История Русской науки. По Ритуалу Петра I гость Кунсткамеры - попадал в Библиотеку, теперь он попадает в «шаманизм» бывшего института Н.Миклухо-Маклая
Путешествия вместо кабинетных научных познаний. Пилигримы вместо святых
© Наталья Ярославова – Оболенская
30 сентября 2014 года
Каким образом, «пошагово», музей истории Русской науки и он же , в скобках, - музей М.В.Ломоносова, оказался в бывшем петербургском подразделении института Н.Миклухо-Маклая, также как и галерея Петра I - создателя Кунсткамеры и Петербургской Академии науки?
Как и по какой новой концепции, они включены теперь в иерархию на уровне отделов и подразделений в выделившийся в 1992 году из института Н.Миклухо-Маклая музей антропологии и этнографии?
Кто нарушил Ритуал императора Петра, согласно которому посетители Кунсткамеры сначала знакомились с Библиотекой (!), затем обсерваторией (!), анатомическим театром и, наконец, музеем редкостей ?
Почему человек, пришедший сегодня познакомиться с историей Русской Науки, попадает далеко не в библиотеку, а сначала в мир тех, кто ещё в начале 20 века одевался в рыбьи пузыри, оказавшись среди избыточных манекенов, обряженных в птичьи перья. Затем интересующийся историей Русской Науки попадает в зал монстров (уродов), совмещенный с галереей Петра, и только после этого поднимается в башню музея М.В.Ломоносова, несравненно более скромную по площади, чем галерея , отведенная отстававшим в науке аборигенным жителям тех новых земель, которые открывали мореплаватели и сухопутные экспедиции.
Если вы сегодня войдете в Кунсткамеру, которая с самого начала предназначалась для распространения в России науки, просветительских целей и просвещенного, а,следовательно, мирного разрешения вопросов, то вас встретит карта России в границах 1861 года, включая Аляску, не редко сопровождаемая на интернет-форумах комментариями: «Нам чужого не надо, верните свое».
Таким образом, уже с первого шага Кунсткамера воспринимается, как некое «обоснование» современной «экспансии».
Однако во времена Петра I и после него многие территории открывались, изучались и осваивались - впервые. Граница России часто «отодвигалась» туда, где старых границ не было. И международная политика была другая. И отношение к войнам. Казалось, мы прошли эволюцию.
Сейчас же речь идет о территориях, которые были или проданы Россией , как Аляска, или отданы по юридическим соглашениям.
И вот эта карта. И смена Ритуала Петра I в Кунсткамере. И сам Петр I далеко не на первых позициях, хоть его имя и вернули в название.
И вот этот вопрос: А где тут Русская Наука ? Где достижения России ? Где культура России ? - всё это впечатления от посещения Кунсткамеры, на базе которой и создавалась Петербургская АН.
«Историческое ядро» Академии Наук России. Но почему оно такое «зарубежное»?
В экспозициях речь идет о редкостях, привезенных из других стран и найденных на осваиваемых территориях. Костюмы народов во времена их покорения, их утварь. Их поклонение волку и вороне. Т.е. то, что интересовало путешественника Н.Н.Миклухо-Маклая, но чем далеко не ограничивался император Петр I, посвятивший музей изначально научным занятиям и распространению науки. Распространению науки в России, а не где-либо. Т.е. именно российской науке все это посвящалось. Но где она? Где российская авиация, где Космос? Где академические лица , вместо тех лиц, которые представлены в разделе антропологии?
От Космоса музей М.В.Ломоносова, истории Кунсткамеры и русской науки отделили в 1993 году. Космос остался в том самом Институте истории естествознания и техники (ИИЕТ РАН), в состав которого музей М.В.Ломоносова находил 44 года : с 1949 года по 1993 год.
Примечательный такой год 1993-й.
Президентом Академии наук в это время был уже родившийся в Тюменской области Ю.Осипов, избранный на эту должность через два месяца после принятия Указа Президента РСФСР от 19.09.1991 N 122 (ред. от 16.11.1996) "О развитии Тюменской области".
