Персональный сайт Натальи Чистяковой — Натальи Ярославовой
Natalia Chistiakova—Natalia Yaroslavova’s Personal Website

900 лет собора Рождества Богородицы Антониева монастыря Антония Римлянина Великого Новгорода и Антоново - гуманитарный институт Новгородского университета им. Ярославова Мудрого на территории монастыря

    • Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря" Л.П.Яковлева. Фотографии Е.В.Гордюшенкова
    • Камень преподобного Антония Римлянина у западного портала собора Рождества
    • Антоново неофициальное название факультета Новгородского университета им. Ярослава Мудрого на территории Антониева монастыря 1117 года. На верхних плоскостях букв короткий рассказ об истории монастыря и университета
    • На вершине одной из букв слова Антоново. Структура Новгородского университета им. Ярослава Мудрого в Антониевом монастыре в т..ч. гуманитарный институт
    • Университет им. Ярослава Мудрого "Антоново", Собор Рождества Богородицы 1117 года (слева), справа - Сретенский
    • Собор Рождества Богородицы 1117 год. 900 лет в 2017 году
    • Завершение строительства собора Рождества Богородицы Миниатюра Лицевого летописного свода XVI в.
    • Собор Рождества Богородицы Антония Римлянина самый ранний монастырский храм Новгорода. Построен и расписан при Антонии Римлянине
    • Собор рождества Богородицы Антониева монастыря. Деталь иконы Видение пономаря Тарасия. Вторая половина XVI в. НГОМЗ
    • Об угрозе затопления Великого Новгорода озером Ильмень и пожаре:Видение хутынского пономаря Тарасия (новгородская икона к. XVII — н. XVIII вв.). Последняя треть XVI в. Из Спасо-Преображенского собора Хутынского монастыря. НГОМЗ
    • На замке Собор Рождестве Богородицы 1117 года в год его 900-летия. Антониев монастырь
    • Камень,на котором Антоний Римлянин приплыл 8 сентября 1106 года,у стены Собора Рождества Богородицы Антониева монастыря на Волхве
    • Старые захоронения у стены собора Рождества Богородицы Антониева монастыря
    • Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого гуманитарный институт Антоново Антониев монастырь
    • Собор Рождества Богородицы Антония Римлянина, которому в 2017 г. исполняется 900 лет
    • Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого
    • На территории Антониева монастыря Гуманитарный институт Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. Антоново
    • Фреска Собора Рождества Богородицы Антониева монастыря. Пейте от Иисуса чистую воду, не искаженную реальностью
    • Фреска Собора Рождества Богородицы Антониева монастыря
    • Одна из самых ранних фресок собора Рождества Богородицы Антониева монастыря
    • Целители Иоан и Кир одна из самых древних фресок Собора Рождества Богородицы Антониева монастыря
    • Знамение. Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря
    • Фреска собора Рождества Богородицы Антониева монастыря
    • Антоново на берегу реки Волхов. Монастырь Антония Римлянина
    • Из истории Антониева монастыря. О строительстве церкви Сретения Господня начала XVI века
    • Антоний Римлянин умер в 1147 году согласно Новгородской летописи/Иеромонах Антониева монастыря Кирик 1136 года/ Иеромонах Кирик упоминается и в истории Георгиевского собора Юрьева монастыря 1119 года
    • Антоний Римлянин посвятил его Собор 1117 года Богородице, её Рождеству/У католиков Рождество Богородицы 8 сентября совпадает с днем св. Софии
    • 1754 год Обучение в семинарии завершает Тимофей Савельев
    • 1919 создан Новгородский институт народного образования. Первоначально размещен в здании семинарии на территории Антониева монастыря Великого Новгорода С 1953 года Новгородский государственный педагогический институт
    • 1993 год основан Новгородский государственный университет. Инициатор его создания и первый ректор профессор В.В.Сорока. В 1994 году по инициативе академика В.Янина университету присвоено имя Ярослава Мудрого.В составе университета Гуманитарны институт на территории Антониева монастыря

© Наталья Ярославова – Оболенская
30 апреля - 3 мая 2017 года

900 лет исполняется собору Рождества Богородица Антониева монастыря в 2017 году. Но и в год юбилея Рождественский Собор на замке!

Заложен он в 1117 году и к этому же 1117 году относится первое упоминание Антониева монастыря в первой Новгородской летописи «игумен Антон заложи церковь камяну святыя Богородиця монастырь».

Назван монастырь от имени Антония Римлянина, приплывшего на камне из самого Рима. C 90-х годов на территории монастыря размещается гуманитарный институт Антоново, который входит в структуру Новгородского университета им. Ярослава Мудрого.

В лицевом летописном своде собору посвящено две миниатюры. Житие преподобного Антония сообщает точную дату - 8 сентября 1106 г.- это дата прибытия в Новгород Антония Римлянина на камне. Католическое Рождество Богородицы, день святой Софии и св. Натальи.

У западного портала собора Рождества ранее находился камень Антония Римлянина. Сейчас тоже есть камень в квадратном обрамлении, у стены этого собора с уникальными фресками.

Антонию Римлянину, также как и Третьему Риму, я посвящала большую статью в 2014 году:

«Третий Рим: Петр на Камне, Антоний на Камне и Богородицы на Камне: Табынская и Бугабашская»

В Тюмени в 2016 году столкнулась с подобной историей. Спасо-Преображенскому собору 400 лет. Почти все было закрыто и на ремонте осенью юбилейного года. А радовали лишь только георгины … («400-летие Троицкого монастыря в Тюмени, ставшего монастырем Филофея Лещинского…»).

Юбилей будет через 2 года и у Георгиевского собора Юрьевского монастыря Великого Новгорода. Ему тоже 900 лет. Но в Антониевом монастыре – собор Рождества Богородицы! При этом, у Антониева и Георгиевского монастыря много общего.

Главы с текстом об Антонии Римлянине из первой и четвертой части статьи

«Третий Рим: Петр на Камне, Антоний на Камне и Богородицы на Камне: Табынская и Бугабашская»

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

© Наталья Ярославова – Оболенская
1-4 ноября - день Казанской иконы Божией матери
2014 года

Часть первая
Часть вторая
Часть третья
Часть четвертая

«Третий Рим» и Петр Чудотворец Спасо-Каменного Преображенского монастыря, построенного по обету, данному в часовне Антония Великого

О том, что «Третий Рим» в России существует, возможно, уже давно я задумалась после того, как узнала об упоминании Петра Чудотворца в названии Спасо-Каменного монастыря. На «забытого» Петра в названии этого Спасо-Преображенского монастыря Кубенского озера обратил внимание известный историк Гелиан Прохоров в его трудах, посвященных «Сказанию о Спасо-Каменном монастыре» Паисия Ярославова.

Сам монастырь был построен Князем Глебом Борисовичем, гибнущий корабль которого прибило к острову-Камню Кубенского озера, где жили монахи-отшельники.

Назван монастырь был не только от Спас-Спаситель, но ещё и оттого, что спасение Князя Глеба Борисовича, чье имя хранит память о Борисе и Глебе, пришлось на праздник Преображения Господня. А молился о его спасении Князь Глеб Борисович в часовне Антония Великого на Кубене, уже существовавшей в XII-XIII веке. Обращу, в этой связи, внимание на икону Андрея Первозванного и Антония Великого, родившегося в коптской семье, на фоне Афонского скита Андрея Первозванного. А также на Новгородский Антониев монастырь, строителем и первым настоятелем которого была Антоний, "приплывший из Рима на Камне".

