Персональный сайт Натальи Чистяковой — Натальи Ярославовой
Natalia Chistiakova—Natalia Yaroslavova’s Personal Website

Тайна Табакерки раскрыта: фамилия «её Высокородия» Ф.С.Ярославовой - Брянчанинова!

    • Архиепископ Ростовский и Ярославский Арсений Верещагин
    • Ильин И.Я. «Из дневника масона»
    • Захоронение Адлербергов в Сергиевой пустыни Петербурга
    • Имение Ф.С.ЯрославовойАрхангельское-Сокол, Михаило-Архангельская Богтюжская церковь (1770 г.), furgon.ucoz.com
    • Фреска художника П.С.Тюрина, Михаило-Архангельский собор, furgon.ucoz.com/publ/1-1-0-136
    • Фреска художника П.С.Тюрина, Михаило-Архангельский собор, XIX век
    • Фреска художника П.С.Тюрина, Михаило-Архангельский собор, XIX век
    • Архангельско (Сокол), Свято - ДуховскаяБогтюжская церковь (1850 год), furgon.ucoz.com
    • «Святой крест каменный», приплывший чудесным образом из Прилук в Кубену из храма Николая Чудотворца, furgon.ucoz.com
    • Спасо-Каменный монастырь из Сказания Паисия (Ярославова), furgon.ucoz.com

© Наталья Ярославова-Чистякова
29 марта 2011 года, Санкт-Петербург

Реконструкция истории «Театральной жизни Вологды в 1780-1810 годах» составлялась на основе, де факто, двух «Дневниковых моих записок».

Первые дневниковые записки принадлежали Алексею Тихоновичу Ярославову. Это те самые Дневники, с которыми я работала в отделе рукописей.

А вот вторые дневниковые записки вел архиепископ Ростовский и Ярославский Арсений Верещагин. И в названных Дневниках архиепископ Арсений Верещагин, также как и А.Т.Ярославов, отражал сведения обо всех визитерах к нему, а также о собственных визитах, встречах и беседах с видными господами Ярославля и Вологды.

Архиепископ Арсений Верещагин и Алексей Тихонович Ярославов со всей очевидностью были знакомы, потому-то в дневнике А.Т.Ярославова упоминаются письма Верещагину в Петербург (Первый том Дневников, стр. 39-55 - нумерация А.Т.Ярославова).

Запись относится к 1790 году. Другого, близкого по возрасту Верещагина, кроме архиепископа Ярославского и Ростовского, с которым мог бы быть знаком А.Т.Ярославов, нет. К тому же Арсений Ярославов был в семидесятых годах восемнадцатого века епископом Архангелогородским. В то время, как А.Т.Ярославов был в эти же годы помощником Архангелогородского губернатора. Напомню также, что старец Паисий Ярославов жил в пределах Ростовской епархии. Позже дворяне Ярославовы и Брянчаниновы имели по соседству имения в Ростовском и Борисоглебском уездах. Сам А.Т.Ярославов венчался в Ростове. Ну и уже в 20 веке эти, традиционно близкие, отношения Ярославовых с Ростовской и Ярославской епархией « проросли» в том, что маленький набожный мальчик Борис Ярославов, из уже обедневших дворян Ярославовых, прислуживал митрополиту Ярославскому и Ростовскому Агафангелу, в миру Александру Лаврентьевичу Преображенскому, который 18 апреля 1926-го, остановился в Перми и выпустил послание, где объявил себя Патриаршим Местоблюстителем.

Дополняет картину тот факт, что Арсений Верещагин родился в том самом Кашине Тверской области, где жили одни из первых Ярославовых, архивные данные о которых относятся к 1503 году (««Катакомбная Русь»: крупные феодалы, вотчинники и землевладельцы Ярославовы, XV-XX век»).

Уверена, что знал Арсений Верещагин и о том, что «Ярославов» - часть настоящего имени Михаила Ярославiва Тверского, как оно сохранилось в документах старообрядцев, также как и его брата Ярослава III Ярославова («Царь Росов» Михаил Ярославiв и его Тверское Православное» Братство).

Так вот !

Эти педантичные и склонные к ежедневным записям, к тому же, находящиеся между собою в переписке, Архиепископ Арсений Верещагин и Алексей Тихонович Ярославов оставили «Дневниковые мои записки», по которым была восставлена история Театральной жизни Вологды.

