Персональный сайт Натальи Чистяковой — Натальи Ярославовой
Natalia Chistiakova—Natalia Yaroslavova’s Personal Website

Вологодский Святой Александр Баданин, прославленный 22 февраля 2000 года, его уникальное понимание Времени и будущего родов, по книгам, которые читали предки

    • Святой праведный Александр Вологодский (Баданин). День прославления 22 февраля
    • Архиепископ Вологодский и Тотемский Никон (Рождественский), написавший жизнеописание Александра Баданина. Архиепископ Никон во время своего святительства в Вологде, находясь в болезни, обращался к о.Александру с просьбой помолиться
    • Житие Сергия Радонежского, автором которого является Никон (Рождественский)
    • 22 февраля прославление Вологодского молитвенника Александра Баданина - Человека Божьего, как его называли в Вологде, похороненного по его завещанию напротив церкви святого Лазаря Четверодневного рядом со старцем Федором Семигородней пустыни Кадниковского уезда.Переиздано в 2006 году
    • Семигородняя икона Дионисия Глушицкого, названная от Семигородской пустыни около Кадниково в Вологде. Иисус с младенцем на руках
    • Фреска Собора Пантелеймона Целителя в Новом Афоне, где Иисус держит на руках младенца -душу Богородицы на росписи Успения.Фотоальбом. Храмовая роспись монастыря Святого апостола Симона Кананита на Новом Афоне 2010 год издания
    • Церковь Вознесения в Вологде на Известной горе у плавучего моста, где служил Александр Баданин (снесена)
    • Сретенский собор в городе Никольске на реке Юга, где служил отец Александра Баданина
    • Портреты Ярославовых и Черевиных, хранившиеся и найденные в музее Солигалича, где один город служил Александр Баданин

© Наталья Ярославова – Оболенская
20 февраля 2015 года

22 февраля день прославления Александра Баданина - вологодского молитвенника, Жизнеописание которого опубликовано автором Жития Сергия Радонежского архиепископом и духовным писателем Никоном (Рождественским), известным тем, что в мае 1913 года он «принимал участие в осуждении русских афонских монахов-имяславцев в Андреевском скиту. И был послан Святым Синодом на Афон на военном корабле, где по его указанию несколько десятков монахов выдворили в Россию». Заступник Вологды, как называл его Иоанн Кронштадский, прославленный в день бессмертных духов Александр Баданин «Имебожников , появившихся на Афоне и в России, жалел, как заблудившихся, и порицал их вождей, объятых гордынею, приведшею их к ереси». Умер вологодский молитвенник в марте 1913 года, за два месяца до осуждения имяславцев, свидетелем чему он уже не был.

Упоминание же о его отношении к имябожникам и имяславцам имеет значение в связи с событиями, происходящими в современной России, когда переиначивая даже и «имябожников», нетократия убеждает своих заказчиков будто любой имя, прославленное многократно, делает этого человека Богом, вне зависимости от того, каково это имя и кто его носит.

Земным «богом», быть может. Но эта статья - о Бессмертии.

Книга об Александре Баданине вышла в типографии Троице-Сергиевой Лавры в 1916 году, через три года после кончины вологодского святого. «Почему автор Жития преподобного Сергия Радонежского счел необходимым написать книгу о скромном вологодском священнике ?.. Отчасти ответ кроется в личном общении. Годы служения владыки на Вологодской кафедре (1906-1912) приходились на время высшей степени расцвета духовных даров отца Александра» .

Подобный же вопрос возник и у меня, когда в Вологде, в экскурсионную программу вдруг включили посещение кладбищенской церкви святого Лазаря Четверодневного и могилы похороненного около этой церкви местночтимого молитвенника Александра Баданина, «куда мы ещё успевали», тогда как казалось, что и в самой Вологде ещё множество храмов, которые было бы интересно посетить. В церкви шла уборка, церковная лавка была закрыта. Но я попросила позвать кого-нибудь. Так бывает. В подобных маленьких церквях долгие годы сохраняются книги, последний экземпляр которых может месяцы, а иногда и годы ждать своего покупателя. Такой книгой оказалась брошюра «Молитвенник к Богу Усердный» о святом праведном Александре Баданине, которую я купила, уже задерживая группу, поскольку мне пришлось ждать кого-нибудь главного по книжной торговле в этой маленькой церкви с не часто встречающимся в России названием.

Уже в автобусе я быстро «на коленках» записала: «Лазаревское кладбище, церковь кладбищенская, куплено 11.09.11 (2011 г.)».

И первой, из выделенного в начале брошюры, была дата - день поминания 22 февраля, что совпадает с моим днем рождения. Но у всех других в группе даты рождения иные. Почему же нас повезли сюда: к местночтимому вологодскому священнику - вопрос так и остался на годы.

Хотя я и упоминала Александра Баданина уже через неделю после этой моей поездки, во второй главе своей статьи: «Наталья Ярославова: мое путешествие в Северную Фиваиду Белоозера» (Вологда-Кириллово-Ферапонтово-Петербург), написанной 18 сентября 2011 года, в день пророка Захарии и Елизаветы. Дата проставления 22 февраля связана, полагаю, с Лазарем - египетским Христом, как назвала его Е.Блаватская. С Карест, египетским праздником бессмертных духов, который приходится на 22 февраля ( «22 февраля. Рамзес II. Король Франции Карл VII, провозгласивший примат Собора над Папством. Избрание царя Бориса Годунова. Реформа патриарха Никона. Акт об объединении Сирии и Египта. Обретение мощей патриарха Тихона»).

Ведь А.Баданин похоронен у церкви Св.Лазаря по его завещанию, рядом с дочерью и любимым духовным собеседником старцем Федором, ушедшим для «жизни в Боге», в леса, прилегающие к Семигородней пустыни Кадниковского уезда.

Ранее непосредственно о Кадниковском уезде я писала в статье 2013 года, в связи с владениями Ярославовых и ложей «Северная Звезда»: «Глава масонов из Кадниковского уезда Вологды и некрестьянское восстание «маркиза Пугачева» после раздела Польши и смены фаворитов Екатерины II».

А вот сюжет Семигородней иконы Божией матери мне был знаком ещё до Вологды, по Абхазии, где я была за два месяца до Северной Фиваиды. В Новом Афоне, в Соборе Святого и великомученика Пантелеймона Целителя я обратила внимание на фреску «Успение Пресвятой Богородицы», где Христос стоит у одра Богородицы и держит на руках её бессмертную душу, завернутую, как «Карест-Лазарь». Митрополит Московский Филарет в прошлом столетии писал по этому поводу: «И поелику Приснодева носила на руках Своих Сына Божия во время Его земного младенчества, то, в воздаяние за сие, Сын Божий носит Ее душу на руках Своих, в начале Ее небесной жизни» ( «Абхазия - Апостольский удел Богородицы, Львы Северной Венеции и тайное евангелие Святого Марка»).