Спасо-Преображенский монастырь на Каменном острове Кубенского озера был обетным. Вместе с Преображенским монастырем Князь Глеб Борисович также прорыл канал в устье реки Сухоны,берущей начало в Кубенском озере, и поставил Крест, как говорят, «крестил реку Сухону».

Дополнение от 13 ноября 2014 года
Крест на месте крушения её корабля первая поставила княгиня Ольга, чудом спасшаяся с тонущего судна. Именуют его крестом Ольги, которая и "послам императора ромеев ... не боялась дерзить» - это цитата из серии статей В.И. Будько...Остров же " около Нарвы, известный Ольгиным Крестом, называли также остров Волгин, а крест соответственно - Волгин крест, что может указывать и на реку Волгу, которая вполне могла быть рекой - Ольгиной (Вольгиной), а позже Ольговичей, т.е. князей Оболенских. Ведь, как правильно обращают внимание исследователи, потомки кагана Олега называли себя не Олеговичами, а именно Ольговичами, т.е. они указывали на преемственность, по функциям, от Ольги Перевозщицы... Река в этом месте много раз меняла русло..." ( «Бирское «Рюриково городище» и Климент Ярославов - староста Архангельского - Бирь, контролировавший Перевоз через реку Белую)
... Как видим, об имени князя - Глеб Борисович хранил память Борисоглебский монастырь. А упоминание о Дионисии Глушицком Паисий Ярославов включил в его Сказание о Спасо-Каменном монастыре , поскольку относил к истории монастыря и Глебов канал, и Крест на нем. В Сказании все очень точно, также как и в указаниях дьяка Майко, родного брата ученика Паисия Ярославова Нила Сорского /44/.

И если в нем есть упоминание Петра Чудотворца, на что обратил внимание Г.М.Прохоров, то это важное обстоятельство.

Вот эта история с Петром чудотворцем на Кубене была первая, после которой я серьезно задумалась о «Третьем Риме» в России. И задалась вопросом о том, почему на Каменном острове, увековеченном в Сказании заволжского старца Паисия Ярославова, шла речь о Святом Петре Чудотворце. Т.е.: Почему Петр?

И лишь с годами поняла, что Петр рядом с Спасо - Преображенскими монастырями - это, суть, вечный свидетель чуда Преображения на горе Фавор /7/, к чему пришла, изучая истории многих церквей и икон Петра и Павла. ( «Спасский путь от Спаса-Преображенного в Коломне до Преображенского монастыря в Николо-Березовке…»).

«Ты Петр и на сем Камне я создам Церковь мою». И для католиков, и для православных. И для Рима, и для Москвы

Почему Петр - ясно. Но какой Святой Петр чудотворец упоминается в Спасо-Каменном монастыре Кубенского озера?

...

Святой Петр – Ярополк Князь Владимиро-Волынский , которого «короновал Христос» и принимал Папа Римский

Я высказывала предположение, что это мог быть Святой Ярополк Изяславич, в крещении Петр, Князь Владимиро-Волынский, город имени которого - Ярополч был передан Паисию Ярославову - игумену Троице Сергиевой Лавры Великим князем Московским Иваном III в 1481 году, через 9 лет после обретения мощей митрополита Петра в московском Успенском соборе (»Грамота Паисию Ярославову на земли и воды богини Флоры,,Гороховца и Ярополча князя Ярополка – Петра, коронованного Христом»).

Митрополит Киевский и Всея Руси Петр, которого называют сейчас Московским по месту последнего пребывания, был родом из Волыни, как и Святой Ярополк (Петр).

Существует редкая миниатюра «Христос коронует Ярополка князя Волынского и Ирину». Часто эту миниатюру называют «Христос коронует Ярополка и Гертруду». Но на самом деле речь идет о княгине Ирине из потомков императоров Римской империи Оттона I и Оттона II.

Именно королеве Гертруде - матери Князя Ярополка (Петра) принадлежит «Трирский псалтырь», т.е. Кодекс Гертруды. В кодексе Гертруды есть миниатюра апостола Петра. И в Трирском псалтыре сохранились документы о том, что князь Ярополк (Петр) был на аудиенции у папы Римского. Хранится он в Чивидале, Италия. Вывезен в Польшу внучкой Гертруды Сбыславой Святополковной, женой Болеслава III Кривоустого.

Япополк по официальной версии похоронен в киевском Дмитровском монастыре (Михайловском Златоверхом). Дмитрием в крещении звали его отца - Князя Изяслава Ярославича.Мозаика Дмитрия Солунского являлась, так считают, возможным изображением патрона основателя Дмитровского монастыря, князя Изяслава-Дмитрия Ярославича, отца Ярополка Изяславича.

При раскопках Ярополча, названного от имени Ярополк, была найдена свинцовая печатка «Дънъслово»…«На этой свинцовой актовой печатке серии «Дънъслово» - поясное изображение женской фигуры с ореолом вокруг головы и надписью «Св. Арина» (Ирина). Печатка пока единственная в археологии с такой легендой /2/

Печати «Дънъслово» князей из дома Святослава и Ярополка (Петра) Изяславичей, Мстислава-Гаральда и Николы Святоши, епископов Западной митрополии

По мнению академика В.Л.Янина печати серии «Дънъслово» ходили только в период 1093-1113 гг. и, до находки в Ярополче Залесском, принадлежали к узкому кругу лиц, связанных с домом великого киевского князя Святослава Изяславича: самому Святополку, его сыну Ярославу, князьям новгородским - Мстиславу Мономаху и Давиду Святославичу, а также епископам западных кафедр Руси. При этом, Сыном Давида Святославича был Никола Святоша (князь Святослав Давыдович Святоша). Сыном же Мстислава Мономаха - внука последнего англосакского короля Гаральда II Годвинсона - Святой Всеволод Псковский (Мстиславич).

....

«Дипломатические браки» с Тверскими (Тиверскими) княжнами и отказ от взаимной мести. Влияние епископа Симеона Тверского и митрополита Петра

....

Апостол Петр в Галилее, где ему было поручено «Пасти овец Господа», галилейская Тверия - родина Магдалины и Тверь на Волге

....

Есть художественные описания того, как Князь Иван Васильевич Оболенский и Князь Ярослав Васильевич Оболенский спасали Новгородские храмы - Душу Новгорода, построенные ещё при Великом Князе Мстиславе Великом - Гаральде. В том числе и Новгородский Антониев монастырь - «Антония на Камне».

1472 год: Путь Софьи Палеолог из Рима в Москву через Псков при Князе Пскова Ярославе (Себастиане) Оболенском. Подчинение Новгорода, обретение мощей Петра

1472 -й, как уже ясно, очень интересный год.

Старец Паисий Ярославов, автор Сказания о Спасо-Каменном монастыре» в этот год - в Троице Сергиевой Лавре, но уже скоро он станет игуменом Троице-Сергиевой Лавры и воспреемником при рождении детей Софьи Палеолог и Ивана III /24,25/..

В этот же год два брата Наместники Новгородские Князья Оболенские Иван и Ярослав (родоначальник князей Ярославовых) – ставят во власть Москвы - Новгород.

В этом же 1472 году Наместник Новгородский Князь Ярослав Оболенский становится Князем Пскова и именно через Псков Софья Палеолог въезжает на Русь /29/

В этот же 1472 год начинают разбирать «Успенский собор», построенный по совету митрополита Петра - Великому князю Ивану Калите, и обретают мощи Святого Петра Чудотворца (митрополита), гробница которого, как считает Г.М.Прохоров, и упоминается в Сказании о Спасо-Каменном монастыре Паисия Ярославова, написанном уже спустя годы.