Однако после детального знакомства с «Дневниковыми моими записками» А.Т.Ярославова, я поняла, что по ним можно восстановить историю не только театральной жизни Вологды, но и в цело, традиционный быт дворянина и вотчинника 18 века, а также глубоко набожного человека, имеющего доступ к самым серьезным источникам знания в России.

Образ А.Т.Ярославова, составленный другими авторами по Дневникам, которые он вел последние два года его жизни, уже будучи больным, представился мне несколько упрощенным.

А ведь речь идет о капитане парусных судов с пятью пушками («Гогланд» и «Дикий Бык»), приписанных к Кронштадту (!), который к тому же участвовал в прусских баталиях.

И свои «Дневниковые памятные записи» он вел ежедневно, точно также, как в годы мореплавания вел корабельный журнал. По одному из таких журналов с записями А.Ярославова установлена история затопления судна «Гогланд» («Катакомбная Русь»: вотчины, имения, особняки и памятные места Ярославовых, XV-XXI век).

Т.е. это человек с высокой самодисциплиной и самоорганизацией, который был мобилизованным до его последних дней. Заключительная запись Дневника относится к 13 июля 1792 года.

В этой его биографии, в том числе, - в истории «Кронштадт - Ярославов», как раз и надо искать объяснение того, почему «Дневниковые мои записки» А.Т.Ярославова находятся в описи № 2 Михайловского фонда, рядом с «Дневниковыми моими записками» масона Ильина Алексея Яковлевича сенатского чиновника. Единица хранения Дневника А.Я. Ильина - 0.87, тогда как Единицы хранения Дневников А.Т.Ярославова 0.90-0.93.

Тут очень важно сказать, что в этом фонде Н.М. Михайловского ничего случайного нет!

Потому что речь идет об одном из пяти членов Комитета Правления Императорской Академии наук. Для выкупа коллекции древних рукописей у его сына Ивана Николаевича Михайловского и осмотра собрания, в город Нежин Черниговской области был даже специально направлен библиотекарь Императорской Библиотеки В.В.Майков.

И встретив, в данном случае, сочетание фамилий Ярославов-Майков, не возможно не вспомнить Паисия Ярославова и его ученика, известного аскета и исихаста Нила Сорского (Майкова).

Невозможно не воспроизвести в памяти и тот факт, что в доме бригадирши В.В.Майковой, а затем И.А. Уварова на Малой Дмитровке 12 ( известен как Дом масона Шубина и дом Чехова) жил сын Татьяны Федоровны Ярославовой - Михаил Орлов, который «спас Париж для Франции и мира» и создал в России «Орден Русских Рыцарей», контролировавший все рыцарские, масонские и декабристские организации («Михаил Орлов - он подписал акт капитуляции Парижа и стал «Иоанном Предтечей» отмены крепостного права в России»).

Что касается Ивана Александровича Уварова, то речь, скорее всего, идет о сыне Натальи Михайловны Ярославовой - Уваровой от её мужа Александра Уварова. И это ещё одно открытие Дневника А.Т.Ярославова, о котором я буду подробнее говорить в следующих публикациях.

В упомянутых выше дневниках масона А.Я.Ильина часто упоминается фамилия Петров. (Ильин А.Я. Из дневника масона. 1775-1776 гг., «Чтения в Императорском Обществе истории и древностей российских»)

Эту же фамилию имел петербургский архиепископ Гавриил (Петров) который рукоположил в епископа Архангелогородского Арсения Верещагина, ставшего позже архиепископом Ярославским и Ростовским, а затем и членом Священного Синода.

Ну и наконец, эту же фамилию имели сослуживцы А.Т. Ярославова - Андрей Петрович Петров и Данила Андреевич Петров.

В исследовании «Театральная жизнь Вологды 1780-1810-х годов» описывается это так :

«А.Т.Ярославов сослуживец Андрея Петровича и Данила Андреевича Петровых. Состояние позволяет ему жить в отставке и достатке …Во второй половине 1782 года А.Т. Ярославов отставлен от службы из-за болезни. Доброта и хлебосольство делают дом А. Т. Ярославова открытым для многочисленной родни, бывших сослуживцев, просто знакомых - вологодских чиновников, священнослужителей, купцов и окрестных помещиков».

