Персональный сайт Натальи Чистяковой — Натальи Ярославовой
Natalia Chistiakova—Natalia Yaroslavova’s Personal Website

Савво-Крыпецкий монастырь Иоанна Богослова, основанный при князе Пскова Ярославе Оболенском, Ч.2

    • Икона «Ефросин Псковский, Савва Сербский, Иоанн Богослов и Савва Крыпецкий». Два клейма - о князе Ярославе Оболенском
    • Лавра Святого Саввы Освещенного, настоятелем которой является Иерусалимский патриарх
    • Монастырь Хиландар и его «игуменья» - икона «Троеручница» Иоанна Дамаскина из обители Саввы Освещенного
    • «Лоза Неманичей» - фреска Дечанского монастыря. «Лоза Святого Симеона» - древо Стефана Неманя и Саввы IСербского
    • Ап. Иоанн Богослов. Икона из деисусного чина. 60-е гг. XIV в., монастырь Хиландар www.pravenc.ru
    • Сербское Евангелие в Пскове (слева), Ватиканское Сербское Евангелие (верх), «Апостол» Мирожского Псковского монастыря
    • Мирожская икона Божией Матери «Знамение». Кн. Пскова Довмонт и супруга - дочь Александра Ярославича Невского. Подлинник
    • Иоанн Дамаскин (Лавра Саввы), Иоанн Дамаскин (Савво-Крыпецкий монастырь), архиепископ Евсевий Псковский
    • Ученый Е.Н.Морозкина, которая спасла Савво-Крыпецкий Иоанно-Богословский монастырь в 1960 году
    • Крепости Псковской земли в XIII - начале XVI века, город Юрьев (Дерпт) и Орденские земли
    • Московско-Новгородская война 1471 г. «Собирание земель» Иваном III при участии князей Стриг -Оболенских
    • Исидор Юрьевский и 72 мученика казненных 8 января 1472 г. в Юрьеве (Дерпте), основанном Ярославом Мудрым
    • Рижский епископ Альберт (Домский собор), племянница которого была матерью князя Ярослава Владимировича Псковского
    • «Духовный Псков» в XV веке по Г.Я.Мокееву, воспроизведенный в образе Собора Василия Блаженного. Псков, музей


©Ярославова-Оболенская Наталья Борисовна, урожденная Ярославова (22.2.1960). Экс Годунина (23.10.1981-14.4. 1991). Экс Чистякова (14.4.1991 -10.06.2014). Я родилась 22 февраля 1960 года, Нефтекамск, Краснокамского района Башкирской АССР. Женщина Ж/F
Я была Чистякова Наталья Борисовна по фамилии бывшего второго мужа на дату написания статьи и до перемены имени 10 июня 2014 года. Ярославова моя девичья фамилия, я урожденная Ярославова Наталья Борисовна (22.02.1960)

© Наталья Ярославова-Чистякова
1-6 мая 2013 года

«Псковский Хиландар» Освещенного Саввы и Магистры

В 1575 году дьякон Ферапонт Елизаровой пустыни, известной ныне как Спасо-Елеазаровский монастырь, сделал вклад в Савво-Крыпецкий монастырь, в виде Сборника Житий, переписанных им лично, который в настоящее время хранится в Российской Национальной библиотеке (собр. Погодина, № 652, в 4-ку, на 653 л.).

История этого сборника, как пишут «связана с двумя псковскими монастырями - Елеазаровским и Крыпецким» и позволяет дополнить скудные сведения о главном псковском «исписателе» Василии-Варлааме, которого в ряде источников называли игуменом Иоанно-Богословского монастыря. В связи с упоминанием этого статуса и была высказана гипотеза о том, что таким монастырем мог быть монастырь Савво-Крыпецкий Иоанно-Богословский, с учетом того, что Василий -Варлаам писал Житие Саввы Крыпецкого. Одновременно имели место и иные указания на его особую близость к этой монашеской обители.

Вопросу об Иоанно-Богословском монастыре в Пскове или его окрестностях, игуменом которого мог быть Василий - Варлаам, также как и вопросу о «крыпецком периоде» его биографии посвящена статья «Некоторые проблемы биографии и творчества Василия-Варлаама, псковского агиографа XVI в.», В.И. Охотниковой /1/.

Интерес В.И.Охотниковой к Василию-Варлааму связан с тем, что «он был одним из самых плодовитых писателей Макарьевского круга», т.е. круга митрополита Московского и Всея Руси Макария, до этого - архиепископа Новгородского и Псковского, создавшего первый свод «всех чтимых книг на Руси».

«Первое из известных произведений Василия Варлаама - житие Евфросина Псковского, основателя Елеазаровского монастыря».

Затем им была написана первая редакция Жития Саввы Крыпецкого, единственного из многих его произведений, у которого он создал несколько версий, и к дополнению которого, в части чудес Святого Саввы Крыпецкого, Василий-Варлаам возвращался на протяжении многих лет.

