Персональный сайт Натальи Чистяковой — Натальи Ярославовой
Natalia Chistiakova—Natalia Yaroslavova’s Personal Website

Абхазия - Апостольский удел Богородицы, Львы Северной Венеции и тайное евангелие Святого Марка

    • Проповедующая Богородица
    • Пантелеймон Целитель и Лев - Главная фреска Собора в Новом Афоне
    • Святой евангелист Марк и его символическое животное Лев, автор Тайного Евангелия
    • Апостол Андрей Первозванный, уделом которого была Скифия - Русь
    • Воины Христа и Львы
    • Неопалимая Купина и Богоматерь с Небесной лестницей
    • Мария Магдалина
    • Илья Пророк
    • Закария и глава Иоанна Крестителя
    • Адам и Ева в иконографии Собора Святого Пантелеймона Целителя (внизу)
    • Николай Чудотворец и Радуга
    • Источник «Живой воды» в приделе Иоанна Крестителя
    • Трапезные монахов монастыря Симона Кананита, Красные кресты в витражных окнах
    • Колонна с равносторонним крестом собора Святого Пантелеймона Целителя


©Ярославова-Оболенская Наталья Борисовна, урожденная Ярославова (22.2.1960).Экс Годунина (23.10.1981-14.4. 1991).Экс Чистякова (14.4.1991 -10.06.2014). Родилась 22 февраля 1960 года, Нефтекамск, Краснокамского района Башкирской АССР.
Моя фамилия на дату написания статьи Чистякова по бывшему мужу. Я подписала в 2011 году статью фамилией Чистякова и моей девичьей фамилией Ярославова

© Н.Б.Чистякова-Ярославова,
22 августа 2011 года, Санкт-Петербург

Абхазия - апостольский удел Богородицы и Земля Адама - и это главное в прочтении всей современной политики на Кавказе.

Древнее христианское предание сообщает, что после смерти Иисуса апостолы и мать Христа - Мария собрались в Сионской горнице и решили тянуть жребий об уделах, где им предстоит проповедовать Евангелие. При этом Мария настояла на том, чтобы и Она приняла участие в метании жребия; ей выпала «Иверия». Идти на проповедь апостолы ее не пустили, но сказали: избери кого-нибудь из нас, чтобы он пошел вместо Тебя. Она избрала своего родственника Симона Кананита, который, закончив проповедь у бриттов, пришел в Иверию… («Абхазия - удел Богородицы. Земля Адама»).

Историю христианизации древней Иверии, начавшуюся так, как это описано выше, уже в наши дни хранит Монастырь Святого апостола Симона Кананита на Новом Афоне в Абхазии. Вся иконография этого монастыря посвящена апостольским временам века Iв. н.э., которые, к сожалению, весьма скоромно представлены в росписях русских церквей.

Главным Ново-Афонским храмом, также как на горе Афон в Греции, является Собор Святого и великомученика Пантелеймона Целителя, с необычными фресками Проповедующей Богоматери, с нетрадиционной для русских монастырей темой Адама и Евы, и совершенно удивительными Львами, которые изображены рядом: и с Пантелеймоном Целителем, и с Андреем Первозванным, а также являются спутниками воинов Христа, идущих проповедовать в дальние земли.

Вот эти самые Львы, также как и необычная «презентация» апостольского служения Богоматери в Иверии, включая тех, кто проповедовал Евангелие от её имени и шел за ними вслед, очень помогли мне в том, чтобы понять происходящее сегодня в землях Сванетии, Осетии и Абхазии…

Мирское имя Пантелеймона Целителя - Пантолеон - означало Лев. Можно было бы подумать, что Львиная тема Собора как - то связана со значением мирского имени Пантолеон, но Святой Пантелеймон жил в III веке н.э., а апостол Андрей Первозванный, рядом с которым также изображен Лев, - был современником Иисуса и жил в I веке н.э., т.е. его Лев древнее Льва Пантелеймона Целителя. И объяснение «Львиного лейтмотива» росписей, следовательно, надо искать - в другом.

На Афоне, в Греции его монастырь называют «Св. ПантелеимонаФессалоникийца», что конечно напоминает о проповедовании Апостола Павла в Фессалониках - современных Салониках и «Первом послании Павла фессалоникийцам». Не менее известен в истории Фессалонников и Святой Дмитрий Солунский(Фессалоникийский), сын римского проконсула, в Фессалониках, назначенный после смерти отца на его место проконсулом Фессалоникийской области («Икона «Дмитрий Солунский»). Удивительным же в этой Фессалоникийской истории является то, что и Святой Пантелеймон Целитель, и Святой Дмитрий Солунский входят в «троицу» тех святых, чья кровь ежегодно «оживает» в день их памяти. Третьим, вместе с ними, является Святой Януарий. Имеет отношение к этой «троице» и Святой Уар, чья история связана с египетской Александрией. И похоже, с Русью тоже, коль скоро первая церковь Москвы была церковью Святого Уара. К тому же в фондах Н.М.Михайловского рядом с «Дневниковыми моими записками»А.Т.Ярославова мне встретилась ссылка на документ о том, что основателем Москвы является Вещий Олег. При этом считается, что взять Константинополь вещему Олегу помогло покровительство Святого Дмитрия Солунского. После чего Константинополь и стал называться Царьград. Есть тут какая-то неразгаданная история… («Хранители древних знаний - Ярославовы и их вологодский круг»).

