Персональный сайт Натальи Чистяковой — Натальи Ярославовой
Natalia Chistiakova—Natalia Yaroslavova’s Personal Website

Спас-на-Сенной, как покаяние за «архитектурные казни». Сложная миссия архиепископа Амвросия Петергофского

    • Церковь Успения Богородицы или Спас-на Сенной. "Призрак" с январской ночи 1961 года, когда он был взорван
    • Мой именной кирпич восстановления Спаса-на-Сенной. Номер 146 и далее
    • Первая женщина министр Екатерина Фурцева (с 1960 г. до 1974 г.), письмо которой о запрете сноса храма Успения Богородицы на Сенной из-за интриг "официально получили" только в выходной и Храм Успения Богородицы на Сенной был взорван /5/
    • Амвросий Бронницкий - настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи на Красной Пресне в 2006-2008 годах, Глава Попечительского совета по восстановлению храма Спас-на-Сенной в Петербурге c 2011 года
    • Храм Рождества Иоанна Предтечи на Красной Пресне, в стене баптистерия (крестильни) которого - закладные доски супругов Ярославовых.Настоятелем этого храма в 2006-2008 годах был Амвросий Бронницкий,затем епископ Гатчинский и архиепископ Петергофский
    • Председатель избиркома В.Чуров в баптистерии-крестильне Храма Рождества Иоанна Предтечи - в стене которого две закладные доски четы Ярославовых молился об успехе президентских выборов 2012 года, где победил В.Путин. В. Чурова крестили в этом баптистерии /7,13/
    • Моя статья июня 2013 года о Петергофе, об убитых водах царского пруда, где погибла рыба около собора Петра и Павла, о наступающем годе Балтийского моря, назначенном после моего обращения к Д.Медведеву о Лебедях Балтики /9, 10/
    • Епископ Петергофский Амвросий принял участие в форуме Балтийского моря. 2013 год
    • Амвросий Петергофский и Иван Юркович - архиепископ Римско-католической церкви, дипломат, апостольский нунций Белоруссии и Узбекистана.Справа - Верительную грамоту Президенту России Д.Медведеву вручает посол Святого Престола Иван Юркович. Москва. Кремль. 14 июля 2011 года /8, W/
    • Тотемская икона. Вид Спасо-Каменного монастыря и Иоасаф Каменский, житие которого написано на основе Сказания Паисия Ярославова о Спасо-Каменном монастыре
    • Вологда. Духов храм Свято-Духова, а затем Спасо-Каменного Духова монастыря /1/
    • Духов храм Троице-Сергиевой Лавры, пострижеником которого был Амвросий Бронницкий и Петергофский. Построен при старце Паисии Ярославове псковскими каменщиками, присланными Князем Пскова Ярославом Оболенским - родоначальником князей Ярославовых
    • Виленский Свято-Духов монастырь, пострижеником которого был Иларион (Алфеев) глава ОВЦС РПЦ, связанный с вологодским Спасо-Каменным Духовым монастырем/11/
    • История храма Спас-на-Сенной построенного купцом и промышленником из Твери Саввой Яковлевым (Собакиным)
    • Савва Яковлев (Собакин). Основатель города Реж. Строитель храма Спас-на Сенной. Был близок к М.Ломоносову. Худ. И.Л.Колокольников (W)
    • О проекте восстанавливаемого храма Спас-на-Сенной
    • Уникальные находки при раскопках фундамента храма Спас-на-Сенной

© Наталья Ярославова – Оболенская
14 октября 2014 года – праздник Покрова Божией Матери

Купила несколько именных кирпичиков для восстановления Храма Спас-на-Сенной в Петербурге, взорванного январской ночью 1961 года. Изначально он был посвящен Успению Богородицы, а затем стал именоваться во имя Спаса ( Успенская церковь - Спас-на-Сенной).

