Персональный сайт Натальи Чистяковой — Натальи Ярославовой
Natalia Chistiakova—Natalia Yaroslavova’s Personal Website

Липу Вильгельма II - последнего монарха Гогенцоллернов, выкорчевал ураган Никалс в земле Саар. Липы Елизаветы - главы Ордена Лебедя, замка Шлоссберг и Марбурга устояли

    • Икона, именуемая Никола на Липне, обретенная на новгородском острове Липно во время трехдневной бури, не пустившей моряков в Киев. Закрытое Евангелие /75/
    • Никольский собор на Ярославовом дворище в Новгороде основан в 1113 год - явления иконы Николы на Липне и посвященный ей по легенде. Резиденция Великих князей и Наместников
    • Ураган Никалс в Европе после того, как Андреас Лубитц разбил самолет А 320 во Франции 24.03.15. Конец марта 2015 года
    • Вырванная с корнем липа Вильгельма II - последнего монарха Гогенцоллерна в федеральной земле Саар
    • Император Германии и король Пруссии Вильгельм II, одна рука которого короче другой. Согласно Версальскому мирному договору 1919 года Вильгельм был объявлен военным преступником и главным виновником мировой войны...обвинен «в высшем оскорблении международной морали и священной силы договоров».Обменялись униформами с Николаем II
    • Лебедь белый. Форум консерваторов с представительством от А.Дугина 22-23 марта 2015 года Петербург. 24 марта Андреас Лубитц разбил самолет во Франции, где должен был лететь и брат Шумахера
    • 250-летняя липа около замка Шлоссбург
    • Скамья длиной 22,2 метра из одного дерева около замка Шлоссбург и липы
    • Кузница около замка Шлоссбург близ Золинген - "тропы клинков". Мечи времен крестовых походов. Клинки. Технология производства клинков, в т.ч. из дамасской стали
    • Стальные ложки около музея клинков в Золинген
    • Памятник Юлию Шумахеру около замка Шлоссберг, который он восстанавливал замок Шлоссбург
    • Брат Шумахера Себастиан Шталь (слева) у которого был билет на самолет А 320, разбившийся в горах Франции
    • Тони Шумахер - Ха́ральд Анто́н (То́ни) Шума́хер немецкий футболист, вратарь. Лучший футболист ФРГ 1984 и 1986 годов. После окончания карьеры в 1992 году был тренером вратарей в «Баварии». Фото:taunus-zeitung.de/sport
    • Новость о вырванной с корнем липе кайзера опубликовал журнал Тони Шумахер, начатый в 2014 годы с материала о падении Берлинской стены
    • Урсафарм, купившая в 2014 году право на смену названия стадиона, на котором рухнула липа Вильгельма II Гогенцоллерна
    • 1000-летняя липа в Кирхайн
    • Луизы Августы в Кенигсберге (Калиниграде)
    • «Королева Луиза и Наполеон в Тильзите». Эскиз памятника работы Густава Эберлейна. 1899

© Наталья Ярославова – Оболенская
2 апреля 2015 года

Ураган «Никлас», четыре дня бушевавший в европейской части России и в Европе после гибели самолета А 320, повалил легендарную «Императорскую липу» в Эльферсберге в Федеральной Земле Саар на границе с Францией, входившую в список национальных природных памятников Германии (История одного дерева).

Липа была посажена в честь императора Вильгельма II и названа при посадке «Императорской». «С конца ХХ века «Императорская липа», пережившая войну и бомбардировки Саара, десятки штормов-ураганов и даже засуху, находилась под охраной государства, как памятник природы. Вплоть до злополучного урагана могучее дерево с толщиной ствола около двух метров было вполне здорово и являлось одним из символов города».

Посвящалась липа рождению в 1859 году Вильгельма II – последнего монарха фамилии Гогенцоллернов. Это были трудные роды, вследствие чего ребенок страдал сухорукостью, и одна рука Вильгельма II была на 15 сантиметров короче другой.

И вот теперь липу Вильгельма Гогенцоллерна выкорчевал ураган Никалс ( «Баварские Лебеди Гогенцоллернов и Белые Орлы Цесаревича Георгия»).

Вильгельм II - был императором Германии и королем Пруссии, отрекшимся от обоих престолов и объявившим: «Я отказываюсь навсегда от прав на корону Пруссии и вместе с ним от права на германскую императорскую корону».

Сделал он это вскоре после своего кузена Николая II.

Статья 227 Версальского договора, утвержденного после завершения Первой мировой войны, прямо предусматривала выдачу Вильгельма II, «как главного военного преступника для осуждения его в нарушении мира и покоя в Европе… Согласно Версальскому мирному договору 1919 года Вильгельм был объявлен военным преступником и главным виновником мировой войны, поэтому он должен был нести ответственность перед судом международного трибунала. Державы Антанты обвиняли бывшего германского кайзера, как говорилось в тексте договора, «в высшем оскорблении международной морали и священной силы договоров» (W).

Но королева Нидерландов отказалась выдать родственника.

Уже после отречения последний монарх Гогенцоллернов жил в Нидерландах. Занимался охотой и рубкой деревьев. «Только за одну неделю декабря 1926 года 67-летний Вильгельм по собственным подсчетам уничтожил 2590 деревьев».

А в 1940 году, после взятия немецкими войсками Парижа, Вильгельм направил Адольфу Гитлеру приветственную телеграмму».

Несмотря на сложные отношения Вильгельма II «с сообществом деревьев», посаженная в его честь липа продолжала расти и закончила свою жизнь в дни урагана Никалс, в конце марта 2015 года.

Новость об этом 1 апреля – в международный день птиц сообщил автор живого журнала, посвященного немецкому футболу, названному именем Тони Шумахера - однофамильца известного гонщика, попавшего в тяжелую аварию, и до сих пор не преодолевшего её последствия.

Чуть не погиб на разбитом во Франции самолете А320 и сводный брат Шумахера.