Город, где родился Пантелеймон Целитель, назван в честь Фессалоники - дочери Филиппа Македонского, сводной сестры Александра Великого и супруги Кассандра, который и отстроил его, назвав в честь своей жены. «Это был свободный город, то есть его честь никогда не была унижена присутствием римского гарнизона… И одно время даже ставился вопрос: какой из городов объявить столицей мира - Фессалонику или Константинополь. …Особое значение Фессалоников было связано с тем, что город стоял на дороге ВиаЭгнация, соединявшей побережье Адриатического моря с Константинополем на Боспоре и дальше с Малой Азией и востоком. Запад и восток сходились в Фессалонике; говорили, что она находится «в лоне римской империи.

Невозможно переоценить важность прихода христианства в Фессалонику. Когда христианство пустило корни там, оно неизбежно должно было распространиться по ВиаЭгнацияна восток и завоевать Малую Азию, и на Запад, и овладеть Римом» (Салоники).

Таким образом, Фессалонники - являются одним и самых важных перекрестков всех путей, сыгравшим великую роль в распространении христианства, в соответствии с решением, принятым Богоматерью и Апостолами в Сионской горнице.

Одна из необычных для русской иконографии фресок Ново-Афонского монастыря Святого и великомученика Пантелеймона Целителя изображает Богоматерь в этой Сионской горнице в день Пятидесятницы, рассказывающей ученикам Иисуса о его детстве и юности, страдании и смерти: «И должно было казаться верующим, видевшим в своей среде Богоматерь, что её устами говорит сам Христос»… По сути, именно эта соборная роспись заставляет задуматься о Проповеднической деятельности самой Богоматери и её дальнейшей судьбе после смерти и Воскрешения сына. Где она жила, что делала ? Эти вопросы намеренно или непреднамеренно оказались отодвинутыми на второй план, особенно, после появления бестселлера Дэ Брауна «Код да Винчи», где приоритет отдается Марии Магдалине, как спутнице Христа, которая по версии Де Брауна в момент распятия Иисуса ждала ребенка, продлившего династию его потомков. И в этом смысле - приоритет носителей такой идеи - бессмертие через наследников, а не бессмертное духовное наследие Христа, которое несли Апостолы. Ведь этот приоритет «сына Магдалины» открывает дорогу в будущее - в мировое теократическое правительство - к вполне реальным, ощутимым и желанным целям. Т.е. женщина, которая, гипотетически, могла продлить династию Христа вдохновляет писателей много больше, чем Богоматерь. Поэтому и судьба Богородицы после распятия Иисуса не обсуждается широко…

Мы знаем о том, что Богородица выбрала своим удел гору Афон, и оттого Афон закрыт для женского монашества… Мы знаем, что Россия - Дом Богородицы… Но в самой России мне как-то не встречалась акцент о том, что именно Богородица исполняла роль главного Апостола Христа и, более того, - «её устами говорил сам Христос». А вот в Абхазия, как выяснилось, живет только этим… Т.е. тем, что это Удел, избранный Богородицей для её проповедей в раннем христианстве.

Как видим, Фреска собора прямо указывает на то, о чем говорят и исследователи. Уже при жизни Богоматерь стала душой апостольского собора.

Существуют и иные, не известные широко, древние иконы отражающие эту главную идею. В частности, икона Северной Греции «Богоматерь Пантанасса. Всецарица или Госпожа Ангелов с 12 апостолами и избранными святыми», которая хранится в Музее икон, Реклингхаузен, в Германия и относится, примерно, к 1500 году. Близкая к этому, по сюжету, икона изображает Богоматерь с двумя архангелами Михаилом и Гавриилом, с 12 апостолами и святыми. Икона Богоматери с двумя архангелами есть в древней церкви Успения Богородицы в позднесредневековой столице Абхазии - Лыхны («Абхазия»). И в данном случае, сюжет иконы в Лыхны повторяет сюжет гобелена 6-7 вв. в египетской Александрии, на котором изображена «Богоматерь на престоле с архангелами Михаилом и Гавриилом». Правда многие абхазцы считают, что Богоматерь непосредственно сама проповедовала в Лыхны.

Росписи этого Лыхненского храма - исключительно богаты. «Древнейшие из них, возможно, относятся к VIII-IX векам. К редким фрескам относится изображение головы старца с грузинской надписью «Закария» с фрагментами других фигур, относящееся к рубежу Х-XI веков. Стены храма ранее были украшены греческими надписями… И на западной стене - фрагмент передачи Богоматерью пояса апостола Фоме. («Лыхны - позднесредневековая столицы Абхазии»).

Мало кто, среди прихожан российских церквей, знает о «поясе Богоматери», который «на третий день после погребения Богородица, явившись апостолуФоме, бросила ему в утешение с Неба», также как и о том, что Богоматерь усыновила апостола Иоанна Богослова - любимого ученика Иисуса, сына Зеведея и Саломии - дочери святого Иосифа Обручника. Какова дальнейшая судьба этого Пояса Богоматери - не известно, но существует версия, что пояс Шимона - это и есть Пояс Богоматери («Пояс Шимона - Пояс Богоматери»).

Вторая фреска, посвященная Богоматери, в Соборе Святого и великомученика Пантелеймона Целителя, которая обращает на себя внимание - «Успение Пресвятой Богородицы». Иисус Христос держит на ней на руках «маленькую девочку - Душу Богоматери». Митрополит Московский Филарет в прошлом столетии писал по этому поводу: «И поелику Приснодева носила на руках Своих Сына Божия во время Его земного младенчества, то, в воздаяние за сие, Сын Божий носит Ее душу на руках Своих, в начале Ее небесной жизни» … Дева Мария, как свидетельствует церковное предание, перед Своей кончиной сказала сошедшему к Ней с небес в окружении ангелов, архангелов и других небесных сил бесплотных Иисусу Христу: «Приими же теперь дух Мой с миром…» (В. Терехов).

