Персональный сайт Натальи Чистяковой — Натальи Ярославовой
Natalia Chistiakova—Natalia Yaroslavova’s Personal Website

Три депортация «древнего Пскова» и тайны ханской исповеди: Челяднины, Ярославовы, Оболенские и Глинские в Московских дворцах и на реке Белой.Ч.2.

    • д.Ярославовой была основана на не замерзающей реке Бирь, Один , что В.Татищев перевел, как Первый. А татары называли Бирь - Бирь-су (Бире-суу) - Волчья вода./21/
    • Статья 1846 года «Взгляд на уездный город Бирск» , опубликованная в газете «Оренбургские губернские ведомости». Введена в научный оборот М.И.Родновым
    • Храм архангела Михаила на горе , где основан Челядино – Бирск. Император Александр I побывал дважды во 2-м храме, построенном иждивением П.Г.Языкова. Худ.Гольдцвейг /23/
    • Так английский художник Гольдцвейг видит бирский храм Архангела Михаила , на месте одной из первых за Камой православных церквей./23/
    • Маршрут императора Александра I в дни его пребывания в Башкирии.Из статьи «Царский круиз по Башкирской глубинке» . resbash.ru. /20/
    • Александр I в Уфе. «Уфимские губернские ведомости»
    • Церковь Александра Невского в Уфе , в основание которой император Александр I заложил камень перед его выездом из Уфы в Бирск ,древний Челяднин./22/
    • О обеде императора Александра I c А.Н.Ярославовым - сыном Н.Ярославова и А.Аксаковой после поездки в Бирск и Стерлитамак. С.Терпелки , Вологда
    • Генерал-адъютант А.П.Ожаровский , сопровождавший Александра I в его поездке по Башкирии. И Анна Францовна Ожаровская - Черевина ,похороненная в усадьбе «Нероново» М.М.Ярославовой-Черевиной.Джордж Доу
    • Католический костел Усекновения главы Иоанна Предтечи , построенный под руководством Адама Ожаровского , где похоронен его брат Франц Ожаровский – управляющий Царского села
    • Икона Фатимской Божией Матери «Тобою Единство» костела Усекновение главы Иоанна Предтечи , построенного под руководством Адама Ожаровского в Царском селе на средства Александра I/25/
    • Улица Ожаровского - деда главы СЕИВ Конвоя П.А.Черевина. Ныне улица художника П.П.Чистякова./26/
    • Схема наследования Золотых поясов Анны Суздальской и Евдокии Суздальской
    • «Великая княгиня София Витовтовна на свадьбе великого князя Василия Тёмного». 1861 год. Военный музей имени Витаутаса Великого. Худ. Карл Гуна
    • Картина П.П.Чистякова о «Золотом поясе»,сорванном на свадьбе , где невестой Василия II стала Мария Ярославна вместо Марии Всеволож . Нарушено правило о наследовании женской власти Суздальскими и Смоленскими княгинями.1861
    • Ярославские губернские ведомости. О том, как беднели Ярославовы и лишались земель в Рыбинске
    • О дочери А.Ярославова на р.Бирь, выданной замуж в Дуванеи. И Ярославка Дуванского района
    • Озеро Горькое в форме сердца. Рядом Яросланово , Даньково и Чистовская в Сухоборской волости. Фрагмент карты Челябинского уезда 1874 года./30/
    • Из писем актрисы С.Ярославовой – супруги омского артиста В.П.Ярославова
    • Татарские наименования оз.Горькое - «Куюль Тибиз» и на татарский манер Яросланово , как Арсланово. Село Чистое вместо Чистовская. Фрагмент карты 1891 года./30/
    • Фрагменты карт. От бирского Ярославово , ставшего Ярославово-Лягушино после Пугачевского бунта – до Лягушино около Чебаркуля. И от Лягушино (Чебаркуль) до Ярославки (Дуванеи)
    • Четыре сына Георгия Ярославова из д.Ярославовой на реке Бирь: Алексей, Андрей, Василий, Артем
    • Ветки Алексея и Андрея Ярославовых - потомков Георгия Ярославова из д.Ярославовой на реке Бирь
    • Ветка Василия Ярославова - потомка Георгия Ярославова из д. Ярославовой на реке Бирь
    • Потомки Леонтия Ярославова - сына Василия Ярославова из д. Ярославовой на реке Бирь и Печенкино
    • Родословие Зиновых - предков по матери Романа Васильевича Ярославова, родом из д.Ярославовой на реке Бирь и Печенкино

© Наталья Ярославова – Чистякова
18-22 апреля 2014 года

Часть 1
Часть 2

В 1846 году в газете "Оренбургские губернские ведомости» была опубликована статья о городе, изначально называвшемся именем боярина И.П.Федорова-Челяднина, - Взгляд на уездный город Бирск. В финале этой статьи, в разделе «замечательные события», сообщалось о пребывании в Бирске 18 сентября 1824 года Государя Императора Александра Павловича. Факт этот не является широко известным, также как и сенсационные детали царского визита в Башкирию, уже от 2014 года. В Бирске император был с генерал-адъютантом Адамом Ожаровским - родным дядей Анны Францовны Ожаровской (Черевиной), матери основателя охраны императоров П.А.Черевина - потомка М.М.Ярославовой по линии его отца .

Александр I в дни пребывания в Бирске, отчего-то, дважды посетил храм Архангела Михаила около того самого святого ключа, где Руф Игнатьев наблюдал обряды «праздника знания», которые более нигде в России ему не встречались. Повторное посещение собора Александром I объяснили его набожностью, но в другие храмы он не возвращался утром, после того, как побывал там вечером. Некие дополнительные сведения о храме мог ему сообщить вечером коллежский асессор Брудовский, в квартире которого он останавливался. Либо утром в храме архангела Михаила была назначена встреча с императором , возможно, для знакомства со старыми церковными записями. Ведь Челядино некогда именовалось также, как иные бирские поселения, название которых образовывалось от фамилий, когда рядом с фамилией упоминали и церковь: Челядино - Архангельское тожъ, потому что церковь Архангела Михаила была в Челядино самая первая. Более поздние аналогии: Печенкино - Рождественское тожъ, где была церковь Рождества Христова.

Во всяком случае, что-то заинтересовало императора в этом соборе Архангела Михаила , восстановленном в 1783 году иждивением П.Г.Языкова - начальника пограничных войск Екатерины II в первом городе за Камой - Челядино, а позже - Бирске, которому и посвящалась статья 1846 года в газете "Оренбургские губернские ведомости» - "Взгляд на уездный город Бирск", редактора этой газеты И.П.Сосфенова.

А начинается эта важная краеведческая публикация XIX века с новых сведений о толкования названия реки Бирь, давшей второе имя городу Челяднина уже в 1663 году , после того, как он был сожжен восставшими башкирами и вновь отстроен:

«Татищев, историограф своего времени, производит название реки Бири и г. Бирска от Татарского слова Бирь, один, которое он переводит словом «первый», говоря будто Татары дали городу это название потому, что он первый был в тех местах построен Русскими в 1555 году, присовокупляя, что Русские назвали его «Челядниным» по имени строителя…».

Возможно, упомянутое в статье 1846 года слово «Один» не менее точное передает суть именования - «Бирь», что напоминает русское «Бирюк» или волк-одиночка, тем более, дальше в этой публикации речь, именно об этом, и идет:

«Кроме странности самой причины названия, о подобном словопроизводстве надобно заметить и то, что «первый» по Татарски говорится Биринджа, а не Бирь. От чего достовернее всего положить надобно, что город Бирск получил настоящее своё наименование от реки Бирь, которую Татары и Башкирцы именуют Бирь-су (Бире-суу) то есть Волчья вода….».

