Персональный сайт Натальи Чистяковой — Натальи Ярославовой
Natalia Chistiakova—Natalia Yaroslavova’s Personal Website

Белая роза из часовни княгини Софии Слуцкой Несвижа, куда 27 мая 2017 года была привезена копия Ксенофонтской иконы Божией Матери монастыря святого Георгия Победоносца Афона

    • Часовня Софии Слуцкой (Радзивилл) рядом с замком Радзивиллов в Несвиже. БПЦ
    • Ксенофонтская икона Божией Матери
    • 27 мая 2017 года в Несвиж с Афона прибыла копия Ксенофонтской иконы Пресвятой Богородицы Одигитрия
    • Икона святого Георгий Ксенофонтова монастыря святого Георгия Победоносца на Афоне
    • Десница руки святого Георгия Ксенофонтова монастыря на Афоне
    • Софья Олелька-Радзивилл. Портрет неизвестного художника XVI в.Родилась 11 мая 1585 года
    • Главный кафедральный собор Святого Духа Минска, где находятся мощи святой Софии Слуцкой
    • Пионы парка замка Радзивиллов в Несвиж. Пионы я всегда дарила на день рождения маме Давиденко Т, родившейся 11 мая ( в браке Ярославова)
    • Крестный ход с Ксенофонтовской иконой на Афоне
    • Ксенофонтская икона Одигитрия возвращена в Ватопед спустя почти 300 лет (без 17)
    • Черная дама замка Несвиж - Барбара Радзивилл
    • Давиденко Л. скульптор Черной Дамы в Несвиже
    • Е.Радзивилл - любовница П.Черевина правнука М.М.Ярославовой и сына урожденной Ожаровской. Её тетя Каролина Ржевуская - Собаньская (Одесса)

© Наталья Ярославова – Оболенская
13 июня 2017 года

Белую розу я привезла из Несвижа в Петербург. Эта роза стояла в часовне Софии Слуцкой у значимой иконы, в большом букете белых роз с легким зеленоватым оттенком. Мне её подарили, на выбор… Я выбрала ту, которую довезла из Несвижа - до столицы фонтанов Петра I.

Несвижский туристический поток сначала спешит в замок Радзивиллов, потом - из замка Радзивиллов, и проходит мимо стоящей чуть поодаль часовни княгини Софии Слуцкой – супруги Януша Радзивилла. Поэтому я и оказалась в часовне одна, и спокойно читала информацию на стенде о неизвестной мне Ксенофонтской иконе Божией Матери.

Икона раньше находилась в Ватопедском монастыре на Афоне, но однажды ночью 1730 года «переместилась» в недалеко отстоящий афонский Ксенофонтов монастырь. После повторного «перемещения» иконы «Одигитрии» монахи Ватопедского монастыря признали, что храниться она теперь должна в монастыре Ксенофонта Афонского и саму икону стали называть Ксенофонтской.

Дни празднования иконы 2 (15) октября, 21 января (3 февраля).

Когда я уже завершала чтение истории о Ксенофонской иконе, ко мне подошла служащая часовни и сказала:

У нас есть такая икона! Батюшка привез её с Афона! Давайте я вам её покажу!

И подвела меня сначала к иконе Софии Слуцкой, а затем к большой иконе в серебре с позолотой. Это и была Ксенофонтская икона, привезенная с Афона, около которой стоял большой букет белых роз. Женщина предложила мне выбрать себе в подарок одну из белых роз этого розового цветника. Необычно.

Но поскольку я писала о белой розе в своих статьях об «Ордене Лебедя», то решила, что это будет символично довезти белую розу из часовни Софии Слуцкой (Радзивилл) до моего дома на берегу озера с островом сестры Прусского короля, который в 1840 году восстанавливал историю «Ордена Лебедя», спустя 400 лет после его создания в 1440 году («Короны Фонтанов» Петродворца и «Дом у Фонтанов», в котором я живу, рядом с островом Шарлотты Прусской и дубом Георга Вашингтона, родившимся в одну со мной дату 22 февраля…»).

В Несвиже я была 11 июня, до возвращения в Петербург было ещё два дня. И, поглядывая в эти дни на розу, я думала о том, что надо будет внимательнее изучить историю и иконы, и Ксенофонтова монастыря, и княгини Софии Слуцкой, родившейся 11 мая, в один день с моей мамой урожденной Давиденко, о которой, кстати, мне напоминали и пионы радзивилловских садов, также как скульптура Барбары Радзивилл. Я всегда дарила пионы маме в мае, на день её рождения.

Княгиня София Слуцкая была из Олельковичей. Это потомки Великого князя Московского Василия I Дмитриевича по линии его дочери Анастасии – княгини Киевской, о чем не любят вспоминать. По мужской линии София Слуцкая из потомков Великого князя Литовского Ольгерда и его первой супруги княгини Марии Витебской.