Таким образом, «исписатель» Василий - Варлаам составил Житие основателя Елеазаровского монастыря, откуда прозвучало пророчество старца Филофея «Москва-Третий Рим» и Житие основателя Крыпецкого монастыря, откуда позже прозвучало уже исполнившееся пророчество Корнилия Крыпецкого : «Не будет у нас Царя! Сменят его, как плохого хозяина».

Замечу, при этом, что в описании Елеазаровского монастыря, в XIX веке, митрополит Евгений Болховитинов не упоминает пророчество Филофея о Третьем Риме ни в его книге «История княжества Псковского», ни в других источниках /5/.

Возможно, в то время, словам старца о Третьем Риме не придавалось такое значение, какое стараются придать сейчас.

Священноиноком Варлаамом были составлены также жития двух новгородских епископов - Нифонта и Никиты, житие Александра Невского и Всеволода-Гавриила, житие Исидора Юрьевского, которое, как указывается в заглавии, «списано священноиноком Варлаамом, смиренным мнихом, по благословению пресвященнаго Макария, митрополита Московскаго и всеа Руси… Последним произведением с указанием авторства Василия-Варлаама является Сказание об иконе Знаменье Богородицы Мирожской, написанное им в 1565 г.»

На Мирожской иконе Богородица изображена во весь рост стоящей. По правую руку в молитвенном виде изображен благоверный князь Псковский Довмонт, во святом крещении Тимофей, а по левую руку в том же виде супруга его, княгиня Мария Дмитриевна, внучка Великого князя Владимирского Александра Ярославича Невского - брата Великого князя Тверского Ярослава III Ярославова, 11-го князя Псковского /6/ Гробница княгини Марии Дмитриевны (Марфы) - супруги Довмонта находится в Иоанновском монастыре - подворье Савво-Крыпецкого Иоанно-Богословского монастыря в Пскове.

Нифонт Новгородский, чье Житие написал Василий - Варлаам, основал Мирожский монастырь в Пскове, а в Новгороде он украсил Софийский собор, в Старой Ладоге построил церковь святого Климента. Канонизирован Макарьевским собором.(W).

Епископ Никита Новгородский построил в Новгороде Спасо-Преображенский храм на Ильине улице, Благовещенский храм на Городище, деревянный храм Рождества Пресвятой Богородицы в Антониевом монастыре. Летописи также сообщают о прижизненных чудесах епископа Никиты (остановил пожар, низвёл дождь). В 1547 году на первом Макарьевском соборе он был канонизирован для общецерковного почитания (W)

Исидор Юрьевский, чье Житие «списано» Василием - Варлаамом, в 1472 году был священником русской церкви в гор. Юрьеве (Дерпт). «Исидор в праздник Богоявления во время освящения воды на реке Омовже по приказу местного католического епископа был схвачен и заключен в тюрьму. С ним были арестованы 72 прихожанина его церкви. Их принуждали отречься от православия, но они отказывались. В тюрьме Исидор причастил всех бывших с ним, после чего все они были казнены. Они были утоплены в реке Омовже, в том месте, где Исидор освящал воду в день Богоявления» (W).

Здесь важно обратить внимание, что Юрьев (Дерпт, Тарту) был основан Великим князем Ярославом Владимировичем Мудрым на землях, присоединенных к Киевскому княжеству после его похода, в котором он завоевал Ливонию и ему платила дань вся «лифляндская чудь». Но в 1222 году Юрьев захватили Рыцари, запретившие жителям платить дань Пскову и переименовавшие его в Дерпт. С тех пор, из этого города, основанного Ярославом Мудрым, в отношении Пскова периодически исходили угрозы, поскольку Дерпт находился преимущественно под контролем католиков. И земли Ордена фактически граничили с землями Пскова, что видно на древней карте Псковского музея в Паганкиных палатах.

В 1463 году при наместнике Пскова Иване Александровиче Звенигородском (Северском) - потомке Михаила Черниговского 19,20 между Московским великим князем Иоанном III и ливонскими рыцарями, было заключено соглашение, в котором последние обязывались оказывать всяческое покровительство православным в Дерпте. Т.е. произошло это при Великом Князе Московском Иване III, духовником которого был лидер заволжских старцев Паисий (Ярославов).

Однако уже в 1472 году ярость дерптского епископа привела к нарушению достигнутых договоренностей.

А вызвана эта ярость была надо так понять тем, что в 1471 году Великий князь Иван III Васильевич призвал псковичей вместе с его войском идти на Новгород, который все больше соединялся с Польским королем. Это сближение было остановлено. «Псковичи выступили на Новгород с великим князем московским и произвели разорение в новгородских землях». В 1471 году в походе Великого Князя к Новгороду участвовал Князь Иван Васильевич Стрига Оболенский, родной брат князя Ярослава Васильевича Оболенского, бывший князь Пскова (с 1460 по 1461 год). Князь Иван Васильевич Стрига Оболенский был первым московским правителем Новгорода и именно он нашел договор Новгорода с Литвой, из-за которого, как считают, и начался поход 1471 года. При этом, происходящее в Новгороде было, не чем иным, как продолжением «собирания земель» в интересах Ивана III, начатое князем Иваном Васильевичем Стригой Оболенским в Ярославле в 1464 году. К 1471 году, о котором идет речь, Ярославское княжество окончательно потеряло остатки самостоятельности после смерти князя Александра Фёдоровича и братья Стриги Оболенские переключились на Новгород:

«6 июня 1471 года десятитысячный отряд московских войск под командованием Данилы Холмского выступил из столицы в направлении Новгородской земли, ещё через неделю в поход вышла армия Стриги Оболенского, а 20 июня 1471 года из Москвы начал поход сам Иван III» («Иван 3 Васильевич»).