В книге «Храмовая Роспись» о монастыре Святого Симона Кананита об этой фреске говорится так : «Икона Успения Богородицы : Пречистая Дева обретает воскресение в вечном Царстве Своего Божественного Сына : «Побеждены законы природы в Тебе. Дева чистая; ибо рождение соединяет с собою девство, и смерть сочетавает с собою жизнь; по рождении - Дева, и по смерти - живая. Ты спасаешь всегда. Богородице, народ твой».

Подобное же изображение Иисуса с маленькой девочкой на руках есть на иконе - «Успение Богородицы» из церкви Рождества Богородицы

Десятинного монастыря в Новгороде. Относится оно к концу ХII - началу XIII века

Славится им и чудотворная икона «Богоматерь Донская», на оборотной стороне которой находится «вторая икона» - «Успение Пресвятой Богородицы» («Новгород. Конец XIV века. Мастерская Феофана»).

С учетом приведенных выше фактов, можно сделать предварительный вывод о том, что именно такая иконография «Успения Богородицы» характерна для Новгорода с его поклонением Софии и для великоняжеской семьи Дмитрия Донского.

Времена Великого князя Дмитрия Донского, его супруги Евдокии Суздальской и их сына - князя Андрея Дмитриевича, в целом, отличают необычные иконы и образы. В XIV веке, восстанавливая сожженный татаро-монголами Можайск, именно князь Андрей Дмитриевич - сын Дмитрия Донского, поместил на новые крепостные ворота резную икону святого Николы Чудотворца с мечом и градом в руках. Образ с тех пор так и называется - святой Никола Можайский. И такой образ Николы Можайского также присутствует в росписях Собора Целителя Пантелеймона. Но есть ещё одно нетрадиционное изображение Николы Чудотворца - с Радугой, что напоминает росписи Святой Софии в храме «Спаса-на-крови» Санкт-Петербурга.

Эти аналогии объясняются, видимо тем, что росписи, как Собора на Новом Афоне, так и Храма «Спаса-на-крови» были сделаны с участием художника М.В. Нестерова.

В частности, в издании «Храмовая роспись» монастыря Святого апостола Симона Кананита говорится о том, что «В ряде случаев отмечаетсяотход от традиционных иконографических канонов, например образ святой равноапостольной Марии Магдалины, выполненный, по некоторым данным, рукой известного русского художника М.В.Нестерова. Это же относится и к сцене Страшного суда у центрального входа… Расписывали собор в начале XX века мастера из села Палех Владимирской губернии и группа московских художников под руководством Н.В.Молова и А.В.Серебрякова. Это было время, когда в России возрождались древние иконописные традиции, когда самые талантливые русские художники вновь обращались к монументальной храмовой живописи…».

Упоминая о Софии и Радуге, обращу внимание на культ Софии Премудрости Божией, который существует в Абхазии. Уже в 551 году в абхазской Пицунде был построен Кафедральный Собор, освещенный во имя св. Софии. Это почти одновременно с главным храмом Империи - великим Софийским собором в Константинополе. Наряду с этим, есть признаки и того, что абхазы участвовали в строительстве Собора Софии в Киеве.

«Почему имя Софии вызывало такой энтузиазм - у византийских, абхазских, славянских христиан на Востоке, у британских и галльских на Западе? - таким вопросом задается автор статьи «Абхазия - уделБогородицы.Земля Адама».

И дает свой вариант ответ, который можно понять так, что Культ Софии пошел на убыль из-за несбывшегося пророчества об Апокалипсисе : «Несомненно, что женское имя София вызывало у верующих другую ассоциацию, а именно мысль о «жене, невесте Агнца». Особый культ Софии выражал апокалиптический настрой, поскольку Откровение Иоанна связывает воцарение Бога-Вседержителя на земле с браком Агнца. Весь этот апокалиптический-софийный круг представлений, воспринятый абхазами уже от Симона Кананита - апостола, стал постепенно уходить из поля церковного сознания, видимо, после неисполнившегося ожидания обетований Откровения Иоанна. Через такой же кризис на рубеже первого и второго тысячелетий прошло и европейское христианство; на Руси эти ожидания, связанный с ними духовный подъем и затем глубокий кризис оказались связаны с другой датой: 7000 лет от сотворения Адама (1492 г. от Рождества Христова)».

Поскольку тему Софии изучала довольно много, то иначе вижу причины, по моему мнению, не исчезновения, а намеренного уничтожения культа Софии. Свой взгляд на тему Софии я уже представляла год назад в статье: «СЛАВА СОФИИ и СЛАВА ЯРУ: Посвящается тысячелетию Ярославля и Софии Премудрости Божией»., где приводила цитату В.Симоненкова:

«…Апостол Иоанн (Иоанн Богослов) признал Софию Богородицей. Среди найденных в Наг-Хаммади кодексов оказались и три апокрифа Апостола Иоанна, вместе с Берлинским папирусом №8502, удалось реконструировать один, который произвел эффект разорвавшейся бомбы. Апостол Иоанн утверждал невероятное, что ему было явление Всевышней сущности, от которого ему было откровение, что творение нашего мира было осуществлено Архонтом Софией Премудрой… Дева Мария - также как и Богородица, есть - воплощенная София … ВВифании в доме Лазаря Мария Магдалина, как представительница царского рода Вениаминов, произвела традиционный священный ритуал миропомазания Иисуса на роль мессии. В соответствии с иудейскими традициями именно женщина царских кровей производила обряд помазания на царство, вместе с тем становясь его женой-царицей».

