бедствии. Люди, узнав о бедствии, сделали все, как сказал им Иона, и город был спасен. Тогда Иона был осмеян, как плохой Пророк, ибо бедствия не случилось. Иона удалился в пустыню и хотел умереть. Но Господь дал ему знак, что умирать ещё рано… Счастливый конец этой истории - Люди, наконец-то поняли, что спаслись благодаря Ионе. Они пришли за ним в пустыню и на руках во Славе внесли в город.
Судьба Пророка не легка. Слишком много должно сойтись одной точке, для того, чтобы появился Пророк.
Но именно тогда, когда Пророк вырастет, а быть может, вернее сказать, когда народ вырастит Пророка, уже близок будет и «Золотой век» после долгой череды наказаний.
Далее я хочу привести несколько глав из книги «О Пророчествах», включая пророчество Михея, которые наилучшим образом дополнят все то, что сказано мною выше.
Поскольку шрифт книги не современный, то я старалась адаптировать его для понимания там. Где можно. Отсюда особенности речи.
ОБОЗРЕНИЕ ПРОРОЧЕСКИХ КНИХ ВЕТХОГО ЗАВЕТА
Составил Алексей Хергозерский
Издание Сретенского монастыря Москва, 1998
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
1. Понятие о пророках и пророчествах вообще
Название пророков прозорливцами было простонародное, явившееся во временя Судей при упадке Благочестия, - что со времени Самуила стали сего великого мужа и подобных ему называть пророками (nebiim от Еврейского слова Naba передавал, возвещал или пересказывал). Значение последнего наименования можно видеть в словах Божьих Моисею: «сё дaхъ тя бога Фараону, и Аарон брат твой будет твой пророк. Ты возглаголешь ему всё, елика тебе заповеданное, Аарон же брат твой возглаголет Фараону. И вложи слова мои в уста его (Аарона) … и он возглаголет от тебя людям, ты же будешь ему … вместо Бога». Пророком Моисеевым Аарон называется здесь очевидно потому, что был истолкователем и провозвестником его воли. Что косноязычный Моисей передавал брату своему Аарону наедине, то сей последний излагал перед Фараоном и возвещал народу, так что, по выражению Св. Ерема Сириянина, у Моисея, как у безмолвного Бога, Аарон был видящим пророком. Богомудрые Семьдесят Толковников Еврейское наименование nabi постоянно заменяют словом… равносильным по значению, ибо у древних Греков сим именем назывались вестники воли богов, каковыми считались у них поэты, предстоятели капищ и истолкователи оракулов… Таким образом, наименование истинных пророков как по подлинному тексту, так и по переводу Семидесяти указывает в них вестников или произрекателей воли Божией. А потому и пророчествование и пророчество вообще есть особенное не по порядку Богоустановленной иерархии и учительства церковного, но по требованию исключительных обстоятельств, совершающееся возвещение воли Божией земноводным, через особенных, самим Богом посылаемых мужей, из коих один определенно объявил иудеям: «Господь Иегова ничего не делает не открыв тайны Своей рабам Своим пророкам».