В этот же 1471 год «Магистр Ливонского ордена прислал брата своего сообщить, что он намерен переселиться из Риги в Феллин (Вильянди) и желает быть в дружбе с Псковом, требуя, однако, чтобы псковичи не вступались в землю и воды за Красным Городком. На это послу был дан ответ, что магистр волен жить, где ему угодно, что мир … не будет нарушен, но упомянутые места издревле были достоянием Пскова, вотчиной великих князей всея Руси. Условились решить спор на переговорах».

Вышеобозначенные претензии Ливонского Ордена на Феллин, а Польши на Новгород усугубили конфликт, и 72 невинных православных, участвовавших в празднике Богоявления в Юрьеве (Дерпте), были казнены 8 января 1472 года.

«В январе на небе явилась звезда «хвостовая» и была на небе весь январь и в феврале неделю. А двигалась по-всякому - когда вперед «волосами», а когда и назад». («История Пскова»).

Через несколько месяцев после этих трагических событий, в том же 1472 году, Правителем в Псков был приглашен князь Ярослав Васильевич Стрига Оболенский - родоначальник князей Ярославовых, потомок Михаила Черниговского, а по матери - потомок князя Смоленского Ростислава Мстиславича, отца князя Ярославского Федора Ростиславича Черного. По женской линии - это потомки Мстислава Великого Гаральда - отца свт. Всеволода Псковского - Гавриила.

Родоначальнику князей Ярославовых предстояло дать отпор угрозам со стороны Юрьева (Дерпта) и Ливонского Ордена с Магистром.

Тем более, 1 октября 1472 года «приехал гонец из Колывани и сообщил, что царевна Софья Палеолог, невеста Великого князя Ивана Васильевича, едет в Москву через Псков».

Описанная последовательность событий не могла не произвести впечатление на агиографа Василия - Варалаама, поэтому он и выделил особо житие свт. Исидора Юрьевского.

Однако причина внимания была не только в конфликте православия и католицизма, а также - в Богоявлении, день празднования которого был выбран в Дерпте для убийства 72 -х православных христиан по приказу Дерптского епископа. Ведь биография Василия - Варлаама была связана и с Богоявленской церковью Пскова, как показано ниже. И очевидно, что его потрясло массовое убийство православных, участвовавших в этом празднике.

Одновременно в Пскове имела значение и дата казни 8 января, поскольку дьякон Ферапонт, передавший свой Сборник в Крыпецкий монастырь, включил в него Житие Григория, епископа Болгарского, память которого чтится в этот же день, 8 января.

«В месяцеслове Остромирова Евангелия под 8 января чтится память «святого Григора, епископа Мусии».- В Охриде, бывшей Болгарской архиепископии, на огромной полуразвалившейся церкви св. Софии, построенной Болгарским архиепископом Львом (1042- 53 г.) найдена из кирпича сделанная, но не вполне уцелевшая надпись, упоминающая блаж. Григория. Храм посвящен имени блаж. Григория, славного учителя Славян». /7,8/ И далее задается вопрос : Кто же этот Григорий учитель Славян ? При этом предлагается ответ, что это как раз и есть Григорий, епископ Болгарский.

Моя позиция состоит в том, что учителем Славян могли называть и Святого Григория, епископа и просветителя Армении, которому сын Святого Всеволода Псковского посвятил грады Китежи.

Князь Юрий (Георгий) Всеволодович строил Большой Китеж «три года, и построил его в год 6676 (1167), месяца сентября в тридцатый день, на память святого священномученика Григория, епископа Великой Армении» («Всемирная азиатская торговля в древней Мологе, у начала Тихвинской системы. Правда, которую пытались затопить»).

В Троицком Соборе Псковского кремля звучит тема копья Лонгина, хранящегося, в основанном Святым Григорием Просветителем монастыре Эчмиадзин - Духовном центре Армянской Церкви:

6-й и 7-й ряд иконостаса Троицкого Собора : «Справа и слева от фигуры распятого Христа изображались Богоматерь, Иоанн Богослов, иногда плачущие Жены Мироносицы, сотник Лонгин и другие святые».

Долгое время Предстоятелями Армянской Церкви cтановились потомки св. Григория. И я уже писала о том, что династию, представленную Святым Всеволодом Псковским, можно уподобить Династии Святого Григория Просветителя Армении.

Митрополит Евгений Болховитинов в его книге «История княжества Псковского» дополняет эту информацию тем, что жители Пскова носили одежды «покроем длинные, наподобие Армянской, и между мужчинами и женщинами с малою разницей».

