Персональный сайт Натальи Чистяковой — Натальи Ярославовой
Natalia Chistiakova—Natalia Yaroslavova’s Personal Website

«Князья Ярославовы. Потомки Рюриков» - неопубликованная работа секретаря Русского генеалогического общества В.В.Руммеля, 19 век

© Наталья Ярославова-Чистякова
16-17 мая 2010, Санкт-Петербург

Глава семнадцатая

Мне давно интересна фигура предводителя Вологодского дворянства Александра Николаевича Ярославова, похороненного вместе с князьями Углицкими, племянниками Ивана III, в церкви пр. Дмитрия Прилуцкого, Спасо-Прилуцкого монастыря, получившего свое название в честь крестного детей Дмитрия Донского. Князья Углицкие были потомками Дмитрия Донского, Ярославовы - нет. Отчего же только три этих захоронения оказались в церкви Дмитрия Прилуцкого того самого монастыря, в котором хранился привезенный Дмитрием Донским из армянской Киликии уникальный Киликиевский крест.

Объяснение этой тайны - в архивах Русского генеалогического общества (РГО), включающего данные за период с 1682 года по 1921 год, где хранятся неопубликованные работы - «Князья Ярославовы, Потомство Рюрика». Авторы этого исследования секретарь Русского генеалогического общества историк-генеалог В.В.Руммель и Г.А.Власьев. Витольд Владиславович Руммель (1855-1902), ещё до своей деятельности в РГО заведовал архивом департамента герольдии и собрал богатейшие генеалогические материалы. В 1886-1887 издал два тома «Родословного сборника русских дворянских фамилий». Его соавтор по исследованию родословия князей Ярославовых - Г.А.Власьев в 1906 году в Санкт-Петербурге издал книгу «Потомство Рюрика. Материалы для составления родословий. Князья Черниговские». Т.е. он изучал тот самый «Черниговский княжеский дом», которому относятся князья Ярославовы-Оболенские. История русского дворянского рода Власьевых также связана с Пошехоньем, что видимо, и определило приоритет «Черниговского княжеского дома» в его генеалогических исследованиях. Неопубликованные исследования В.В.Руммеля о князьях Ярославовых поступили в архив, в составе Фонда Н. В. Мятлева, одного из соавторов переизданной в 1911 году «Тысячной книги» 7059 года. (Канцелярия архивов, комиссии описания и публикации документов и научные общества», «Русское генеалогическое общество»,).

Само Русское генеалогическое общество, в архивах которого после революции 1917 года были обнаружены эти документы, создано в 1897 году и просуществовало до 1919 года. Во главе этого Российского генеалогического общества стояли великие князья Георгий Михайлович и Николай Михайлович, а также князь А. Б. Лобанов-Ростовский (инициатор создания).

Однако генеалогические исследования в России появились много раньше 1886 года, в котором российская генеалогия была «взята под контроль» Великими князьями. Эта история хорошо представлена в статье «Генеалогия, известная уже многим народам древнего мира». В ней упоминается вклад в становление российской генеалогии Игумена Ювеналия (Воейкова), издавшего в 1792-98 гг. несколько Родословных росписей отдельных фамилий, составленных довольно тщательно, на основании семейных архивов, в т.ч Воейковых, Вадбольских, Сабуровых.

Ярославовы состояли в родстве и с Вадбольскими, и с Воейковыми, и с Сабуровыми. Евдокия Михайловна Ярославова (дочь М.И.Ярославова) была супругой Григория Александровича Воейкова, а их дочь в этом браке Елена Григорьевна Воейкова носила в замужестве фамилию Пушкина. По этой причине, я естественно обращала внимание на родословие Воейковых, к роду которых как раз и принадлежал игумен Ювеналий. По какой - то причине он выбрал для своих исследований ещё и родословие Сабуровых с князьями Вадбольскими. Именно эти исследования игумена Ювеналия были запрещены Павлом I . И запрещены они, со всей очевидностью, по той причине, что фамилию Сабурова носила последняя «каноническая» супруга Рюрика. Речь идет о Василии III и Соломонии, по сути, насильственно отлученной от царского трона и признанной после смерти Святой Софией Суздальской.

Таким образом, Романовым, находящимся на «российском престоле, проклятом Соломонией Сабуровой», не нужно было родословие той фамильной ветви, где в любой момент мог явиться претендент на царский престол от истинного богоцарского рода Руси. Я в данном случае, веду речь о Юрии - сыне Соломонии Сабуровой, якобы родившемся в монастыре и спрятанном ею, как считают под другой фамилией. В народе этот миф известен как миф о Кудеяре.

