Персональный сайт Натальи Чистяковой — Натальи Ярославовой
Natalia Chistiakova—Natalia Yaroslavova’s Personal Website

Стратегическое положение Псково-Печерского монастыря, где по древней традиции правители испрашивают небесного благословения Божией Матери

    • «Россия начинается здесь! Псковская земля». Об устроении Псково-Печерского монастыря при Князе Ярославе Оболенском
    • «Врата Небесные». Об основании Псково-Печерского монастыря при Князе Ярославе Оболенском
    • Памятная табличка Собора о его основании в 1473 году, когда князем Пскова был родоначальник князей Ярославовых
    • Печерские иноки с рисунка Мейерберга. Псковский музей
    • Вход в Богом зданные пещеры, которые не решались освящать без «решения свыше» священники Троицкого Собора Пскова
    • Исидор Юрьевский и Ионна Псково - Печерский. Собор Святых земли Эстонской
    • «Видение старца Дорофея» о заступничестве Псково-Печерской Божией Матери, защитившей Псков от войск Батории
    • Первый наместник монастыря в XX веке архимандрит Мефодий (Холмский)
    • Святейший Патриарх Алексий II (Ридигер) в монастыре в молодые годы (справа) и в 1992 г. (слева)
    • Президент России Б.Н.Ельцин посещает Богом зданные пещеры монастыря. 1994 г.
    • Президент В.В.Путин на Святой горе монастыря. 2000 г.
    • Икона и мощи Великой княгини св. прмц. Елисаветы и прмц. Варвары в Псково-Печерском монастыре. 2005 г.
    • Чин погребения Плащаницы Пресвятой Богородицы по Иерусалимскому Уставу. 29 августа 2010 года
    • Псков, 2013 год. Цитаты из обвинения юродивого Николы Салоса Ивану Грозному…


©Ярославова-Оболенская Наталья Борисовна, урожденная Ярославова (22.2.1960). Экс Годунина (23.10.1981-14.4. 1991). Экс Чистякова (14.4.1991 -10.06.2014). Я родилась 22 февраля 1960 года, Нефтекамск, Краснокамского района Башкирской АССР. Женщина Ж/F
Я была Чистякова Наталья Борисовна по фамилии бывшего второго мужа на дату написания статьи и до перемены имени 10 июня 2014 года. Ярославова моя девичья фамилия, я урожденная Ярославова Наталья Борисовна (22.02.1960)

© Н.Б.Чистякова-Ярославова
27 апреля - 7 мая 2013 года

Официальным началом устроения Псково-Печерского монастыря является день освещения Успенского Собора 15/28 августа 1473 года, в православный праздник Успение Богородицы, когда Князем Псковским был Ярослав Васильевич Оболенский, торжественно въехавший в Псков 23 февраля 1473 года.

«Новый псковский князь Ярослав Васильевич Оболенский, согласно давней традиции, принес городу присягу: целовал крест «на вече к Пскову на суду и на пошлинных грамотах и на всех старинах псковских».

28 августа 1473 года «Священнослужителями Псковского Свято-Троицкого собора освящена церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы Псково-Печерского монастыря при псковском князе Ярославе Оболенском. Этот день считается датой основания Псково-Печерского монастыря» («Россия начинается здесь! Псковская земля»)

1473 год - основания Псково -Печерского монастыря, указанный на памятной табличке Успенского Собора Псково-Печерской Лавры, является и годом основания города Печоры.

В изданной в 2012 году книге «Врата Небесные. История Свято -Успенского Псково-Печерского монастыря» /1/, Архимандрита Тихона (Секретарева) также особо выделен родоначальник князей Ярославовых, при котором произошло это знаменательное для всей Руси событие:

«Освещение храма в честь Успения Богородицы произошло в 1473 году и явилось основополагающим событием в жизни Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря в царствование Великого князя всея Руси Иоанна Васильевича III, при наместнике Псковском князе Ярославе Васильевиче Оболенском. Освещение Успенского храма было ознаменовано исцелением слепой женщины от иконы Успения Божией Матери, называемой «старою». Иван Дементьев на память о себе передал участок земли вокруг Богом зданных пещер в собственность монастырю. Стали стекаться сюда иноки и создалась небольшая обитель».

«Старая» икона «Успение Божией Матери» Псково-Печерская была явлена за два года до этих событий, в 1471 году, на том самом месте, где основана Лавра. И это был год Московско-Новгородской войны 1471 года.

Упоминание же о Великом князе Московском Иване III, в данном случае, современная трактовка, с учетом настоящего государственного устройства России.

