«Две столицы» в Петергофе и Париж . Выставка И.Семенникова члена правления общества дружбы Россия – Бельгия
©Наталья Ярославова – Оболенская
27 августа 2014 года
Побывала вчера на выставке «Две столицы» заслуженного художника Игоря Семенникова, члена правления общества дружбы Россия - Бельгия, которая проходит в музее семьи Бенуа в Петергофе. «Выставка проводится при поддержке Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ), галереи «На Чистых прудах», журнала «Русское искусство», банка «Европейский экспресс» ( «Две столицы век назад. Живопись Игоря Семенникова в Музее семьи Бенуа»).
Архив ГАРФ, надо сказать, я никак не почувствовала на этой выставке, которую при этом рекомендую посетить.
Галерея «На Чистых прудах» находится в Деловом центре Торгово-промышленной палаты ( «СВР и Торгово-промышленная палата перед глобальным вызовом: коммуникаторов, меньшинств и нетрадиционных углеводородов).
Банк «Европейский экспресс» - это бывший банк «Стройкредит-Казань». Ранее к этому казанскому филиалу «Стройкредита» имели отношение руководители «ЛУКОЙЛа в Западной Сибири» и Когалымнефтегаз. После преобразований руководителем банка является И.Р.Шагиев, при этом, переименован банк недавно, вероятно, в связи с исчезновением статуса «дочерний», после чего его название стало ближе к искусству.
Ранее И.Р.Шагиев, нигде как поклонник искусства не упоминается. Его однофамильцы и тезки работали и работают на уфимской кафедре разработки газовых и газоконденсатных месторождений», где заведующим кафедрой в 1970-1975 годах был мой научный руководитель А.П.Телков, до переезда в Тюмень ( УГНТУ). Выпускник и сотрудник этой кафедры Р.Р.Шагиев в настоящее время ректор «Института нефтегазового бизнеса», со своим Клубом исследователей скважин, одобренным ЦКР Роснедра РФ. ( «О Правде…..»).
Упоминаю об этом, поскольку у основания банка, поддержавшего выставку о двух столицах были нефтяники, и вот они стали «Европейским экспрессом», и увлеклись искусством.
А практика инвестирования нефтяных денег в предметы искусства известна в Тюменской области ещё со времен компании «Эвихон» и фондов потомков ХМАО, к чему имел отношение бывший мэр Когалыма С.Собянин, ныне мэр Москвы. ( «Нефть и иконы. Охрана императора П.А. Черевина из Ярославовых - Оболенских и Ротшильды. Шотландский Замок Скелбо и Троице-Лыково Князя Оболенского-Сосновка»).
Анонс выставки о двух столицах в Петергофе, сам по себе, предполагал участие столичного мэра и бывшего тюменского губернатора в этом проекте. Это было ясно из афиши. И уже первые картины подтвердили, что темы мне знакомы.
Никольская башня, где благодаря моим публикациям была «раскрыта» ранее замурованная икона Николы Можайского ( «Как МЫ возвращали Икону Николы Можайского и символы священной династии в Кремль»).
Смоленская дорога и Смоленские акценты, о которых я много писала ( «Масонская табакерка Ярославовой – Брянчаниновой, Академия Наук Петра I, Дубровицы и Архангельское»).
Гагаринский переулок и Сухарева башня, «копия» которой была в Тобольске - любимые темы С.Собянина (Сибирская Иродиана. От собирателей земель Оболенских - до сепаратиста Гагарина. От Софии - до «Скотопригоньевска». В контексте истории Тобольского Кремля).
"...Eще не снесли Сухаревскую башню и не застроили фасады усадебных особняков. Такое чувство, что художник, закончив московский художественный ВУЗ в конце XX века, сел в машину времени с этюдником и уехал на пленэр, недалеко, меньше, чем на век..." ( "В "Галерее на Чистых Прудах" открывается выставка "Старая Москва")
Поэтому и сложилось впечатление заказа. Причем очень много внимания уделено транспортной теме. Я про себя улыбнулась и подумала, что, быть может, заместитель С.Собянина по транспорту поучаствовал в этом заказе (желательных тем)?. Отсюда и вопросы: об акцентах – в выборе архитектурных объектов и улиц, о датах: когда и в какие сроки написано около 100 картин, и кто стоит за этой выставкой. Транспортной темой вместе с московской мэрией занимается сын А.И.Солженицына
Тема городского транспорта и мобильности поднималась и в апрельских переговорах 2011 года с Принцем Бельгии Филиппом, в настоящее время Королем Бельгии и Членом Римского клуба, который начал её тогда словами: «Я сегодня с утра имел честь открыть выставку «МosBuild», которая открылась в Москве…. Будет проводиться семинар по транспорту и мобильности в городе…Конечно же, уже был поднят вопрос по энергосберегающему оборудованию…». И тему энергосбережения я тоже знаю очень хорошо. Именно при С.Собянине меня незаконно уволили, при том, что я была единственный кандидат наук , прошла повышение квалификации по энергосбережению в РАН и разрабатывала все основные стратегические вопросы ( «От 50-летия – до 70-летия Тюменский области… «У денег глаз нет»).А Игорь Семенников, как сказано выше, член правления общества дружбы Россия - Бельгия ( «Встреча С.Собянина с наследным принцем Бельгии»).
