Персональный сайт Натальи Чистяковой — Натальи Ярославовой
Natalia Chistiakova—Natalia Yaroslavova’s Personal Website

Третий Рим: Петр на Камне, Антоний на Камне и Богородицы на Камне: Табынская и Бугабашская. Никола на Липне, Киевские Никола Мокрый и вековая липа,Ченстоховская королева. Ч.4

    • Река Мста с притоком - рекой Белая которая соединяет Тверское и Новгородское княжества
    • Озеро (Русь) И.Левитана написано в районе Окулова и Белого (Любытино) на реке Белой - притоке Мсты. Бельский район
    • Две реки Белые. Река Белая впадает в реку Мста. Река Белая впадает в Каму на Урале (справа)
    • Псковский Никола. Государственная Третьяковская галерея. Открытое Евангелие
    • Никола Псковский (ГТГ) и Никола Закамский Березовский.
    • Статья последних лет о Березовской чудотворной иконе Николы Закамского, где ближайшим аналогом называют Новгородскую икону XIII века из Третьяковской галереи
    • Икона, привезенная из Мологи в Государственную Третьяковскую галерею. Ростов XIV век. Имеет некоторые аналогии с Березовской и Псковской
    • Круглая фреска Никола на Топоре с Мальтийским крестом. Мышкинский уезд. Священником в этой церкви был Антон Ярославов - предок Рыцаря Ордена Витиса Леонардо Ярославова (Терновского)
    • Никольский собор на Ярославовом дворище в Новгороде основан в 1113 год явления иконы Николы на Липне
    • Никола Дворищенский с Саввой и Варварой (приписными). Открытое Евангелие /100/
    • Икона, именуемая Никола на Липне. Закрытое Евангелие /75/
    • Никола Мокрый с крестом в Соборе Софии в Киеве вместе со спасенным утонувшим ребенком - прообраз круглой новгородской иконы Николы на Липне,которую велел привезти князь Мстислав. Её история связана с церковью Бориса и Глеба в Вышгороде
    • Спасение утонувшего ребенка родителей, возвращавшихся с молебна в Борисоглебской церкви Вышгорода, найденного на следующее утро мокрым у иконы Николы в Киевской Софии. Ц. Николы Мокрого.Ярославль /78,79/
    • Основание Борисоглебского храма в Вышгороде/8/
    • Иустиан Римский и св.Дионисий Глушицкий, упоминаемый в Сказании Паисия Ярославова, при явке духовной которого присутствовал Мосей (Пасей?) Ярославов/8/
    • Деисус с Дионисием (Дмитрием) Глушицким и Дмитрием Прилуцким. cirota.ru
    • Самый древний список Сказания об иконе Николы на Липне находился в Спасо-Прилуцком Димитриевом монастыре в Вологде. Церковь Димитрия Прилуцкого, где похоронены князья Углицкие и А.Н.Ярославов
    • Евангелие из города Дмитров, подаренное в 1811 году храму Рождества святого Иоанна Предтечи, в стене баптистерия которого -закладные доски Ярославовых. Князю Юрию Дмитровскому (от Палеолог) отошли московские дворы братьев Ярослава Оболенского - родоначальника князей Ярославовых-Оболенских
    • Закладные доски четы Ярославовых и грузинского владыки Романа (Эристави) в Храме Рождества св. Иоанна Предтечи на Пресне, куда было вложено Евангелие из Дмитрова перед войной с Наполеоном. После создания Бронницкого благочинья настоятелем в храме был Амвросий Бронницкий
    • Дионисий Глушицкий и Пахомий у основания церкви Николая Чудотворца /74/
    • Никольская церковь на острове Липно построенная через 180 лет после явления Николы Липненского. Дельта реки Мста. Новгород Великий /83/
    • Купол церкви Зосимы Ворбозомского около Кирило-Белозерского монастыря . Зосима Ворбозомский почитается в соборе Вологодских Чудотворцев и Новгородских Чудотворцев и Почаевской Лавре (Волынь)/89/
    • Липа около Десятинной церкви в Киеве - места успения княгини Ольги, которую посадил митрополит Петр Могила в XVII веке/90/
    • Князь Лев Данилович Галицко-Волынский, который привез в Белз Ченстоховскую икону матери Константина Великого и отправил в Константинополь Петра - автора Петровской иконы для посвящения в митрополита Галицкого. Но посвятили его в митрополита Киевского и Всея Руси
    • Ченстоховская икона Божией матери на липе. Икона матери Константина Великого. Королева Польши
    • Ченстоховская икона Божией матери в храме Великой княгини Ольги в Петербурге, которую я приняла за Иверскую - Анокопийскую нерукотворную, явленную на камне
    • О дереве красноватого цвета Березовской чудотворной иконы Николы Закамского. Липа имеет красноватый цвет и от ошпаривания темнеет
    • Три сердцевидных листа липы на гербе подмосковного Росток,земли и воды которого Иван III отдал по несудимой грамоте игумену Троице-Сергиевой Лавры Паисию Ярославову
    • В монастыре Паулинов (Павла Фивейского) хранится Ченстоховская икона. Встреча святого Антония Великого и Павла Фивейского. Коптская икона
    • Бронница на реке Мста в 25 километрах от Новгорода и Антониев монастырь на Волхве
    • Антоний Римлянин на Камне приплывший в Новгород. Антониев монастырь на берегу реки Волхв в настоящее время. Аллегория "Третьего Рима" приплывшего в Новгород через Печеры.Фото. Н.Кондаков
    • Владения родителей Князя Ярослава Оболенского на реке Пахре - притоке Москвы, на которой стоят Бронницы. В сравнении с современными границами Москвы. Водный путь Москва-Пахра-Нара-Ока. И по отношению к Калужскому шоссе
    • Освещенный Иоанном Кронштадтским храм Александра Невского (вместо Никольского) в Окулово около с. Белого на месте деревянной церкви, привезенной из д. Мшенцы, где богородичная икона проявлялась только в воде /84/
    • Герб Немана (Калининград) с деревом липой и "Преображением"
    • Митрополит Коломенский и Крутицкий Ювеналий (Поярков) и протоиерей Николай Погребняк настоятель храма Спасо-Преображенного в Балашихе. Автор статьи «Иконография образа святителя Николая»/81/

© Наталья Ярославова – Оболенская
17-19 ноября 2014 года

Часть 1
Часть 2
Часть 3
Часть 4

Река Белая - приток Мсты, впадающей в озеро Ильмень около Рюрикова городища, и река Белая, впадающая в Каму

Тверское княжество и княжество Новгородское соединяет река Мста, где ставила свои погосты Княгиня Ольга Перевозщица. Впадает в эту реку Мста - река Белая, одноименная реке Белой - притоку Камы в предгорьях Уральских гор.