Только чудом он сменил билет и остался жив. Об этом рассказывает статья российского агентства: «Среди пассажиров, которые приобрели билеты на разбившийся рейс авиакомпании Germanwings, был сводный брат Михаэля Шумахера Себастьян Шталь». Новость находит подтверждение в французских, итальянских и английских СМИ. Заголовки технического переводчика: «Crash A320 : сводный брат Михаэль Шумахер приближается к смерти», вероятно, - «был близок к смерти»; «Катастрофа, Germanwings, Себастиан Шталь рисковал быть в этом полете: “я жив, это сводит с ума”; «Шумахеру брату невероятно повезло, так как он пропустил путешествие на разбившемся рейсe авиакомпании Germanwings».

«Schumi's step-brother 'incredibly lucky' as he narrowly missed travelling on crashed Germanwings flight»;

Disastro Germanwings;

«Crash A320 : le demi-frère de Michael Schumacher frôle la mort»

Себастьян Шталь: «Всю неделю нас не устраивала погода. Поэтому я обменял билет и прилетел на 24 часа раньше самолетом этой же авиакомпании. Это невероятное везение. Я жив, но все вокруг словно сошло с ума. Многие мои друзья знали, что я должен был лететь этим рейсом!».

Фамилия у двоюродного брата другая - Шталь. Имя - Себастиан «Псковские скарабеи и мифы о Зерване. «Третий Рим» из катакомб Святого Себастиана и необычных церквей).

Живой журнал о футболе, сообщивший об упавшей липе и грусти спортивного клуба «Эльферсберг», тоже не на 100 % футбольный.

Первая его статья от ноября 2014 года посвящена падению Берлинской стены («К 25-летию падения берлинской стены. Основные вехи в истории футбола ГДР»).

Именно Шумахеры, один из рода которых спасся от полета на гибельном рейсе, имеют отношение к известным в Германии липам.

250-летняя королевская липа находится на вершине горы, где расположен замок Шлоссбург и куда ведет канатная дорога.

В начале 20 века замок восстанавливал фабрикант Юлий Шумахер, которому именно здесь, рядом с замком Шлоссбург и был установлен памятник.

Замок Шлоссбург является крупнейшим восстановленным замком на территории Германии (Город клинков – Золинген).

В нём сейчас размещается музей средневековья и истории графства Берг.

Вдоль крепостной стены замка Шлоссбург - самая длинная скамья, символических 22.2 метров, даты рождения 22.2 Карла VII, из рода о котором говорили «в их жилах течет кровь Богородицы» («22 февраля. Рамзес II. Король Франции Карл VII, провозгласивший примат Собора над Папством…»).

Около скамьи на табличке написано: «Посидите на самой длинной немецкой деревянной скамье, изготовленной из одного куска дерева длиной 22,2 метра весом 1 тонну, и наслаждайтесь весь день замком Шлоссбург».

Замок Шлоссбург или Бург находится в земле Северный Рейн-Вестфалия, столицей которой сейчас является Дюссельдорф. В Дюссельдорфе - штаб-квартиры множества крупных компаний. Городской аэропорт является международным хабом.

В этот хаб и не долетел самолет А320.

Липа замка Шлоссбург устояла в ураган. Возможно, её защитила или «Гора» (берг), или деревянная фигура архангела Михаила на одной из вершин замка.

Ещё одна, при этом, самая старая липа Германии, возраст которой 1000 лет, находится в Кирхайн недалеко от Марбурга на Лане, основанного Софией Брабантской в 1228 году, на границе между тюрингенским графством, в земле Гессен.

Эту липу называют древняя "танцевальная" липа (Tanzlinde)

«В центре Кирхайна (Kirchhain Himmelsberg ) непосредственно возле церкви Святого Николауса (St. Nikolaus-Kirche) растёт липа, которой предположительно около 1000 лет. Дерево высотой примерно 25 метров, с диаметром приблизительно 2,9 метра.

Слово "танцевальная" добавлено к названию дерева в связи с тем, что во время праздников и народных гуляний вокруг неё водили хороводы, танцевали.

Кирхайн-небольшой городок неподалёку от Марбурга», где родилась Эльза – жена Беринга ( Памятники природы).

Самая старая липа в Кирхайн находится около церкви святого Николая.

Святой Николай и липа.

Ураган Никалс и липа.

Одноименный ураган Никалс, как сказано, вырвал с корнем липу, посвященную Вильгельму II, нарушавшему договоры и начавшему войну.

С 1907 года рядом с липой располагалось футбольное поле.

Но футбольный клуб оказался не самой лучше защитой для неё, особенно после его переименования:

«…Рухнувшая под натиском бури "Императорская липа", символ города и всего регионального футбола

… все эти более чем 100 лет футбол в Эльферсберге жил около липы. В буквальном смысле слова.

Когда в начале ХХ века местные энтузиасты искали площадку для занятий спортом, то приспособили для игры в футбол поляну на окраине города на опушке леса.

Главная достопримечательность – находившаяся неподалёку молодая липа, названная при посадке «Императорской» в честь императора Вильгельма II.

Со временем на месте спортивной площадки появился полноценный стадион, который получил название по географическим объектам, близ которых он расположен: «Waldstadion an der Kaiserlinde» («Лесной стадион у Императорской липы»)…»

Когда в прошлом году в клуб обратилась коммерческая компания с предложением за деньги выкупить название стадиона, то руководители «Эльферсберга» поставили лишь одно условие – в названии должно сохраниться упоминание «Императорской липы». В результате стадион стал называться «Ursapharm-Arena an der Kaiserlinde».

«Эльферсберг» в последние годы по своим спортивным результатам даже сумел стать самым успешным клубом региона. На фоне постоянных проблем и организационного хаоса в главных командах Саара, «Саарбрюккене» и «Боруссии» из Нойнкирхена, «липчане» целенаправленно и системно развиваются. В крошечном городке хотят построить полноценный профессиональный клуб регионального масштаба..» (История одного дерева).