Эта, одна из главных тайн Руси, также как и странная реакция Павла I описывалась мною в статье «Судьба «Юрьева Престола» Москвы без 1000 лучших фамилий Руси, Волхв Яр и Спас Преображенный», и в ней, в частности, говорилось:

«По указу Павла I Синод 8 октября 1798 года строжайше запретил Воейкову, как «не обучавшемуся в училищах», печатать любые свои сочинения; в противном случае ему грозила высылка из Москвы в отдаленную епархию. А за что же так осерчал Павел I? И что же такое, конкретно, писал Игумен Ювеналий (Воейков)? А писал он об истории Рода Сабуровых и составлял его родословную!!! Но разве кому-то была нужна история рода Сабуровых, в котором двух цариц отправили монастырь! История рода, Проклятье которого висело «Терновым венцом» над престолом России и неизвестно где спрятанный отпрыск которого, грозил в любой момент предъявить права на царский престол»

Родословие Ярославовых попало в опалу, видимо, по аналогичной причине. Ведь родоначальницей князей Ярославовых - Оболенских была княгиня Сабурова-Оболенская - супруга Ярославова Васильевича Оболенского. Сами же Сабуровы приблизились к престолу благодаря Василию Косому Оболенскому - отцу Ярослава Васильевича.

Каждый раз, когда я пишу Василий Косой, я не могу понять почему летописцы 15 века назвали «Василием Косым» две очень яркие фигуры одного и того же периода, т.е. двух практически ровесников. Василия Юрьевича (Георгиевича) Косого - внука Дмитрия Донского, Великого князя Московского в 1434 году, ослепленного Василием II Темным, заточенного им в монастырь, дальнейшая история которого неизвестна . И Василия Ивановича Косого - князя Оболенского, завершившего свой путь в монастыре под именем Варсонофий. При этом не известны места захоронения ни того, ни другого Василия Косого. Точнее сказать, мне эти данные нигде не встречались. Отчего я и высказала предположение, что могила князя Василия на Ухтоме, может быть захоронением одного из этих Василев Косых. . «Ярославовы - Соколовы: таинственная могила князя Василия, кресты тамплиеров на изразцах и герб Лелива…»

Чаще всего, Отчество при упоминании одного из Василиев Косых отсутствует и бывает трудно понять, о ком идет речь, особенно тем, кто не знает, что «Василиев Косых» было два. А этого не знает почти никто. Т.е. заведомо заложена какая-то путаница. Других таких прецедентов, чтобы одинаковые «именации» имели два князя дома Рюриков, жившие в одни и те же годы, мне не известно. И эти «хитрости» летописцев, остаются для меня загадкой, с которой я столкнулась практически сразу, как только начала свои исследования. По этой причине я всегда добавляю отчество или фамилию к имени Василий Косой, но при этом загадка - «в уме».

Обращу внимание, что к потомству Василия Косого Оболенского относится и тот самый Телепнев-Оболенский, которого по одной из версий считают отцом Ивана Грозного.

Считается, что большой вклад в генеалогию сделал и масон Н.И.Новиков (Новиковский кружок). Известная «Тысячная книга» впервые была опубликована в 1789 г. Н. И. Новиковым в «Древней Российской Вивлиофике» под названием «Грамота царя и великого князя Иоанна Васильевича о даче боярам, окольничим и детям боярским поместья и отчин 1550 году». И хотя часто говорят о том, что в ней было много опечаток, скажу сразу, опечатки исправить можно за один день, а такое великое дело как издание «Тысячной книги» остается в истории. Откорректированный вариант книги издавался в 1911 году тем самым Н.В. Мятлевым, в Фондах которого были найдены архивы В.В.Руммеля, включая исследование «Князья Ярославовы, Потомство Рюрика».

«Тысячная книга 1550 г. и Дворовая тетрадь 50-х годов XVI в. принадлежат к числу основных первоисточников по изучению истории Русского централизованного государства… Одним из важнейших мероприятий московского правительства 50-х годов XVI в. было издание октябрьского указа 1550 г. об испомещении под Москвою 1000 человек «лутчих слуг», основную массу которых составляли провинциальные дети боярские. Государев двор в середине XVI в. насчитывал, как можно видеть по Дворовой тетради 50-х годов XVI в., всего около 3000 человек». (www.krotov.info).