....

Новые возможности для «Престола Петра» в связи с браком Софьи Палеолог - племянницы императора Византии и деспота Мореи

Но связано это было не с Софьей Палеолог, а с историей Князя Пскова Ярослава Васильевича Оболенского, последняя в жизни шифрованная грамота которого была направлена Золотоносцам в Ревель - Колывань (Грамота наместника Пскова князя Ярослава Оболенского Золотоносцам Ревеля. Оболенск, Ярославец и Четрековское - вотчины князя Владимира Донского).

Базилика Петра и Павла в Риме Князя Константина, где венчалась Софья Палеолог. Сан-Себастьяно-фуори-ле-Мура или сан-Паоло-фуори-ле-Мура ?

...

Аппиевы ворота переименованы в Сан Себастьяно, от названия базилики Петра и Павла, где хранились мощи апостола Петра и оригинал с отпечатками ног Христа

....

Обрушение Успенского собора Кремля, где очно венчались у гробницы митрополита Петра Великий Князь Иоанн III и Софья Палеолог

....

Псковское храмостроительство в Москве после очного брака Иаонна III и Софьи Палеолог, въезжавшей в Москву из Рима через Псков

....

Успенский собор Кремля архитектора родом из Болоньи, работавшего у герцога Франческо Сфорца, вернувшего в состав Милана «Золотую республику Амвросия»

.

Главный храм Руси получился Болоньским по месту рождения Аристотеля Фьораванти в Италии. Или Оболоньским. Болонья была основана этрусками в V веке до н.э. В IV веке до н. э. город был захвачен кельтским племенем бойев, получив имя (от названия племени) Боннония /8/

Существует мнение, что Оболонь, Булонь и Болонь имеют одну природу.

От Киевской Оболони получили свое название князья Оболенские из князей Черниговских.

Аристотель Фьораванти ездил не только во Владимир, но и в Псков, для знакомства с псковским зодчество. До Москвы, обращу внимание, он работал у миланского герцога Франческо Сфорца, конный монумент которому создавал Леонардо да Винчи. Францеско Сфорца - один из главных героев книги «Лебеди Леонардо», о чем я рассказывала в статье: «Три древних «Кремлевских» захоронения в храме Рождества Иоанна Предтечи на Пресне: чета Ярославовых и грузинский владыка Роман (князь Эристави)»:

«Святым покровителем города Милана, является миланский епископ IV века Амвросий Медиоланский. Через 1000 лет, в память о нем (в 1447-1450 гг) была даже создана Золотая Амброзианская республика ….В начале 1450 года Франческо Сфорца, зятю Висконти, удалось восстановить Миланское герцогство ( с ликвидацией республики), но сам факт существования Золотой Амброзианской республики, посвященной святому Амвросию, вошел в историю.

Висконти и Сфорцы являются героями книги «Лебеди Леонардо». Упоминаю об этом по той причине, что у Д.В.Айналова была книга «Этюды о Леонардо Да Винчи», изданная в Ленинграде в 1939 году. Одновременно, в эти же годы, священником Иоанном (Павловым)создавалась мозаика в храме Рождества святого Иоанна Предтечи на Пресне, подобная мозаике баптистерия в Альбенге (Альбеньи).

Считается, что именно во времена святого Амвросия Медиоланского была возведена древняя базилика Сан-Лоренцо-Маджоре (Св.Лаврентия).А в алтаре капеллы св.Ипполита хранятся мощи святой Натальи - мученицы, супруги св.Адриана…» ( «Золотая республика» Амвросия Медиоланского»).

Расписывал Успенский собор уже Дионисий, фресками которого известен Ферапонтов монастырь около монастыря Кирилло-Белозерского. Полагают, что фрески Дионисия есть и в Спасо-Каменном монастыре на Кубенском озере, в строительстве которого также участвовали псковские зодчие.

В ходе описанной странной эпопеи со Строительством Успенского собора Кремля с 1471 по 1479 год, который, в конечном счете, строил болонец Фьораванти из Италии, и были обретены мощи Петра Чудотворца. Хотя ещё при Дмитрии Донском около них молились в Успенском Соборе.

Митрополит Киевский и Всея Руси Петр и Князь Юрий Галицкий, принявший решение о Петре, как будущем митрополите, направивший его в Константинополь

Приведу историю митрополита Петра, которая имеет прямое отношение к теме «Петра на Камне», «Третьего Рима» и Спасо- Преображенских монастырей, которым сопутствуют церкви Петра и Павла.

«Родился Петр на Волыни во второй половине XIII века …Согласно житию святого … он с малолетства был косноязычен и весьма непонятлив, но, благодаря чудесному явлению некоего святого мужа, отверзлись уста Петровы и озарились мысли светом».

В этой части житие Петра похоже на историю Романа Сладкопевца и мальчика Гусаря, который написал икону Иоанна Богослова, на обратной стороне - образ, получивший название «Тихвинский»: «На обратной стороне Чудотворной иконы Иоанна Богослова, явившегося Батыю и защитившего Иоанно-Богословский монастырь, основанный греческими монахами, был изображен образ Богородицы, названный Тихвинским после его явления на реке Тихвинке в 1383 году. «Двухсторонняя икона» Богородицы …была принесена в Рязань от Константинопольского патриарха. Создана она чудесным образом мальчиком сиротой по имени Гусарь» (Мальчик-гусарь.Византийская повесть)

....

Петровская икона

Марфа Посадница, изгнавшая соловецкого Святого Зосиму и выступавшая против Новгородских наместников князей Оболенских. Святые Зосима и Савватий в названии Преображенских монастырей, как напоминание об этой Новгородской истории

Продолжение следует

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

Зосима Брадатый, ставший митрополитом Московским и Всея Руси, после отказа Паисия Ярославова возглавить митрополию, первый обнародовал концепцию «Третьего Рима»

История о «Третьем Риме» на Руси началась в 1472 году, когда хан Ахмат осадил крепость Алексин и сжег её, а Иоанн III посетил город Ростиславль, не тронутый в XIII веке Батыем, разорившим тогда Зарайск и все окрестные города.

Есть основания так считать, потому что в этом году византийская княжна Софья Палеолог заочно венчалась с Иоанном III в римской базилике Петра и Павла. После римской церкви, выросшей из катакомб Святого Себастиана, в Пскове Софью Палеолог встречал Князь Ярослав (Себастиан) Псковский и наместник Новгородский. А воспреемником при рождении её детей был постриженик Спасо-Каменного монастыря, с его гробницей Петра Чудотворца, исихаст Паисий Ярославов - игумен Троице-Сергиевой Лавры, родственник которого - Зосима Брадатый (Бородатый) впервые и изложил воззрения о «Третьем Риме», став митрополитом Московским и Всея Руси после того, как сам Паисий Ярославов отказался возглавить московскую митрополию.

«В 1492 году (соответствовавшем 7000 году «от сотворения мира») Зосима составил пасхалию на «осьмую тысящу лет». В предисловии к своему «Изложению Пасхалии» он сформулировал основы концепции «Москва-Третий Рим».

