Защищаемые положения, выводы и авторская новизна статьи «Ипатьевский монастырь Сабуровых и Годуновых» от 30 ноября 2010 года
© Наталья Ярославова – Оболенская
2 февраля 2015 года
Это статья об объектах авторского права в моей публикации от 30 ноября 2010 года «Ипатьевский монастырь Сабуровых и Годуновых», что актуально в связи с большим вниманием политтехнологов к названному исследованию о родах потомков основателя известного в Костроме и России семейного монастыря Ипатов. («Картина мирового нефтяного рынка – интервью с Инсайдером» 2009 года и новый сайт «Инсайдер» со «сливами» из АП РФ. Богородица Тамплиеров vs Тьма с растоптанною книгой»).
Вероятнее всего, речь идет об интересе политтехнологов мэра Москвы С.Собянина, поскольку именно С.Собянина некогда в тюменские годы назвали Сабуровым, и он учился в Костроме, где позже губернатором был И.Слюняев (Албин). В любом случае, С.Собянин имеет степень и его имя упоминалось в статьях о плагиате, в частности, в такой редакции:
«Те, кто более-менее находится в информационном поле, пренепременно знает о существовании сообщества "Диссернет". Несколько увлеченных людей разоблачили сотни трудов высоких чиновников, депутатов, сенаторов и других важных персон. Это мэр Москвы Сергей Собянин, министр культуры Владимир Мединский, губернаторы Александр Ткачев и Никита Белых и сотни других известных имен» (Плагиатчиков в среде чиновников надо "троллить", пока они не лишатся постов).
Поэтому, конкретно, команда С.Собянина, финансируемые московской мэрией и поддерживаемые арендой СМИ (печатные, радио и др) , должны быть, тем более, осторожны, когда речь идет о чужом авторстве .
Объектами авторского права в научных исследованиях, к которым относятся и исторические исследования, являются защищаемые положения; выводы; гипотезы; установленные автором новые взаимосвязи; найденные при обзорах источников факты, дополняющие и подтверждающие высказанные гипотезы; новые направления исследований и дальнейшего поиска; а также редкие факты, относящиеся к теме исследования; объединение этих фактов в общую группу; свод и совместный анализ; образы; аналогии; новые термины и др.
В написанной в 2010 году статье «Ипатьевский монастырь Сабуровых и Годуновых» было сделано несколько важных открытий, относящихся к малоинтерсной историкам пять лет назад фигуре Михаила Федоровича Сабурова и практически не известной им фигуре боярина Михаила Чета. Эти фигуры занимали только меня , потому что Михаил Сабуров из рода мурзы Чета был отцом родоначальницы князей Ярославовых-Оболенских. А Михаил Чет помогал князю Пскова Ярославу-Оболенскому в разрешении судебного спора о канале Снетогорского монастыря, выезжал по поручению князя на местность для замеров и определения границ, на основании чего я высказала гипотезу о том, что это неизвестный сын князя и произвела поиск фактов для её доказательства.
Но поскольку при обзоре исторических источников мною, вместе с этим, были выявлены связи Михаила Сабурова и Дмитрия Донского, и высказана гипотеза о том, что боярство Михаил Сабуров при Дмитрии Донском получил в порядке благодарности Ипатам за спасение Великого князя, а должность царского дворецкого за спасение матери Василия Темного - Софьи Витовтовны, то всё это вызвало интерес историков.
Ажиотажный интерес возник после того, как я в статье «Ипатьевский монастырь Сабуровых и Годуновых», объединила в одну картину и совместно проанализировала найденный мною факт о захоронении Михаила Сабурова в московском Симоновом монастыре, а не в родовой усыпальнице - костромской Ипатьевской обители. В эту же группу фактов мною были включены и найденные сведения о том, что в Симоновом монастыре поминали Соломонию Сабурову, ставшую царицей благодаря близости к трону дворецкого Михаила Сабурова, а также дьяка Меньшого Путяту, входившего в комиссию по проверке слухов о беременности Соломонии Сабуровой, и некого таинственного Георгия (Юрия) Васильевича, возможного сына Соломонии Сабуровой, если это так - рожденного уже после развода с нею Василия III. Совместное упоминание единственного из Путят и Сабурова, как раз, и подогрело фантазии политтехнологов о мифическом старшем брате Ивана Грозного от его матери Соломонии Сабуровой и их потомстве.
Ещё более подогрели интерес к теме 10 глав статьи: «Ипатьевские тайны: Князья и Императоры Дмитрии Угличские и Великие князья Красные», написанные в период с июля по ноябрь 2011 года.
Серии статей 2011 года предшествовали публикации 2009 и 2010 года, также о Сабуровых, о князе Георгии (Юрии) и Кудеяре:
«Великокняжеский Крест Паисия (Ярославова) для княже Юрия (Георгия)». 16-17 ноября 2009 года
После этого в 2012 году появляется цикл статей и передач М.Емельянова-Лукьянчикова на эти же самые темы, где упоминаются многие из найденных мною фактов, в т.ч. о Четрековском.
Цитата из моей статьи:
"В статье «Четрековское на Любосивли и Васильцевскоеведание» рассматривается гипотеза о том, что название Четрековское произошло от имени Чет - мурзы Захарии Чета.
«Четрековское, старое имя Гребнева, долгое время оставалось одним из тысяч историко-географических имен без привязки, с неизвестными координатами. Так обстояло дело с Четрековским, несмотря на топонимическую значительность его имени, связанного с известной исторической фигурой Мурзы Чета, перешедшего на службу Москве из Золотой Орды».