Добавилось, как видим, слово - Ursapharm - название международной германской фирмы, производящей увлажняющие офтальмологические растворы, имеющей дистрибьютеров в России («Увлажняющие офтальмологические растворы Ursapharm»).

Нет информации, кем сейчас контролируется компания Ursapharm. Возможно, даже и «Газпромом» (Описание фирмы - производителя: URSAPHARM ARZNEIMITTEL GmbH. Германия).

После падения липы, формально, Ursapharm теперь может исключить из названия слова «Кайзеровская липа» (Kaiserlinde), поскольку её уже нет. И это обстоятельство можно подвести под форс-мажор от урагана.

Два «брэнда» рядом: Ursapharm-Arena и Kaiserlinde «не ужились».

Не надо было такой «контакт» формировать городу Эльферсбергу.

Если же липе Вильгельма II помогли упасть, то произошедшее напоминает нарушение священной силы договоров самим же Вильгельмом II, которого обвинили после Первой мировой войны «в высшем оскорблении международной морали и священной силы договоров».

Липа - Богородичный символ и символ Золотого дерева.

А Urs-Урс в России связывают больше с медведем.

Я писала об Урсус в контексте Берлина и Второй мировой войны:

«Урсус, как часть имени Уруслан - второе имя Медведя. Вследствие этого русских часто отождествляют с Медведями - Урусами.

Мне не очень нравится знак равенства между Медведем и Русскими. Потому что Медведи чаще - свирепы.

Не случайно ведь после второй мировой войны в Берлине союзные войска ликвидировали аллею Победы, поскольку она подогревала стремление к Захватническим войнам.

Мирные Медведи с золотым поясом (кушаком) над головой, в виде Покрова, как на реке Бирь в Башкирии - эксклюзивны. И это исключение, я уверена, обусловлено тем, что именно в обсуждаемой географической точке, дольше, чем где-либо на Руси, сохранялся культ Воинов Святых. А Воины Святые, как Дмитрий Солунский, известны как раз тем, что они выступали против войн и даже сжигали храмы Кибеллы, что сделал Федор Тирон. Т.е. это богатыри, мудрые знанием - от Покрова Богоматери («Бирское «Рюриково городище» и Климент Ярославов - староста Архангельского - Бирь, контролировавший Перевоз через реку Белую. Ч.8»).

Аллея Победы в Берлине была ликвидирована. А вот аллея лип сохранилась.

Липовая аллея в Берлине имеет название - Unter den Linden. «Это самый излюбленный и известный бульвар, где проводил время каждый берлинец. Гейне некогда прогуливался здесь, изучая параллельно юриспруденцию, а знаменитый Марк Твен называл бульвар «Тремя улицами в одной». Название бульвара переводится как «Под липами» и неспроста, ведь на улице расположено большое количество лип, посаженных еще в 1647 году по распоряжению Фридриха Вильгельма, чья резиденция возвышалась среди Шпреевских вод, на берегу острова…

Фридриху Вильгельму не очень нравился пейзаж. И он приказывает засыпать весь песок плодородной землей и после этого – посадить множество липовых и ореховых деревьев. Задумал он вырастить 1000 лип и 1000 орехов в шесть рядов, образуясь при этом в алею. Собственно, после того как Фридрих увидел свой успех и любовался деревьями – он решил не останавливаться на достигнутом, и велел построить несколько особняков и просторных домов, где могли бы располагаться самые зажиточные люди и, в целом, вся городская знать Берлина.

За это время, из пустынной и пыльной дороги, этот путь превращается в прекрасную улицу с аллеями и роскошными особняками. Столица Пруссии с того времени стала иметь свою визитную карточку - Унтер-ден-Линден – аллея лип» (Достопримечательности Берлина).

В провинции Саар, где ураган сломал «липу Вильгельма II», есть своя аллея лип:

«На холме над аллеей лип расположена изящная часовня Stummsche, построенная в середине XIX века по заказу семьи Муте. Это первое неоготическое здание в земле Саар, воздушное и легкое, украшенное чугунным литьем и башенками. Также на территории парка (промышленного) располагается особняк Карла Фридриха Муте, стального «короля» земли Саар, фамильный склеп и семейная церковь» (Часовня Stummsche)

В России стальным королем является А.Мордашев член попечительского совета ЦСР "Северо-Запад".

Липа Вильгельма II могла привлечь также и тем, что его физический недостаток совпадал с физическим недостатком Сталина.

Могло привлечь и иное - Гогенцоллерны, к роду которых принадлежал и император Николай II, отрекшийся от престола несколько раньше, чем его кузен.

Последний монарх Гогенцоллернов Вильгельм II был сыном Фридриха III Прусского, внуком Вильгельма I, в свою очередь, - преемника Фридриха Вильгельма IV.

У короля Пруссии Фридриха Вильгельма IV не было наследника.

Поэтому прусский престол перешел к брату Вильгельму I - деду Вильгельма II.

Для меня интересной исторической фигурой был и остается король Пруссии Фридрих Вильгельм IV, супруг Елизаветы Людовики Баварской.

«Орден Лебедя» пытался восстановить именно король Пруссии Фридрих Вильгельм IV, а во главе «Ордена Лебедя» была его супруга Елизавета.

«Елизавета Людовика Баварская - глава Ордена Лебедя – Ордена Нашей Дамы. Супруга Фридриха Вильгельма IV» – такова была подпись к одной из иллюстрации статьи от 26 ноября 2013 года:

«Путь Лебедя» - большая европейская Родня: Виндзорские короли, Булонские графы, Бранденбургские курфюрсты, Саксонские герцоги».

А первые статьи, посвященные «Ордену Лебедя», королю Пруссии Фридриху Вильгельму IV и Елизавете были опубликованы в 2011 году:

«Клад «Ордена Лебедя» с магическими надписями на иврите и перстнем Альбрехта - Герцога Кенигсберга».

«Белая Русь: «Орден Лебедя» города «Между Богов» и место паломничества хасидов всей планеты».