Вода в этой реке никогда не замерзает зимой из-за порогов. И в этом смысле, она подобна волку - одиночке , который постоянно в быстром движении и бдит, что вполне соответствует описанию:

«В окрестностях города протекает река Бирь, впадающая в Белую. … К устью её имеются пороги, где вода течёт с большим шумом и стремительностию, а в некоторых местах берега её значительно суживаясь и камнями образуя как бы ворота, пропускают воду с значительным упорством. По причине такой неровности течения река Бирь никогда не замерзает, от чего многие перелётные водяные птицы на ней зимуют, как то: лебеди и утки разных пород…».

Вот эту реку Бирь , что в переводе означает «волчья вода», как раз и выбрала, насильственно сосланная в Казанское ханство в XVI веке, Одна семья Ярославовых, вместе с её … черёмухой, калиной, ивами, ветреницей алтайской, медуницей, бобрами, гольянами, соловьями, зябликами и иволгами. И починок Ярославова, соответственно, появился на берегу реку Бирь, став , с годами, дер. Ярославовой, жителями которой были уже представители нескольких семей Ярославовых ( Десяткинский порог. Четыре времени года)

Я думаю, что В.Татищев правильно перевел название Бирь. Когда город первый - он всегда один. А если город один, то значит - он первый. Челядино Бирск и был первой крепостцой за Камой, сначала - деревянной, которую потом сожгли. Но все-таки, первой. И оттого - одинокой. При этом , одинокой - в недружественном окружении.

Это тождество «Первый» и «Один» хорошо передает образ «Ведущей» Елены Рерих. Ведущая всегда одна, потому что она нравственный и духовный лидер , намного и надолго опередившая других («Ведущая или Та, которая Ведет»).

Поселение Челяднина было основано в 1555 году, как и крепость –острожек Лаишев на Каме (1555-1557). Но Лаишев - на правом берегу Камы. А необжитыми и пустынными были земли на левом берегу Камы и далее на Юг, и - Восток, где и появился будущий город Бирск в 1555 году.

Бирь, Бере, Биря - есть аналогичное название на английском - Birya, около Цфата и горы Мерон в Галилее:

«В Талмудический период, Birya был еврейский городок, который стал домом для многих знаменитых мудрецов. Много позже он стал ареной деятельности раввина Йосефа Каро, одного из великих галахических арбитров в Birya, в 1555 году..».

У иудейского мистика Иосефа Каро, который жил в Birya, было видение Шейхины. Он записал Ее слова: «….Пойди в чистое место, постоянно думая о Торе, не позволяя своим мыслям отклоняться ни на секунду. Придерживайся постоянно своего сердца…. думая только обо Мне… Эти годы Я была без комфорта. Меня бросили в грязь, но Вы восстановили корону на прежнем месте. Узрите, Я - Мишна, Мать, которая наказывает своих детей и Я пришла говорить с вами…» ( «Видения иудейских мистиков»).

Я привела в сокращении только короткую цитату из записанных раввином Каро слов, по тому мотиву , что настоящей истории о Бирске –Челяднино и починке Ярославово, появившемся после казни сосланного в Казань потомка Псковского Князя Ярослава Оболенского - Александра Ярославова , - сопутствует мотив Чистоты в разных её интерпретациях: село Чистое, Чистяковы, тема Чистое и не Чистое, кристаллография и др.

Две Бири в 1555 году , так совпало, оставили память о себе. На реке Бирь- притоке Белой в Казанском ханстве был основан город Челядин, первый за Камой. А в городке Биря завершен известный труд раввина Йосефа Каро «Шульхан Арух», переселившегося сюда вместе с известными раввинами мистиками из Испании и Португалии.

При этом, в Галилее есть не только городок , но и река Бирь в Голубой долине. И этот город в Израиле тоже символизирует начало. Т.е. «Первый» и «Один», к тому же , напоминая о Стрижах и Стригах , как звали князей Оболенских, в т.ч. Князя Пскова Ярослава Оболенского - родоначальника князей Ярославовых:

«…Ступенчатый путь приводит нас к развилке, прилегающей к роще медведя… и к живописному месту, где река падает вниз маленьким водопадом в бассейн…Источник этой воды является недоступным (неизвестным) , «скрытые пружины» и называется " Эйн " Sis после Стрижи (Sis HaHomot на иврите)…На иврите название этих птиц остается что-то из звука арабское название весна - Эйн Sayis, т.е., “Конюха весны.”…Небольшой мост в тени Белой ивы.Весной здесь можно сидеть возле бассейна посреди ковров из цветов. На склонах разбросаны стебли, несущие розовато-лиловые цветы Иерусалимский мудрец» ( Голубой Долине Парк - Цфат, Израиль).

О том, что «Рай» надо защищать, в Бирья напоминают : пушка-давидка и танк. А в крепости Мецудат Бирия рассказывают «о стойкости и героизме тех, кто стоял у истоков создания государства Израиль»:

«Эта земля Бирия (Бирья, Бирай) была куплена в 1893 г. Э. де Ротшильдом. Современная Бирия основана в 1945 г. группой членов движения Бней-‘Акива. В марте 1946 г. в Бирию вступил отряд британской армии, и все жители … были арестованы. Через десять дней по решению Хаганы около трех тысяч молодых евреев из разных частей Галилеи основали на соседней горе поселение Бирия-Бет; оно было разрушено англичанами, но немедленно была построена Бирия-Гимел. В результате упорной борьбы 20 евреям было разрешено остаться в этом районе.»./17/ Статья об установлении еврейского контроля над Цфатом упоминает также о линии арабского снабжения между Цфатом и Сирией, и вместе с этим о том, что "арабы стремились как можно скорее захватить Цфат, «использовав его как трамплин для захвата всей Галилеи», и захватили деревни Бирие и Айн-Зайтуне. /16/

В этих израильских местах, с родственной башкирской Бирь (Бирск) топонимикой, ранее находилась крепость крестоносцев, разрушенная султаном мамлюков Бейбарсом. Руины её средневековых ворот и гиганских стен сохранились до ныне. А «старинные, идущие "кругами" улочки Цфата - на месте засыпанных концентрических рвов вокруг этой, самой большой крепости темплиеров на Святой земле, которую построил главный магистр темплиеров Бенуа де Линьон, с подземельем и гигантским водосборником, единственным в своем роде…»./18/

Эту крепость крестоносцев называли «Ключ к Галилее».

В первом, за Камой городе Челяднино - Бирске не было крепости Магистра тамплиеров, но он был, своего рода, «Ключом к Сибири». И его история связана с историей Березовской иконы Николы Закамского, на митре которого изображали крест, подобный Мальтийскому, и перед которой несли красное с белым крестом военное знамя, как знамя «Данеброг» потомка киевских Рюриков, датского короля Вальдемара Победоносного.