Далее идет указание на дату первого упоминания Четрековского - 1401-1402 годы, а также на его близость к Сабурово - древнему уделу рода Сабуровых - потомков мурзы Чета:
«О Четрековском мы узнаем из завещания полководца Куликовской битвы удельного князя Серпуховско-Боровского Владимира Андреевича Храброго. По завету своего деда Ивана Даниловича Калиты этот двоюродный брат Донского, кроме своего удела, владел землями и в Москве и еще кое-где в Московском княжестве. В своем завещании, духовной грамоте 1401-1402 гг. он, определяя посмертное наследство сына своего Андрея, пишет:
«…А благословил есмь сына князя Ондрея далесмь ему Радонеж с тамгою и с мыты, Черноголовль с численными людьми на Кержаче, и з селы и з бортью и со всеми пошлинами… Кишкина слободка, …Учи Поповьское, да Илья святый…, на ЛюбосивлиЧетрековское, Мосейково на Усть-Любосивли…
Четрековское - это одно из двух существующих сел на Любосивли Обследовали Любосивль… От ее истоков … западнее деревни Сабурово. Четрековское - это Гребнево, его древнее имя».
Далее автор статьи обращает внимание на то, что первыми подвергли критике генеалогическая сторону летописной версии о Чете: сначала Н. П. Лихачев и, затем, в советское время С. Б. Веселовский..."(18.08.11.«Ипатьевские тайны: Князья и Императоры Дмитрии Угличские и Великие князья Красные, Ч.6»)
Тема поддерживалась 16-19.10.2011 в статье Рыцарский культ Плачущих Богородиц и Плачущих Ярославн: Филермская икона «Мальтийского креста», Казанская и Огневидная Богоматери.Ч.3
И получила развитие в истории, описанной в мартовской статье 2014 года «Энерго-сырьевые корпорации и МИД. Профессор МГИМО А.Б.Зубов вошел в противоречие с теми, кто «Голубую армию» прочитал, как гомосексуализм ?».
Имело место и такое совпадение. Я поднимала вопрос о том, что галицко-волынское источники не стыкуются с татарским происхождением мурзы Чета и поэтому татарский брала в "кавычки":
Цитата:
«У меня есть основание вернуться к теме «Ипатьевского монастыря Сабуровых и Годуновых», в связи с темой Великих князей - Дмитриев Ивановичей и Романов, в частности, Романа князя Галицкого (Галичского) - одной из главных фигур Ипатьевской летописи, построенной на Галицкого-Волынском своде и Черниговском летописном своде».... Вот эти самые Черниговские и Галицко-Волынские источники, как главные в Ипатьевском монастыре «татарской династии» потомков Мурзы Чета, как раз и являются источником многих вопросов.
Просматривая многие и многие биографии разных исторических фигур, я выбрала для себя два главных ключа.
ПЕРВЫЙ Роман Мстиславович Великий, Князь Галичский и Волынский, сын великого князя Мстислава II, княживший в 1168-70 годах в Новгороде Великом, затем во Владимире-Волынском и Торческе (Торжке).
ВТОРОЙ ключ к тайнам Ипатьевского монастыря - имя «Красный», подобное вторым именам: «Мудрый», «Мономах», «Великий», «Птицелов», «Медведь», которые, при определенных, эксклюзивных сочетаниях, передавались по некому «наследственному правилу», в основе своей давно уже мне понятному.."
Это было продолжение темы от 30 ноября 2010 года:
«Существует мнение, что здесь же монахи костромского Ипатьевского монастыря написали «Сказание о Чете» - татарском царевиче из Золотой Орды. Отношение к этой истории о царском происхождении Чета - разное. Однако «Ипатьевская летопись», написанная этими же самыми монахами, историками не оспаривается».(п.2.ниже).
Позже М.Емельянов-Лукьянчиков начал искать доказательства волынского происхождения Четов. Но главным указанием остаются названные мною галицко-волынские источники.
Также я первая поставила вопрос: Кто такой мурза Чет ? И ответ назвала главной тайной Ипатьевского монастыря.
"Получается, что на месте, где Мурза Чет «общался» с Богородицей, идет постоянное многовековое моление, но никто даже не попытался найти ответ на вопрос : А КТО такой Мурза Чет? Хотя это и есть главная ТАЙНА ИПАТЬЕВСКОГО МОНАСТЫРЯ, а следовательно и Руси, коль скоро все «кандидаты в цари» веками вымаливали здесь власть над нашей Великой Русью" ( 12-15 августа 2011 года. Ипатьевские тайны: Князья и Императоры Дмитрии Угличские и Великие князья Красные).
М.Емельянов-Лукьянчиков - ведущий передачи радио "Радонеж" в Москве, где мэр - С.Собянин.
В комментарии к статье от 27 ноября 2012 года М. Емельянов-Лукьянчиков пишет:
"Хочу обратить внимание читателей на то, что уважаемая редакция сайта "Православие.Ру" приняла к публикации целый ряд моих работ, посвященных как Захарии Зерну-Чету, так и его потомкам".
Он не задавался вопросом о том, почему редакция приняла статьи именно на ту тему, которую я развивала в 2009-2011 годах?
При том, что я возглавляла аналитическое направление в выборном штабе С.Собянина - сегодняшнего мэра Москвы, где вещает радио "Радонеж" и передача пришлась на его мэрство («Who Is Sergei Sobyanin?»… Портрет Собянина появляется из прошлого: Москва получает охотника и технократа»).
У таких совпадений должна быть причина и объяснение. Кто-то "подкладывал" факты ? Кто-то предлагал темы ? Князь Ярослав Оболенский - родоначальник Ярославовых фигура далекая от Лукьянчиковых, родословием которых занимался автор(«О стравливании и «подкладывании» ссылок в связи с сериалом «Pussy Riot» с 4.12.11 до выборов 4.03.12»).
Ссылок на мои статьи я за все эти годы не встречала, поэтому и встал вопрос о защите авторского права. В настоящем материале представляются 33 позиции о защищаемых положениях, выводах, направлениях исследований моей статьи от 30 ноября 2012 года «Ипатьевский монастырь Сабуровых и Годуновых», которые сопроводила цитатами. А впереди ещё более 10 статей, на более чем 100 страниц для сплошного сопоставления.