В 1473 году, когда была официально устроена Псково-Печерская Лавра, Псков и Новгород выбирали своих князей самостоятельно на Вече. Эта привилегия была дана Ярославом Мудрым двум городам : Господину Великому Пскову и Господину Великому Новгороду за то, что они помогли Великому Князю Ярославу Владимировичу наказать старшего брата Святополка Окаянного, коварно убившего родных братьев Бориса и Глеба. После этой помощи Новгорода и Пскова Ярослав Мудрый взошел на Киевский престол.

С тех пор, Святые Борис и Глеб являются покровителями Пскова и Новгорода и приходят на помощь Великим князьям в их благородной миссии защиты этих вольных городов, как это было и в случае Князя Ярослава Новгородского, и его сына Князя Александра Ярославича Невского.

Псковское Вече, на что обращают внимание исследователи, было могущественнее, чем Новгородское.

Псковское Вече обладало, в частности, уникальным правом - определять Святых 6-го и 7-го ряда семирядного иконостаса Троицкого Собора Псковского Кремля. Т.е. это вершина «Псковской Небесной Лестницы» и его самые высокие Небесные покровители.

Однако именно в части решения Вече, официальное начало Псково-Печерской Лавры, отличалось от официального начала Савво-Крыпецкого монастыря, 15 лет спустя. В 1487 году князь Ярослав Васильевич Оболенский обеспечил Савва-Крыпецкой Иоанно-Богословской обители поддержку Вече и высшего духовенства.

Решение же об устроении Псково-Печерской Лавры принималось иначе. Возможно потому, что земли, на которых находись «Богом зданные пещеры» уже были в частной собственности. Или по причине их удаленности от Пскова.

В случае с освещением пещерной церкви Успения Пресвятой Богородицы, положившей начало Псково-Печерской Лавре, князю Ярославу Оболенскому пришлось преодолеть неоднозначное отношение к этой пещерной церкви псковских священников.

Обращу внимание, что Княжеский двор в Пскове, где располагался родоначальник Князей Ярославовых, также как и другие Псковские князья, находился в разное время в Псковском Кремле рядом с Собором Святой Троицы ; затем - в Довмонтове городе, что также внутри Кремлевских стен, или около стен Кремля на берегу реки Великой, напротив Успенской церкви на Пароменье, которая существует и сейчас, и находится на противоположном берегу.

Инициатор же освещения «Богом зданных пещер» Ионна, перед тем, как удалиться в пещеры, был священником Троицкого Собора Псковского Кремля. Этот факт его биографии часто не упоминается, но он является одним из ключевых, также как служба Ионы в Юрьеве ( Дерпте или Тарту).

С учетом этого указания, а оно не единственное, Князь Псковский Ярослав Васильевич Оболенский должен был знать бывшего священника Троицкого Собора Иону. Известен был Иона и Псковскому духовенству, и есть основание считать - Новгородскому тоже.

Однако священники Псковского Троицкого собора не сразу решились осветить эту церковь «ради необычного места».

После чего инок Ионна, ископавший пещерную церковь и две кельи на столбах испросил благословения у Новгородского архиепископа Феофила» («Прп. Марк, Иона и Васса почитаются как родоначальники Псково-Печерского монастыря»).

В вышеназванном издании «Врата Небесные. История Свято -Успенского Псково-Печерского монастыря» история эта представлена в следующей редакции :

«Во второй половине XV века пришел к Богом зданным пещерам Священник Иоанн Шестник со своей супругой Марией и двумя сыновьями. Священник Ионн был миссионером и служил в г. Дерпте (Тарту) со священником Исидором. Избегая притеснений со стороны католиков он удалился во Псков, где узнал о Богом зданных пещерах. … Затем он устроил в горе церковь и просил Псковских пресвитеров из храма Святой Троицы освятить новый храм в честь Успения Божией Матери. Но Псковские пресвитеры отказались это сделать, так как храм был необычный: песчаные стены и потолки. Тогда отец Иоанн обратился к Архиепископу Новгородскому и Псковскому Феофилу, который благословил освятить новую церковь».

Упоминаемый в тексте священник Исидор - это Исидор Юрьевский, казненный с 72-ю мучениками 8 января 1472 года в городе Юрьеве (Дерпте), ныне известном как Тарту, за участие в празднике Богоявления 6 января. История эта и всё, что ей предшествовало, представлена мною в статье о Савва-Крыпецкой обители - «Псковский Хиландар» Освещенного Саввы и Магистры».

