Персональный сайт Натальи Чистяковой — Натальи Ярославовой
Natalia Chistiakova—Natalia Yaroslavova’s Personal Website

В поисках Княжеской мысли…Проблема Коммерсантов в том, что они не знают историю «Иоанновского сто» Князя Всеволода и делают ошибочные ставки

    • Великий Князь Всеволод Мстиславич Псковский - Храмостроитель
    • Гробница Князя Всеволода Псковского в Троицком соборе Пскова, где похоронен Князь Ярослав Оболенский
    • Князь и Государь. Магия власти – Дар. Очерки иcтории Псковской земли
    • Уставная Грамота Князя Всеволода Мстиславича - Новгородскому купеческому «Иоанновскому сто»
    • Книга Ю.Г. Алексеева о Псковской судной Грамоте. 2011 г.
    • Ю.Г. Алексеев «Псковская судная Грамота: текст , комментарии , исследование»
    • «Заметка о происхождении Паисия (Ярославова)»… к 80-летию Юрия Георгиевича Алексеева».К.В.Баранов
    • О дьяке Левонтии Ярославове –Алексееве и его вотчине,перешедшей к кн. Телятевским, в статье К.В.Баранова
    • О книге Ю.Г. Алексеева – вступительное слово Генерального прокурора РФ Ю.Я.Чайки
    • О книге Ю.Г. Алексеева – вступительное слово губернатора Псковской области А.А.Турчака
    • О книге Ю.Г. Алексеева – вступительное слово Министра юстиции РФ А.В.Коновалова
    • К.С.Станиславский - настоящая фамилия Алексеев /2/
    • Борис Романович Ярославов, приумножавший нефтегазовые богатства России
    • Н.М. Алексеев - создатель Музея Мологи

©Ярославова-Оболенская Наталья Борисовна, урожденная Ярославова (22.2.1960). Экс Годунина (23.10.1981-14.4. 1991). Экс Чистякова (14.4.1991 -10.06.2014). Кандидат технических наук. Я родилась 22 февраля 1960 года в Нефтекамске, Краснокамского района Башкирской АССР.

15 ноября - 5 декабря 2013 года

10 декабря в Русской Православной Церкви вспоминают Святого Псковского Князя Всеволода – Гавриила

У купцов и коммерсантов в XII веке проблемы были аналогичны тем, о которых сейчас заявляет бизнес , ТПП, РСПП и т.п. («На встрече президент ТПП РФ Сергей Катырин… выразил обеспокоенность от лица предпринимательского сообщества»).

Им нужен был свободный проход через границу, неприкасаемость во время торговых путешествий, представительства в городах, где они торгуют, мир, справедливый суд, а также подробно прописанные правила, включающие все возможные конфликтные ситуации, в которые может попасть купец и покупатель . И очень важный для купцов вопрос - о подсудности, когда они находятся на территории других городов и государств.

Купцы не умели решать эти вопросы, также как и ныне. Поэтому они приглашали к себе Князя.

Князя, у которого есть военная дружина и который их защитит.

Князя, который умеет выстроить оборонительные сооружения и выбрать место для них.

Князя, у которого есть благородство по роду, что дает надежду на справедливый и мудрый суд.

Князя, у которого активизированы религиозные чувства и он может дать благодать и «примагнитить» удачу.

Князя, который может создать необходимые инфраструктуру для торговли и решить многие другие задачи, который обычный купец решить не мог.

Не мог решить и из-за недостаточности кругозора, и из-за недостаточности опыта, и из-за недостаточности исторической справки, а также из-за желания заниматься тем , чем он умеет – т.е. торговать и получать «быструю прибыль», не утруждая свой ум размышлениями о далекой перспективе.

Новгородские купцы в XII веке хотели только торговать. Для решения же вышеназванных сложных задач они приглашали к себе Князя.

Т.е. купцы не учили Князя , как ему «создать условия для торговли нефтью», потому что Князь это знал, лучше , чем коммерсанты.