Мой номер 146 и несколько номеров вперед. Двух сотен кирпичей и полученных средств на восстановление храма явно не хватит. Но мне известен храм Спасо-Каменного монастыря на Кубенском озере, Сказание о котором написал игумен Троице-Сергиевой Лавры Паисий Ярославов, восстановленный благодаря началу, положенному вот такими именными кирпичами ( «Паисий Ярославов - игумен Троице-Сергиевой Лавры, основанной Сергием Радонежским, родившимся 700 лет назад, в год основания Толгского монастыря»).

Главным мотивом для меня стало родство Спаса-на Камне и Спаса-на-Сенной, а также соборно оплачиваемые кирпичи на восстановление храма. И вместе с этим, сама история этого известного в Петербурге храма, коварно и поспешно снесенного теми, кто сделал вид, что не получил письмо министра культуры Е.Фурцевой, «с запретом разрушать храм Успения Пресвятой Богородицы, имеющий уникальное историко-архитектурное значение». Письмо вскрывали, читали, запечатывали, пересылали и, наконец, вернули в ГлавАПУ в субботу 1 февраля, в нерабочий день, когда и был взорван храм.

Первая попытка восстановления храма предпринималась в 2000 году, на что было получено благословение митрополита Владимира.

К 2003 году построили часовню.

А вновь к проекту вернулись только в 2011 году, уже при хорошо известном мне Амвросии Бронницком, затем Гатчинском, а теперь - Петергофском.

Именно Амвросий Петергофский возглавляет ныне Попечительский совет, созданный «для содействия в разработке и реализации проекта строительства храма Спас-на-Сенной», о чем рассказывает статья: «Воссоздание храма на Сенной площади в Петербурге начнется в 2014 году», где приводятся и слова кинорежиссера Александра Сокурова о том, что «речь идет не только о восстановлении православной святыни, но и о «вымаливании прощения за все те безобразия, которые натворили наши архитекторы, об очищении архитектурного облика города». Он также предложил подумать над возможностью восстановления еще одного культового сооружения — Греческой церкви, которая располагалась в конце Лиговского проспекта….».

Недавно я обращала внимание и на церковь Бориса и Глеба на Неве, снесенную в 1975 году , которую тоже надо восстановить, как редкий храм святых, «пришедших на помощь Александру Невскому перед битвой на Чудском озере» ( «Художникам надо нарисовать церковь Бориса и Глеба… ведь Украина для нас – братская»).

Биография епископа Амвросия изучалась мною внимательно, поскольку конкретно Амвросий Бронницкий был в 2006-2008 годах настоятелем храма Рождества Иоанна Предтечи в Москве, в стене баптистерия которого находятся две закладные доски супругов Ярославовых XVIII века ( Епископ Бронницкий Амвросий: Храм Рождества Иоанна Предтечи на Пресне нуждается в любви и заботе).

Этому храму и закладным доскам четы Ярославовых в декабре 2011 года я посвятила девять статей под общим названием «Три древних «Кремлевских» захоронения в храме Рождества Иоанна Предтечи на Пресне: чета Ярославовых и грузинский владыка Роман (князь Эристави)…». По завершении, направила их по электронному адресу храма на Пресне…

Когда я работала над статьями о московском Предтеченском храме, епископ Амвросий, Бронницкого благочинья, созданного Указом митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия (Пояркова) № 2320 от 20 сентября 2006 года, был уже епископом Гатчинским ( «Франки на Севере: Зверинец и Приорат Григория Орлова в Гатчине, у Погоста Великой княгини Ольги»).

С марта 2013 года ему определен титул «Петергофский». Т.е. настоятель московского храма Предтечи Амвросий Бронницкий , в стене баптистерия которого - закладные доски четы Ярославовых, уже после моих статей об этом Предтеченском храме, стал епископом Петергофа, где я сейчас живу ( Амвросий, архиепископ Петергофский, викарий Санкт-Петербургской епархии).

А 1 февраля 2014 года, в день пятилетия со дня Интронизации Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла, епископ Амвросий Петергофский возведен в сан архиепископа ректора Санкт-Петербургской православной духовной академии.