Близ Охридского озера, в Охриде Болгарской архиепископии, в 1447 году был основан храм Иоанна Богослова в Канео, сочетающий в себе армянские и византийские архитектурные элементы. И Охридская книжная школа - один из древнейших культурных центров Болгарии, что имеет значение в этой истории об Иоанно-Богословском Савво-Крыпецком монастыре.

В книге «Из археологической коллекции Псковского музея» (26.05.92 г.) описываются накладки ажурные, на которых изображены музыканты, играющие на шлемовых гуслях. Такие гусли изображались в псковских и новгородских рукописях XIII-XIV … Исследователи связывают гусляра с библейским царем Давидом».

Упоминание о музах, гуслях и Давиде имеет значение в контексте того, что Мусия означает - связанный с музами. В другой версии Мусия - Моисей. Т.е. «епископ Мусии» - это, возможно, епископ тех, кому покровительствуют музы, и кто связан с царским родом Давида Псалмопевца.

Иван Грозный, «изображенный на ряде икон в Царском Венце в виде короны, напоминающей корону, в которой обычно изображают Святого Царя Давида», считал Святого Григория просветителя Армении тем Святым, в день которого ему сопутствовала удача при взятии Казани, и потому посвятил ему один из восьми пределов Собора Василия Блаженного.

Хотя есть мнение, что «храм Василия Блаженного, является мистическим видом Псковского кремля со всеми его 25 престолами, как его зарисовал Яков Барма Постник… Академик Макеев Геннадий Яковлевич говорит, что Москва это духовная дочь Пскова. Духовная дочь еще и почему? Потому что вся мощь и духовная красота Пскова была перенесена в Москву. Когда Москва стала столицей, она подразумевалась, как столица духовная, а Псков к этому моменту был духовной столицей. Псков надо было принизить … Надо отдать должное Василию III, он не стал это губить, а всё это просто перенёс в Москву» («Род Домонтовичей»)

Возможно, Григорий Просветитель Армении помог Ивану Грозному при взятии далекой Казани вот из-за этих тонких духовных связей.

Возможно потому, что в этом походе было много военачальников Оболенских Черниговского княжеского дома, потомков князя Святослава Ярославича, по инициативе которого в 1073 году был переписан изданный в Болгарии «Изборник» - сборник философских, риторических и даже исторических сочинений, известный, как «Изборник Святослава». При этом, женой князя Святослава Ярославича была некая Киликия (Кикилия ?), вероятно, родом из армянской Килликии. Известен складень Скеврского монастыря Киликии армянской, где изображен Григорий Просветитель, оказавший помощь при взятии Казани. Известен также Киликиевский крест в Вологде, подаренный Дмитрием Донским монастырю Дмитрия Прилуцкого, где под спудом вместе с князьями Углицкими похоронен предводитель Вологодского дворянства А.Н.Ярославов («Потомки Ярославовы и женская линия: Киликия, Киликиевский крест, Ван-«море» и Церковь святого креста»).

Сестра именно этого князя Святослава Ярославича - Анна Ярославна королева Франции приехала в Париж со знаменитым Остромировым Евангелием, писанным по славянски, в месяцеслове которого под 8 января чтится память «святого Григора, епископа Мусии» («Куда ушла София: Яр, «Ярлов ренессанс» и Дом Ярослава Мудрого»).

В статье «Пророк Моисей и (Моисей) Ярославов» о фреске Моисея в церкви Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста с приделом Смоленской иконы Божией Матери села Игрищи Ярославского района я приводила также образ Преподобной Параскевы Пятницы Сербской с «жестом Будды» и обращала внимание на «Око» на уровне солнечного сплетения и слова: Свет и Закрыльница Болгарская.

Икону «Знамение», образ которой характерен для Пскова, отличает как раз то, что Божественный Младенец - Спас-Эммануил тоже изображается на уровне «солнечного сплетения - шестой Сефирот».

Есть подобное же изображение и Христа - внутри фигуры, являющейся пересечением двух окружностей. На нем «линза» - одновременно похожа и на Глаз. При этом «зрачок» Глаза расположен на месте «пупа» Иисуса Христа, или на месте «шестой сефирот». Это, со всей очевидностью, - «Всевидящее око». В упомянутое пересечение двух окружностей и вписывают «Трилистник Валуа», в т.ч. графа Рауля де Валуа - второго супруга Анны Ярославны королевы Франции.

Упоминание солнечного сплетения имеет значение ещё и потому, что в России были сильны исихасты, среди которых известен заволжский старец Паисий (Ярославов). Варлаам из Калабрии называл исихастов «пуподушниками». Но афонский Григорий Палама взял верх в публичных диспутах над Варлаамом Калабрийским и защитил исихазм («Исихазм, как общественное движение», Гелиан Прохоров»).

Как видим, в Пскове есть очевидные следы Болгарии, Сербии и армянской Киликии.