Уже в наши дни Исидор Юрьевский и Иона поминаются в составе «Собора Святых Земли Эстонской» под именами:

Священномученик Исидор и 72 мученика, с ним пострадавшие

Преподобный Иона Псково-Печерский

На иконе «Собора Святых Земли Эстонской» Исидор Юрьевский - в центре иконы, с 72-мя мучениками

Благословивший освещение пещерной церкви Успения Пресвятой Богородицы архиепископ Новгородский и Псковский Феофил был хиротонисан за три недели до трагических событий в Юрьеве - 15 декабря 1471 г., хотя его избрание по жребию произошло 15 ноября 1470 года. Однако тогда началась Московско-Новгородская война 1471 года, и оттого между избранием по жребию и хиротонисацией прошел почти год.

Прибыл же в Новгород архиепископ Новгородский и Псковский Феофил 7 января 1472 года, т.е. в те самые дни, когда в Юрьеве казнили православных.

Надо сказать, что у архиепископа Феофила были напряженные отношения с Великим князем Иваном III Васильевичем. В 1480 году, после смерти Ионны Псково-Печерского, архиепископ Новгородский и Псковский Феофил, благословивший Псково-Печерскую Лавру, был заточен в Чудовский монастырь.

«В 1480 году, после подавления нового восстания в Новгороде, он был увезен в Москву и здесь заточен в Чудов монастырь. Уничтожив самобытность гражданскую, Иван Васильевич покусился также и на церковную. Злополучный владыка Феофил в половине 1483 г., находясь в заточении, должен был, в угоду победителю, подписать так называемую отреченную грамоту - «архиепископом не именоватися и в смиреннейших пребывати до последнего издыхания» (Феофил архиепископ Новгородский).

Как видим, до 1483 года архиепископ Новгородский и Псковский Феофил был независим в принятии решений от Ивана III.

И Благословление 1473 года священникам Свято- Троицкого Собора Псковского Кремля - освятить необычную пещерную Псково-Печерскую церковь Успения Пресвятой Богородицы было принято им самостоятельно.

«По преданию, когда святитель Феофил лежал больной в Чудовом монастыре, во сне явился к нему Новгородский святитель Нифонт (†1156; память 8 апреля), похороненный в пещерах преподобного Антония Печерского, и напомнил об обещании поклониться Печерским чудотворцам. Святой архиепископ отправился в Киев и уже приближался к Днепру, как болезнь его усилилась, и он получил откровение, что хотя не дойдет живым до пещер, но тело его упокоится в них. Это исполнилось» («Святитель Феофил, архиепископ Новгородский»).

Предистория такова, что «Богом зданные пещеры», в которых по благословению архиепископа Феофила была освещена церковь Успения Пресвятой Богородицы основали монахи Киево-Печерской Лавры. Т.е. «Богом зданные пещеры» возникли задолго до официального устроения церкви, а Ионна Псково-Печерский продолжил подвижничество киевских монахов:

«Летопись повествует о том, как в конце ХIV в. отец и сын Селиши, изборские охотники, слышали в глухом лесу близ ручья Каменца «гласы поющих неизреченно и прекрасно» и ощутили благоухание «яко от множества фимиама».

По жребию земли достались Ивану Дементьеву, который поселился неподалеку, у реки Пачковки. Однажды, когда он рубил лес на склоне горы, одно из поваленных деревьев, падая, увлекло за собой другие. Под корнями одного из них открылся вход в пещеру, а над входом надпись: «Богом зданныя пещеры».

Из древнего местного предания известно, что в этом месте жили выходцы из Киево-Печерской обители, бежавшие в псковские пределы из-за многочисленных набегов крымских татар. Летописная история сохранила до нас имя лишь одного из них - «начального инока» преподобного Марка».

На иконе Псково-Печерских Святых инок преподобный Марк изображен вместе с преподобным Ионой Псково-Печерским. На этой же иконе изображена преподобная Васса; преподобномученик Корнилий ; преподобномученик Вассиан; преподобный Дорофей Югский; преподобный Лазарь Прозорливый.

А обещание поклониться Печерским чудотворцам архиепископ Новгородский и Псковский Феофил вероятно дал в связи с официальным установлением Псково-Печерской обители, о чем ему и напомнил Новгородский святитель Нифонт, явившийся во сне уже в дни заточения в Чудовом монастыре.

Как видим, события все приходятся на 1471 -1473 годы. Это и явление иконы Псково-Печерской «Успение Богородицы», и война, и смена князей в Пскове и Новгороде, и избрание по жребию епископа Новгородского и Псковского, и казни в Юрьеве.

Хроника такова, что казни православных в Юрьеве (Дерпте) 1472 года связаны с Московско- Новгородской войной 1471 года, не допустившей сближение Новгорода с Польшей, в ходе которой было продолжено «Собирание земель» Великим князем Московским Иваном III Васильевичем, начатое им в Ярославле:

«6 июня 1471 года десятитысячный отряд московских войск под командованием Данилы Холмского выступил из столицы в направлении Новгородской земли, ещё через неделю в поход вышла армия Стриги Оболенского, а 20 июня 1471 года из Москвы начал поход сам Иван III» («Иван 3 Васильевич»).