Надо сказать, что Марии Магдалине также уделено много внимания в росписи Собора Святого и великомученика Пантелеймона Целителя. Причем одна из фресок относится, как уже сказано, - к нетрадиционной иконографии и принадлежит руке, как полагают, известного художника М.В. Нестерова.

Что же касается «огненной Софии», то она, как я понимаю, присутствует на фреске «Неопалимая Купина»:

«Одним из ветхозаветных прообразов, указывающих на Богоматерь, была Неопалимая Купина - тот куст, который Моисей видел горевшим в огне, но несгоравшим. Эта купина знаменовала собой непорочное зачатие Богоматерию Христа от Духа Святого. Быв Материю, Она осталась Девою. Художественным выражением этой мысли стала икона «Неопалимая Купина». Изображение Пречистой Девы с Младенцем заключено в круг; на фоне языков пламени за пределами круга символы четырех в евангелистов. В руках Богородицы - лестница, знамение того, что Она возвела человечество от земли на Небо» ( из книги «Храмовая роспись»).

Среди женских образов, имеющих отношение к апостольскому служению, обращают на себя внимание две «парных» росписи. На одной из них изображена Царица Елена и Великая княгиня Ольга - Елена Новая в крещении. А на второй Святая равноапостольная ФёклаИконийская (I век) вместе со Святой равноапостольной Ниной - просветительницей Грузии.

Святая Фекла была ученицей апостола Павла и следовала за ним даже в тюремную темницу. «По благословению апостолов дева поселилась в Селевкии, где, проповедуя слово Божие, обратила ко Христу многих язычников, совершая чудеса и исцеления, так что со всех мест несли к ней болящих, чем возбудили зависть местных врачей и волшебников. Решив отомстить ей, они подкупили развратных юношей, чтобы они осквернили ее девство, так как считали его причиной чудесных исцелений» - так её история рассказывается в статье «Святая равноапостольная Фекла Иконийская, Селевкийскаяпервомученица». И как видим, здесь вновь возникает вопрос о «Силе крови», также, как в случае с «оживающей» кровью Пантелеймона Целителя, Януария и Дмитрия Солунского.

Святая Нина также была целительницей. Она исцелила царицу Грузии Нану и обратила её в христианство («Святая равноапостольная Нина просветительница Грузии.Царь ИверскийМириан и царица Нана»).

Таким образом, в Соборе Святого и великомученика Пантелеймона Целителя на Новом Афоне представлены почти все великие женщины - «равные Апостолам».

Это святые равноапостольные: Мария Магдалина, первомученицаФeкла, царица Елена, святаяНина и княгиня Ольга… И в такой «презентации» также есть приоритет «женской темы», а также темы нисхождения Святого Духа на женщин.

Продолжая «женскую тему», обращу внимание на два известных образа Богоматери, история которых связана с Новым Афоном. Это икона Божией Матери «Избавительница» и Иверская икона Божией Матери. При этом в Абхазии имеет место предположение, что знаменитая икона Иверской Божьей матери списана с Нерукотворной Анакопийской иконы («Анакопийская крепость»). На вершине этой горы находится часовенка Иверской Божией матери, остатки древнего города Анакопии - столицы Абхазского царства. А недалеко от этих мест … Египетском ущелье (Анакопийская цитадель»). АДля того, чтобы подняться на эту Апсарскую (Иверскую) гору к Анакопийской крепости надо преодолеть подъем по дороге 12-ти апостолов.

Интересно, что восхождение к самому Ново-Афонскому монастырю Святого апостола Симона Кананита также предполагает путешествие по дороге, выложенной камнем. Когда - то по этой «тропе грешников» поднимались люди со своими «камнями-судьбами», которые они закладывали в основание строящегося Собора Пантелеймона Целителя, в надежде на искупление своих грехов…

Подобная же традиция встречалась мне в легенде о Белой горе на реке Суре, близ Симбирска (соседним со Свиягой притоке Волги), где также как в Можайске, в небе явился Никола с мечом. «Николина гора - очень крутая. Давнее поверье гласит: кто заберется на Николину гору с мешком, наполненным камнями, тот избавится от своих грехов или исцелится от болезней. Упорно ползут с рюкзаками на плечах по страшной крутизне люди…» («Масонская табакерка Ярославовой - Брянчаниновой, Академия Наук Петра I, Дубровицы и Архангельское», Ч.5).

Есть в Абхазии, со всей очевидностью, тема камня и поклонения камню… Такое поклонение характерно было, опять же, для финникийцев и кельтов.А быть может, и для всех выходцев из Карфагена и Ливии («Масонская табакерка Ярославовой - Брянчаниновой, Академия Наук Петра I, Дубровицы и Архангельское», Ч.6).

Существует в Абхазии легенда и о другом камне с образом Божией Матери. «…В фундаментальном труде Леонида Кавелина «Абхазия и в ней Симоно-Кананитский монастырь» (Москва, 1898) говорится о находящемся на некотором расстоянии, не доходя до вершины горы Дыдрипш, дубе, под которым лежал большой камень с врезанным в него образом Божией Матери, и что на этот камень всякий присягающий обязан был положить какую-нибудь монету или что-либо металлическое» (цитируем по книге: Л. Х. Акаба. Исторические корни архаических ритуалов абхазов.).