Территория Пскова и была заселена изначально славянами, поселившимися в пятом столетии на Юге Европы … «Племя кривичей (кровичей) разделилось на три части. Первая осталась близ Двины на реке Полоти, от коей и назвалась полочанами. Вторая уклонилась к Юго-Востоку по Днепру и основала город Смоленск. Третья обратилась к Северу, к ныне называемому Псковскому озеру, и построила город Изборск» /2/

Таким образом, в Юрьеве (Дерпте) был ещё и конфликт Рыцарей со славянами.

Повторю, при этом, уже сказанное в первой части, Савва Крыпецкий пришел из чужих стран с сербским Евангелием и образом Иоанна Богослова, написанным на кипарисовой доске («Ватиканское Сербское евангелие» или «Ватиканское Будилово Евангелие»)

А в самом Крыпецком Иоанно-Богословском монастыре, Саввой Крыпецким был создан придел Саввы - архиепископа Сербского /2/. На 3-м этаже после достройки находилась церковь Преображения. Хотя начинался монастырь с церкви пещерной.

Архиепископ Савва Сербский, в миру Растко Неманич, - это сын князя Стефана I Неманя, в крещении Симеона, основателя первого самостоятельного сербского государства (ум.13 февраля 1200 г, монастырь Хиландар, Афон). Савва Сербский - один из самых почитаемых святых Сербской православной церкви, религиозный, культурный и политический деятель (1169-1236). /10/

Предание монастыря Хиландар гласит: «Когда со времени смерти святого Симеона прошло 7 лет, пришел в монастырь святой Савва, для того, чтобы забрать его мощи на родину в Сербию, для примирения враждовавших князей. Монахи Хиландара безутешно плакали. Тогда святой Симеон явился во сне игумену Мефодию и сказал, что нужно его мощам быть перенесенными на родину, но в утешение хилендарской братии из его пустой гробницы произрастет виноградная лоза, и до тех пор, пока она будет приносить плод, его благословение будет почивать на Хилендаре…» (W)

Архиепископ Савва Сербский и архиепископ Симеон Хиландарский прямо упоминаются в контексте Ватиканского сербского Евангелия:

«В 1998 г. Б. Йованович-Стипчевич аргументированно атрибутировала писцу Ватиканского сербского Евангелия, имя которого осталось ей неизвестно, пергаменный свиток, содержащий Карейский типик св. Саввы Сербского (Chil. А5 132/134), датировав его 1-й третью XIII в. Этот памятник считался едва ли не автографом первого сербского архиепископа. Проведенная атрибуция позволяет … связать деятельность Будила с хиландарским или сербским архиепископским либо королевским скрипторием, на что косвенно указывает близость письма полного Евангелия … почерку этого писца…»

Представленная история сербского Евангелия, с которым в Псков пришел Савва Крыпецкий, ещё одного указание на род Неманичей, причем не первое.

«Лоза Неманичей» - в такой форме прославлялось родословие Сербской царствующей династии и утверждалась идея божественного происхождения данной царской власти … «Древо Иесеево» в «Росписях Покровской (первоначально Троицкой) шатровой церкви Александровской слободы» времен Ивана Грозного являлось смысловой параллелью «Лозе Неманичей» призванной в более деликатной форме, по сравнению с «Лозой Неманичей», провести ту же идею божественного происхождения власти первого русского царя, короновавшегося незадолго до создания этих росписей» /11,12,15/

Поскольку Савво-Крыпецкий монастырь посвящен Иоанну Богослову, обращу внимание, что проживая в Эфесе Иоанн Богослов повторял своим ученикам слова Иисуса Христа: «Придут дни, когда будут расти виноградные деревья, и на каждом будет по десяти тысяч лоз, на каждой лозе по десять тысяч веток, на каждой ветке по десять тысяч прутьев, на каждом пруте по десять тысяч кистей и на каждой кисти по десять тысяч ягод, и каждая выжатая ягода даст по двадцати пяти мер вина. И когда кто-либо из святых возьмется за кисть, то другая (кисть) возопит: «Я лучшая кисть, возьми меня; чрез меня благослови Господа … и все животные, пользуясь пищею, получаемою от земли, будут мирны и согласны между собою и в совершенной покорности людям» /17, 18/

По одной из версий, Савва Крыпецкий пришел в Псков с горы Афон. Возможно, из монастыря Хиландар, где хранится крест, «в который вмонтирована капсула с драгоценной кровью Иисуса Христа».

До Саввы Крыпецкого на Руси в Московском княжестве был широко известен Савва Сторожевский, молившийся об успехе Казанского похода Юрия Звенигородского, и основавший после этого похода Саввино-Сторожевский монастырь близ Звенигорода. Подворье этого монастыря было на реке Каме, там где позже родилась и я, на месте завоеванного князем Юрием Звенигородским Булгара («Бирское «Рюриково городище» и Климент Ярославов - староста Архангельского - Бирь, контролировавший Перевоз через реку Белую»).

Здесь важно также напомнить, что Русь и Россия живет по Иерусалимскому уставу Саввы Освещенного. А Лавра Саввы Освещенного началась в пещерной церкви. Как позже было в Киеве и Печерах около Пскова.