Родственником я назвала Зосиму Брадатого по тому основанию, что его фамилия «Бородатый» включена в название статьи

....С сыном Князя Пскова Ярослава Васильевича Оболенского – Князем Константином Ярославичем Ярославовым (Оболенским), а также с братом Князя Пскова - Александром Васильевичем Оболенским, дьяк Левонтий Ярославов был в походе Ивана III в Новгород 1495 года.

...Родство фамилий Ярославовы, Алексеевы, Кузьмины (потомки дворян Ярославовых) указывает на то, что кровные отношения у названных фамилий были и с Бородатыми (Брадатыми).

Влияние старца Паисия Ярославова на назначение митрополитов Московских и Всея Руси при Иване III, когда впервые Зосима Брадатый представил воззрения о «Третьем Риме»

Известны князья Бородатые – Лыковы. Вместе с этим, есть линия Лыковых-Оболенских. А также князья Бородатые-Львовы.

Как и Князей Оболенских - Князей «Брадатых» (Бородатых) относят к Тарусскому княжескому дому потомков Черниговских князей...

Таким образом, идея «Третьего Рима» сформулирована в Черниговском Княжеском доме и обнародована представителем этого княжеского Дома Зосимой Бородатым (Брадатым) – митрополитом Московским и Всея Руси.

Митрополитом Московским и Всея Руси Зосима Брадатый стал после смерти митрополита Геронтия, которым был недоволен Иван III.

В ноябре 1483 года, когда митрополит Геронтий во второй раз удалился в Симонов монастырь, Великий Князь Иван III решил сделать новым митрополитом Паисия Ярославова

После второго удаления Геронтия в Симонов монастырь «Порвав с Геронтием, Иван III предложил старцу Паисию занять митрополичью кафедру. «Князь же великий, — повествует церковный писатель, — поча думати с Паисеею, пригоже ли его (Геронтия. —Р.С.) опять на митрополию, хотяше бо его (Паисия. — Р.С.) одного на митрополию, он же не хотяше…» ( «Иван III» , Р.Скрынников).

Но Паисий Ярослав отказался, о чем Р.Скрынников пишет и в книге «Третий Рим»:

...

А Зосиму Брадатого на московской митрополии сменил Симон Чиж - духовным учителем, которого был Паисий Ярославов (Симон Чиж).

Черниговский и Тарусский княжеский дом, где сформулирована концепция «Третьего Рима», потомков Князя Святослава (Николы) Ярославича

Доклад «Князья Тарусского княжеского дома» А.Р. Гребенкина, сделанный в Тарусе на конференции Калужского областного краеведческого музея и Тарусского краеведческого музея, посвящен, главным образом, потомкам Константина Оболенского, к каковым относились и Князья Ярославовы-Оболенские:

«Особое место в истории России принадлежит потомству третьего сына Юрия Михайловича Тарусского Князю Константину Оболенскому. … Сведения об отце Князя Ярослава-Оболенского - Василии Ивановиче Косом Оболенском приводятся, в основном, известные. В 1445 году наместник Мурома, захватил в плен возвращавшегося из Москвы мурзу Бегича. В 1450 г.‚ …одержал решающую победу над Шемякой под Галичем. В 1456—1462 гг. упоминается при мене земель, в 1462- 1464 гг. при докладе судных Дел у великого князя… Позднее постригся в монахи под именем Варсонофий.

А вот о брате Князя Пскова Ярослава Оболенского – Иване Стриге Оболенском есть новые данные, в частности, о том, что «после смерти Ивана Стриги его московский двор был передан Юрию Ивановичу Дмитровскому».

Родной брат Князя Ивана Васильевича Стриги Оболенского и Ярослава Васильевича Оболенского – Александр Васильевич Стрига Оболенский «в 1501 году, в походе в Ливонию командовал передовым отрядом и погиб в сражении под Гельметом…. Единственный сын Князя Александра Васильевича Оболенского Варлаам постригся в Троицком монастыре».

Князь Юрий Дмитровский - сын Палеолог наследует «Московские дворы» братьев Ивана и Александра Оболенских. Ярославовы - Оболенские рядом с Юрием Ивановичем

Московские дворы двух родных братьев Князя Пскова Ярослава Оболенского после их смерти переходят к князю Юрию (Георгию) Ивановичу Дмитровскому - второму сыну Софьи Палеолог и внуку царицы Марии Ярославны , воспреемником при рождении которого был Паисий Ярославов, также как и при и рождении Василия III.

Но переходят московские дворы Оболенских не к первому, а ко второму сыну - Юрию, что подтверждает моё предположение о Паисиском кресте (Пасея Ерославова) предназначенном Князю Юрию (Георгию) Дмитровскому ( «Великокняжеский Крест Паисия (Ярославова) для княже Юрия (Георгия)»).

Митрополит Московский и всея Руси Варлаам , преемник Симона (Чижа), возобновивший контакты Московской митрополии с Константинопольским патриархатом, сосланный в Спасо-Каменный монастырь

Есть основания предположить, что Валаам - сын Князя Александра Оболенского - это и есть митрополит Московский и Всея Руси Варлаам ( в таком случае, Оболенский), возглавивший митрополию после Симона (Чижа) , духовного сына Паисия Ярославова.

….Обращает на себя внимание тот факт, что перед смертью Василий III принял монашество под именем Варлаам. Возможно, в честь Варлаама Хутынского, епископом в Новгородском Варлаамо-Хутынском монастыре которого был Киприан Старорусенков первый архиепископ Сибирский и Тобольский, продолживший в Тобольске то, что было начато новгородскими наместниками Князьями Иваном Васильевичем Стригой Оболенским и Ярославом Васильевичем Оболенским , когда они защищали храмы и выступили против Марфы Борецкой вместе с Соловецкими старцами Зосимой и Савватием.

Об авторстве ферапонтского старца Паисия Ярославова на Выпись о втором браке его крестника Василия III - сына Палеолог, который не был признан Святой горой

Линия Псков – Спасо-Каменный Преображенский монастырь. Фамилия Ярославов и Псковское зодчество. Иоасаф (Андрей) Каменский, внук Василия Темного - главный герой Паисиского Сказания

Центральное место в истории о «Третьем Риме», как видим, занимает Псков и Сказание Паисия Ярославова о Спасо-Каменном монастыре

Особый интерес в этой связи представляет линии: Псков и Спасо-Каменный монастырь.

На очевидную связь Пскова и Спасо-Каменного монастыря указывает фамилия: «Ярославов». Князь Пскова Ярослав Оболенский был родоначальником князей Ярославовых. Фамилию Ярославов носил и автор Сказания о Спасо-Каменном монастыре, игумен Троице Сергией Лавры Паисий Ярославов.

Другая связь – это псковское зодчество на Кубене.

А одна из наиболее интересных фигур, в контексте «Третьего Рима» - Иоасаф Каменский.

Мотивированное, последовательное и расширяющееся переписывание Сказания Паисия Ярославова в пользу второй династии Ярославских князей из Смоленских, породнивших Менги-Тимура либо Ногая и английских потомков Мстислава Гаральда

Уже позже, началось переписывание истории Иоасафа Каменского. В частности, Житие о нем стало противоречить Сказанию Паисия Ярославова в части происхождения Иоасафа, на что обращают внимание исследователи.

…В заблуждение вводит и камень с надписью Ростиславль около Рославля, со ссылкой на то, что Рославль ранее назывался Ростиславлем. Но построили эти города разные Князья Ростиславы. Город Ростиславль на Оке - князя Муромского. А город Рославль на Осетре - князя Смоленского. Однако камень «Ростиславль» около города Рославля Смоленского князя - все путает. Причем этим Рославлем занимался уже А.С.Пушкин, когда изучал бунт Пугачева. Около названия города он ставил вопрос : Рославль или Ярославль ? Находится и тот, и другой город недалеко от Смоленска.