На берегах новгородско-тверской реки Белой находится село Белое (Любытино), известное самыми древними захоронениями славян VII - IX вв. Необычайно высокая концентрация памятников археологии в его окрестностях является особенностью этой относительно небольшой территории. Белое (Любытино) находится на границе с Бежецкой пятиной, отделяющей новгородские земли от ярославских.

Около Белого (Любытино) в родовом селе Каменка родился А.В.Суворов – сын В.И.Суворова, привезший в Москву пленного "французского маркиза" Е.Пугачева, схваченного им в районе уральской реки Белой /85,86,87/. Судьба автора книги о Е.Пугачеве – В.Я.Шишкова также связана с истоком Мсты у Вышнего Волочка.

Находится село Белое непосредственно у впадения реки Белой в реку Мста и через него проходит дорога на Окулово (Акулово), бояр Акуловых, чью фамилию носил сын Т.Ф.Ярославовой от первого брака - Сергей, которому отец детей Т.Ф. Ярославовой - Ф.Г.Орлов наследовал специально выкупленную им вотчину - село Кубенское около Кубенского озера на реке Княжице по дороге от Вологды к Кирилло-Белозерскому монастырю и к Белому озеру - месту первого упоминания трех братьев Рюриков, т.е. к первому Рюриковому городищу. В селе Кубенском, до Василия II Темного, было короткое время Кубенское княжество, а также Кубено-Озерский район, название которого напоминает о князе именно Озерском – отце Иоасафа Каменского, а также о св. Стефане Озерском Комельском.

В Окулово в 1901-1903 годах Н. А. Римский-Корсаков работал над операми «Кащей Бессмертный» и «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» /84/. А Николай Рерих проводил раскопки, результаты и открытия которых вошли в «Золотой фонд» Императорского Русского Археологического Общества /8/. Сына, родившегося в Окулово, он назвал – Юрий (Георгий), вероятно, от Георгиевского собора Новгородского Юрьева монастыря, посвященного Георгию – основателю Китежей. Мотивы окуловской жизни И.И.Левитан запечатлел в его пейзажах, в т.ч. «Озеро (Русь)».

Здесь же, в соседнем селе Языково родился и Н. Н. Миклухо-Маклай ( «История Русской науки. По Ритуалу Петра I гость Кунсткамеры - попадал в Библиотеку, теперь он попадает в «шаманизм» бывшего института Н.Миклухо-Маклая»).

Рюриковы городища на Белом озере и озере Ильмень. И православные «Римляне»

Сам Великий Новгород, как считают, основан славянским князем Гостомыслом (Gostomuizli,окончание «-мысл») , сыновья которого погибли, а «из чрева его средней дочери Умилы выросло великое и плодовитое дерево; оно укрыло под своей кроной весь Великий град». Выросло это древо после того, как Гостомысл послал посольство в прусские земли "к тамошним самодержцам" от рода Августа Кесаря, и предложить им власть над славянской землей. По другой версии посольство было к варягам, а отец братьев Рюриков был Буривое (Гостомысл).

Рюриковым городищем называют и древнее поселение у впадения реки Мста в озеро Ильмень. Рядом с этим местом находится исток реки Волхв, которая несет воды Мсты и Белой уже дальше к Ладоге, после того, как они миновали оз.Ильмень.

На правом берегу реки Волхв, исток которой в озере Ильмень, располагается Антониев монастырь, основателем и первым настоятелем которого был Антоний Римлянин, «приплывший на камне» из Рима в Новгород и получивший его имя в честь именно того коптского святого Антония Великого, которому молился Муромский князь Глеб Борисович, основавший Спасо- Каменный монастырь на озере Кубенском, соседнем с Белоозером.

Антония Римлянина предположительно считают монахом Киево-Печерской Лавры и уточняют, что дополнение к имени «Римлянин» появилось позже. «Возможно, когда потеря Новгородом независимости вызвала появление ряда сказаний о наследовании «римских» святынь»/8/.

«Римлянином» он мог стать и после появления в 1472 году царицы Софьи Римлянинки (Палеолог) - внучки последнего князя Ахайи – государства крестоносцев. Это Православные из Рима. Однако Антоний веры не менял. Он уединился на Скале ( что на греческом – Петра) из-за гонений «латинян» на православие. Камень от Скалы (Петра) откололся и чудесным образом приплыл из Рима в Новгород.Аллегория о «Третьем Риме, приплывшем в Новгород через Печеры».

Щитом же и бронью Великого Новгорода являются Бронницы, расположенные в междуречье. Ныне - между мостом через реку Мста и мостом через реку Ниша, в 25 километрах от Новгорода Великого.

Бронницы Новгородские и Бронницы Московские

Бронницы около Новгорода впервые упоминаются в 1268 году, в связи со встречей Великого князя Ярослава III Ярославова, и в XV веке, как вотчина князя Пскова и наместника Новгорода Ярослава Оболенского – родоначальника князей Ярославовых в книге Н.Карамзина «История государства российского»:

«Великий Князь Ярослав прибыл в Новгород и, досадуя на многих чиновников за сию войну кровопролитную (прим-е: с магистром, где погиб епископ Дерпта), хотел их сменить или немедленно выехать из столицы…Великий Князь действительно уехал, отправили вслед за ним Архиепископа, который, наконец, уговорил Ярослава возвратиться из Бронниц…» (Том. 4 глава 3. Великий князь Ярослав Ярославич. 1263-1272) /88/.

Бронне переводят и как Белый. От «Бронвен «Bronwen» - белая, справедливая, благословенная. Имя валлийского происхождения… мужское Bronya, значение его определяется как «броня» ( «Бронница. История названия». Н.Ю.Павлюкова)

При таком толковании слова «Бронь», также и слово «Щит» (бронь) получается, по значению, близким к Белый.

В Новгородских Бронницах есть церковь Спасо-Преображения 1888 года. Но корни у неё более древние и имеют отношение к Спасо-Каменному монастырю, пострижеником которого был Дионисий Глушицкий.