«Святитель Игнатий Брянчанинов, патронируя русские монастыри, писал: «Устав, принятый Церковью, есть устав Лавры Саввы Освященного…»

На Руси, Устав Саввы Освещенного появился в широком употреблении со времен Киприана - митрополита Киевского, Литовского и всея Руси - единственного из митрополитов Владимиро-Московской Руси XIV века, не подчинившегося власти Золотой Орды и «объединившего на период 1380-1382 и 1390-1415 годов православные епархии территорий Великого княжества Литовского, Королевства Польского, Московского, Тверского княжеств и Новгородской республики» («Ярославовы, Светлояровы раскольники и казаки у места явления «Надежды в конце Мира» - Табынской иконы Хазарской епархии в Башкирии»).

Прямо объединяет Лавру Саввы Освещенного с монастырем Хиландар Сербского архиепископа Саввы - история иконы «Троеручницы».

Икона «Троеручница» «была перенесена преподобным Иоанном (Дамаскиным) в обитель святого Саввы Освещенного, где хранилась до XIII века, когда была отдана в дар сербскому архиепископу Савве. По преданию, во время вторжения турок в Сербию икона была положена на осла, который принёс её к воротам Хиландарского монастыря на Афоне. Монахи поместили образ в алтаре, но он, по преданию, переместился на игуменское место. С тех пор в монастыре игумен перестал избираться (делами монастыря управляет иеромонах-проигумен), а монахи принимают благословение на церковные службы от иконы «Троеручицы» (W)

Список иконы XVII века является одной из основных реликвий Троянского монастыря в Болгарии. Один из списков Иконы Божьей Матери «Троеручица» находится в Спасо-Преображенском соборе города Чернигова. В 1661 году из Хиландарского монастыря для патриарха Никона был прислан список этой иконы для его Новоиерусалимского монастыря» («Реставрация имен, икон и родства: Ярославовы, Платовы и Платоновы»).

Постриг с именем преподобного Иоанна Дамаскина принял в Псково-Печерском монастыре Иван Евгеньевич Сахнюк - будущий игумен Савво-Крыпецкого монастыря, официальное возрождение которого началось 22 февраля 1995 года. Иоанн Дамаскин (Сахнюк) родился 10 сентября на преподобного Савву Крыпецкого в Хмельницкой области, т.е. на Волыни. /16/

Однако Иоанн Дамаскин (Сахнюк) включился в труды по возрождению Крыпецкой обители спустя 35 лет, после того, как ученый Е.Н.Морозкина «вновь открыла Крыпецкий монастырь не только для науки, но и для любителей старины. опубликовав, ранее доступные только узкому кругу специалистов, летописные сведения об этом уникальном памятнике. Произошло это в год моего рождения, в 1960 году /21/. Она добилась постановки на государственную охрану Мальского и Крыпецкого монастырей (Постановление Совета Министра РСФСР № 1327 от 30 августа 1960 года). Поэтому и первая фотография Ярославова моста относится к 1960 году. Е.Н.Морозкина произвела также фотофиксацию всех объектов своего исследования А художник Г.А.Алексеев - Гай по заказу Е.Н.Морозкиной рисовал Крыпецы и выполнил копии клейм иконы «Ефросин Псковский, Савва Сербский, Иоанн Богослов и Савва Крыпецкий». (Е.Н.Морозкина).

На двух клеймах названной иконы, копии которых создал Г.А.Алексеев - Гай изображен Псковский князь Ярослав Васильевич Оболенский со своей свитой и супругой.

Е.Н.Морозкина, истратившая на экспедиции в Псков все свои накопления, а также накопления своего отца, по сути, спасла Крыпецкий монастырь. При этом, обращает на себя внимание тот факт, что родилась она в Смоленске.

Дополню эту историю о Саввах и спасенных Крыпецах ( крыпа на польском языке рыбацкая лодка) тем, что имя Саввы Освещенного, по Иерусалимскому уставу которого живет Русь и Россия, и имя инока Крыпецкого монастыря Варлаама-Василия связаны житием царевича Иосафа.

«Принадлежащие руке всемирно известного живописца Дионисия фрески с изображением Царевича Иосафа (Будды) были созданы в конце XV века в Успенском Соборе Кремля и в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Иллюстрируют они «Повести о Варлааме пустыннике и Иоасафе Царевиче индийском», полное название которой следующее: «Книги, называемые Варлаам. Повесть душеполезная, из восточной эфиопской страны, называемой Индией. В святой град Иерусалим принесенная Иоанном, монахом, мужем честным и добродетельным, из монастыря святого Саввы».

Как видим, имя Варлаам при постриге плодотворного псковского «исписателя» Василия могло быть выбрано вполне обдуманно.

С учетом представленных выше примеров, есть основание считать, что Жития всех Святых и Святителей Сборника диакона Ферапонта Елизаровой пустыни, переданного в Крыпецкий монастырь, служат напоминанием о фактах истории, имеющих прямое отношение: к обители Саввы Крыпецкого, к биографии самого Саввы и судьбе Пскова.