О том, как молитва перед этой иконой спасла Бирск уже в начале 20 века, рассказывала статья "Избавление Бирска от большевистской опасности", опубликованная в журнале "Уфимский церковно-народный голос" 23-25 (12 августа 1918 г.). Её автор - Священник Гавриил Александрович Сперанский, законоучитель местной женской гимназии. А спасли тогда Бирск, после молитвы перед Березовской иконой - чехи, что символично. Поскольку Чехия - в начале реки Эльбы-Лабы, где жили полабские славяне, с веками, появившиеся в Новгороде и Пскове. В , конечном счете, Бирск большевики взяли. Но в этой истории важно то, что жители Бирска уповали на помощь именно Березовского Николая Чудотворца.

У Челяднино на реке Бирь, существовали свои великие тайны, ведь город был основан боярином той же фамилии, что и дипломат, перед которым Казанский хан Мухаммед – Эмин на исповеди открыл некий секрет, для чего специально и приезжал в Казань родственник основателя Бирска - И.А.Челяднин. Разговор был, очевидно, доверительный. А в беседе боярин И.А.Челяднин мог узнать и много иной важной информации из истории Казанского ханства. В том числе, и о таинственном хане Алкасаре древнего царского рода, покорившем в районе башкирской Абири (Бирска), и нагайских ханов, и многие народы великой татарии, имя которого совпадает с названием Севильского Алькасара Иберийского полуострова Испании (Бирское «Рюриково городище» и Климент Ярославов - староста Архангельского - Бирь , контролировавший Перевоз через реку Белую).

Во всяком случае, что-то заинтересовало победителя Наполеона - императора Александра I в бирском храме Архангела Михаила, построенном на месте, которое по легендам, некогда выбрал для себя хан Алкасар.

Троицкого собора Бирска в те годы ещё не было. Его начали строить через 10 лет после визита Александра I в Бирск. Почти все жители Бирска, каковых было около 2000 , были прихожанами храма архангела Михаила.

В Бирске, как уже сказано, император остановился у коллежского асессора Брудинского. А на прощание подарил ему бриллиантовый перстень. Об этом рассказывает статья уже 2014 года «Царский круиз по башкирской глубинке».

Ровно через месяц, 18 октября 1824 года , в Вологде император делал подобные же бриллиантовые подарки . И, при этом, обедал с предводителем Вологодского уездного дворянства А.Н.Ярославовым , сыном Н.А.Ярославава и А.Н.Аксаковой.

«…Дочери надворного советника Шипиловой и княжне Засецкой, подносившим Ему свои работы и крестнице Своей, подпоручице Зубовой, также изволил пожаловать бриллиантовые фермуары….людям же, служившим в комнатах, Его Величество изволил раздать более 1000 рублей…..

«Наконец 18 числа, отслушав литургию во всеградской Спасской церкви , Император оставил Вологду. На первой станции, в селении Терпелке, Государь изволил обедать; к столу Его Величества приглашен был вологодский уездный предводитель дворянства Ярославов. В продолжение всего обеда, Государь разговаривал с ним, не переставая хвалить вологодское общество…» (Император Александр I Благословенный в Вологде. Н.Суворов ).

Знал ли император Александр I будучи в Бирске фамилию Ярославов, при том, что ещё в конце XVII века старостой в Бирске был Клим Ярославов ? - сказать сложно. До Бирска- Челядино император Александр I посетил также и Стерлитамак, где в те годы уже купил земли отец С.Т.Аксакова - Т.С.Аксаков. Но встречался ли Александр I c кем-то из Аксаковых, опять же, упоминания нет.

Однако ровно через месяц, даже не в Вологде, а в каком –то маленьком селе Терпелке император Александр I вдруг обедает с сыном Ярославова и Аксаковой , при том, что статья «Александр I Благословенный в Вологде» , рассказывающая об этом, не упоминает по имени даже предводителя губернского дворянства, одного из участников общей встречи, названных лишь по должностям.

Совпадение ли это, или следствие его визита в Бирск ?

Но в Бирске, как уже сказано, во время описываемого путешествия император был с генерал-адъютантом Адамом Ожаровским , в будущем - родственником Командира СЕИВ конвоя П.А.Черевина, потомка М.М.Ярославовой:

«Во время путешествия Александра I сопровождали: начальник главного штаба барон Дибич (впоследствии фельдмаршал и граф Забалканский), генерал-адъютант граф Ожаровский и полковник Соломка. Кроме того, в императорском поезде были лейб-медик и метрдотель. Поезд состоял из одиннадцати колясок, запряженных в основном шестериком, то есть шестью лошадьми. В источниках ничего не говорится об охране, в современном понимании этого слова…» ( Царский круиз по башкирской глубинке ).

Генерал - адьютантом из Ожаровских был только Адам Ожаровский, с которым император Александр I сблизился в годы войны с Наполеоном. Его брат Франц Петрович Ожаровский был управляющим Царского села.

Сын Франца Ожаровского - граф Константин Францевич - гофмейстер Двора Его Императорского Величества, похоронен в городе Пушкин: «в костеле Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Царском Селе». Здесь же, в костелe Усекновения Главы Иоанна Предтечи похоронен и дед П.А.Черевина – Франц Петрович Ожаровский.

Католический Костел Усекновения Главы Иоанна Предтечи на Дворцовой улице строился особым комитетом под председательством брата Франца Петровича - Адама Петровича Ожаровского , женатого на Марии Павловне Скавронской ( в первом браке Пален). Начало строительства относят к 1825 году:

«Постройкой заведовал особый комитет под председательством генерал-адъютанта А.П. Ожаровского, а средства на строительство были пожалованы Императором Александром I и Его Семьей».

Ныне в Костеле Усекновения Главы Иоанна Предтечи на Дворцовой улице Царского села – Пушкино находится икона Фатимской Божией Матери - «Тобою единство».

Таким образом, вернувшись из бывшего Казанского ханства, император Александр I выделил деньги на строительство Католического костела Усекновения главы Иоанна Предтечи в Царском селе, а постройкой руководил сопровождавший его генерал-адъютант Адам Ожаровский.

В описанный круг родственников, усыпальницей для многих из которых стал этот Костел, входили : Пален, Энгельгард, Багратион, Ожаровские и командор «Мальтийского ордена» Ю.Литта, который прибыл в Россию: решать вопрос об Острожском наследстве.

В память о Ф.П.Ожаровском – деде П.А.Черевина была названа улица Ожаровская Царского села. Уже после революции эта улица Ожаровская была переименована в улицу художника П.П.Чистякова, знаменитого картиной "Великая княгиня Софья Витовтовна на свадьбе великого князя Василия Темного в 1433 году срывает с князя Василия Косого пояс, принадлежащий некогда Дмитрию Донскому".

Довольно длинное название картины П.П.Чистякова, если учесть, что «Золотой пояс» принадлежал Великому Князю Суздальскому Дмитрию Константиновичу - правнуку Великого Князя Владимирского и Суздальского Андрея Ярославича, следующего по старшинству после Великого Князя Александра Невского.

И сначала «Золотой пояс» был подарен Суздальским князем Дмитрием его старшей дочери Анне Суздальской , когда она выходила замуж за Микулу Васильевича Вельяминова. Далее «Золотой пояс» Анны переходил по женской линии , сначала дочери Анны Суздальской и Микулы Вельяминова, которая вышла замуж за Великого князя Ивана Дмитриевича Всеволожа из смоленской динасии. Затем к дочери Ивана Дмитриевича Всеволожа, которая вышла замуж за Великого Князя Андрея Владимировича Радонежского, потомка Александра Невского. Наследование «Золотого пояса» по женской линии показано мною на схеме.

