Персональный сайт Натальи Чистяковой — Натальи Ярославовой
Natalia Chistiakova—Natalia Yaroslavova’s Personal Website

«Масонская табакерка Ярославовой - Брянчаниновой, Академия Наук Петра I, Дубровицы и Архангельское», Ч.1


©Ярославова-Оболенская Наталья Борисовна, урожденная Ярославова (22.2.1960).Экс Годунина (23.10.1981-14.4. 1991).Экс Чистякова (14.4.1991 -10.06.2014). Я родилась 22 февраля 1960 года, Нефтекамск, Краснокамского района Башкирской АССР.
На дату публикации статьи моя фамилия была Чистякова по бывшему мужу. Я подписала в 2011 году статью своей девичьей фамилией Ярославова и фамилией Чистякова

© Наталья Ярославова-Чистякова
7 апреля 2011 года, Санкт-Петербург
Благовещенье

«Дневниковые записки» Алексея Тихоновича Ярославова дали ответы на многие вопросы, связанные далеко не только с «Тайной Табакерки», подаренной в Архангельском Федосье Степановне Ярославовой, урожденной Брянчаниновой.

В частности, из памятных записей выяснилось, что А.Т.Ярославов находился в очень близкой переписке с князем Борисом Сергеевичем Голицыным. Письма Б.С.Голицыну он отправлял почти с той же периодичностью, с какой отправлял письма и своему сыну Тихону Алексеевичу Ярославову - Саратовскому вице-губернатору. Эти парные письма из Вологды сначала отправлялись в Москву - Б.С.Голицыну, а потом от Голицына письмо переправлялось уже сыну в Саратов. Мягкость стиля вместе со многими частными деталями, к примеру, описанием пересылаемых подарков, одновременная отправка почты князю Голицыну и сыну, регулярность этой переписки, указывали на то, что здесь, вероятнее всего, имеет место близкое родство. Тем более, в связи с именем князя Б.С.Голицына упоминались имена Екатерины Александровны Ярославовой, урожденной Павловой - супруги Тихона Алексеевича Ярославова и собственницы московского особняка на Мясницкой 35-37, а также имена её матери Авдотьи Михайловны Павловой и князя Львова.

И действительно, женой князя Бориса Сергеевича Голицына из Гедиминовичей была Мария Петровна Павлова (Голицына). Т.е. Голицыны и Ярославовы состояли в родстве через Павловых.

Хотя духовная дружба между Ярославовыми и Гедиминовичами относится к временам все того же старца Паисия (Ярославова.) Ведь один из трех «Василиев Косых» был как раз Гедиминовичем и звали его Василий Косой (Патрикеев) или Вассиан Косой - глава нестяжателей с 1508 года и ученик Нила Сорского (Майкова).

Но Нил Сорский, в свою очередь, - ученик Паисия (Ярославова) - главы заволжских старцев в XV веке. Вот отсюда и преемственность: от Паисия (Ярославова) - к Нилу Сорскому (Майкову), а от него - к Вассиану Косому (Патрикееву).

Т.е. от Ярославова - к Майкову, от Майкова - к Гидиминовичам. И потому напомню, в связи с этим, что выкупать фонды Н.М.Михайловского вместе с «Дневниковыми памятными записками» А.Т.Ярославова в Нежин, Черниговской области ездил В.В.Майков - от имени Императорской Публичной Библиотеки.

Уверена, что указанием на некую преемственность являются и три Василия Косых. Ни раньше, ни позже XV века таких именаций, как «Василий Косой», не встречается.

Первый Василий (Юрьевич) Косой - Великий князь Московский, лишенный власти Василием Темным II. Тот самый, с которого Софья Витовтовна сорвала «Золотой пояс» Дмитрия Донского. На самом деле это был пояс не Дмитрия Донского. Донскому он достался от его супруги княгини Евдокии Суздальской - дочери Суздальско-Нижегородского князя Дмитрия Константиновича, т.е. перешел к нему по женской линии. И означает этот пояс власть над «Орденом Золотых Поясов». Т.е. Власть «Золотых Поясов» перешла к Дмитрию Донскому по женской линии! Этого не знает почти никто !