В «Дневниковых моих записках» А.Т. Ярославова мне также встретилось упоминание о Петровых. Не столь часто, как фамилии тех, кто «обедал у нас» и ужинал почти ежедневно, но эти упоминания есть. Хотя прошло почти 10 лет с тех времен, когда А.Т.Ярославов оставил совместную с братьями Петровыми службу в Казначейской палате Вологды.

Эту фамилию Петровы, рядом с фамилией Ярославовы, также как и фамилию Майковы надо выделять особо.

Им посвящено отдельное исследование «Вологодские связи А.А.Петрова», тех же авторов, которые работали над материалом «Театральная жизнь Вологды» и изучали, так называемое, «культурное гнездо Ярославля и Вологды.

Статья посвящена « феномену юноши Александра Андреевича Петрова (сына сослуживца А.Т. Ярославова), который явился в Москву из провинции и вскоре стал активным помощником книгоиздателя Н. И. Новикова». Сам же Андрей Петрович Петров, «с подачи сына» стал первым вологодским комиссионером книгоиздателя Новикова. Благодаря инициативе и стараниям Петрова в городе, который отделяли от Москвы 420 верст, теперь можно было купить азбуки, буквари, и грамматику на всех языках, практические руководство «чтению музыки»,… «Басни нравоучительные» В. Майкова. Предметом особой гордости должны были стать сочинения земляков - «Книга премудрости Иисуса сына Сирахова» А. А. Засецкого»…

Упоминаемый выше А.А. Засецкий - это названный брат А.Т.Ярославова. А «Книга премудрости Иисуса сына Сирахова» включена в фонд Н.М. Михайловского, где находятся и «Дневниковые мои записки» А.Т.Ярославова и записки масона А.Я.Ильина, на что я обратила внимание лично.

Казалось бы, странное сочетание : с одной стороны архиепископы и люди глубоко религиозные, с другой стороны - масоны. Но, со всей очевидностью, союз просвещенных религиозных деятелей и тех, кто в 17-18 веке «нёс просвещение из Европы», был вполне гармоничным. Они понимали друг друга.

Т.е. современные «мифы о жидомасонстве» никаким образом не отпугнули бы их от того «пакета Знания», которое, к примеру, в течение всей своей жизни собирал Почетный корреспондент Императорской Публичной Библиотеки Н.М. Михайловский.

Человеку с сознанием, засоренным «шаблонами о масонах», могут показаться странными и захоронения в аристократической Сергиевой Приморской пустыни, в Петербурге. С одной стороны, потомки Рюриков, с другой стороны, именно здесь специально останавливали гроб масона Голенищева - Кутузова -Смоленского, также как останавливали на три дня, уже в 21 веке, мощи императрицы Марии Федоровны в капелле Александра Невского, прямо связанной с этой Сергиевой пустынью, при их перезахоронении в Петербурге. А дубок в память о том, что здесь прощались с Голенищевым -Кутузовым, посадили потомки Ганнибалов.

Здесь же находится и захоронение Адлербергов - дворянского рода шведского происхождения. Но Граф Александр Владимирович Адлерберг, к примеру, (1818-1888) был доверенным лицом императора Александра Николаевича, который наряду с дежурным камердинером мог входить к нему без доклада.

Т.е. в аристократической Сергиевой Приморской все также логично и совместимо, как в коллекции Н.М.Михайловского и в «культурном гнезде» Вологды с Ярославлем, к которому принадлежали все Ярославовы 18 века, состоявшие между собою в родстве, включая ярославских Ярославовых, что подтверждается данными «Дневниковых моих записок» А.Т. Ярославова.

Наряду с тем, что Ярославовы состояли в родстве с «большим вольнодумцем» С.А.Брянчаниновым - создателем «вольного театра» Вологды и с Ф.Г. Волковым, именем которого назван театр в Ярославле, в их близком круге были и другие незаурядные личности, имевшие отношение к становлению вологодских и ярославских театров.

Прежде всего, это муж Анны Михайловны Ярославовой - Зузиной - Александр Родионович Зузин - один из создателей вологодского театра. И ему, в частности, принадлежит идея гастролей ярославских артистов в Вологде.

В дневниках А.Т. Ярославова упоминается также Мезенцев Петр Федорович - председатель Гражданской палаты Вологды, на одном из его домашних обедов.