В Новгороде, в указанные годы, при архиепископе Феофиле Новгородским и Псковском наместником был князь Иван Васильевич Стрига Оболенский - родной брат князя Ярослава Васильевича Стриги Оболенского, княжившего в Пскове.

Вследствие вот такой расстановки влиятельных фигур в Новгороде и Пскове, в лице братьев Князей Стриг-Оболенских Ивана и Ярослава, благословение на освещение пещерной церкви Успения Богородицы в Пскове было получено. И официальное начало устроению Псково-Печерской Лавры положено.

Обращу при этом внимание на фамилию князя Холмского, потомка князей Тверских, участвовавшего в войне 1471 года. Фамилию Холмских носил и первый наместник Псково-Печерского монастыря в XX веке - архимандрит Мефодий (Холмский), представленный на фотографии книги «Врата Небесные» рядом с изображением Храма в честь Воскресения Христова в пещерах Богом зданных. (Архимандрит Мефодий (Холмский)).

И это ещё одно указание «через время» на связь Московско-Новгородской войны 1471 года ( также как и восстания Марфы Борецкой) с созданием Псково-Печерского монастыря («Восстание Марфы Борецкой»).

В статье «Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь» есть важное дополнение к представленной выше истории официального установления Псково-Печерской обители:

«Преподобный Иона, основатель обители, в миру Иоанн, был родом из московских пределов. Придя в Ливонию как миссионер, он служил священником в Георгиевском храме Юрьева-Ливонского (ныне г. Тарту). В то время православный люд подвергался в Ливонии жестоким гонениям со стороны немцев-латинян. Опасаясь за жизнь своей семьи, отец Иоанн вместе с женой Марией и детьми покидает Юрьев и поселяется во Пскове».

В другом источнике говорится не столько о его опасениях за семью, сколько о миссии, связанной с этим решением : «Иоанн удалился в новоявленную «Богом зданную пещеру», чтобы основать монастырь как оплот Православия». («Прп. Марк, Иона и Васса почитаются как родоначальники Псково-Печерского монастыря»).

Таким образом, речь шла об Оплоте Православия, причем в те самые годы, когда Рыцари вместе с Магистром теснили православных в Юрьеве, называя его Ливонским, а жителям Пскова ставили условие: не появляться в землях близ замка Феллин, хотя эти земли исконно контролировались Псковом («Грамота наместника Пскова князя Ярослава Оболенского Золотоносцам Ревеля. Оболенск, Ярославец и Четрековское - вотчины князя Владимира Донского»)

Город Юрьев был основан Ярославом (Георгиевичем) Мудрым. А упомянутый Георгиевский храм в Юрьеве (Дерпте), где священником был Иона Псково-Печерский, посвящен персональному святому Ярослава Мудрого.

Быть может, эта «духовная эстафета» от Ярослава Киевского - к Ярославу Псковскому и обеспечила такое долгожительство Псково-Печерской Лавры, которая не закрывалась никогда. Ни в годы Смуты, ни в годы революции, ни в годы Отечественной войны и оставалась не только «Оплотом Православия», но и «Геополитическим оплотом».

Согласно летописям « великий князь Ярослав в 1030 г. отправился из Новгорода в поход на эстов и основал город Юрьев (названный так в честь христианского имени князя) «В лето 6538. Семь же лет иде Ярослав на чюдь, и победи я, и постави град Юрьев». Предполагают, что поводом к походу Ярослава могло послужить то обстоятельство, что эсты приняли сторону Канута, короля Дании и Англии, противник которого Олаф Толстый, король Норвегии, получил помощь от Ярослава.

Крепость, основанная Ярославом, находилась на самой высокой возвышенности заболоченной луговой поймы. Здесь проходили торговые пути, соединявшие южноэстонские и латвийские области, а также ремесленные центры Новгорода и Пскова с гаванями Северной Эстонии и Балтийским морем.

Кроме упомянутого летописного известия и «Хроники Ливонии» Генриха Латвийского, описывавшей главным образом политические события, касавшиеся Юрьева (Дерпта) начала XIII в.,… исключительный интерес представляют археологические раскопки 60-х гг. нашего века на территории современного Тарту (Юрьева).