Но Андрей Владимирович Радонежский рано умер и перед Князем Иваном Дмитриевичем Всеволож встал вопрос о том, кому далее наследовать этот «Золотой пояс». Т.е. к кому переходит наследственная власть от Князя Дмитрия Суздальского и его предка Великого князя Владимирского и Суздальского Андрея Ярославича по женской линии.

Сначала Иван Всеволож намеревался передать этот «Золотой пояс» другой его дочери Марии Всеволож , которую хотел выдать замуж за Василия II и об этом были достигнуты договоренности. Поэтому он ездил , как посол, в орду договариваться о ярлыке для будущего мужа своей дочери. Не исключено, что в орде Иван Всеволож даже «предъявлял», как аргумент, «Золотой пояс» поскольку для ханов имеет значение женская наследственная власть.

Однако после того, как ярлык был передан Василию II его мать Софья Витовна «переиграла ситуацию»» и , нарушив обещание, приняла решение о том , что её сын Василий II женится на дочери Князя Ярослава Боровского - родного брата Андрея Владимировича Радонежского. А не на дочери Андрея Радонежского, как это было условлено перед получением ярлыка в орде.

Таким образом, было два родных брата : Андрей Радонежский и Ярослав Боровский. Но у дочери Ярослава Боровского - Марии Ярославны не было «Золотого пояса» от отца и деда , потому что по матери она - из династии Кошкиных. Мать Марии Ярославны - Мария Фёдоровна, дочь боярина Фёдора Фёдоровича Голтяя Кошкина.

Права на престол были у Суздальских и Смоленских княгинь. Поэтому , когда несостоявшейся невесте Марии Ивановне Всеволож отказали, то её отец Иван Дмитриевич Всеволож быстро выдал уже не дочь, а внучку, дочь Андрея Радонежского, за Великого Князя Московского Василия Юрьевича Косого, которому по женской линии и передал «Золотой пояс», как доказательство власти, наследуемой по женской линии.

Таким образом, «Золотой пояс» достался Василию Косому по праву, от Княгини Анны Суздальской, старшей сестры Евдокии Суздальской - супруги Дмитрия Донского, что описано в книге Дмитрия Балашова «Юрий» из серии «Государи Московские»:

«….Иван Дмитрич Всеволожский, отлично ведая гордый норов супруга своей внучки (дочери покойного Андрея Владимировича Радонежского), льстил как только мог. И то, что Василий Косой получил с приданым жены старинный золотой пояс, тоже было лестью дальновидного боярина, пояс, когда-то полученный Всеволожским в приданое за дочерью Микулы Вельяминова (а до того всего — данный в дар самому Микуле, женатому на старшей дочери Дмитрия Константиныча Суздальского — Анне, на младшей дочери суздальского князя, Евдокии, был впоследствии женат сам Дмитрий Иваныч, великий князь московский). Пояс этот уже один раз покидал казну Ивана Всеволожского, когда он выдавал старшую дочь за князя Андрея Владимировича Радонежского, но Андрей умер еще в 1426 году, и когда пришла пора его дочери, внучке Всеволожского, выходить замуж, Иван Всеволожский добился-таки, чтобы пояс был дан теперь ее супругу — Василию Юрьевичу Косому.

Роскошный пояс. Чудо ювелирного мастерства. Золотой, украшенный бесценным индийским каменьем. Пояс равного которому, кажется, не было ни у кого больше. (Как же! Старшую дочерь свою как-никак выдавал Дмитрий Костянтиныч за Микулу Вельяминова, сына великого тысяцкого Москвы …)».

Женская власть - это «власть в кике», на которую указывал однажды и боярин Федор Сабур, когда его попытались было «пересесть»: « У того Бог в кике, у тебя Бога в кике нет», и не уступил. Намек Федора Сабура был довольно прозрачен: кика или кичка, - головной убор замужней женщины и высокое положение князя Юрия Патрикеевича он объяснял не происхождением, а родством с правящей династией…». Т.е. старомосковский боярин Федор Сабур, потомок Мурзы Чета ( основателя Ипатьевского монастыря в Костроме) не уступил первое место зятю Василия I - Юрию Патрикеевичу из Гедеминовичей. И Великий князь вынужден был признать, что Федор Сабуров прав, в т.ч. ориентируясь на реакцию старомосковских бояр, наблюдающих за этим конфликтом…»(«Тайны российской аристократии»).

А поскольку «власть в кике», то Московский князь Василий Юрьевич Косой - обладатель «Золотого пояса» получил преимущество и перед братьями, и перед племянником Василием II, которое и продемонстрировал на свадьбе Василия II и Марии Ярославны, куда пришел наряженный в «Золотой пояс».

Боярин Кошкин , понимая, что Княгиня Мария Ярославна из их рода «проигрывает» в правах на Московский престол, тут же на свадьбе подстроил скандал, заявив , что «Золотой пояс» Василия Косого , по сути, сворован предками его жены у Дмитрия Донского.

Это был ключевой момент истории, когда род Кошкиных проложил себе дорогу во власть, что предопределило позже появление династии Романовых. И прокладывалась дорога во власть вот так, через обвинение в подмене «Золотого пояса» Великим Князем Московским Василием Юрьевичем Косым.

Тогда как у Евдокии Суздальской был , надо так понять , свой «Золотой пояс», подаренный ей отцом - Великим Князем Суздальским Дмитрием Константиновичем. Дмитрий Донской - супруг Евдокии Суздальской в его духовном завещании перечислял несколько дорогих поясов, хотя позже о них не было слышно. Также как, впрочем, не известна дальнейшая судьба «Золотого пояса» старшей сестры Евдокии - Княгини Анны Суздальской.

После этой истории, когда отодвинули Суздальских и Смоленских княгинь, и царицей стала княгиня из рода Кошкиных Голтяевых, тему «Золотого пояса», которого у неё не было, старались не поднимать. Ведь «Золотой пояс», как уже сказано, символизировал переход власти по женской линии.

Историю эту хорошо знали ханы в орде, где решался вопрос о ярлыке для Василия II. Причем хорошо её знали , как минимум, три хана, принимавших дань у Василия II в 1434 году: Кичи-Мухаммад, Сайид Ахмад I и Улу-Мухаммед – предок казанского хана Мухаммед Эмина, который просил прислать к нему посла И.А.Челядина в Казань в 1510 году.

Враждовавший с Улу-Мухаммедом первый хан Большой орды Сайид Ахмад I , возможно, потому и украл жену Князя Василия Косого Оболенского, что она была тезкой несостоявшейся невесты Княгини Марии Всеволож и из этого же рода Смоленских княгинь , к которому перешла женская власть.

Жену Князя Василия Косого Оболенского показывают племянницей Князя Ивана Дмитриевича Всеволож, принявшего решение передать «Золотой пояс» Великому князю Московскому Василию Юрьевичу Косому, ставшему мужем его внучки.

Сведения о дочери Ивана Дмитриевича Всеволож - Марии Всеволож , не ставшей царицей, после свадьбы, изображенной на картине П.П.Чистякова, мне не встречались.

Однако Князь Пскова Ярослав Оболенский - сын Княгини Марии Всеволож из Смоленской династии, украденной ханом Большой орды, за несколько дней до своей смерти поставил в Пскове церковь-часовню Анастасии Римлянки. Вполне вероятно, посвященную св. Анастасии - персональной святой Княгини Анастасии Андреевны Радонежской, супруги Василия Юрьевича Косого - Великого Князя Московского (1434 г.) и последней законной обладательнице «Золотого пояса».. Тем более , и отца Князя Ярослава Оболенского звали Василий Косой.