В одном из интервью Амвросия Бронницкого есть рассказ о его сне, подобном сну, который однажды видела я. Он сначала увидел Оптину пустынь, в которой никогда не был, а потом был наречен в честь Амвросия Оптинского ( «Епископ Гатчинский Амвросий: В своей судьбе я вижу чудо»). Я во сне однажды увидела уникальную фреску и зарисовала её утром. Через несколько месяцев узнала, что это редкая фреска древнего храма , находящегося не в России, в котором я никогда не была.

У Председателя Попечительского совета храма Спаса-на-Сенной, постриженного в Троице-Сергиевой лавре с именем в честь прп.Амвросия Оптинского , надо сказать, много регалий, относящихся к образованию, что имеет прямое отношение и к будущему Храма Спаса-на-Сенной, и к будущему других восстанавливаемых святынь, поскольку к решению проблемы восстановления и реконструкций есть разные подходы ( «Епископ Бронницкий Амвросий считает, что святыни Соловков надо восстанавливать на примере Анзера»).

Позиции, связанные с образованием, о которых идет речь, таковы:

«В августе 2000 года распоряжением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (епископ Амвросий) назначен проректором пастырских курсов, преобразованных впоследствии в Сретенскую Духовную семинарию, при Сретенском монастыре в Москве и определен в братство обители.

На заседании Св. Синода 24 декабря 2004 года слушался Рапорт Архиепископа Кемеровского Софрония (Будько) с просьбой «определить в помощь мне викарного епископа», который «мог бы взять на себя обязанности ректора Кирилло-Мефодиевского Духовного училища в г. Новокузнецке», и предложением кандидата на должность в лице благочинного Сретенского монастыря в Москве, проректора по учебной работе Сретенской Духовной семинарии игумена Амвросия….» (W).

Т.е. около года, в 2005 году, он был ректором в Новокузнецке ( «Когда узнаете формулу власти, расскажите мне … Английский королевский дом все ближе»).

«Решением Священного Синода от 6 октября 2008 года назначен епископом Гатчинским, викарием Санкт-Петербургской епархии, ректором Петербургских духовных школ. 25 октября того же года вступил в должность ректора Санкт-Петербургских духовных школ

2 апреля 2011 г. назначен председателем отдела религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской епархии.

Член Синодальной библейско-богословской комиссии и Координационного центра по развитию богословской науки в Русской Православной Церкви…».

Ещё две интересные позиции:

В 2003 году прошёл обучение в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации по программе «Основы государственно-церковных отношений».

В 2004 году окончил заочно Институт Дружбы народов Кавказа по специальности «Психология» (W).

Дело в том, что когда я в 2011 году была в храме Рождества Иоанна Предтечи на Красной Пресне в Москве, то обратила внимание на православную школу напротив храма, занимающую земельный участок, сопоставимый с участком самого храма.

Впервые встретив столь крупный образовательный православный комплекс около церкви задалась вопросом : Почему большая православная школа именно у этого единственного в России храма, который меня интересует в связи с закладными досками четы Ярославовых в стене его баптистерия ?

Вскоре после того, как Амвросий Гатчинский стал Амвросием Петергофским, подобная же «школьная активность» стала наблюдаться и в Соборе Петра и Павла Петергофа , около которого я живу.

И мне в 2012 году подумалось, что это связано со статьей:

«На вершине шатрового пятиглавия: «малый музей» Отдела Внешних церковных Связей и Ярославские иконы».

Иконы тогда почти сразу исчезли «на вершине шатрового пятиглавия», а вот церковная школа появилась.

Митрополит Ювеналий (Поярков), указом которого было создано Бронницкое благочинье, где епископом был Амвросий Бронницкий, обращу внимание, тоже возглавлял Отдел Внешних церковных Связей (о котором шла речь в статье), до митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла. В настоящее время во главе ОВЦС митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев).