Подобная же икона, вырезанная на камне, была проявлена и в Башкирии на месте моего рождения. Называется она Смоленская Бугабашская икона Божией матери. Обращает на себя внимание тот факт, что источник, после омовения в котором она проявилась, называется Целебным источником Богоматери. Хотя, казалось бы, где Кама (кам), а где Новый Афон. Писала об этом во второй части статьи «Масонская табакерка Ярославовой - Брянчаниновой, Академия Наук Петра I, Дубровицы и Архангельское». Причем сама статья была посвящена Федосье Степановне Брянчаниновой, в браке Ярославовой, из того же самого рода, к которому принадлежал и Игнатий Брянчанинов - епископ Кавказский и Черноморский.

Вот, пожалуй, главное об апостольском служении женщин в Соборе Святого и великомученика Пантелеймона Целителя. Поэтому перейду к апостольскому служению мужчин.

На парусах храма помещены образы четырех Евангелистов и их символических животных. Ангел соответствует апостолу Матфею, лев - Марку, телец - Луке, орел - Иоанну.

В связи с многочисленными Львами Собора Святого Пантелеймона мне подумалось, что с помощью этого приёма «многих львов» особым образом выделена тема именно Святого Марка. И у меня возник вопрос о том : С каким евангелием, из четырех, шли апостолы проповедовать христианство в выпавшие им по жребию земли, включая Иверию и Скифию.

Выяснилось, что евангелие от Марка было адаптирована для эллинов (греков) и язычников, а также для римских христиан. В нем почти не упоминается Ветхий завет. Поэтому оно, гипотетически, должно было быть популярно, к примеру, в тех же - Фессалонниках (Салоники). Местом написания Евангелия считается Александрия или Рим, чем и объясняются нередко употребляемые в нём латинские слова. Апостол Марк был учеником апостола Петра, поэтому по выражению блаженного Иеронима, «при составлении этого Евангелия Пётр рассказывал, Марк писал».

В Венеции, с которой древние города Абхазии были связаны морской торговлей, есть площадь Святого Марка и Собор Святого Марка - базилика Сан-Марко. Я упоминала о ней недавно в статье «о тайнах Ипатьевского монастыря», в т.ч. в связи с «людьми моря» - огненно-рыжими финникийцами и их поклонением Гермесу (Тоту), а также «древним долгим ходом», который начинается именно от этой базилики Сан-Марко. Сам Собор являет собой редкий пример византийской архитектуры в Западной Европе. При этом, Крестовокупольная пятиглавая церковь была возведена по образцу константинопольскогохрама Апостолов. Английский теоретик искусства Джон Рёскин писал: «Ни один город не имел столь прославленной Библии. Храм-книга, сверкающий издалека подобно Вифлеемской звезде».

«Базилика Сан-Марко была построена для размещения мощейапостола Марка, которые 31 января829 года были привезены из Александрии в Венецию. Венецианские купцы узнали, что мусульмане начали разрушение христианских храмов для возведения мечетей. Поскольку предание связывает проповедь христианства в городах Венецианской лагуны с апостолом Марком,, то купцы решили спасти мощи святого от осквернения и привести их в свой город. В настоящее время Собор, украшенный многочисленными мозаиками, выполненными в византийском стиле, является местом нахождения мощейапостола Марка

После перенесения мощей в город, апостол Марк заменил святого Феодора в роли небесного покровителя Венеции, а символом города стал знак этого евангелиста - крылатый Лев» («Евангелие от Марка»).

Обращу внимание также на то, что в храме есть изображение уже упомянутого выше святого воина Дмитрия Солунского, который изображен рядом с Георгием Победоносцем (на византийских плитах близ главного портала).

Весьма известным является и образ Святого Христофора. Он расположен ан фасаде, который выходит на пьяцетту и Дворец дожей. При этом под изображением Христофора находится единственный вход в собор со стороны моря.

Святой Христофор (Псеглавец) также упоминался мною совсем недавно в статьях «об Ипатьевском монастыре», поскольку он изображен на гербе города Вильно и его следы сохранились в городе Свияжске. Причем эти старые фрески считаются следом коптских христиан в России («Ипатьевские тайны: Князья и Императоры Дмитрии Угличские и Великие князья Красные, Ч.4»).

Поэтому упомянутый выше «вход с моря», исключительно под образом Святого Христофора, может говорить о том, что «Люди моря», в т.ч. финникийцы, пришли к христианству путем «христианства коптов».

Поддерживает эту версию тот факт, что апостол Марк проповедовал именно в египетской Александрии.

«Копты - египетские христиане, представители одной из самых древних ветвей христианства, сохранившие в своей истории и культуре черты, уходящие корнями в глубину веков, в мир фараонов и их подданных.Христианское учение нашло множество последователей в Египте в середине I века. Как полагают копты, принес его их первый патриарх - апостол Марк, автор одного из четырёх канонических Евангелий» - об этом говорит статья («Копты»).

Т.е. апостол Марк был прямо связан с коптским христианством, одним из чтимых Святых которого был Святой Христофор. Более того, для коптских христиан он - первопатриарх коптской церкви.

Изображение Льва- символа апостола Марка рядом с апостолом Андреем Первозванным указывает на то, что апостол Андрей первозванный вел христианизацию Скифии (Руси) тоже по евангелию Марка. И это вполне логично, потому что евангелие от Марка было для язычников и эллинов. Ведь на Руси не знали Ветхий завет.