О короле Пруссии и «ордене Лебедя» шла речь и в статье:

«Орден 22 февраля: Джордж Вашингтон - кумир Николая I Романова, символ свободы и прогресса в России»:

«Главный павильон Царицынского пруда был построен в 1842-1844 годах архитектором Андреем Ивановичем Штакеншнейдером в «помпеянском» стиле - в подражание античным виллам, открытым при раскопках Помпеи. Для разработки этого проекта архитектор специально выезжал в Помпеи.

Павильон при этом выполнен в стиле Римских купален в Шарлоттенгофе (Пруссия), возведённых в 1829-1840 годах по замыслу брата императрицы Александры Фёдоровны. Это упоминание об участии брата императрицы в создании резиденции на островах Царицынского пруда является весьма важным, потому что речь идет о Прусском короле Фридрихе-Вильгельме IV, который в 1843 году, в честь 400-летия «Ордена Лебедя», восстановил «Лебединый орден», учрежденный курфюрстом бранденбургским Фридрихом II, в 1440 году».

В Кенигбсберге (Калининграде) есть липа, посаженая Вильгельмом I, которую обрамляет полуротонда.

Ротонда изначально была посвящена матери Прусских королей Фридриха-Вильгельма IV и Вильгельма I - Луизе Августе Вильгельмине Амалии. Участвовал в создании этого памятника и Наполеон:

«…При Вильгельме I культ Луизы был в Пруссии абсолютным. Тогда-то и увековечил Вильгельм в Кёнигсберге то место, с которым были связаны его детские воспоминания 1806, 1807 и 1809 годов. На высоком холме в парке Луизенваль была сооружена полуротонда - скамья из искусственного песчаника с балюстрадой, украшенной мраморным бюстом королевы и вазонами

Полуротонда обрамляла липу, посаженную Вильгельмом I при открытии памятника - напоминание о Тильзитском мирном договоре. (Император Наполеон пригласил садовника и попросил его найти дерево с двумя стволами, олицетворяющее дружбу между Францией и Россией. Нашли липу. Солдаты насыпали холм земли и под музыку полкового оркестра дерево пересадили…)… А в 1914 году в собственность Кёнигсберга была передана усадьба Луизенваль. Это - дом, обставленный весьма скромно. На стене - картина, написанная Элизабет Виже-Лебрен и изображающая Луизу в облике Гебы, богини вечной молодости у древних греков. Долгое время в доме находился и зелёный диван, подаренный жителями Кёнигсберга своей обнищавшей королеве…

В Кенигсберге культовая королева Елизавета, мать 10 детей, отчаянно влюбленная в императора Александра I (который отвечал ей взаимностью), бывала неоднократно.

Первый раз - с 3 по 9 июня 1798 года, во время торжественной коронации Фридриха Вильгельма III.

Затем - 9 декабря 1806 года. Уже серьёзно больная», откуда она отправилась …в Мемель - самый отдалённый город Пруссии, не занятый Наполеоном. Ехали молча, медленно, словно похоронная процессия….Пришлось заночевать в Росситтене (ныне пос. Рыбачий), в доме деревенского священника, пока за принцессами отправили лошадей “посвежее”. Ночью окно в карете принцев выбило ветром... Все были в тоске. Радовался жизни только принц Вильгельм - будущий император Пруссии. Его дико забавляла буря, колотившая прямо в ставни, приводило в восторг зрелище огромных деревьев, вывороченных ураганом; он с удовольствием спал на полу, устланном соломой и сеном...» ( «Сирота-принцесса стала королевой Луизой и за 16 лет родила 10 детей»).

Как видим, «действующим лицом» во время её последнего посещения Кенигсберга-Калининграда была буря-ураган, также как в последние дни марта 2015 года.

Этот мартовский ураган не затронул липу в Кенигсберге, окруженную полуротондой, посвященной Луизе Августе – матери царицы Александры Федоровны (Шарлотты) – супруги Николая I.

Королева Луиза Августа - доминирует в истории Калининграда.

Дочь Петра - императрица Елизавета Петровна не смогла её потеснить, хоть и мечтала об этом.

Таким образом, все липы в дни урагана названного Никалс устояли, за исключением одной, рядом с футбольным клубом и промышленным парком «стального короля», где недавно появилась производящая «увлажняющие офтальмологические растворы» компания Ursapharm.

Вырвана с корнем липа отрекшегося от двух тронов Вильгельма II - предка Георгия Романова.

«К одной из ветвей Гогенцоллернов по мужской линии принадлежит Георгий Михайлович Романов: его отцом был Франц-Вильгельм, принц Прусский (в православии Михаил Павлович), внук Иоахима, принца Прусского — младшего сына германского императора Вильгельма II…"(W)

Устояли липы баварского «Ордена Лебедя» и липы, защищенные Святым Николаем.

Изначально «Орден Лебедя» был Баварским.

Ниже я представлю главы о Николе и Липе из статьи

«Третий Рим: Петр на Камне, Антоний на Камне и Богородицы на Камне: Табынская и Бугабашская. Ч.4» 2014 года

Никола на Липне, вокруг которого много политики. Никола Березовский и Никола Псковский

В дельте реки Мста около Великого Новгорода есть остров Липно (Липны). Остров знаменит тем, что в первые годы XII века на его берегу была обретена икона Николы на Липне.

Древнейший сохранившийся список «Сказания» об этой Липенской иконе, явленной в Новгороде, принадлежал вологодскому Спасо-Прилуцкому Димитрову монастырю, основанному учеником Сергия Радонежского - Дмитрием Прилуцким. Впервые опубликован Н. К. Никольским (Материалы для истории древнерусской духовной письменности // Сборник отделения русского языка и словесности императорской Академии наук. Т. 82. СПб., 1907. № 4–5. С. 58–61.). Другой ранний вариант текста «Сказания» хранился в самом Николо-Дворищенском соборе /100/.