2. Цель пророческого служения
Цель пророческого служения обозначена Самим Богом в словах призвания пророка Иезекииля : Сын человеческий страж твоему дому Израилеву, да услышит слово от уст моих и воспрещает или проповедует им от Меня»., т.е. правосудие и человеколюбие Божие поставляло пророков блюстителями правды, поборниками благочестия, обличителями пороков и беззаконий и проповедниками покаяния для грешников среди народа Иудейского, подобно тому как предусмотрительность человеческая в старину ставила стражей на городских башнях, чтобы никто не мог застать жителей неготовыми к защите или обороне. Во времена Судей возникшие общества сынов или учеников пророческих долго из среды своей давали таких искренних и успешных защитников благочестия и закона, часто забываемого, а нередко и заведомо попираемого самоволием и буйством людей, против которой безсильна бывала церковная иерархия, как Аарон при Синае принужден был слить золотого тельца и принести ему жертвы. Но когда сии общества стали подчиняться влиянию человеческому, тогда и помимо их,по возбуждению Св. Духа (Мих.) стали являться среди народа Божия некоторые святые личности с беспощадным словом обличения всякому отступлению от Богопреданного благочестия и Богоугодной жизни. С одной стороны - непосредственное призвание Божие. С другой стороны - соответствующее этому самоотвержение, чистота намерений и пламенная ревность о спасении ближних делали пророков непреоборимыми защитниками Богопреданных установлений веры и благочестия, необходимыми особенно в то время, когда ослабленные раздроблением два царства Иудеи подпали преобладающему иноземному влиянию ; - когда их государственные люди приходили к тому заключению, что для безопасности и благоденствия Иудеи должны войти в семью соседних народов и жить общею с ними жизнью, усвоив себе верования, нравы и учреждения от коих повидимому проистекало могущество сих последних. Таким образом, целью пророческого служения было: 1) поддержание истинной веры и благочестия, обуздание порока и пробуждение раскаяния среди таких обстоятельств, когда недостаточны и безсильны были наставления священников и левитов, и 2) поддержание веры в высокое нравственно-религиозное назначение Иудеев -быть хранителями истинного Боговедения, быть хранителями обетованного семени или грядущего искупителя человеческого рода, какое назначение нередко затемнялось в сознании народа при упадке благочестия и среди смутных гражданских обстоятельств и бедствий народных.
3. Общее содержание пророческих книг
Соответственно цели призвания пророков, в их книгах изъясняется значение Завета и смысл закона Моисеева для нравственного преуспеяния человека на пути добродетели или в благоугождении Богу; иначе сказать - в книгах пророческих содержится изъяснение закона Моисеева; в них с особенной ясностью изображен план домостроительства человеческого спасения, так что, руководствуясь оными, Иудей мог ясно и безошибочно понимать дивную судьбу своего отечества в прошедшем, свои обязанности в будущем; равно мог оценить положение и значение современных цветущих соседних царств языческих, чтобы не увлекаться или не ослепляться их временными успехами, так как в книгах пророков указано, что все народы суть орудия в руках промысла для наказания и вразумления заблуждающих, для истребления развращенных и неспособных к покаянию и для предъуготовления путей к распространению истинного Боговедения и пользуются своим благосостоянием по воле Божией, пока соответствуют целям промысла
4. Главный предмет пророчеств
Главным предметом пророческих речей у пророков-писателей был обетованный (обещанный) Мессия - средоточие и цель всего Ветхого Завета. Пророки изобразили Его происхождение от Давида, рождение от девы в Вифлееме; у них обозначено время его рождения ; показано начало и успех его проповеди в Галилее, его чудеса, вшествие в Иерусалим на жеребенке осла, предательство за 30 серебренников, страдание, воскресение и утверждение его царства… По той же причине у церковных писателей пророки ветхозаветные называются между прочим предъуготовителями явления Христова во плоти
5. Число пророков писателей и перечисление их книг
Пророческое служение, начавшееся во времена Моисея до времен Неемии . Впрочем, большая часть пророков, даже стяжавших безсмертную славу, каковы Илия и Елисей, ограничивали свое служение устной проповедью. Только шестнадцать из них оставили свои книги, именно: Исая, Иеремия, Иезекииль, Даниил, Осия, Иоиль, Амос, Авдий, Иона, Михей, Наум, Аввакумъ, Софония, Аггей, Захария и Малахия. Из них первые четыре, т.е Исая, Иеремия, Иезекииль и Даниил, называются большими, а прочие меньшими пророками. По числу пророков писателей и книг их канонических в православной церкви считается шестнадцать, принимая Плач Иеремии за прибавление к книге сего пророка. Книга же Варуха и послание Иеремии не принадлежат к священному канону, хотя и размещены в Библии наряду с книгами пророческими. У евреев пророческих книг считалось четыре: Исаи, Иеремии, Иезекииля и Двенадцати, потому что малых пророков они соединили в один свиток по причине незначительного объема их книг, а книгу пророка Даниила относили к агиографам; ибо жизнь сего пророка при дворе царей Персидских уподобила его Давиду, Соломонуи другим знаменитым мужам, коих писания составляли отдел агиографов…