Среди археологических находок в Заречье (Юрьева) есть редкая монета XI в., с образом небесного покровителя князя Ярослава - святым Георгием Победоносцем» («Основание князем Ярославом Мудрым города Юрьева»)

Представленная история основания города Юрьева и его церквей не однажды была аргументом в политических и территориальных спорах, к которому обращался и царь Иоанн IV и его сын царь Федор Иоаннович

«Иоанн IV писал датскому королю Фредерику II, предъявлявшему свои права на Эстонию: «Великий князь Георгий Владимирович, именуемый Ярославом, завоевал Ливонию, основал город Юрьев, построил там церкви греческие, обложил всю землю данию»

…При сыне и преемнике царя Иоанна Феодоре Иоанновиче русские бояре выдвигали те же аргументы послам германского императора Рудольфа II:

«Великого государя нашего прародитель великий князь Ярослав город Юрьев поставил в свое имя и храм в Юрьеве ангела своего имя страстотерпца Христова Георгия поставил».

Можно сказать, что именно благодаря Псково-Печерскому «Оплоту Православия», в создании которого большую роль сыграли Иоанна - священник Георгиевского Храма города Юрьева и князь Псковский Ярослав Васильевич Оболенский, РПЦ в лице Патриарха Алексия II в 1993 году и вернуло «под свою юрисдикцию» Георгиевский (Юрьевский) собор Дерпта (Тарту):

«26 апреля 1993 г. российский патриарх Алексий II восстановил преемственность церковной автономии, согласно которой построенный в 1870 г. Юрьевский собор и его приход находятся в юрисдикции русской православной церкви.

Юрьевский собор был первым местом службы после окончания Духовной академии патриарха Алексия II, который является уроженцем Эстонии». («Храм вмч. Георгия Победоносца»)

В представленной цитате назван Юрьевский Собор 1870 года, поскольку Георгиевский храм города Юрьева неоднократно разрушался :

«Священник Н. Когер, изучавший историю храма святого Георгия в Юрьеве, указывал, что во время нападения крестоносцев на город в 1224 г. эта церковь была разрушена» ( из статьи «Основание князем Ярославом Мудрым города Юрьева»).

Однако есть своя память о «кровавой дорожке» и у Псково-Печерской Лавры.

В древней рукописи Троице-Сергиевой Лавры написано, что когда игумен Корнилий Псково-Печерский « вышел за монастырские ворота с крестом на встречу царя, разгневанный ложным наветом Иоанн IV своей рукой отсек ему голову, но тотчас раскаялся и, подняв тело его, на руках понес в монастырь. Обагренная кровью преподобного Корнилия дорожка, по которой царь нес его тело к церкви Успения, названа «Кровавым путем».

Корнилий был постриженик Псково-Печерского монастыря, издавший в 1531 году труд под названием «Повесть о начале Печерского монастыря»… В Пскове на своей родине преподобный Корнилий устроил подворье монастыря с храмом во имя Пречистой Богородицы «Одигитрии». В Печорах он перенес ранее построенный храм Сорока мучеников, в Севастийском озере мучившихся. На месте перенесенного храма построил церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. В 1558-1565 годах преподобный Корнилий воздвиг вокруг монастыря массивную каменную стену, а над Святыми воротами по собственному проекту построил каменную церковь во имя Святителя Николая, поручив ему охрану обители. В храме был поставлен деревянный скульптурный образ «Николы Ратного». (Преподобномученик Корнилий Псково-Печерский)

Именно эта «крепостная стена» и стала причиной действенности клеветы на игумена Корнилия:

« В гневе 20-го февраля (ст.ст) 1570 г. царь Иоанн Грозный приближался к монастырю. Издали увидев мощные крепостные стены, он утвердился в своей мысли, что будто бы преподобный хочет отделиться, «отложиться» от Российского Государства. Игумен Корнилий с братией вышел на встречу царю, ждал с колокольным звоном приближающийся царский обоз. Иван Грозный в гневе, не владея собой, отсек святому игумену голову. Но тут же раскаялся…» («Врата Небесные»)

Сейчас на месте этого зверства Ивана Грозного стоит памятник игумену Корнилию. Надпись на нем сообщает о том, что памятник освещен при Патриархе Московском и Всея Руси Кирилле в 2012 году. Но умалчивает, что убит невинный игумен Корнилий был в 1570 году Иваном Грозным. Около памятника, находящегося перед надвратной церковью Николы Ратного игумена Корнилия, ходит юродивый, и представляется Колей…

Не удивительно, что вопрос о канонизации Ивана Грозного встречает «резкий отпор со стороны священноначалия, большинства клириков и мирян». Удивительно, что вообще поднимается эта тема, при той «Кровавой дорожке», которую оставил Иоанн IV.