Илларион (Алфеев) обучался в музыкальной школе имени Гнесиных , а Амвросий Бронницкий был регентом хора. Они музыкально образованы.

Недавнее интервью главы ОВЦС Илариона (Алфеева) называется так:

«Я глубоко убеждён в том, что музыка дана нам Всевышним для того, чтобы через неё мы приближались к Нему».

Я не уверена…

Когда мне не было ещё 30 лет , я слышала во сне музыку … Ничего подобного наяву при мне никогда не звучало. И снов таких больше никогда не видела.

То была другая музыка… Совсем другая музыка…

Хотя я тоже выделяю Баха, которого первый раз слышала в Одесском академическом оперном театре, также как и герой рассказа «Заря Любви…» Николай Ярославов.

Я осторожно отношусь к управлению людьми через музыку… ( «Альянсы: Финансисты и «Графы малого Египта», не уважающие собственность, законы , санитарию и архитектуру»).

У меня остался и вопрос о том, почему вся музыка в церкви минорная и Россия - страна минора( «Россия - страна Минора. Утоли мои печали, Натали. Паломничество по собственной жизни»).

Я не воспринимаю электронную музыку в церкви, как это было на 700-летии в Троице-Сергиевой пустыни Петербурга, где смонтировали сцены, подобные тем, которые монтируют и для светских мероприятий.

Довольно много читала о монашеском безмолвии. В пустынях музыки нет. Там пустынно…

После таких свидетельств и наблюдений я реже посещаю храмы, где появляется аппаратура «вокально-инструментальных» ансамблей и школы при них .

Перехожу в храмы - более камерные и без школ.

Сложная тема: взаимодействие церкви и школы.

Об этом говорил и сам Амвросий Бронницкий, участвовавший в парламентских слушаниях по благословению Патриарха Алексия II:

«Упомянутые статьи законопроекта "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности по противодействию экстремизму" должны быть исключены как противоречащие Конституции Российской Федерации и другим федеральным нормативным правовым актам. "Позиция о необходимости законодательного закрепления обязательности государственной стандартизации духовного образования является юридически и фактически необоснованной и повлечет за собой существенный риск негативных для Русской Православной Церкви последствий", – заключил епископ Бронницкий Амвросий.

( «Владыка Амвросий: Законопроект выражает стремление регулировать важнейшие аспекты деятельности Церкви»).

Бронницы упоминаются как вотчина и оплот Князя Пскова Ярославова Оболенского - родоначальника князей Ярославовых-Оболенских в книге Н.Карамзина «История государства российского»:

«Великий Князь Ярослав прибыл в Новгород и, досадуя на многих чиновников за сию войну кровопролитную (прим-е: с магистром, где погиб епископ Дерпта), хотел их сменить или немедленно выехать из столицы. Граждане … молили его у них остаться, ибо мир, заключенный с Немцами, казался им ненадежным; сведав же, что Великий Князь действительно уехал, отправили вслед за ним Архиепископа, который наконец уговорил Ярослава возвратиться из Бронниц. Князья Суздальских Уделов и полки Ярославовы собралися в Новгород, куда приехал и великий Владимирский Баскак, Татарин Амраган. Сей чиновник Хана - имея, кажется, участие и в наших государственных советах - одобрил намерение Россиян идти к Ревелю; но Датчане и Немцы, ослабленные претерпенным ими уроном, не захотели новой войны и, добровольно уступив нам все берега Наровы, обезоружили тем Ярослава» (Том. 4 глава 3. Великий князь Ярослав Ярославич. 1263-1272).

Но здесь речь идет, скорее, о Бронницах под Великим Новгородом около реки Мста, а не под Москвой на Москве реке.

Однако природа названия общая. От Бронь или Белый «Бронвен «Bronwen» - белая, справедливая, благословенная. Имя валлийского происхождения женское - Бронвин «Bronwyn» буквально, имя означает: бледнокожая, а мужское Bronya, значение его определяется как «броня» ( «Бронницы. История названия от Н.Ю.Павлюковой»).