В книге о монастыре Святого апостола Симона Кананита на Новом Афоне, которую я уже цитировала выше, обращается внимание и на следующее:

«Симон проповедовал веру Христову сначала в Иудее, потом в Эдессе - (Сирия), Армении, Египте, Киринее (Ливии), Мавритании, Испании и даже Британии, о чем свидетельствуют местные предания некоторых христианских народов. Известно, что апостол Симон вместе с апостолом Андреем Первозванным и Матфеем благовествовал в земле Иверской. Далее он и апостол Андрей пошли в горы Сванетии, затем в Осетию и Абхазию. Святой Андрей отправился проповедовать вдоль Черноморского побережья Кавказа, а апостол Симон поселился в Пещере. В последствии, в XIX веке, на месте его подвигов, близ Апсарской горы, был сооружен монастырь в честь святого Апостола Симона Кананита».

С одной стороны, это регионы традиционные для моряков - финникийцев, морских торговцев и воинов, с другой стороны - это территории, где поселились потомки братьев Фойникса, Киликаса и Кадм, потерявших свою сестру Европу («Ипатьевские тайны: Князья и Императоры Дмитрии Угличские и Великие князья Красные» Ч.5).

«Согласно Мифологии Киликс - имя одного из сыновей царя СедонаАгенора (Сын Посейдона, от имени которого Карфаген называется Agenorisurbs). Киликс был отправлен вместе с братьями искать их сестру Европу, украденную Зевсом под видом Быка. Европу они не нашли. Но Килиск - основал Киликию, а его брат Фойникс - Финикию. Третий брат Кадм - основал семивратные Фивы». Вполне логично, контексте этой легенды, что потомки брата Фойникса - финникийцы ( люди моря) прибывали к потомкам брата Киликса в земли древней Киликии.

Таким образом, «Львиная тема» в росписях Собора Святого Пантелеймона Целителя может указывать на то, что здесь жили потомки тех, кто пришел в христианство через апостола Марка и его евангелие, в т.ч. выходцы из Александрии и Венеции.

Нельзя не вспомнить здесь и про « Петербург - город Львов», а также столицу «Мальтийского креста» в XIX веке. Тем более, что заказчики и исполнители были из города Петра.

Собор строился по решению императора Александра III - брата князя Сергея Александровича Романова - председателя Православного Палестинского общества и Рыцаря Гроба Господня. Супруга князя Сергея Александровича - Великая княгиня Елизавета Федоровна Романова. Её крестным, в свою очередь, был сам император Александр III. Можно предположить, что взгляды Великого князя Сергея Александровича и его супруги на Православие совпадали с взглядами Александра III и были обращены к раннему христианству, что предопределило особенности иконографии.

В упомянутой выше книге «Храмовая Роспись» история Собора кратко описывается так: «Проект ансамбля Ново-Афонского монастыря и его главного храма - собора Святого и Великомученика Пантелеймона был заказан петербургскому архитектору Н.Н.Никонову в 1888 году. Работе над проектом монастыря и его осуществлением зодчий посвятил более пятнадцати лет. По своим архитектурным особенностям монастырский ансамбль был одним из самых грандиозных произведений нововизантийского стиля».

Продолжая разговор о Львах и Святом Марке, обращу внимание на следующую особенность евангелия от Марка. Оно начинается не с Иисуса Христа, а с Иоанна Крестителя.

И в Соборе Святого и великомученика Пантелеймона Целителя уделено много внимания не только Иоанну Крестителю, но даже и его отцу - Закарии, который в ещё дохристианские времена вымолил рождение сына у могущественного Бога Плодородия. Причем Закария изображен в чалме, а его имя на фресках написано, судя по всему, также, как и в Церкви «Успения Богородицы» в Лыхны. («Закария»).

Сюжет интересен мне ещё и потому, что Великим Захарией называли мурзу Чета - основателя Ипатьевского монастыря, построенного на месте явления ему Богородицы с апостолом Филиппом и ИпатиемГангрским.

Повторю кратко свое упоминание об этом Боге, дающем потомство даже бесплодным матерям, которого называют ещё Бог плодоносных ветвей и Бог плодородия:

«Чудо рождения Болеслава III Кривоустого, уподобляют чуду рождения Иаонна Предтечи у престарелых бездетных и бесплодных родителей.История о том, как родители Польского короля Болеслава III ждали рождения своего сына отписывается так:«Будущие родители мальчика до сих пор были лишены потомства и, соблюдая посты и молитвы, раздавая щедрую милостыню беднякам, они просили всемогущего Бога, Который бесплодных матерей радует потомством, Который дал Захарии Крестителя, а Саре открыл чресла, дабы через семя Авраама благословить все народы… Похоже, что с этим Богом был «знаком» и Мурза Чет. Ведь от него пошло три роскошные плодоносные ветви: Сабуровых, Годуновых и Вельяминовых» («Ипатьевские тайны: Князья и Императоры Дмитрии Угличские и Великие князья Красные», Ч.2).

Апостол Филипп, присутствовавший «в видении» мурзе Чету вместе с Богоматерью, известен тем, что вместе с апостолом Андреем Первозванным привел к Иисусу эллинов. Сам апостол Андрей, что совершенно ясно из посвященных ему фресок, высоко почитается на Новом Афоне. Он, как и апостол Петр, родился в Вифсаиде, в городе на северном берегу Генисаретского моря и известен диалогом с Иисусом о хлебе и рыбе при чудесном насыщении пяти тысяч людей. «Согласно древнему церковному преданию, во время своего третьего миссионерского путешествия апостол Андрей с учениками проходил и по Черноморскому побережью Кавказа. Город Никопсия, который исторически располагают на современном Новом Афоне, упоминается как одно из мест его проповеди».

