Персональный сайт Натальи Чистяковой — Натальи Ярославовой
Natalia Chistiakova—Natalia Yaroslavova’s Personal Website

Всё храмостроительство при Псковском Князе Ярославе Оболенском в Пскове и Москве. Оплоты православия и стратегические погосты. Древнее Псковское зодчество. Ч.2

    • Псково-Печерская Божия Матерь в 1581 году «пришла» на защиту Пскова от Стефана Батории из Псково-Печерского монастыря, основанного при Князе Пскова Ярославе Оболенском в 1473 году./1/
    • Войска Стефана Батории в 1581 году бегут от небесного воинства, пришедшего на защиту Савво-Крыпецкого монастыря Иоанна Богослова, основанного при Князе Пскова Ярославе Оболенском. 22-е клеймо иконы Саввы Крыпецкого./1/
    • Скамейка у места исцеления преподобным Саввой княгини Оболенской - родоначальницы князей Ярославовых
    • Ярославов мост на карте. Дороги от Пскова до Иоанно-Богословского Савво –Крыпецкого монастыря
    • Ярославов мост. Фотографии 1960 и 2010 года
    • Благовещенский собор Кремля - домовая церковь Великих князей.Казна. 1484 год /1/
    • Построенный по подобию Благовещенского Собора Кремля - Федоровский государев собор СЕИВ конвоя в Царском селе (Пушкино). Начало XX века /35/
    • Церковь Ризоположения на митрополичьем дворе. Московский Кремль. 1484-1485 годы /1/
    • Церкви Богоявления, где строили Новое Примостье в 1485 году
    • Георгиевский собор Юрьева монастыря. XIII век. «Георгиевская линия» Из книги Е.Морозиной о псковском зодчестве /1/
    • Церковь Георгия Победоносца в Камно."Георгиевская линия" /1/
    • Карта Пскова. Полонище. Застенье, Завеличье, Запсковье, Средний город, Кром /40/
    • Храм Георгия Победоносца - Покрова Божией Матери на Псковской горке в Москве,куда переселяли Псковскую знать. Покровка (Варварка) в московском Зарядье. «Георгиевская линия»./37,38/
    • Церковь Нерукотворного образа или Образская. Построена за месяц до смерти Князя Ярослава Оболенского. 1487 год
    • Церковь Анастасии Римлянки, построенная по обету за несколько дней до смерти Князя Ярослава Оболенского 4 октября 1487 года
    • О погребении Князя Ярослава Оболенского в Троицком Соборе Пскова. /1/
    • Троицкий собор Псковского Кремля, где похоронен Князь Ярослав Оболенский /1/
    • Никольская церковь в Видебелье, построенная братьями Сабуровыми при Иване III и архиепископе Спиридоне /1/
    • Купола Никольского собора. На барабане надпись об образовании храма./1/
    • Село Остров (А.Г.Орлов)-резиденция царей в Подмосковье. Церковь Спаса Преображения , построенная псковичами, 1525 год ? /1/
    • Колокольня столп Снетогорского монастыря , которая раньше была шатровой, как обнаружила Е.Морозкина, полагая что это Постник Яковлев
    • Церковь Вознесения в Коломне, каменный шатер которой считают первым. Вероятно ,вторая шатровая , а не первая
    • Покровский собор «Василия Блаженного». Соавтор проекта и строитель псковский зодчий Постник Яковлев. И Казанский кремль с Благовещенской церковью Постника Яковлева /1/
    • «Духовный Псков» в XV веке по Г.Я.Мокееву, воспроизведенный в образе Собора Василия Блаженного. Псков, музей
    • Свияжск. Успенский собор построенный псковскими мастерами под руководством Постника Яковлева и Ивана Ширяя в 1555 году при воеводе И.П.Челяднине /1/
    • Остров Свияжск./1/
    • Казанский Благовещенский собор, построен псковичами во главе с Постником Яковлевым и Иваном Ширяем по прозванию Барма. 1555 год
    • Палаты Меньшикова – «Дом Яковлева» из Постниковых в Пскове. До Постниковых - дом С.Ф.Сабурова./1/
    • «Дома Постниковых». Династия Постника и Постниковых. Псков /1/
    • «Дом Печенко» (Печенкины) в Пскове./1/
    • «Реплика» куполов Покровского собора (Василия Блаженного) в Челяднино-Бирске на реке Белой , в храме Михаила архангела (трехкупольного), который дважды посетил император Александр I /1,36/
    • Волоколамский р-н, церковь в с.Осташево псковско-новгородского стиля Олега Брянского (Серафима Саровского) - усыпальница семьи К.К.Романова (К.Р.)./1/

© Н.Б. Ярославова-Чистякова
24 апреля -3 мая 2014 года

Часть первая
Часть вторая

1484 Псков - Крыпецы

Ярославов мост, в период 1475 - 1487 годы

История Ярославова моста такова, что после исцеления своей княгини в Савво – Крыпецком монастыре молитвами Саввы Крыпецкого, князь Пскова Ярослав Оболенский вырубил для этого моста просеку длиной 3 версты. И уложил дорогу через болото бревнами и досками. Вот эта дорога, проложенная родоначальником князей Ярославовых через болота к Крыпецкому монастырю - и получила название Ярославов мост:

«В благодарность князь Ярослав повелел устроить мост через большое болото в обитель святого. И до сего дня дорога эта зовется Ярославов мост» /1/.

Фотографии Ярославова моста: и в 1960 году, и в 2011 году приводятся в книге о «Крыпецкой обители». Также как и фотография скамьи у места исцеления княгини Оболенской (урожденной Сабуровой) преподобным Саввой.

Согласно Е.Болховитинова основан Крыпецкий монастырь в 1475 году ( стр. 356 «История Княжества Псковского»). Официальное решение о Крыпецком монастыре на Вече принималось в 1487 году, в т.ч. в связи с московской централизацией.

Вот в эти годы, приходящиеся на первое и второе княжение Ярослава Оболенского, и обустраивался монастырь.

Ярославов мост к Иоанно-Богословскому Савво-Крыпецкому монастырю был построен по дороге, проложенной через Торошино.

В Торошино стояла, связанная с монастырем, Ильинская церковь, которую Е.Морозкина относит к XVI веку:

«Разрушенная церковь в Торшине XVI век…» (т.2. стр. 192. /1/).

«Означенная Ильинская церковь состоит Псковского уезду в (Б)ельской засады в Торошинской губе при реке Торошинске (видимо, Торишинке.-Е.М.) … Можно предположить, что каменная церковь появилась на этом месте, когда монастырь вошел в силу».

Названную Бельскую засаду и Кобыльский уезд разделяла река Толба (Толва). А Бельскую и Заклинскую засады разделяла река Пскова. /22/

На реке Толбе уединенно жил Савва Крыпецкий, прибывший в Псков из Константинополя, прежде чем, удалившись, выбрал место среди болот, где и основал монастырь в 15 верстах от Толбы /23/

«В расположении столпов Торошинской церкви М.Алпатов и Н.Брунов видят кавказское влияние». Тогда как, Ю.П.Спегальский обращал внимание на аналогию церкви в Торошино с храмом Вознесения в селе Коломенском.