Можно сказать «назначен-избран». «В 1990 году Осипов был назначен президентом-организатором создававшейся Академии наук РСФСР; на этот пост его предложил председатель комитета по науке Верховного совета СССР академик Юрий Рыжов . Будучи президентом-организатором, Осипов убедил президента России Бориса Ельцина отказаться от идеи единовременных выборов полутора тысяч академиков и настаивал на том, чтобы значительную роль при создании новой организации играла АН СССР . 21 ноября 1991 года Ельцин издал указ об организации Российской академии наук (РАН) на базе академий наук РСФСР и СССР . 17 декабря того же года президентом РАН был избран Осипов». Общению с Б.Ельцыным благоприятствовал свердловский период в биографии Ю.Осипова, представлявшего уральскую математическую школу и работавшего в свердловском отделении Математического института имени В. А. Стеклова Академии наук (АН) (Осипов Юрий. Президент РАН).
В 1992 году, сразу после избрания Ю.Осипова Президентом РАН, был принят Закон «О недрах» в первой редакции, при участии иностранных консультантов, где довольно много статей включало неоднозначно толкуемые формулировки о малочисленных народах, коренных народах – до десяти разный наименований. А территорией проживания малочисленных народов Севера объявили почти 90 % Тюменской области, все нефтегазовые и перспективные провинции.
1993 год начался с подготовки и принятия , в т.ч. на уровне субъектов Федерации пакета законов для создания системы платного недропользования.
В Тюменской области была создана законодательная база , усиливающая роль представительных органов власти в научной организации процесса недропользования и роль науки в рациональном недропользовании, в т.ч. с целью ухода от кулуарности в решения вопросов о судьбе ресурсов России, поиск, разведка и освоение которых шли не одно столетие, и не одно поколение разведчиков недр и ученых посвятило свою жизнь этим открытиям.
Президента РАН Ю.Осипова мы в этом процессе в Тюменской области не наблюдали.
Но как только начал формироваться экспертный совет по недропользованию Тюменского областного совета народных депутатов , тут же случился «расстрел Белого Дома». А в конце 1993 года была принята новая редакция Конституции России
Последовательность событий 1993 года описывалась мною в статье
Незадолго до этих больших перемен в истории музея М.В.Ломоносова этого же 1993 года (когда его переподчинили бывшему подразделению института Миклухо-Маклая), в Тюменской области была создана Ассоциация «Спасение Югры», заявившаяся апологетом защиты экологии на территории залегания полезных ископаемых ( Югра, которую не спасли… Не зри в недра: Интернационал КПСС, ООН и глобального «дракона» финансов. «Законы джунглей» и «законы тайги»).
Довольно быстро в рамках этой политики, очевидно, скоординированной, появились фактические «квоты» в органах власти по национальному признаку для представителей национальных меньшинств, что противоречило Конституции РФ.
И появились «короткие» пути во власть, в т.ч. для тех, кто не прошел должной эволюции.
Политик одной из ведущих стран мира , попавшая подобным образом во власть, однажды провела мысль о том, что вот если бы ей, как представителю некогда «угнетенных», не представили преференции, то она бы не стала тем, кем он стала . И не заняла её высокий пост.
А может быть и лучше было бы для планеты, чтобы она вот этот высокий пост не занимала ? И не выбирала себе в союзники тех, кто прошел во власть вот такими же «короткими путями», как говорят в России «через черный ход».
В конечном счете, ведь сегодня США и ЕС, в новом дуновении «холодной войны» получили последствия вот тех их «иностранных консультаций» 90-х годов, после которых нефтегазовая политика стала странно корреспондироваться с этнографией. ( «И в Украине тоже… Вокруг этнографических музеев, энергоресурсов и Вселенских Соборов…»).
А деньги стали выделять, главным образом, под меньшинства, с чем я столкнулась в Петербурге в 2011 году:
Мои исследования , посвященные Лебедю, к которым проявили интерес, как это описано в статье, были адресованы, прежде всего, созвездию Лебедя и «Ордену Лебедя» - Сообществу Божией матери».