6. Порядок книг пророческих библейский и хронологический
7. Разные состояния и способы получения пророческих откровений
Дух и ветер … идыже хощетъ дышетъ… По подобию оного просвящаемы и носимы глаголы святые Божии человецы . Как ветер не всегда дует во всяком месте: так и пророческого вдохновения нельзя представлять состоянием непрерывным. «Дух прозрения, говорит Святой Двоеслов, непостоянно освещает умы пророков, потому что написано о Духе Святом, идыже хощетъ дышетъ (где хочет, там и дышет ?). Так Наоань, вопрошенный Давидом, может ли он построить храм, сначала отвечал утвердительно, а потом отрицательно. Так Елисей, когда увидел плачущую Самаритянку и не знал причины её плача, сказал Гиезию: «оставь её, яко душа её болезненна в ней, и Господь укрыл от меня и не возвестил мне». Однако не было такого внешнего состояния и положения, которое бы служило пророкам препятствием к получению Божественных откровений: они получали откровения и в бодрственном состоянии и в сновидениях, и во временя трапезы и в уединении, и при посторонних людях, и среди поля, и в доме горшечника. Всегда и везде пророчественная благодать, внезапно объемля ум и сердце, могла сделать человека способным и достойным своим служителем, так что состояние пророческого вдохновения всецело зависело от воздействия Благодати Божией и не могло быть устрояемо силой и искусством человеческим. Только возбуждение или возмущение страстей (напр. Гнева, огорчения и пр.) делало пророка на некоторое время неспособным к принятию Божественных откровений, подобно тому, как великий пророк Елисей, огорченный, вероятно, безстыдным требованием Иорама, царя Израильского, не вдруг возвестил волю Божию, но потребовал певца и только по успокоении стройными звуками, когда запел певец, «была на нем рука Господа»… Что касается способов получения пророческих откровений, то они указаны в словах Божиих, сказанных Аарону и Мариами: аще будет в вас пророк Господен, в видении ему (пророку) познаюся и во сне возглаголю ему; только одному Моисею усты к устам возглаголю. Но и сими поименованными способами Благодать Духа действовала различной в чудных пророках … Иногда пророк видели что нибудь своими глазами, например, Исая видел господа, как царя своего народа, во храме и на престоле выском и превознесен среди бесчисленного множества славословящих. Серафимов., Иезекииль внезапно поставлен среди поля, наполненного костями человеческими, ожившими в его глазах во изображение восстановления царства Иудейского, Даниилу во сне представилось большое море, волнуемое четырьмя ветрами, с выходящими из него зверями, изображавшими преемство царств Вавилонского, Персидского, Греческого Или Македонского и Сирийского. Иногда пророки слышали говоривший в них голос, как Захария слышал голос Ангела, в нем глаглившего,. Иногда чувствовали на себе властную руку Божью, как Иезекииль, которого такая рука перенесла из Месопотамии в Иерусалим и поставила в преддверии храма в видении Божии. Иногда возбуждение к пророчествованию они чувствовали в себе как огнь горящий и палящий в костях, как испытал на себе Иеремия, Однако, несмотря на такое мощное и как бы необоримое действие благодати, пророки сохраняли полное сознание и свободное употребление сил душевных. Посему в минуты излияния призывающей благодати пророчественной Исая сознает свое недостоинство и свою греховность, Иеремия отрицается по причине молодости и решается молчать, когда подвергается притеснениям и посмеянию за свои пророчества, а Иона бежит в Оарсис, от лица Господня. «Пророки не были подобны языческим прорицателям, говорит Св.Златоуст. У тех, когда бес овладевал их душею, то ослеплял их ум и помрачал мысли, и они произносили все так, что ум их нисколько не понимал произносимого; как бездушная флейта, издавали они звуки. Это подтвердил один из философов (Платон) в следующих словах: прорицатели и гадатели говорят много, но сами нисколько не понимают того, что говорят. Но Дух Святой действует не так: Он оставляет сердцу разумение изреченного… Бес, как враг и неприятель, действует на природу человеческую враждебно. А Дух Святой, как благопопечительный и благодетельный, оставляет приемлющим его сознание и открывает уму их смысл своих вещаний. В другом месте тот же Златоуст говорит: гадателю свойственно быть в изступлении, увлекаться, неистовствовать, как бесноватому; а пророк не таков: он говорит все с трезвою душею и здоровым рассудком, зная или ясно понимая, что он говорит; так различай пророка и гадателя ещё прежде, чем исполнится предсказываемое ими.