История княгини Слуцкой знаменита тем, что из-за большого полагающегося ей наследства её хотели лишить важной части этого наследства путем интриг родственников с похожими именами. Всё это стало угрожать большой войной между Ходкевичами и Радзивиллами с участием десятков тысяч воинов с обеих сторон, которые могли погибнуть. Эту войну Софии Слуцкой удалось предотвратить согласием на брак с кальвинистом Янушем Радзивиллом, несмотря на их различие в вере. С тех пор София Слуцкая слыла защитницей православия в Слуцком княжестве и землях современной Белоруссии. По сути, она защитница права на свободу вероисповедания.

И сегодня София Слуцкая является символом защиты православия, в целом, в Белоруссии. Мощи княгини Софии Слуцкой - в главном кафедральном соборе Святого Духа Минска, столицы Белоруссии ( Её нетленные мощи ныне почивают в Свято-Духовом кафедральном соборе г. Минска).

Возможно, я первая, из граждан России, увидела описываемую Ксенофонтскую икону в Несвиже в часовне Софии Слуцкой. Привезли её с Афона всего за две недели до моей поездки в Несвиж (Нясвиж), 27 мая 2017 года, о чем рассказывала статья:

«27 мая 2017 года в город Несвиж с Афона прибывает копия Ксенофонтской иконы Пресвятой Богородицы «Одигитрия».

Икона пожертвована приходу «храма Собора Белорусских святых в городе Несвиже Слуцкой епархии Белорусской Православной Церкви» из монастыря Ватопед на Святой Горе Афон».

Ватопедский монастырь назван по той причине, что чуть ранее, чем исполнилось 300 лет пребывания Ксенофонтской иконы в афонском Ксенофонтовом монастыре, её вернули в Ватопедский монастырь 22 июля 2013 года:

«Икону торжественно перенесли в соборный храм Благовещения Пресвятой Богородицы» ( «Икона Божией Матери Одигитрии возвращена в Ватопед»).

Древний Ксенофонтский монастырь X века, куда в 1730 году «сама переместилась икона Одигитрия», был «построен в честь святого великомученика Георгия Победоносца, чья икона чудесным образом прибыла в обитель морем в том же Х веке. "Чудотворная икона святого Георгия во времена иконоборчества находилась в Константинополе. Этот образ бросили в пламя, чтобы сжечь, но он остался невредимым. Тогда некто ударил икону его копьем в шею святого, и вмч.Георгий со своей иконы чудесно пролил кровь, следы которой можно увидеть и сегодня. Христиане, чтобы спасти икону с благоговением передали ее морским волнам, и святой образ достиг берегов Ксенофонтской обители, где его нашли святые отцы» ( «Мощи вмч.Георгия Победоносца с 30 октября в Украине. Слово игумена монастыря Ксенофонт на Афоне архим. Алексея»).

Престольный праздник иконы святого Георгия в Ксенофонтовом монастыре: 23 апреля - память вмч. Георгия Победоносца

В Ксенофонтской обители хранится и доля правой руки святого Георгия, чем уникален этот монастырь. Только раз в год мощи святого Георгия покидают Афон и обитель Ксенофонта Афонского.

В 2013 году десницу святого Георгия Победоносца привозили в Украину ( «Мощи вмч.Георгия Победоносца с 30 октября в Украине. Слово игумена монастыря Ксенофонт на Афоне архим. Алексея»).

Через два года, в 2015 году, мощи святого Георгия из Ксенофонтова монастыря Афона были привезены в Россию, о чем патриарх Кирилл 6 мая в его слове в Георгиевском храме на Поклонной горе сказал:

«Я хотел бы сердечно поблагодарить игумена и архимандрита афонской обители Ксенофонт, где хранится великая святыня — правая рука святого Георгия Победоносца. Очень редко где можно встретить и мельчайшую частицу мощей святого великомученика. К нам же, по милости Божией, по благословению Патриарха Константинопольского Варфоломея, с согласия братии всех афонских монастырей, при активном участии отца Алексия, игумена и архимандрита Ксенофонтской обители, доставлена в преддверии празднования 70-летия Великой Победы эта всехристианская святыня» («Слово Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти св. вмч. Георгия Победоносца после Литургии в Георгиевском храме на Поклонной горе»).

Часовня Софии Слуцкой, где я была в Несвиже, это приход «храма Собора Белорусских святых Слуцкой епархии Белорусской Православной Церкви (БПЦ)». Белорусский экзархат Московского патриархата.

Почему именно Ксенофонтскую икону привезли в Несвиж, известный замками Радзивиллов?

Возможно, потому, что она три века была рядом с иконой и десницей руки Святого Георгия в Ксенофонтовом монастыре святого Георгия на Афоне, а отца княгини Софии Слуцкой звали Юрий. Вероятно, в крещении он был Георгий.

Единственная брама, сохранившаяся в Несвиже, тоже носит название Слуцкой.

«Несвижская Слуцкая брама – это, наверное, символ не только одного лишь Несвижа, но и всей нашей страны…Между тем, то, что Слуцкая брама дошла до наших времён – настоящее чудо. За свою историю она несколько раз была под угрозой разрушения, а несколько раз и на самом деле разрушалась до основания, но каждый раз, словно Феникс, восставала из руин!