Второй Василий (Иванович) Косой - князь Оболенский - отец Принца Псковского князя Ярослава Васильевича - родоначальника князей Ярославовых - Оболенских («Тайна последнего сенсационного Указа Принца Пскова Ярослава Оболенского - родоначальника князей Ярославовых).

Третий Василий Косой (Патрикеев) - князь, боярин, глава заволжских старцев.

Уверена также, что именно здесь, на Белом озере, в сети Кирилло-Белозерских монастырей, куда в финале жизни ушла дочь А.Т.Ярославова с его тремя внучками, Гедиминовичи и узнали тайну иконы Виленской Остробрамской Богоматери. А Великий князь Литовский Ольгерд - Альгирдас Гедиминович отвоевал у крымских татар эту Виленскую икону во время покорения Киевской Руси, в подарок для своей супруги Ульяны Тверской - внучки князя Михаила Ярославiва («Царь Росов» Михаил Ярославiв и его Тверское Православное Братство»). Названный брак внучки Михаила Ярославiва с Ольгердом Гедиминовичем указывает также на то, что альянсы формата «Ярославiв - Гедиминович» возникали и в XIII, и в XIV веках.

Таким образом, ещё за несколько столетий до того, когда А.Т.Ярославов писал свои «Дневниковые записки», те из Ярославовых и Голицыных, кто имел доступ к тайным знаниям о раннем христианстве, поддерживали общение в некотором узком круге древних фамилий на протяжении, можно сказать, всей их жизни, передавая по преемственности эти отношения.

Пока не знаю почему А.Т.Ярославов переписывался именно с Борисом Сергеевичем Голицыным… Вероятно, таковы человеческие предпочтения и Промысел Божий. Но уточню, что в данном случае, речь идет о князе Борисе Сергеевиче Голицыном младшем, поскольку у его отца Статского советника князя Сергея Борисовича Голицына, был сын Борис ещё и от его первого брака, которого именуют князем Борисом Сергеевичем Голицыным старшим.

Таким образом, матерью Бориса Сергеевича Голицына младшего, с которым находился в переписке А.Т.Ярославов, является Мария Александровна Милославская, что следует из данных статьи «Князья Голицыны (потомки князя Сергея Борисовича). При этом Милославские - это дворянский род, происходящий от литовского выходца Вячеслава Сигизмундовича, прибывшего в Москву в свите Софии Витовтовны. И здесь возможно задаться вопросом: Не являлось ли, в таком случае, вот это литовское влияние ещё и по женской линии, определяющим в дружбе А.Т.Ярославова и князя Б.С.Голицына…

Весьма важен и такой факт.

Сам князь Борис Сергеевич Голицын младший является не только сыном Статского советника князя Сергея Борисовича Голицына (1688-1758), но одновременно и внуком известного в исторических хрониках дядьки-воспитателя юного царя Петра - князя Бориса Алексеевича Голицына (1654-1714).

Если сказать коротко, то А.Т.Ярославов находился в переписке и в родстве с внуком человека, который привел к власти Петра I.

Голицын Борис Алексеевич (1654-1714), сблизившись с Нарышкиными, был одним из инициаторов провозглашения в 1682 году Петра I первым царем. С Петром I он ездил на Белое море в 1693 и 1694 годах. А во время Великого посольства 1697-1698 годов возглавлял правительство в Москве вместе с Нарышкиным и князем П.Н. Прозоровским. Был одним из трех членов регентства Петра во время его отсутствий. Позднее - наместником в Астрахани и управлял Поволжьем («Голицын Борис Алексеевич»).

Вот это наставничество князя Б.А.Голицына - Петру I, я думаю, и объясняет тот факт, что интерес к «Дневниковым запискам» А.Т.Ярославова проявил один из пяти членов Правления Академии наук - Н.М. Михайловский и табакерка Ф.С.Ярославовой - Брянчаниновой также хранится в музее им. М.В. Ломоносова РАН.

Ведь именно Петр I подписал Указ о создании Российской Академии наук и художеств и, полагаю, не без влияния своего наставника Бориса Алексеевича Голицына, с внуком которого переписывался А.Т.Ярославов.

Тема Академии наук в родословии Ярославовых имела очень важное значение ещё и в судьбе Михаила Орлова - сына Т.Ф.Ярославовой, родственницы М.И.Ярославова и его двоюродного брата А.Т.Ярославова, автора «Дневниковых записок» («Михаил Орлов - он подписал акт капитуляции Парижа и стал «Иоанном Предтечей» отмены крепостного права в России»).