«В лето 7083-го (1575) дал сию книгу жития и подвизи святых отец во обитель пресвятыя владычицы нашиа Богородица честнаго и славнаго ея Успения и святого апостола и: евангелиста Иоанна Богослова в Крыпцы Елизаровы пустыни чернец диякон Ферапонт. И вы, Бога ради, на их святых памяти житья их чтите и мене, грешнаго, во святых своих молитвах помяните, да сами от Бога поминовени будете в царствии небеснем».

Сборник переписан одним почерком, и запись о его вкладе в Крыпецкий монастырь сделана тем же почерком.

В сборнике Ферапонтом переписаны жития новгородского архиепископа Ионы (в редакции Пахомия Логофета), епископа Никиты Александра Свирского (в редакции Иродиона), Евфросина Псковского, Александра Невского, Всеволода-Гавриила, Ольги (в редакции Степенной книги), Пафнутия Боровского (в редакции Вассиана), Георгия Болгарского (в редакции Илии), Дионисия Глушицкого (в редакции Иринарха). Есть свидетельство того, что рукопись Ферапонта действительно попала в Крыпецкий монастырь и хранилась здесь еще в конце XVII-начале XVIII вв…» /1/

Выделю в представленном выше описании Дионисия Глушицкого и Пафнутия Боровского.

Боярин [Моисей ] Ярославов, присутствовал при духовной Дионисия Глушицкого в начале XV века, упоминаемого в статье К.В.Баранова «Заметка о происхождении Паисия (Ярославова)». И это ещё одно указание на связь истории рода Ярославовых с историей Ольги Великой через «моисееву и невскую топонимику» («Бирское «Рюриково городище» и Климент Ярославов - староста Архангельского - Бирь, контролировавший Перевоз через реку Белую»). К тому же сама Биография Дионисия Глушицкого стала известна по «Сказанию о Спасо-Каменном монастыре», составленном Паисием ( Ярославовым ) около 1481 года.

Пафнутьево - Боровский монастырь на реке Протве, названный именем Пафнутия Боровского, играл важную роль в истории соседствующих Оболенского и Ярославецкого (Ярославского) княжеств, чья близость и предопределила появление фамилии Ярославовых - Оболенских. Это главный монастырь города Ярославля Боровского, посвященного князю Ярославу (Афанасию ) Владимировичу Ярославецкому (из князей Донских), названному в честь предка князя Владимирского и Тверского Ярослава (Афанасия) Ярославова, 11-го Псковского князя.

Диакон Ферапонт Елизаровой пустыни мог включить Жития Дионисия Глушицкого и Пафнутия Боровского в свой Сборник, который готовил, как дар Крыпецкому монастырю, основанному при князе Псковском Ярославе Васильевиче Оболенском, поскольку в Пскове более 100 лет княжили потомки князя Ярослава (Федора) Всеволодовича Переяславского, Переяславль-Залесского, Киевского, Владимирского и Новгородского.

Митрополит Евгений Болховитинов именует этого князя в своей книге князь Ярослав Новгородский. Сыновьями Ярослава Новгородского были князь Александр Ярославич Невский и князь Ярослав III Ярославов. Как раз Ярослав Новгородский и отдал Юрьев (Дерпт) - Рыцарям. Псковичи с ним не согласись и вышли из подчинения. Тогда князь Ярослав Новгородский пошел на Юрьев и победил Рыцарей, выманив их на тонкий лед. Позже это решение повторил его сын - князь Александр Ярославич Невский.

После трех лет перемирия с Юрьевым (Дерптом) уже сам Псков был захвачен находившимся там князем Ярославом Владимировичем - тезкой основавшего город Юрьев (Тарту) князя Ярослава Мудрого и, в последующем, тезкой князя Ярослава Владимировича из Ярославля Боровского ( Малого Ярославля).

Замечу, что и князь Ярослав Владимирович из Юрьева и князь Ярослав Владимирович Малоярославецкий были потомками князей, носивших второе имя - Храбрый. Первый - это внук Мстислава Ростиславича Храброго из Смоленских князей, его отец был князем Псковским. Второй - сын князя Владимира Андреевича Храброго, князя Боровского, Серпуховского и Углицкого. Но до них, князем Храбрым был завоеватель Болгарского царства Святослав Игоревич - сын Великой княгини Ольги, основательницы Пскова с его культом Троицы, а затем - Иоанна Богослова.

Таким образом, право княжить в Пскове имели и князья, находившиеся временно в Юрьеве, и князья, находившиеся в Пскове.

Конфликт между Юрьевом и Псковом часто имел, в его истоке, княжескую междоусобицу родственников. Ведь матерью Ярослава Владимировича Псковского и Юрьевского была племянница рижского епископа Альберта. А его сестра была замужем за братом епископа Альберта, своего рода Папы в отношении епископства Дерпта (Альбе?рт Буксгевден, епископ Рижский). При этом, надо сказать, что в Юрьеве к князю Ярославу Владимировичу тоже относились ревностно. О нем говорили, что он «собирал урожай, который не сеял». А сегодняшнее подворье Савво-Крыпецкого монастыря в Пскове основала жена князя Ярослава Владимировича Псковского - Святая Ефросинья Псковская.