Уникальна икона Николы Липенского, прежде всего, её формой - она круглая, что встречалось в раннем христианстве в Царьграде (Константинополе) и на Афоне. Однако на Руси таких икон почти не было.

Икону Николы на Липне называют "Иконой, вокруг которой много политики". В ней видели и Смоленские черты, и Черниговские, и Средиземноморские, и Германские (Романские), в зависимости от политических союзников и противников.

Много политики и вокруг Березовской Чудотворной иконы Николы Закамского - первой на восточном берегу Камы, у впадения в неё реки Белой.

Новгородские истоки, существует такое мнение, и у Мологской иконы, которую я изучала ранее, как один из возможных аналогов Березовской Чудотворной иконы Николы Закамского, явленной у слияния реки Белой с Камой уже на Урале:

«Изображение Святого Николая Березовского отличается от всех известных древних…. На ней изображена открытая, окруженная венцом (!), глава Святителя и верхняя часть груди и плечи, облаченные омофором; над плечами надпись, греческим шрифтом «Святой Николае»…

Описание изображения Св. Николая Березовского очень напоминает изображение Николая Чудотворца на иконе новгородской школы начала 13 века, выставленной в Государственной Третьяковской галерее» ( Чудотворная икона и Николаевская церковь).

Обсуждаемую мологскую икону я описывала, в частности, в статье «Всемирная азиатская торговля в древней Мологе, у начала Тихвинской системы. Правда, которую пытались затопить».

Названную статью в 2011 году я проиллюстрировала иконой из публикации википедии о Мологе. Мологской назвала её я . В статье сказано, что её привезли из Мологи. Сам же образ, как выяснилось, - Ростовский XIV века и хранится в Государственной Третьяковской галерее.

Этот ростовско-мологский образ - первый, который воспринят мною, как наиболее близкий к Березовскому. Однако сейчас я считаю, что по чертам ближе всего образ св. Николая из Пскова, который относят к XIV веку. Он тоже хранится в Государственной Третьяковской галерее. Раньше я этот Псковский образ не знала.

Никола Ростово-Мологский и Никола Ростовский поясной

Есть ещё один известный ростовский образ Николая Чудотворца - Никола Ростовский, поясной, 14 век:

"По преданию, сохранившемуся в Троице-Сергиевой лавре, и по надписи 17 века на крашенине (то есть ткани, закрывающей оборотную сторону иконы) «Никола Ростовский, поясной», считается келейной иконой Сергия Радонежского" /101/. Родители Сергия Радонежского прибыли из Ростова на реку Пажи под Москвой - "сестру" ярославской реки Пажи, этим, видимо, объясняется ростовское происхождение иконы.

В одном из описаний отличительным признаком иконы считают короткий широкий нос. С моей точки зрения, нос, как раз, удлиненный и даже длинный. И "раздутые ноздри".

Вместе с этим выделяют написание губ. Более светлый фон под губой отличает, обращу внимание, и Псковский образ того же времени (ГТГ) /102|103|16/

Таким образом, образ Березовской чудотворной иконы Николы Закамского надо изучать вместе с Псковским образом и Ростовским поясным образом Николы Чудотворца - келейной иконой Сергия Радонежского из Троице-Сергиевой Лавры, где игуменом был Паисий Ярославов.

С иконой Николы на Липне эти иконы связывает ученик Сергия Радонежского - Дмитрий Прилуцкий, в вологодской церкви и монастыре которого хранится самый древний список Сказания о явлении Николы на Липне.

В публикации о "Всемирной азиатской торговле в древней Мологе" я также обращала внимание и на икону Николы Теребенского, за которой гонялись литовцы, вероятно, по той причине, что найдена она была на месте явления самого Николы Чудотворца. Изучавшие эту икону обращают внимание на то, что нигде нет этого образа в цвете.

Ещё одна икона, упоминаемая в процитированных выше материалах - Никола из Боровичей. А Боровичи - второй по величине город на реке Мста, в дельте которой и образовался остров Липно.

Контекст упоминания следующий:

«В 15-16 веках наблюдаются многочисленные заимствования из не¬мецких гравюр в иконах Святого Николая с житием из Боровичей /1561 г./ и жития Николая Чудотворца из немецкой хроники Шедемя /1493-1494 гг./….»

Однако Никола на Липне явлен раньше по времени, в первые годы XII века.

А общность происходившего на Белом озере и на озере Ильмень, также как и белоозерская топонимика «Липин Бор», которую фольклор связывает с девушкой Липой, дает основание предположить, что не икона была названа от острова Липно, а остров - от названия иконы. Либо остров был богат деревом - липой, считающимся Святым у славян и греков.

Касательно общности происходящего на Белоозере и в Великом Новгороде напомню о Зосиме Варбозомском – ученике Корнилия Комельского из Ростова (постриженика Кирилло-Белозерского монастыря, основанного последователями Сергия Радонежского) , которого изображали: и в соборе Белозерских Чудотворцев, и в соборе Новгородских Чудотворцев. Святой показан также среди подвижников … в галерее, ведущей в пещерную церковь прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (Волынь). В 22 верстах от Белозерска на острове он основал церковь Благовещения. Существовал также монастырь его имени. В синодике Кириллова Белозерского монастыря середины XVII века Зосима упоминается между прп. Нилом Сорским - учеником Паисия Ярославова и прп. Иродионом Илоезерским…В рукописи, хранящейся в музее-усадьбе «Архангельское», память Зосимы помещена под 7 ноября… В монастыре им. Зосимы Орбозомского (Арбозомского) купол одной из церквей - небо с шестиконечными звездами /89/. В церкви самого Зосимы был придел св.Николая и ап. Иоанна Богослова ( «Зосима Ворбозомский. Другие названия святого и их значения»). Зосима Арбазомский жил в годы близкие к тем, когда митрополит Московский и Всея Руси Зосима Бородатый (Брадатый) сформулировал «в первой редакции» концепцию «Третьего Рима». Известен Зосима Варбозомский его посланием духовной дочери, где он цитирует Симеона – епископа Месопотамского. Почему-то именно его выделяют в Горицком монастыре опальных цариц.