Супругой Михаила Орлова была урожденная Екатерина Николаевна Раевская - «Герба Лебедя». Это важно.

В связи с ранней смертью отца, в воспитании Михаила Орлова принимал участие его дядя, Владимир Григорьевич Орлов - первый Директор Петербургской Академии Наук (ныне РАН). Образование Михаил Орлов получил у иезуитов в пансионе аббата Николя в Петербурге вместе с будущим высшим интеллектуальным слоем нации: Волконскими, Александром, Алексеем и Михаилом Голицыными, Гагариными и Дмитриевыми.

К тому времени, когда В.Г.Орлов принял покровительство над Михаилом Орловым, он уже оставил пост директора Петербургской Академии Наук и его главным занятием было обустройство усадьбы «Отрада» в 10 км от Давидовой пустыни. Авторство дворца в усадьбе «Отрада» до сих пор остаётся загадкой, одни исследователи приписывают его К.И. Бланку, другие - В.И. Баженову. Ландшафт усадьбы «Отрада» включает гидросистему из искусственных прудов и просторное Лебединое озеро, овеянное приданием… Наследие этих прудов встречается позже «в обрядовости» «Ордена Русских Рыцарей» Михаила Орлова.

«Орден Русских Рыцарей» Михаила Орлова и М.А.Дмитриева-Мамонтова контролировал все рыцарские, масонские и декабристские организации… Это был первый тайный орден с политическими целями, замаскированный масонской мистикой.

Штаб «Ордена Русских Рыцарей» находился в усадьбе Дмитриевых-Мамоновых в Дубровицах. Речь идет о тех самых Дубровицах, где был создан «холм добродетели под солнцем истины» и где в 1704 году в присутствии Петра I был освящен храм, закладка которого состоялась 22 июля 1690 года, т.е. в день памяти Марии Магдалины.

В начале 18 века Дубровицы принадлежали Борису Алексеевичу Голицыну…».

Круг замкнулся…

Эту информацию я приводила в статье, посвященной Михаилу Орлову от 9 марта 2011 года. А через 10 дней, работая в отделе древних рукописей бывшей Императорской Публичной Библиотеки, я узнала о том, что внук этого самого Бориса Алексеевича Голицына, создавшего Дубровицы, находился в XVIII веке в самой близкой переписке с Алексеем Тихоновичем Ярославовым.

И в связи с новыми данными важно дополнить информацию об этих уникальных Дубровицах.

«Строительство церкви закончилось в 1697 году. Необычная архитектура церкви надолго привела священников в состояние полнейшего кататонического ступора и лишь в 1704 году церковь была освящена в присутствии Петра I и московского митрополита Стефана Яворского. Храм сложен из местного известняка и увенчан золотой короной.

Здание обильно декорировано резьбой и наподобие готических европейских католических храмов на нем множество скульптур святых». Отчасти аналог Нотр-Дам де Пари… Привожу для наглядности визуальный ряд фотографий из цитируемого материала «Дубровицы» Николая Баранова (19.06.2005)… Рядом с храмом стоит «дворец-усадьба». Она «возведена внуком Б.А. Голицына, губернатором Москвы С.А. Голицыным. В 1781 г. усадьбу приобретает князь Г.А. Потемкин-Таврический, но продержалась она у него недолго. Екатерина Великая в 1787 г. проездом из Крыма купила у него усадьбу, дабы подарить ее своему тогдашнему любовнику (интересно, почему их до сих пор называют загадочным словом «фавориты»?!) А.М.Дмитриеву-Мамонову. После его смерти усадьбу унаследовал его сын Матвей». Вот как раз с этим Матвеем Дмитриевым -Мамоновым Михаил Орлов (сын Т.Ф.Ярославовой) и создали «Орден Русских рыцарей».