Среди других ветхозаветных фигур нельзя не обратить внимание на изображение ветхозаветного пророка Илии, украшающее барабан центрального купола. «Призванный к пророческому служению при израильском царе Ахаве пророк стал пламенным ревнителем истинной веры и благочестия. за свою пламенную ревность о Славе Божией пророк Илия был взят на Небо живым в огненной колеснице. Во время Преображения Господня пророк Илия беседовал со Спасителем на горе Фавор. Русская Православная церковь свято чтит пророка Илию. Первая церковь, построенная в Киеве при князе Игоре, была возведена в его честь» -так пишет о нем путеводитель по монастырю - книга «Храмовая роспись».

Ну и наконец, Адам и Ева. Ведь Абхазия и Иверия - это их земля. Причем тема звучит дважды. В одном случае, Христос изображен, как бы стоящим «на кресте», сложенном из двух досок, лежащих «крест на крест», на одной из которых изображен Адам, а на другой Ева.

Вторая роспись представляет Адама и Еву уже престарелыми. И её сопровождает следующий комментарий специалистов:

«Фигуры прародителей всего человечества Адама и Евы, - фрагмент монументальной композиции «Сошествие в ад» алтарной части храма.

В шестой и последний день творения мира были сотворены Адам и Ева; созданы Богом бессмертными по образу и подобию Своему и предназначены для вечного блаженства. Выйдя же из послушания Богу, познали они и зло - удаление от Бога, претерпели смерть духовную, смертными стали и их тела. Но Господь дал родителям обетование: семя жены сотрет главу змия. Это обетование стало первоевангелием, ибо оно таинственно предсказывало о Спасителе мира, Который родится от Жены - Приснодевы Марии, и Своей крестной смертью и Воскресением упразднит власть диавола; и эта великая надежда наконец исполнилась».

Мысль о Первоевангелии, содержащем обетование о том, что семя жены сотрет главу змия, не столь уж часто встречается в текстах. Тогда как оно (обетование) является одним из самых главных.

Что же касается «духовной смерти Адама и Евы», вследствие их удаления от Бога, то именно она сделала их тела не только смертными, но и подверженными многим болезням во время жизни.

И получается, что возрождение к Духу - это и есть путь исцеления.При этом считается, что Святой Дух - это София… Святой Дух сначала сошел, как я понимаю, - на Закарию… Потом на Богородицу, потом на Иоанна Крестителя, Иисуса и апостолов, которые, в свою очередь, пошли проповедовать это знание во стороны света…

Причем они старались объяснять : как излечиваться :

«Вода живая - Дух, источник воды живой - Бог - толкует Иоанн Златоуст…

А в приделе Георгия Победоносца собора Святого Пантелеймона Целителя, в продолжение темы, размещается композиция о Святом источнике:

«Святой источник воды живой - драгоценная купель, украшенная с великим изяществом и увенчанная Крестом в блистании славы. Птицы небесные спускаются к ней, и овцы стад Божиих приходят утолить жажду и обрести жизнь вечную : «…кто будет пить воду, которую я дам ему, тот не будет жаждать вовек ; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную»…

Не случайно, статью о «Войнах за Живую воду» я писала четыре года назад в контексте Абхазии и её озера Рица. («Войны за «Живую воду»).

Уверена, что с учетом открытий современной науки можно прийти к правильному пониманию темы«Живой воды», как воды, освещенной «Духовным золотом», что я и сделала в статье «Золотая регенерация подрывает мировое финансовое статус-кво», а также в статьях про «Золотую кровь». Но в ходе работы над этими материалами мне представилась возможность понять, что я «переоткрыла» лишь малую толику того, что знал Иоанн Креститель, Иисус, Богородица, Мария Магдалина и апостолы. Отсюда и возник интерес к религии, потому что в ней, в виде «готовых формул», есть то, к чему мы идем долгим научным путем.

Просто мало кто может это понять, если не пришел к этому своей«эмпирической тропой»… Оттого и существуют разные тексты Евангелия.

Оттого и в трапезной монахов монастыря Святого апостола Симона Кананита росписи - уже, я бы сказала, для более посвященной аудитории.

Представлю их описание :

«Просторная трапезная, вмещающая до тысячи человек, расположена под колокольней западного корпуса обители. Расписывали стены трапезной волжские мастера - братья Оловянниковы. Внутренняя отделка помещения - витражные вставки окон в виде красных крестов и образы преподобных и подвижников Православия, которые расположены по всему периметру трапезной в два уровня: Святой СимеонДивногорец, живший в Антиохии в VI веке… Святой преподобный Иаков назван постником за свои постнические подвиги. Подвизался он в Финикии, в VI веке, имел дар чудотворения и власти над злыми духами. Величайший подвижник преподобный Антоний, основатель пустынножительства и отец монашества, получивший именование Великий, и святой преподобный Федор Студит, которые почитаются не только за великие подвиги свои и воздержание, но и как столпы Церкви, защищающей чистоту учения и веры православной от «мысленных волков» - еретический учений…»

Как видим, витражные вставки красных крестов являются ещё одним указанием и на «Мальтийский крест», история которого связана с традиционными территориями финникийцев - людей моря, а также и на «Красный крест» гуманитарной организации, цель которой - все тоже самое - Целительство…

«Госпиталь Духа…»…

Святой Воин Уар, римский военачальник обходил по ночам темницы и ухаживал за заключенными в них христианами: омывал и обвязывал им раны, приносил пищу. Святой Пантелеймон Целитель родился в семье знатного язычника и получил имя Пантолеон (Лев). Но стал христианином. Посещает в тюрьме христиан и лечит их именем Христа. Димитрий Солунский - римский проконсул, раздавший все свое имущество и начавший искоренять языческие обычаи, а язычников обращать к Христовой вере.