Судьбу матери родоначальника князей Ярославовых из Смоленской династии предопределили события, произошедшие на свадьбе Василия II.

Эти события предопределили и судьбу потомков Князей Ярославовых, также как, и всех Суздальских князей.

Правящим московским князьям после 1433 года как-то надо было забыть о преимущественных правах Суздальских и Смоленских княгинь.

И, в конечном счете , это привело к ссылке в Казань в 1564 году князей Суздальских и Ярославских, многих из которых через год Иван Грозный сам же и «амнистировал».

Но Князь Александр Ярославов Ярославский – потомок Псковского князя после «заговора» Челяднина был казнен, в 1468 году.

А через год после этой казни была вторая депортация 500 семей псковской знати. Ведь в Пскове правила преимущественно Тверская династия Великого Князя Ярослава III - младшего брата Князя Андрея Ярославича и Князя Александра Невского.

И Псковская знать помнила о роли Княгининой власти.

А это не нужно было не только Ивану Грозному, но и Романовым - потомкам боярина Ф.Ф.Кошкина Голтяева, брак внучки которого с Василием II нарушил традицию и правило наследования власти по женской линии.

Поэтому третья депортация псковской знати произошла сразу после того, как пришли к власти Романовы, в 1615 году. Судя по фамилиям, которые мне встречались в Башкирии, к примеру, известные в Пскове Постниковы, псковичей могли ссылать уже и за Каму при второй и третьей депортации, или перемещать иным образом.

В частности, псковский мастер Постник Яковлев был строителем южных стен ряда башен кремля , начиная с 1556 года, и Благовещенского собора в Казани в 1562 году . Ему приписывается также строительство собора Успенского монастыря в Свияжске в 1555- 1560 году (Успенский собор Свияжска строили псковичи ).

Таким образом, сегодняшнее название картины художника П.П.Чистякова, именем которого назвали бывшую улицу Ожаровского в Царском селе, искажает реальную историю.

«Золотой пояс» у Василия Косого был не подмененный и не сворованный. А у боярина Кошкина имел место мотив заронить сомнение, вызвать гнев и добиться того, чтобы Софья Витовна сорвала этот «Золотой пояс» с внука Дмитрия Донского !

Подобный же мотив : скрывать правду был и у потомков боярина Ф.Ф.Кошкина Голтяя . А это династия Романовых, к каковой относился и император Александр I, посетивший Челяднино- Бирск в 1824 году, за год до его смерти или исчезновения в Таганроге.

Картина о сорванном «Золотом поясе» , изменившем историю, была выпускной работой художника П.П.Чистякова , которому задали программу на сюжет Н.М. Карамзина:

«Канва изображаемых событий, происходивших в 1433 году, изложена была уже в названии программы : «На свадьбе великого князя Василия Васильевича Темного Великая княгиня Софья Витовтовна отнимает у князя Василия Косого, брата Шемяки, пояс с драгоценными каменьями, принадлежащий некогда Дмитрию Донскому, которым Юрьевичи завладели неправильно».

Так, в частности, это задание описывается в брошюре 1988 года «Дом- музей П.П.Чистякова» со ссылкой на письма, записные книжки, воспоминания самого П.П.Чистякова.

Как видим, длинное название картины - это , по сути, программа художнику от руководства Академии художеств.

Но художник П.П.Чистяков, рожденный в Твери , где первым Тверским князем был Великий Князь Михаил Ярославов Тверской, столь достоверно передал накал эмоций : гнев , возмущение, обиды, что , несмотря на название картины, навязывающее трактовку исторических событий, возникает желание глубоко изучить причины этого конфликта .

Картина П.П.Чистякова ещё не была завершена , когда её уже увезли в Лондон на Международную выставку в 1862 году, с названием , интерпретирующим в пользу Софьи Витовтовны и её сына Василия II конфликт 1433 года.

Быть может, у английской королевы Виктории , хорошо знающей правила наследования власти по женской линии, были вопросы, на которые хотели дать ответ этой картиной.

А вопросы могли возникнуть после появления, за год до этой выставки, картины Карла Гуна «Великая княгиня София Витовтовна на свадьбе великого князя Василия Тёмного»(1861, холст, масло, Военный музей имени Витаутаса Великого, Каунас, Литва).

В названии картины Карла Гуна нет обвинения той или другой стороны. Но Царица Софья Витовна стоит спиной к зрителю, она сдержана и властна, и выступает в роли «судьи».

На картине же П.П.Чистякова – мать Василия II , прежде всего, «взбешенная женщина».

Именно вот этим своим произведением художник П.П.Чистяков «открыл новую страницу исторической живописи», и почему – то конкретно его фамилия заменила фамилию Ожаровского в названии улицы Царского села, хранившей память о брате Адама Ожаровского, сопровождавшего императора Александра I в дни его пребывания в Башкирии.

Круг тех, с кем император был в этой поездке , а также дома, где он останавливался, видится значимым.

Упомянутый в статье «Царский круиз по башкирской глубинке» барон Иван Дибич относился к Силезской (Чешской знати). После того, как император Павел I уволил его со службы, Александр I, «еще будучи наследником, исходатайствовал о возвращении Дибича вновь на службу, при этом он был произведен в генерал-майоры». А уже при самом Александре I, в 1811 году Дибич был назначен директором Первого кадетского корпуса в Санкт-Петербурге».

Полковник Соломка, также названный в этой публикации, был родом из Чернигова. В годы войны с Наполеоном - в главном штабе Александра I. В его биографии есть интересный факт, поясняющий, в т.ч. и характер визита в Бирск : «во время своего посещения Екатеринбурга император поручил Соломке рассмотреть дела о ссыльных и по его докладу возвратить из ссылки около 300 человек». А в Екатеринбурге Александр I был 25 сентября, т.е. через неделю после описываемых событий.

В бирской церкви архангела Михаила, которую Александр I посетил дважды, был вклад крестника Екатерины II и начальника пограничных войск при ней - генерала П.Г. Языкова. Это Тихвинская икона Божией Матери , которую ему подарила Екатерина II.

При Павле I генерал П.Г. Языков был уволен без объяснения причин. А император Александр I вновь вернул его на службу и произвел в генерал – майоры.

1 февраля 1818 года П.Г.Языков был назначен императором начальником 1-го округа Отдельного корпуса внутренней стражи. Это части внутренней армии с двойным подчинением , в функции которой входила : помощь исполнению законов и приговоров суда, поимка разбойников, преследование запрещённых и тайно провезенных товаров, содействие сбору податей и недоимок, сохранение порядка и спокойствия церковных обрядов всех исповеданий, сопровождение казны, помощь при пожарах и разлитии рек…

По сути, функции современных погранвойск, таможни, МВД, МЧС и Минюста. При этом, также : « принятия и провожания рекрут, преступников, арестантов и пленных, отряжения нужных часовых к присутственным местам, тюрьмам и острогам, пересылка осужденных». Эти функции , повторю, объясняют причины, по которым Александра I сопровождал полковник Соломка.

И охрана , на отсутствие которой обращают внимание в статье о его круизе по башкирской глубинке, императору не была нужна, т.к. функции конвоя и охраны были на этой «Внутренней страже».

А потомки ссыльных Суздальских и Ярославских князей, превращенные в мелких «казанских помещиков» , получается, охраняли в Сибири беглых и каторжан на функциях стражников.