Первый орден, которым был награжден Амвросий, архиепископ Петергофский - Орден сщмч. Исидора Юрьевского III ст. Эстонской Православной Церкви.

Исидору Юрьевскому я уделяла много внимания в статье "Савво-Крыпецкий монастырь Иоанна Богослова

После казни Исидора Юрьевского с 72 –ю мучениками в 1472 году отпор Дерпту (Юрьеву) дал Князь Ярослав Оболенский , ставший после этого Принцем Пскова в 1473 году.

Савве Освещенному, о котором шла речь в этой же статье о Савво-Крыпецком монастыре был посвящен один из приделов храма Спас-на-Сенной, поcкольку он строился на средства купца Саввы Яковлева ( Савва Яковлевич Яковлев)

«…Савва Яковлев родился в 1712 году в городе Осташкове Тверской губернии в семье мещанина Якова Собакина. В 1733 году, как и сотни сверстников, он отправился на поиски своего счастья в столицу Российской империи. В Петербурге Савва делает ошеломляющую карьеру. Начал с уличной торговли: продавал телятину. Торговал вблизи императорского Летнего сада. Здесь, по преданию, зазывая покупателей, он обратил на себя внимание Елизаветы Петровны, которая питала слабость к сильным мужским голосам….Так в царствование Елизаветы Петровны Собакин скопил тот первоначальный капитал, с которого началось его превращение в крупнейшего российского промышленника….Расширив и обновив убогую мануфактуру, Савва приобретает ещё одну, парусно-полотняную в Ярославле. Для удачливого предпринимателя необходим был соответствующий титул. В 1762 году Пётр III возводит Собакина в потомственное дворянство: поговаривали, что Савва снабжал императора деньгами… Новоиспеченный дворянин становится членом Вольного экономического общества, часто общается с Ломоносовым. Именно Михаил Васильевич стал первым для Яковлева наставником по горнозаводскому делу. В рабочем кабинете предпринимателя появляются карты, книги, чертежи. Для практического ознакомления с железоделательным производством Яковлев ездит в Олонец и Тулу, а в середине 60-х годов впервые едет на Урал… С 1766 по 1779 годы Яковлев ….становится собственником двадцати двух уральских предприятий….Наряду с Демидовыми Савва Яковлев и его потомки сыграли важнейшую роль в развитии дореволюционной уральской промышленности, рельефно выделяясь среди других заводчиков Урала, уступая Демидовым лишь в том, что те стояли у истоков уральской индустрии…».

Отдельно выделю тот факт, что Саввой Яковлевым был основан город Реж в 1773 году, после того, как он получил разрешение Берг-Коллегии построить в верховье реки Реж чугуноплавительный и железоделательный завод. Режевской завод его крупнейшее детище. В Реже издавалась моя книга "История недропользования в России: входной билет к эффективной дипломатии" ( «Тюмень, Екатеринбург, Москва, которые меня не знают…Публикации за 25 лет: фотографии газетных полос c моими статьями»). А на гербе города Реж - барс (рысь), подобный Псковскому, чем мне этот город и запомнился ( «Горный геолог Борис Романович Ярославов и староверы - собственники российских приисков: какая «горная тайна» их роднит?»).

Не все идеально было в судьбе Саввы Яковлева (Собакина), в частности, при поставках для армии в годы семилетней войны, но Храм Успения Богородицы на Сенной он построил:

«С.Яковлеву принадлежали южная половина площади и весь квартал от Садовой до Фонтанки между Гороховой улицей и Обуховским проспектом. В народе церковь называли также Спасом-на-Сенной, или, в обиходе – Спасо-Сенновской. Строительство велось под руководством знаменитого русского архитектора А. В. Квасова, хотя некоторые авторы предполагают возможное участие Ф. Б. Растрелли на основании присутствия некоторых элементов стиля бароко, а также факта, что Растрелли возводил неподалёку особняк Яковлева. Внешне храм Спаса-на-Сенной был закончен в 1762 году, в год восшествия на престол Императрицы Екатерины . 20 октября был освящен придел преподобного Саввы освященного, небесного покровителя храмоздателя. 5 декабря 1765 года был освящен главный храм во имя Успения Божией Матери. Образа в иконостас центрального придела исполнил известный иконописец М.Л.