Решение барабана, по мнению Е. Морозкиной, тоже можно было истолковать, как отголосок московских форм.

«Внутри в западной части церкви были устроены ниши, напоминающие ниши для сидения собора Крыпецского монастыря (1557 год). Торошинская церковь единственный пока известный памятник, который по своему наружному убранству приближается к собору Елеазарова монастыря, что также подтягивает дату Торошинской церкви к XVI веку» (т.1.стр. 350. /1/)

Быть может, напротив, Елеазаров монастырь, известий о строительстве которого нет в псковских летописях - это продолжение того, что было начато в Ильинской церкви села Торошино… И Торошинская Ильинская церковь предшествовала ему ?

Ильинские церкви в Пскове тяготеют к XV веку, как , в частности, церковь Ильи в Выбутах. При князе Пскова Ярославе Оболенском была построена и ц. Святого Духа в Ильине монастыре. Произошло это в 1484 году, вскоре после того, как была построена Духовская церковь в Троице-Сергиевой Лавре.

Уже в XX веке из Савво – Крыпецкого монастыря, к которому вел Ярославов мост и на пути к которому была построена церковь Илии в Торошино, прозвучало пророчество о пророке Илии.

«Преподобный Корнилий Крыпецкий высоко чтил память пророка Ильи. Приходивших к нему побуждал молиться этому ветхозаветному праведнику. «А то плохо будет», - говорил старец. … Преподобный призывал к тому, чтобы «имя Илии пророка во всех церквах поминали на отпусте священники: когда поминаются имена трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустаго и Николая Чудотворца и за ними поминать во всех церквах имя Святого Пророка Божия Илии, и тогда будет мир и благодать Божия разольется по всей земли, и будет великий урожай хлеба, такой, которого никогда и не было».

«О пророке Илии, с началом поминания которого во всех церквях возродится Россия, защищенная от возмездий молний, грома и пожаров»

1484 Псков

Каменная стена в Запсковье . От реки Пскова до Мишариной горы . И от реки Великой до Богоявленской стены. 1482-1484

«Запсковляне Богоявленского конца заложили каменную стену, свою треть, от реки Псков с Мишариной горы и чрез два года свершили, а на осень покрыли. На весну 1484 года соседи их Козмодемьянского конца заложили свои две части стены от Великой реки до Богоявленской стены» (стр. 359. «История княжества Псковского»)

В 1482 году деревянная часть стены на Запсковье заменена каменной стр. 189 т.2.

1484 Псков

Церковь Афанасия, Доманова стена, Псковский кром

«В лето 6992. Поставлена бысть церковь в Домантове стене иже в святых отца нашего Афанасия… распадошася ; и в тех же каменех новыя поставиша» /1/.

Афанасий Великий - это архиепископ Александрийский, один из отцов греческой церкви, боровшийся с арианством, автор учения о Святом Духе.

Вероятно, при Князе Пскова Ярославе Оболенском церковь перестраивалась в каменном варианте, т.к. есть более раннее упоминание о ц. Св.Афанасия, как обетной, «поставленной в один день»:

«…в един день совершивше, и освещша, и службу сотвориша всем священым собором, дабы преставил Бог належащую болезнь смертную». Летописные известия о церкви не информативны и противоречивы: ее местоположение не указано, да и даты постройки в летописях разные. Поскольку в Пскове известна лишь одна церковь с таким посвящением, то очевидно, что как обыденная первоначально была сооружена церковь Св. Афанасия в Довмонтовом городе» /24/.

1484 Псков

Церковь Николы на Волку

«В лето 6992. Поставлена бысть церковь … Святого Николы на Волку … распадошася ; и в тех же каменех новыя поставиша».

Митрополит Е.Болховитинов, упоминая церковь Николы на Волку, заметил, что ее местоположение находится "в трех верстах от Пскова".

При князе Ярославе Оболенском церковь была построена, можно предположить, в камне, после дерева, поскольку и в 1395 году упоминается церковь Николы на Валку .

«Захарий Костроминич посадник псковский, в 1395 г. построил церковь во имя св. Николая на Валке (в Пскове на Завеличье) и при ней монастырь, приписанный в 1651 г. к Саввину Сторожевскому монастырю и упраздненный в начале XVIII столетия…/25/. Цитата, которую Е.Морозкина датирует 1484 годом в ряде источников почему-то отнесена к 1395 году, в той же редакции.

Однако Ю. П. Спегальский к 1395 году относит «….строительство церкви Николы с гребли … Сведения о строительстве церкви Николы действительно содержатся под этим годом в Псковских 1-й, 2-й, З-й летописях. Во всех трех списках упоминается и заказчик храма - посадник Захария Костроминич» /26/.

Интересно, в данном случае, само упоминание Захария Костроминича, чье имя совпадает с именем основателя Ипатьевской обители, хотя годы и разные.

Костромского боярина Захария упоминает, в частности, Д.Балашов в его романе «Младший сын». Речь идет о временах конфликта Москвы и Твери, когда Юрий Данилович силой оспаривает Великий стол у князя Михаила Ярославова Тверского в нарушение лествичного древнего счета. Престарелый костромский боярин Захарий Чет, потерявший сына Александра, к которому обращается Борис Данилович, отказывается поддержать князя Юрия Даниловича, не имеющего ярлыка хана /27/.

Надо сказать, что имена в таких родах, как у Захария Чета, повторялись. И можно предположить, что псковский посадник Захария Костроминич, упоминаемый в 1395 году, – потомок костромского Захария Чета. Тем более, братья бояре Сабуровы строили церковь в Псковском Видебелье в начале XVI века. И в этом, вне всякого сомнения, есть отражение псковского периода истории их предков.

С уверенностью можно сказать, что отцом посадника Захария Костроминича был посадник Левонтий Кострома. Название города Кострома, тоже произошло от Костер.

Обращает на себя внимание тот факт, что именно церковь Николы на Волку была приписана к Савво-Сторожевскому монастырю в то время, когда большой интерес к московскому монастырю Звенигородского Саввы стал проявлять царь Алексей Михайлович.

Таким образом, вместе с Савво-Крыпецким монастырем , основанным при Псковском князе Ярославе Оболенском, и Саввиной пустынью, приписанной позже к Псково-Печерскому монастырю, основанному при князе Ярославе Оболенском, в Пскове появилось в XVII веке подворье Саввы –Сторожевского монастыря в церкви Николы на Волку, тоже построенной при князе Пскова Ярославе Оболенском.