На Семигородней иконе Успения Богородицы Иисус, подобным же образом, держит на руках младенца. Но нигде в описаниях Семигородней иконы мне не встретилось акцента на этом ребенке на руках Иисуса, либо упоминания о нем в тексте.

Автор Семигородней иконы - Дионисий Глушицкий. Иноки Дионисия Глущицкого были и основателями Успенской Семигородней пустыни. А сам Дионисий Глушицкий известен по Сказанию Паисия Ярославова о Спасо-Каменном монастыре на Кубене.

День Пантелеймона Целителя, в Соборе которого, в Абхазии, я видела повторение иконографии Семигородней иконы Дионисия Глущицкого, особым образом выделен в жизнеописании Александра Баданина. Летом 1912 года, после долгого обездвижения, Александр Баданин вдруг чудесным образом смог встать и последний раз в своей жизни дойти до Кафедрального собора Софии, к изумлению вологжан, давно его не видевших на улицах города, а затем дойти и до его любимой церкви Вознесения, где он также служил многие годы. Александр Баданин, благодаря чудесной помощи ему Пантелеймона Целителя, попрощался с дорогими ему святынями, а через несколько месяцев умер, в день весеннего равноденствия 1913 года. Церковь Вознесения, о которой идет речь, находится недалеко от Кафедрального Собора Софии, ближе к прежнему мосту, где по описаниям был дом, купленный на имя Федосьи Степановны Ярославовой, урожденной Брянчаниновой («Масонская табакерка Ярославовой – Брянчаниновой, Академия Наук Петра I,Дубровицы и Архангельское»)

Я упоминала этот дом, в котором часто обедали вологодские элиты, в контексте «Северной Звезды». Находилась эта, ныне снесенная церковь, на Известной горе Вологды. Название гора получила, поскольку она была насыпная, из извести, создана при Иване Грозном. И если мумии покрывали красной охрой, то в Европе до сих пор сохранился обычай посыпать дно могилы известью белого цвета (Белый цвет: «Политический театр» и Белый город Предков). Известь , как материал для искусственной Известной горы в Вологде, могла быть выбрана и по этой причине.

«Церковь Вознесения Христова находилась на высоком правом берегу реки Вологды, близ впадения в нее реки Золотухи…В некоторых официальных документах к названию этой церкви приписывалось: "что у плавучего моста". По той же причине улица, ведущая к этому месту, именовалась "Мостовой". Южнее ее, на берегу реки Золотухи находились "каменные Никольские ворота" - остаток городовых укреплений, начатых при царе Иоанне Грозном. От этих ворот к церкви вела Вознесенская улица» (Вознесенская церковь).

В настоящее время на этом месте находятся знакомые мне церковь Александра Невского и памятник К. Н. Батюшкову.

Таким образом, судьба привела к Никольским воротам, родившегося в Никольске Александра Баданина.

Вологодский Никольск, где родился вологодский молитвенник и заступник , находится на правом берегу реки Юг (при слиянии Юга с Сухоной образующих Малую Северную Двину), что ближе к Великому Устюгу.

Родился Александр Баданин в семье диакона Сретенского собора. И часто мальчиком убегал в Дунилову пустынь, в 30 верстах от места его рождения, где он благодушествовал в лесах по три дня один, когда «не хотелось не есть, ни пить, ни домой идти».

О реке Сухоне, в которую впадает река Юг, я писала часто. Сухона двумя рукавами берет начало из Кубенского озера и упоминается в Сказании о Спасо-Каменном монастыре заволжского старца Паисия Ярославова ( «Паисий Ярославов - игумен Троице-Сергиевой Лавры,основанной Сергием Радонежским, родившимся 700 лет назад, в год основания Толгского монастыря»).

На притоке реки Сухоны - Глущице, Дионисий Глушиций и основал свой монастырь (Родословие Ярославовых XVII в., в контексте наследия Ростова и Солуни, в «Материалах для генеалогии дворянства Ярославской губернии» 1916 г.)

Название же реки Юга, напоминает о реках Юга Черная и Юга Белая. Югская Смоленская икона Божией матери сама «попросилась» из Пскова в район Мологи и сама же «выбрала» себе место на слиянии рек Юга Черная и Юга Белая. Этот «сток» Белой и Черной рек псково-печерский монах Дорофей и избрал местом для затопленного ныне Югского Дорофеева монастыря, находившегося когда-то в 18 километрах от Мологи и Рыбинска («Кто защитит Петербург … Афонская Иверская Вратарница и «Богородица на водах»: «Я с вами и никто против вас»). А поскольку сама Псково-Печерская Лавра, откуда «попросилась Смоленская икона», основана при князе Ярославе Оболенском – родоначальнике Ярославовых-Оболенских, то вот эту Югскую икону я воспринимала, как имеющую отношение к истории рода Ярославовых.

Теперь же упоминаю о ней в связи с общностью названия «Юг», а также по той причине, что восстанавливала по обету Семигороднюю пустынь иноков Дионисия Глушицкого монахиня московского Новодевичьего Богородице-Смоленского монастыря. Дорогу в Семигороднюю пустынь из Москвы ей указала Смоленская Одигитрия, также как и Смоленская Одигитрия привела монаха Дорофея к стоку рек Белой и Черной Юги.

Семигороднюю пустынь в жизнеописании Александра Баданина упоминают в связи с его духовным собеседником старцем Федором.

«Старец Федор был любимым собеседником отца Александра , они проводили целые часы в чисто духовных беседах, не могли наговориться… Когда Феодорушка серьезно заболел, о.Александр почти ежедневно навещал его и причащал св. Христовых Тайн, по смерти похоронил его на Горбачевском Лазаревском кладбище, где и сам захотел быть погребенным».

Другим духовным другом о.Александра был тогдашний инспектор Вологодской духовной семинарии о.Феофан (Харитонов). Позже ушедший на святой Афон вести скитальческую жизнь.

Приезжал к о.Александру из села Борка «чтобы подкрепиться в подвиге пастырском», популярный далеко за пределами своего прихода, о. Василий Соколов.

Начал же его карьеру Александр Баданин в Солигаличе, где были найдены «Солигаличские портреты Черевиных и Ярославовых» ( Один год в Солигаличе. Святой праведный Александр (Баданин) Вологодский).