«Предистория Спаса-Преображения насчитывала уже к тому времени несколько веков. По устному преданию в с. Бронница издавна существовала деревянная маленькая церковь, стоявшая в устье реки Глушица, впадающей в реку Мста…» ( «Описание Храма Спаса Преображения в с. Бронница»)

Глушица , впадающая в реку Мста, своего рода «сестра» Глущицы, впадающей в реку Сухона, на которой Дионисий Глушицкий и построил свой монастырь.

Сейчас Бронница известна Героем войны А.А.Князевым. Князевы - сопутствующая Ярославовым фамилия. В немногочисленной дер. Ярославовой на реке Бирь -притоке реки Белой на Урале одна из жен Ярославовых выходила замуж за Князева ( «Глава двадцать первая : Ярославне в час разлуки,говорил наверно князь: Хмуриться не надо Лада…». Утоли мои печали Натали: «паломничество по собственной жизни»).

Основана была Бронница именно на реке Мста потому, что с Волхва попасть в город сложнее. Надо двигаться против течения. А вот по реке Мста - движение к городу - по течению. Т.е. к Новгороду приведут сами воды, ведь Мста берет начало на Валдайской возвышенности, где и Волга:

«Бассейн Мсты почти целиком расположен в северной части Валдайской возвышенности, где проходит основная гряда Валдайских гор, которые возвышаются над уровнем Ильменя до 250-290 м. К югу и востоку местность понижается, переходя в Валдайское озерное плато и Молого-Мстинскую озерную возвышенность» /75/.

Исток реки Мста - около озера Мстино, непосредственно примыкающего к Верхнему Волочку. А там, в свою очередь, берет начало река Тверцы.

Летописи дважды, в 1469 году и в 1471 году упоминают князя Ивана Васильевича Стригу Оболенского около Вышнего Волочка, но текст один и тот же.

1471 (69 ?) год: «Московский летописный свод» приводит второе точно доказанное упоминание Вышнего Волочка: «Лета 6977… А в 13 того же месяца в четверток отпустил князь велики князя Василья Ивановича Оболенского Стригу с многими вои, да с ним князеи царевичевых Даньяровых с многими Татары, а велел тем ити на Волочек да по Мсте». В Никоновской летописм это 1471 г.

Т.е. от Москвы наместник Новгородский Иван Стрига - брат князя Ярослава Оболенского пришел сначала к истоку Мсты. И этот исток они контролировали особо, что тоже относилось к защите Новгорода Великого.

Бронница московская упоминается уже позже, впервые в 1453 году, но функции у неё те же: бронь и защита на главной реке - Москве, по которой можно попасть в город - по воде. И это время братьев Оболенских: Ивана , Ярослава и Александра.

В 2006 году в Московских Бронницах было создано Бронницкое благочинье, Указом митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия (Пояркова) № 2320 от 20 сентября 2006 года ( «Спас-на-Сенной, как покаяние за «архитектурные казни». Сложная миссия архиепископа Амвросия Петергофского»).

Епископ Бронницкого благочинья Амвросий Бронницкий и стал тогда настоятелем Храма Рождества Иоанна Предтечи на Красной Пресне, в стене баптистерия которого находятся закладные доски супругов Ярославовых с равносторонними греческими крестами.

В этот храм на Пресне было принесено редкое , созданное по обету, Евангелие из того самого города Дмитрова, где князем при Иване III был Юрий (Георгий ) Дмитровский , сын Палеолог, унаследовавший московские дворы князя Ивана Стриги Оболенского и его брата Александра Оболенского, погибшего при штурме замка магистра Ливонского ордена Гельмет.

Никола на Липне, вокруг которого много политики. Никола Березовский и Никола Псковский

В дельте реки Мста около Великого Новгорода есть остров Липно (Липны). Остров знаменит тем, что в первые годы XII века на его берегу была обретена икона Николы на Липне.

Древнейший сохранившийся список «Сказания» об этой Липенской иконе, явленной в Новгороде, принадлежал вологодскому Спасо-Прилуцкому Димитрову монастырю, основанному учеником Сергия Радонежского - Дмитрием Прилуцким. Впервые опубликован Н. К. Никольским (Материалы для истории древнерусской духовной письменности // Сборник отделения русского языка и словесности императорской Академии наук. Т. 82. СПб., 1907. № 4–5. С. 58–61.). Другой ранний вариант текста «Сказания» хранился в самом Николо-Дворищенском соборе /100/.

Уникальна икона Николы Липенского, прежде всего, её формой - она круглая, что встречалось в раннем христианстве в Царьграде (Константинополе) и на Афоне. Однако на Руси таких икон почти не было.

Икону Николы на Липне называют "Иконой, вокруг которой много политики". В ней видели и Смоленские черты, и Черниговские, и Средиземноморские, и Германские (Романские), в зависимости от политических союзников и противников.

Много политики и вокруг Березовской Чудотворной иконы Николы Закамского - первой на восточном берегу Камы, у впадения в неё реки Белой.

Новгородские истоки, существует такое мнение, и у Мологской иконы, которую я изучала ранее, как один из возможных аналогов Березовской Чудотворной иконы Николы Закамского, явленной у слияния реки Белой с Камой уже на Урале:

«Изображение Святого Николая Березовского отличается от всех известных древних…. На ней изображена открытая, окруженная венцом (!), глава Святителя и верхняя часть груди и плечи, облаченные омофором; над плечами надпись, греческим шрифтом «Святой Николае»…

Описание изображения Св. Николая Березовского очень напоминает изображение Николая Чудотворца на иконе новгородской школы начала 13 века, выставленной в Государственной Третьяковской галерее» ( Чудотворная икона и Николаевская церковь).

Обсуждаемую мологскую икону я описывала, в частности, в статье «Всемирная азиатская торговля в древней Мологе, у начала Тихвинской системы. Правда, которую пытались затопить».

Названную статью в 2011 году я проиллюстрировала иконой из публикации википедии о Мологе. Мологской назвала её я . В статье сказано, что её привезли из Мологи. Сам же образ, как выяснилось, - Ростовский XIV века и хранится в Государственной Третьяковской галерее.

Этот ростовско-мологский образ - первый, который воспринят мною, как наиболее близкий к Березовскому. Однако сейчас я считаю, что по чертам ближе всего образ св. Николая из Пскова, который относят к XIV веку. Он тоже хранится в Государственной Третьяковской галерее. Раньше я этот Псковский образ не знала.