Ипатьевский монастырь Сабуровых и Годуновых
© Н.Б.Чистякова-Ярославова
30 ноября 2010 года, Санкт-Петербург
1.Защищаемое положение и важный вывод, восстанавливающий историческую справедливость. Вывод «наоборот» - возвращение в исходное положение того, что было перевернуто «с ног на голову». Ипатьевский монастырь родовая усыпальница Сабуровых и Годуновых и семейный монастырь рода Четов, а не Романовых, как это сейчас преподносят многие источники.
«Облюбованный Романовыми и даже Майклом Кентским Ипатьевский монастырь на самом деле является родовым монастырем и родовой усыпальницей Сабуровых и Годуновых - потомков Мурзы Чета, его основавшего. Здесь их крестили, венчали, отпевали, здесь они принимали постриг. И этому монастырю - дарили на помин души своих родственников богатые земельные владения».
2. Вывод о необходимости совместного анализа источников для подтверждения заявлений о татарском происхождении Четов. «Сказание о Чете» - один из наиболее важных источников, в случае, если достоверной является информация об авторстве монахов Ипатьевского монастыря. «Сказание о Чете», дискуссионное для историков, и Ипатьевская летопись не должны были изначально противоречить друг другу в вопросе о происхождении мурзы Чета, т.к. имеют общий исток. На основании одного только «Сказания о Чете», без свода с данными Ипатьевской летописи, нельзя сделать вывод о том, что мурза Чет - татарский царевич.
«Существует мнение, что здесь же монахи костромского Ипатьевского монастыря написали «Сказание о Чете» - татарском царевиче из Золотой Орды. Отношение к этой истории о царском происхождении Чета - разное. Однако «Ипатьевская летопись», написанная этими же самыми монахами, историками не оспаривается».
3. Определенное направление исследований: Ипатьевский монастырь - монастырь Спаситель. В контексте - именно Спаситель, Спас.
«К тому же спасение в этом монастыре в разное время нашли и Дмитрий Донской, и Романовы. Романовы, при этом, получили Ипатьевском монастыре не только спасение, но и власть на целых три столетия».
4. При обзоре источников выделен важный для исследований факт: Глубокая набожность всех потомков мурзы Чета, превосходящая набожность многих христиан «не татарского происхождения»
«Все потомки Мурзы Чета, отличались глубокой набожностью, приезжали сюда доживать свой век, желая быть погребенными в стенах своего «семейного монастыря». Первыми, из рода Мурзы Чета, здесь были погребены сам основатель рода, костромской вотчинник Захария (христианское имя), его сын Александр, внук Дмитрий Зерно, правнуки Иван Годун и Федор Зернов Сабур…»
5. Сделано важное ударение на том, что без Сабуровых не было бы Годуновых. Ветка Сабуровых, на век раньше заняла место среди знатнейших родов Руси, и была старшей веткой по отношению к Годуновым. Годуновы приняли эстафету от Сабуровых, а не наоборот. Авторы, которые не знают или не учитывают этот факт, искажают историю дома мурзы Чета и Ипатьевского монастыря.
«В усыпальницах этого монастыря 56 захоронений только одних Годуновых из, так называемой, младшей ветки Мурзы Чета, которая выдвинулась при Иване Грозном во время опричнины. Сабуровых же историки называют старшей веткой потомков Мурзы Чета, занявшей место среди знатнейших родов московского боярства на сто лет раньше, чем Годуновы, т.е. уже в конце XV столетия».
6. В ходе исследования источников выделено важное обстоятельство, имеющее значение в истории дома Ипатов. Два сына Ивана Дмитриевича Зерно имели разные «вторые имена»: Сабур и Годун, ставшие фамилиями: Сабуровы и Годуновы.
«Родоначальники знаменитых родов Сабуровых и Годуновых: Федор Иванович Сабур и Иван Иванович Годун были родными братьями и потомками Мурзы Чета в пятом поколении».
7. Определено новое направление исследования: Поиск фактов о наследовании второго имени мурзы Чета - «Чет». Проведено изучение источников. Выявлено, что имя «Чет» передавалось по наследству однажды. И это наследование было по линии матери княгини Оболенской, из рода Четов (Сабуровых)
«Само, второе имя Мурзы - «Чет» передавалось по наследству только однажды. Это имя «Чет» носил Михаил сын псковского наместника князя Ярославова Васильевича Оболенского и дочери Михаила Сабурова. В исторических источниках его именуют боярин Михаил Чет».
8. При заданном направлении поиска «Чет» и обзоре источников выделена новая важная историческая фигура боярин Михаил Чет, в чьем имени впервые через века повторилось имя «Чет» - основателя Ипатьевского монастыря. Сформулирована гипотеза о том, что Михаил Чет - сын Князя Пскова Ярослава Оболенского, под началом которого он участвовал в гражданском судопроизводстве по спору вокруг канала псковского Снетогорского монастыря. Гипотеза высказана на том основании, что супруга князя была из рода Четов
«В частности, как Михаил Чет он упоминается, в работе «Государственный строй и право Новгорода и Пскова в XII-XV вв» (А.В.Клячкин) в связи с судебным спором между монахами Снетогорского монастыря и сябрами о праве на 1/6 канала прорытого сябрами на землях монастыря. «Суд происходил на сенях перед князем Пскова Ярославом (Васильевичем Оболенским Стригой)» после чего «судьи дали их (сторон) грамоты сотскому Клименту и послали его с княжим боярином Четом «воды в Перерве реке досмотрети». Судя по тексту, Михаил Чет, потомок Сабуровых по матери, участвовал в гражданском судопроизводстве, происходившем под патронажем его отца - князя Ярославова, наместника в Пскове» («Короли колдуны Меровинги и псковские богомилы Стриги Оболенские»)…»
9. Защищаемое положение и новый вывод, сделанный на основе свода информации. У Князя Пскова Ярослава Оболенского было два сына, а не один: Константин и Михаил. В большинстве источников сыном называют Константина Ярославова (Оболенского). В книге, изданной Княгининым Псковским монастырем, сыном назван Михаил Оболенский, похороненный с матерью, дочерью Михаила Сабурова из Четов. Впервые высказана гипотеза о том, что Михаил Чет и Михаил Оболенский одно и то же лицо. Сделано предварительное отождествление Михаила Чета и Михаила Оболенского. А также вывод о втором прецеденте разных фамилий у родных братьев , как в случае с Сабуром и Годуном.