Сам город Рига, где был активен родственник князя Ярослава Владимировича - епископ Альберт, был основан с разрешения князя Псковского в 1186 году, о чем говорит «История княжества Псковского». Вот этот епископ Альберт из Риги, родственник Псковских князей ( из князей Смоленских) и был главным оппонентом Пскова. И Псков, как уже сказано, два года находился под властью вышеописанного родственного клана из Юрьева ( Дерпта). Затем его вернули «под юрисдикцию» Новгорода: князь Александр Ярославич Невский и князь Андрей Ярославич («Владимир Мстиславич»).

Т.е. сами посадские и коренные люди Пскова были заложниками этих сложных княжеских браков, не только с Альбертом, но и с Ольгердом, и с Витовтом. Возможно, и об этом тоже хотел напомнить диакон Ферапонт Елизаровой пустыни, составляя свой Сборник для Крыпецкого монастыря апостола и евангелиста Иоанна Богослова («Слава Софии и Слава Яру: Посвящается тысячелетию Ярославля и Софии Премудрости Божией»).

При этом, «переписывая житие новгородского епископа Никиты, автором которого был Василий-Варлаам, Ферапонт в заглавии, как раз, и называл Варлаама игуменом монастыря Иоанна Богослова:

«Повесть имать сказаниа о житии и о пощении преподобнаго и богоноснаго отца нашего Никиты, в пощении бывша великиа лавры Печерскиа, иже в Киеве, и посем бывша епископа великому Новуграду и добре упасша стадо Христово словесных овец. Списано худым и священноиноком Варламом, игуменом обители Иванна Богослова…».

Далее ученый В.И. Охотникова, цитату которой я привела, ведет поиск ответа на вопрос : Игуменом какого монастыря Иоанна Богослова был Варлаам ?

И этот её поиск важен тем, что он побудил, в частности меня, продолжить размышлять о том : не существовал ли в Пскове, в целом, культ Иоанна Богослова, с образом которого на кипарисовой доске в Псков пришел Савва Крыпецкий, возможно даже из монастыря Хиландар. Ведь одна из самых древних икон апостола Иоанна Богослова находилась именно в Хиландарской обители («Ап. Иоанн Богослов. Икона из деисусного чина. 60-е гг. XIV в. (мон-рь Хиландар)»).

Если это так, то получается, что Савво-Крыпецкий Иоанно - Богословский монастырь - это своего рода «отрасль» афонского монастыря Хиландар, «Лозы Неманичей».

И, в таком случае, великое покровительство Крыпецкому монастырю со стороны князя Ярослава Васильевича Оболенского - родоначальника князей Ярославовых может быть указанием на особенности его родословия, связанного с Южной Европой, на что вообще-то указывало и «криптографическое письмо» в фонде бояр Ярославовых в Рыбинске, и легенда рода /22/

Продолжение следует…

  1. «Некоторые проблемы биографии и творчества Василия-Варлаама, псковского агиографа XVI в.», В.И. Охотниковой
  2. «История княжества Псковского», Е.Болховитинов
  3. «Первые археологические раскопки в Пскове», Н.Ф.Левина
  4. «Пресвитер Василий-Варлаам»
  5. «Филофей, старец Псковского Елизарьева Монастыря»)
  6. «Икона Знамение Богородицы Мирожская»
  7. «Церковь св. Софии в г. Охрид»
  8. «Св. Григория, епископа Болгарского»
  9. «Филофей, старец Псковского Елизарьева Монастыря»
  10. «Савва I Сербский»
  11. «Москва в свете новой хронологии», Г.В.Носовский, А.Т.Фоменко
  12. «Лоза Неманичей. Фреска Дечанского монастыря, 1335-1350 гг.»
  13. «Целебная лоза Святого Симеона Мироточивого»
  14. «Бирское «Рюриково городище» и Климент Ярославов - староста Архангельского - Бирь, контролировавший Перевоз через реку Белую»
  15. «Ярославны - Ярославовы и Романовны - Романовы»
  16. «Трагически погиб наместник Крыпецкого монастыря архимандрит Дамаскин»
  17. «Иоанн Богослов», А. Ю. Виноградов, А. А. Королёв
  18. «Митра, виноградная лоза и мальтийский крест Николы Закамского - Рыцаря Табынской Богородицы»
  19. Иван Александрович Звенигородский (Северский)
  20. Звенигородское (Северское) удельное княжество
  21. Елена Морозкина автор Тамара Вересова член Союза журналистов России Краеведческий альманах «Псковски летописец» 1(5) /2011
  22. «Грамота Паисию Ярославову на земли и воды богини Флоры, Гороховца и Ярополча князя Ярополка - Петра, коронованного Христом, Ч.2»

Все материалы раздела «Финансы, банки, рубль, власть»

Реклама


© Авторские права на идею сайта, концепцию сайта, рубрики сайта, содержание материалов сайта (за исключением материалов внешних авторов) принадлежат Наталье Ярославовой-Оболенской.

Создание сайта — ЭЛКОС