Князь сам не торговал . Он думал. Сейчас отчасти эти вопросы решает МИД. Хотя , есть разговоры, что сам МИД «начал торговать», т.е. заменять купечество . А если он заменяет купечество , то перестает быть, по его сути, Князем. Т.е. перестает решать княжеские задачи.

С Князем у новгородских купцов были договоренности. Купцы давали Князю «Дар» за создание благоприятных условий для торговли. Этот Дар был большой . Его Князю хватало на содержание и строительство Дворца , на содержание дружины , на Храмостроительство , на строительство крепостей и содержание военной дружины.

Это называлось Дар, а не налог. Купцы считали, что они «кормят» Князя и хотели , в идеале, иметь « выкормленного ими князя навечно». Однако Новгородское Вече не редко и само отказывалось от Князя. Или потому, что Князь плохо решал вышеописанные задачи. Принадлежность к роду - не означала талант. Это лишь одно из условий, часто - недостаточное. Но было и так , что купцы сами были недальновидны и слепы, и когда им Князь указывал на угрозу, приближающуюся из Будущего , они его не понимали. Возникал конфликт.

При этом, обращу внимание, Князь - не крепостной, он Рюрик. У него могли возникать права на другие Княжества. Или - Князю предлагали более высокую позицию, к примеру, Киев вместо Новгорода, и он переходил, потому что умел смотреть вперед и понимал , что Новгород все равно будет поглощен Киевом . И спасти тот же Новгород он сможет в том случае, если станет Князем Киева.

Т.е. купцы , включая 300 новгородских поясов , были менее дальновидны, чем Князья. При этом , они умели решать очень важные оперативные задачи и Князья не редко хотели видеть в них опору.

Вот так выстраивались отношения Князей Рюриков и «новгородских олигархов» в XII веке, пример которого я выбрала для разъяснения того, что происходит в современной России, потому что сами коммерсанты , не демонстрируют правильной оценки происходящего.

Есть взаимное недопонимание с «силовиками», но истоки этого недопонимания они не называют , потому что просматривают ситуацию , как коммерсанты.

Бизнесу кажется, что силовики стали заниматься несвойственными им функциями («Об Урлашове, Ройзмане, Навальном и приватизации региональной власти силовиками»).

Силовики проводят мысль, что в условиях недостаточности финансирования они обеспечивают безопасность бизнеса ровно так , как их «кормят».

Я не буду перечислять все современные конфликты на всех линиях конфликта.

А обращусь - к примеру XII века о Великом Князе Новгородском Всеволоде Мстиславиче

От всех других Князей он отличался тем, что создал основы международной торговли вслед за Ольгой Великой – финансовым гидравликом. («Великая княгиня Ольга Киевская «Финансовый Гидравлик» и князь Игорь Рюрикович») .

Великий Князь Всеволод построил в Новгороде церковь Иоанна Предтечи.

Передал эту церковь Иоанна Крестителя созданному им товариществу купцов «Иоанновское Сто». Создал для Новгородских купцов Уставной торговый суд. И решил в Новгороде многие другие вопросы, чем сформировал благоприятные условия для Новгородской торговли.

Были ли ему благодарны новгородские торговцы ?

Нет!

Они предали Князя Всеволода Мстиславича!

После того, как Князь Всеволод решил им все задачи, облагодетельствованные им новгородские купцы , изгнали его из города.

Князь был благородным человеком. Он брал меч в руки только тогда, когда надо было защитить доверившихся ему людей. Но никогда не вынимал меч из ножен ради богатства.

Будущий Святой Всеволод Псковский удалился в Вышгород.

Затем его просили к себе псковичи Князем в Псков.

В Пскове Князь Всеволод тоже построил Собор Иоанна Предтечи , рядом с которым появился торг. Воссоздал то, что он делал в Новгороде («Птичья Лапа» псковского Иоанна Предтечи Княгинина монастыря, как знак власти Созвездия Лебедя и христиан Святого Иоанна»).

И некогда подчиненный Новгороду Псков, стал конкурентом Новгороду , а со временем даже превзошел его.