«Михаил Чет, потомок Мурзы Чета и Оболенских, похоронен как Михаил Оболенский вместе с женой, отцом и матерью в Пскове. в Троицком Соборе. Все они умерли во время моровой язвы. Но Чет ушел из жизни в возрасте, когда у него уже могли быть дети. К тому же у Михаила Чета был брат Константин Ярославич Ярославов - которого часто и называют единственным сыном псковского наместника Ярослава Оболенского, хотя на самом деле, сыновей было двое. Просто у них был разные «вторые фамилии», также как в свое время у родных братьев Ивана Годуна и Федора Сабура».
10. При обзоре источников найден и выделен важный факт в истории рода Ярославовых-Оболенских и рода мурзы Чета. Царский дворецкий Михаил Федорович Сабуров - отец супруги Пскова князя Ярослава Оболенского принял постриг в родовом Ипатьевском монастыре.
«Некоторые из потомков Чета приняли монашеский постриг в этой семейной духовной вотчине. В том числе, и стоявший у истока рода «Князей Ярославовых» знатный боярин Михаил Федорович Сабуров - дед, упомянутого выше, Михаила Чета («Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь»). Т.е. Ипатьевский монастырь ещё в 15-16 веке был своего рода семейным монастырем потомков Мурзы Чета, которому явилась Богородица с апостолом Филиппом и святым Ипатием Гангрским, во время его отдыха в дубовой роще, росшей у слиянии рек на месте нынешней обители»
11. Вывод и направление исследований: Свидетельство монаха Ипатьевского монастыря о Соломонии Сабуровой требует более внимательного изучения, поскольку монастырь в Костроме был родовым и для царицы Сабуровой.
«А поскольку все в этом монастыре было «по - родственному». То вероятно и инок Ипатьевского монастыря, возвещавший «Будто Сабурова в келье по прошествии трех месяцев родила младенца - в Василя лицом. И нянчит его и ласкает…» мог знать об этом достоверно, вполне, по - родственному. Судя по исторической легенде «Жена царская Сабурова», сына на свидание к Соломонии привозили лишь иногда. Прятали же внука Юрия Константиновича Сабурова и Василия II Темного по каким-то другим монастырям…»
12. Выделен важный факт в истории Ипатов и направление исследования. Княжеское место впервые появилось в Ипатьевском монастыре. Позже эта практика повторялась
«В самом же Ипатьевском монастыре некогда прятался Дмитрий Донской с сыном, будущим Василием I Дмитриевичем. «И потому до 16 века в монастырском Ипатьевском храме в память о пребывании в нем Дмитрия Донского и сына его Василия сохраняли особое княжеское место. «Поздний вариант (16 век) царского места, выполненный по образцу трона Ивана Грозного в Московском кремле в московских мастерских, был подарен храму царем Михаилом в 1619 г.»
13. Высказана гипотеза о том, что Михаил Сабуров получил боярство от сына Дмитрия Донского в благодарность за спасение в Ипатьевском монастыре отца и сына Донских.
«Можно предположить, что эта помощь Дмитрию Донскому, оказанная ему в монастыре, основанном предком Сабуровых, сыграла свою роль в том, что Михаил Сабуров получил боярство в княжение сына Дмитрия Донского - Василия I.»
14. Защищаемое положение: Ипатьевский монастырь - монастырь Согласия (Согласие – Конкордия). Определено новое направление исследования.
«Второй раз Ипатьевский монастырь временно спасает Московский княжеский дом в дни распри, возникшей между внуками Дмитрия Донского: Дмитрием Шемякой и Василием Темным. Сначала при посредничестве монахов Ипатьевского монастыря им удалось заключить мир. И монастырь даже получил немалые дары за это».
15. Высказана гипотеза: Договоренности достигнутые в Ипатьевском монастыре и затем нарушенные Василием Темным привели к трагедии в XV веке:
«Но позже эти договоренности были нарушены, что, в конечном счете, привело к трагедиям с сыновьями и внуками царицы Марии Ярославны - князьями Углицкими….».
16. Защищаемое положение и вывод на основании исследований. Совместное захоронение под спудом в церкви Дмитрия Прилуцкого князей Углицких и вологодского Ярославова, также как и Киликиевский крест, вложенный Дмитрием Донским в Прилуцкий монастырь, может стать ключом одновременно к истории рода Четов и к истории рода Ярославовых.
«Позже эти князья Углицкие оказались похороненными вместе с Александром Николаевичем Ярославовым «под Киликиевским крестом» церкви Дмитрия Прилуцкого, где, спустя годы, родители вымаливали рождение сына - будущего святителя Игнатия Брянчанинова, тоже имеющего отношение ко всей этой истории» («Капелла Александра Невского и Сергиева пустынь: духовники и рыцари Русских цариц в Петербурге»)
17. При обзоре информации выделен важный в истории Четов и рода Ярославовых факт. Вотчины Сабурова около костромского Ипатьевского монастыря и усадьба Нероново Черевиных-Ярославовых около Костромы, что надо исследовать совместно.
«Многие потомки Сабуровых, включая и Ярославовых, традиционно имели владения вблизи Ипатьевского монастыря в Костроме и даже подолгу жили там. В частности, близ Костромы было и имение Нероново Марии Михайловны Ярославовой - Черевиной, которой ( в стенах её спрятанной среди лесов усадьбы ) все чудился плач прародительницы рода, напоминавшей о забытых и неисполненных Ярославовыми обязательствах» («Помни имя свое: Фантом Ярославовых и Черевиных в «Малой Третьяковке» усадьбы Нероново»).