Об этом , по сути, и писал начальник Оренбургской экспедиции И.К. Кирилов, побывавший в Уфе в 1735 г. и проводивший сравнение материального положения уфимских дворян начала ХVIII в. с крестьянским. В своем доношении в кабинет он сообщал:«...из лучших уфимских дворян и половина не сыщется которые б были не лапотники» .

В год назначения П.Г.Языкова начальником 1-го округа Отдельного корпуса внутренней стражи, функции этой внутренней стражи дополнились охраной соляных промыслов, с которых и начиналось освоение закамских земель, но это уже мало изменило положение тех, кто относился к потомкам древней знати.

В книге «Уфимское дворянство в конце XVI – первой трети XVIII вв» уфимского ученого Б.А.Азнабаева, которую я процитировала выше касательно выводов о материальном положении дворян, приводятся примеры дворянского разорения.

Один из таких примеров - дворянский род Писемских, «основатель которого сын боярский И.Б. Писемский был пожалован поместьем на Сутолоке еще в 1592 г. . А в 1705 г. А.С. Тарбеев «откупает с правежу» его правнука Д.Б. Писемского с обязательством «до расплаты долга 3 рублей жить ему, Дементию с женой у него Алексея во дворе с женой и всякую домашнюю работу делать».

Т.е. древняя знать отрабатывала долги трудом. При этом, один из дворян Писемских даже косил сено:

«Двоюродный брат Д.Б. Писемского, М.С. Писемский, в 1706 г. подрядился за взятые у иноземца И.В. Киржацкого 4 рубля накосить сена 150 копен на лугах поручившихся за него родственников».

Ещё один пример - род Совиных, представитель которого подрядился чуть ли не гребцом на лодке, а затем на 13 лет к солдату на домашние работы:

«…В сходном положении оказались и представители уфимской дворянской фамилии Совиных. В 1730 г. А.А. Совин, отец которого за службу был написан в выборный список, нанялся «с иными работными людьми посадскому человеку И. Кормшикову на его лодке-романовке плыть с товаром до Макарьевской ярмарки и обратно. В 1732 г. дворянский недоросль А.И. Совин обязался за взятые 15 рублей у отставного солдата С. Пермякова жить во дворе 13 лет и «всякая домашняя работа делать»».

Однако мне встречались даже и такие случаи, когда дворянин нанимался бурлаком на лето, чтобы отработать долги.

Приведенные примеры относятся уже XVIII веку и в столь печальном состоянии могли быть те, кого Правительство, «вынужденное насаждать колонизацию насильственными мерами, в т.ч. и над своими "колонизаторами" - просто-напросто ссылало их "навечно" на службу в Башкирию….»

И «многие из них "не чаяли" из Уфы выбраться обратно на родину».

Однако мало у кого это получалось, также как и у тех, кто был сослан в Казань в годы Ивана Грозного.

Вот этих первых ссыльных бояр и дворян , а за Камой - «казанских помещиков» отличало место проживания в дворцовых селах, каковой была и дер.Ярославовой:

«… В.А.Новиков, собирая материалы по истории уфимского дворянства, нашёл убедительные факты, доказывающие социальную принадлежность дворян к первым жителям дворцовых сёл. Именно В.А.Новиков впервые ввел в научный оборот некоторые даты основания дворцовых сел…». /27/.

Одно из ранних упоминаний Ярославово, как дворцового села, относится к периоду : «конец XVI — начало XVII вв»:

«В конце XVI — начале XVII вв. возле Уфы появились дворцовые селения: Новая слобода, деревни Кадомцево и Максимовка.... В первой половине XVII в. здесь существовали починок Каргинский, села Богородское, Красный Яр, Покровское, деревни Осиновка, Буручово, Ярославово, Баженове, Юрмаш…. В дальнейшем дворцовые селения принимали новых переселенцев и, в свою очередь, выделяли из своей среды людей для образования новых (дочерних) сел и деревень. К их числу относилось дворцовое село Рождественское («Печенкино тож»)'…».

В упомянутое Печенкино и переехала одна из веток Ярославовых, но произошло это уже позже, в начале XVIII века, также как - в Бирск и в пригород Бирска - Питяково, где в XIX веке тоже проживала одна семья Ярославовых.

В первые же десятилетия они компактно жили в дер.Ярославовой на реке Бирь . Да и годы были сложные.

Дело в том, что вскоре после депортаций и ссылок Ивана Грозного наступили времена Смуты. И если до Смуты, сосланные в Казнь и Казанское ханство князья, бояре и дворяне имели доходы, как служивые люди российской окраины, то в годы неопределенности с властью они вообще никому не были нужны.

Т.е. они были просто забыты за Камой. Причем находились - не в Уфе, которая «присягала Дмитрию», а жили в самых первых крепосцах и острогах, продолжая защищать границу казанского ханства от степи, несмотря на все перемены во власти. Продолжали они защищать и себя , и свои семьи, как некогда, быть может, в Пскове и его окрестностях, в пограничной полосе. Ведь надо было как-то выживать в эти лихие времена.

Когда же власть перешла к Романовым , для тех, кто был сослан за Каму , существовали почти 100 лет ограничения на покупку земель: «….Запрещение (купли земли у башкир) царя Алексея отменено было лишь почти через сто лет: в 1736 г., 11 января, указом императрицы Анны Иоанновны…».

Крепостных почти не было и их среднее число на поместье снижалось. А нанимали на работы беглых и каторжных. Хотя это и запрещалось.

Самыми устойчивыми оказались поместья, имевшие в среднем 15 крепостных. Более крупные помещики разорялись. За исключением таких случаев, как дворяне Гладышевы, которым «раньше других уфимцев (еще в 1639 г.) удалось поверстаться в самый высший разряд провинциального дворянства – в выборный список . Это обеспечило им возможность назначаться на должности воевод в города…Впрочем, нередко Гладышевы действовали и незаконным путем. Как выяснилось в 1666 г. из сказок 3 крестьян С.В. Гладышева, эти крепостные помещика «ранее в старинном холопстве не живали, а жили в Симбирском уезде на государевой пашне, а уфимец Степан Гладышев напоив их допьяна и вязав привез на Уфу и держал в дворе и бил и мучил и женил на своих дворовых девках».

Дополняет эту картину тот факт, что « в Казанском ханстве на момент его завоевания Иваном Грозным находилось 100 тыс. русских пленников».. ( «Колонизация восточного закамья»).

Не желали сдавать свои позиции и местные ханы:

«Помимо часто возникавших башкирских восстаний, перед Москвой стояла еще взрощенная в Башкирии опасность. Это - попытки действительных и мнимых князей потомков ханов, покоренных народов - татар, чуваш, черемис поднять их, а вместе с ними и башкир, и беглых русских на борьбу с Москвой. Установлена связь башкир и их участие и в восстании, поднятом Степаном Разиным. ("Сборник материалов" Новикова, стр. 60-61 и др.).

«С 1647 по 1718 гг. в Башкирии имело место 3 крупнейших восстания, во время которых только Уфа подвергалась осаде 5 раз».

Участником таких восстания Степана Разина был есаул Михаил Ярославов.

Но буквально через десятилетие бирский староста Клим Ярославов получил в аренду перевоз через реку Белую около Бирска.