Никола Ростово-Мологский и Никола Ростовский поясной

Есть ещё один известный ростовский образ Николая Чудотворца - Никола Ростовский, поясной, 14 век:

"По преданию, сохранившемуся в Троице-Сергиевой лавре, и по надписи 17 века на крашенине (то есть ткани, закрывающей оборотную сторону иконы) «Никола Ростовский, поясной», считается келейной иконой Сергия Радонежского" /101/. Родители Сергия Радонежского прибыли из Ростова на реку Пажи под Москвой - "сестру" ярославской реки Пажи, этим, видимо, объясняется ростовское происхождение иконы.

В одном из описаний отличительным признаком иконы считают короткий широкий нос. С моей точки зрения, нос, как раз, удлиненный и даже длинный. И "раздутые ноздри".

Вместе с этим выделяют написание губ. Более светлый фон под губой отличает, обращу внимание, и Псковский образ того же времени (ГТГ) /102|103|16/

Таким образом, образ Березовской чудотворной иконы Николы Закамского надо изучать вместе с Псковским образом и Ростовским поясным образом Николы Чудотворца - келейной иконой Сергия Радонежского из Троице-Сергиевой Лавры, где игуменом был Паисий Ярославов.

С иконой Николы на Липне эти иконы связывает ученик Сергия Радонежского - Дмитрий Прилуцкий, в вологодской церкви и монастыре которого хранится самый древний список Сказания о явлении Николы на Липне.

В публикации о "Всемирной азиатской торговле в древней Мологе" я также обращала внимание и на икону Николы Теребенского, за которой гонялись литовцы, вероятно, по той причине, что найдена она была на месте явления самого Николы Чудотворца. Изучавшие эту икону обращают внимание на то, что нигде нет этого образа в цвете.

Ещё одна икона, упоминаемая в процитированных выше материалах - Никола из Боровичей. А Боровичи - второй по величине город на реке Мста, в дельте которой и образовался остров Липно.

Контекст упоминания следующий:

«В 15-16 веках наблюдаются многочисленные заимствования из не¬мецких гравюр в иконах Святого Николая с житием из Боровичей /1561 г./ и жития Николая Чудотворца из немецкой хроники Шедемя /1493-1494 гг./….»

Однако Никола на Липне явлен раньше по времени, в первые годы XII века.

А общность происходившего на Белом озере и на озере Ильмень, также как и белоозерская топонимика «Липин Бор», которую фольклор связывает с девушкой Липой, дает основание предположить, что не икона была названа от острова Липно, а остров - от названия иконы. Либо остров был богат деревом - липой, считающимся Святым у славян и греков.

Касательно общности происходящего на Белоозере и в Великом Новгороде напомню о Зосиме Варбозомском – ученике Корнилия Комельского из Ростова (постриженика Кирилло-Белозерского монастыря, основанного последователями Сергия Радонежского) , которого изображали: и в соборе Белозерских Чудотворцев, и в соборе Новгородских Чудотворцев. Святой показан также среди подвижников … в галерее, ведущей в пещерную церковь прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (Волынь). В 22 верстах от Белозерска на острове он основал церковь Благовещения. Существовал также монастырь его имени. В синодике Кириллова Белозерского монастыря середины XVII века Зосима упоминается между прп. Нилом Сорским - учеником Паисия Ярославова и прп. Иродионом Илоезерским…В рукописи, хранящейся в музее-усадьбе «Архангельское», память Зосимы помещена под 7 ноября… В монастыре им. Зосимы Орбозомского (Арбозомского) купол одной из церквей - небо с шестиконечными звездами /89/. В церкви самого Зосимы был придел св.Николая и ап. Иоанна Богослова ( «Зосима Ворбозомский. Другие названия святого и их значения»). Зосима Арбазомский жил в годы близкие к тем, когда митрополит Московский и Всея Руси Зосима Бородатый (Брадатый) сформулировал «в первой редакции» концепцию «Третьего Рима». Известен Зосима Варбозомский его посланием духовной дочери, где он цитирует Симеона – епископа Месопотамского. Почему-то именно его выделяют в Горицком монастыре опальных цариц.

Липин Бор на Белоозере и вековые липы у Киевской Десятинной церкви в Киево-Печерской лавре

Никола на Липне, как уже сказано, самим его названием напоминает Белозерский «Липин Бор» и его легенды. «Вергилий, Овидий, Плиний, называли липу "золотым деревом". У славян старые большие липы традиционно росли вблизи церквей и храмов».

Ей посвящен город Лиепае в Латвии. Деревня Лива (Лиепая) была под властью Ливонского Ордена, признававшего над собой верховенство Тевтонского ордена. В XV веке через Ливу проходил торговый путь из Амстердама в Москву, известный как «белая дорога к Лыва Портус» /8/.

Вместе с этим, липа - геральдическое дерево Чехии, где королями были представители династии Пржемысловичей от Либуше.

Также липа в геральдике Германии и Австрии:

«В классической немецкой и австрийской геральдике липа предстает в виде стилизованного дерева с золотыми сердцевидными листьями. Стилизованные сердцевидные листья липы можно видеть и на многих немецких печатях, например на печати города Линдау. В исторических гербах Тюрингии и Гессена шлем украшает так называемый «крест липового листа», образованный причудливо изогнутыми веточками липы… Битва при Липанах (1434) знаменовала собой конец героической эпохи Гуситских войн» /93|94|95/.

Сердцевидный орнамент на иконе Бориса и Глеба в Плотниках описывал Н.П.Кондаков одновременно изучавший и описавший храмовую икону Николо-Дворищенского собора в Ярославовом городище Новгорода, которую он считал списком с иконы Николы на Липне:

«Описание и датировка храмовой иконы Николо-Дворищенского собора имеется в изданном в 1931 г. в Праге третьем томе «Русской иконы» Н. П. Кондакова Кондаков считал икону древне-суздальским письмом с темноватым, почти без оживок охрением, в то же время отмечая ее греческий рисунок и золотые «флероны» на одеждах – признак, по его словам, конец XIV в…. ссылаясь на Третью Новгородскую летопись, Н. П. Кондаков считал местом первоначального пребывания иконы храм на острове Липна, откуда позднее ее перенесли в бывший придворный храм на Дворище…В статье Э. А. Гордиенко (2008) приведенное Н. П. Кондаковым описание иконы ошибочно отнесено ко второй, более ранней круглой иконе святителя Николая (из придела Варлаама Хутынского). …Э. А. Гордиенко ошибочно отождествила «флероны» с ассистом на второй круглой иконе. На самом же деле под «флеронами». Н. П. Кондаков понимал растительный орнамент облачения на иконе XVI в., что очевидно из приведенного там же описания иконы Бориса и Глеба на конях из церкви Бориса и Глеба в Плотниках. Здесь флеронами назван сердцевидный орнамент на княжеском плаще…»/100/.