1484 Москва

Церковь Ризоположения на митрополичьем дворе , 1484-1485 годы

«….Церковь Ризоположения построена в 1484-1485 годах псковскими зодчими на месте сгоревшей от пожара одноглавой церкви, возведенной в 1451 году митрополитом всея Руси Ионой. До середины XVII века она служила домовым храмом московских митрополитов, а затем патриархов всея Руси.

Церковь была возведена в память чудесного избавления Москвы от нашествия татар 2 июля 1451 года, когда многочисленное войско татар подошло к городу, но внезапно, бросив все награбленное, отступило. Это событие также совпало с церковным праздником Положения Ризы Богородицы. В память этого знаменательного события и была названа церковь…» /28//

В 1482 году Паисий Ярославов завершил свое игуменство в Троице-Сергиевой Лавре, но в 1484 году, когда начали строить церковь Ризоположения, как воспреемник при рождении детей Ивана III и его духовник, он находился рядом с Великим князем Московским.

Из Троице-Сергиевой Лавры старец Паисий Ярославов ушел «потому что "не мог обратить чернецов на путь Божий, на молитву, пост, воздержание, они хотели даже убить его...". После ухода из Лавры он - в Москве: «В 1484 г. великий князь советуется с ним по делу митрополита Геронтия (рассорившегося с князем и хотевшего оставить митрополию), и уговаривает Паисия быть митрополитом, но тот все-таки отказался; как причину отказа, летописец приводит вышеупомянутый факт его неудачного игуменства….».

Будущий домовой храм московских митрополитов псковские зодчие могли, как раз, и строить с учетом описанной выше ситуации, когда Паисий Ярославов был уже не игумен Троице-Сергиевой Лавры и шли переговоры о том, что он станет митрополитом Московским и всея Руси.

Обращу при этом внимание, что в годы, о которых идет речь, элиты Ярославского, Тверского, Новгородского княжеств, в т.ч. бояре и князья, в связи с «собиранием земель», переселялись в Москву.

Дабы избежать недобровольных переселений и в поисках новых возможностей, некоторые бояре постригались в монастыри.

И судя по тому, что Паисию Ярославову угрожали ситуация в Троице-Сергиевой Лавре могла быть близка к реальности тех лет, описываемой Е.Морозкиной в псковском Снетогорском монастыре:

«Псковские монастыри первоначально являлись хозяйственными объединениями под защитой церкви. У них не было строгих уставов, а часто – никаких. Иноки Снетогорского монастыря не подчинялись церковным порядкам, не ходили на службу, если и пили «свою силу» и носили «шюбы на пуху». Порядки начинают вводиться только со второй половины XV века. Языческие обряды и игрища процветали во Пскове XVI века. Иностранный путешественник в конце XVI века видел близ Пскова языческих идолов (Путешествие Вундерера, 1590 год). Сверх того, в XIV –XV веках во Пскове распространилась ересь стригольников, в которой было много светского. Она была отголоском западного Возрождения»/1/…

Из Снетогорского монастыря, надо сказать, вышли многие псковские подвижники. Не исключено, что они уходили , как раз, из-за этих «шюб на пуху» и хозяйственной деятельности монастырей. При этом, ровно на годы правления Князя Пскова Ярослава Оболенского приходятся времена , когда в монастырях начинает вводиться порядок.

Поясняет происходившее пример Сретенской церкви на поле, построенной псковскими зодчими в 1482 году, описание которой представлено выше (Ч.1.), где есть и упоминание посла Украинцева, в частности, в следующей цитате:

"...в 1385 г. поставили деревянную церковь святой Марии Египетской, а в 1482 г.- каменную. Известно, что в 1700 г. сюда были помещены мощи святой Марии, привезенные из Константинополя послом Емельяном Украинцевым».

Фамилия названного посла Емельяна Украинцева рядом с фамилией купца Ярославова встречалась мне ранее в статье о церкви Святой Троицы на Хохловке в Москве (ныне Хохловский переулок близ Покровки ) «На скрижалях истории» автора Леонида Вайнтрауба. На схеме дворов церкви под номером 6 обозначен двор московского купца Ярославова. Рядом с церковью старинные палаты дипломата, думного дьяка Емельяна Украинцева, возглавлявшего российскую внешнюю политику на посту начальника Посольского приказа в последние годы семнадцатого столетия… Затем здесь располагался Архив Коллегии иностранных дел. Палаты гетмана Мазепы.

В приведенном, как пример, случае, это не столько внутрицерковная хозяйственная деятельность церкви на Хохлах, сколько внешнеторговая.

Договоренности о правилах внешней торговли были частью договора с Ливонским орденом, заключенным при Князе Пскова Ярославе Оболенском в 1473(4) годах.

Места торговли должны были отделяться от Святынь, что соблюдала Великая Княгиня Ольга. Но поскольку монастыри были ещё и крепостями сюда , под двойную защиту, стремились купцы и торговцы. Сначала это были только «свои купцы», иностранных - не пускали. Но и «свои купцы» привносили в монастыри их торговую ментальность. В итоге - и «шубы на пуху», и отсутствие аскезы. Большое церковное имущество привлекало тех, кто любит богатство. Поэтому старец Паисий Ярославов и выступал против монастырского имущества.

Паисию Ярославову, по его системе взглядов, полагаю, было не сложно отказаться от перспективы служить и жить в домовом храме московских митрополитов и патриархов – прекрасной церкви Ризоположения, построенной в Москве псковскими зодчими, если он считал, что принесет пользы больше, не будучи митрополитом. Бывший архимандрит Симоновского монастыря Геронтий, после этого отказа Паисия Ярославова, продолжил быть митрополитом Московским и Всея Руси ещё несколько лет.

1484 Москва

Благовещения на Великого князя дворе, 1484 год

«Благовещенский собор Московского Кремля являлся домовой церковью правителей – князей и царей….

Предполагают, что в конце 13 – начале 14 века на месте современного храма стояла деревянная церковь на каменном основании. Построил ее сын Александра Невского - князь Андрей Александрович Костромской, Владимирский, Новгородский Городецкий.

Позже, великий князь Иван III поручил построить свою домовую церковь зодчим города Пскова. Сооружается новый белокаменный храм с подклетом (нижним этажом). У восточной стены его строится двухэтажное хранилище - Казенный двор, где хранилась государева казна.

При Иване IV в 1563 году, когда был освобожден древнерусский город Полоцк… в честь победы на четырех углах крытой галереи храма возвели четыре небольшие одноглавые церкви-приделы…..

Так трехглавый храм в 1564 году стал девятиглавым. В нем совершались венчания и крещение детей правителей…..Храм построен в традициях раннемосковского зодчества с элементами псковской архитектуры… Элементы псковской архитектуры проявляются в украшениях барабанов глав – бегунец и поребрик выложены из кирпича. На апсидах - аркатурный пояс, похожий на пояс Успенского храма. Так псковские мастера объединили две святыни в единый ансамбль /30/.

Е.Морозкина уделяет особое внимание псковскому трехглавию. Трехглавые храмы вместо одноглавых появились вместе с увеличением числа приделов .