8. Разные способы сообщения пророчеств
Первый и самый обыкновенный или общий способ сообщения пророчеств людям состоял в устном непосредственном изложении оных пред тем, кому оныя относились ближайшим образом. Если пророческое откровение относилось ко всему народу : то провозглашалось оные в Храме Божием и в местах народных собраний. Если надобно было сообщить волю Божию царю и, в частности, кому либо из начальствующих и даже простых граждан: то таковая воля Божия излагалась в их доме или месте их служения без утайки, без унижения и без всякого ласкательства.
Стани во вратах дому Господне, заповедано Иеремии, и проповедуй там слово то и глаголь: слушайте Слово Господне вся Иудея, ходящая через врата сия, да поклонитеся Господи. Слышите Слово Господне, взывает Осия, слыши, сыны Израилевы, слышите сия, жрецы и вонмите, доме Израилев, и доме царев, внушите. Сия речь Господь Иеремии: иди и войди в дом царя Иудина, Иди и рцы (говори) к Анании (лжепророку), глаголя: клады деревянные сокрушил еси и сотвориши вместо тех клады железные.
Подобным образом Иона отправляется в Неневию, Изекииль произносит свои пророческие речи перед переселенцами в Месопотамии, а пророк Иеремия говорит послам царя Моавитского, Аммонитского и Тирскаго: Господь Бог Израилев, так говорит … Аз сотворил землю и человекаи ныне Азь от дахъ всю землю сию в руки Навуходоносора царю Вавилонскому… Второй способ сообщения пророческих откровений есть письменное изложение оных для большего распространения и для точного сохранения в памяти народа. Так пророк Иеремия … излагает пророческие откровения в свитках книжных и поручает Варуху прочитать оныя во уши людей в доме Господнем, а когда сей свиток попал в руку Иоакима, царя Иудейского, и предан сожжению, тогда Иеремия написал другой с пополнениями. Подобным образом сей пророк посылает свои письменные изложения пророчества Иудейским переселенцам, а слово на Вавилон, по прочтении или провозглашении онаго на стогнах сего города повелевает Сарею бросить с камнем в воды Евфрата и сказать: так потопится Вавилон и не восстанет. Этот способ сообщения пророчеств был особенно употребителен в период пророческий со времен Осия… Конечно по причине упадка благочестия среди гражданских смут и неустройств, когда приходится многим повторять Давидово изречение:
Кто явит нам благая или укажет нам верную дорогу к счастию и безопасности отечества (Псал.4,7)
При семъ соответственно излагаемому откровению и обстоятельствам, слово употребилось или простое и безъискусственное или аллегорическое и прикровенное, но всегда одинаково действенное и мощное, как глагол Божий, пребывающий в веки. Третий способ сообщения пророческих откровений людям составляют символические действия .