В Вологде своего дома не имел. Жил во флигеле в доме купчихи Дмитриевой. Особо почитал Серафима Саровского, также как и его духовный собеседник - старец Федор, лично знакомый с Саровским старцем

В своей статье 2011 года, написанной сразу после посещения Вологды, я писала о великой вере Александра Баданина конкретно в то, что «на правом берегу Енисея будет Лавра, которую он называл Енисейскою Киево-Печерскою…». Моя ремарка была такова, что правый берег Енисея знаком мне только Минусинском, где заключили брак мои отец и мать ( Юность Тамары Давиденко–Ярославовой. Воспоминания о «Чистой протоке», о Марковых и Мещерских–Ширинских, о Костре и Вечности).

При этом старец посылал Жития Святых в Канск, на реке Кан - притока Енисея. Возможно потому, что там было много декабристов, в т.ч. Мозалевский (Борис и Вадим Модзалевские в судьбе Пушкинского дома РАН, Черниговско - Нежинской архивной комиссии и ложи А.С.Пушкина № 11 Grande Loge de France).

" -Нужно во множестве, - говорил отец Александр, - посылать Четьи-Минеи в Сибирь к переселенцам. Как они нужны, какую радость принесут им ! Вот там зимняя вьюга, поселок снегом заметен. Собрались с хату мужички, выселившиеся из Волыни, Подолии, Полтавской , Пензенской губерний. Поговорят про родины свои.. При завывании ветра тоска берет. И вот один из грамотных читает Четьи-Минеи. Слушают, предносятся пред ними образы святых мучеников, преподобных, чувствуют, что святые близки им, с ними на чужбине также, как и в родных краях…

О. Александр мало ценил Жития Святых в переводе их на русский язык, он сам читал и другим советовал читать Четьи-Минеи на славянском языке, на языке составителя – святителя. Он говорил, что церковный язык сам по себе может произвести впечатление на душу читателя.

Все родители желают что-нибудь оставить по смерти детям в наследство. Двенадцать книг Четьи-Миней - это двенадцать каменных домов несокрушимых, которые останутся детям в наследство, и правнукам из рода в род. … О Александр говорил , что наши предки воспитывались на житиях святых с самых юных лет . Оттого они отличались добродетелями и создали такое великое государство, как Россия. Ныне… ослабел русский народ. Надо наводнить Четьи-Минеями русскую землю, особенно распространить в школах, пусть 12 книг будет в каждой школе…. Некоторые, слушая наставления батюшки, отдавали десятую част ь своих годовых приобретений на покупку житий святых и посылали их туда, куда указывал им о.Александр..."(Брошюра "Молитвенник Богу угодный. Святой Праведный Александр Баданин")

Александр Баданин часто молился перед образом Божией Матери Троеручницы, который он особо чтил. А также Божией Матери Всех Скорбящих Радость:

"Днями радости были также дни, когда принимал он в своей квартире св. чудотворные иконы: Всемилостиваго Спаса и Божией матери Всех скорбящих Радости из тюрьмы, пред которою молился преподобный Игнатий Прилуцкий (Иоанн Андреевич Углицкий) - терпеливый узник, а также икону Семигородней Божией матери, приносимой в Вологду из монастыря через каждые три года.

Готовясь к встрече святынь , о. Александр настраивался особенно благовейно и встречал их со слезами умиления яко живых сущих с ним. В большие праздники - Пасхи, Рождества приветствовать с праздником съезжались к нему почти все священники г.Вологды , они славили в его квартире... С 1905 по 1913 — время своей блаженной кончины — о. Александр, выйдя за штат, ежедневно принимал до 200 человек" (Молитвенник к Богу усердный).

"21 и 22 февраля 2000 года в Лазаревском храме был совершен чин прославления святого праведного Александра Баданина как местночтимого святого... Такого количества духовенства, наверное, в этой скромной кладбищенской церкви никогда дотоле не было. Около пятидесяти священнослужителей со всей епархии собралось сюда. Возглавил Всенощное бдение епископ Максимилиан..." ( У вас в Вологде есть заступник).

Вологодский Святой, родившийся у реки Сухоны, обладал выдающимся ощущением и пониманием времени. Свидетельство чему его письмо обер-прокурору Святейшего Синода К.П. Победоносцеву.

Александр Баданин единственный в России выделил и сформулировал уникальность исторического момента начала 20 века, когда Россия впервые за 1000 лет её истории стояла на пороге всеобщей грамотности, и важно было: Что она начнет читать!. Какое чтение надо сделать приоритетным для возрождения Руси, чтобы Внимание, а следовательно и энергия, всегда «утекающая туда», где сосредоточено Внимание, не раздробилась.

Он настаивал и просил находящихся в центре земной власти сосредоточить внимание на едином и главном чтении для России -Житиях Святых Дмитрия Ростовского, отчего и восстанет Русь.

Привожу полный текст этого письма Александра Баданина - К.П.Победоносцеву, как оно было опубликовано в брошюре 1916 года, переизданной в 2006 году. А также статью к столетию его преставления в марте 1913 года.

Дни памяти святого 9(22) февраля (день прославления) и 10 (23) марта (день преставления) - торжественно отмечаются, как в Лазаревском храме, так и в Духовном училище Вологды, где он преподавал в свое время.

Письмо вологодского священника Александра Баданина обер-прокурору Святейшего Синода К.П. Победоносцеву

«Дело великой важности. Дело вашего любимого детища – великого русского народа, этого необозримого моря христианских душ, руководимых вами к свету, и да поможет вам Всесильный Владыка мира совершить его во славу Божию.

Россия читает и скоро будет читать вся. Невозвратимо важный исторический момент, переживаемый Россией. Как в жизни ребенка, первое, что видит и слышит он, имеет решающее влияние на всю его жизнь, так истово и в жизни многомиллионного народа. Что будет читать этот колоссальный младенец ныне, то он будет и в близком будущем. «Скажи, с кем ты знаком, и я скажу, кто ты». Но тут ещё можно ошибиться. Вернее, то ты читаешь, что ты любишь читать и я скажу, кто ты, и не только ты, но и друзья твои и не теперь только, но и в будущем, и даже каков род от тебя произойти имеет. История народов воочию доказывает эту правду.

Бросьте всякие непщевания, будьте глухи ко всем разглагольстованиям об эстетическом и прочих развитиях. Даже о материальной пользе , все приложится, если единое на потребу живо в сердце народа. „Мне бы Божественнаго чего почитать“, — слышится еще от дельных и лучших из народа. Пока живо это в сердце народа, привейте к живому жизнерадостное чтение житий святых, Четьи-Миней, и непременно на церковном языке. И хотя бы целый сонм восстающих восстал против сего, ни на что не зрите, и ничтоже сумняся совершите это великое дело, которое будет светозарным венцом всех ваших дел. Последствия его в веках, перспектива в вечности до дня великого и просвещенного, награда - в Царстве Славы.