В Киеве есть вековая липа, «которая сохранилась на Старокиевской горе возле остатков фундамента Десятинной церкви. Этому дереву приблизительно 500 лет, высота его — около 15 метров, обхват ствола — 3 метра. На табличке, установленной возле дерева, написано, что липа была посажена киевским митрополитом Петром Могилой в 1635 году по случаю построения им из обломков старого храма новой Десятинной церкви.

Вторая знаменитая липа растет на территории Киево-Печерской лавры, в районе дальних пещер. Предание гласит, что это дерево посажено в начале XII столетия игуменом Феодосием на могиле матери…».

Феодосий Печерский, посадивший липу, был учеником Антония Печерского, названного в честь Антония Великого, близкого русским его изображением на Афоне с Андреем Первозванным. Известна и коптская икона Антония Великого с Павлом Фивейским.

Липа, посаженная Феодосием Печерским на могиле Матери, напоминает ещё и о Комляте из Ростиславля - города князя Муромского, а также о Дионисии Глушицком, пришедшем с крестом на место основания монастыря на реке Глушице (притоке Сухоны) и положившем его в основание церкви Покрова Богородицы. Откуда принес крест Дионисий не известно, но возможно, как раз, с Глушицы новгородской, что около Бронниц на берегу Мсты.

В 1011 году останки Великой княгини Ольги , первой принявшей крещение в Константинопольском Соборе Софии, были перенесены в ту самую Десятинную церковь, около которой позже митрополит Петр посадил липу.

Символично, что митрополит Киевский , который носил имя апостола Петра посадил липу именно у Десятинной церкви (Успения Богородицы), где была похоронена Великая княгиня Ольга,в крещении Елена, в честь матери Константина Великого.

Липа, Лада, Эл-лада. Ченстоховская Богородица на липе – королева Польши от Льва Галицкого и Елены - матери императора Константина

Липа, как материал для иконы, имеет значение, что подтверждают и иные легенды:

«Липа считалась деревом Богородицы; говорили, что на ней отдыхает Богородица, спускаясь с небес на землю. На липу вешали образки и иконы; на Липе же, согласно преданиям, чаще других деревьев появлялись («являлись») чудотворные иконы. …Липой украшали дом в Юрьев день… В греческой мифологии царь богов Зевс за радушие и гостеприимство превратил после смерти гречанку Бавкиду в липу, а ее мужа Филемона — в дуб…» ( Иконы на дереве)

Известная икона на липе - Ченстоховская. Это икона Елены Августа – матери императора Константина. День их почитания Елены и Константина - 3 июня совпадает с днем Князя Ярослава Муромского, к потомкам которого относится основатель Спасо-Каменного монастыря.

«В 326 году, когда святая Елена посетила Иерусалим для поклонения святым местам, она, по преданию, получила эту икону св. Луки в дар и привезла её в Константинополь…

Достоверно история иконы прослеживается с конца XIII века, когда галицко-волынский князь Лев Данилович перевёз икону в город Белз, где она прославилась многочисленными чудесами. Два шрама на иконе - следы нападения гуситов при защите замка Белз… Бывший наместник в Галицкой Руси , назначенный Людовиком Венгерским, - польский князь Владислав Опольский в 1382 году перенес икону на Ясную Гору, около Ченстоховы, во вновь построенный монастырь паулинов (Павла Фивейского).

Помяненная святая Честоховская икона поставлена в костеле римском над олтарем высоко; и закрывается та икона серебреною доскою… на той помяненной серебреной доске вылит образ Сошествия Святаго Духа. Перед иконой лежали Золотые булавы гетманов и золотые сабли с именами.

Король Ян Казимир провозгласил 1 апреля 1656 года во Львове Божию Матерь Ченстоховскую королевой и покровительницей Польши…».

Произошло это во Львове, как видится, по той причине, что Князь по имени Лев (Данилович) Галицкий и Волынский первый привез эту икону в Белз. Сын Льва Галицкого - Князь Галицкий Юрий Львович избрал, в свою очередь, будущего митрополита Петра и отправил его в Константинополь, где он был посвящен в митрополита Киевского и Всея Руси, чье имя, как Петра Чудотворца, по мнению Г.М.Прохорова, и включено в название Спасо-Каменного монастыря. Хотя гробница Петра - в Москве.

На одеждах Ченстоховской Богородицы на липе та самая буква «Ж» или «сдвоенная лилия», которая сложена из кирпичей на древнем храме в городе Касторья, откуда родом был основатель Афонского Дионисиата.

Ченстоховскую икону я однажды «перепутала» с Иверской в храме Великой княгини Ольги в Петербурге. ( «Дорога к единственному Храму княгини Ольги «на Нево» привела к Святой Наталье Никодимийской из Вифинии).

Однако и саму Иверскую икону считают Анакопийской нерукотворной, явленной на Камне, что роднит её с Табынской и Бугабашской, явленных и проявившихся около реки Белой на Урале-Камне.

Ченстоховская икона в «одеждах Меровингов», как я её называю, близка к Шестоковской, из Твери.

Второе название Шестоковской иконы, близкой к Ченстоховской - Шелтожемская. Шелтомежская-Шестаковская-Вознесенская женская община находилась в Тверской губернии, в Кашинском уезде близь села Боженок» /91/.

Таким образом, если на липе была создана икона Николая Чудотворца, то это уникально , также как и круглая форма этой иконы.

Березовская чудотворная икона Николы Закамского по описаниям была создана на дереве красноватого цвета. Красноватый цвет имеет и липа. При "ошпаривании" она темнеет.

Круглые иконы Николы Чудотворца IX-XII в., символизирующие - Щит, Победу-Нику

«Икон круглой формы на деревянной доске среди памятников византийского и древнерусского искусства не сохранилось.

Тем не менее, круглые иконы, тип которых восходит к глубокой древности, еще могли существовать в конце XI – начале XII вв., хотя были в то время уже большой редкостью. Известно, что imagines clipeatae, т. е. изображения, вписанные в круглое обрамление, которое имитирует форму щита (clipeus), были широко распространены в позднеантичном и раннехристианском искусстве.