Липин Бор на Белоозере и вековые липы у Киевской Десятинной церкви в Киево-Печерской лавре

Никола на Липне, как уже сказано, самим его названием напоминает Белозерский «Липин Бор» и его легенды. «Вергилий, Овидий, Плиний, называли липу "золотым деревом". У славян старые большие липы традиционно росли вблизи церквей и храмов».

Ей посвящен город Лиепае в Латвии. Деревня Лива (Лиепая) была под властью Ливонского Ордена, признававшего над собой верховенство Тевтонского ордена. В XV веке через Ливу проходил торговый путь из Амстердама в Москву, известный как «белая дорога к Лыва Портус» /8/.

Вместе с этим, липа - геральдическое дерево Чехии, где королями были представители династии Пржемысловичей от Либуше.

Также липа в геральдике Германии и Австрии:

«В классической немецкой и австрийской геральдике липа предстает в виде стилизованного дерева с золотыми сердцевидными листьями. Стилизованные сердцевидные листья липы можно видеть и на многих немецких печатях, например на печати города Линдау. В исторических гербах Тюрингии и Гессена шлем украшает так называемый «крест липового листа», образованный причудливо изогнутыми веточками липы… Битва при Липанах (1434) знаменовала собой конец героической эпохи Гуситских войн» /93|94|95/.

Сердцевидный орнамент на иконе Бориса и Глеба в Плотниках описывал Н.П.Кондаков одновременно изучавший и описавший храмовую икону Николо-Дворищенского собора в Ярославовом городище Новгорода, которую он считал списком с иконы Николы на Липне:

«Описание и датировка храмовой иконы Николо-Дворищенского собора имеется в изданном в 1931 г. в Праге третьем томе «Русской иконы» Н. П. Кондакова Кондаков считал икону древне-суздальским письмом с темноватым, почти без оживок охрением, в то же время отмечая ее греческий рисунок и золотые «флероны» на одеждах – признак, по его словам, конец XIV в…. ссылаясь на Третью Новгородскую летопись, Н. П. Кондаков считал местом первоначального пребывания иконы храм на острове Липна, откуда позднее ее перенесли в бывший придворный храм на Дворище…В статье Э. А. Гордиенко (2008) приведенное Н. П. Кондаковым описание иконы ошибочно отнесено ко второй, более ранней круглой иконе святителя Николая (из придела Варлаама Хутынского). …Э. А. Гордиенко ошибочно отождествила «флероны» с ассистом на второй круглой иконе. На самом же деле под «флеронами». Н. П. Кондаков понимал растительный орнамент облачения на иконе XVI в., что очевидно из приведенного там же описания иконы Бориса и Глеба на конях из церкви Бориса и Глеба в Плотниках. Здесь флеронами назван сердцевидный орнамент на княжеском плаще…»/100/.

В Киеве есть вековая липа, «которая сохранилась на Старокиевской горе возле остатков фундамента Десятинной церкви. Этому дереву приблизительно 500 лет, высота его — около 15 метров, обхват ствола — 3 метра. На табличке, установленной возле дерева, написано, что липа была посажена киевским митрополитом Петром Могилой в 1635 году по случаю построения им из обломков старого храма новой Десятинной церкви.

Вторая знаменитая липа растет на территории Киево-Печерской лавры, в районе дальних пещер. Предание гласит, что это дерево посажено в начале XII столетия игуменом Феодосием на могиле матери…».

Феодосий Печерский, посадивший липу, был учеником Антония Печерского, названного в честь Антония Великого, близкого русским его изображением на Афоне с Андреем Первозванным. Известна и коптская икона Антония Великого с Павлом Фивейским.

Липа, посаженная Феодосием Печерским на могиле Матери, напоминает ещё и о Комляте из Ростиславля - города князя Муромского, а также о Дионисии Глушицком, пришедшем с крестом на место основания монастыря на реке Глушице (притоке Сухоны) и положившем его в основание церкви Покрова Богородицы. Откуда принес крест Дионисий не известно, но возможно, как раз, с Глушицы новгородской, что около Бронниц на берегу Мсты.

В 1011 году останки Великой княгини Ольги , первой принявшей крещение в Константинопольском Соборе Софии, были перенесены в ту самую Десятинную церковь, около которой позже митрополит Петр посадил липу.

Символично, что митрополит Киевский , который носил имя апостола Петра посадил липу именно у Десятинной церкви (Успения Богородицы), где была похоронена Великая княгиня Ольга,в крещении Елена, в честь матери Константина Великого.

Липа, Лада, Эл-лада. Ченстоховская Богородица на липе – королева Польши от Льва Галицкого и Елены - матери императора Константина

Липа, как материал для иконы, имеет значение, что подтверждают и иные легенды:

«Липа считалась деревом Богородицы; говорили, что на ней отдыхает Богородица, спускаясь с небес на землю. На липу вешали образки и иконы; на Липе же, согласно преданиям, чаще других деревьев появлялись («являлись») чудотворные иконы. …Липой украшали дом в Юрьев день… В греческой мифологии царь богов Зевс за радушие и гостеприимство превратил после смерти гречанку Бавкиду в липу, а ее мужа Филемона — в дуб…» ( Иконы на дереве)

Известная икона на липе - Ченстоховская. Это икона Елены Августа – матери императора Константина. День их почитания Елены и Константина - 3 июня совпадает с днем Князя Ярослава Муромского, к потомкам которого относится основатель Спасо-Каменного монастыря.

«В 326 году, когда святая Елена посетила Иерусалим для поклонения святым местам, она, по преданию, получила эту икону св. Луки в дар и привезла её в Константинополь…

Достоверно история иконы прослеживается с конца XIII века, когда галицко-волынский князь Лев Данилович перевёз икону в город Белз, где она прославилась многочисленными чудесами. Два шрама на иконе - следы нападения гуситов при защите замка Белз… Бывший наместник в Галицкой Руси , назначенный Людовиком Венгерским, - польский князь Владислав Опольский в 1382 году перенес икону на Ясную Гору, около Ченстоховы, во вновь построенный монастырь паулинов (Павла Фивейского).