В названиях этих городов усомнился А.С. Пушкин, поставив вопрос: Рослав, Ярослав ?: «Рославль, город Смоленской области X 123 («Рослав»), 174 (?) («Ярослав») ( Указатели имен в текстах Пушкина)

Возможно, вопрос А.С.Пушкина резонный. Исчез же куда-то "Ярославль Рязанский" ?

Князь Дмитрий Васильевич Озерский - отец Иоасафа Каменского

Я приведу несколько цитат из Жития, где встретила упоминание только Князя Озерского, как отца Иоасафа Каменского. …

«Откуду сей таковый свътилникъ возсия? Еда от Иерусалима, или от Синая? Ни, рече, но в наших родехъ таковый просия светилник новый, понеже бо Святаго Духа дарованием крестъ Христовъ…».

От Иерусалима или от Синая ? - важный вопрос.

Иринарх Глушицкий: Откуда сей святильник: от Иерусалима или от Синая ?

«В лето 6661 (1153 год) летописец записал: «Того же лета князь Ростислав Ярославич Рязанский создал во имя свое град Ростиславль у Оки реки» («Полное собрание русских летописей», том 9, стр. 197).

Военная коалиция в Ростиславе Озерского края для похода на волжский Булгар. И каменные кресты в память о корнях (основании), о женах и матерях

Батый во время разорения 1237 года не тронул Ростиславль. Объясняют это защитой лесов, но леса Батыю не были препятствием.

В 1342 году князь Ярослав Александрович Пронский перенёс в Ростиславль столицу Рязанского княжества.

И ещё одна интересная информцаия . В 1997 году в Ростиславле был найден «Обломок, по-видимому, намогильного креста…. На одной из его сторон сохранились фрагменты надписи кириллическими буквами. Текст был прочитан следующим образом: «Крест пос(тавихъ) И(ису)С (Х(ристо)С) Комлята г(?)...по мате(ре)..»… По-видимому, каменный крест был установлен вблизи городского собора на краю склона, обращенного к берегу Оки…».

….Комлята созвучно Комель . А комель –это нижняя утолщенная часть дерева. Что-то близкое к - «зри в корень».

А когда речь идет о корнях, то это может быть связано с предками.

Крест матери – это тоже крест предкам.

И Комельский монастырь мог быть изначально основан в память о предках.

Также как и монастырь Дионисия Глушицкого - в память о жене (матери?) Иоасафа Каменского.

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

Зосима Брадатый, ставший митрополитом Московским и Всея Руси, после отказа Паисия Ярославова возглавить митрополию, первый обнародовал концепцию «Третьего Рима»

История о «Третьем Риме» на Руси началась в 1472 году, когда хан Ахмат осадил крепость Алексин и сжег её, а Иоанн III посетил город Ростиславль, не тронутый в XIII веке Батыем, разорившим тогда Зарайск и все окрестные города.

Есть основания так считать, потому что в этом году византийская княжна Софья Палеолог заочно венчалась с Иоанном III в римской базилике Петра и Павла. После римской церкви, выросшей из катакомб Святого Себастиана, в Пскове Софью Палеолог встречал Князь Ярослав (Себастиан) Псковский и наместник Новгородский. А воспреемником при рождении её детей был постриженик Спасо-Каменного монастыря, с его гробницей Петра Чудотворца, исихаст Паисий Ярославов - игумен Троице-Сергиевой Лавры, родственник которого - Зосима Брадатый (Бородатый) впервые и изложил воззрения о «Третьем Риме», став митрополитом Московским и Всея Руси после того, как сам Паисий Ярославов отказался возглавить московскую митрополию.

«В 1492 году (соответствовавшем 7000 году «от сотворения мира») Зосима составил пасхалию на «осьмую тысящу лет». В предисловии к своему «Изложению Пасхалии» он сформулировал основы концепции «Москва-Третий Рим».

Родственником я назвала Зосиму Брадатого по тому основанию, что его фамилия «Бородатый» включена в название статьи А.В.Кузьмина (Москва): «Новые данные по генеалогии ростовской и ярославской знати в XV в. (К истории дворянских семей Алексеевых, Бородатых и Ярославовых)». Одноименный доклад был представлен 10-11 ноября 2004 г. в Ростове Великом , на Научной конференции «История и культура Ростовской земли», посвященной 160-летию со дня рождения А.А. Титова, в Государственном музее-заповеднике «Ростовский кремль».

Дворян Алексеевых, о которых идет речь в этой статье, считают потомками дьяка Левонтия Алексеева Ярославова, носившего в финале его жизни фамилию Алексеев:

«Дьяк Левонтий …упоминается в истории Спасского Ярославского монастыря (Спасо-Преображенского), где позже было найдено «Слово о полку Игореве», что следует из документа «Исход XV столетия (1495-1497). «Правая грамота докладная Спасскому Ярославскому монастырю на пожню Крестьцы», упоминающая дьяка Левонтия Ярославова, о котором идет речь.

С сыном Князя Пскова Ярослава Васильевича Оболенского – Князем Константином Ярославичем Ярославовым (Оболенским), а также с братом Князя Пскова - Александром Васильевичем Оболенским, дьяк Левонтий Ярославов был в походе Ивана III в Новгород 1495 года.

«Лета 7003-го года (1495 г) «поехал князь великий Иван Васильевич всеа Русии … вотчину свою в Великий Новгород, а с ним внук ево князь Дмитрей Иванович да сын ево князь Юрьи Иванович, да бояре с великим князем … Князь Александр Оболенский. Ондрей Федорович Челяднин … дияки Левонтей Олекееев, Федор Курицын…А князи и дети боярские с великим князем …князь Костентин Ярославов,..князь Михайло Шуйской…» ( «Грамота Паисию Ярославову на земли и воды богини Флоры)

Родство фамилий Ярославовы, Алексеевы, Кузьмины (потомки дворян Ярославовых) указывает на то, что кровные отношения у названных фамилий были и с Бородатыми (Брадатыми).

Влияние старца Паисия Ярославова на назначение митрополитов Московских и Всея Руси при Иване III, когда впервые Зосима Брадатый представил воззрения о «Третьем Риме»

Известны князья Бородатые – Лыковы. Вместе с этим, есть линия Лыковых-Оболенских. А также князья Бородатые-Львовы.

Как и Князей Оболенских - Князей «Брадатых» (Бородатых) относят к Тарусскому княжескому дому потомков Черниговских князей.

Фамилия Бородатых упоминается в докладе «Князья Тарусского княжеского дома» А.Р.Гребенкина, сделанном на 2-й конференции в Тарусе 20-21 декабря 2001 года, проводимой Калужским областным краеведческим музеем и Тарусским краеведческим музеем, и опубликованном в сборнике «Таруса в исследовании Краеведов»:

«Данное сообщение представляет собой выборку из работы “Рюриковичи. История династии»… Согласно родословиям, от Тарусского княжеского дома ведут свои происхождения следующие 29 фамилий: Оболенские,… Кашины, … Лыковы, Нагие, …Репнины,…Стригины, Телепневы, … Ярославовы, Долгорукие,…Бородатые-Львовы, … Власовы…».

Таким образом, идея «Третьего Рима» сформулирована в Черниговском Княжеском доме и обнародована представителем этого княжеского Дома Зосимой Бородатым (Брадатым) – митрополитом Московским и Всея Руси.