Но их постоянно пытались «переделать» в шаманизм, т.е. повернуть эволюцию вспять и вернуть туда , где шаманы создавали себе наряды из птичьих перьев.
С лебедиными крыльями изображают и архангелов. Но архангелы - не шаманы из музея этнографии.
Если посмотреть цели и задачи института Н.Н.Миклухо-Маклая, на базе петербургского подразделения которого в 1992 году был создан музей антропологии и этнографии, то там очень часто звучит слово «Эволюция»: Эволюция человека и культуры… и т.д.
Но когда все низводится до уровня шаманизма - это отрицание эволюции.
Где он ряд эволюции ? Визуально ? В Кунсткамере на Университетской набережной ?
И куда «потерялся» отдел русского народа ? Он, хотя-бы, был в институте Н.Н.Миклухо-Маклая, наряду с отделом Севера и Сибири, отделом Кавказа , сектором Америки и группы Средней Азии.
Произошедшее напоминает «аппаратную деятельность» в органах власти , когда последовательными переименованиями и переподчинениями можно вообще лишить структуру «мозга» или её «начала», т.е. подразделения, отвечающего главным учредительным целям. Так перераспределяется власть. Так убираются ненужные кадры. Так забываются те, кого хотят забыть.
И в науке есть те, кто изощрены в этом.
И на настоящий момент получилось так , что музей М.В. Ломоносова упоминается в скобках, если говорить о нем.
«В июне 2009 г. отдел получил новое название: "Отдел истории Кунсткамеры и русской науки XVIII в. (Музей М.В. Ломоносова)".
Произошло это тоже при Президенте РАН Ю.Осипове , который бессменно возглавлял Академию наук до 2013 года. Хотя у него к этому времени уже возникли определенные разногласия с А.Фурсенко - Министром образования.
До 2009 года музей М.В.Ломоносова был отделом Музея Этнографии и антропологии, созданного в 1993 году.
А до 1993 года , как уже сказано - в составе Института истории естествознания и техники (ИИЕТ РАН).
Размещался музей М.В.Ломоносова всегда в башне Кунсткамеры , специально для него восстановленной более чем через два столетия, после пожара середины XVIII века.
Большие перемены произошли в 30-х годах XIX века, при императоре Николае I.
На основе богатейшей коллекции Кунсткамеры было создано 7 специальных музеев. В 1879 году два из этих музеев Этнографический и Анатомический были объединены в музей антропологии и этнографии.
Через 34 года, в 1903 году, эти два музея из семи получили имя Петра I.
В 1912 году в музее антропологии и этнографии была открыта Галерея Петра I, экспонаты которой со времени смерти Петра хранились в Кунсткамере (суть 7 музеев), а с 1848 года были переданы в Зимний дворец, где была создана Галерея Петра Великого.
Т.е. по содержанию 2 музея из 7-ми это 2/7 Кунсткамеры Петра I, но при передаче Галереи Петра I , его имени и здания на Университетской вот этим двум институтам Этнографическому и Анатомическому создалось впечатление , что это и есть вся Кунсткамера по её изначальному замыслу.
Слово «Кунсткамера» появилось в скобках рядом с названием музея антропологии и этнографии, что тоже вводит в заблуждение, касательно истории Кунсткамеры на базе которой создавалась Петербургская академия наук.
Есть впечатление, что в заблуждении касательно истории Кунсткамеры и истории Петербургской академии наук оказались и политики.
Во всяком случае, то, чем они увлекаются, относится главным образом, к тому , что представлено в экспозициях антропологии и этнографии «с утратой» русского отдела.
Это этнические культуры , Этническая экология, демография и картографирование, Национализм, конфликты, миграции…
Но это не русская наука. И не история Академии наук.
Это спектр исследований института Н.Н.Миклухо- Маклая.
Вот эти шаманские обряды… и колдовство , на которых сейчас многие в политике сосредоточены….