Упоминание о том, что служители церкви не хотели освящать храм в Дубровицах напомнило мне, как подобным же образом, служители Псковского Троицкого Собора не хотели освящать пещерный храм Псково-Печерского Лавры. Вот тогда архиепископ Феофил и князь Ярослав Васильевич Оболенский, родоначальник князей Ярославовых и приняли на себя те риски по освящению «необычной церкви», от которых отказались священники Псковского Троицкого Собора. Последующие 500 лет показали, насколько правы они были, приняв на себя такое рискованное, по тем временам, решение. История освящения этого необычного храма описана в статье «Тайна последнего сенсационного Указа Принца Пскова Ярослава Оболенского - родоначальника князей Ярославовых. И в этой же статье проводится аналогия псковских пещерных храмов с пещерной церковью на моей родине в с. Николо-Березовка на Каме, которое взяла под свое покровительство княгиня Елизавета Федоровна Романова - Эалла Лебедь.

Упоминаю здесь Елизавету Федоровну ещё и по той причине, что оформление Покровского храма в основанной ею Марфо-Мариинской обители милосердия в Москве столь же необычно, сколь необычен и «коронованный храм» в Дубровицах.

Привожу фотографии Покровского храма, которые прислала мне госпожа Самарокова. Они сделаны ею 23 марта с.г., т.е. в тот день, когда России были официально переданы ключи от Сергиева подворья на спектакле «Великая княгиня Елизавета Федоровна. Возвращение» Духовного театра «Глас». 23 марта на этот спектакль специально прибыли монахи из Троице Сергиевской Лавры, где игуменом был Паисий Ярославов («Израиль намерен передать России «ключи» от Сергиева подворья до визита Нетаниягу в Москву»).

Паисий (Ярославов) владел вотчиной Росток близ этой Лавры, имеющей побратима в «Священной Римской империи» (Германия), куда спустя века специально приезжал размышлять А.С.Пушкин.

Фонд Н.М.Михайловского наряду с «Дневниками Ярославова» включает много раритетов, посвященных Псково-Печерской и Киево-Печерским Лаврам, в том числе: «Повесть о Новгородском Белом Клобуке»: «Посыльная грамота Грека Толмача о Белом клобуке и написании архиепископа Геннадия». В него входят также «Книга писания о монастыре Печерском при короле Жигизмонде» (Rex Poloniae Magnus Dux Lituaniae); «Житие преподобного Николы Святоши князя Черниговского» ; «Отрывок из жития Федосия Печерского», «Повесть о Печерском монастыре, Псков, Стефан Батория». Причем рядом хранится ещё и «Повесть о Муромском острове» и многие другие документы, ряд которых подтверждает, что все ранее высказанные мною гипотезы и утверждения верны.

По одной из версий, монахи Киевской - Печерской Лавры бежали в Псков от гонений крымских татар. По другой версии, «Богом зданные пещеры» открылись «по откровению в те тяжкие времена, когда Великий князь Литовский Гедимин в 1320 году овладел Киевским княжеством, и православные в Киеве начали терпеть притеснения от латинпапистов. С 1339 года, когда Казимир Король Польский покорил своей власти всю Галицию и Волынь, бедствия православных в Киеве чрезвычайно увеличились».

Я не думаю, что это были гонения со стороны только лишь Гедимина, т.к. его жена Ульяна, внучка князя Михаила Ярославiва Тверского была православной, и Великий князь Литовский исполнял для неё все её духовные желания, к которым относилось, надо так полагать, и желание поклоняться Виленской Остробрамской Богоматери. Однако сам Ольгерд Гедеминович позиционировал себя как язычник, хотя и был крещен католиками. Считается, что делал это он в политических целях. Что же касается польских Ягеллонов (Казимир), то это потомки Ульяны и Ольгерда.

Итак, выше я показала предисторию отношений Голицыных и Ярославовых, Гедиминовичей и потомков Михаила Черниговского, включая Оболенского, а также и то, как их отношения складывались уже после смерти А.Т.Ярославова, на примере Михаила Орлова.

Ценность «Дневниковых записок» А.Т.Ярославова состоит в том, что они являются связующим звеном между «эпохой князя Бориса Алексеевича Голицына- наставника Петра I» и эпохой «Ордена Русских Рыцарей» Михаила Орлова, т.е. между началом XVIII и началом XIX века.

Эти памятные записи Ярославова позволяют изучить то, как сохранялись и прорастали родственные связи этого круга.

Приведу тексты этих «Дневниковых записей» А.Т. Ярославова, указывающие на факт его родственной переписки с Б.С.Голицыным.