Митрополитом Московским и Всея Руси Зосима Брадатый стал после смерти митрополита Геронтия, которым был недоволен Иван III.

В ноябре 1483 года, когда митрополит Геронтий во второй раз удалился в Симонов монастырь, Великий Князь Иван III решил сделать новым митрополитом Паисия Ярославова

После второго удаления Геронтия в Симонов монастырь «Порвав с Геронтием, Иван III предложил старцу Паисию занять митрополичью кафедру. «Князь же великий, — повествует церковный писатель, — поча думати с Паисеею, пригоже ли его (Геронтия. —Р.С.) опять на митрополию, хотяше бо его (Паисия. — Р.С.) одного на митрополию, он же не хотяше…» ( «Иван III» , Р.Скрынников).

Но Паисий Ярослав отказался, о чем Р.Скрынников пишет и в книге «Третий Рим»:

«Одним из главных центров духовности на Руси был Кирилло-Белозерский монастырь. Обитель поддерживала давние связи с Византией. В ее стенах собрались известные книжники. При Иване III большую известность приобрел кирилловский старец Паисий Ярославов, прославившийся своим подвижничеством. Решив низложить Геронтия, государь просил Паисия принять сан митрополита, но тот отказался от такой чести…» ( «О Преподоном Ниле Сорском» из книги «Третий Рим»).

После отказа Паисия Ярославова в 1484 году Геронтий был, по сути, назначен во второй раз:

«Современники хорошо понимали положение Геронтия, когда подчеркивали, что великий князь вторично, возвел его на митрополию. Глубокой осенью 1484 г. владыка смог, наконец, вернуться на свой двор в Кремле», а до этого «Симонов монастырь стал местом заточения главы церкви».

Архимандритом же Симонова монастыря с 1484 года стал Зосима Брадатый, позже он - митрополит Московский и Всея Руси.

А Зосиму Брадатого на московской митрополии сменил Симон Чиж - духовным учителем, которого был Паисий Ярославов (Симон Чиж).

«В 70-е годы XV века в Троицкой обители принял монашеский постриг Софроний (Чиж), который спустя годы стал её настоятелем (1490-1495). Ему было дано имя Симон, и по «Божьей воле… и по игуменскому благословению». Он был вручен при постриге старцу Паисию. Известный старец учил нового инока «простыми словесами»….Прошли годы, и старец Паисий стал Троицким настоятелем …Старец Паисий последние годы своей жизни провел в Москве, где пребывал возглавлявший в то время Русскую Церковь Митрополит Симон, т.е. духовный сын старца» (Архимандрит Макарий. Троице-Сергиев Посад. «Старец Паисий Ярославов»).

Две фамилии в этой истории: Ярославов и Бородатый, как ясно из сказанного выше, относятся к Тарусскому княжескому Дому. Не исключено, что к этому же княжескому дому относился и Симон (Софроний) Чиж, а также митрополит Варлаам, сменивший Симона.

Черниговский и Тарусский княжеский дом, где сформулирована концепция «Третьего Рима», потомков Князя Святослава (Николы) Ярославича

Доклад «Князья Тарусского княжеского дома» А.Р. Гребенкина, сделанный в Тарусе на конференции Калужского областного краеведческого музея и Тарусского краеведческого музея, посвящен, главным образом, потомкам Константина Оболенского, к каковым относились и Князья Ярославовы-Оболенские:

«Особое место в истории России принадлежит потомству третьего сына Юрия Михайловича Тарусского Князю Константину Оболенскому. … Сведения об отце Князя Ярослава-Оболенского - Василии Ивановиче Косом Оболенском приводятся, в основном, известные. В 1445 году наместник Мурома, захватил в плен возвращавшегося из Москвы мурзу Бегича. В 1450 г.‚ …одержал решающую победу над Шемякой под Галичем. В 1456—1462 гг. упоминается при мене земель, в 1462- 1464 гг. при докладе судных Дел у великого князя… Позднее постригся в монахи под именем Варсонофий.

А вот о брате Князя Пскова Ярослава Оболенского – Иване Стриге Оболенском есть новые данные, в частности, о том, что «после смерти Ивана Стриги его московский двор был передан Юрию Ивановичу Дмитровскому».

Родной брат Князя Ивана Васильевича Стриги Оболенского и Ярослава Васильевича Оболенского – Александр Васильевич Стрига Оболенский «в 1501 году, в походе в Ливонию командовал передовым отрядом и погиб в сражении под Гельметом…. Единственный сын Князя Александра Васильевича Оболенского Варлаам постригся в Троицком монастыре».

Князь Юрий Дмитровский - сын Палеолог наследует «Московские дворы» братьев Ивана и Александра Оболенских. Ярославовы - Оболенские рядом с Юрием Ивановичем

Московские дворы двух родных братьев Князя Пскова Ярослава Оболенского после их смерти переходят к князю Юрию (Георгию) Ивановичу Дмитровскому - второму сыну Софьи Палеолог и внуку царицы Марии Ярославны , воспреемником при рождении которого был Паисий Ярославов, также как и при и рождении Василия III.

Но переходят московские дворы Оболенских не к первому, а ко второму сыну - Юрию, что подтверждает моё предположение о Паисиском кресте (Пасея Ерославова) предназначенном Князю Юрию (Георгию) Дмитровскому ( «Великокняжеский Крест Паисия (Ярославова) для княже Юрия (Георгия)»).

Митрополит Московский и всея Руси Варлаам , преемник Симона (Чижа), возобновивший контакты Московской митрополии с Константинопольским патриархатом, сосланный в Спасо-Каменный монастырь

Есть основания предположить, что Валаам - сын Князя Александра Оболенского - это и есть митрополит Московский и Всея Руси Варлаам ( в таком случае, Оболенский), возглавивший митрополию после Симона (Чижа) , духовного сына Паисия Ярославова.

….Обращает на себя внимание тот факт, что перед смертью Василий III принял монашество под именем Варлаам. Возможно, в честь Варлаама Хутынского, епископом в Новгородском Варлаамо-Хутынском монастыре которого был Киприан Старорусенков первый архиепископ Сибирский и Тобольский, продолживший в Тобольске то, что было начато новгородскими наместниками Князьями Иваном Васильевичем Стригой Оболенским и Ярославом Васильевичем Оболенским , когда они защищали храмы и выступили против Марфы Борецкой вместе с Соловецкими старцами Зосимой и Савватием.

Об авторстве ферапонтского старца Паисия Ярославова на Выпись о втором браке его крестника Василия III - сына Палеолог, который не был признан Святой горой

Линия Псков – Спасо-Каменный Преображенский монастырь. Фамилия Ярославов и Псковское зодчество. Иоасаф (Андрей) Каменский, внук Василия Темного - главный герой Паисиского Сказания

Центральное место в истории о «Третьем Риме», как видим, занимает Псков и Сказание Паисия Ярославова о Спасо-Каменном монастыре

Особый интерес в этой связи представляет линии: Псков и Спасо-Каменный монастырь.

На очевидную связь Пскова и Спасо-Каменного монастыря указывает фамилия: «Ярославов». Князь Пскова Ярослав Оболенский был родоначальником князей Ярославовых. Фамилию Ярославов носил и автор Сказания о Спасо-Каменном монастыре, игумен Троице Сергией Лавры Паисий Ярославов.

Другая связь – это псковское зодчество на Кубене.