Так Исая на новом большом пергаменте при свидетелях выставляет надпись «магерь - шилал-хазъ-базъ» (спешат на добычу, бегут на грабеж)и дает тоже имя своему новорожденному сыну в ознамение скорого и опустошительного нашествия Халдеев, сначала на царство Израильское, а потом и на Иудею; три года ходил наг и бос в предзнаменовании позорного рабства, предстоящего Египтянам, когда царь Ассирийский поведет их в плен нагими и босыми в стыдение Египта . Иеремия носит новый нарядный чресленник или пояс: потом идет к Евфрату, зарывает его там в разсълинъ камень, а когда сей пояс сгнил, то опять идет туда, вырывает, показывает оный своим спутникам и объявляет : сия глаголет Господь: тако согните свою гордыню Иудину и гордыню Иерусалимлю, многу гордыню сию людей строптивых; в присутствии старейшин в долине Енномовой подле Иерусалима разбивает новый глиняный сосуд в дребезги в ознаменование разрушения, предстоящего Иерусалиму. Иезекииль чертит Иерусалим на большом кирпиче ; производит над ним осадные действия ; лежит 390 дней на левом и 40 дней на правом боку ; употребляет пищу грубую и скудную, и таким образом перед глазами переселенцев в Месопотамии изображает то, что будет происходит в Иудее над Иерусалимом, осажденным Вавилонянами, пророк Осия вступает в сожительство с женою блужения для изображения гнусного идолослужения, допущенного израильтянами, и в их именах изображает предстоящую судьбу царства Израильского. Впрочем третий способ надо назвать способом дополнительным или вспомогательным ; потому что каждое символическое действие пророков сопровождалось соответственным изъяснением устным или письменным, вероятно потому, что без такого изъяснения символическому действию могли усвоять значение совершенно иное или неточное.
Слово Господне к Михею
В книге пророческих речей святого Михея изложено то, что господь открыл ему о судьбе царства Израильского и Иудейского … Святой Михей говорит о народе Божьем вообще, как о потомстве Иакова и Израиля, даже Самарию ставит выше Иерусалима, вероятно потому что смотрит на сей народ, как на церковь или на царство нравственно-религиозное… Посему Св.Михей в судьбе народа Еврейского показал беспрестанное водительство Божие, и на имевшие скоро начаться страшные перевороты в судьбе Евреев учил их смотреть, как на исправительные наказания, коими Господь вынужден вести народы слабый к достижению предположенной цели, т.е. чтобы сохранить Боговедение и Благочестие и воспитать среди него способных и достойных деятелей
Первая книга Михея содержит как обличения, так и обетования (обещания) общие. Пророк говорит, что Господь идет карать нечестие Иакова и грехи дома Израилева. А поскольку источником соблазна были столицы царств народа Божия - Самария и Иерусалим: то первая из них будет обращена в груду развалин … Об этом плачу и горюю говорит пророк. Но не поднимайте плача, лучше терпеливо и молчаливо переносите бедствие и по возможности укрывайтесь от нашествия неприятеля, уступая ему город за городом… Вы не полагаете конца своим прихотям и насилиям: за то постигнет вас бедствие, из под которого не высвободите своей шеи и будете разорены в конец . Дом Иакова, вражду сопротивляющийся миру своему; он притеснят слабых, обижает вдов и грабит сирот: за то встанет и пойдет во плен, земля эта не может быть местом го покоя ; за осквернение будет жестокое истребление; ибо лжецы и пустословы, умеющие говорить о вине - вот их любимые руководители, вот их пророки. Впрочем, со временем народ еврейский будет собран в царство многолюдное, не знающее никаких преград на своем пути; тогда Господь вождь их будет.