Их круглая форма символизировала как триумф, победу, так и принадлежность к иному, высшему миру…..Есть основания полагать, что иконы круглой формы еще находились в обращении в IX в., или, во всяком случае, о них сохранялась живая и яркая память, и их абрис сохранял в глазах иконопочитателей свой высокий символический смысл. Иначе трудно было бы объяснить наличие множества миниатюр в византийских послеиконоборческих Псалтирях IX в. – Хлудовской и из монастыря Пантократор (Афон), где изображались иконы, как правило, круглой формы ( Иконография образа святителя Николая).

Ранее мне встречался только один «круглый Никола с Мальтийским крестом» в церкви Никола на Топоре. В ней служил Антон Егорович Ярославов - пономарь с.Никольского, что на Топоре, Мышкинского уезда, Ярославской Епархии.

Это - Николо-Топорский погост Великой княгини Ольги Перевозщицы. А основание погоста и вхождение волости Кадки в состав Киевской Руси относят к 937 году ( «Священники Ярославовы в верхневолжском погосте Княгини Ольги Перевозщицы и Акрополе «Морского Пирата» Николы Чудотворца»).

К потомкам Антония Ярославова - сына Егора относится Леонардо Борисович Ярославов, по матери, Терновский - рыцарь ордена Креста Витиса Литвы или Ордена Крестя Витязя, герба Погони Ягайло, Витовта и Вильно (Первая ветка Ярославовых: от XV до XXI века. От Ярославовых, приводивших Ярославское княжество во власть Москвы, - до Рыцаря Ордена Креста Витиса).

Обретение иконы Николы на Липне. Никольский собор на Ярославовом Дворище - резиденция Новгородских князей. Новгородская революция XII века

Обретена икона Николы на Липне была в 1113 году, при князе Мстиславе, в те времена, когда мощи Николая Чудотворца торговцы уже вывезли в город Бари, что было в XI веке (1087 год).

Но заболевший князь Мстислав приказал доставить ему копию иконы Николая Чудотворца не из Бари, а из Киева, из собора Софии, четко указав меру этой иконы и, самое главное, форму – круглая. Строгое соблюдение формы – круглая и меры было связано со сном князя, в котором ему явился сам Никола Чудотворец и рассказал о том, что исцелит Мстислава:

«Известно было и о чуде спасения утонувшего младенца, который был найден живым перед иконой святителя Николая в Киеве. В одну из ночей святой явился князю во сне («в ризах, яко же на иконе написан») и повелел послать в Киев, где «на полатех» (на хорах) есть икона св. Николая, «круглая доска», освятить воду от нее (видимо, воду от омывания иконы) и ею «покропитися» для исцеления».

Однако отправиться в Киев за круглой иконой названной князем меры морякам мешала буря. Пережидали они эту бурю на острове Липно, в дельте реки Мсты. И вот на третий день вынужденных ожиданий один из моряков обрел в водах Мсты и Ильменя икону Николая Чудотворца, «приплывшую из Киева в Новгород» к острову Липно, точно повторяющую меру и форму той иконы, которую приказал привезти Великий Князь Мстислав.

«Принесенная ко князю, икона исцелила его. Князь последовал за иконой в церковь, освятил священную воду с этой чудотворной иконы и окропился ею…

Откуда же появилась в Новгороде такая необычная икона?

Сказание о ней сообщает, что это была копия знаменитого образа, хранившегося в Киеве, «на полатех» Софийского собора – того самого образа, который прославился спасением утонувшего младенца… Однако никаких сведений о круглой форме киевской иконы не имеется, а в изображениях Чуда спасения киевского младенца (которые известны в русской иконописи с конца XIV в.) икона Софийского собора представлена прямоугольной. Наиболее ранний пример – московская икона «Никола в житии» из Николо-Угрешского монастыря (конец XIV в., ГТГ)….»

Борисоглебский собор Вышгорода триумвирата: Изяслава, Святослава , Владислава и Олега Святославича

Упоминание знаменитого образа Софийского собора является важным.

История этого образа такова, что родители спасенного младенца имели большую веру к Николаю Чудотворцу и Борису и Глебу. Когда они возвращались из Вышгорода с богомолья по реке , то из рук задремавшей жены младенец выпал в воду…. На следующее утро пономарь Софийского Собора в Киеве, придя в храм, услышал детский плач. Вместе со сторожем он вошел на хоры. Здесь перед образом святителя Николая они увидели лежащего младенца, всего мокрого как будто только что взятого из воды. Весть о найденном младенце быстро долетела до родителей…Образ же святителя, перед которым был найден утонувший младенец, до сих пор называют "Никола Мокрый" /78/.

Таким образом, объяснение названия у Николы Мокрого совсем другое, чем это подают сейчас. Это не церковь Николы, стоящая у реки или воды. А церковь с образом Николы из Софийского собора, обращающая внимание на помощь Князей Бориса и Глеба для тех, кто верит в них.

Т.е. это икона, связанная с Борисом и Глебом и отказом от братских конфликтов, которые, как раз, и имели место в Новгороде в начале XII века.

Борисоглебская церковь в Вышгороде, куда ездили на богомолье родители спасенного чудом младенца, была построена из дерева в 1021 году на месте сгоревшей церкви Святого Василия, возле которой были погребены тела братьев.

«На месте обветшавшего деревянного храма князь Изяслав Ярославич построил одноглавую каменную церковь, которую освятили 20 мая 1072 года при участии киевского митрополита Георгия…и торжественно внесли в неё мощи братьев. Большой каменный храм в честь Бориса и Глеба начал строить князь Святослав Ярославич (к его смерти в 1076 году была завершена кладка стен) и продолжил Всеволод Ярославич. К 1080—1090 годам храм был построен, но его верх обрушился и был восстановлен князем Олегом Святославичем…» /8/ Спустя годы территория этой церкви была отдана Преображенскому монастырю.

Автором статьи, которую я цитирую, является Николай (Святослав) Погребняк настоятель Преображенского храма в Балашихе (Пехра-Яковлевское) Московской епархии на реке Пехре – притоке Москвы реки, уделивший много внимания иконе Николы на Липне. Подчинен этот храм митрополиту Коломенскому и Крутицкому Ювеналию (Пояркову), основавшему в 2006 году Бронницкое благочинье.

Новгородская революция в годы, близкие к явлению иконы Николы на Липне. Строительство Никольского собора на Ярославоом дворище Новгорода загадочным Мстиславом

Все прежние публикации об этой иконе, знакомые мне ранее, относились к князю Киевскому Мстиславу Великому Гаральду. Он жил и княжил в эти годы, т.к. умер в 1137 году.