Звучат они примерно так:

«Пришла московская почта я получил письма от князя Голицына… Авдотьи Михайловны» (т.1, ед. хр. 0.90, стр. 28-83 24(?)

«Письма от князя Голицына … В Саратов через Голицына письма отправил…», примерная дата 22 декабря 1970 года (т.1. ед. хр.0.90, стр.12-59)

«Московская почта… Копия письма графа Суворова … Киево-Печерской (7) … Голицын… Таврической (?)… Авдотья Михайловна Павлова … письма для доставления в Саратов через Голицына… Оболенский (?)» (т.1, ед. хр.0.90, стр. 511- 47¾)

«Письма … с Москвы князя Голицына… Сватья наша Авдотья Михайловна Павлова поехала в Петербург… Поехал князь Голицын… февраля Саратов. Из Саратова письмо от сына», речь идет о дочерях и внучках… (т.2, ед.хр. 0.91, стр. 553 -65 и 553-65¼)

«Анна Алешева … После обеда писал я письмо:

В Москву князю Голицыну

В Саратов сыну … Олешев (?)» (т. 2. ед.хр. 0.91, 581-91, март 19,

«Деревня Яковлево (Яковлевское?)… Князя Голицына письмо… Две расписки от 20 марта» (на стр., где схема родословия супруги Ярославовой - Брянчаниновой)

«Приехала теща Тихонова, Авдотья … князь Львов, спешивший в Москву … Киселев (?) (т.2, ед.хр. 0.91, стр. 624-25¾)

«Голицын болеет … стало полегче», стр. 663-69 том 3

«Письмо бригадиру и кавалеру в Саратов Вице-губернатору Тихону Алексеевичу Ярославову. Обедали у нас: гость Левашов … Поп Афанасий -духовник наш» (т.2., ед.хр. 0.91, стр. 990 -52¾)

«В Москву князю Борису Сергеевичу Голицыну через (?) зятя своего послал … Устюжской … серебряной работы … турухталной (?) работы коробку голубым плиссомъ» (РНБ, ф.487, т.4, ед.хр.0.93, стр.11084). Запись относится к 4 января 1792 года. И речь, вероятно, идет о новогоднем подарке.

Есть также записи, где кратко пересказываются письма, полученные от Б.С.Голицына. К примеру: «Пишет Голицын… благодарит за гостинцы».

С учетом, указаний записей о недомоганий, я перепроверила возраст и даты смерти Б.С.Голицына и А.Т.Ярославова. Это, действительно, были уже последние годы. А.Т.Ярославов умер через пол года после записи о коробке Устюжской работы с неким плиссомъ, подаренной, как я поняла, им Б.С.Голицыну. Вскоре ушел из жизни и сам князь Борис Сергеевич Голицын. И у того, и у другого датой смерти значится 1792 год, к которому и относится содержание четвертого тома «Дневниковых записок»

В томе первом записок (ед.хр.0.90, стр. 29-13) есть также фраза «Александра(?) Михайловича Голицына». Возможно речь идет, к примеру, о князе Александре Михайловиче Голицыне (6 ноября 1723 - 15 ноября 1807, Москва) - сыне генерал-адмирала М. М. Голицына от брака с Т. К. Нарышкиной, который служил в посольстве России в Голландии. Тем более, родство с Нарышкиными указывает на то, что это общий круг.

Самое интересное, что упоминание о табакерке (коробке?) Устюжской работы есть ещё и в четвертом томе «Дневниковых записок», в такой редакции

«Жена моя посылает Устюжскую… обитую алым плиссомъ… предводителю (?) (т.4, ед.хр. 0.93 стр. 1-36).

Получается, что табакерки Устюжской работы любил дарить не только А.П.Мельгунов - Ярославский губернатор, масон, которому открылся клад Скифских курганов, именуемый «Мельгуновским кладом», но и супружеская пара Алексея Тихоновича Ярославова и Федосьи Степановны Ярославовой -Брянчаниновой

Я писала уже о некоторых особенностях этих табакерок в статье. посвященной А.П. Мельгунову к дню его рождения («Орден 22 февраля»: Первый Ярославский губернатор и видный масон А.П.Мельгунов»).