Вторая книга Михея . В ней обливаются власти дома Иаковля и оставшиеся вожди дома Израилева . Вам свойственно разуметь законы, говорит пророк; а вы сдираете кожу с бедных, объедаете мясо и самые кости их толчете; потому Господь отвратит лицо свое от вас и не примет молений ваших. Пророки у вас льстецы и обманщики: кто дат им на зубы, тому обещают мир и счастие ; а кто не дает, тому пророчат беду; за то померкнет у них день… и не будут слушать их … Итак, презрители закона, созидающие Сион кровью и Иерусалим неправдами, у коих судьи на дарах произносят приговоры, жрецы на мзде исполняют службу, и пророки на серебре волхвуют или, смотря по приношению, дают и предсказание, а между тем все в один голос говорят : не Господь ли в нас есть… выслушайте определение Божие: далее Михей пророчит запустение Иерусалиму, который станет как овощное хранилище…
Третья пророческая речь в противоположность вышеозначенному плачевному состоянию, до которого довели Иудеев их руководители, здесь излагается обетование (обещание) лучших времен … Михей указывает высокое значение церкви ветхозаветной касательно хранения и распространения истинного боговедения в последние дни … и касательно утверждения новых животворных начал общежития или цивилизации в мире. Пророк говорит, что некогда Господь соберет Свой, теперь сокрушенный и отринутый, народ под Своею державою на Сион или в церкви Своей от ныне и до века. Эта держава прикроет и тебя дочь Сионская (дщерь Сионская), но предварительно предстоит тебе тяжкое наказание. Вот ты уже страдаешь, нет у тебя царя … Но мужайся. Хотя изыдешь из града (Иерусалима) и вселишься на поле без крова и жилища и дойдешь до Вавилона: но оттуда изымет тебя и оттуда избавит тебя Господь Бог твой… Вифлеем мал сам по себе ; но из него произойдет старейшина или Владыка безначальный - вечный . Который упасет паству. Своею крепостью и доставит мир « Когда Ассурь придет на землю вашу и когда взыдет на страну вашу и восстанут семь пастырей и восемь язвъ ( начальников) человеческих и упасут Ассура оружием»… Тогда останок (потомок ?) Иаковля или спасшиеся от Ассириян будут подобны росе и дождю на траве и вместе похожи на львов непобедимых. К такому совершенству Господь приведет их путем совершенного истребления предметов гордости и идолослужения … Стоящее здесь выражение «в последние дни» означает времена Мессии, как последнюю эпоху домостроительства человеческого спасения. Посему предсказываемое пророком распространение Боговедения и утверждения новых начал жизни общественной означает распространение учения Евангельского и утверждение христианских понятий о человеке и взаимных отношениях народов.
Четвертая и последняя пророческая речь Михея… В ней обличаются преступления, возвещаются соответственные наказания и подтверждается неотъемлимость, обетований данных потомству Авраама. Люди мои - говорит Господь, идущий судить и наказать согрешивший народ… Услышав речь о грядущем Суде, народ в недоумении вопрошает : какими жертвами его умилостивить, так как народ готов принести десятки тысяч во всесожжение, даже отдать своих первенцев, если то угодно будет. На этот порыв народа выполнять требования наружного Богопочтения пророк отвечает : возвысить тебя, человече, что добро или чего Господь ищет от тебя : исполнять закон, любить добродетель и смиренно ходить с Господом Богом твоим. Сверх сего через пророков постоянно слышится в Иерусалиме глас Господен, возвещавший за грехи жезл или наказание: но кто слушается сего гласа ? Вот и теперь, где нет беззаконных стяжаний, обмана в мире, где нет лжи и коварства ? За то господь будет поражать вас ненасытною жадностию, унижениями и беспорядками гражданскими, нашествием врагов, поядающих ваши труды… за то преданы будет на расхищение и сделаны посмешищем для всех. Как в обобранном саду не найдешь зрелой ягоды: так и между моими согражданами, говорит пророк, не отыскать человека благочестивого. Нельзя теперь ни на кого положиться. Сын бесчестит отца; дочь встает на мать свою и невестка на свекровь, и враги человеку домашние его… Но в Боге надежда спасения моего… Тогда иудеи, пасомые жезлом как овцы наследия, увидят над собой великие чудеса, как в дни исхода из Египта, на посрамление и ужас язычников.
… Четвертая речь Михея показывает, что исполнение обрядов без усвоения правильных понятий и добрых навыков не угодно Богу, не предохраняет от развращения и увлечения худыми примерами, - что среди умножения беззаконий, возбуждающих скорбь и опасение за судьбу народов, Господь устраивает их спасение путем исправительных наказаний; - и что грешники, переносящие наказание с терпеливой покорностью, имеют не ложное обещание спасения…