С моей точки зрения, провинции как таковой до Ивана III не было, как не было и провинциальных элит. Вернее сказать, что процесс централизации власти сопровождался тем, что в Москве собирали представителей элит, ранее конкурировавших с Москвой княжеств, которые были готовы, в том числе под давлением обстоятельств, признать первенство Москвы, как столицы. При этом те, кому давали земли в Москве и под Москвой были не редко не менее родовиты, чем те, кто их в Москве собирал.

Считается, что эта «Тысяча лучших детей боярских» позже стала косяком опричнины Ивана Грозного.

«К семьям, члены которых входили в состав «двора», принадлежал ярославец Дмитрий Иванович Ярославов». Об этом говорится в статье «Податные привилегии светских феодалов в период образования единого русского государства» ученого Б.Н. Флоря (Министерство образования РФ, Волгоградский государственный университет, «Россия XV-XVIII столетий, Сборник научных статей», Волгоград Санкт-Петербург 2001 год).

По датам рождения этот Дмитрий Иванович Ярославов является, примерно, ровесником князя Александра Ивановича Ярославова. Весьма вероятно, что это второй сын князя Ивана Константиновича Ярославова- Оболенского. Упоминание Д.И.Ярославова относится к 50-м годам 16 века (1545), а упоминание А.И.Ярославова - чуть позже.

В 1552, 1567 году в летописях встречается также упоминание Ярославова Ивана Никитича, Ярославова Арсения Григорьевича - сына Ярославова Григория Медведя (1552).

Однако обсуждаемое родословие, возможно, выглядит иначе. Дело в том, что в ряде источников у Ивана Глупого - отца князя Александра Оболенского, полное имя которого князь Иван Константинович Ярославов - Оболенский показывается ещё один сын Никита Медведица, полное имя которого, в таком случае, должно быть Никита Иванович Ярославов Медведь. Такое имя вполне соответствует родству с вышеназванными Ярославовыми -Медведями и Ярославовыми Никитичами.

Что же касается князя Александра Ивановича Ярославова, то он был в эти же годы наместником в Вильне, в Великих Луках (1565 год), в Новгород Северском (1567 год), что следует из этих двух цитат:

«А как государь пошел с Лук к Москве, росписал по годовым службам от немецких городов и от литовские украины: В Юрьеве в Ливонском боярин князь Ондрей Михайлович Курбской, воеводы князь Михайла Федорович Прозоровской, князь Ондрей Дмитреевич Дашков, Михайла Андреев сын Карпов да Григорей Папин сын Сабуров. В Вильяне князь Олександр Иванович Ярославов (РАЗРЯДНАЯ КНИГА 1475-1598 ГГ.).

«На Луки Великия: на князя Иваново место Шуйскаго Андреевича, князь Александр Ярославов.1565 год … В Новегородке Северском: наместник, князь Александр Ярославов.1567. Год. ( «Древности Симбирского края», Simbir-archeo.narod.ru) . В данном случае речь идет о Великих Луках - городе в Псковской области (год основания -1166 г.) и о Новгород Северском - городе Черниговской области, княгиней которого была Ярославна - жена Игоря Святославовича Новгород-Северского.

Для того чтобы понять место князя Александа Ярославова приведу ещё две цитаты из древних летописей:

«В Сторожевом полку: царевич Ибак да ц и вк бояре и воеводы князь Петр Михайлович Щенятьев, князь Андрей Михайлович Курбский, Иван Михайлович Воронцов, а с царевичем Ибаком князь Александр Иванович Ярославов» ynaklich.livejournal.com/11106.html

«В болшом полку царевич Ибак да воевода князь Юрья Петрович Репнин, да князь Олександр князь Иванов /л.238/ сын Ярославов» books.google.com

Таким образом, если раньше, когда я читала Андрея Курбского о князе Александре Ярославове, мне представлялось, что он был убит в возрасте 13-15 лет, то теперь, с учетом приведенных выше данных ясно, что это был опытный воин и управленец. А, следовательно, у него должно было остаться потомство. Хотя фраза «И родственники, кровью с ним повенчанные, пострадали за Христа, и представлены были мученики к мученикам», вероятно, относится и к другим Ярославовым.

В книге Андрея Михайловича Курбского «История о великом князе Московском» (глава 6 «О казнях бояр, Об избиении княжеских родов») приводятся следующие свидетельства о гибели Александра Ярославова по приказу Ивана Грозного:

«Земля возопила о невинно изгнанных, которых проклинали вышеупомянутые льстецы, соблазнившие царя…Имен тех невинных, в муках умерших, было такое множество, что всех упомянуть здесь невозможно.

