Никола Закамский и последние монархи династии Рюриков и Романовых
© Наталья Ярославова-Чистякова
5 июня 2008 года
Хорошие вести с родины. Легенда о Березовской чудотворной иконе Николы Закамского и Николо-Березовке стала все больше вдохновлять поэтов и прозаиков. В частности, один из сюжетов повести Леонида Нетребо «Караван-Сарай» посвящен возрождению духовного цента в с. Николо-Березовка — бывшей хлебной столице России на берегу реки Кама. При этом автор повести устами одного из своих героев напоминает, что название реки Кама, вероятно, произошло от имени Бога Кам (Кама: санскр. «любовь» — в древнеиндийской мифологии бог любви.). Хотя географически там, где сейчас река Кама некогда было Русское море. И потому в детстве ответ на вопрос: «Где искать остров Буян?» у меня был простой. Буяном для меня был огромный остров на Каме, напротив места явления иконы, с большим озером в центре этого острова, именуемого ныне Никольским. И дубы, и лебеди, и лилии, и «звенящие кедры», и мир «сказок Пушкина» у меня жили здесь.
Чем больше я проникаю в историю Николо-Березовки, в историю иконы Николы Закамского и в историю своего рода, тем более загадочно «закручивается сюжет». Те, кто ближе к городу Нефтекамску и Березовке, и подключились к поиску под влиянием опубликованных мною в 2007 году статей, говорят, что я о чем-то ведая и о чем-то не ведая, «разворошила такой муравейник, и от него потянулись такие ниточки и тропинки…». И далее умолкают… Т.е. в отличие от меня мои последователи почему-то не готовы подарить информацию миру… Вместо этого они решили не продавать собственность в Нефтекамске и Березовке, что ранее планировали сделать , а , напротив, — прикупить земель…
Что касается подлинника иконы Николы Закамского, то с одной стороны, официально икона считается по-прежнему исчезнувшей в глубинах НКВД и, вероятнее всего, вывезена за пределы России в начале 20 века. Однако год назад некому Анониму на аукционе в Лондоне, за самую высокую цену в истории аукционов, была продана икона, совпадающая с иконой Николы Закамского по следующим пяти признакам: 1.Список иконы подарен Николаю II; 2.Список написан на рубеже 19-20 века; 3. Икона изначально написана до 17 века и не испытала влияния западных мотивов; 4 На иконе изображен Николай Чудотворец Мирликийский; 5.Икону подарили государю те, кто некогда был гоним из московских и новгородских земель…
Как я теперь поняла, необычность иконы связана ещё и с тем, что сам Никола одет на этой иконе в цвета патриарха Константинополя: голубой и золотой. Обращу внимание, что цвета одежд Патриарха Алексия II — это пурпурный и золотой. И хотя Никола Закамский на иконе смуглый, коллекционеры говорят, что по окладу бороды это скорее не греческое письмо, а образ — ближе к образу Святителя Николая из Бари…
Делая свод всех этих фактов , пришла к выводу , что редкость иконы определяется ещё и тем, что её забирал в Москву сам Иван Грозный — первый царь в истории Руси и последний царь правящей династии Рюриков и , одновременно, эта же икона была подарена Николаю II — последнему императору династии Романовых…
С одной стороны, трудно поверить, что в Лондоне продана та самая чудотворная икона Николы Закамского, с другой стороны, не так уж много икон, которые дарили Николаю II. Учитывая к тому же, что за этой иконой в прошлом стояла большая политика, а также и то, что будущая политика, не исключено, будет связана тоже с ней (www.stringer.ru), можно допустить, что Аноним купил и именно эту икону. Хотя дата написания проданной иконы 1894 год совпадает с годом начала правления Последнего императора и, скорее всего, обозначает также и год дарения иконы последнему российскому монарху.
Выставит ли анонимный покупатель купленную икону для того, чтобы развеять сомнения, или скроет в частной коллекции — нам не ведомо. Хотя хотелось бы попросить этого его развеять наши сомнения.
В интервью А. В. Майорова — заведующего кафедрой музеологии Исторического факультета СПбГУ, д.и.н. об открытии Новгородской Первой летописи, есть интересная мысль о том, что эту древнюю книгу многие даже видели, но никто её не Узнал (!). Т.е. среди многих тысяч источников надо уметь Узнать тот, который является действительно уникальным. Также и с иконами. В антикварных магазинах сейчас выставлено множество икон. И дело даже не в подделках, а в образах. Для того чтобы Узнать икону периода 13—16 веков (которые и пользуются наивысшим спросом), необходимо знать её описание и иметь её «фотографию». К примеру, образа Березовской чудотворной иконы Николы Закамского не было в сети Интернет до весны 2007 года. Он был введен в сеть только моей публикацией и перепиской. Поэтому этот образ и Узнать было не возможно до прошлой весны.
Вот какая интересная история.
Честно говоря, когда я писала статьи об иконе Николы Закамского, то не думала о том, что впервые ввожу образ этой редкой иконы в Интернет. Потенциально это облегчило поиск, но одновременно, и где-то отдалило меня от иконы …, поскольку покупать её за такую цену на Лондонском аукционе я не могу. С другой стороны, если её найдут, вернут в Россию, и выставят в рамках экспозиции частных коллекций, то шанс увидеть подлинник или подаренный государю список иконы у меня возрастает…
Будем надеяться, что икона Явит себя …
Статьи по теме :
- Вторая жизнь с Березовской чудотворной иконой Николы Закамского
- Вечный премьер: Никола Чудотворец — главный «экономист и хозяйственник» Руси (первая часть, вторая часть)
P.S. Ниже мною приводятся цитаты из статьи «Русские иконы идут нарасхват!», содержащую информацию о лондонском аукционе.
«Стартовая цена, установленная Christie's, составляла 20 тыс. фунтов (без малого 40 тыс. долларов) Сначала дело шло медленно, но затем некий нетерпеливый российский покупатель предложил 200 тыс. долларов, а затем два участника торгов — оба россияне, не афишировавшие своих имен — схватились за икону в поединке через посредников, которым отдавали распоряжения по телефону. Наконец, икона была приобретена одним из них за 854 тыс. долларов, что составляет мировой рекорд для икон на аукционах».
…«Пафити быстро пришла к выводу, что одна из икон является особенно ценной. Написанный в 1894 году образ святого Николая Чудотворца Мирликийского был, что редкость, подписан видным русским иконописцем Михаилом Дикаревым. Кроме того, позолоченную эмалевую ризу для иконы изготовил известный московский мастер Яков Мишуков».
Дополнительную ценность иконе придавала надпись на ее оборотной стороне, гласившая, что икона была вручена последнему русскому царю Николаю II общиной старообрядцев — течения, которое в XVII веке откололось от официальной Русской Православной Церкви из-за изменений, внесенных в церковные обряды.
…Особо ценятся иконы «написанные до начала XVII века и не испытавшие на себе влияния западных мотивов»