Именно в Пскове через несколько столетий после Уставной грамоты для Иоанновского сто была написана «Псковская судная Грамота». Но Псковская Судная Грамота, которую сейчас называют «Памятником княжеско - вечевого законодательства» была в большей степени адресована взаимоотношениям с гражданами , а Великий Князь Новгородский и Псковский Всеволод Мстиславич занимался именно юридическим обеспечением международной и внутренней торговли и на несколько веков раньше появления Судной Грамоты.

В 2011 году при поддержке администрации Псковской области была издана книга д.и.н., профессора СПбГУ Ю.Г.Алексеева «Псковская судная грамота: текст, комментарий, исследование».

Книга начинается с приветственных слов : губернатора Псковской области А.А.Турчака , Генерального прокурора Ю.Я.Чайки, Министра юстиции Российской Федерации А.В.Коновалова.

80-летию Юрия Георгиевича Алексеева - автора книги о Псковской судной Грамоте посвящена статья К.В.Баранова:

«Заметка о происхождении Паисия (Ярославова): Исследования по истории средневековой Руси: к 80-летию Юрия Георгиевича Алексеева» М.-СПб., 2006 г.

Один из героев этой статьи дьяк Левонтий Ярославов , который занимался судебными и юридическими вопросами в Ярославле и Твери, «ставил Тверь под власть Москвы» вместе с Великим князем Иваном Молодым и братом царицы Марии Борисовны - Великим Князем Тверским Михаилом Борисовичем. В ряде источников он именуется, как Ярославов, а в ряде источников называется как Левонтий Алексеев. При этом , сведения об этом приближенном к московскому княжескому двору Левонтии Ярославове ( Алексееве) исчезают после того, как в опалу попадает брат, сын - Иван Молодой и венчанный на трон Дмитрий внук первой, умершей супруги Ивана III Великой Княгини Тверской Марии Борисовны. Царица Мария Борисовна - правнучка Великого Князя Тверского Ивана Михайловича, родным братом которого был Великий Князь Тверской и Микулинский Федор Михайлович, женатый на дочери Федора Кошки, к чьим потомкам относятся и Романовы. При этом, родовая вотчина Филипповское дьяка Левонтия Ярославова (Алексеева) после опалы и смерти Великого Князя Ивана Молодого , также как и его сына Дмитрия (внука) , венчанного на трон, перешла к потомкам Микулинских князей - князьям Телятевским, о чем упоминается в статье К.В.Баранова:

В «Актах служилых землевладельцев XV - начала XVII века» (Т. 1 № 146), где говорится:

«… В 1523 году местные старожилы утверждали : « А ту, господине, землю знаем, на которой стоим, то, господине, земля Филиповского села. А было, господине, то село вотчина Леонтия Олексеевича и его детей Федора да Андрея. А как, господине, Леонтия и его детей не стало и князь великий, господине, пожаловал тем селом и деревнями князь Михаило Телятевского и его сына князь Ивана» (Цитируются эти Акты в статье К.В.Баранова «Заметка о происхождении Паисия Ярославова»).

А выехал куда-то вместе с сыновьями дьяк Левонтий Ярославов, ставший Алексеевым, видимо, после опалы его соратников, потомков Ивана III от первого брака.

Вся эта история и родственные связи подробно представлены в статье:

«Духовный брак» Печерской церкви и Рюриков. Княгинина власть в доме мужей Ярославовых и Брячиславовых. Москва, рожденная из Спаса на Камне» .

И есть версия , что Ю.Г. Алексеев - автор книги о Псковской судной Грамоте , имеющий много известных учеников, в т.ч. авторов Приветствия к этой книге, может быть потомком дьяка Левонтия Алексеева из бояр Ярославовых. Также как и К.С.Станиславский , настоящая фамилия которого Алексеев.

Тексты Псковской судной Грамоты в книге переведены на язык , понятный современникам. И хотя, как уже сказано выше, в ней больше регулируются покупки частных лиц ( не купцов), но вместе с этим есть очень интересные статьи.