О, искренний друг народа и сын Церкви, дайте эту желанную пищу народу! И пусть во всех его школах Четьи –Минеи на церковном языке будут настольными книгами и пусть невозбранно берут их дети в свои семьи, уходя на отдых.

Хотя исподволь устраните те книги, которые хотя отчасти и полезны, но вредны тем, что разбивают цельность направления, расслабляют сосредоточенность внимания и драгоценную, паче видимой пользы, ценность коренного истинного православного мировоззрения. Дайте отпор этой хотя тихой, но опасной, замаскированной деморализации народа. Стойте истинным стражем у сердца народов, сердца народа русского. Не раздробляйте и своего внимания. Довольно славы и земного величия. Теперь время благоприятное и время невозвратимо, оно уже не повторится никогда и, будет иметь громадное и решающее влияние на всю будущую судьбу русского народа и царства. И вы ещё в силе центре земной власти. Спешите же совершить, пока день…Бог хранит вашу жизнь . Вы знаете чем возблагодарить Владыку живота, когда дети всего великого царства будут читать жития святых , когда труд великого святителя , которому он всю жизнь посвятил, будет переливаться истинно в тех словах и выражениях, как он вылился из святой души в сердца подрастающих поколений, то будьте уверены, что и сами будете радоваться и вся благомыслящая Православная Русь , и будет надломленное в воспитании русского народа исправляться , заживать и прирастать при помощи Божией к живому и родному месту.

Не раздробляйте цельности внимания вашего , хотя бы и с благими целями, по окраинам и за оным далее и внутри , но не в главное. Богом данные и благонадежные да действуют и там, при помощи Божией. Вы же всего себя отдайте сердцу и корню. Потекут здоровые соки по корню и сердцевине, поправится при помощи Божией и все великое дерево. Да даст Господь вам и земному Отцу народа православного разум св. воли Его. С болезнью сердца более четверти столетия ношу я в себе то , что отчасти высказал. Дописываю сие в епитрахили, приложившись к иконе Спаса Всемилостивого ; и за обеднями - при раскрытом антиминсе пред великой и страшной жертвой дума о сем стоит во мне».

Праведный Александр Баданин

"23 марта (10 марта ст.ст.) исполнилось 100 лет со дня преставления известного вологодского праведника священника Александра Баданина. Не смотря на то, что последнее столетие явилось для Русской Церкви временем жестоких гонений от безбожной власти, в сердцах народных сохранилась память об этом дивном подвижнике благочестия земли вологодской. Сегодня к могиле праведного Александра не прекращается поток богомольцев, идущих испросить благодатной помощи угодника Божия в своих многочисленных нуждах. Народ церковный несомненно свидетельствует о том, что Господь приемлет молитвы праведника и подает, его заступничеством, благодатную помощь всем ее требующим.

Праведный Александръ Баданинъ

Въ прошломъ вѣкѣ бытовало такое мнѣніе, что все хватитъ намъ прославленій – сохранить бы то, что было. Но Духъ Святой дышитъ, гдѣ хочетъ, оттого земля русская продолжала рождать все новыхъ подвижниковъ, часто не уступавшихъ древнимъ богатырямъ духа. Однимъ изъ нихъ сталъ вологодскій священникъ отецъ Александръ Баданинъ, старецъ, съ именемъ котораго связано множество чудесъ, не прекращающихся и по сей день. Многіе вологжане уповаютъ на то, что придетъ день, когда они смогутъ молиться отцу Александру какъ святому, канонизированному Православной Русской Церковью.

Рубежъ XIX-XX вѣковъ для церковной жизни Россіи былъ ознаменованъ явленіемъ новымъ, необычнымъ – старцевъ-священниковъ, возросшихъ не въ монастырской тиши, а среди хлопотной и шумной приходской жизни. Образъ подобнаго наставника далъ самъ Кронштадтскій Свѣтильникъ – отецъ Іоаннъ. Въ концѣ прошлаго вѣка онъ часто посѣщалъ Вологду, такъ какъ городъ лежалъ на пути въ село Сура, что въ Архангельской губерніи – родину батюшки. Вологжане всякій разъ во множествѣ шли и даже бѣжали навстрѣчу отцу Іоанну, нѣкоторые выходили изъ домовъ съ горящими свѣчами. Они просили молитвъ и совѣтовъ. Всероссійскій пастырь старался для всякаго найти слово, но слишкомъ велико было стеченіе народа. И нерѣдко люди могли слышать отъ отца Іоанна: “У васъ же есть свой молитвенникъ, къ нему обращайтесь”. Слова эти относились къ о. Александру Баданину. Извѣстенъ даръ батюшки находить благодатныхъ людей въ самыхъ разныхъ концахъ Россіи. Въ Москвѣ онъ, напримѣръ, указывалъ своимъ почитателямъ на протоіерея Валентина Амфитеатрова, а послѣ смерти послѣдняго благословлялъ москвичамъ окормляться у знаменитаго о.Алексѣя Мечева. Свой молитвенникъ былъ въ Одессѣ – о.Іоаннъ Атаманскій. Въ Орловской губерніи прославился батюшка о.Егоръ Чекряковскій. Къ этому же поколѣнію подвижниковъ должно отнести и настоятеля Вознесенской церкви города Вологды отца Александра.

Александръ Николаевичъ Баданинъ родился въ уѣздномъ городкѣ Никольскѣ въ семьѣ дьякона Сретенскаго собора. Произошло это 2 августа 1843 года, въ два часа ночи. Крестили младенца четырьмя днями позже, на праздникъ Преображенія Господня.

Отецъ его не смогъ получить образованія, по необходимости замѣнить для семьи умершаго родителя. За 50-лѣтнюю безпорочную службу былъ награжденъ архипастырскимъ благословеніемъ, вышелъ за штатъ 77-лѣтнимъ старцемъ. Прошеніе о пенсіи было оставлено чиновниками Духовной консисторіи безъ послѣдствій, и потому послѣдніе годы отца Николая прошли въ большой бѣдности, если не сказать въ нищетѣ. Но и прежде многочисленной семьѣ дьячка жить было непросто. Особенно трудно стало, когда умерла мать Александра. Ему тогда исполнилось 12 лѣтъ, а былъ онъ старшимъ въ семьѣ. Бѣдность, сиротство, недоумѣніе, отчего такъ мало цѣнятъ отца за труды его – впору было бы и озлобиться. Что случалось тогда нерѣдко, недаромъ столько революціонеровъ вышло изъ дѣтей священнослужителей. Но что-то удержало.