…Главный с 1760-х годов предмет в Слуцкой браме – икона Божией Матери – была предоставлена Радзивиллами из их собственной замковой часовни! Икона находилась в обрамлении красивого резного барочного алтаря, и над ней была всё та же радзивилловская монограмма. Писатель-этнограф Павел Шпилевский утверждал, что эта икона была прежде православной и лишь потом её переписали в католическом духе и поместили в замке, однако подтверждений его словам в других источниках не находится». После реставрации Брамы 2007 года «Место радзивилловской иконы почему-то занял список Белыничской иконы Божией Матери (от белыночи), гораздо больше связанной с родом Сапег. Ну и в довершении всего «часовня» эта не была освящена, хотя такие предложения со стороны костёла были» ( «Слуцкая брама»).

В замке Радзивиллов представлены также Слуцкие пояса.

Тема поясов мне хорошо знакома, прежде всего, по золотым поясам.

«Наследуемая власть … «Золотое зерно, Золотая Русь», потомки Захария - Зерно и Золотые Новгородские пояса».

Отчасти Слуцкие пояса тоже были золотыми.

«Один слуцкий пояс «содержал до ста граммов серебра и золота» («Слуцкий пояс - национальное достояние Беларуси. Музей слуцких поясов»).

В белорусском брэнде «Слуцкие пояса», в контексте этой статьи, мне более интересно слово «Слуцкий», хотя первая мануфактура по производству поясов появилась в Несвиже, а уже затем производство переместилось в Слуцк. И было это спустя более чем век после смерти княгини Софии Слуцкой - Радзивилл, родившейся 1 мая по старому стилю и 11 мая по новому стилю, как сказано, в один день с моей мамой Т.Давиденка, в браке Ярославовой, половину квартиры которой, унаследованную мною, оккупировала моя сестра С.Ярославова с семьей («О Толкованиях Конституционного Суда и захвате власти. Моя Жалоба от 21 ноября 2016 года и заявление В.Путина о толкованиях Конституции от 25 ноября 2016 года»).

Тот же самый вопрос о наследстве, чем известна история княгини Софии Слуцкой, которую пытались лишить её наследства - Копыльского княжества.

Однофамилец мамы - Давиденко Л.Г. является автором скульптуры «Дама в черном» в парке Радзивиллов в Несвиже, по легенде о Барбаре Радзивилл. Он же автор скульптуры «Лето», около которой я стояла в задумчивости на проспекте Победителей, и , вероятно, - соседней, исполненной в этом же стиле.

Барбара Радзивилл была супругой польского короля Сигизмунда, которую , как считают, отравила мать её супруга Бона Сфорца.

«Однако Сигизмунд, сильно любивший Барбару, не желал смиряться с ее смертью. Король решил с помощью алхимиков и магов вызвать душу покойной супруги…С тех пор призрак Барбары не мог найти себе покоя, а после смерти короля поселился в Несвижском замке».

Любовницей правнука М.М.Ярославовой - П.А.Черевина была Екатерина Радзивилл. Основатель охраны императора никогда не был женат и долго поддерживал его отношения с Е.Радзивилл. Но эта история уже больше относится к истории потомков Ярославовых - фамилии моего отца Бориса Ярославова, а не Давиденко (Борисов камень. Борис и София. Полоцк Витебской области. 7 фотографий).

Хотя и мои предки Давиденко имеют корни у Борисовых камней близ Витебска и Полоцка (Витебск: Мещерские, Сусловы,Давыденко. Витебская археографическая комиссия в Вильно. Книги о русско-литовских князьях Ю.Вольфа и К.Ожаровского)

По матери П.А.Черевин-правнук М.М.Ярославовой был из Ожаровских.

«Польское родословие по материнской линии, вероятно, предопределило то, что будучи в зените свой славы и власти, потомок Черниговского рода П.А. Черевин в 80 - годах имел фаворитку Екатерину Радзивилл…. Екатерина Радзивилл, о которой идет речь, - урожденная Ржевуская,…племянница Каролины Собаньской (ур.Ржевуской) - тайного агента царского правительства, в которую были влюблены и которой посвящали свои стихи Александр Пушкин и Адам Мицкевич. Собаньская гражданская жена Ивана Витте и собственница имения Спичинцы на реке Рось в Винницкой области, проживала также в Сен-Жермэн-ан-Лэ на Сене близ Парижа».

Об этом была моя статья:

«Казачий Полковник» П.А.Черевин – основатель охраны Российских Императоров и Освобождение Софии от османского ига»

Интересно, что статья, в которой я писала о связи Радзивилл и правнука М.М.Ярославовой была посвящена освобождению Софии, имя которой носила княгиня София Слуцкая (Радзивилл), в чьей несвижской часовне мне подарили белую розу Ксенофонтской иконы Божией Матери «Одигитрии».

Все материалы раздела «Новости, комментарии, ремарки»

Реклама


© Авторские права на идею сайта, концепцию сайта, рубрики сайта, содержание материалов сайта (за исключением материалов внешних авторов) принадлежат Наталье Ярославовой-Оболенской.

Создание сайта — ЭЛКОС