Представителем Российской Федерации в столице Бельгии Брюсселе в это время был ещё Д.Рогозин( «Брюссель, где посчастливилось работать Д.Рогозину,Журналисты Тюмени,«Родина», ХМАО и …»).
Судя по репортажу с выставки
«Старая Москва» 2011(2) года, Галерею «На Чистых прудах» порекомендовала главный редактор журнала «Русское искусство» О.Костина. Она хорошо сказала о художнике и про мазок, и про фактуру и про подсветку, все это оттенившую. Хотя для меня несколько странно упоминание о слезной молитве…. Как «Плач Пскова» я это не восприняла. А исихасты от роскоши стоят особняком. Тогда как картины - это чаще всего роскошь и богатые заказы.
На выставке картины И.Семенникова смотрятся лучше, чем в видео-фильме (Лица со старых открыток. В Петергофе открылась выставка о двух столицах).
При этом, есть впечатление, что это - акриловые краски, потому что такая фактура бывает при них. И действительно, сам художник в его выступлении сказал, что раньше он писал масляными красками, таких картин было 8. И он же назвал число картин по состоянию на 2012 год: 68 по Москве. И 30 о Петербурге.
На экспозицию «Старая Москва» у художника ушло 6 лет, по его словам.
Если так, то начата эта серия картин ещё при мэре Москвы Ю.Лужкове. Бывший мэр Когалыма С.Собянин это время был главой администрации Президента. Даты, которые я видела на картинах в музее семьи Бенуа - 2009 , 2010 годы…
А за 6 лет до 2012 года И.Семенников анонсировал также желание написать другую серию картин, о чем шла речь в статье «Асимметрические плоскости Семенникова»:
«…В мифах о кельтах художник использует более яркие краски, да и сама манера письма становится более экспрессивной. Сейчас Игорь Семенников работает над серией германо-скандинавских мифов, применяя при этом такую же технологию, как при создании икон: "Будет 48 досок, которые как паззл, будут складываться в единое мировое дерево – скандинавское. Все 48 досок будут и как отдельные живописные произведения, и одновременно объединенные картиной мирового древа".
Мастер работает по изобретенному им методу "асимметричной плоскости". В этом технике он создал оригинальные циклы на тему мифов народов мира. Долгое время эти произведения находились на выставке в Бельгии и к юбилею вернулись в мастерскую художника, которая находится в Павловском Посаде.
"То, что я делаю - это первый шаг, первый этап перехода картинной плоскости в скульптуру и наоборот, - говорит художник…»
Скульптурной иконой была икона Николы Можайского.
Картин много. Темпы поражают. Такие темпы описаны в книге бывшей тюменки А.Сашневой ( Художники и власть: взаимозависимые миры. Скупая «Состояния» художников нельзя оценить Жизнь. «Тайные знаки» - «Явные следы»).
Главный редактор журнала «Собрание» ,Якимович Александр Клавдианович сказал очень важное об этой выставке:
«Живописец сильный и концептуалист ещё при этом. Вот придумать концепт и ещё продемонстрировать при этом блестящую, сочную, живую, свенонасыщенную живопись это вам, так сказать, не шуточки. Обычно концептуалист писать не умеет, он другим делом занимается…А тут вот такое… Я не просто, как бы взволнован и в известном смысле поражен…»
Это та самая тема, которую я поднимала в статье о Савве Ямщикове:
Свой московский цикл художник Игорь Семенников начинал именно как иллюстрацию. Об этом рассказывала статья 2008 года Выставка живописи и графики заслуженного художника России Игоря Семенникова «Москва: город и люди»:
"Отправной точкой московской серии для художника стала просьба друга проиллюстрировать книгу о столице. Такой, какой ее когда-то увидели «неместные» – Валентин Катаев и Юрий Олеша, Сигизмунд Кржижановский, Евгений Баранов, Владимир Гиляровский, Андрей Соболь, Борис Зайцев, Яков Голосовкер, Михаил Булгаков. «Новожилы» жадно изучали исторические факты из жизни города, кажущегося им таким странным, непривычным, чудесным. Под впечатлением самой московской прозы конца XIX – начала XX века художник Семенников создал собственную Москву, этакий Китежград, канувший в Лету, – всего восемь цветных и несколько черно-белых иллюстраций для книги «Москва: город и люди»...."