Никольскъ нельзя сказать, чтобы былъ ужъ совсѣмъ глухимъ угломъ, но событія случались здѣсь рѣдко. Говорятъ даже, что именно съ Никольска Гоголь списалъ тотъ дрянной городишко, который почтилъ своимъ присутствіемъ Хлестаковъ. Даже если и такъ, то страстями гоголевскихъ персонажей жизнь уѣзда не исчерпывалась. Самымъ яркимъ впечатлѣніемъ никольской жизни было лѣтнее изнесеніе чудотворной иконы Пресвятой Богородицы. Образъ носили съ крестнымъ ходомъ на мѣсто его явленія въ Даниловскую пустынь. Оффиціально пустынь была упразднена Екатериной II въ числѣ сотенъ другихъ русскихъ монастырей. Но давно замѣчено, что вѣками продолжается на мѣстѣ погибшихъ монастырей странная жизнь. То монахи незримые запоютъ, то тоска отъ сердца отляжетъ.

Мальчикомъ, послѣ смерти матушки, отецъ Александръ часто ходилъ въ обитель за 30 верстъ не только съ крестнымъ ходомъ, но и самъ по себѣ. Мѣсто это удивительно живописное. Саша въ одиночку бывалъ тамъ дня по три. Любилъ полежать въ лѣсу рядомъ съ пустынью; благодушествовалъ, такъ что не хотѣлось ни пить, ни ѣсть, ни домой идти. Впослѣдствіи, при воспоминаніи объ этихъ дняхъ, лицо его озарялось свѣтлой дѣтской улыбкой. Просмотрѣлъ эту улыбку Николай Васильевичъ Гоголь. А жаль.

Семнадцати лѣтъ Александра отдали на младшее отдѣленіе Вологодской семинаріи. Достойны упоминанія предметы, которые изучались тогда: богословіе – догматическое, нравственное, обличительное, пастырское; церковная исторія и археологія, библейская исторія, патристика, россійская исторія, всеобщая гражданская исторія, естественная исторія; гомилетика, словесность; математическія науки – алгебра, геометрія, пасхалія; языки – греческій, латинскій, церковно-славянскій; Священное писаніе, священная герменевтика, церковное законовѣдѣніе, богослужебныя книги, а также – логика, психологія, педагогика, физика, веденіе сельскаго хозяйства, начальныя основанія медицины.

Спустя восемь лѣтъ студентъ семинаріи Александръ Баданинъ былъ опредѣленъ на мѣсто учителя русскаго и церковно-славянскаго языковъ въ Солигаличское духовное училище Костромской епархіи, затѣмъ снова Вологда, послѣ – Тотьма. Съ того времени сохранилось его заявленіе, свидѣтельствующее о простомъ отношеніи къ жизни: “Занимаясь врачебною гимнастикою въ теченіе восьми лѣтъ (по совѣту врача, для поддержанія своихъ слишкомъ слабыхъ тѣлесныхъ силъ) по лучшимъ руководствамъ, по временамъ пользуясь указаніями опытныхъ гимнастовъ, спеціалистовъ своего дѣла, и пріобрѣтая такимъ образомъ теоретическія свѣдѣнія и практическое умѣнье... честь имѣю заявить Правленію училища о желаніи моемъ руководить учениковъ въ занятіяхъ гимнастикой...”. Гимнастику вести ему довѣрили, но къ этому присовокупили и преподаваніе новозавѣтной исторіи. По словамъ одного изъ знакомыхъ, преподавательская дѣятельность Александра Николаевича была “далека отъ казенныхъ масштабовъ”. Это не осталось незамѣченнымъ. Въ 1879 году послѣ очередной ревизіи Баданина вмѣстѣ съ двумя товарищами по училищу попросили вонъ. Любопытно обоснованіе увольненія Александра: “по болѣзни и по странному порывистому объясненію дѣтямъ уроковъ”. Но это былъ далеко не конецъ его педагогической карьеры. Человѣкъ талантливый и кроткій, онъ вскорѣ вновь появляется въ спискахъ губернскихъ учителей, на этотъ разъ въ Вологодскомъ духовномъ училище. Чѣмъ было духовное училище въ тѣ времена? Какъ правило, дѣтей священнослужителей, лѣтъ десяти, отрывали отъ дома и везли въ городъ. Тамъ предпринимались попытки дать имъ образованіе. По многочисленнымъ свидѣтельствамъ, напримѣръ, митрополита Евлогія, дѣтки, лишившись родительской любви и привычнаго образа жизни, становились одни слишкомъ замкнуты, другія чрезмѣрно шаловливы, и всѣ вмѣстѣ несчастны.

Въ порыжѣвшей отъ времени шинели, закутанный, какъ обычно, въ теплый шарфъ учитель Александръ Николаевичъ появляется въ классѣ. Подходитъ къ столу и молча, съ удивительнымъ терпѣніемъ смахиваетъ съ него грязныя тряпки, мышеловки и прочій мусоръ. Свой микроскопическій титулъ коллежскаго регистратора онъ получилъ вслѣдствіе энергичныхъ трудовъ благодѣтелей. Но развѣ можетъ спасти подобный титулъ отъ наглыхъ взглядовъ учениковъ, твердо увѣренныхъ въ своей безнаказанности. Вѣдь имъ извѣстно, что этакій юродъ точно не донесетъ.

“Я вчера читалъ творенія свъ. Димитрія Ростовскаго, – начинаетъ учитель, – тамъ написано, что Господа Іисуса Христа никогда не видали смѣющимся, но весьма часто видали плачущимъ...”. Онъ приводитъ примѣры, говоритъ вдохновенно, иногда умиляясь – и вотъ уже нѣкоторые ученики смущены, растроганы и сожалѣютъ, что приняли участіе въ травлѣ этого смѣшного добраго человѣка.

Великая любовь и огромное терпѣніе требовались, чтобы найти съ ними общій языкъ. Часто, когда Александръ Николаевичъ проходилъ по классу мимо длинныхъ полуразрушенныхъ партъ, озорники больно ударяли его досками по ногамъ. Онъ же никогда не пытался дознаться, кто это сдѣлалъ, и все прощалъ. Отъ коллегъ, учителей, получилъ въ результатѣ полуироническое-полууважительное прозвище «Божьяго человѣка». Дѣти постепенно проникались къ нему если не уваженіемъ, то теплотой и даже любовью.