А одна из наиболее интересных фигур, в контексте «Третьего Рима» - Иоасаф Каменский.

Мотивированное, последовательное и расширяющееся переписывание Сказания Паисия Ярославова в пользу второй династии Ярославских князей из Смоленских, породнивших Менги-Тимура либо Ногая и английских потомков Мстислава Гаральда

Уже позже, началось переписывание истории Иоасафа Каменского. В частности, Житие о нем стало противоречить Сказанию Паисия Ярославова в части происхождения Иоасафа, на что обращают внимание исследователи.

производятся согласовано, в рамках единой «концепции». Во всех случаях, которые я встречала ранее, в пользу - Ярославских и Смоленских князей.

…В заблуждение вводит и камень с надписью Ростиславль около Рославля, со ссылкой на то, что Рославль ранее назывался Ростиславлем. Но построили эти города разные Князья Ростиславы. Город Ростиславль на Оке - князя Муромского. А город Рославль на Осетре - князя Смоленского. Однако камень «Ростиславль» около города Рославля Смоленского князя - все путает. Причем этим Рославлем занимался уже А.С.Пушкин, когда изучал бунт Пугачева. Около названия города он ставил вопрос : Рославль или Ярославль ? Находится и тот, и другой город недалеко от Смоленска.

В названиях этих городов усомнился А.С. Пушкин, поставив вопрос: Рослав, Ярослав ?: «Рославль, город Смоленской области X 123 («Рослав»), 174 (?) («Ярослав») ( Указатели имен в текстах Пушкина)

Возможно, вопрос А.С.Пушкина резонный. Исчез же куда-то "Ярославль Рязанский" ?

Князь Дмитрий Васильевич Озерский - отец Иоасафа Каменского

Я приведу несколько цитат из Жития, где встретила упоминание только Князя Озерского, как отца Иоасафа Каменского. …

«Откуду сей таковый свътилникъ возсия? Еда от Иерусалима, или от Синая? Ни, рече, но в наших родехъ таковый просия светилник новый, понеже бо Святаго Духа дарованием крестъ Христовъ…».

От Иерусалима или от Синая ? - важный вопрос.

Иринарх Глушицкий: Откуда сей святильник: от Иерусалима или от Синая ?

«В лето 6661 (1153 год) летописец записал: «Того же лета князь Ростислав Ярославич Рязанский создал во имя свое град Ростиславль у Оки реки» («Полное собрание русских летописей», том 9, стр. 197).

Военная коалиция в Ростиславе Озерского края для похода на волжский Булгар. И каменные кресты в память о корнях (основании), о женах и матерях

Батый во время разорения 1237 года не тронул Ростиславль. Объясняют это защитой лесов, но леса Батыю не были препятствием.

В 1342 году князь Ярослав Александрович Пронский перенёс в Ростиславль столицу Рязанского княжества.

И ещё одна интересная информцаия . В 1997 году в Ростиславле был найден «Обломок, по-видимому, намогильного креста…. На одной из его сторон сохранились фрагменты надписи кириллическими буквами. Текст был прочитан следующим образом: «Крест пос(тавихъ) И(ису)С (Х(ристо)С) Комлята г(?)...по мате(ре)..»… По-видимому, каменный крест был установлен вблизи городского собора на краю склона, обращенного к берегу Оки…».

….Комлята созвучно Комель . А комель –это нижняя утолщенная часть дерева. Что-то близкое к - «зри в корень».

А когда речь идет о корнях, то это может быть связано с предками.

Крест матери – это тоже крест предкам.

И Комельский монастырь мог быть изначально основан в память о предках.

Также как и монастырь Дионисия Глушицкого - в память о жене (матери?) Иоасафа Каменского.

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ

...

Рюриковы городища на Белом озере и озере Ильмень. И православные «Римляне»

Сам Великий Новгород, как считают, основан славянским князем Гостомыслом (Gostomuizli,окончание «-мысл») , сыновья которого погибли, а «из чрева его средней дочери Умилы выросло великое и плодовитое дерево; оно укрыло под своей кроной весь Великий град». Выросло это древо после того, как Гостомысл послал посольство в прусские земли "к тамошним самодержцам" от рода Августа Кесаря, и предложить им власть над славянской землей. По другой версии посольство было к варягам, а отец братьев Рюриков был Буривое (Гостомысл).

Рюриковым городищем называют и древнее поселение у впадения реки Мста в озеро Ильмень. Рядом с этим местом находится исток реки Волхв, которая несет воды Мсты и Белой уже дальше к Ладоге, после того, как они миновали оз.Ильмень.

На правом берегу реки Волхв, исток которой в озере Ильмень, располагается Антониев монастырь, основателем и первым настоятелем которого был Антоний Римлянин, «приплывший на камне» из Рима в Новгород и получивший его имя в честь именно того коптского святого Антония Великого, которому молился Муромский князь Глеб Борисович, основавший Спасо- Каменный монастырь на озере Кубенском, соседнем с Белоозером.

Антония Римлянина предположительно считают монахом Киево-Печерской Лавры и уточняют, что дополнение к имени «Римлянин» появилось позже. «Возможно, когда потеря Новгородом независимости вызвала появление ряда сказаний о наследовании «римских» святынь»/8/.

«Римлянином» он мог стать и после появления в 1472 году царицы Софьи Римлянинки (Палеолог) - внучки последнего князя Ахайи – государства крестоносцев. Это Православные из Рима. Однако Антоний веры не менял. Он уединился на Скале ( что на греческом – Петра) из-за гонений «латинян» на православие. Камень от Скалы (Петра) откололся и чудесным образом приплыл из Рима в Новгород.Аллегория о «Третьем Риме, приплывшем в Новгород через Печеры».

Щитом же и бронью Великого Новгорода являются Бронницы, расположенные в междуречье. Ныне - между мостом через реку Мста и мостом через реку Ниша, в 25 километрах от Новгорода Великого.

Бронницы Новгородские и Бронницы Московские

Бронницы около Новгорода впервые упоминаются в 1268 году, в связи со встречей Великого князя Ярослава III Ярославича, и в XV веке, как вотчина князя Пскова и наместника Новгорода Ярослава Оболенского – родоначальника князей Ярославовых в книге Н.Карамзина От «Бронвен «Bronwen» - белая, справедливая, благословенная...

При таком толковании слова «Бронь», также и слово «Щит» (бронь) получается, по значению, близким к Белый.

В Новгородских Бронницах есть церковь Спасо-Преображения 1888 года. Но корни у неё более древние и имеют отношение к Спасо-Каменному монастырю, пострижеником которого был Дионисий Глушицкий.

«Предистория Спаса-Преображения насчитывала уже к тому времени несколько веков. По устному преданию в с. Бронница издавна существовала деревянная маленькая церковь, стоявшая в устье реки Глушица, впадающей в реку Мста…» ( «Описание Храма Спаса Преображения в с. Бронница»)

Глушица , впадающая в реку Мста, своего рода «сестра» Глущицы, впадающей в реку Сухона, на которой Дионисий Глушицкий и построил свой монастырь

....

Основана была Бронница именно на реке Мста потому, что с Волхва попасть в город сложнее. Надо двигаться против течения. А вот по реке Мста - движение к городу - по течению. Т.е. к Новгороду приведут сами воды, ведь Мста берет начало на Валдайской возвышенности, где и Волга

...

Исток реки Мста - около озера Мстино, непосредственно примыкающего к Верхнему Волочку. А там, в свою очередь, берет начало река Тверцы.

