Персональный сайт Натальи Чистяковой — Натальи Ярославовой
Natalia Chistiakova—Natalia Yaroslavova’s Personal Website

На вершине шатрового пятиглавия: «малый музей» Отдела Внешних церковных Связей и Ярославские иконы

© Н.Б.Чистякова-Ярославова
9 июня 2011 года, день рождения Петра I, Петродворец

В Петровские дни, которые длятся от дня рождения города Петербурга - до дня рождения Петра I - 9 июня, реализовала свое давнее желание подняться на смотровую площадку Петродворцового Собора Петра и Павла, чтобы посмотреть перспективу и панорамные виды Кронштадта, острова Св. Василия и Бельведера, в котором развивался роман императора Александра II и княгини Долгорукой-Юрьевской.

Речь идет о Соборе - ближайшем «побратиме» Можайского Никольского храма. Изначально он назывался Придворной церковью Свв. и Первоверховных Апостолов Петра и Павла, что следует из Описания Собора, созданного самим архитектором Н.Султановым. В годы строительства Собора Н.Султанов находился в Москве, где работал над памятником императору Александру II, непосредственно же строительством, по его проектам, руководил Генерал - адъютант граф Илларион Иванович Воронцов-Дашков.

От графа Воронцова-Дашкова, в бытность его Министром Двора, и исходила инициатива строительства этого Собора между Царицыным прудом и Петербургской улицей, а можно сказать между Царицыным прудом и Финским заливом. В 1892 году он направил ходатайство императору Николаю II, и собор строился за счет средств Императорского двора.

Это один из «Коронованных храмов» России, поэтому для членов императорской семьи и их гостей была создана отдельная «башня» с винтовой лестницей, по которой можно было подниматься на верхнюю смотровую площадку, на уровне крестов церкви и любоваться панорамными видами.

Перед входом на эту винтовую лестницу обращает на себя внимание объявление с анонсом о том, что Восходящему предстоит преодолеть 143 ступеньки. Потом, правда, есть ещё одна, 144 -ая ступенька, непосредственно - на смотровую площадку. И эти 144 ступеньки - символичны… Хотя ведь и я, отдавая дань уважения символизму, решила подняться до крестов и колоколен именно в Ярославов день - 3 июня.

И куда же я попала, поднявшись в Ярославов день на 144-ю ступеньку Собора Петра и Павла? Я попала, по сути, в камерный музей икон Ярославля и комнату памяти митрополита Николая (Ярушевича), где находится потемневшая от времени икона Архангела Михаила на красном коне, примерно XIII века. Там же хранится и древнее Евангелие митрополита Крутицкого и Коломенского Николая (Ярушевича) - первого по времени председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата.

Как известно, Отдел внешних церковных связей (ОВЦ) возглавлял и Патриарх Кирилл в бытность его митрополитом Смоленским и Калининградским.

А в настоящее время этим отделом внешних церковных связей руководит митрополит Волоколамский Иларион, в миру Григорий Алфеев. И как сказали бы, опять же, в миру - однофамилец одного из 12-ти Апостолов Иакова Алфеева, день памяти которого 22 октября.

Удивительно, судьба Илариона Алфеева сочетала монашество в соборе Виленского Свято-Духова монастыря, т.е. Вильно (Вильнюс) и Уфимско-Башкирскую тему. Он был рукоположён во иеромонаха архиепископом Уфимским и Стерлитамакским Анатолием (Кузнецовым) по благословению архиепископа Виленского и Литовского Викторина в Пречистенском кафедральном соборе города Вильнюса. Позже в его судьбе была ещё одна встреча с архиепископом Анатолием (Кузнецовым), но уже в Крыму.

Митрополит Иларион Алфеев - композитор, автор «Рождественской оратории». Он «обучался на композиторском факультете Московской государственной консерватории, что косвенно через старца Александра Мезенца напоминает мне о Каме, также как и день его рождения 24 июля, на который приходится восстановленный через 100 лет Камский Крестный ход («Волшебная радуга над Камой - в Крестный ход с иконой святой Елизаветы (Романовой) и Николы Закамского. С Рождестом, Никола!!!»)

Т.е. Иларион Алфеев родился 24 июля - в день памяти Святой Равноапостольной княгини Ольги…

Наверное, естественно задуматься об этом, размышляя о панорамном виде на Ольгин пруд со смотровой площадки, где по некой церковной философии разместили «малый музей» Первого руководителя Отдела Внешних церковных связей России митрополита Николая (Ярушевича).