В градостроении того времени, храм выполняла очень конкретную задачу. Сенная площадь в то время являлась первым местом в городе, куда приезжали путешественники со стороны Московской дороги, и первыми главными “воротами” Петербурга. Именно этой дорогой возвращалась в Петербург после коронации в Москве Екатерина Великая. Ее встречала звоном колокольня, а затем в еще не достроенном храме – третий ярус и купола стояли в лесах – был отслужен молебен с участием императрицы.

Одна из реликвий храма Образ Христа Спасителя, перед которым вологодское землячество молилось в память избавления в 1605 году их города от чумы» ( Храм Спаса-на Сенной).

Взорван храм был в 1961 году.

Когда в Петербурге в 2007 году я вышла из метро на Сенной , то увидела совсем другое здание. Первое мое впечатление было - тюрьма, которая почему-то оказалась в центре города. Из-за этого бетонного серого куба я какое-то время обходила и метро "Сенная" и улицу Сенную , где шла большая реконструкция и все было в мелких лавках по типу базара. И даже однажды в разговоре сказала, что если какую-то улицу в Петербурге не люблю, то Сенную вот на этом отрезке.

Позже выяснилось, что бетонный куб, воспринятый мною как тюрьма - это торговый комплекс ПИК.

Уже работая над этой статьей встретила интервью архитектора Р.Даянова Сенная — роковое место»: Рафаэль Даянов — о доме Рогова и восстановлении храмов. И его впечатления совпадают с моими:

"Для меня большое благо, что ее (Сенную) реконструируют,ликвидируя всю торговлю. Сенная — по-своему роковое место. Сам храм я помню, потому что мы жили по соседству. Когда храм снесли, на его месте появилась станция метро. С одной стороны, мы этому радовались, но с другой — район стал совершенно другим. Потянулся торгашеский поток, который до сих пор не прекращается и уже стал катастрофичным. Представьте себе, ведь тогда не было «Апрашки» в сегодняшнем виде: со стороны Садовой это были торговые ряды, а внутри была местная промышленность, всевозможные конторы, на ночь она закрывалась. Теперь я на свою улицу детства не люблю ходить. Все чужое и чрезвычайно неприятное: раньше торгашеского духа не было в таком объеме. Этот поток нужно каким-то образом изменить, и сделать это может, конечно, только храм. Для меня это серьезная внутренняя задача".

Но вот этот эстетически не воспринятый мною ПИК почему-то собираются сохранить даже после восстановления храма Спаса-на-Сенной.

«Главный проектировщик храма Рафаэль Даянов подчеркнул в свою очередь, что к созданию храма можно будет приступить в 2014 году.

«Есть проблема сочетания храма с вестибюлем метро «Сенная площадь» и ТРК «Пик-2». Мы нашли возможность соединения и выхода из метро, и ТРК: будет немного срезан один из приходов храма, то есть вестибюль станции будет примыкать к стенке строения и соединяться с «Пиком-2», - сказал Р.Даянов…»

С моей точки зрения, решения крайне спорное.

Я бы «принесла в жертву» этот ПИК, поскольку жертва 1961 года была намного больше, и ПИК занял чужое место.

Мне известна и такая точка зрения, что «на пепелищах» лучше не строиться вновь. Ограничение надо правильно понимать…, но это ограничения.

Спасо-Каменный монастырь уже восстанавливал Павел I («Масонская табакерка Ярославовой - Брянчаниновой, Академия Наук Петра I, Дубровицы и Архангельское»)

Теперь Спас-на-Камне пришлось восстанавливать и в XXI веке ( «Д.Медведев в Михайловском замке Великого Магистра: спасутся ли глобалисты под «Покровом Архангела Михаила»?»).