Помяненная святая Честоховская икона поставлена в костеле римском над олтарем высоко; и закрывается та икона серебреною доскою… на той помяненной серебреной доске вылит образ Сошествия Святаго Духа. Перед иконой лежали Золотые булавы гетманов и золотые сабли с именами.

Король Ян Казимир провозгласил 1 апреля 1656 года во Львове Божию Матерь Ченстоховскую королевой и покровительницей Польши…».

Произошло это во Львове, как видится, по той причине, что Князь по имени Лев (Данилович) Галицкий и Волынский первый привез эту икону в Белз. Сын Льва Галицкого - Князь Галицкий Юрий Львович избрал, в свою очередь, будущего митрополита Петра и отправил его в Константинополь, где он был посвящен в митрополита Киевского и Всея Руси, чье имя, как Петра Чудотворца, по мнению Г.М.Прохорова, и включено в название Спасо-Каменного монастыря. Хотя гробница Петра - в Москве.

На одеждах Ченстоховской Богородицы на липе та самая буква «Ж» или «сдвоенная лилия», которая сложена из кирпичей на древнем храме в городе Касторья, откуда родом был основатель Афонского Дионисиата.

Ченстоховскую икону я однажды «перепутала» с Иверской в храме Великой княгини Ольги в Петербурге. ( «Дорога к единственному Храму княгини Ольги «на Нево» привела к Святой Наталье Никодимийской из Вифинии).

Однако и саму Иверскую икону считают Анакопийской нерукотворной, явленной на Камне, что роднит её с Табынской и Бугабашской, явленных и проявившихся около реки Белой на Урале-Камне.

Ченстоховская икона в «одеждах Меровингов», как я её называю, близка к Шестоковской, из Твери.

Второе название Шестоковской иконы, близкой к Ченстоховской - Шелтожемская. Шелтомежская-Шестаковская-Вознесенская женская община находилась в Тверской губернии, в Кашинском уезде близь села Боженок» /91/.

Таким образом, если на липе была создана икона Николая Чудотворца, то это уникально , также как и круглая форма этой иконы.

Березовская чудотворная икона Николы Закамского по описаниям была создана на дереве красноватого цвета. Красноватый цвет имеет и липа. При "ошпаривании" она темнеет.

Круглые иконы Николы Чудотворца IX-XII в., символизирующие - Щит, Победу-Нику

«Икон круглой формы на деревянной доске среди памятников византийского и древнерусского искусства не сохранилось.

Тем не менее, круглые иконы, тип которых восходит к глубокой древности, еще могли существовать в конце XI – начале XII вв., хотя были в то время уже большой редкостью. Известно, что imagines clipeatae, т. е. изображения, вписанные в круглое обрамление, которое имитирует форму щита (clipeus), были широко распространены в позднеантичном и раннехристианском искусстве.

Их круглая форма символизировала как триумф, победу, так и принадлежность к иному, высшему миру…..Есть основания полагать, что иконы круглой формы еще находились в обращении в IX в., или, во всяком случае, о них сохранялась живая и яркая память, и их абрис сохранял в глазах иконопочитателей свой высокий символический смысл. Иначе трудно было бы объяснить наличие множества миниатюр в византийских послеиконоборческих Псалтирях IX в. – Хлудовской и из монастыря Пантократор (Афон), где изображались иконы, как правило, круглой формы ( Иконография образа святителя Николая).

Ранее мне встречался только один «круглый Никола с Мальтийским крестом» в церкви Никола на Топоре. В ней служил Антон Егорович Ярославов - пономарь с.Никольского, что на Топоре, Мышкинского уезда, Ярославской Епархии.

Это - Николо-Топорский погост Великой княгини Ольги Перевозщицы. А основание погоста и вхождение волости Кадки в состав Киевской Руси относят к 937 году ( «Священники Ярославовы в верхневолжском погосте Княгини Ольги Перевозщицы и Акрополе «Морского Пирата» Николы Чудотворца»).

К потомкам Антония Ярославова - сына Егора относится Леонардо Борисович Ярославов, по матери, Терновский - рыцарь ордена Креста Витиса Литвы или Ордена Крестя Витязя, герба Погони Ягайло, Витовта и Вильно (Первая ветка Ярославовых: от XV до XXI века. От Ярославовых, приводивших Ярославское княжество во власть Москвы, - до Рыцаря Ордена Креста Витиса).

Обретение иконы Николы на Липне. Никольский собор на Ярославовом Дворище - резиденция Новгородских князей. Новгородская революция XII века

Обретена икона Николы на Липне была в 1113 году, при князе Мстиславе, в те времена, когда мощи Николая Чудотворца торговцы уже вывезли в город Бари, что было в XI веке (1087 год).

Но заболевший князь Мстислав приказал доставить ему копию иконы Николая Чудотворца не из Бари, а из Киева, из собора Софии, четко указав меру этой иконы и, самое главное, форму – круглая. Строгое соблюдение формы – круглая и меры было связано со сном князя, в котором ему явился сам Никола Чудотворец и рассказал о том, что исцелит Мстислава:

«Известно было и о чуде спасения утонувшего младенца, который был найден живым перед иконой святителя Николая в Киеве. В одну из ночей святой явился князю во сне («в ризах, яко же на иконе написан») и повелел послать в Киев, где «на полатех» (на хорах) есть икона св. Николая, «круглая доска», освятить воду от нее (видимо, воду от омывания иконы) и ею «покропитися» для исцеления».

Однако отправиться в Киев за круглой иконой названной князем меры морякам мешала буря. Пережидали они эту бурю на острове Липно, в дельте реки Мсты. И вот на третий день вынужденных ожиданий один из моряков обрел в водах Мсты и Ильменя икону Николая Чудотворца, «приплывшую из Киева в Новгород» к острову Липно, точно повторяющую меру и форму той иконы, которую приказал привезти Великий Князь Мстислав.