Не менее символичен и «малый музей» икон: Никола Можайский с его знаменитым мечом, поднятым вверх, Введение во храм пресвятой Богородицы, Вознесение господне, Сретение господне, Иоанн Златоуст, икона Знамение. Вспомнила ассоциативно о Знаменском соборе в Вильно, построенном на земельном участке, подаренном В.В.Мартинсоном.

Необычная икона Одигитрия, под которой стоит подпись Оружейная палата, 18 век. Посмотрела… В Оружейной палате, действительно, есть такой же образ. Он называется двусторонним. На оборотной стороне - Георгий Победоносец… Т.е. та же самая пара и парность «Богородица и её Рыцарь Георгий», которая описывалась мною в статье «От боярина Медведева-Ярославова (Матвеева) до «алхимического» плана Исаака Ньютона для города Петра I», Ч.3».

Поскольку иконы под стеклами, а смотровая площадка залита светом и солнцем, то на фотографиях - солнечные блики. Пусть так и будет.

Мне стало интересно.

Так много Ярославля и звучания темы Яр, с которым я неожиданно встретилась в день памяти Ярослава Муромского на панорамной площадке южного берега Финского залива Балтийского моря.

Статьи о Соборе, которые я читала ранее, говорили о том, что Собор построен в стиле «Огненных храмов» России.

А теперь выясняется, что это Ярославская и Борисо-Глебская архитектурная традиция.

Получается, я все не могу доехать до Ростова Ярославского, а он у меня тут рядом…

И Благоверный князь Михаил Ярославiв Тверской (северный фасад) - на стенах Собора, и Феодосий Черниговский, и Архистратиг Михаил (южный фасад), преподобные Антоний и Федосий Печерские … В общем вся тематика моих статей…

А я тут ещё и регулярно Ярославовых поминаю…

Хотела однажды заказать «поминание рода Ярославовых», но такой «услуги» нет. А я читала, что так делали некоторые Ярославовы и Мария Ярославна в духовной грамоте, составленной вместе со старцем Паисием (Ярославовым).

У меня, конечно, имения нет, для награды за такое поминание рода, но и практика, как я поняла, такая ныне тоже отсутствует.

Мне предложили поминать род поочередно, по одной персоне. Я подумала, что Паисий (Ярославов) ведь много мне помог в понимании моей фамилии, и заказала ему полугодовое поминание - первому. Потом отцу, потом Дмитрию Ивановичу Ярославу XVII века. Но почему-то убирают отчества. А вдруг перепутают дворянина Дмитрия Ярославова XVII века, с другими историческими фигурами…

Не все поняла в этой практике

Хотя я посещаю в основном царские храмы Петергофа. Они необычны тем, что изображают ещё и царские персоны, и выделяют особо в росписи Соборов и Храмов - личных Святых Русских царей, памятные дни которых приходятся на их дни рождения, коронации, бракосочетаний, смерти.

Необычность Собора Петра и Павла ещё и в том, что это пятиглавый шатровый храм, а не луковичный. С помощью таких «шатров» легче достигается пирамидальность общей массы. Так пишет о своем храме архитектор Н.Султанов. Кроме того, это - «родная и излюбленная форма каменных мастеров Руси». При этом «Шатровое пятиглавие является формой вовсе неизвестной в древне-московском зодчестве». Примером таких шатровых пятиглавий является церковь Конно-Гвардейского и Егерского полков в Петербурге.

Н.Султанов отмечает ещё одно новшество - галерею, которая окружает храм. «Прототип - малая галерейка, которая окружает главный шатер Василия Блаженного.

Переход от барабанов шатров к главному карнизу храма навеян подобным же переходом знаменитой Дьяковской церкви в Москве…

Колончатые аркатуры - наследие удельно-вечевой архитектуры Владимира и Новгорода

Крыльцо в этом же роде - в церкви села Тайнинскаго под Москвою.

Западные и боковые входы имеют каменные щипцы, каковые встречаются в старинных церквях Ярославля и Борисо-Глебска.

Ширинки (квадратные впадины), которыми любило щегольнуть наше зодчество. Аналог - церковь Троицы в Останкино

Подвесные арки, были примененны впервые е западному крыльцу Успенского Собора в Москве»

Это я привела архитектурные аналоги и, в этом смысле, «храмы побратимы», что следует из описания Н.Султанова.