Трехглавие было у Троицкого собора Пскова 1367 года. Трехглавыми были псковские церкви Петра и Павла с Буя и Успения с Паромени. Церковь Воскресения Христова , построенная в 1344-45 годы в Довмонтовом городе.

«Псковское трёхглавие имело и других предшественников: псковский Иоанновский собор XIII века (в Завеличье) и Благовещенский собор, построенный псковичами в Москве в 1484-1489 годах….». (т.2. стр.207./1/).

Как видим, трехглавость Благовещенского собора Кремля она выделяет, как прообраз для других храмов, созданных по «псковскому образцу».

В построенном псковичами Благовещенском соборе (1484-1489) Московского Кремля» есть также тайник в западной части хор. Он упоминался мною в описании Мелётовской церкви (имеющей подобный тайник), которую считают упрощенной версией Троицкого собора Пскова. Е.Морозкина, обращаясь к теме тайников, ссылалась на статью К.К. Романов «Мелётово как источник истории Псковской земли» (т.1.стр.1./1/).

Псковской интерпретацией московского мотива - барабана Благовещенского собора 1484 -1489 года, построенного, повторю, псковичами, является Аркатура на барабане собора Елеазаровского монастыря (стр. 82 /1/). Т.е. в Псков через Москву вернулось псковское зодчество.

Благовещенский собор Кремля стал прообразом для Федоровского собора Царского села в начале XX века, после того, как сменили архитектора и отказались от первой версии проекта храма.

«…20 августа 1909 г. в присутствии Императорской семьи состоялась торжественная закладка храма.

Первоначальный проект храма для Собственных Его Величества Конвоя и Сводного пехотного полка был составлен профессором архитектуры Александром Никаноровичем Померанцевым. Проект был выполнен в стиле эклектики и имел преобладание черт барочной архитектуры, за что и был подвергнут критике. В начале 1910 г. новый проект был поручен академику архитектуры Владимиру Александровичу Покровскому . По настоянию Императора Покровский принял за образец Благовещенский собор в Московском кремле …».

Сводно-гвардейский батальон, для которого строился этот Федоровский храм, был создан после убийства императора Александра II 23 марта 1881 г. для несения службы при императоре.

Уже при новом императоре Александре III глава СЕИВ конвоя П.А. Черевин, внук М.М.Ярославовой, в октябре 1881 года именным императорским указом был назначен на должность «Главного Начальника Охраны» императора. Эта дата считается датой основания ФСО /31/.

Решение о сводно-гвардейском батальоне очевидно принималось П.А.Черевиным, с учетом предыдущей должности.

Отец матери П.А.Черевина - Ф.П. Ожаровский был управляющим Царского села. И в Царском селе разместились: Казармы Собственного Е.И.В. сводного пехотного полка, Офицерское собрание Собственного ЕИВ конвоя, Церковь Собственных Его Величества Конвоя и Сводного пехотного полка - Фёдоровский Государев собор, офицерские казармы и «Сторожевая башня», суть – дозорная, суть – столпы.

Т.е. это тоже были «сторожевые функции», только если Князь Ярослав Оболенский защищал Псков и Псковское княжество, то его потомок П.А.Черевин, от М.М.Ярославовой - защищал династию Романовых. Это большая разница. Потому что династия тоже должна охранять страну.

Федоровский государственный собор в Царском селе, таким образом, стал «упрощенной копией» Благовещенского собора Кремля, построенного псковскими зодчими. В этом есть повторение того, как Мелётовская церковь на границе Пскова и Новгорода стала упрощенной копией прежнего Троицкого собора Пскова.

1484 Псков

Церковь Святого Духа в Ильине монастыре. 1484 год

«1484 Совершена каменная церковь святого Духа в Ильине монастыре». (стр. 359 «История княжества Псковского»).

«об Ильинском монастыре на сегодняшний день известно очень мало: нет информации о времени его создания, местоположение обители также известно только ориентировочно …Ильинский девичий монастырь на Завеличье упоминался в псковских летописях в связи с осадой Пскова войсками шведского короля Густава Адольфа, когда батареи шведских пушек были установлены на возвышенностях у Ивановского и Ильинского монастырей и били по Варлаамской башне на противоположном берегу». Однако при Екатерину II он был ликвидирован, также как монастырь Островский на р. Волге и почему-то всего лишь за два с половиной столетия следы его исчезли и найти его долго не могли.

Лишь только «В начале сентября 2008 года археологи Обнаружили ! кельи Ильинского монастыря на Ольгинских раскопах на улице Горького в Пскове. Археологи и ранее высказывали предположения о близости исследуемой площадки к монастырю, о чем говорил « состав находок – резной крест из слоновой кости, каменная иконка, вислые свинцовые печати…» . А в начале сентября «был раскрыт ряд небольших монашеских келий, вырубленных в известняковой скале. Размеры комнат примерно 2 метра на 2,5 метра, в скальный материк они углубляются на метр. Наземная часть келий – это сложенные из известнякового плитняка на глине тонкие стенки, перекрытия….В кельях сохранились развалы маленьких печей, на известняковых стенах заметны следы врубки деревянных полатей-лежанок» /32/.

Густава II Адольфа называли «Снежный король» или «Лев Севера».

Именно Густав II Адольф оттеснил Россию от Балтийского моря. Утрату выходов к Балтийскому мою царь Алексей Михайлович Романов закрепил Столбовским миром 1617 года ради своего сохранения на престоле, потому что это были годы Смуты и его положение было шатко.

За сохранение на престоле были отданы города Ям (Ямбург), Ивангород , Копорье около Ломоносова, (Крепкий Орешек – Шлиссельбург (Нотебург) и (Приозерск на корельском перешейке (Кексгольм )

«Густав Адольф радовался достигнутым результатам и сказал пред сеймом: «теперь русские отделены от нас озёрами, реками и болотами, через которые им не так-то легко будет проникнуть к нам».

Псков Густав II Адольф, так получается, атаковал от церкви Святого Духа Ильинского монастыря.

А сам Ильинский монастырь после подписания Столбовского мира, был напоминанием о «Северном Льве».

«Сокрытый царский культ Марии Магдалины Тиверской русских цариц лебединых родов и Худа – Яра»
«Портрет «Неизвестной Ярославовой» - аристократки из столицы, написанный «щетинной кистью» вместе с портретами других урожденных Ярославовых»

1485 (6) год Псков

Новое Примостье. 1485-1486 годы

«Осенью за счет поставлен новый мост через реку Пскову за 60 рублей серебром»… ( стр. 360 «История княжества Псковского»).

«В XV веке место у Богоявления называлось Новым Примостьем, так что возможно, что в 1485 году мост был построен там, где встала церковь Богоявления с Запсковья (1495 год)». (т.2 стр.183).