В частности, статья о благодарности и не благодарности тех, кто пришел на уже подготовленную территорию, поднялся на ней, а потом заявляет нечто подобное тому, что я бы и без вашей помощи мог разбогатеть и встать на ноги.

Ситуация очень актуальная для 21 века в России, в связи с миграцией и «черной неблагодарностью» бизнесменов , мэров, губернаторов , которые приезжают на уже подготовленные территории, в города с большим бюджетом и стратегией, а потом начинают утверждать, что все обретенное ими - только благодаря их личным талантам.

Так я перевожу на современный язык одну из ситуаций , которая рассматривается в Псковской судной Грамоте.

Хотя для бизнеса, как уже сказано выше , много более важна Уставная грамота для Иоанновского сто. Мне встречались добротные статьи об этом «торговом Уставе» и я выражаю сожаление о том, что бизнес не находит время - всё это прочитать, а близоруко вкладывает деньги в продвижение недальновидных и не видящих общей картины людей, с неплохими навыками торговли , но с отсутствующими навыками Княжеского мышления, какое было у Великого Князя Всеволода Мстиславича Псковского и Великого Князя Ярослава Васильевича Оболенского - родоначальника князей Ярославовых, о чем я могу судить по заключенным им долгосрочным договорам с Магистром и Дерптом.

Современному бизнесу не хочется читать , как не хотелось вникать в сложности организации торговли Новгородским купцам ? Но Новгородские купцы хотя бы «божий дар от яичницы отличали». И приглашали к себе на Княжество Князей, способных мыслить по Княжески.

В истории Новгорода и Пскова много поучительных уроков.

Что же касается неблагодарности Новгорода , изгнавшего Князя Всеволода, то через несколько колен , уже другие князья пришли в Новгород и «отрубили уши» колоколу Новгородского вече, подчинив Новгород Москве.

Надо сказать, что Новгородские купцы очень раскаивались за то, что предали Святого Всеволода Псковского. Но было уже поздно. История изменила свой ход.

Становление международной и внутренней торговли в контексте задач, которые в те годы решал Князь, и в контексте его взаимоотношений с элитой купечества, я изучала , когда работала над темой истории своего рода . И конкретно - Князя Пскова Ярослава Оболенского - родоначальника Князей Ярославовых («Великий Князь Ярослав Васильевич Стрига Оболенский - Князь Псковский. Получатель Юрьевской Дани, Храмостроитель и Победитель Магистра Борха»)

Для того, чтобы понять Князя Ярослава Оболенского и написать его историю - изучала всех Псковских князей. И особенно внимательно - самых выдающихся, к которым относился Святой Всеволод Псковский.

Именно в этот период, когда я работала над статьями о Князе Ярославе Оболенском мне задавали вопросы: Почему вы прекратили писать статьи об экономике России ?

Подразумевались такие статьи:

«О золотом эквиваленте» нефтяных цен и российского бюджета. Как нам найти «золото нефти» в мутных водах долларовых потоков ?»

Я отвечала: Я об Экономике России и пишу. Просто вы этого не понимаете. Потому что вы коммерсанты , пусть даже и очень крупные.

Это статьи об экономике . О том, кто в России должен создать благоприятные условия для бизнеса и какой круг задач он должен решать с поправкой на время.

Представляю далее, в сокращении , статью об азиатской торговле в районе Верхней Волги, где мною рассказывалась история Князя Новгородского и Псковского Всеволода Мстиславича , основателя «Иоанновского сто»

«Всемирная азиатская торговля в древней Мологе, у начала Тихвинской системы. Правда

Английский королевский дом сохраняется исключительно благодаря поддержке имущественного класса - нередко воспроизводится такой шаблон.

Но история свидетельствует о том, что дело обстоит иначе. Имущественный класс сохраняется исключительно потому, что Английский королевский дом пока ещё придерживается тех традиций, благодаря которым присутствующие в Туманном Альбионе обладатели состояний, имеют возможность наследовать «консервативное ядро» своих капиталов. При этом, чем крупнее капитал, тем более точно он осознает свою заинтересованность в Английском королевском доме.