18. В ходе исследований выявлены важные связи Сабуровых и потомков Ярославовых с селом Яковлевское и фамилией Яковлев, в XV веке и XIX веке, имеющие отношение к Троице-Сергиеву монастырю и монастырю Дмитрия Прилуцкого, где было вымолено рождение Игнатия Брянчанинова. Мать Михаила Сабурова была из рода Бутурли .
«При принятии пострига в Ипатьевском монастыре боярин Михаил Федорович Сабуров вложил в свой «семейный» Ипатьевский монастырь «сельцо Якольское» (Яковлевское) с деревнями на помин своей души и душ родителей, захоронения которых находятся в этом их родовом Некрополе. Родителями же Михаила Федоровича Сабурова были Федор Иванович Зернов (Сабур) и Бутурлина - дочь Ивана Андреевича Бутурли. Фамилию Яковлев имел и правитель канцелярии Троице - Сергиевской Лавры в Петербурге, в то время когда игуменом в ней был святитель Игнатий Брянчанинов. П.Яковлев вообще-то и приехал в пустынь вместе с И.Брянчаниновым, по его приглашению. Нельзя исключать того, что его фамилия Яковлев, имеет отношение к этому «Яковлевскому селу».
19. В ходе углубленного исследования выявлено, что существенное значение для рода Четов могут иметь не столько связи с Яковлевским, сколько апостол Яков - Брат Господний . Редкая церковь святого апостола Иакова- брата Господня была в селе Иаковлевское (Яковлевское) , вложенном Михаилом Сабуровым в Ипатьевский монастырь на поминание его родителей, а также церковь Ильи Пророка, отмеченная особой благодатью – проявленными изображениями крестов и мироточащей иконой Ксении Петербуржской
«Хотя правильнее назвать село, вложенное Сабуровым, - Иаковлевское, потому что оно получило название от церкви святого апостола Иакова- брата Господня (XVв.). Вторая церковь этого села - «Ильи пророка» или «Ильинская церковь». «Она и сейчас отмечена особой благодатью: в 1995 году в ней мироточила икона св. блаженной Ксении Петербуржской, а в 2001 году над сводами ее окон чудесно проявились изображения крестов. Оба эти явления зарегистрированы в Костромской Епархии».
20. Высказана важная гипотеза о том, что иконы, почитаемые родом, могут указывать путь к корням, а икона Ильи пророка у Кузьминых, породнившихся с Ярославовыми, - указывать на их исход с территории почитания Илии. Выделено, что сапфиры Кузьминых являются камнем колена Иссахар, к которому принадлежали Ярославовы.
«Не стала убирать из этого рассказа о Яковлевском сюжет о церкви «Ильи пророка», по той причине, что в истории рода Ярославовых упоминается одна очень необычная икона именно пророка Ильи. А иконы часто показывают путь к корням рода. Такая икона была у моей прабабушки Кузьминых Евдокии Ивановны ( в браке Голиковой), вместе с редкими тремя крестам для каждого из детей, которые очень рано остались сиротами. А в серьгах бабушки Александры Николаевны Ярославовой (урожденной Голиковой), одетых ей в раннем детстве, почему-то были многокаратные сапфиры, являющиеся камнем колена Иссахар. Могу предположить, что и женская линия предков моего отца имела отношение к этим самым местам, где особо почитали Илью Пророка».
21. Найден при обзоре источников важный факт, существенно повлиявший на дальнейшую судьбу потомков мурзы Чета. Дворецкий Михаил Сабуров первый из потомков мурзы Чета похоронен не в Ипатьевском монастыре, а в московском Симоновом монастыре
«Интересным для понимания и истории рода Сабуровых и истории Ипатьевского монастыря является тот факт, что похоронен Михаил был не в родовом Ипатьевском монастыре, а в московском Симоновом монастыре, влиятельным старцем которого он был».
22. При работе с информационными массивами открыт факт, существенно повлиявший на судьбу рода Ярославовых и Сабуровых: Михаил Сабуров - отец супруги Князя Пскова Ярослава Оболенского был влиятельным старцем Симонова монастыря и присутствовал при составлении духовного завещания вместе с архимандритом Симонова монастыря (Геронтием) в 1460 году перед смертью Великого князя Василия II Темного
«Похоронен Михаил был не в родовом Ипатьевском монастыре, а в московском Симоновом монастыре, влиятельным старцем которого он был». В финале жизни Михаил Сабуров именовался иноком Мисаилом. В 1460 году он был назван вторым, после архимандрита, «сидевшим у духовной».
( Примечание: Из архимандритов Симонова монастыря, в 1461 епископ Коломенский Геронтий, возведен на митрополию 29 июня 1472 года.Граф М.Ф.Толстой «Описание о российских святых» )
23. Определено направление исследования. Бежецкий Верх, имя Олёна - жены Михаила и вклад для поминания Михаила Сабурова - инока Мисаила в Симонов монастырь: село Весь Ёгонское (Егопское) Бежецкого верха ( Тверская область) недалеко от великокняжеского села Кесьма, а также село Козьмодемьянское, к которым проявляли интерес православные монастыри. Время вклада в источниках различается: 1447 год и после 1464. Есть дискуссия и о вкладчике: сам Михаил Сабуров или его жена Олена Сабурова
«Вдова Олёна Сабурова на поминание мужа пожертвовала Симонову монастырю земли Бежецкого Верха, к которым проявляли особый интерес православные монастыри. Сам же Симонов монастырь, о котором идет речь, был основан племянником пр. Сергия Радонежского вместе с Великим князем Дмитрием Донским и выполнял в то время функцию «государева богомольца».
В истории сохранился такой след об этом событии.