«Алексей Петрович Мельгунов имел широкий круг друзей и этот круг знакомых, видимо, так было задумано, можно определить по табакеркам Устюжской работы, которые он любил дарить тем, с кем хотел иметь добрые отношения. Сейчас эти табакерки Устюжской работы на аукционах Кристи имеют цену 20-30 тысяч долларов.

«…Табакерка устюжского мастера Ф. Бучковского с гравированными картами Москвы на обеих сторонах (диаметр 8,6 см) оценена в $20-30 000. 14 апреля 2005 года в Нью-Йорке прошел аукцион дома Кристи с названием «Важное серебро, предметы русского искусства и безделушки», на котором были проданы две серебряных «картографических» табакерки девятнадцатого века. Первая - вологодского мастера М. Чулкова была куплена за $11 400, а вторая - мастера Гилина из Великого Устюга за $43 200. Крошечная спичечница высотой 4, 8 см, изготовленная в мастерской Фаберже из золота, эмали и сапфира мастером Вигстремом, ушла за $20 000».

О том, что значили табакерки в жизни светского общества 18 и 19 века повествует статья «Табакерки не дешевое удовольствие»

«В XIX - начале XX веков дорогие табакерки часто служили и императорской наградой… Вместо высших орденов жаловались табакерки, украшенные драгоценными камнями и портретами их величеств… До нашего времени дошло несколько десятков табакерок, принадлежавших Елизавете Петровне и Екатерине II. Каждая из них - шедевр прикладного искусства… В высшем свете табакерка часто являлась существенной частью парадного антуража и для зрелых дам, и для их молоденьких дочерей. М. И. Пыляев писал, что «у прекрасного пола была мода нюхать табак; даже 16-летние красавицы нюхали его…

В собрании Эрмитажа хранятся замечательные произведения мастеров «лакирного» дела. Например, круглая лаковая табакерка, принадлежавшая М. И. Кутузову. На крышке - овальный золоченый медальон с изображением освещенного лучами солнца дерева с распускающимися листьями. Тут же надпись - «Тобою», а вокруг медальона - «Тебе Благотворитель».

Как видим, масоны заказывали табакерки со специальной масонской символикой.

Несла ли подобный смысл табакерка Ф.С.Ярославовой -Брянчаниновой мне не известно. Но подарена она в Архангельском.

В какой - то момент я было засомневалась: идет ли речь о той самой усадьбе в Архангельском, или о родовом имении Архангельское Вологодской губернии, принадлежавшем самой Федосье Степановны Ярославовой, в которое она ездила с гостинцами для местных ребятишек. Её супруг А.Т.Ярославов оставил памятную запись и об этом тоже.

Но тут я вспомнила, что многие географические названия Москвы имеют первоистоки в Вологде и Новгороде…

Дом отца Михаила Орлова находился в Грязовецком переулке (ныне Комитет Кинематографии), получившем название от Грязовецкого уезда, где находится известное Покровское - родовое имение Брянчаниновых.

В таком случае, что увековечивает имя усадьбы Голицыных «Архангельское»?

Не есть ли истоки названия этой усадьбы, в том самом, Архангельском Федосьи Степановны Ярославовой -Брянчаниновой, где как я поняла, похоронены и её предки?

В таком случае: какая тайна в этом вологодском Архангельском, скрытом ныне за именем города Сокол - побратима Тутаева Ярославской губернии, опять же, бывшего Романовского и Борисоглебского уезда, имеющего большое значение в истории рода Ярославовых… («Ярославны - Ярославовы и Романовны - Романовы»)

И что вообще показывает этот ряд: город Архангельск рядом с Белым морем, Архангельское близ Белого озера и усадьба Архангельское Голицыных из Гедиминовичей?

Посмотрите на герб Архангельска… По-моему на нем явно изображен Архангел Михаил, побеждающий дьявола…

А жители города Сокол при этом являются прихожанами храма Святого Духа в селе Архангельское…

Продолжение следует…

Все материалы раздела «Новости, комментарии, ремарки»

Реклама


© Авторские права на идею сайта, концепцию сайта, рубрики сайта, содержание материалов сайта (за исключением материалов внешних авторов) принадлежат Наталье Ярославовой-Оболенской.

Создание сайта — ЭЛКОС