…Православный Новгород Мстиславичей - в Городе князя Игоря, как Магнит притягивал капиталы и будущих Магнатов. Рядом с крупным капиталом появился «хвост» средней и малой торговли. Приходилось отдельно выстраивать отношения с этими мелкими ремесленниками и торговцами.

Бояре Новгорода во все времена не подчинялись Новгородскому князю. Т.е. власть князя была ограничена. Он, как уже сказано, не имел права покупать земельные вотчины в Новгородском княжестве. Не имел права собирать дань. А жил на «дар» от новгородцев.

Обо всем этом рассказывает книга В.Л. Янина «Очерки истории средневекового Новгорода»

Т.е. из собранных государственных доходов новгородцы сами платили князю «дар». Причем некоторые дополнительные привилегии новгородцы получили ещё во времена Ярослава Мудрого, которому собрали деньги для найма дружин варягов и взятия Киевского престола, после убийства братьев Ярослава - Бориса и Глеба. Важным было и следующее обстоятельство: новгородцы предлагали князьям пожизненное княжение, ещё с времен Олега Вещего. Это было условием договора, и нарушение этого условия приводило к большим конфликтам. Боярские гнезда, неподсудные князю, оставались основой новгородской системы. В юрисдикции князя были ремесленники и купцы. Т.е. местная аристократия бояр была в Новгороде сильна. Параллельно князю существовал ещё один орган власти - избираемый посадник. Без него князь не мог принимать многие решения. Ещё раз повторю, об этом рассказывает книга В.Л. Янина «Очерки истории средневекового Новгорода».

После того, как князем киевским стал Мстислав Великий, его сын Всеволод был вынужден отчасти подчинить Новгород - Киеву, что привело к конфликту Всеволода с новгородцами. И были даже времена, когда Новгород попал в торговую блокаду и когда Киев на всем протяжении конфликта перерезал поступление в Новгород южных товаров. Как следствие, к рубежу XI-XII века относится становление важных торговых связей с Готландом, в том числе, как альтернатива торговой блокады.

Как уже ясно, возник конфликт между Мстиславом Великим - Гаральдом и новгородскими боярами, связанный с ограничением княжеской власти. В ходе так называемой «революции» распоряжение землей и смердами тоже перешло - к Вече.

Этакий «английский королевский дом» в Новгороде.

Правда, в Лондоне Королеву не изгоняли из дворца.

А вот новгородцы умудрились обидеть не только Ярослава Мудрого, но и изгнать из Софийского Собора Новгорода тех, кто созидал этот Собор, в лице Мстислава Владимировича Великого - внука Ярославова.

Те, кто понимал «природу богатства», а также те, кто был гоним новгородским Вече последовали за Мстиславом,о чем рассказывает статья «Духов монастырь Великого Новгорода»

После произошедшего, «изгнанный из Кремля, лишенный Софийского собора, князь Мстислав Владимирович Великий сооружает свой, не менее величественный пятиглавый храм, получивший статус придворного: в нем заключали виновных для испытания совести, произносили клятвы, находили убежище преследуемые вечем».

Описывая, в целом, архитектурные и духовные проекты Мстислава Великого, историки пишут:

«Каждая церковь на Ярославовом дворище - неповторимая жемчужина в архитектурном ожерелье. Но, несомненно, главной из них является Никольский собор.

Эта самая древняя постройка Ярославова дворища была возведена в 1113 г. князем Мстиславом Владимировичем по обету в память о чудесном исцелении и в честь победы, одержанной на Бору. Здесь пребывает древний чудотворный образ - Никола Дворищенский». За многие века храм перенес 12 пожаров, а восстанавливался уже тогда, когда в финансировании реставрационных работ приняли города нового Ганзейского союза.