Строительство нового моста могло быть связано с тем, что в этом районе уже к названному 1485 году находилась Церковь Богоявления с Кстовы. И по предположению В.Охотниковой рядом располагалось подворье Савво-Крыпецкого монастыря Иоанна Богослова, устав которого был утвержден при князе Пскова Ярославе Оболенском.

Высказывая свое предположение, В.Охотникова, ссылалась на то, что автор житий Псковских святых Василий - Варлаам, которого называют игуменом Иоанно-Богословского монастыря Саввы-Крыпецкого « в 1555 г. закончил житие Саввы (Крыпецкого) описанием 12 чудес». В 1560 году он дополнил текст жития ещё 5-ю чудесами. Всего, в окончательной версии, чудес 22. При этом «главным действующим лицом «пяти чудес 1560 года» является Феодосий, пономарь церкви Богоявления с Кстовы». Одновременно, В.И.Охотникова обращает внимание на то, что все излечившиеся « по чудесам» , имели так или иначе отношение к церкви : «…Собранный …материал дает основание утверждать, что церковь Богоявления с Кстовы играла в духовной жизни Пскова заметную роль и каким-то образом была связана именно с Крыпецким монастырем».

В поисках некой связи, по всем признакам, присутствующей между Крыпецким монастырем и Кстовской церковью, В.И.Охотникова анализировала также житие Никандра Псковского (Пустынножителя), которому юродивый Никола около церкви Богоявления «именуемо во Кстове» пророчил ему «страсти пустынные». И после этого будущий Никандр принял постриг в Крыпецком монастыре».

На родине Никандра , в Видебелье на реке Черехе, впадающей в оз.Черешно около г.Остров , бояре Сабуровы - родственники жены князя Пскова Ярослава – Оболенского, уже при архиепископе Новгородском Серапионе (ум.1516 г.), бывшем игумене Троице-Сергиевой Лавры после Симеона, духовным отцом которого был Паисий Ярославов, построили церковь Николая Чудотворца.

Храмостроительство самого Князя Пскова Ярослава Оболенского, о котором идет речь, началось с пещер церкви Успения Богородицы Псково-Печерского монастыря, куда из города Юрьева (Дерпта) после казней 72 мученников в праздник Богоявления (1472 год) , перебрался священник Георгиевской церкви - Ионна. Этой исторической памятью может объясняться появление подворья Крыпецкого монастыря около ц. Богоявления и несколько церквей Богоявления практически рядом на правом и левом берегу реки Псковы.

В.Охотникова упоминается ещё один интересный факт, связанный с ц.Богоявления у Нового Примостья, в частности, в контексте того, что Князя Пскова Ярослава Оболенского называли Стрига, также , как и его брата:

В конце XVII в. из церкви Богоявления с Кстовы были вывезены на Печатный двор в Москву 12 служебных миней XII-XIII в. В Сводный каталог славяно-русских рукописных книг XI-XIV вв. включено 5 рукописей из Богоявленской церкви с Кстовы; это единственная церковь в Пскове, (и не только в Пскове, если судить по каталогу), из которой было вывезено такое большое число древних рукописей».

Именно в Кстовской церкви Богоявления Пскова работало большое число книжников , тогда как Стригами называли и тех, кто возрождал школы книжного учения при монастырях, как это было в европейских монастырях, которые уделяли большое внимание образовательной деятельности.

Изучая эту тему, я не нашла подтверждения того, что Стрига указывает на стригольничество. К тому же , Князь Пскова Ярославов Оболенский участвовал в храмостроительной деятельности в Москве вместе с заволжским старцем Паисием Ярославовым , в бытность его перед назначением игуменом Троице-Сергиевой Лавры и игуменом Троице-Сергиевой Лавры.

Е. Морозкина в её книге упоминает о стригольничестве, как об отголоске Западного Возрождения «Сверх того, в XIV –XV веках во Пскове распространилась ересь стригольников, в которой было много светского. Она была отголоском западного Возрождения» (стр. 268).

Под псковским стригольничеством понимали также особую связь с иудаизмом.

Если речь идет о книжничестве, то Князь Ярослав Оболенский, вне всякого сомнения, имел к нему отношение, как и исихаст, нестяжатель Паисий Ярославов.

Нестяжателем Е.Морозкина называет и Савву Крыпецкого, прибывшего непосредственно в Псков из Литвы. Возможно, его прибытие, как и прибытие Ионны было связано с притеснением православных в Юрьеве.

Если говорить о князьях благородного происхождения, Стрига, как видится, имело контекст чародей, жрец: « Георгий-Ярослав считался «Волчьим пастырем», который может «Белым Волком - Зверем Вещим» вести за собой «волчью стаю». Или ещё пример, «Слово о Полку Игореве», в котором описывается, как Игорь посещает храм в честь своего бегства из плена и как обращается в волка».

В «Слове о полку Игореве» упоминаются и «Стрибожьи чада!...» и «Мстиславичи - Шестокрыльцы» княжеского рода, что имеет прямое отношение к Пскову. Упомяну также Стригу на вершине собора Нотр Дам де Пари, на витражах которого изображена книжница Анна Ярославна - королева Франции, где под Стригой , вероятно, понимается связь с Предками. Возможно, как «Поток-Богатырь» А.Толстого.

1485-е . Георгиевская линия. Дорога из Пскова в Псково-Печерскую Лавру, через Сенно, Печки, Корлы, Камно

Церковь Георгия Победоносца в Печки. 1483 год

«1483 год построены церкви св.Афанасия , Св.Николая на Волку или Волоку , или Волоку , и св. Георгия в Печках» ( стр. 359. «История Княжества Псковского»)

«Деревня Печки впервые упоминается в псковских ле¬тописях 1480 года в связи с битвой псков¬ских ополченцев с немцами. В том году немецкие войска осаждали Изборскую крепость. Изборяне мужественно защи¬щались и немцы, не выдержав длитель-ной осады, сняли её и стали грабить и жечь окрестные деревни. В летописи записано: «И средотошися в Поцкой губе у озера псковская сила с немецкой силой и ударишеся сторожевой псковский с немецким сторо¬жевым полком, а большая рать устояла и псковская и немецкая, и поехаша прочь псковичи ко Пскову, а немцы прочь побежаша».

Из этого описания видно, что где-то не¬далеко от Халаханыш в районе деревни Печки и произошло это событие. Воз¬можно, в намять какой-нибудь из этих битв и поставили паши предки громад¬ный каменный крест на видном месте у деревни Халахальни, рядом с древней до¬рогой, идущей из Изборска на Псков, через Сенно, Печки, Корлы, Камно…»/33/

Названный в процитированной статье 1480 год - это год перед тем , когда Князь Пскова Ярослав Оболенский ходил в свой знаменитый Ливонский поход с Иваном Булгаком.

Летописи описывали эти события, происходившие около д.Печки , рядом с устьем реки Великой так:

«…В лето 6988 (1480)… тогда поганыи , възъяривися и попухнев лицем, прииде с своими силами к Пскову, августа в 20 день, съкрежетища своими многоядьными зубы на дом святыя Троица и на мужеи Пскова…»

А за свою Троицу Псковичи стояли , как новгородцы за Святую Софию.

