Персональный сайт Натальи Чистяковой — Натальи Ярославовой
Natalia Chistiakova—Natalia Yaroslavova’s Personal Website

«Войны» с Гуслями и Лебедями…

© Наталья Чистякова-Ярославова
14 мая, 2010 года, Санкт-Петербург

Оказывается, были на Руси войны с Гуслями и длились они не один век. «Православие vs Гусли» - так называется доклад Светланы Жарниковой - этнолога, искусствоведа, кандидат исторических наук, которая более 20 лет, по крупицам собирала информацию о тайнах Древнего Севера. Доклад размещен на Rutube во второй половине апреля 2010 года и начинается он так: «Каждый исследователь, изучающий историю Православия на Руси останавливается перед необъяснимым феноменом - резко негативным отношением к такому, казалось бы безобидному музыкальному инструменту, как гусли. Так ещё проповедник 12 века Кирилл Туровский грозил посмертными муками тем, кто ворожит, гудит в гусли, сказывает сказки … В требнике 16 века среди вопросов на исповеди есть такие: не пел ли еси песни бесовские, не играл ли еси гусли … Исторические документы свидетельствуют, что во времена Алексея Михайловича Романова гусли изымались у населения и сжигались возами. Почему? Сегодня, судя по всему, мы можем ответить на этот вопрос…

Общеизвестно то огромное значение, которое придавалось в ведической мифологии водоплавающей птице: гусю, лебедю, утке, где она символизировала небо, свет огонь, солнце, а также воплощение творца и вселенной. Так в санскрите хамса, гусь, лебедь, душа познавшая истину, высший дух, свет, огонь, сакральный музыкальный ритм, музыка вселенной. Но и в русской народной традиции образы водоплавающих птиц играют исключительную роль. Зачастую именно гусь, лебедь, утка - маркируют собой сферу сакрального в обрядовых песнях календарного цикла, и в этих же песнях именно гусли являются обязательным компонентом сакрального текста…

Язычники поклоняются не солнцу, а Белому свету, т.е. свету вселенскому … Вселенский свет это - златоцветная птица, обитающая в сердце и солнце. Нырок, гусь великий блеском, его мы чтим в этом огне. Огонь называют белой птицей, несущий свет … На санскрите огонь - очищающий, очищение звучит как павана… Но в севернорусских обрядовых песнях водоплавающая птица гусь и лебедь носит название паванька, пава, павана … Таким образом, огонь и хвалебный гимн в санскрите прямо соотносятся с севернорусским паванька, пава, павана И здесь стоит вспомнить, что древнеславянские ритуальные костры 6-5 века до нашей эры выглядели как фигуры пылающих лебедей… Не случайно автор «Слова о полку Игореве» связывает в единый образ стадо лебедей и живые струны гусель, рождающих вместе вселенский божественный свет гармонии и порядка…

Когда я прослушала этот доклад, то подумала, а ведь с лебедями идет борьба также как с гуслями… Лебедей убирали с икон Благовещенья, забывали о том, что Иисус называл себя альфа и омега по названию крайних звезд созвездия Лебедя. А также говорил о том, что не надо поклоняться солнцу, т.к. помимо солнца есть много других светил. Даже в наши дни мне приходят на сайт письма, где на меня навешивают ярлык язычница, хотя лебедь, как душа познавшая истину, существовал задолго до язычества и православия. И его нельзя ни по географии, ни по времени втискивать в узкие языческие рамки. Лебедям и гусям в докладе С.Жарниковой уделяется внимания ни сколько не меньше, чем гуслям и иначе быть не могло.

В первый раз я встретилась с темой «Странностей» в современной русской музыке в 2005 году, когда женщина, по имени Татьяна, с хорошим музыкальным образованием ушла в религию, стала петь в церковном хоре, но быстро разочаровалась по той причине, что осознала церковную музыку как «вечные похороны». И тогда она мне сказала: «Наташа, планета 2000 лет хоронит Христа! Она хоронит его ежедневного! Почему? Чтобы он не воскрес?»

Проходит год, судьба вновь посылает мне встречу («Ты плохо читала Библию», «Россия страна Минора», главы 9, 10 из «Утоли мои печали, Натали»). И это вновь музыкант, ушедший в религию, который в ответ на мой вопрос о том, действительно ли Россия мистическая страна, неожиданно сказал о другом: «Я думаю тебе надо обратить внимание на то, что Россия - страна Минора… Во всю церковную музыку почему-то всегда встроен минор, даже если она кажется легкой, возвышающей, зовущей воспарить».

Опять печаль, опять похороны?

Проходит ещё год. Пишу статью об иконе Никола Закамского, явившуюся на том месте, где я родилась. Статья называлась: «Никола Чудотворец - бессменный «премьер министр», главный «экономист и хозяйственник» Руси» (21 мая 2007 года). И вновь встречаюсь с темой странных музыкальных реформ патриарха Никона, что видно из следующего сюжета.

«Связь иконы Николы Закамского с Ладогой и Новгородом, просматривается и по другим «историческим линиям». Из этих же земель (ладожский Север) в Николо-Березовку прибыли инок Иоанн Пошехонец и старец Арсений Мезенец. Они построили недалеко монастырь в честь Преображения господня святых Соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия. Мезенец Александр был старцем-монахом Саввина монастыря в Звенигороде, и самое главное, автором «Крюковой азбуки» (крюковых рукописей Соловецкой библиотеки), главным деятелем комиссии для исправления церковного пения «на речь» (Старообрядчество и «Новое направление»). Суть была и в возврате «русских мелодий», и в сохранении лидерства, так называемого, знаменного распева. «Знаменный распев - это действительно драгоценное сокровище нашей церкви; он - патриарх церковных распевов. Одно время позицию Александра Мезенца поддерживал царь Алексей Михайлович… Но потом был конфликт царя с Никоном, а Александр Мезенец оказался на Соловках»…

2009 год. Получаю письмо от Натальи Брыксиной бывшего секретаря Олега Лундстрема, и она тоже пишет о проблемах, возникающих на пути у самой лучшей музыки.

Отразила эту тему отчасти в статье «2010 год - год шедевров Джаза: о джазе в глобальной политике и о глобальных талантах»

Кстати обратите внимание, вот по этой ссылке: концерт оркестра Олега Лундстрема, где изумительно сочетается тема джаза и народных русских мотивов «Оркестр в Петербурге»

Я, конечно, увидела аналогию в поклонении Джазу и поклонении богу Джа, что опять же отразила в статье «Европа, освещенная Софией русской Ярославны, и Яр, как «иностранные технологии» масонов для России, заметив при этом:

Между Джа из Библии Якова и Джа «бытовых растафариан», безусловно, дистанция огромного размера. Но ведь дорогу осилит идущий…

Однако вот эту дорогу, по которой музыка и лебеди ведут к Богу кто-то постоянно закрывает, то сжигая гусли, то гоняясь за Золотой бабой («Лебеди - там, где Боги. Люди, близкие к Богу - там, где Лебеди!», «Золотая баба и Золотой будда»)

Ведь и Золотая баба, по сути, - Сарасвати- Лебедь со встроенными в неё гуслями …

Все материалы раздела «Невидимые войны 21 века»

Реклама

© Авторские права на идею сайта, концепцию сайта, рубрики сайта, содержание материалов сайта (за исключением материалов внешних авторов) принадлежат Наталье Ярославовой-Оболенской.

Создание сайта — ЭЛКОС