«Принесенная ко князю, икона исцелила его. Князь последовал за иконой в церковь, освятил священную воду с этой чудотворной иконы и окропился ею…

Откуда же появилась в Новгороде такая необычная икона?

Сказание о ней сообщает, что это была копия знаменитого образа, хранившегося в Киеве, «на полатех» Софийского собора – того самого образа, который прославился спасением утонувшего младенца… Однако никаких сведений о круглой форме киевской иконы не имеется, а в изображениях Чуда спасения киевского младенца (которые известны в русской иконописи с конца XIV в.) икона Софийского собора представлена прямоугольной. Наиболее ранний пример – московская икона «Никола в житии» из Николо-Угрешского монастыря (конец XIV в., ГТГ)….»

Новгородская революция в годы, близкие к явлению иконы Николы на Липне. Строительство Никольского собора на Ярославоом дворище Новгорода загадочным Мстиславом

Все прежние публикации об этой иконе, знакомые мне ранее, относились к князю Киевскому Мстиславу Великому Гаральду. Он жил и княжил в эти годы, т.к. умер в 1137 году.

Но вот в статье Протоиерея Николая Погребняка «Иконография образа святителя Николая» князь Мстислав назван Святославичем, со ссылкой на местные летописцы:

«В память о событии была построена церковь во имя св. Николая «на Ярославле дворе», расписана «стенными письмены», и там была помещена чудотворная икона: «за сие преславное чудо великий князь Мстислав Святославич и баба его благоверная княгиня Анна воздвигнуша церковь камену прекрасну во имя иже во святых отца нашего Николая архиепископа Мир Ликийских чудотворца и чудную икону в ней поставиша».

Автор статьи в данном случае процитировал новгородские летописи из книги Азбелева С.Н. «Новгородские местные летописцы» (ТОДРЛ, т. 15. М., 1958). И нет основания этому не доверять.

Собор святого Николая Липенского на Ярославовом дворище получил название Николо-Дворищенского собора. Он находился под юрисдикцией новгородских князей. И здесь была княжеская резиденция, до тех пор, пока её перенесли в Рюриково Городище. Точнее одно из Рюриковых городищ. Другое было на старой Ладоге.

Я уделяю внимание этой Киевской иконе, копию которой просили привезти в Новгород в начале XII века, поскольку как раз в эти же годы в Новгороде был конфликт между князьями Смоленского княжеского дома и Черниговского княжеского дома, вследствие которого произошла Новгородская революция XII века, после чего и была создана Вечевая республика. Финал вечевой республики пришелся на годы после восстания Марфы Борецкой, изгнавшей Соловецкого старца Зосиму.

А начиналось всё в годы явления круглой иконы на острове Липно в устье реки Мста, подобной Киевской иконе, около которой был найден утонувший младенец.

Церковь иконы на Липне и церковь иконы на острове Лиде в Венеции

На примере Липенской иконы в городе Новгороде, связанном как с православной греческой традицией, так и с западной, можно видеть черты влияния романского искусства: XIII в. с его бурными военно-политическими событиями – так пишет об этой иконе протоиерей Николай Погребняк (в миру Святослав).

Икону круглой формы с поясным изображением святителя Николая, происходящую из церкви Святителя Николая на Дворище в Новгороде (сейчас она в Новгородском музее) называют одним «из самых удивительных памятников древнерусской иконописи, как из-за необычной формы, так и из-за происхождения».

Исследования, предпринятые историками на протяжении последних десятилетий, в том числе публикации новых источников, показывают: икона, как и говорит предание, действительно могла быть привезена около 1113 г. в связи с основанием Никольского храма.

«Существует мнение, что иконографические особенности связывают эту икону не только с новгородской, но и с западной художественной традицией, причем с памятниками не средиземноморского, а собственно европейского типа; это могло быть и немецкое искусство.

Храм, посвященный Николе, не случайно был возведен именно на Липне, в одном из важнейших пунктов водного пути при впадении Мсты в Ильмень-озеро, вблизи истока Волхова… В приморских городах Европы стояли многочисленные церкви, посвященные этому святому (например, древний монастырь святителя Николая на острове Лидо в Венеции) . Интересно, что когда в 1087 г. мощи святителя Николая из Мир Ликийских перенесли к себе купцы из итальянского портового города Бари, которые вели большую заморскую торговлю, то их соперниками в борьбе за обладание этой святыней стали венецианцы…»

Древнее название острова Лиде - остров Святого Николая. С 1053 года в северной части стояло бенедиктинское аббатство, построенное для сохранения останков Святого Николая, покровителя моряков. В 1389 году небольшой участок неподалеку от церкви был выделен Республике Венеция под кладбище для захоронения евреев. Ежегодно на этом острове проходит Венецианский кинофестиваль.

Архитектура церкви Николо на Липно дала много поводов для архитектурных исследований. «Первый труд посвященный церкви на Липне появился в 1859 году и назывался "Церковь Св. Николая Чудотворца, близ Новгорода: Вопрос о первоначальной форме иконостаса в русских церквах". Обращали внимание и на Романо-германское влияние. И на смоленских и черниговских мастеров, при этом, «признается влияние архитектурных черт, встречавшихся в западной Европе, в том числе в немецком Кельне и особенно в соседней Ливонии. В целом мнение ученых о Николе можно охарактеризовать как идею "отдельной ветви", которая не получила большого продолжения в будущем»/75/.

Храм построили на том месте, где в 1113 г. была чудесно обретена круглая икона святителя

Все материалы раздела «Внимание! Угрозы и тенденции»

Реклама

© Авторские права на идею сайта, концепцию сайта, рубрики сайта, содержание материалов сайта (за исключением материалов внешних авторов) принадлежат Наталье Ярославовой-Оболенской.

Создание сайта — ЭЛКОС