Здесь важен интерес "провинциалов" к истории Москвы, часто превосходящий интерес самих москвичей. Быть может, потому что они потомки некогда депортированных или сосланных сторожить восточные и южные пределы родов.
К сожалению, нет фамилии друга , который попросил проиллюстрировать и указал благодатную тему. И прозы, которая вдохновляла. Кроме книги В.Гиляровского Москва и москвичи. Вероятно, книгу В.Гиляровского и просили проиллюстрировать.
Художнику открыли дверь, он вошел и Москва стала открываться для него "как вселенная":
"Поначалу столица пробудила в художнике ностальгические воспоминания юности: Сретенка, Зубовский бульвар, Головинские пруды. Но постепенно он осознал: тема Москвы велика, как и Вселенная. А однажды, вглядываясь в четырехтысячную фотографию Гагаринского переулка, стал, подобно герою фантастических новелл Джека Финнея, перемещаться во времени. Кстати, первой работой художника из московской серии стала «Арбат, 55. Прокладка трамвайных путей». Вот и не верь после этого в судьбу. Мемориальная квартира Андрея Белого (Арбат, 55)...."
Художники умеют писать, но часто затрудняются в теме, потому что они не изучали так много, как изучают стратеги и концептуалисты.
Концептуалисты всё их время уделяют концепции и философии, но кистью не владеют. И они не популяризаторы.
Я не встречала случаев, чтобы концептуалисты забыли упомянуть художника.
А вот у художников наблюдаю , когда они становятся иллюстраторами чужих концепций, разработок , чужого видения… Чужой темы, чужой повестки.
Особенно, когда речь идет о политике и власти.
Как написала мне одна дама, интересовавшаяся искусством, в 2011 году: я бы все равно к этому пришла, также как и вы …
Нет, не пришла бы
Потому что пришла она к этому только после того, как прочитала десятки моих статей, где я показала алгоритмы, показала путь, объяснила , собрала воедино множество фактов и сложила картину, описательно. А по готовым алгоритмам умеют работать многие.
Ей хотелось заняться разработанными мною темами, где все связи показаны и все понятно, но не хотелось упоминать моего авторства
Однако для того, чтобы прийти к этому нужен опыт, многолетний опыт, полная посвященность…
И, понимая это, главный редактор журнала «Собрание» доктор искусствоведения А.Якимович задал вопрос о художнике: как он мог это соединить….?
И.Семенников в его слове несколько раз подчеркнул , что это вклад его молодой супруги. Что , суть, здесь, от неё даже больше , чем от него и имя у неё говорящее Маргарита…
Это или большой комплимент супруге, или концепцию задавала супруга … В таком случае , встает вопрос об её опыте…
У меня не сложилось мнение, что экспозиция часть проекта по сохранению наследия.
Наследие то, как раз, уничтожено.
И зная Тюмень, и С.Собянина я даже беспокоюсь, не станут ли в Москве сносить здания, а потом «реанимировать «мертвые» архитектурные памятники» - на картинах или даже в новой застройке , как это сейчас обещают с домом Прошина.
Но новые подснежники будут уже совсем не теми…, в них будет дух другого времени…
Ещё одна цитата А.Якимовича :
«… Мне от них (картин) становится некоторым образом не по себе Есть что-то страшноватое и вот почему…. Действует как экстрасенс, который берет фотографии мертвого человека …»
Далее сравнил ощущение от выставки «Старая Москва» ( тогда ещё только одна столица), с неким - предгрозовым.
И о И.Семенникове: «… Причисляю к тем художникам магическим и шаманским…»
В Тюмени шаманов переизбыток. И в политических акциях участвуют «наряженные в шаманов». И даже Романовых в шаманы произвели… ( «Петербург и меньшинства: Фора сырьевых денег превращает «Романовых» - в «Шаманы», а «Шаманов» - в «Лебедей»).
В связи с откровенным перебором, мое отношение к таким "шаманским сравнениям" отрицательное.
Да и магия не самая большая высота.
Хотя, сказанное довольно точно определяет то, на что хотел обратить внимание доктор искусствоведения.