В том же году были убиты княжата: Александр Ярославов и князь Владимир Курлятев, сын брата этого Димитрия, а были те оба, особенно Александр - мужи разумной и ангелоподобной жизни, образованные в книжном учении, знатоки православных догматов, они тексты Священного Писания всегда на устах держали, а к тому же в военном деле опытны и род свой вели от великого князя Владимира и от пленника, великого князя Михаила Черниговского, который погиб от безбожного Батыя, за надругательство над его богами и дерзновенную проповедь учения Христа перед грозным и сильным мучителем. И родственники, кровью с ним повенчанные, пострадали за Христа, и представлены были мученики к мученикам» .

И коль скоро, ещё в 1567 году князь Александр Ярославов был наместником в Новгород Северском, то казнь, очевидно, состоялась позже этой даты.

Под опалу Ивана Грозного мог также попасть и Дмитрий Иванович Ярославов, поскольку в составе «Двора» Ивана Грозного и «лучшей тысячи» его учитывали почти за 20 лет до смерти князя Александра Ивановича Ярославова.

Не ясна судьба потомства ещё одного князя - Михаила Константиновича Ярославова.

И, тем не менее, несмотря на казни, князья Ярославовы сохранились, коль скоро, в конце 19 века В.В. Руммель посвятил свое исследование именно этому княжескому роду.

При этом В.В.Руммель пользовался данными от конца 17 века до конца 19 века, поскольку в архив Русского генеалогического общества (РГО) были включены данные за период с 1682 года по 1921 год. Недостающие сведения о Черниговском княжеском доме, добавил, видимо, Г.А.Власьев

Более того, исследование «Князья Ярославовы, Потомство Рюрика», относится к числу тех редких родословий, которые так и не были опубликованы при Романовых!

А поскольку архивы Русского генеалогического общества попали в распоряжение большевиков, то они, как уже высказывалось предположение, решили создать у Ярославовых мотив для негативного отношения ко всему Дому Романовых.

Не исключаю, что тут и более глубокая подоснова, с учетом того, какие силы реально стояли за революцией 1917 года и какие у них были действительные цели.

Ведь стали же они по какой-то, только им ведомой причине, выводить вперед род Сабуровых, что описывалось в главе «Красные «Сабуровы» - Горбачевы и «черный ворон-цензор» из Ярославовых, сгноивший Пушкина»

Думаю, что эта же логика присутствовала и тогда, когда появились письма из органов в 30-х годах, о которых упоминают московско - ярославовские Ярославовы.

«Чекисты» решили открыть им их княжеское происхождение?

История эта описывалась в статье «Ярославль: артисты Ярославовы, костромские Волковы от Кудеяра и Волкова (Андропова)

Повторю её, а также некоторые свои комментарии:

«В 30-е годы московские Ярославовы получали официальные документы о том, что они происходят из княжеского рода.

Ярославовы оставили их без реакции. Хотя в данном случае есть вопрос: каков был мотив у органов, в 30-х годах вдруг вернуть Ярославовым знание об их родословной, которого их лишили за несколько веков до этого?

Если бы Ярославовых хотели подвергнуть репрессиям, то сделали бы это без писем. Тем более, перед революцией они не относились к слишком богатому сословию. Скорее, это видится так. Письмом подобного рода их могли проверять на предмет того, сохраняется ли внутри семьи история о великокняжеском происхождении. И есть ли осознание княжеских истоков среди Ярославовых 20 века. Т.е. проверка на то, полностью ли уничтожена память в этом роду.

По второй версии, кто-то в органах специально исследовал родословие Ярославовых, а поскольку оно было уничтожено в самих царских архивах Романовых, доставшихся большевикам, то к Ярославовым могли обращаться как раз в надежде на то, что недостающая информация сохранилилась в родовых преданиях и эта информация может помочь в неком самом важном поиске, который велся в те годы. К примеру, также как мне встречаются «сопутствующие» фамилии Вадбольских, Воейковых, Волковых и т.п., кому-то могла встретиться и фамилия Ярославовых. Как правило, в таких случаях, службы пытаются дать ценную информацию, чтобы в обмен на неё получить другие, ещё более ценные данные и недостающие сведения. Тем более, они этими данными могут воспользоваться, в отличие от князей Ярославовых, которые в те годы даже легализовать её не могли. Видимо это было все-таки ответвление в каком-то главном поиске по другому родословию, потому что других писем не было, и никто не тревожил больше деловой корреспонденцией, в которой Ярославовы официально ставились в известность о том, что их род Княжеский, а даже не дворянский.