В 1127 году сын Мстислава-Гаральда князь Всеволод Мстиславович Псковский « заложил церковь Иоанна на Опоках. Церковь, как обращает внимание летопись, была заложена «на память роду своему». Храм посвятили Иоанну Предтече - святому покровителю рано умершего сына Всеволода. После окончания постройки специальной грамотой князь передал церковь новгородским купцам-вощанникам. «Иваньское сто» получало целый ряд привилегий: сбор пошлин от торговли гостей и от записывающихся в купечество; у них хранились весы вощаные, «локоть иваньский» - для измерения длины сукна, «гривна рублевая» - для взвешивания драгоценного металла, т.е. эталоны веса и длины.

При церкви Иоанна на Опоках существовал особый - купеческий - суд. В его состав входили три старосты от бояр и два от купцов. Возглавлял суд тысяцкий. Церковь Иоанна на Опоках по размерам плана совпадает с Николо-Дворищенским собором. Вероятно, они совпадали и по высоте»

Историки обращают внимание, что во внутренней политике Всеволода Мстиславича заметно его стремление опереться на новгородское купечество и тесно связанных с Торгом ремесленников.

Возможно, описанное сотрудничество приходилось на время одного из его двух браков - на дочери именитого новгородца, о чем упоминает В.Л.Янин: «Костянин Микульчич был родным братом Петрилы Микульчича, получившего посадничество в Новгороде в 1130 г. В 1123 г. князь Всеволод Мстиславич женился в Новгороде на дочери Петрилы». В других источниках упоминается о том, что супругой Всеволода Мстиславича была дочь Николы Святоши.

Если какое-то время князь Всеволод Мстиславич был в родстве с будущим новгородским посадником, то этим может объясняться вышеописанная опора на торговое купечество.

В 1127 г., как уже сказано выше, он заложил, а к 1130 г. закончил строительство каменной церкви св. Иоанна Предтечи («Ивана на Опоках»), которая стала главным храмом Новгородского торга, в дальнейшем - «местом пребывания купцов-вощников, контролировавших движение товаров на рубежах Новгородской земли» (В.Л.Янин).

Эта церковь «Иоанна на Опоках» представляется в статье «Истоки коммерческого правосудия в России»:

«Ряд исследователей относят зарождение коммерческого судоустройства в России к началу XII века. Особые суды для торгового сословия укореняются Уставной грамотой Новгородского князя Всеволода…, данной в 1135 г. церкви Святого Иоанна Предтечи на Опоках.

В Уставной грамоте, более известной как «Рукописание князя Всеволода Мстиславича» говорилось: «Ияз, князь великий Всеволод, поставил есми святому Ивану три старосты, от житьих людей и от черных тысяцкого, от купцев два старосты, управливати им всякие дела иванская, и торговая, и гостиная, и суд торговои».

При церкви было устроено торговое товарищество. Оно управлялось особыми выборными администраторами … Эта торговая ассоциация пользовалась кредитом…

Церковь служила своего рода нотариальным учреждением, а церковные погосты - форумом. Духовной власти было предоставлено право утверждать печатью собора те грамоты, которые отказывался «запечатать» князь. Суд при церкви святого Иоанна Предтечи, который оттого и получил своё название - «Иванский», преимущественно решал споры по делам торговым, возникавшим как между иностранными гостями, так и между ними и новгородцами.

Церковь Иоанна Предтечи была формой цехового объединения так называемого Иванского купечества. «Иванское сто», как следует из «Рукописания», являлось самым привилегированным объединением новгородского купечества…

Принято считать, что появление торгового суда именно в Новгороде было обусловлено «одинаковостью условий Новгорода и Европы, а также иноземным влиянием», которому он был подвержен в большей степени, чем другие русские города. Этот суд назывался судом тысяцкого и «противополагался суду посадника, ведению которого подлежали дела поземельные».

Это описанное - похоже на торговлю, патронируемую орденским рыцарством. На установку царей доверять казну монахам нестяжателям - островным отшельникам, ну а деньги купцов - церквям, как это и показано выше.

Отсюда и церкви, «стоящие кустом рядом с торгом» в Новгороде.

…..Никольский храм стал - придворным для Мстиславичей после изгнания из Софийского Собора, а Иоаннов храм, по описанию, был - сродни древнему Третейскому экономическому суду, где справедливо разрешались купеческие споры.