«Краевед Борис Фёдорович Купцов в своей книге «Весьегонск. Вехи истории» в главе «Грамота XV в. о селе Весь Ёгонская» пишет следующее: «Из «весьёгонской грамоты» узнаём, что село Егон-ское Весь (Городецкого стана Бежецкого Верха) принадлежало ранее светскому феодалу Михаилу Фёдоровичу Сабурову. После смерти М.Ф. Сабурова его жена Олёна «по своем муже по Михаиле, да и по себе, пожертвовала село Егонская Весь и село Козьмодемьянское (очевидно, нынешнее с. Чернецкое. - А.К.) с деревнями и пустошами Симонову монастырю. Только с селом Весь Егонская к монастырю отошли тогда деревни Перемут, Мышкино, Стрелицы, Большой Двор, Горка, Противье. Такой значительный вклад был по силам лишь крупному, родовитому барину. Вотчину села Весь Егонского боярин Михаил Сабуров мог получить, очевидно, в начале княжения Василия II в 1425-1430 гг., а дарение села монастырю произошло не ранее 1445 года» («Очерки по истории весьегонского края»)…..
В статье «Новгородско-Московские отношения и Бежецкий Верх в 15 веке» (А. С. Дворников) дается несколько иная версия того, как принадлежащее М.Ф.Сабурову село Весь Егопское было передано Симонову монастырю. Звучит она так:
«До 1447 г. землями в северной части Бежецкого Верха владел Михаил Федорович Сабуров, получивший боярство в конце княжения Василия I, т. е. до 1425 г. Село Весь Егопская, принадлежавшее М. Ф. Сабурову, находилось неподалеку от великокняжеского села Кесьмы. В 1447 г. Сабуров вложил Весь Егонскую в подмосковный Симонов монастырь. В старости М. Ф. Сабуров становится старцем Симонова монастыря Мисаилом Сабуровым, пользовавшимся большим влиянием в монастыре».
Принимая во внимание дату смерти М.Ф.Сабурова - 1464 год, можно предположить, что после передачи этих земель Симонову монастырю в первый раз, имело место какое-то их движение. Могла иметь место и та самая практика, которую описывает С.Дворников. Во времена феодальных войн князья «конкурировали», выдавая «жалованные грамоты» своим потенциальным сторонникам на одни и те же земли.
Таким образом, и после смерти Сабурова земли Бежецкого Верха каким -то образом контролировались его супругой Олёной.
Приняла ли Олёна Сабурова решение о захоронения Михаила Сабурова в Симоновом монастыре самостоятельно или это было его личное завещание - не известно. Быть может, решение принималось на основе «Родовых принципов погребения», но в таком случае в Симоновом монастыре должен был быть похоронен кто-то из его близких родственников: жена или дети….»
Примечание: имя Олёна характерно для Литвы и Киева. Оленой была дочь Софьи Палеолог ( Княжна Олена).
24. Определено направление исследования: Собор Бежицких святых. При обзоре источников выделен важный факт: Ещё при жизни Михаила Сабурова - старца Симонова монастыря грамоту на его вклад в монастырь - села Весь Егонское и Кузьмодемьяское в Шипинской волости Бежецкого Верха получил архимандрит Симонова монастыря Геронтий, позже - митрополит место, которого предлагалось Паисию Ярославову.
«Симонов монастырь, как уже сказано, проявлял какой-то особый интерес к этому селу Егонскому Бежецкого Верха, потому что оно упоминается и в жалованной грамоте князя Василия II Васильевича «архимандриту Симонова монастыря Геронтию на села Егонскую Весь и Кузьмодемьянское в Шипинской волости Бежецкого Верха».
Полагаю, что многое в этом интересе объясняет книга секретаря Союза Писателей Геннадия Иванова «Собор бежицких святых», которую я не столь давно упоминала в статье «Как МЫ возвращали Икону Николы Можайского и символы священной династии в Кремль». Более того, коль скоро, именно эти земли Бежецка связаны с поминанием Михаила Сабурова, то книга «Собор бежицких святых» для меня является частью этого поминания…»
Примечание. «Собор Бежецких святых: Князь Георгий (Юрий) Всеволодович Владимирский был убит в пределах Бежецкого Верха, поэтому он входит в Собор Бежецких святых. Бежецкий и Галичский князь Димитрий Юрьевич Красный, внук Московского князя Димитрия Донского – небесный покровитель края . О Димитрии Красном, а в особенности о его княжеской церкви Иоанна Богослова, есть большой очерк …священника Иоанна Постникова (Тверь 1905 год). Преподобный Антоний Краснохолмский (иеромонах Кирилло-Белозерского монастыря) основал Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь (1461. Бежецк входил в Ярославское княжество?). «Однажды ночью преподобный Антоний увидел необыкновенный свет. Объятый ужасом от сего, он пошёл на то место, где видел чудное зрелище, и нашёл там икону святителя Николая и решился начатый храм построить в честь его». Нектарий Бежецкий (приход в Бежецк из Белозерского края, постриг в Троице-Сергиевой лавре). Основал Бежецкий Введенский монастырь с храмом Сергию Радонежскому. Стольник государев Никита Андреевич Орлов, прадед знаменитых екатерининских временщиков, жертвовал в Введенский монастырь 55-пудовой колокол. Нектарий являлся в видении художнику Яковлеву. Описание истории - И.Постников 1910 год. Нектарий Застолбский и Иона Застолбский («Тверской Патерик»)«В селе Застолбье Бежецкого уезда устроена часовня на месте жительства Иоанна (Ионы) и Нестора (Димитрия) в иночестве Нектария, бояр из свиты святителя Гурия, почивающих в пещерке Казанского Спасского монастыря» ( Собор Бежецких святых).
25. Первое упоминание Бежецка (Городецка) в 1137 году относится к времени Новгородского князя Святослава Ольговича предка князей Черниговских и Ярославовых - Оболенских, поэтому существенное значение имеет проживание Ярославовых в районе Бежецка (Городецка) и реки Мологи, а также родство с теми, кто имел бежецкие вотчины.
«Бежецк один из древнейших городов Тверской губернии на реке Мологе. Под именем крепости Городецко он впервые упоминается в уставе новгородского князя Святослава о сборе дани в 1137г.
Учитывая то, что князья Ярославовы, относились к Святославичам Черниговской ветки, то их традиционные поселения близ Бежецка и Мологи, также как бояр и дворян Ярославовых, весьма интересны.