О них говорил Аполлоний Тианский
«Аполлоний восставал против колдовства, говоря: «Колдовское ремесло я именую лжеумствованием, ибо колдуны утверждают мнимое, отрицают сущее и живы лишь заблуждениями обманутых простаков, ибо чародейная премудрость тверда глупостью тех, кто верит и платит чародеям».…» ( «Воплощенный бог» аристократии Аполлоний Тианский, нашедший «Скрижали Гермеса» и заложивший «Магниты эволюции»)
О них писала Е.Рерих.
Научный мир отличается тем, что он способен к эволюции, а не живет только устоявшимися обрядами и готовыми, проверенными веками формулами, весьма результативными и отражающими человеческий опыт.
Ученым не надо объяснять, что такое эволюция.
И что означает замена Ритуала Петра I при знакомстве с Кунсткамерой , на перенаправление потока посетителей в галерею этнографии , начинающуюся с малочисленных народов Севера, необычно рослых, одетых в сшитые на швейной машинке «дизайнерские» одежды из рыбьих пузырей.
Библиотеку Петра I заменили на шаманов Ямала, Хантов , Бурятии, Тывы, Алтая.
И у политиков сложилось впечатление , что это и есть самая большая российская наука?
Полагаю с этим связано появление статей после 2010 года о Курострове , где родился М.В.Ломоносов и идоле, за которым охотился на этом острове некий Торет разбойник.
Назван остров не от курицы , от курлыканья журавлей. Хотя , на карте идут стоки и растоки рек по принципу «птичьей лапы».
Таланты же М.В.Ломоносова теперь приписываются этому куростровскому идолу Йомалы с чашей денег.
При этом , ссылаются и на самого М.В.Ломоносова, описывавшего Торета, присланного от Олава Святого для торга и ограбившего золото Иомалы.
Однако если М.В.Ломоносов писал о деревянном идоле - это совсем не значит, что он был идолопоклонником. А на Курострове рядом с идолом родился не только М.В.Ломоносов, но таланты отличали его одного.
Такие «логические» повороты характерны для невежественных людей.
Я сталкивалась с этим сама, в частности, в истории со своей статьей «Золотая баба и Золотой будда», публиковавшейся в областной тюменской газете.
И спустя 6 лет мне пришлось поправлять тех, кто по невежеству или намеренно передергивает написанное мною.
«Золотая Баба от Будды, а не мансийская Золотая Баба. О Буддизме и мансийском шаманизме в РГО».
«Золотая баба» - тоже идол. Её разыскивал разбойник Торир Собака. Она «перемещалась» из района Новгорода в район Перми несколько веков, а затем была захвачена малочисленными народами, и рисовали её на картах в районе близко к Тюменской области. Истории этой тысяча лет.
Вот эта «Золотая баба», как идол , видимо, вполне вписалась в этнографию. И «понеслось». Денег, полученных от экспорта нефти , открытой учеными, а совсем не малочисленными народами Севера, не пожалели на искажение приоритетов.
Недалеко, похоже, до «научных» выводов о том , что Академию наук надо формировать из тех, кто родился на путях миграции Золотой бабы за прошедшие 10 веков.
Кунсткамера , своего рода, Храм Науки по замыслу Петра.
Есть , при этом, в России двухэтажные и редко даже трехэтажные храмы.
На верхнем этаже - всегда Богородица
На нижнем - Николай Чудотворец. Или 12 апостолов.
Этажность отражает небесную иерархию. Но на нижних этажах те, кто, все-таки, близок по святости и духовности к Богородице
В Кунсткамере сегодня все иначе…
На верхнем этаже, там , где Богородица - М.В.Ломоносов .
А вот на этаже под ним – монстры (уроды).
Умен был Петр , когда составлял свой Ритуал знакомства с Кунсткамерой.
Но Ритуал изменили….
И стала «однобока, как флюс» в лице 2-х частей из 7-ми Кунсткамера на набережной Университетской , одноименной теперь буровой платформе «Университетская» в Карском море , воды которого омывают полуостров Ямал нефтегазовой Тюменской области.
Ссылки:
[1]Антропологии и этнографии музей
[2] Музей антропологии и этнографии
[3] "Приглашаем в Кунсткамеру" Ч.М.Таксами, Т.К.Шафрановская, Е.В.Иванова