«Троицкий собор издревле является не только главным зданием, но и символом Пскова: если новгородцы говорили: «кде София, ту и Новгород», то псковичи в трудную минуту обращались друг к другу: «Братья … мужи псковичи, постоим за святую Троицу».

Сначала псковичи попросили у Великого князя подкрепление:

И в 1480 году «князь великий прислал воеводу своего Андрея князя Микитинича и с людьми своими в Псков по псковьскому челобитию , в помочь псковичам на немцы , и даша псковичи подворье Пески и Броди», то есть в монастырях над Псковою , где стояли церкви Николы с Песок и Богоявления с Брода (т.1. стр. 229./1/).

Но местные бои продолжались. Поэтому неожиданно Князь Ярослав Оболенский, уже когда выпал снег, пошел в свой поход на замок магистра, чтобы они больше не тревожили псковичей.

«Князь Ярослав Оболенский, первый за всю историю России, перешел от обороны к стратегическому наступлению на Ливонский орден, что особо выделяет д.и.н. Ю.Г.Алексеев в его книге «Государь всея Руси»:

«Впервые за всю историю войн с Ливонией русские войска перешли от стратегической обороны к стратегическому наступлению, проникли к самому сердцу владений магистра; впервые за двести лет над Орденом была одержана действительно большая победа. Времена безнаказанных нападений Ордена на Псков прошли безвозвратно. Мирный договор 1 сентября 1481 г.— первый договор, заключенный единым Русским государством».

Таким образом, если церковь Георгия Победоносца в Печки посвящена победе, связанной с событиями 1480-1481 года, то речь может идти только о победе Князя Пскова Ярослава Оболенского . При том, что имя Ярослав на Руси равно Георгий и Юрий.

В 1905 году церковь Георгия Победоносца в Печки была переустроена по оригинальному проекту:

«Церковь Спаса Преображения. Псковская область, Печорский район, дер. Печки. По преданию храм в Печках был возведен в честь св. великомученика Георгия Победоносца в 1483 году. В 1905 году было совершено полное его переустройство. Строительство существующего храма началось в 1905 году, освящена церковь в 1910 г. Церковь построена в псевдорусском стиле, в духе архитектуры XVII в. Композиция храма оригинальна. По сути это два храма: Георгиевский и Преображенский. Двухъярусный иконостас Преображенской церкви изготовлен в г.Вильно. На басовом - самом большом колоколе - клеймо с "Георгием-змееборцем" и трудно читаемой надписью... /33/.

«Потомки Мстислава Гаральда: Основатель Ливонского ордена Вальдемар II

Церковь Георгия Победоносца в Камно

Эта церковь «датируется ориентировочно. По утверждению Ушакова, церковь существовала раньше 1426 года : она построена на месте частых сражений и посвящена воину. Однако Георгий считался покровителем Москвы - это может свидетельствовать о том, что церковь не из ранних…

Погост Камно находится в семи километрах от Пскова в верховьях реки Каменки , которая впадает в Псковское озеро близ устья Великой . Название реки «Каменка» и погоста «Камно». Легко объясняет каменная псковская земля. Каменка начинается двумя истоками. Между пойм древнее городище, поросшее лиловыми колокольчиками . Церковь стоит вне городища , видимо, на месте древнего кладбища, сохранившегося по традиции. Камно прославилось неоднократными сражениями псковичей с иноземцами : то те , то другие становились «станами на Камне». Это можно объяснить связью с озером, естественными рубежами, и тем, что на городище легко было крепиться , и тем, что Камно лежит на подступах к Пскову» (т.1, стр.165. /1/).

В плане, если говорить об архитектуре, « церковь Георгия Победоносца в Камно почти совпадает с церковью Илии в Выбутах» ( т 1 стр. 165. /1/

Церковь Георгия Победоносца в Камно Е.Морозкина называет в ряду церквей XVII века , но при этом точно не датированых:

«Сохранившиеся церкви , приписываемые XV веку , но не датированные по документам : Церковь Илии в Выбутах, Церковь Георгия в селе Камно , церковь Никольская в селе Видебелье» (т.2стр.185./1/).

Георгия Победоносца нельзя назвать исключительно московским святым, на основании чего Е.Морозкина «поправляет» датировку с XV века на Xvi/

Он родился в Каппадокии. А Георгиополь - город, посвященный ему, - в Израиле. Сейчас он называется Лод, ранее Лидда и Георгиополь.

Георгиевский собор был построен на берегу озера Ильмен ещё в XVI веке, а всадника на коне «опознал», как Святого Георгия - Петр I, что было позже описываемых событий.

Церковь Георгия Победоносца в Сенно

«Церковь Георгия в Сенно ориентировочно датирована XVI веком…» (т.2стр.185./1/).

Церковь Георгия Победоносца со Ввоза, 1493 (4) год

Церковь Георгия со Взвоза (1494) заняла место у второй переправы через реку Великую в черте расширившегося города. Недалеко от него была построена церковь Преполовения (1494 год), на подворье значительного в то время Великопустынского монастыря (т.2, стр.183./1/)

«Церковь Георгия со Взвоза при своей изысканности и стройности не была рассчитана на пристройку с боков ( от которой памятник утяжелился бы и расселся).

Церковь Георгия со Взвоза была построена в самом конце XV века» (т.2, стр.185./1/).

На современных картах церковь Георгия со Взвоза показывают на улице Георгиевской.

Касательно конструктивных особенностей церкви Е.Морозкина обращает внимание на аналоги в Кобыльем (1462 г.) и Новой Уситве, Греции, Константинополе:

«Основные конструкции рассматриваемых церквей дают три варианта.. в т.ч. своды без выделения подпружных арок…у церквей Михаила архангела в Кобыльем городище (1462 г.), Георгия со Взвоза, Рождества в Новой Уситве» (т.2. стр. 184./1/)….Также у церкви Илии в Выбутах - памятника не датированного, но, видимо, относящегося к этому времени . П.Н. Максимов отмечает, что подпружные арки , слившиеся со сводами, крайне редки в русских городах, кроме Пскова, но обычны в Сербии, Болгарии, Греции, Константинополе»(т.2 стр. 191. /1/)

Церковь Георгия Победоносца у Острой Лавицы

Митрополит Евгений (Болховитинов) в его книге «История княжества псковского» называет Церковь Георгия Победоносца на болоте у Острой лавицы, датируя её 1493 годом (стр. 360).