Контролировать перевоз считалось большой привилегией. Потому что близ Уфы перевоз через реку реку Уфимку контролировал казак Дудкин. Он так и назывался «Дудкин перевоз». А разбогатев - стал дворянином, о чем рассказывает следующая история :

«Прапрадед существовавшей до последнего времени фамилии уфимских дворян Дудкиных снискивал себе пропитание по "царской милости" тем, что неся обязанности и дозорного стража, переправлял через реку на пароме на крепостную сторону башкир, ездивших к уфимскому воеводе по ясачным и прочим делам, облагая их за переправу особым ясаком - в свою пользу…»./28/

Возможно, перевоз на реке Уфимке был доходнее перевоза на реке Белой, потому что Ярославовы не упоминаются в ряду тех, кто сумел создать большие капиталы. Хотя казаки имели преимущества в торговле. Лишь один из Ярославовых был «раскулачен» после революции 1917 года.

Остальные заключали браки с представителями купеческих династий, каковыми были Печенкины и Зиновы. По подобию того, как князья могли жениться и на дочерях посадников. Но чаще это были вторые браки.

Такое впечатление, что Ярославовы были «скованы» какими-то обязательствами по пограничной сторожевой службе или воеводскими и военными семейными традициями. Потому что они были «привязаны» к одному месту. Быть может, это было связано с тем, что:

. «…В 1744 году Бирск вошел в состав Уфимской провинции вновь учрежденной Оренбургской губернии. Еще в царствование Анны Иоанновны при сформировании ландмилиционых полков, в них было зачислено большинство бирских жителей, а крестьяне села Архангельского были выселены в разные места. Бирск, потеряв свое былое значение, стал маломощным». Т.е. бывшее Челяднино, а затем Бирск отчасти потерял свое значение как крепость "острожевц", как рубеж дальнейшего наступления на восток и заслон Казанской области со стороны степи по Закамской линии….»./28/

Под этот проект Анны Иоановны о создании Ландмилиции попали и Ярославовы, на что указывают следующие факты:

Во – первых, именно в Казанской губернии у подушного сбора в 1722 году был капитан ландмилиции Иван Михайлович Ярославов (Род. 1665+1749). Это данные И.Н. Ельчанинова о Роде Ярославовых от князей Ярославовых-Оболенских, представленные в «Материалах для генеалогии дворянства Ярославской губернии. YIII. 1-я половина», 1916 год. Именно И.М.Ярославов, капитан ландмилиции, а затем полковник , до его службы в Казанской губернии владел землями в Череможской волости, Ярославской губернии, называемых родиной хана Батыя. Земли эти «7 июля 1692 по грамот из поместного приказа за приписью дьяка Гавриила Перекусихина и по наказной памяти стольника и воеводы Константина Дементьевича Кафтырева и дьяка Алмаза Чистага Ярославск. приказной избы отказал ему в Череможс. вол. подъячий Иван Иванов. Попов».

Во-вторых, позже, некоторые бирские Ярославовы упоминаются во Внутренней страже, где одним из 8-ми корпусов командовал П.Г. Языков, начальник пограничных войск при Екатерине II, который восстанавливал до этого разрушенный войсками Е.Пугачева храм архангела Михаила в Бирске.

А в начале XIX века один из Ярославовых, судя по упоминаниям, занимался «адвокатской» деятельностью, выступая поверенным удельных крестьян, о чем можно судить по следующему сообщению:

«…Аналогичное решение Межевой Канцелярии последовало 21 августа 1818 г. и по прошению С. Ярославова — поверенного удельных крестьян д. Кутькино. Он указывал на несправедливое отмежевание части их угодий в состав казенной земли. Ярославов при этом сослался на наличие арендной записи от 22 мая 1697 г., данной башкирами Дуванейской волости удельным крестьянам. Другим аргументом являлись действия уездного землемера в 1786 г., в результате которых были уточнены границы отдельных владений…». /29/

Это уже близко к годам, когда император Александр I вместе с Адамом Ожаровским были в «круизе по башкирской глубинке».

Если сопоставить материальное положение Ярославовых в Ярославле, Вологде и Рыбинске, с материальным положением Ярославовых в Бирске и пригородах, то надо сказать, что в XIX веке оно зачастую не слишком отличалось.

К примеру, в 1844 году «Ярославские губернские ведомости» № 24 сообщали о том, что

«…За неплатеж Рыбинским помещиком Прапорщиком Дмитрием Ивановым Ярославовым присужденных решением Правительствующего Сената в удовлетворение Г-на Селифонтова по делу за порубку леса в даче его денег 194 руб., по представлению Рыбинского Земского Суда, продаваться будет его, Ярославова, земля, состоящая в городе Рыбинске в 53 квартале на Игуменской улице, имеющая меры в ширину ….на оной земле деревянный флигель… оцененных в 200 руб. серебр., торг открыт будет 10 июля месяца сего года".

В близкие годы торговала дровами и овдовевшая ярославская дворянка Е.Ярославова, оказавшаяся в затруднительной ситуации, проживавшая на ул.Дворянской в Ярославле.

Положение Ярославовых не назовешь завидным. Преуспевали, из проживавших ближе к Москве и Петербургу, скорее, потомки Ярославовых, под другими фамилиями. Остальные уходили в священники, врачи или становились артистами. За Камой артисты Ярославовы появились позже, от «златоустовской ветки». Была и священническая династия Ярославовых, представитель которой Гавриил Гавриилович Ярославов, расстрелянный после революции - новомученник Русской православной церкви.

В истории башкирских Ярославовых довольно часто упоминается Дуванейская волость, где поверенным по делам удельных крестьян был упомянутый выше С.Ярославов. В Дуванеи не редко выходили замуж дочери бирских Ярославовых.

«В XVII—XVIII вв. на реке Белой в районе г. Бирска была обширная Дуван(ей)ская волость.В составе племени дуван есть родовые подразделения табынды и табын... По преданиям дуванцев, их предок батыр Курмый (Кормый) «пришел с Алтая и сначала жил на реке Ик, затем на реке Белая, потом переселился в долину реки Ай».

В 1912 году Дуванская и Дуван-Мечетлинская волости входили уже в состав Златоустовского уезда Уфимской губернии, ближе к которому переехали предки П.Г. Ярославова.

А в 15 верстах от Дувана находилась ,упомянутая выше, Ярославка (Никольское) Златоустовского уезда, на реке Мелекес.

Здесь исследователи краеведы « зафиксировали народную песню про Чуркина-атамана , восходящую к стихотворению Ф.Б. Миллера «Погребенье разбойника» 1846 г. По информации исполнителя, песня о Чуркине-атамане – времен Ивана Грозного, её пели в селе отец и дед. В 1949 г. экспедицией Э.В. Померанцевой она была записана: в более полном варианте – в Ярославке ; в сокращенном – в Дуване. Опубликованы были записи этой песни разных времен и регионов России: о кубанском казаке с упоминанием кадетов; просто о казаке, погибшем на турецкой земле («Не с лесов дремучих»); о Чапаеве («Среди песков сыпучих»); о солдатах первой мировой войны, где место кадетов заняли «германцы» или «немцы», «красные» и «белые». При этом именно в районе Дуванея исследователи заметили «ярко выражены русско- украинские языковые взаимодействия».

И со ссылкой на В.С.Касимовского описали некие «Острожские пироги», когда:

«В праздник постный и скоромный, не исключая Св. Пасхи и Рождества Христова, печется пирог из соленого судака с выставленными наружу хвостом. Пирог «печется из пшеничного теста, но нижняя корка делается из ржаного теста, которая называется остожьем».