Но вот в статье Протоиерея Николая Погребняка «Иконография образа святителя Николая» князь Мстислав назван Святославичем, со ссылкой на местные летописцы:

«В память о событии была построена церковь во имя св. Николая «на Ярославле дворе», расписана «стенными письмены», и там была помещена чудотворная икона: «за сие преславное чудо великий князь Мстислав Святославич и баба его благоверная княгиня Анна воздвигнуша церковь камену прекрасну во имя иже во святых отца нашего Николая архиепископа Мир Ликийских чудотворца и чудную икону в ней поставиша».

Автор статьи в данном случае процитировал новгородские летописи из книги Азбелева С.Н. «Новгородские местные летописцы» (ТОДРЛ, т. 15. М., 1958). И нет основания этому не доверять.

Собор святого Николая Липенского на Ярославовом дворище получил название Николо-Дворищенского собора. Он находился под юрисдикцией новгородских князей. И здесь была княжеская резиденция, до тех пор, пока её перенесли в Рюриково Городище. Точнее одно из Рюриковых городищ. Другое было на старой Ладоге.

Я уделяю внимание этой Киевской иконе, копию которой просили привезти в Новгород в начале XII века, поскольку как раз в эти же годы в Новгороде был конфликт между князьями Смоленского княжеского дома и Черниговского княжеского дома, вследствие которого произошла Новгородская революция XII века, после чего и была создана Вечевая республика. Финал вечевой республики пришелся на годы после восстания Марфы Борецкой, изгнавшей Соловецкого старца Зосиму.

А начиналось всё в годы явления круглой иконы на острове Липно в устье реки Мста, подобной Киевской иконе, около которой был найден утонувший младенец.

Образы Николы, ассоциирующиеся с иконой Николы на Липне,в посвященной ей публикации

В статье об иконографии образа Святителя Николая, где её автор много внимания уделяет, прежде всего, Николе на Липне, есть упоминания других образов и икон из Новгорода, которые при этом воспринимаются по тексту статьи, как связанные с иконой Николы на Липне, явленной на острове в устье реки Мста.

В частности, протоиерей Николай Погребняк упоминает образ из Смоленского собора Новодевичьего монастыря Москвы:

«Поясной образ , с закрытым Евангелием на левой руке; в Византии он получил распространение в XI-XIII вв. Самый ранний (XI в.) такой образ – в монастыре святой Екатерины на Синае. Древнейшая из сохранившихся русских икон этого типа находилась в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря; она происходит из Новгорода и относится к концу XII в. В Москву из Новгорода ее вместе с Ярославской иконой Божией Матери привез царь Иван Грозный. В 30-е гг. ХХ в., после закрытия Новодевичьего монастыря, икона попала в Исторический музей, а затем и в Третьяковскую галерею. Была еще одна, даже более древняя (XII в.), икона такого типа, мозаичная; хранилась она в музее Киевской Духовной Академии….Заслуживают внимания изображения на полях иконы из Смоленского собора. На боковых полях – попарно три ряда святых (в рост): вверху святые страстотерпцы Борис и Глеб» На других полях чтимые святые Новгородской земли…».

Около этого Смоленского собора Новодевичьего монастыря похоронен сын Т.Ф.Ярославовой и Ф.Г.Орлова - собственников села Кубенское на берегу Кубенского озера ( «Михаил Орлов - он подписал акт капитуляции Парижа и стал «Иоанном Предтечей» отмены крепостного права в России»)

Здесь же автор статьи приводит рассказ о Константинопольской иконе и подчеркивает тот факт, что Никола это целитель:

«В Константинополе существовала чтимая, богато украшенная икона святителя, которой с соблюдением специальных церемоний приходил поклоняться император. Архиепископ Антоний («Книга Паломник») пишет: «А вне Златых врат святый Никола пробилоб; и прокована вся икона сребром и позлачна. А когда царь придет, тогда открывают сребро, и целует царь во главу, отнюдуже кровь шла, и паки покрывает сребром». Эта чудотворная икона, вероятно, исчезла в XIII в., как многие святыни Константинополя. В XI в. существовала своеобразная иконография святителя Николая, где в центре иконы находился сам святитель, а вокруг, на полях, – святые воины и великомученики-целители, покровители императора и его войска (темперная икона с поясным изображением святого в центре – монастырь святой Екатерины на Синае)….

В почитании новгородского круглого образа святителя Николая Мирликийского просматривается особое отношение к нему, как к целителю, со стороны княжеского дома. Это уместно сравнить с рассказом о чудесном исцелении ослепленного в феодальных распрях сербского короля Стефана Дечанского, 1320-е гг. Трудно сомневаться, что такое почитание Святителя имело место и в Константинополе.. Новгородский круглый образ, возможно, является копией какой-либо чудотворной константинопольской иконы….»

Как видим, здесь: и Борис и Глеб; и распри, от которых они предостерегают; и воины святые; и целители; и династия Неманичей в лице сербского короля Стефана Дечанского, которой я много внимания уделяла в статье о Савво-Крыпецком монастыре, где хорошее зрение вернули и жене князя Пскова Ярослава Оболенского, также, как некогда ханше Тайдуле.

Церковь иконы на Липне и церковь иконы на острове Лиде в Венеции

На примере Липенской иконы в городе Новгороде, связанном как с православной греческой традицией, так и с западной, можно видеть черты влияния романского искусства: XIII в. с его бурными военно-политическими событиями – так пишет об этой иконе протоиерей Николай Погребняк (в миру Святослав).

Икону круглой формы с поясным изображением святителя Николая, происходящую из церкви Святителя Николая на Дворище в Новгороде (сейчас она в Новгородском музее) называют одним «из самых удивительных памятников древнерусской иконописи, как из-за необычной формы, так и из-за происхождения».

Исследования, предпринятые историками на протяжении последних десятилетий, в том числе публикации новых источников, показывают: икона, как и говорит предание, действительно могла быть привезена около 1113 г. в связи с основанием Никольского храма.

«Существует мнение, что иконографические особенности связывают эту икону не только с новгородской, но и с западной художественной традицией, причем с памятниками не средиземноморского, а собственно европейского типа; это могло быть и немецкое искусство.