Дословная цитата : «обедал губернатор, генерал поручик Петр Федорович Мезенцев (РНБ, «Дневниковые мои записки» Ярославова, ф. 487, т.4. стр. 315-40 - нумерация А.Т.Ярославова)

П.Ф.Мезенцев считается крестным отцом поэта Константина Батюшкова - родственника уже другой Натальи Ярославовой - в браке Бердяевой.

Имя Наталья, что интересно, выделяется в ряду женских имен, которые удачно сочетались с фамилией Ярославова. Также как имя Михаил являлось для мужчин Ярославовых наиболее удачным, по моим наблюдениям.

Что касается театра, то известно «обращение вологодского губернатора Мезенцева к А.П. Мельгунову о «желании благородного общества» открыть в Вологде «публичный театр» и о намерении собрать нужную («довольную») сумму денег для строительства театрального здания». После смерти Ярославского губернатора А.П.Мельгунов именно П.Ф.Мезенцев, как я поняла, спасал талантливых артистов, которых в разное время поддержал А.П. Мельгунов.

Обращу внимание, что на роли в театрах привлекались вологодские и ярославские чиновники (приказные люди). Таких чиновников, обладавших артистическим талантом, отбирали особо. Но после того, как губернатора А.П. Мельгунова сменил губернатор Е.П.Кашкин, многое изменилось, и эти собранные Мельгуновым таланты попали в немилость. Вот тогда их и начал спасать в Вологде П.Ф.Мезенцев.

Напомню, что со временем, этого самого Е.П.Кашкина клан Ярославовых - Зубовых все-таки сверг с должности. История этого противостояния Кашкина и Николая Ярославова - супруга Анны Аксаковой - Ярославовой описана в статье: «Почему Ярославовых при Павле I защищал Мальтийский крест (Орден св. Иоанна Иерусалимского)?».

Родство Николая Ярославова и А.Т.Ярославова подтверждается «Дневниковыми моими записками» ( РНБ, ф. 487, Том 4, ед. хр. 0.93, стр. 185 -81 - нумерация А.Т. Ярославова).

Главным же покровителем театров Ярославля и Вологды, как уже ясно, был губернатор А.П.Мельгунов.

«Вера, Закон, Милосердие - краеугольные камни мельгуновского правления». («Орден 22 февраля»: Первый Ярославский губернатор и видный масон А.П.Мельгунов»)

Вологодским генерал-губернатором А.П.Мельгунов был в течение восьми лет, с 30 июля 1780 года, то есть с момента образования Вологодского наместничества, и до конца жизни - 2 июля 1788 года.

Именно с этой даты, т.е. с 1780 года и начинается повествование о «Театральной жизни Вологды. При этом, в первые годы правления А.П. Мельгунова автор «Дневниковых моих записок» А.Т. Ярославов работал в Вологодском наместничестве.

Несколько столетий, фамилия Ярославовы «шла» рядом с фамилией Майковы и Соколовы («Ярославовы и священническая династия Соколовых, ярии - соколовяне и «Соколовский хор у Яра…»). Поэтому обращу внимание ещё и на то, что членом Театральной дирекции в эти годы был А. А. Майков. А инспектором придворной драматической труппы - И.Я. Соколов.

Вот таковы были дополнительные связи Алексея Тихоновича Ярославова и его супруги Федосьи Степановны Брянчаниновой - Ярославовой с театральным миром Вологды, наряду с теми, которые открывались им через родство с Брянчаниновыми и Волковыми.

Что же касается тайн табакерки… То теперь остается один вопрос:

По Голицыным…

И упоминание о них тоже есть в «Дневниковых моих записка» А.Т. Ярославова.

При этом, удивительно.

Но письма Голицыну Борису Сергеевичу

в Москву А.Т.Ярославов пишет с той же периодичностью, с какой он пишет их своему сыну Саратовскому Вице-губернатору Тихону Алексеевичу Ярославову…

Однако секреты этих отношений с Голицыными, связанными кровно с Феликсом Юсуповым, я открою в другой статье.

Все материалы раздела «История Ярославовых. Камень и вода»

Реклама


© Авторские права на идею сайта, концепцию сайта, рубрики сайта, содержание материалов сайта (за исключением материалов внешних авторов) принадлежат Наталье Ярославовой-Оболенской.

Создание сайта — ЭЛКОС