Псков Ивана Грозного не принял, о чем свидетельствует и история блаженного Николы Салоса

«В феврале 1570 года, после опустошительного похода с опричным войском на Новгород, царь Иоанн Грозный двинулся на Псков, подозревая измену и готовя ему участь Новгорода. Как свидетельствует Псковская летопись, «прииде царь… с великою яростию, яко лев рыкая, хотяй растерзати неповинныя люди и кровь многую пролити».

Когда царь Иван Грозный пришел в келлию блаженного… Юродивый предложил царю на угощение кусок сырого мяса. «Я христианин и не ем мяса в пост», - сказал ему Иоанн. - «Ты пьешь кровь человеческую», - отвечал ему блаженный, поучая царя «многими ужасными словесы», чтобы тот прекратил убийства и не грабил святые Божии церкви. Но Иоанн не послушался и приказал снять колокол с Троицкого собора, и тогда, по пророчеству святого, пал лучший конь царя».

В дни моего пребывания в Пскове я увидела эти самые слова юродивого Николы Салоса «Царь, ты пьешь кровь человеков! Николай Салос » - на бетонном заборе, напротив стены Псковского крома… На противоположной стороне реки Пскова…

Пишут это люди, не плохо знающие историю Пскова. Я упоминаю об этом ещё и потому, что вернувшись из Пскова услышала критические замечания о состоянии российской культуры и русских : Вся культура которых, по мнению критикующих, - в надписях на заборе. Но, как видим, в России новое веяние. Интеллигенция, для которой часто закрыты СМИ, пишет как раз на заборах.

За год до своей смерти, в 1569 году, преподобный Корнилий записал в своей летописи «В 1569 году, в сентябре месяце, Карантинная стража выставленная по случаю бывшего в то время мора у Черехского моста, видела ночью сияние света и множество ратных людей, которые шли прямо к Пскову».

Эту запись игумена Корнилия сочли чудесном и заблаговременным, за 14 лет, предупреждением о нападении войск Стефана Батории на Псков. Однако по датам она очевидно указывает на появление войск разгневанного Ивана Грозного и то, что приход ратников Ивана Грозного в Псков коснется судьбы Псково-Печерской обители, что и произошло, когда Иван IV убил игумена Корнилия.

Реку, именем которой названы Черехские ворота, почему-то называют Череха. Хотя она созвучна реке Черемхе и Черемховской топонимике. Рядом находится деревня Черемха и Черемское озеро («Псков, значение географических называний»).

Чермный - рыжый, бурый… Как кровь. И «кровавая дорожка Ивана Грозного».

Чермным, а затем Черным называли Ярославского князя, из князей Смоленских - Федора Ростиславича Черного.

Вот этот князь Ярославский Федор Ростиславич Чермный со своими Святыми сыновьям изображен на боевом знамени Псковских стрельцов, хранящемся сейчас в музее - Приказной Палате Псковского Кремля. И у меня, безусловно, возник вопрос в связи с изображением Ярославских Святых на боевом знамени Пскова. А возможный ответ увиделся в том, что князь Ярослав Васильевич Оболенский - родоначальник князей Ярославовых, а также князя Ярославского Александра Ярославова, при котором была освящена Псково-Печерская Лавра, имел по материнской линии общих предков с Ярославским князем Федором Ростилавичем Черным (Чермным), в лице Смоленского князя Ростислава Мстиславича. Это потомки Мстислава Великого - Гаральда, короля Гарольда II и Эдгиты по прозванию Лебединая шея.

Замечу, что Патриарх Алексий II по его матери тоже из дворян герба «Лабендзь»/«Лебедь» (Виленская губерния, Великое княжество Литовское).

История же защиты Псковской Богородицей города Пскова уже в 1581 году, т.е. через 11 лет после «кровавой дорожки» Ивана Грозного, представлена на Псковской иконе «Видение старца Дорофея»

В ночь на 29 августа 1581 года, через три дня после того, как город обступили воска Стефана Батории, « Дорофей увидел, как от Печерского монастыря к Пскову по воздуху пришла Сама Богородица в окружении сонма псковских святых. Божию Матерь сопровождали святые и благоверные князья Владимир-Василий Киевский, Всеволод-Гавриил и Довмонт-Тимофей Псковские, архиепископ Новгородский и Псковский Нифонт, преподобные Антоний Киево-Печерский и Корнилий Псково-Печерский, блаженный Николай Псковский.

Старец Дорофей запомнил все в мельчайших подробностях. Он наблюдал, как Богородица миновала Мирожский монастырь, «вшед во град Псков и внидь во церковь Покрова Святые Богородици, и взыде на стену градцкую и ста на роскате.13 А в руках имуще у Собы образ Пречистые же Богородици Печерские. И ста над Нею свет светель неизреченным сиянием» («Видение старца Дорофея»).