Храм, посвященный Николе, не случайно был возведен именно на Липне, в одном из важнейших пунктов водного пути при впадении Мсты в Ильмень-озеро, вблизи истока Волхова… В приморских городах Европы стояли многочисленные церкви, посвященные этому святому (например, древний монастырь святителя Николая на острове Лидо в Венеции) . Интересно, что когда в 1087 г. мощи святителя Николая из Мир Ликийских перенесли к себе купцы из итальянского портового города Бари, которые вели большую заморскую торговлю, то их соперниками в борьбе за обладание этой святыней стали венецианцы…»

Древнее название острова Лиде - остров Святого Николая. С 1053 года в северной части стояло бенедиктинское аббатство, построенное для сохранения останков Святого Николая, покровителя моряков. В 1389 году небольшой участок неподалеку от церкви был выделен Республике Венеция под кладбище для захоронения евреев. Ежегодно на этом острове проходит Венецианский кинофестиваль.

Архитектура церкви Николо на Липно дала много поводов для архитектурных исследований. «Первый труд посвященный церкви на Липне появился в 1859 году и назывался "Церковь Св. Николая Чудотворца, близ Новгорода: Вопрос о первоначальной форме иконостаса в русских церквах". Обращали внимание и на Романо-германское влияние. И на смоленских и черниговских мастеров, при этом, «признается влияние архитектурных черт, встречавшихся в западной Европе, в том числе в немецком Кельне и особенно в соседней Ливонии. В целом мнение ученых о Николе можно охарактеризовать как идею "отдельной ветви", которая не получила большого продолжения в будущем»/75/.

Храм построили на том месте, где в 1113 г. была чудесно обретена круглая икона святителя

Никола Мокрый Муромский и Ярославский

Церковь Николы Мокрого есть в Муроме. А князем Муромским был Князь Глеб Борисович, основавший Спасо-Преображенский собор на Каменном острове Кубенского озера.

Второе название Муромской церкви - Набережная, с одной стороны, вводит в заблуждение относительно происхождения названия Мокрый, с другой стороны, указывает на то, что любое спасение связано с берегом.

Я писала об этой церкви в статье: Ипатьевские тайны: Князья и Императоры Дмитрии Угличские и Великие князья Красные

«обсуждаемая параллель: святой Антоний Великий, как один из первых Великих, почитаемых на Руси, а также Муромские князья на Кубенском озере и Ипатьевский монастырь, с его особым поклонением Федоровской иконе Божией матери, уникальна ещё и тем, что Муром известен культом тех самых сивилл пророчиц, которые изображены на золотых дворцовых воротах Ипатьевского монастыря»

Церковь Николы Мокрого есть также в Ярославле, XVII века /79/

«В верхнем ярусе западных столпов изображены благоверные князья и цари: Константин и Елена, Владимир и Ольга (южный столп), Борис и Глеб, Всеволод Псковский и Ярослав Мудрый (северный столп), в среднем воины-мученики, в нижнем – русские святые, в том числе царевич Димитрий Угличский, Дмитрий Донской, Михаил Черниговский, ярославский князья Федор, Давид и Константин (южный столп), Константин, Михаил и Федор Муромские, Довмонт Псковский, Михаил Тверской и ярославские чудотворцы Василий и Константин (северный столп)…»

Редкое собрание Муромских ( Из Черниговского дома) , Псковских и Тверских князей, с князьями смоленско-ярославскими ( из второй династии).

Продолжение следует

Ссылки:

Номера ссылок с 1 по 70

[71] Музей Гетти (J. Paul Getty Museum), Карон Антуан (1521 Бове - 1599 Париж) - Дионисий Ареопагит обращает языческих философов (93х73 см) 1570-е
[72] Музеи и памятники культуры Москвы.Сюжеты росписи Успенского Собора
[73] Произведения шитья Софьи Палеолог из Кирилло-Белозерского монастыря
[74] «Преподобные Дионисий и Пахомий строят церковь во имя Николы на Глушице»
[75] Никола на Липне
[76] Иконография образа святителя Николая
[77] Мстислав-Георгий Храбрый, Великий князь Новгородский
[78] Спасение утонувшего младенца. Никола Мокрый
[79] Церковь Николы Мокрого в Ярославле
[80] «Святитель Николай Чудотворец – 19 декабря 2014»
[81] Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков)
[82] Протоиерей Николай Погребняк. Рождественский цикл в памятниках иконографии
[83] Перынская церковь и Липенская церковь
[84] «Храм святого благоверного князя Александра Невского из села Мшенцы (Лыкошинский округ) бывшего Валдайского уезда». При строительстве св. Николы
[85] «Савва Ямщиков и Мир художников «над политикой», вовлекаемых в политику. О роли «Напоминающих» и авторских правах на «политическую иллюстрацию»
[86] «Царские Грамоты боярам Ярославовым о жалованных вотчинах и воинских званиях. Ярославовы в годы Шуйских, Сигизмунда III и Семилетней войны»
[87] «Глава масонов из Кадниковского уезда Вологды и некрестьянское восстание «маркиза Пугачева» после раздела Польши и смены фаворитов Екатерины II»
[88] «Спас-на-Сенной, как покаяние за «архитектурные казни». Сложная миссия архиепископа Амвросия Петергофского»
[89] К храмам Ворбозомского и Лозско-Азатского озёр
[90] Липа. Киев
[91] «Музей «Петра и Павла» и «флигель Ярославны» на Чистякова - Ожаровской. Художницы и Джованнины о мечте и реальности. И в Иверии
[92] «Описание Храма Спаса Преображения в с. Бронница»
[93] «У древних славян липа была священным деревом и отождествлялась с богиней любви и красоты – Ладой»
[94] История города Немана (Рагнита)
[95] Липовая геральдика
[96]Центр Земли Новгородской. Путешествие на остров Липны
[97] Озеро Липно 220 км от Праги
[98] Замок Белз
[99] Белые реки России
[100] Круглая икона Николая Чудотворца из Николо-Дворищенского Собора в Великом Новгороде
[101] Никола Ростовский, поясной, 14 век
[102]Ростово-Суздальская живопись 12-16 веков»/автор Н.В. Розанова ,Москва, 1970 год
[103]Икона Богоматери Одигитрии из ростовского княжеского дома.В.Г. Пуцко (Калуга)

Все материалы раздела «Я урожденная Ярославова Наталья Борисовна 22.2.60 »

Реклама

© Авторские права на идею сайта, концепцию сайта, рубрики сайта, содержание материалов сайта (за исключением материалов внешних авторов) принадлежат Наталье Ярославовой-Оболенской.

Создание сайта — ЭЛКОС