Нельзя сказать, что это исключительно наследие англосаков, потому что справедливым судом славился Ярослав Мудрый. Однако описанное выше - это древний новгородский прототип современной английской экономики, в части справедливого суда и эталонов, как основы привлекательной торговли и торга.

Черной неблагодарностью, как уже ясно, ответили Новгородцы - будущему Псковскому Святому.

И история этой Обиды святому Благоверному князю Всеволоду Мстиславичу Псковскому сохранили летописи:

«Много доброго сделал святой князь Всеволод для Новгорода. Со святителем Нифонтом, он воздвиг множество храмов … В страшный голод, спасая людей от гибели, он истратил всю казну. Князь Всеволод был доблестным воином,. победоносно ходил на ямь (в 1123) и на чудь, но никогда не брался за меч ради корысти и власти.

Стремясь восстановить добрые отношения с новгородцами, князь в 1133 году предпринял новый победоносный поход на Чудь и присоединил к новгородским владениям Юрьев. Но тяжелый зимний поход 1135 - 1136 годов на Суздаль окончился неудачей. Своевольные новгородцы не вразумились Божиим наказанием и не могли простить поражения своему князю. Вече … святого Всеволода осудило на изгнание: «изгнание претерпел еси от своих», - поется в тропаре святому

11 февраля 1138 года в Пскове он скончался, прожив 46 лет. Весь Псков собрался на погребение любимого князя, не было слышно церковного пения от народного плача.

Новгородцы, опомнившись, прислали протопопа из Софийского собора, чтобы взять в Новгород его святое тело, но князь отвратился от Новгорода и рака не двинулась с места.

Горько плакали новгородцы, раскаиваясь в неблагодарности, и молили даровать им хоть малую частицу святого праха «на утверждение граду». По их молитвам отпал ноготь от руки святого…»

В этой летописной истории о предательстве Псковских князей новгородцами, я думаю, и есть объяснение того, что исследователи разделяют: Псков и Новгород. И обращают внимание: жителей Пскова по силе духа с новгородцами рядом ставить нельзя.

Торг и «кусты церквей» - именно так характеризовали Новгород тех лет. Однако случился раскол.

Когда кусты церквей в основе своей были построены и справедливые примеры суда даны, кто-то «скороспелый» и нетерпеливый видимо решил, что теперь он и «сам с усами»

В итоге те, кто был гоним Вече, вынуждены были покидать Новгород. Как следствие, именно годы вот этой «Новгородской революции» XII века стали временем активного «Исхода из Новгорода».

Князь Всеволод Мстиславич отбыл сначала в Вышгород - город Ольги Великой, затем вернулся в Псков, опять же Ольгин город. Другие, чья деятельность была связана с торговлей, вероятно, выехали в Мологу.

Молога славилась азиатской торговлей, хотя, казалось бы, находилась на Севере Руси.

И я вижу причину в следующем:

Князь Всеволод Мстиславич дал особую Уставную грамоту общине купцов-вощаников «Ивановское сто», торговавших воском и мёдом.

Именно эта, особо выделенная торговля воском и медом, напомнила мне таинственных бортников, имевших отношение к международной торговле, благодаря которым разбогател Иван Калита («Ипатьевские тайны: Князья и Императоры Дмитрии Угличские и Великие князья Красные»)

Ярмарка и торг в Мологе, обращу внимание, тоже носили международный характер. Причем эти бортники в истории уже, более позднего Ипатьевского монастыря, имели отношение к мурзе Чету - Захарии Великому, как называет его Д.Балашов…

1. «Экспорт за рубли, как стратегия глобальной Оппозиции»

2. К.С.Станиславский

Все материалы раздела «Я урожденная Ярославова Наталья Борисовна 22.2.60 »

Реклама

© Авторские права на идею сайта, концепцию сайта, рубрики сайта, содержание материалов сайта (за исключением материалов внешних авторов) принадлежат Наталье Ярославовой-Оболенской.

Создание сайта — ЭЛКОС