У всех примерно один путь. Все сумели «оседлать» своего внутреннего «огненного» Льва… и вырастить его до кондиции символического «Белого камня», конечной точки «долгого хода» из Собора Святого Марка в Венеции.Образ Воина, я думаю, выбран для того, чтобы показать, что именно человек обладающий безудержной храбростью (Лев, Арслан), обретая кондицию «Белого камня», либо близкую к нему, становится - Целителем.

«В алхимии лев символизирует непрерывную борьбу, солнечный свет, утро, королевский сан, победу. Крылатый лев выражает элемент огня - «философский огонь».

«В странах с буддийской традицией лев означал храбрость и благородство.

Фараона обычно изображали в виде льва.

Изображения льва как символа духа часто появлялись на амулетах и талисманах.

Лев также символизировал Север, с которым связан приход Будды…

Пророчество Исайи дает библейскую символику льва, мирно покоящегося рядом с овцой, что означает человека, трансформировавшего свою необузданную волю в мужество, силу и любовь…

Лев является атрибутом великомучениц Евфимии и Феклы, брошенных на съедение львам, пощадившим их

Лев ассоциируется и с Христом, называемым в Откровении Иоанна Богослова «Львом от колена Иудина».

Есть древние изображения Архангела Михаила, сидящего на Льве

Дурга - жена Шивы - как женский аспект духовной мощи - изображалась сидящей на льве.

Священные коровы - проекции Исиды, - разгневавшись, также превращались в львиц… (Энциклопедия символов, знаков, эмблем (М.: Локид-Миф, 1999)).

Воин - чаще всего Лев… Но его перспектива, если он идет правильным путем - Целитель.

Я полагаю, что именно об этом и говорило Тайное Евангелие Святого Марка, о котором сообщается в «Послание Климента Александрийского Феодору».

Процитирую его:

«…Теперь, что касается их постоянных рассуждений о боговдохновенном евангелии от Марка,

Апостол Марк во время пребывания апостола Петра в Риме записал все деяния Господни. Но, в действительности, он не возвестил всех деяний, и не намекнул на тайные… А когда Петр мученически умер, Марк пошел в Александрию, взяв с собой записи, свои и Петра. Из этих записей он перенес в свою первоначальную книгу те части, которые способствовали росту познания.

Таким образом, он составил более духовное евангелие для продвинувшихся к совершенству. Но он не разгласил того, что не должно произноситься всуе, и не записал иерофанического учения Господа, а только добавил к записанным ранее деяниям другие. Также, он присоединил некоторые изречения, толкование которых, он знал, возведет слушателей в святилище истины, за семь завес. Вот так, в итоге, он подготовил все без зависти, как я полагаю, и спешки и после смерти оставил свой труд церкви в Александрии, где он сейчас весьма надежно храниться, доступный для чтения только тем, кого посвящают в великие таинства.

Но поскольку нечистые духи всегда умышляют погибель человеческому роду, они воспользовавшись хитрыми уловками, заманить в свои сети одного пресвитера александрийской церкви и выманить у того копию Тайного евангелия, которое Карпократ истолковал согласно своим плотским богохульным представлениям…

Поэтому им, как я писал выше, ни в чем нельзя делать уступок, а когда они предъявляют свои подделки, нельзя признавать, что Тайное евангелие написано Марком. Но даже с клятвой это отрицать! Ибо не всякому человеку можно сказать всякую истину. Поэтому мудрость Божья возвестила через Соломона: «Отвечай глупцу по глупости его», показывая этим, что от тех, кто умственно слеп, свет истины должен быть сокрыт. И вновь подтвердила: «будет взято у того, кто не имеет», и «пусть глупец блуждает во тьме». А мы - дети света, озаренные «свыше восходом солнца», т.е. Духом Господним. А «где Дух Господень» - сказала она, - «там свобода», потому что «все чисто, для тех, кто чист».

Как видим, в связи со всей этой Абхазской историей, всплывает из тысячелетий тема Воина и Гуманиста- Целителя, Преображенного из Воина -Льва Более того, выясняется, что существовало тайное евангелие для Посвященных от Святого Марка … Среди этих посвященных были и коптские христиане. И Вероятно, подобно Собору Святого Марка в Венеции, Собор Пантелеймона Целителя на Новом Афоне, также является исполненным в камне, одновременно, и евангелием Святого Марка.

В связи с событиями в Абхазии не могу не обратить вниманиена то, что в символизме Лев - это ещё и образ Антихриста.

Т.е. тот военачальник, на которого не снизойдет Святой Дух - Премудрость Божия, и сознание которого не сможет стать хорошим «наездником» для его внутреннего «льва», вполне может стать источником апокалиптического сценария в апостольском Уделе Божией матери и на земле Адама и Евы…

Все материалы раздела «Новости, комментарии, ремарки»

Реклама

© Авторские права на идею сайта, концепцию сайта, рубрики сайта, содержание материалов сайта (за исключением материалов внешних авторов) принадлежат Наталье Ярославовой-Оболенской.

Создание сайта — ЭЛКОС