А между темъ размѣнялъ Баданинъ пятый десятокъ. Пошли, наконецъ, чины, росло уваженіе. А онъ все съ большей грустью поглядывалъ въ окна училища на кресты, куполъ и колокольню стоящей рядомъ Вознесенской церкви...

Послѣ рукоположенія довелось ему сначала служить въ каѳедральномъ соборѣ. Но было бы странно, если бы онъ долго тамъ задержался. Сколь ни плодовито бываетъ дерево, да коли растетъ вкривь да вкось, то не мѣсто ему на парадныхъ аллеяхъ. Какъ писалъ современникъ объ отцѣ Александрѣ, показался онъ священникомъ “для собора неподходящимъ”. Такъ оказался о.Александръ въ той самой Вознесенской церкви, о которой столько вздыхалъ въ бытность свою учителемъ.

Церковь эта была всемъ хороша, построена еще въ началѣ XVII вѣка на красивѣйшемъ мѣстѣ сліянія рѣкъ Золотухи и Вологды; изумительно было и внутреннее убранство, одинъ четырехъярусный иконостасъ византійскаго типа чего стоилъ. Да только не числилось за ней прихода. Долгое время она вообще была закрыта – рядомъ стояли храмы, куда болѣе видные. А разъ нѣтъ прихода, значитъ, нѣтъ и средствъ къ существованію. А они, между темъ, были необходимы. На попеченіи отца Александра находились жена и три дочери: Анна, Марія и младшая, любимая Варенька. Новое назначеніе стало для семьи ударомъ. Первое время было отчаянно тяжело, темъ болѣе, что батюшка былъ добръ безъ мѣры. Разъ отдалъ весь кружечный сборъ бѣдной женщинѣ со словами: “Не стоитъ такую малость домой нести”. Но постепенно все стало мѣняться. Самъ о.Александръ о тѣхъ временахъ такъ вспоминалъ (не называя себя по смиренію): “Одному батюшкѣ дали очень бѣдный приходъ, матушка плакала и говорила, что на этомъ приходѣ мы съ голоду умремъ, батюшка успокаивалъ ее. Сталъ онъ усердно служить, старался прочувствовать слова молитвъ и возгласовъ, проникаться чувствомъ и смысломъ читаемаго. Его чувство стало передаваться богомольцамъ, которые стали молиться съ нимъ усердно. И народъ пошелъ къ его службамъ, полюбилъ его храмъ и батюшку, понесъ ему и отъ щедротъ своихъ; доходъ причта сталъ лучше другихъ”.

Не только вологжане, но и жители окрестныхъ деревень потянулись къ удивительному батюшкѣ, который служилъ каждый день литургію, молебенъ Животворящему Кресту и акаѳистъ Страстямъ Христовымъ, а послѣ безъ устали начиналъ служить частные молебны да панихиды. И какъ служилъ! Такъ что сердце падало и душа поднималась. Молитва наполняла весь храмъ, и гдѣ ты оказывался, не въ преддверіи ли рая?!

Но какъ часто бываетъ – ревность къ богослуженію ходитъ рука объ руку съ отсутствіемъ дипломатическихъ способностей. Разъ зашелъ къ нему въ храмъ сухопарый господинъ лѣтъ 60-ти... Оберъ-прокуроръ Святѣйшаго Сѵнода, дѣйствительный тайный совѣтникъ Константинъ Петровичъ Побѣдоносцевъ. Человѣкъ извѣстный всей имперіи своей желѣзной волей, онъ часто митрополитовъ повергалъ въ трепетъ, даже патріархи восточные смотрѣли на него какъ подданные – снизу вверхъ. Побѣдоносцевъ былъ живымъ олицетвореніемъ единства религіи и могущественнаго государства. Что повлекло его на берегъ рѣки Золотухи, въ Вознесенскій храмъ, одному Богу извѣстно. Такъ бабочка летитъ на огонь. Священника, говорившаго горячо, не страшась правды, онъ слушалъ съ растущимъ недоумѣніемъ. А тотъ все говорилъ и говорилъ о непорядкахъ въ церковной жизни, да и самого Победоносцева не щадилъ, указывалъ на всѣ его ошибки. Вернувшись въ архіерейскіе покои, Побѣдоносцевъ вкратцѣ пересказалъ бесѣду епископу, но удивительнаго батюшку просилъ не наказывать. Вечеромъ того же дня Побѣдоносцевъ еще разъ побывалъ въ Вознесенской церкви и убѣдился, что священникъ ему не приснился.

Разстались они, судя по всему, неплохо. Сохранилось письмо батюшки Победоносцеву, въ которомъ онъ проситъ издавать какъ можно больше житій святыхъ, Четій-Миней, составленныхъ свт. Димитріемъ Ростовскимъ. Народъ грамотѣ научили, а книгъ добрыхъ не дали – быть страшной бѣдѣ, если не то читать начнетъ, – предрекалъ отецъ Александръ Баданинъ. Такъ оно и вышло, милліоны экземпляровъ дрянной литературы про мордобитье и “любовь” разошлись по рукамъ, сгноили все дорогое, что вѣками копилось.

Архіерей послѣ разговора съ Победоносцевымъ все-таки не стерпѣлъ и отправилъ о.Александра на двѣ недѣли въ монастырь, на богомолье.

А между темъ люди стали замѣчать за своимъ батюшкой непонятныя вещи. Однажды къ отцу Александру обратился одинъ его родственникъ. Прежде служилъ онъ на приличномъ мѣстѣ, а потомъ запилъ и все потерялъ. Не имѣя ни крова, ни приличной одежды, скитался онъ по міру, пропивая случайно заработанныя копейки. Разъ батюшка задержался въ опустѣвшемъ храмѣ и тамъ появился этотъ горемыка. Увидѣвъ его, отецъ Александръ подошелъ къ нему, похристовался и подарилъ пасхальное яйцо (дѣло было въ Свѣтлую седмицу). Тотъ недоумѣнно сунулъ даръ въ котомку да и забылъ о немъ. Спустя три мѣсяца этому человѣку понадобилась закуска и онъ, пошаривъ въ котомкѣ, съ удивленіемъ извлекъ изъ нея батюшкинъ подарокъ. Очистивъ, онъ нашелъ яйцо совершенно свѣжимъ, съѣлъ его и заснулъ на пригоркѣ, гдѣ сидѣлъ, а проснувшись, почувствовалъ вдругъ непреодолимое отвращеніе къ спиртному. Въ путь отправился, оставивъ бутылку недопитой. И всякій разъ послѣ этого одно лишь воспоминаніе о выпивкѣ вызывало у него тошноту. Вскорѣ онъ нашелъ выгодное мѣсто и быстро возстановилъ доброе имя. Избавленіе свое приписывалъ силѣ молитвы отца Александра.