В Мологе жил боярин Тихон Михайлович Ярославов и рядом, в Шексне родился его сын дворянин Алексей Тихонович Ярославов. Тут же недалеко и селение Едома, в скасках которой в 1710 году упоминаются майор Яков Ярославов и драгун Дмитрий Ярославов. С историей Бежецка связана также судьба Анны Ахматововой, её мужа и сына Льва Гумилева («Гумилевы - Ахматова и Бежецкий край»). Ну и конечно, история семьи поэта Константина Батюшкова. Вотчина отца Константина Батюшкова - имение Даниловское также находилось рядом с Бежецким. А «Схема родства Константина Батюшкова и моей тезки в 18 веке Натальи Ярославовой» уже приводилась мною в статье «Константин Батюшков: «Ярославовы и священническая династия Соколовых, ярии - соколовяне и «Соколовский хор у Яра»…»
Примечание: Последние Князья правители Бежецкого Верха после Дмитрия (Юрьевича) Красного. Князь Дмитрий Шемяка. Иван Андреевич Можайский с 1447 года с перерывами с Великим князем. Князь Василий Ярославич Боровский с 1454 года - шурин Василия Темного недолго перед опалой
26. Новый важный вывод и защищаемое положение. Михаил Сабуров осуществил вероятную функцию миротворца в отношениях Дмитрия Шемяки и Василия Темного. Будучи сторонником Шемяки он убедил (?) его отдать полоненную мать Василия Темного Софью Витовтовну ( или увез без разрешения) и привез её Василию II став сторонником Великого князя Московского Василия. Обеспечил свободу действий Василию II, мать которого была заложницей.
«Во времена же близкие к эпохе Михаила Федоровича Сабурова Бежецк упоминается как место, где прятался Дмитрий Шемяка от будущего царя Василия II.
Сам Сабуров в это время был ещё на стороне Шемяки. Позже, как известно, Михаил Сабуров присягнет Василию II Tемному, когда привезет ему от Шемяки его полоненную мать».
27. Сделана постановка задачи по изучению вопроса о причинах погребения Михаила Сабурова, первого из Сабуровых, в Симоновом монастыре, а не в родовой вотчине Ипатов - Ипатьевском монастыре. Высказаны гипотезы. Основная - потому что Михаил Сабуров был дворецким Ивана III
«Сабуров умер в 60-х годах XY века. В те годы многим видным боярам приходилось немало побороться за право быть похороненными в Симоновом монастыре. Вероятно, место его захоронения определено ещё и тем, что Михаил Сабуров был дворецким царя Ивана III…»
28. При изучении вопроса о погребении Михаила Сабурова в Симоновом монастыре определено важным следующее обстоятельство: в Симоновом монастыре поминали членов царского, великокняжеского родов и родов удельных князей, что было заложено при Дмитрии Донском, оказавшем помощь его духовнику Федору в основании Симонова монаастыря
«И Симонов монастырь в те годы был, похоже, престижнее Ипатьевского монастыря.
Согласно «Книге царских, великокняжеских и боярских вкладов в Симонов монастырь»:
«В Симоновом монастыре поминали членов царского, великокняжеского родов и родов удельных князей, с соблюдением принципа иерархии. Основы такого родового поминания были заложены еще при великом князе Дмитрии Ивановиче Донском, духовником которого являлся основатель Симонова монастыря прп. Феодор.
Покровительство великих князей Симонову монастырю имело династический и государственный подтексты. Особое значение монастыря для правящей династии подчеркивалось тем, что дважды в год, 3 октября и 23 мая, в нем совершалось поминовение князей Московского дома, начиная с основателя династии - московского князя Даниила Александровича….
Учитывая, что в Симоновом монастыре поминали всех князей Московского княжеского дома, логично и упоминание в «Кормовой книге» великой княгини Марии Ярославны, дочери князя Малоярославского Ярослава Владимировича, супруги великого князя Московского Василия II Васильевича, Марфы, инокини (Л. 80).
Мне же интересно обратить внимание на поминание Марии Ярославны, в связи с темой открытой в статьях «Ярославны - Ярославовы и Романовны - Романовы». В частности, в связи с её «патронажем» городов Ростов и Романово Борисоглебского уезда Ярославской губернии.
Матерью Федора Сабурова была урожденная Бутурлина - дочь Ивана Андреевича (. Н.А.Баскаков полагает, что Бутурлины выехали из Орды к Ивану Калите в 1337 году, а их фамилия образована от тюркского бутурля «беспокойный человек»).
Однако в Кормовой книге Симонова монастыря есть специальная оговорка о том, что изначально этот монастырь считался родовой обителью Мстиславских, где и возник их «семейный» некрополь, и «вплоть до начала XVII в. отсутствуют данные о связях между Симоновым монастырем и родом Бутурлиных». Таким образом, скорее, это Бутурлины были похоронены в Симоновом монастыре вслед за Михаилом Сабуровым, а не наоборот. Да и из Сабуровых это первое захоронение…»
29. Исследован вопрос обо всех Сабуровых, которых поминали в Симоновом монастыре. Это царица Соломония Сабурова, её родной брат Богдан Сабуров и его жена Ксения Сабурова:
«В ряду поминаемых под 23 мая последними указаны великая княгиня Соломонида (Сабурова), в иночестве София († после 1525 г.),
В Симоновом монастыре наряду с дворецким Михаилом Федоровичем Сабуровым и царицей Соломонией Юрьевной Сабуровой поминали также её родного брата боярина Богдана Юрьевича Сабурова (Л. 40), с его супругой Ксенией Сабуровой (Л.40)…»
30. При изучении Кормовой книги Симонова монастыря выделен факт поминания Князя Шемячича - внука Дмитрия Шемяки (Бежецк) и сына князя Углицкого (Прилуцкого) Дмитрия Андреевича, т.к. с ним в монастыре Дмитрия Прилуцкого Вологды похоронен вологодский Ярославов
«Удельный князь Василий Иванович Шемячич († 1529 г.), сын угличского князя Дмитрий Андреевич († после 1540 г.)….»