Легенду эту о явлении Псковской Богородицы сейчас не редко представляют с большими сокращениями, упуская её важное начало, где Богородица действует ещё не как Военачальник, а как справедливый Судья. Комментарий об этой «забытой» части легенды представлялся мною в первой части статьи :

«Савво-Крыпецкий монастырь Иоанна Богослова, основанный при князе Пскова Ярославе Оболенском»

История о Псково-Печерской Богородице, защитившей Псков от войск Стефана Батории, - ещё один пример военно -стратегического и геополитического значения Псково-Печерского монастыря.

И это вполне закономерно, потому что Псково-Печерский монастырь был основан при известном военачальнике - князе Ярославе Васильевиче Оболенском, одержавшем победу над Ливонским орденом и Магистром в 1481 году, т.е. за 100 лет до того, как Псково-Печерская Богородица спасла Псков от Батории («Тайна последнего сенсационного Указа Принца Пскова Ярослава Оболенского - родоначальника князей Ярославовых»).

Т.о., принимая во внимание тот факт, что братья Князья Стриги - Оболенские были известными военачальниками, надо признать, что в устроении будущей Псково -Печерской Лавры была и геополитическая стратегия, что со всей очевидностью наблюдалось во все последующие времена.

Поэтому, когда царь Петр I решил положить конец набегам Шведов, для чего ему надо было покорить сначала Лифляндию, он оценил по достоинству, что именно «географическое и стратегическое положение Псково-Печерского монастыря соответствует его плану. Он обнес монастырь земляным валом и прорыл ров с водой, а также лично заложил пять бастионов. В монастыре были сосредоточены войска и Петр I повелел установить над Святым вратами обители двуглавого орла - герб Российской империи…

Эта история о двуглавом орле отражена в «Плаче Пскова».

И возможно, именно этот двуглавый орел укрепил уже в наши дни древнюю традицию правителей : испрашивать небесного благословения Божией Матери, о чем также рассказывает книга «Врата Небесные. История Свято -Успенского Псково-Печерского монастыря».

«23 ноября 1994 года обитель посетил первый Президент Российской Федерации Борис Николаевич Ельцин, по распоряжению которого монастырю были выделены средства на реставрацию. Визит подготовил и осуществлял Владислав Николаевич Туманов».

«2 августа 2000 года Президент РФ В.В.Путин по древней традиции посетил Псково-Печерский монастырь, испрашивая небесного благословения Божией Матери на свою деятельность.

У Святых врат обители Президента встречали : Высокопреосвященейший Евсевий архиепископ Псковский и Великолукский, Свято-Успенской Псково-Печерской обители Священноархимандрит; Наместник Псково-Печерского монастыря архимандрит Тихон; старейший насельник монастыря архимандрит Нафанаил (Поспелов) ; Глава Администрации Печерского района А.А.Рогов, братия монастыря и паломники…

Президент РФ В.В.Путин встретился со старцем архимандритом Иоанном (Крестьянкиным) и беседовал с ним в его келии. Затем состоялась встреча президента с Духовным Собором монастыря во главе с Высокопреосвященейшим Евсевием архиепископом Псковским и Великолукским.

29 сентября 2000 г. Супруга Президента РФ Людмила Путина провела свой день Ангела в Псково-Печерском монастыре. Она посетила древний Успенский собор, Богом зданные пещеры монастырский сад и беседовала со старцем архимандритом Иоанном (Крестьянкиным) », которого в книге «Врата Святые» пишут, что его « можно сравнить с апостолом Иоанном Богословом его небесным покровителем» и напоминают о том, что отвечая на вопрос : « Что главное в священстве ?», о тец Иоанн ответил : «Благодать Духа Святого. Не знаешь, откуда она приходит и куда уходит. Когда в духе, мы парим, когда Дух Святой нас оставляет на время или скрывается в полноте Своего действия, то мы ощущаем свои немощи и недостатки».

Обращает на себя внимание тот факт, что первый президент России Борис Ельцин на фотографии представлен в пещерном храме, где и укоренялась Псково-Печерская обитель при её освещении в 1473 году. А второй Президент России - Владимир Путин, на фотографии - на вершине Святой Горы Псково -Печерского монастыря

Далее, я представляю важнейшие события Псково-Печерской Лавры, после этих двух визитов Президентов из книги «Врата Небесные. История Свято -Успенского Псково-Печерского монастыря».

В 2001 году в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре праздновалось 500-летие со дня рождения преподобномученника Корнилия, игумена Псково-Печерского Чудотворца.

Значимым явлением духовного утешения для обители явилось в 2001 году написание иконы Божией Матери, именуемой «Державная», в меру чудотворного образа, заботами девяностодвухлетнего старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина).