Своего рода - напоминание об Остроге , Острожском княжестве и Речи посполитой. Но ведь в Башкирию и ссылали , в т.ч. поляков, на что обратил внимание Руф Игнатьев в его статье о Смоленском - Троицком соборе Уфы.

Казаки из крещеных татар в Башкирии амбициозно формировали топонимику. Например, для того, чтобы не были забыты их заслуги в войне с Наполеоном и других военных баталиях, они назвали населенные пункты за Камой по-европейски, о чем рассказывает статья: «Европейские» поселки Берлин, Варна, Лейпциг, Париж,Фершампенуаз».Хотя, по датам, в этом могли поучаствовать и переселенные из Табынска казаки.

Сами же черниговские и донские казаки, оказавшиеся за Камой, есть такое впечатление, формировали топонимику иначе. Они сохраняли память о родине, которую им пришлось оставить.

И село Ярославка около Дуваней - это след , возможно, липецкого Ерославля, позже Ярославки, где Данковский Покровский монастырь основал князь Телепнев- Оболенский( Данков. Владимир Богусловский).

Тем более, Даньков есть и в районе Златоуста. И этот Даньков поддерживает версию о том, что Ярославка, в свою очередь, «след Дона» и Чернигова в Башкирии.

Первая Ярославка была основана в 1196 году. Название села происходило от имени его основателя - черниговского князя Ярослава – сына Всеволода Ольговича, правившего в 1177-1198 годах. По смерти этого Ярослава Всеволодовича черниговский престол занял Игорь Святославич Новгород-Северский.

При этом, должность наместника Новгород-Северска, по первому княжескому списку, была последней, которую занимал Князь Александр Ярославов Ярославский, сосланный вместе с семьей в Казань, а через четыре года казненный после «заговора Челяднина» .

Вероятно, бирских Ярославовых интересовали в этой Ярославке черниговские корни её мужей. Поэтому они и отдавали своих дочерей за них замуж.

Вот сюда, «за Златоуст», по соседству с Даньковым, и переехали родители П.Г. Ярославова .

И родился П.Г.Ярославов – отец омского артиста В.П. Ярославова уже в селе Чистое. В письме супруги его сына упоминается также дочь П.Г.Ярославова , проживавшая недалеко от села Чистое на озере Горькое. Бывшее название озера «Куюль Тибиз».

Это не только редкое озеро с соленой водой. Но и озеро, которое имело изначально форму сердца. А образовалось оно всего 400 лет назад, за счет подземных родников. Т.е. тогда, когда были сосланы в Казанское ханство Суздальские, Ярославские и Ростовские князья.

«Сначала около озера проживали башкиры, а затем ещё и мещеряки (татары), поэтому у озера было тюркское название….До сих пор лес, который находится севернее озера (поселка Курорт Озеро), местные жители называют Хайбулла. Это татарское имя, которое означает «Секрет Аллаха» или «Тайна, которой ведает Аллах»…»

«….Мещеряки жили и в Бирском, и Мензелинском уезде. Д.Н.Соколов, в частности, подметил «сходство тамг свияжских татар (в этом уезде многие селения являлись «мещеряцкими») с тамгами башкир Мензелинского уезда… Основной обязанностью служилых мещеряков была станичная служба, которая осуществлялась дозорными конными отрядами – «станицами»…. С построением Оренбургской линии, мещеряков привлекали к охране южных границ…» (Мещеряки Бирского уезда в XVII-XIX веках ).

Таким образом, присутствие мещеряков указывало на пограничный характер поселения.

Село же Чистое , куда переехал представитель одной из веток башкирских Ярославовых, находится недалеко от междуречья около реки Теча и Верхнетеченской женской обители, в 45 верстах от Далматовского монастыря, в истории которого упоминается и Печенкин. А вот Верхнетеческая обитель связана с историей Ченстоховской Божией Матери.

Недалеко от этих мест, около Чебаркуля находится Кундравинская слобода. А рядом с ней - село Лягушино.

Именно у села Лягушино Михельсон одержал победу над Емельяном Пугачевым 22 мая. Называет это Лягушино, где был главный бой организованных войск с восставшими, статья "Пугачевский портфель" академика Миллера», а также и все другие исследования восстания Пугачева.

В связи с восстанием Пугачева невозможно не обратить внимание на то, что к названию дер.Ярославовой на реке Бирь, после этого добавили Лягушино, т.е. оно стало двойным. И это единственный известный мне случай, когда «второе имя» произошло от названия другого села, где был бой Пугачева с Михельсоном.

Ярославово находилось при впадении Бири в реку Белую. А Лягушино около Чебаркуля. Но после восстания Пугачева в Башкирии появилось два Лягушино… Одно из них «Ярославово-Лягушино тожъ».

При этом, в Кундравинскую слободу, после пугачевских волнений, переселили Табынских казаков из Башкирии. Возможно , вместе с табынскими казаками переселили туда и Ярославовых. И новое двойное название Ярославово-Лягушино тожъ показывало, после этого, путь дальнейшего продвижения одной из веток Ярославовых на Восток, в район Чебаркуля.

400 лет Ярославовых за Камой , в современной Башкирии, наглядно представляют судьбу древних фамилий Начала Руси: Киевской, Владимирской , Суздальской, Псковской, перемещенной сюда несколькими депортациями и ссылками.

Вот эта Древняя Русь жила и укоренялась за Камой. И рядом с моим отцом геологом Ярославовым появился со временем геолог Глинский… И учеником моего отца в Тюмени был однофамилец Князя Куракина… И браки заключали Ярославовы с Князевыми…

И в селах, где жили Ярославовы были такие фамилии: Белобородов, Костырев, Малафеев, Власов , Антропов, Алексеев, Серебреников, Шолохов, Самойлов, Зонов, Медведев, Галанов , Белоусов, Богомолов, Выдрин, Позолотин, Чистяков, Дегтярев, Дьяконов, Соболев, Пономарев, Денисов, Кошелев, Иванов, Тимофеев, Васильев, Назаров, Борисов ,Ермаков, Сметанин, Матвеев , Климовских и Шукшин…

Такова была закамская Русь с XVI века

Ссылки:

[16] Установление еврейского контроля над Цфатом 16.04-10.05. Арабо-Израильская война 1947-1949 года
[17] Бирия
[18] Цфат каббалистический, средневековый,рыцарский, современный
[19] 1918 г. "Избавление Бирска от большевистской опасности"
[20] «Царский круиз по башкирской глубинке»
[21] Десяткинский порог. Четыре времени года
[22] Культовые фото Уфы
[23] OLD CHURCH IN BIRSK
[24] Костел
[25] Тобою Единство
[26] История на карте города: Железнодорожная улица и иже с ней
[27] Дворцовая колонизация северо-западного Башкортостана в XVII веке
[28] Очерки из истории колонизации Башкирии
[29] Акманов. А.И. «Земельные отношения а Башкортостане и башкирское землевладение….»
[30] Озеро Горькое – «Рассыпавшийся пень»
[31] «Этнографические исследования русского населения Башкортастана», Ф.Г.Галиeва

Все материалы раздела «Внимание! Угрозы и тенденции»

Реклама


© Авторские права на идею сайта, концепцию сайта, рубрики сайта, содержание материалов сайта (за исключением материалов внешних авторов) принадлежат Наталье Ярославовой-Оболенской.

Создание сайта — ЭЛКОС