Другой случай былъ не менѣе поразителенъ. Семья одного хорошаго знакомаго отца Александра А.Парменова пріютила дома какую-то женщину съ трехлѣтней дочкой. Эта дѣвочка могла видѣть только однимъ глазомъ, на мѣстѣ же второго была неглубокая ямка. И вотъ стала эта женщина ходить въ Вознесенскій храмъ, батюшка все поглядывалъ, а черезъ двѣ недѣли сказалъ: “У твоей дѣвочки есть глазъ”. Мать робко возразила, но отецъ Александръ настаивалъ и велѣлъ молиться. И вотъ однажды собралась семья Парменовыхъ пить чай и всѣ замѣтили, что глазикъ у дѣвочки пріоткрылся. Всѣ сильно удивились, а мать попросила закрыть здоровый глазъ дѣвочки и показать ей кусочекъ сахара. Дитя увидѣло сахаръ и съ тѣхъ поръ стало видѣть на оба глаза. Подобное происходило очень часто.

Своего дома у о.Александра не было. Квартиру онъ снималъ у купчихи Димитріевой. Впрочемъ, квартирой маленькій флигелекъ во дворѣ назвать было затруднительно. Это былъ перестроенный подъ жилье курятникъ. “И посадили меня сюда, пѣтуха”, – шутилъ батюшка.

Послѣ того, какъ стали притекать къ его храму богомольцы, жить семьѣ стало полегче, угроза недоѣданія отступила. Но о.Александръ почти все раздавалъ нищимъ и потому купить или снять приличнаго дома не могъ. Зато счастья въ “курятникѣ” было вдоволь. Дочки подрастали. Онѣ всѣ были славныя, но по-разному сложились ихъ судьбы. Старшая Марія такъ никогда потомъ и не выйдетъ замужъ – такой приметъ на себя крестъ. Анна обвѣнчается со священникомъ, а когда умретъ въ 1931 году, то ее будетъ отпѣвать цѣлый соборъ священниковъ во главѣ съ двумя архіереями. Младшая же, Варя, отцовская любимица, появившаяся на свѣтъ незадолго до принятія батюшкой сана ... Ей не суждено будетъ прожить долго. Смерть дочки доставила батюшкѣ большое горе. До послѣднихъ дней онъ хранилъ трогательную любовь къ ней, берегъ игрушки и фотографію. Каждый годъ въ день смерти Вари о.Александръ былъ настроенъ какъ-то благоговѣйно, радостно. Несомнѣнно онъ имѣлъ съ ней особенное духовное общеніе: друзьямъ своимъ проговаривался, что видѣлъ ее.

Въ домикѣ о.Александра не бывало гостьбы и застолій. Сюда приходили друзья для долгихъ бесѣдъ. Это былъ цвѣтъ вологодскаго духовенства. Среди нихъ можно было видѣть инспектора духовной семинаріи іеромонаха Ѳеофана (Харитонова) – о немъ ходила слава праведника, по молитвамъ котораго семинарія ограждена отъ всѣхъ бѣдъ (это подтвердилось послѣ переселенія о.Ѳеофана на свъ.гору Аѳонъ). Часто заходилъ о.Симеонъ (Стефановъ), имѣвшій даръ духовничества. Множество людей разныхъ званій и образованности стремились попасть къ о.Симеону на исповѣдь, шли за совѣтомъ и утѣшеніемъ. Въ немъ видѣли великаго въ будущемъ старца, но Господь забралъ его къ Себѣ въ 35-лѣтнемъ возрастѣ. Самымъ же близкимъ человѣкомъ въ домѣ былъ монахъ Ѳедоръ – Феодорушка, черезъ учителя своего игумена Іоасафа (Тихонова) связанный съ преподобнымъ Серафимомъ Саровскимъ. Отецъ Ѳедоръ имѣлъ келью въ лѣсу. Высокаго роста, изможденный, худой, съ умными, проницательными глазами онъ имѣлъ даръ умиленія и слезъ. Сохранились воспоминанія, что богословіе ихъ бесѣдъ съ о.Александромъ не носило отпечатка книжнаго, говорили о чемъ болѣло, что было дано имъ благодаря подвигамъ духовнымъ. Жаль, что никто не запомнилъ этихъ разговоровъ въ подробностяхъ. Послѣ смерти Феодорушки отецъ Александръ очень переживалъ и завѣщалъ, чтобы ихъ похоронили рядомъ.

Слава о прозорливости батюшки расходилось все шире. Народъ пріѣзжалъ даже изъ другихъ епархій. Нерѣдко случалось такъ, что бывшій на службѣ въ храмѣ Вознесенія человѣкъ, потрясенный горячей молитвой батюшки, считалъ своимъ долгомъ раскаяться передъ нимъ въ томъ, въ чемъ никому до тѣхъ поръ не открывался. Послѣ службы народъ долго еще не расходился.

Вотъ молодой священникъ о.Николай Карауловъ стоитъ несчастный, съ осунувшимся лицомъ, все никакъ не рѣшится подойти. У него умерла любимая жена, впереди – скорбный путь съ малыми дѣтьми на рукахъ, и никто не въ состояніи его утѣшить. ”Знаю, что тебѣ нужно, – говоритъ старецъ, проходя мимо, – иди ко мнѣ въ домъ“. Священникъ медленно идетъ на квартиру о.Александра, потомъ долго ждетъ его. Наконецъ, батюшка появляется. Не поздоровавшись, онъ начинаетъ нервно ходить по комнатѣ. Ни одного слова утѣшенія. Остановившись передъ портретомъ о.Іоанна Кронштадтскаго, начинаетъ говорить. Вотъ человѣкъ, который оставилъ семейную жизнь ради служенія ближнимъ. Самъ оставилъ, по доброму желанію и Богъ ему помогаетъ во всемъ. Когда же Господь по волѣ своей отнимаетъ друга жизни, то Онъ еще болѣе заботится о человѣкѣ, даетъ ему крѣпость и силу, значитъ, считаетъ достаточно сильнымъ и могущимъ вынести эту тяжесть. Онъ подкрѣпляетъ его Своею благодатію. “Повѣрите ли, – разсказывалъ послѣ отецъ Николай, – съ каждымъ словомъ отца Александра я всѣмъ существомъ чувствовалъ, что съ меня сваливается тяжесть, и я ушелъ отъ него обновленнымъ, укрѣпленный душой и тѣломъ и совершенно успокоенный. И разумѣлъ я тогда, какую благодатную силу утѣшенія даровалъ Господь Своему вѣрному служителю”. Ушелъ отецъ Николай, чтобы стать послѣ епископомъ, отпѣть жену отца Александра и дочь Анну, умереть исповѣдникомъ въ началѣ 30-х годовъ въ Новосибирской тюрьмѣ. А сколько еще такихъ же христіанъ входили къ старцу сломленными, угасшими, а уходили несокрушимыми, готовыми ободрять другихъ!