Большой Духовной радостью для обители стало принесение 19-го июля 2002 г. Списка с чудотворной иконы Божией Матери «Всецарица» из Ватопедского монастыря со Святой горы Афон архимандритом Ефремом.

В 2003 году праздновалось 1100-летие города Пскова. Все церковные торжества возглавлял Архиепископ Евсевий Псковский и Великолукский. Вершиной праздника было высокоторжественное Богослужение в день памяти святой равноапостольной княгини Российской Ольги. По случаю юбилея города в Псковский Свято-Троицкий кафедральный Собор были принесены из монастыря Наместником архимандритом Тихоном чудотворная икона Божией Матери «Умиление Псково-Печерская» и список с чудотворной иконы Ватопедской - «Всецарица».

Духовным торжеством Всероссийского масштаба в 2004 году было возвращение Тихвинской иконы Божией Матери - величайшей Святыни Русской Православной Церкви. Архиепископ Евсевий Псковский и Великолукский, Свято-Успенской Псково-Печерской обители Священноархимандрит сослужил Святейшему Патриарху Московскому и вся Руси Алексию II при освещении храма в Горном институте Санкт-Петербурга, а затем сопровождал святую икону Богоматери в г.Тихвин.

11 апреля 2005 года старец обители архимандрит Иоанн (Крестьянкин) отметил свое 95-летие со дня рождения. Его Святейшество, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II к юбилею наградил старца Иоанна орденом в честь преподобного Серафима Саровского I степени.

24 января 2006 г. в обитель из Грузии прибыли списки с чудотворных икон Иверской Божией Матери и святой равноапостольной Нины. По благословению Высокопреосвященнейшего Евсевия архиепископа Псковского и Великолукского, Свято-Успенской Псково-Печерской обители Священноархимандрита и по просьбе Наместника Архимандрита Тихона эти святые иконы были написаны в Тбилиси и переданы в монастырь Архимандритом Антонием (Гулиашвили).

Таким образом, в обители собраны святыни со всех четырех уделов Божией Матери: Иверии, Афона, Киева и Дивеева.

5 февраля 2006 года на 96-м году жизни отошел к Господу старец свято-Успенского Псково-Печерского монастыря архимандрит Иоанн (Крестьянкин).

Из послевоенной истории Псково-Печерской лавры

10 августа 1944 года в обители молитвенно отмечали празднование в честь иконы Божией Матери, именуемой «Одигитрия» (Смоленская). Братия усердно молилась о том, чтобы Пресвятая Богородица не лишила их своего водительства. На другой день город Печеры был освобожден от немецкого-фашистских захватчиков.

23 июля 1946 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I прибыл в Псков для освящения в Троицком Соборе придела в честь равноапостольной княгини Ольги, а 24-25 июля посетил Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь.

С 1949 года по 1954 год Наместником Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря был архимандрит Пимен (Извеков). Печерский старей Симеон предсказал архимандриту Пимену о его Архиерейской хиротонии и Патриаршем служении… 2 июня 1970 года Поместный Собор Русской Православной церкви единогласно избрал Патриаршего Местоблюстителя Митрополита Крутицкого и Коломенского Пимена Патриархом Московским и Всея Руси.

На праздник в честь иконы Божией Матери, именуемой Казанская, 8 июля и 22 октября … на аналой кладется икона, написанная архимандритом Алипием (Вороновым).

В годовщину 500-летия Псково-Печерского монастыря, в 1973 году, обитель отметила ещё одно знаменательное событие, а именно - возвращение находившихся тридцать лет в плену ценностей ризницы монастыря.

Наместник Псково-Печерского монастыря архимандрит Алипий (Воронов) одним из первых предпринял шаги по розыску ценностей. В 1968 году 5 октября в газете « Советская культура» был поднят вопрос о возвращении ценностей. В 1971 году гражданин ФРГ г-н Георг Штейн обнаружил и идентифицировал предметы монастырской ризницы. Высшая Церковная власть Русской Православной Церкви предприняла официальные шаги по возвращению имущества ризницы Псково-Печерскому монастырю. 12 июня 1973 года Святейший Патриарх Пимен вручил Георгу Штейну церковный орден святого князя Владимира II степени за возвращение Псково-Печерскому монастырю его ценностей (504 предмета. 62 предметов не оказалось). В 1940 году в Тарту (Юрьев) немцами также вывозилась библиотека Псково-Печерского монастыря.

Все материалы раздела «История Ярославовых. Камень и вода»

Реклама


© Авторские права на идею сайта, концепцию сайта, рубрики сайта, содержание материалов сайта (за исключением материалов внешних авторов) принадлежат Наталье Ярославовой-Оболенской.

Создание сайта — ЭЛКОС