Летописи дважды, в 1469 году и в 1471 году упоминают князя Ивана Васильевича Стригу Оболенского около Вышнего Волочка, но текст один и тот же.

...

В 2006 году в Московских Бронницах было создано Бронницкое благочинье, Указом митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия (Пояркова) № 2320 от 20 сентября 2006 года ( «Спас-на-Сенной, как покаяние за «архитектурные казни». Сложная миссия архиепископа Амвросия Петергофского»).

Епископ Бронницкого благочинья Амвросий Бронницкий и стал тогда настоятелем Храма Рождества Иоанна Предтечи на Красной Пресне, в стене баптистерия которого находятся закладные доски супругов Ярославовых с равносторонними греческими креста

...

Липин Бор на Белоозере и вековые липы у Киевской Десятинной церкви в Киево-Печерской лавре

Никола на Липне, как уже сказано, самим его названием напоминает Белозерский «Липин Бор» и его легенды. «Вергилий, Овидий, Плиний, называли липу "золотым деревом". У славян старые большие липы традиционно росли вблизи церквей и храмов».

Ей посвящен город Лиепае в Латвии. Деревня Лива (Лиепая) была под властью Ливонского Ордена, признававшего над собой верховенство Тевтонского ордена. В XV веке через Ливу проходил торговый путь из Амстердама в Москву, известный как «белая дорога к Лыва Портус» /8/.

Вместе с этим, липа - геральдическое дерево Чехии, где королями были представители династии Пржемысловичей от Либуше.

Также липа в геральдике Германии и Австрии....

Сердцевидный орнамент на иконе Бориса и Глеба в Плотниках описывал Н.П.Кондаков одновременно изучавший и описавший храмовую икону Николо-Дворищенского собора в Ярославовом городище Новгорода, которую он считал списком с иконы Николы на Липне:

В Киеве есть вековая липа...

Феодосий Печерский, посадивший липу, был учеником Антония Печерского, названного в честь Антония Великого, близкого русским его изображением на Афоне с Андреем Первозванным. Известна и коптская икона Антония Великого с Павлом Фивейским.

Липа, посаженная Феодосием Печерским на могиле Матери, напоминает ещё и о Комляте из Ростиславля - города князя Муромского, а также о Дионисии Глушицком, пришедшем с крестом на место основания монастыря на реке Глушице (притоке Сухоны) и положившем его в основание церкви Покрова Богородицы. Откуда принес крест Дионисий не известно, но возможно, как раз, с Глушицы новгородской, что около Бронниц на берегу Мсты.

...

Символично, что митрополит Киевский , который носил имя апостола Петра посадил липу именно у Десятинной церкви (Успения Богородицы), где была похоронена Великая княгиня Ольга,в крещении Елена, в честь матери Константина Великого.

Липа, Лада, Эл-лада. Ченстоховская Богородица на липе – королева Польши от Льва Галицкого и Елены - матери императора Константина

Липа, как материал для иконы, имеет значение, что подтверждают и иные легенды:

«Липа считалась деревом Богородицы; говорили, что на ней отдыхает Богородица, спускаясь с небес на землю. На липу вешали образки и иконы; на Липе же, согласно преданиям, чаще других деревьев появлялись («являлись») чудотворные иконы. …Липой украшали дом в Юрьев день… В греческой мифологии царь богов Зевс за радушие и гостеприимство превратил после смерти гречанку Бавкиду в липу, а ее мужа Филемона — в дуб…» ( Иконы на дереве)

Известная икона на липе - Ченстоховская. Это икона Елены Августа – матери императора Константина. День их почитания Елены и Константина - 3 июня совпадает с днем Князя Ярослава Муромского, к потомкам которого относится основатель Спасо-Каменного монастыря.

.... Сын Льва Галицкого - Князь Галицкий Юрий Львович избрал, в свою очередь, будущего митрополита Петра и отправил его в Константинополь, где он был посвящен в митрополита Киевского и Всея Руси, чье имя, как Петра Чудотворца, по мнению Г.М.Прохорова, и включено в название Спасо-Каменного монастыря. Хотя гробница Петра - в Москве.

На одеждах Ченстоховской Богородицы на липе та самая буква «Ж» или «сдвоенная лилия», которая сложена из кирпичей на древнем храме в городе Касторья, откуда родом был основатель Афонского Дионисиата.

....Таким образом, если на липе была создана икона Николая Чудотворца, то это уникально , также как и круглая форма этой иконы.

Березовская чудотворная икона Николы Закамского по описаниям была создана на дереве красноватого цвета. Красноватый цвет имеет и липа. При "ошпаривании" она темнеет.

Образы Николы, ассоциирующиеся с иконой Николы на Липне,в посвященной ей публикации

В статье об иконографии образа Святителя Николая, где её автор много внимания уделяет, прежде всего, Николе на Липне, есть упоминания других образов и икон из Новгорода, которые при этом воспринимаются по тексту статьи, как связанные с иконой Николы на Липне, явленной на острове в устье реки Мста.

Здесь же автор статьи приводит рассказ о Константинопольской иконе и подчеркивает тот факт, что Никола это целитель:

Церковь иконы на Липне и церковь иконы на острове Лиде в Венеции

На примере Липенской иконы в городе Новгороде, связанном как с православной греческой традицией, так и с западной, можно видеть черты влияния романского искусства: XIII в. с его бурными военно-политическими событиями – так пишет об этой иконе протоиерей Николай Погребняк (в миру Святослав).

Икону круглой формы с поясным изображением святителя Николая, происходящую из церкви Святителя Николая на Дворище в Новгороде (сейчас она в Новгородском музее) называют одним «из самых удивительных памятников древнерусской иконописи, как из-за необычной формы, так и из-за происхождения».

Исследования, предпринятые историками на протяжении последних десятилетий, в том числе публикации новых источников, показывают: икона, как и говорит предание, действительно могла быть привезена около 1113 г. в связи с основанием Никольского храма.

«Существует мнение, что иконографические особенности связывают эту икону не только с новгородской, но и с западной художественной традицией, причем с памятниками не средиземноморского, а собственно европейского типа; это могло быть и немецкое искусство.

Храм, посвященный Николе, не случайно был возведен именно на Липне, в одном из важнейших пунктов водного пути при впадении Мсты в Ильмень-озеро, вблизи истока Волхова… В приморских городах Европы стояли многочисленные церкви, посвященные этому святому (например, древний монастырь святителя Николая на острове Лидо в Венеции) . Интересно, что когда в 1087 г. мощи святителя Николая из Мир Ликийских перенесли к себе купцы из итальянского портового города Бари, которые вели большую заморскую торговлю, то их соперниками в борьбе за обладание этой святыней стали венецианцы…»

Древнее название острова Лиде - остров Святого Николая.

Никола Мокрый Муромский и Ярославский

Церковь Николы Мокрого есть в Муроме. А князем Муромским был Князь Глеб Борисович, основавший Спасо-Преображенский собор на Каменном острове Кубенского озера.

Второе название Муромской церкви - Набережная, с одной стороны, вводит в заблуждение относительно происхождения названия Мокрый, с другой стороны, указывает на то, что любое спасение связано с берегом.

Все материалы раздела «Новости, комментарии, ремарки»

Реклама


© Авторские права на идею сайта, концепцию сайта, рубрики сайта, содержание материалов сайта (за исключением материалов внешних авторов) принадлежат Наталье Ярославовой-Оболенской.

Создание сайта — ЭЛКОС