Отецъ Александръ никогда не отличался здоровьемъ. Постепенно болѣзнь его усиливалась. Когда его спрашивали, старецъ отвѣчалъ: “Представьте, что подъ кожу положили вамъ снѣга, и вы немного поймете, что у меня за болѣзнь”. Въ 1905 году онъ подалъ прошеніе объ отставкѣ. Но что такое старецъ за штатомъ? Въ иной день къ нему приходило до двухсотъ паломниковъ, нѣкоторые добирались за сотни верстъ, кромѣ того, шли письма, телеграммы съ просьбами о молитвѣ. Случилось горе, несчастье въ семьѣ, заболѣлъ кто – собирались и ѣхали къ батюшкѣ Александру. Кому онъ помогалъ исповѣдью, кому совѣтомъ, кому утѣшеніемъ.

Принималъ чаще лежа въ постели, стоять или даже сидѣть могъ не всегда. Входящихъ благословлялъ, но своей руки цѣловать не давалъ, а велѣлъ прикладываться къ рукѣ преподобнаго Серафима, громадный образъ котораго былъ помѣщенъ на одной изъ стѣнъ. Потомъ сажалъ гостей рядомъ съ собой и начиналъ ласково, по-отечески бесѣдовать. Не всегда отвѣчалъ прямо. Иной разъ юродствовалъ.

Простота, дѣтское незлобіе – черты эти отличаютъ всѣхъ подвижниковъ. Но рядомъ съ этимъ сосѣдствуютъ и черточки совершенно неповторимыя или рѣдкія. У отца Александра, напримѣръ, была непріязнь къ мясу, онъ самъ его не ѣлъ и другимъ не совѣтовалъ. Говорилъ, что до потопа люди совсѣмъ не ѣли мяса, оттого и жили такъ долго. Еще страшно не любилъ онъ фотографироваться. Разъ, когда почитатель совсѣмъ ужъ заѣлъ его просьбой сфотографировать, старецъ сказалъ: “...Если хочешь снимать, то сними свинью и напиши “Александръ Баданинъ”.

Батюшка, какъ спастись? На этотъ вопросъ о.Александръ часто отвѣчалъ: “Читай житія святыхъ, и они научатъ, какъ спастись”. Его любимымъ чтеніемъ до конца дней оставались Четьи-Минеи въ 12 томахъ на славянскомъ языкѣ. “Купи Четьи-Минеи” – вотъ обычный его совѣтъ. Батюшка не успокаивался, пока собесѣдникъ не давалъ обѣщанія этому совѣту послѣдовать. Многіе почитатели его тратили до десятой части доходовъ на покупку этихъ громадныхъ по размѣру, тяжелыхъ по вѣсу книгъ и распространеніе ихъ въ православной средѣ. Читая житія, батюшка могъ забыться на нѣкоторое время, а потомъ, очнувшись съ просвѣтленнымъ лицомъ, сказать: “Неподражаемо”.

Старецъ очень заботился о просвѣщеніи Сибири, вѣрилъ въ великое будущее этого края. И поэтому его духовныя дѣти отправляли туда большіе ящики Четій-Миней для безплатной раздачи поселянамъ.

Чѣмъ дальше, тѣмъ все болѣе усиливалась его болѣзнь. Къ лѣту 12-го года онъ совсѣмъ пересталъ вставать. Но однажды утромъ, когда никого не было дома, вдругъ всталъ и, почувствовавъ необычайный приливъ силъ, одѣлся и отправился въ каѳедральный соборъ – мѣсто, гдѣ начиналъ когда-то служить. По окончаніи молебна онъ въ сопровожденіи удивленнаго народа, много лѣтъ не видѣвшаго о.Александра на улицахъ города, отправился въ свою любимую Вознесенскую церковь. Тамъ со слезами приложился къ иконамъ, обошелъ кругомъ храмъ и вернулся домой. Матушкѣ своей сказалъ, что смогъ отважиться на этотъ шагъ благодаря помощи цѣлителя Пантелеімона.

Такъ онъ прощался съ міромъ. Сознаніе своей грѣховности начало мучить его особенно сильно. Батюшка плакалъ и говорилъ каждому изъ посѣтителей: “Прости ты меня, грѣшнаго, я за грѣхи страдаю 50 лѣтъ”.

“Какой же я грѣшникъ, – говорилъ онъ близкимъ, – вѣдь такихъ нѣтъ на свѣтѣ, какъ я, пресвитеровъ. Только надѣюсь, что Господь многомилостивъ... и меня помилуетъ. Солнце, проходя мѣста мрачныя и скверныя, освѣщаетъ и согрѣваетъ ихъ; такъ и Богъ, проходя наши нечистыя, навозныя сердца, освѣщаетъ и даже согрѣваетъ ихъ теплотою Духа Святаго, хотя бы мы были при послѣдней минутѣ жизни земной”.

Недѣли за двѣ онъ предсказалъ день своей кончины – 10 марта 1913 года. Это произошло въ 6 часовъ вечера, по свѣтскому времени – 9 марта, по церковному же наступилъ уже другой день. Отецъ Александръ и въ смерти себѣ не измѣнилъ, заставилъ задуматься.

Отпѣвалъ его давній ученикъ, нареченный за два часа до заупокойной литургіи во епископы, – Неофитъ (Слѣдниковъ). Рѣчей не говорилось – такъ наказалъ старецъ. При звонѣ колоколовъ его обнесли вокругъ Софійскаго собора, затѣмъ отправились къ Горбачевскому кладбищу. Площадь и улица были буквально запружены народомъ. Похоронили его рядомъ съ дочкой Варенькой и другомъ Феодорушкой неподалеку отъ Лазаревской церкви".

Все материалы раздела «Новости, комментарии, ремарки»

Реклама

© Авторские права на идею сайта, концепцию сайта, рубрики сайта, содержание материалов сайта (за исключением материалов внешних авторов) принадлежат Наталье Ярославовой-Оболенской.

Создание сайта — ЭЛКОС