31. При изучении Кормовой книги выделен важный факт в истории рода Ярославовых. В Симоновом монастыре поминали князя Александра Ивановича Ярославова – Оболенского - потомка дворецкого Михаила Федоровича Сабурова, первого из Сабуровых похороненного в Симоновом монастыре. Среди возможных причин поминания названо: родство с Сабуровым и поминание казенных Иваном Грозным именно в Симоновом монастыре.
« среди поминаемых - потомок М.Ф.Сабурова - «Ярославов-Оболенский Александр Иванович, князь, опальный, погиб в опричнину ( Л. 11 об.)»
Я думаю, дело тут не только в том, что «Симонов монастырь являлся одним из главных центров поминания казненных в опале. Наибольшее количество вкладов по опальным приходится на 1582-1584 гг.», т.е. на времена опричнины.
Определяющим фактором в поминании Александра Ярославова-Оболенского было все-таки родство с Сабуровыми..»
32. В группу фактов, имеющих важное значение для истории рода Сабуровых, потомков мурзы Чета, включен факт поминания дьяка Меньшого Путяты, входившего в комиссию по проверке слухов о беременности Соломонии Сабуровой. Подчеркнуто, что это единственный из Путят и Путятиных, поминаемых в Симоновом монастыре
«Наряду со сделанными выше акцентами, в кормовой книге Симонова монастыря есть ещё одна фигура, знавшая тайну Соломонии Сабуровой и, можно сказать, тайну коварного отстранения от власти всего дома Рюриков.
Я веду речь вот об этом упоминании:
«Дали по Менъшем по Путятине 161 сто рублев, а привез их Гурей, священник благовещенский. Поминати его во вседневном списке и в сенадице, доколи и монастырь стоит Пречистые Богородицы, а из списка не выгладити».
Дело в том, что никого из других Пятят и Путятиных в этом Симоновом монастыре не поминали.
Но именно Меньшой Путята имеет самое прямое отношение к истории с Соломонией Сабуровой, т.к. дьяк Путята входил в «спецкомиссию» по проверке слухов о «беременной монахине». Т.е. он мог знать тайну сына Соломонии Сабуровой, мог даже передавать её по наследству другим Путятам. И существует мнение, что Пятята Меньшой помог Соломее спрятать сына. («Майор Путин - Платов и дворянин Путятин: Хранители тайны Куде-Яра по поручению Андропова?»).
В таком случае, вполне понятно, по какой причине именно Путяту Меньшего поминают в Симоновом монастыре Рюриков, где последними хоронили опальных Рюриковичей князей.
Если Путята спас последнюю «царскую ветку Рюриков», то этот факт его поминания в Симоновом монастыре вполне объясним.
В исследовании А.Никитина «Соломония Сабурова и второй брак Василия III» на этот счет есть следующее упоминание:
«Нам неизвестен доклад комиссии из доверенных дьяков, однако он был безусловно благоприятен для бывшей великой княгини, которая была отправлена в патронируемый ею Покровский монастырь в Суздале, подальше от Глинских и митрополита Даниила, после чего 7 мая 1526 г. монастырь получил в подарок село Павловское Суздальского уезда, а 19 сентября того же года уже сама Соломония/Софья - село Вышеславское, которое можно рассматривать в качестве традиционного подарка великого князя своей супруге после рождения наследника. Подтверждением именно такого истолкования дара может служить построенная Василием III спустя год, в апреле 1527 г., наряду с двумя другими каменными церквами (в Кремле и на Арбате), у Фроловских (Покровских) ворот обетная церковь во имя св. мученика Георгия, сразу заставляющая вспомнить такую же обетную (и поставленную тоже через год после рождения первенца у Елены Глинской) деревянную церковь на Старом Ваганькове. По отношению к Соломонии/Софье так могло быть только в том случае, если ребенок действительно существовал, родился в нужные сроки и был признан Василием за своего сына»
33. В свод сведений о Соломонии Сабуровой для дальнейшего совместного анализа добавлен найденный при обзоре источников факт о том, что в Симоновом монастыре, где погребен Михаил Сабуров и поминали Князя Александра Ярославова-Оболенского, потомка дочери Михаила Сабурова, также поминали загадочного Георгия (Юрия) Васильевича, предполагаемого сыны царицы Соломонии Сабуровой, Сказание о которой писал Паисий Ярославов (что пытаются оспаривать)
«Автор книги «Соломония Сабурова и второй брак Василия III» обращает внимание также ещё на два удивительных поминания некого Юрия Васильевича (Георгия Васильевича), которого исследователи определяют, с высокой вероятностью, как сына Соломонии Сабуровой.
Для меня в этой истории важны названия этих монастырей, поскольку и к тому, и к другому имели отношение Ярославовы. Речь идет о следующих монастырях:
Кирилло-Белозерский монастырь, Сказание о котором писал Паисий Ярославов «по заказу» царицы Марии Ярославны.
Ростовский Борисоглебский монастырь. При том, что в Ростове, у архиепископа Ростовского Иоасафа в 1489 году жили старцы Паисий Ярославов и Нил Сорский. Позже здесь были имения Ярославовых. А уже перед революцией маленький набожный мальчик Борис Ярославов прислуживал митрополиту Ярославскому и Ростовскому Агафангелу (Преображенскому) и, по сути, последнему Патриаршему местоблюстителю.
Даты поминания Юрия Васильевича 22 апреля и 1 января.
Автор высказывает свою гипотезу о выборе даты 22 апреля, связывая её с именем Георгий.
Однако 22 апреля - известная Богородичная дата, почитаемая «охранителями рода Божией матери» и сама дата является ещё одним указанием на то, что мы имеем дело с «отраслью» этого рода» («Перевернутые пятиконечные звезды Франции и России, как знаки «особого рода Божией матери»)