При этом, Острые Лавицы Н.Ф.Левин связывает с Полонищем /40/:

«Надо знать, что древние Летописцы, когда говорили о построении церквей или описывали происшествия и случаи, касавшиеся до них, всегда давали церквам названия известных мест, урочищ, концов города, и пр., на которых или возле которых они были строены. Всего более они наблюдали это для резкаго отличия церквей, сооруженных во имя одних и тех же святых, как например: церковь св. Георгия на взвозе, церковь того же святаго на болоте и еще церковь того же святаго на болоте в Острой Лавице. Острая Лавица – конец города к Покровской от пролома церкви в углу города, после названный Полониским, ныне Полонищем.» /41/

Церковь Георгия XIV век

В XIV веке была ещё какая-то церковь Георгия в 1316 году (6828) « и загорелось от святого Георгия и погоре застение все». Материал, из которого была построена эта церковь, не известен. В список не включен также монастырь Пантелеймона Дальнего, который существовал в 1341 году (комментарий Е.Морозкиной к перечню церковных зданий, построенных в XIV веке).

Церковь Георгия Победоносца на Псковской горке в Москве

«Название – «что у Псковской горы» появилось в связи с упразднением вольности Пскова в начале XVI века (1510 год) и переселением псковских “лучших людей” в Москву, в Зарядье. С начала XVIII века храм стал именоваться «во имя Покрова Пресвятой Богородицы с приделом Великомученика Георгия». И даже часть Варварки перед церковью называлась Покровской улицей, а Варварские ворота Китай-города – Покровскими. Церковь святого Георгия на Псковской горке – характерный старо-московский храм» /39/.

1487 год Псков

Образская или Нерукотворного образа на Запсковье у Жабьи Лавицы

«…Звонница церкви Преполовения , стоящая над папертью , возможно, была построена вместе с последней. Звонница Образской церкви, вошедшей в общий комплекс , также могла быть не первоначальной …» ( т.2, стр.184. /1/)

1487 год Псков

Церковь Анастасии Римлянки 1487, сентябрь

Князь Псковский Ярослав Васильевич Оболенский за месяц до своей смерти, он очень стремительно, буквально в несколько дней, построил церковь Анастасии Римлянки в Пскове.

«…Эпидемия 1487 года стала причиной возведения сразу двух обыденных церквей: Анастасии Римлянки в Кузнецах и Нерукотворного образа в Козмодемьянском конце. Образскую церковь построили и освятили 26 августа; сообщение о сооружении церкви Анастасии фигурирует в летописи уже под другим сентябрьским годом - 6996-м. Поскольку дальше в летописи речь идет о кончине князя Ярослава, последовавшей 4 октября, уместно предположить, что промежуток времени между строительством двух церквей был минимальным, и церковь Анастасии возникла не позднее 1487 года…» (http://druzhkovka-news.ru/srednevekovyj-pskov-chast-1/7/, средневековый Псков о церкви Анастасии Римлянки ).

«В лето 6995…Того же лета бысть мор велик во Пскове; тогда поставиша 2 церкви: святого образа господа Иисуса христа да святоую мученицоу Анастасею…» (стр.133) .

«Архитектурный облик целиком сложился в XVII веке. Обстройка памятника дошла до нас в формах XVII века. Об этом говорят плоский алтарь , его теремок с килевидной нишкой и глухой главкой, очень близкой к малым главкам церкви Николы Явленного XVII века… Памятник превратился в целый городок, очень живописный … кровли, по преимуществу двускатные напоминают кровли жилых домов . Теремок с фигурной нишкой отдаленно напоминает верх «дома Марины Мнишек». Плоские алтари и килевидные ниши известны и в XVI веке - у трапезной церкви Крыпецкого монастыря, что говорит о близости их к гражданским постройкам» (стр.273).

По описи 1585 года «Настасия святая с полонища на Кузнецкой улице».

Есть мнение, что эта церковь построена для защиты Пскова от мора. Но возможно и так, что, чувствуя приближение перехода в вечность, Князь Ярослав Оболенский отдал дань уважения Княгине Анастасии Юрьевне Смоленской – супруге Великого Князя Московского Юрия Дмитриевича Звенигородского и матери Великого Князя Московского Василия Юрьевича Косого , как своей родственнице или по иным мотивам. Ведь не известно, кто был матерью Князя Василия Ивановича Косого Оболенского. При этом его имя Василий Косой, полностью совпадет с именем Василия Косого - сына Юрия Звенигородского, матерью которого была Анастасия Юрьевна Смоленская, отчего их очень часто путают. Посвящение могло быть сделано и последней обладательнице «Золотого пояса» супруге Василия Косого - княгине Анастасии, дочери Андрея Радонежского, Сепуховского и Боровского.

Князь в дни мора не бросил Псков , а остался верен Псковичам, которым клялся на Вече. И в год этого мора умерла его Княгиня, его сын и он сам.

Настоятель храма Анастасии Римлянки , последнего прижизненного при князе Ярославе Оболенском, - священник Евгений Ковалев рассказывал удивительную историю , произошедшую около этой церкви в 1637 году.

«По словам летописи, в 1637 году близ этой церкви совершилось следующее чудесное событие: перед проходившим здесь 12-ти летним мальчиком появился некто «с крилы без ног» и повелел ему сказать жителям, что если они не изменят свою греховную жизнь, то на город обрушится гнев Божий. После сего мальчик был подхвачен как бы сильным вихрем и поднят на воздух выше церковного креста. В 1639 году пристроен придел во имя святой Параскевы. В 1786 году церковь была предназначена к уничтожению, но оставлена» ( Анастасии Римлянки в Кузнецах церковь).

Как видим, птица с крыльями и головой человека , единожды за 1000 лет была явлена в Пскове и назвала греховными те годы, которые историки именуют «годами преодоления Смуты».

1491 Белоозеро ( Вологда - Кириллово)

Ферапонтов монастырь 1491 год

«…В 1491 году псковичи построили Ферапонтов собор Белозерского монастыря. Это соответствовало развитию отношение Пскова с Москвой…». Строительство осуществлял Князь Иван Михайлович Оболенский - Иоасаф Ростовский и Ярославский, двоюродный брат Князя Пскова Ярослава Оболенского.

1516 год, не позднее. Псков, Виделебье

Никольская церковь села Виделебье . В период с 1505 года по 1516 год

«Церковь построена на родине видного религиозного деятеля Ефросина ( и пустынника Никандра.-ред), основателя Елеазарова монастыря. Село Виделебье находится в среднем течении реки Черехи, впадающей в Великую. В низовьях Черехи близ Пскова на берегу Великой стоял монастырь Пантелеймона Дальнего…. В церкви есть придел Казанской иконы Божией матери

Под аркатурой барабана , вместо обычного декора , проходит фриз из израцов. К.К.Романов списал надпись с изразцов барабана, где упоминается имя бояр Сабуровых, с которыми он связывает возникновение памятника «Построена около 1551 года выходцами из Средней России помещиками Сабуровыми» ( т.1.стр. 316 /1/)

Внимание церкви я уделяю по той причине, что она построена боярами Сабуровыми, при том, что урожденной Сабуровой была супруга Князя Ярослава Оболенского и благодаря ей царицей стала Соломония Сабурова - супруга Василия III, крестника Паисия Ярославова.