Быть может, это был чей-то подарок на будущее.

А, быть может, было желание поднять после революции Роды, опальные при царях Романовых в альтернативу им, как в случае с династией Сабуровых. Тем более между ними было родство, что уже проговаривалось в статье «Сабуровы: Царедворцы и Царица, княгиня Оболенская (Сабурова) - родоночальница князей Ярославовых»

И в таком мотиве тоже есть резон. Царская кровь лучше всего «выдавливается» другой царской кровью. У Рюриков было большое недовольство Романовыми, и у них был мотив. Второй резон, нет ничего лучше как «усиливаться» за счет царской и княжеской крови, имея её рядом. К тому же после революции, когда все основные «мозги» эмигрировали, велся поиск голов. А где их искать, если не среди остатков княжеских и дворянских родов. Поэтому их приглашали на средние должности и даже «обласкивали».

Официальное письмо о княжеском происхождении получили потомки двух братьев Павла Николаевича Ярославова и Петра Николаевича Ярославова. Братья родились в Ярославле и в первой части их жизни были артистами ярославского театра имени Волкова. В конце 19-го века братья Павел и Пётр Ярославовы переселились в Москву…».

Теперь, когда стало ясно, что в архивах Русского генеалогического общества, объединенного с Академией Материальной культуры в 1919 году и именовавшегося после этого Русским историко-родословным обществом, хранились неопубликованные работы - «Князья Ярославовы, Потомство Рюрика», многое становится ясно, в том числе, и вышеописанная история с «Уведомлениями» о княжеском происхождении.

В конечном счете, происходившее с генеалогией при Романовых, прекрасно поясняют следующие цитаты из упомянутой выше статьи «Генеалогия, известная уже многим народам древнего мира»

«Многие генеалоги были, однако, вовлечены в грубые, а часто и в умышленные ошибки, желанием разных лиц считаться потомками знаменитых и славных предков. Родословия, особенно в конце XVII-го, XVIII-м и в начале XIX-го столетий, часто составлялись без всяких документальных данных, на основании спорных или ложных преданий.

В 1682 г. московское правительство, уничтожая местничество (местные родословия), решилось «на память потомкам» составить общую родословную книгу для всех служилых фамилий….Результатом деятельности … была «Бархатная книга»… Издана Новиковым в 1782 г. (с ошибками и опечатками). В нее вошли только самые знатные роды, преимущественно Рюриковичи и Гедиминовичи, разделенные на 5 степеней: 1) княжеские и «иные честные роды, бывшие в боярах, в окольничих и думных дворянах»; 2) бывшие при Иоанне III «в послах и на воеводствах»; 3) бывшие в таких же должностях при Михаиле Феодоровиче; 4) бывшие «в средних чинах» и 5) произведенные из нижних чинов в московские «за службы отцов их». Указами 1686 и 1687 гг. велено было родословную книгу обновить и пополнить новыми фамилиями. С течением времени старые фамилии угасали, возникали новые, вследствие чего Елизавета Петровна повелела, в 1761 г., Приклонскому составить родословную о дворянах книгу, с разделением на части».

Особо значима фраза о том, что «старые фамилии угасали» и их заменяли новыми…

Точнее сказать старые фамилии уничтожали, а что касается сохранившихся веток этих фамилий, то, как видно из этой статьи, Романовы закрывали информацию о них.

Однако, генеалогия, как опять же ясно из этой публикации, сначала была монастырской, потом масонской, потом государственной.

И три эти «источника генеалогии» сохранились до наших дней и, в какой - то мере, конкурируют между собой, также как и дополняют друг друга.

И такая история самой генеалогической науки в России позволяет открыть некоторые тайны захоронения Александра Николаевича Ярославова, в церкви пр. Дмитрия Прилуцкого, Спасо-Прилуцкого. монастыря, с которой я и начала эту статью.

Продолжение следует

Все материалы раздела «Внимание! Угрозы и тенденции»

Реклама

© Авторские права на идею сайта, концепцию сайта, рубрики сайта, содержание материалов сайта (за исключением материалов внешних авторов) принадлежат Наталье Ярославовой-Оболенской.

Создание сайта — ЭЛКОС