В статьях , уже представляющих выставку в музее семьи Бенуа, много говорится об эмоциях , которые передает художник.
Я этот контекст поднимала: «Christmas Carol - Чистый звук… Гатчинские картины пушкинской художницы Виктории Ярославовой»
И обращают внимание на литературные эссе.
Подобные комментарии к картинам я встречала на Вернисаже Н.Дронникова «Вернисаж выставки Николая Дронникова в Доме русского зарубежья им. А. Солженицына. Мурмелон и Витязи, как память о поклонении Воинам – Святым».
Мурмелон, кстати, тоже упоминается на выставке И.Семенникова.
Характерно для музеев. Хотя далеко не для всех экспозиций.
Я бы не назвала это именно литературными эссе. Часто информация справочная.
Бывшие названия вокзалов , которым художник уделил много внимания: либо как элементам транспортной инфраструктуры , либо в контексте «Душа странствий»( Louis Vuittone и женщины влияния. Сундук правнука Т.Ф.Ярославовой – В.Орлова на Красной площади)
Собственники зданий:
Братья Орловы ( «Её высокоблагородие Госпожа Ярославова - мать братьев Орловых: Михаила, Алексея, Григория, Федора и дочери Анны Орловой).
Братья Зубовы , один из которых спасал Ярославова, другой - вхож к вологодским Ярославовым в дом ( Продолжение «реконструкции» круга Вологодского дворянства конца XVIII в. по Дневникам А.Т.Ярославова, П.И.Челищева и фондам судебной палаты).
Также Апраксин и другие…
Трубная площадь … Двусмысленно ( «27 августа - один день в Москве предвыборной… 1395 год - нашествие Тамерлана и Покровительница Москвы княгиня Евдокия Суздальская»).
Улица Мясницкая.
Контекст о названии «прибывшем» с новгородцами из статьи «Яр-Суздаль и Яр-Москва, «Яр-крыша» Донского и ставка Сталина в «особняке Ярославовой»:
«…Что же это за улица Мясницкая, которую на много веков облюбовали Ярославовы, а вслед за ними Сталин, Министерство обороны и ФСБ. Ведь если спросить ныне: Где начинается Мясницкая? То вам ответят - с Лубянской площади…
Раньше сказали бы по-другому…
Какой защиты и покровительства здесь искали «Силовики»?
Почему эту улицу выбирали для своих парадных проездов цари?...
Улица эта изначально называлась не Мясницкая, а Евпловка….»
В статье 2010 года я добавляла ещё следующее:
«….Судя по тому, что утверждают реконструкторы истории «Куликовской битвы» главная Ставка Дмитрия Донского была здесь: «Дмитрий стоял спиной к Бору, лицом к Лубянке»… Отсюда он ждал нападения…»
Тема Дмитрия Солунского и Дмитрова была представлена у художника в других картинах.
В Петербурге художник выбрал Спас-на-водах (снесен). Подворье Троице-Сергиевой Лавры на Фонтанке. Недалеко дом А.Ахматовой, цитаты которой сопровождают картины петербургской серии.
Мэр первой столицы особо в последние годы выделяет Сергиеву Лавру , видимо, потому что его имя Сергей. И давно внимателен к Анне Ахматовой, образовавшей её псевдоним от имени последнего хана большой орды Ахмата, предка по материнской линии, как она считала.
Также картины «поддерживаются» цитатами Гумилева, Бродского, Набокова…
Две снесенные церкви (храма) в районе Охты , связанном в Петербурге с именем В.Путина. Казанская церковь и тема Бориса и Глеба, в контексте Перевозного переулка ( «Бирское «Рюриково городище» и Климент Ярославов - староста Архангельского – Бирь, контролировавший Перевоз через реку Белую»).
Много на картинах, я бы сказала, городской обслуги… Дворники, городовые… Мелкие городские служащие и чиновники.
Столичность , скорее, в названиях… Ведь красивые здания бывают и в нестоличных крупных городах.
Столична Триумфальная арка
И Последняя картина.. Одна… Париж
Или это о начале новой серии. Или о настоящей столице… Или…
Ссылки:
[1]«В Петергофе можно видеть "Две столицы век назад" (Санкт-Петербург)»
[2]Возвращенная Москва. Красные ворота. Москва. Начало 20-го века
[3]Семенников Игорь. Галерея «На Чистых прудах»
[4]Старый Петербург
[5] Выставка Николая Дронникова в Санкт-Петербурге. Подготовлено совместно с Комитетом по международным связям Санкт-Петербурга
[6]«Машина времени Игоря Семенникова»