Касательно датировки Церкви Николы на Виделебье Е.Морозкина пишет:

Это черырехстолпная церковь . В паспорте она датирована XV-XVI веком, но я полагаю, её следует отнести к XVI веку по следующим причинам :…Основатель Елеазарова монастыря Ефросин , на родине которого построена эта церковь , был канонизирован в XVI веке …. На барабане проходит изразцовый фриз , на котором имеется надпись . Такой же фриз сохранился на барабане собора в Острове, построенного в 1542 году . Решение вопроса даст расшифровка этой надписи. Видимо , исходя из неё , К.К.Романов датирует эту церковь «около 1551 года» (т.2.стр. 186 /1/).

Расшифрованный текст надписи следующий:

«Николы в Видебельи при великом о цари о Государи Кня зи и о ичии о Всасилье Иване вея руси - при архиепискупе – Серапионе - при старостахъ . Кириле и Кононе – при боярехъ – тимоке Семене и Григорьи и Васильи Сабуровых и при Юрьи…»

Василий III стал Государем в 1505 году. А архиепископ Новгородский Серапион умер в 1516 году . Он был игуменом Троице-Сергиевй Лавры, как и Паисий Ярославов и его ученик Симон.

«Серапион перешел …в Троице-Сергиеву лавру при игумене Симоне. Этот Симон был поставлен митро¬политом Московским в 1495 году, а святой Серапион волею мит-рополита и великого князя тогда же сделан был игуменом лавры./42/

Отсюда датировка : с 1505 по 1516 год, что отличается от расшифровки К.К.Романова, почему-то назвавшего Сабуровых помещиками из Средней России.

Таким образом, Никольская церковь на реке Черехе была поставлена в те годы , когда царицей была Соломония Сабурова , родственница супруги Князя Ярослава и внучка Юрия Сабуровы, выделенного в надписи отдельно. Либо это выделен брат Василия III - Князь Юрий (Георгий) , который также был крестником Паисия Ярославова. Река Черёха вытекает из маленького озера Черешно, расположенного к юго-востоку от города Остров.

Относительно фриза Е.Морозкина сделала следующий комментарий : "Следовательно, появилась потребность и возможность сообщать об основании и основателях церквей". Уже в XVI веке фризы с надписями были заменены декоративными фризами.

1520 (?)Псков

Город Остров , старая крепость Остров на реке Великой

Фриз Никольской церкви в Видебелье бояр Сабуровых, родственников царицы Соломонии Сабуровой, имеет аналог в церкви в крепости Остров, расположенной на острове, с двух сторон омываемом рекой Великой. «Нетрадиционность храма в том, что своей основной частью алтарем он обращен на север, а не на восток. Такое необычное расположение храма, как считают историки, говорит о том, что островичи главным городом всегда считали Псков, которому подчинялись, и поэтому алтарь первого каменного храма направлен на север. Уникальным образцом декоративного убранства является керамический фриз островского Никольского собора…. Это украшение представляло собой надпись - "летопись", выполненную из крупных плит с зелеными глазурованными буквами. В иконостасе этой церкви находилась знаменитая икона Сошествия во ад, находящаяся ныне в Государственном Русском музее…»/43/. С датировкой могут быть такие же поправки, как и церковью в Виделебье, которую "омолодили" на 35 лет. В середине XVI века был пристроен придел Преображения.

1525 (?) Москва, с.Остров

Церковь Преображения в с. Остров

Церковь Спаса Преображения была построена псковичами, примерно в 1525 году в селе Остров -резиденция царей в Подмосковье. В XVIII веке село принадлежало А.Г.Орлову.

1555 Свияжск

Успенский собор Свияжска 1555 год

Успенский собор в Свияжске был построен псковскими мастерами под руководством Постника Яковлева и Ивана Ширяя в 1555 году при воеводе И.П.Челяднине

1555 Казань

Благовещенский собор 1555 год

Казанский Благовещенский собор был построен псковичами во главе с Постником Яковлевым и Иваном Ширяем по прозванию Барма в 1555 году

1610-е Уфа. Казанское ханство

Смоленский-Троицкий собор Уфы, освещен в 1616 году

«…Смоленский собор, а впоследствии Троицкая церковь Уфы. Строительство велось зодчими новгородско-псковской школы, собор освятили в 1616 г.

в кремле же близ Смоленского собора под горою была древняя деревянная церковь свят. Троицы и приделами свят. Николая чудотворца и Псковской Божией Матери и другая деревянная церковь Воздвижения креста. Троицкая церковь сгорела от молнии в 1797 г…., а Казанская церковь, существовавшая на месте Смоленского собора, сгорела тоже от молнии в 1579 году …Смоленская шляхта т. е. дворяне основали Смоленский собор.Церковь свят. Троицы, во имя которой после переименован Смоленский сбор, сделавшись приходскою, пользовалась тоже царскою милостынею…»/44/

«Три депортация «древнего Пскова» и тайны ханской исповеди: Челяднины, Ярославовы, Оболенские и Глинские в Московских дворцах и на реке Белой»

Ссылки:

[22] «Псковская земля в XIV-XVII веке»
[23] «Крыпецкий Иоанно-Богословский мужской монастырь»
[24] «Себежский район Псковской области»
[25] «Захарий Костроминич»
[26] «Церковь Николы с гребли»
[27] «Наследуемая власть … «Золотое зерно, Золотая Русь», потомки Захария - Зерно и Золотые Новгородские пояса»
[28] «Церковь Ризоположения в Московском Кремле»
[29] «Паисий Ярославов»
[30] «Благовещенский собор Московского Кремля»
[31] «ФСО в честь своего 130-летия рассекретила телетайп "Москва-Вашингтон"
[32] «Кельи Ильинского женского монастыря исследуют псковские археологи»
[33] «Печки – место ратного подвига», «Печорская правда», №№100, 102, 104, 2006 года - №1, 2007 года, Н.Матвеев
[34] «Церковь Преображения Господня в селе Остров. Храм-памятник избавления Москвы от нашествия Мухаммед-Гирея в 1521 году»
[35] Федоровский собор в Царском селе
[36] «Бирск. Церковь Архангела Михаила»
[37] "Варвара"
[38] "Храм Георгия Победоносца на Псковской горке"
[39] "Храм Георгия Победоносца на Псковской горке"
[40] «Карта застенья»
[41]«Первая краеведческая статья о Пскове» Н. Ф. Левин
[42] "Никольская в Виделебье"
[43] "Никольский собор. Город Остров"
[44] «История Троицкой церкви. В изложении уфимского краеведа Р.Г. Игнатьева»

Все материалы раздела «Новости, комментарии, ремарки»

Реклама


© Авторские права на идею сайта, концепцию сайта, рубрики сайта, содержание материалов сайта (за исключением материалов внешних авторов) принадлежат Наталье Ярославовой-Оболенской.

Создание сайта — ЭЛКОС