И ещё о крестах

« Узорчатые кресты по подобию крестов Ярославля XVII века. Концы крестов украшены особыми завитками, средина лучами со звездами, низ креста, над луной, богатым разветвленным орнаментом. Стойка и перекрестья таких крестов заполнялись прорезью, а сами кресты золотились через огонь. «Кресты с узорочьем», как они называются, пришли на смену, запрещенным Стоглавым Собором XVI века, уникальным крестам, концы которых и перекрестья украшались маленькими добавочными крестиками. Кресты такого типа можно встретить над входом в Боровицкую Башню Московского Кремля или на алтаре церкви в селе Медведков под Москвой».

Главный иконостас церкви сделан по образцу иконостаса православной греческой церкви San Georgio dei Greci в Венеции

И в церкви есть Крылатое изображение Предтечи! Т.е. получается, что я не ошиблась, когда писала статью «Потерянный символ» Вашингтона и «Неопознанный» Ангел Александрийского Столпа города Петра: God С Нами!»

Вот, наверное то, что я хотела сказать «попутно» этой своей экскурсии на вершину Собора Петра и Павла - единственную подобного рода обзорную площадку, на южном берегу Финского залива, откуда хорошо виден и его северный берег. Тот самый северный берег, к которому обращены взгляды античных богов Петродворцовых фонтанах.

Три года назад, столкнувшись «в лобовую» с крестным ходом этого Собора Петра и Павла, я увидела впереди крестного хода икону, которую тогда назвала для себя «Богородица без ребенка».

Меня долго убеждали затем, что никакую Богородицу в день Петра и Павла в впереди Крестного хода нести не могли.

Может, конечно, солнце так блеснуло. Но я стояла в полуметре от неё. Трудно не отличить: женский образ от мужского, на таком расстоянии. В конечном счете, я пришла к выводу, что несли икону святой княгини Елизаветы, которая находится в храме, справа…

Ведь простые служащие храма могут не понимать того, что в Петергофе все посвящено поклонению «Белой Даме». И даже в дни Апостолов Петра и Павла здесь могут во главе крестного хода нести Богородичный образ.

Но вот это, возникшее спонтанно, сравнение:

«Богородица без ребенка»,

оно относится даже не к Святой княгине Елизавете, а к Виленской Остробрамской Божией матери, о которой я узнала лишь через два года («Виленская Богородица с Луной и Солнцем и «Великая королева» Мишеля де Нотр Дам»).

А вот почему этот Собор навевает на меня Виленские темы - вот в этом вопрос.

Но, видимо, не все ответы человек может получить сразу.

  • Царицын пруд - вид со 144-й ступеньки Собора Петра и Павла
    Царицын пруд - вид со 144-й ступеньки Собора Петра и Павла
  • Ольгин остров, Царицын пруд
    Ольгин остров, Царицын пруд
  • Направление на остров Кронштадт
    Направление на остров Кронштадт
  • Остров Св. Натальи и остров Св.Василия
    Остров Св. Натальи и остров Св.Василия
  • Крест Собора Петра и Павла
    Крест Собора Петра и Павла
  • Богородица Одигитрия, на оборотной стороне её Рыцарь - Георгий Победоносец
    Богородица Одигитрия, на оборотной стороне её Рыцарь - Георгий Победоносец
  • Знамение Пресвятой Богородицы, Ярославль, 19 век
    Знамение Пресвятой Богородицы, Ярославль, 19 век
  • Икона Николы Можайского с мечом
    Икона Николы Можайского с мечом
  • Введение Богородицы во храм
    Введение Богородицы во храм
  • Сретение Господне, Ярославль, 19 век
    Сретение Господне, Ярославль, 19 век
  • Фрагмент иконы Иоанн Златоуст, Ярославль, 19 век
    Фрагмент иконы Иоанн Златоуст, Ярославль, 19 век
  • Вознесение Господне, Петербург
    Вознесение Господне, Петербург
  • Святые Сергей и Герман Валаамские Чудотворцы
    Святые Сергей и Герман Валаамские Чудотворцы
  • Евангелие и икона митрополита Николая Ярушевича
    Евангелие и икона митрополита Николая Ярушевича
  • Архистратиг Михаил – икона Н.Ярушевича
    Архистратиг Михаил – икона Н.Ярушевича

Все материалы раздела «Внимание! Угрозы и тенденции»

Реклама


© Авторские права на идею сайта, концепцию сайта, рубрики сайта, содержание материалов сайта (за исключением материалов внешних авторов) принадлежат Наталье Ярославовой-Оболенской.

Создание сайта — ЭЛКОС