Была в судьбе Спасо-Каменного монастыря и представленная ниже история, когда он на время переезжал в вологодский Свято-Духов монастырь, основанный преподобным Галактионом (Бельским):

«В 1775 году указом Святейшего Синода обитель (Свято-Духова) переименована в Спасо-Каменный монастырь – по наименованию сгоревшего и упраздненного Спасо-Каменного монастыря, братия которого была переведена в вологодский Свято-Духов монастырь. С Каменного острова привезли и раку с мощами благоверного князя Иосафа Каменского. Сначала они покоились в храме Святого Духа, а с 27 ноября 1867 года – в Знаменской церкви. В 1892 году мощи Иоасафа (во исполнение указа Святяйшего Синода) были перенесены обратно на остров в возрожденный Спасо-Каменный монастырь. Обитель в Вологде вновь стала именоваться Свято-Духовым монастырем» ( «Свято-Духов мужской монастырь. Духов монастырь, Спасо-Каменный Духов монастырь»).

На территории вологодского Спасо-Каменного Духова монастыря находилась Знаменская церковь и церковь Сошествия Святого Духа, такая же, как Сошественская церковь в Троице-Сергиевой Лавре, построенная при Троицком старце Паисии Ярославове псковскими мастерами, присланными Князем Пскова Ярославом Оболенским.

А по Сказанию Паисия Ярославова о Спасо-Каменном монастыре писали житие Иоасафа Каменского, чьи мощи из Спасо-Каменного монастыря на время перевозили в вологодский Свято-Духов монастырь.

Вологодский Духов монастырь связан с Виленским Свято-Духовым монастырем, где послушником был нынешний глава ОВЦС - Илларион (Алфеев).

«21 июня 1987 года в соборе Виленского Свято-Духова монастыря Илларион был рукоположён во иеродиакона архиепископом Виленским и Литовским Викторином (Беляевым). В 1990 году назначен настоятелем Благовещенского кафедрального собора Каунаса. В 1990 году в качестве избранного делегата от духовенства Виленской и Литовской епархии участвовал в работе Поместного Собора, избравшего Патриархом митрополита Ленинградского Алексия (Ридигера). Выступил 8 июня с речью, посвящённой взаимоотношениям с РПЦЗ»(W)

Вот так история храмов Спаса и Духовых церквей «переплелась» с историей внешних церковных связей Русской Православной церкви.

Ссылки:

[1] «Свято-Духов мужской монастырь. Духов монастырь
[2] Спас-на-Сенной. «Призрак»
[3] История Сенной площади
[4] Более 200 уникальных находок обнаружили археологи на месте петербургского храма "Спас-на-Сенной"
[5] Жизнь и смерть Екатерины Фурцевой
[6] «Епископ Петергофский Амвросий принял участие в форуме Балтийского моря»
[7] Председатель Центризбиркома Владимир Чуров помолился в храме Рождества святого Иоанна Предтечи РПЦ МП об "успешном" проведении президентских выборов в РФ
[8] Епископ Амвросий и Иван Юркович
[9] «Петродворец и Юбиляры … «Увы! Волшебный сад изрублен, мертвы источники с живой водой и праздник человечества поруган свирепой чужеземною ордой!»
[10]«Деньги» и «Нефтяные интересы» гоняют Лебедей по Финскому заливу
[11] Православие в Литве
[12]Закладные доски четы Ярославовых. Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Пресне - Пресненский - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
[13] «Последние президентские выборы России? … Что скажет «Великий Могол»?»
[14] В Некрасовском колледже Петербурга будут готовить преподавателей религиозной культуры

Все материалы раздела «Новости, комментарии, ремарки»

Реклама


© Авторские права на идею сайта, концепцию сайта, рубрики сайта, содержание материалов сайта (за исключением материалов внешних авторов) принадлежат Наталье Ярославовой-Оболенской.

Создание сайта — ЭЛКОС