«Лишенцы» избирательных прав 2016 года и 1917-1936 годов, как форма политических репрессий
© Наталья Ярославова – Оболенская
30 октября 2016 года
В сентябре 2016 года я была лишена избирательного права, как мой дед Ярославов Василий «лишенец» в 1928-1931 годах, который 4 года вел борьбу за его право голосовать на выборах. После смерти В.Ленина число лишенцев выросло с 1 % до 10 % и это была форма политических репрессий (Лишение избирательных прав как форма политических репрессий (1917–1936 гг.)).
В 2016 году я была лишена права избирать в связи с нарушением Постановления Конституционного Суда РФ от 15.04.14 № 11-П на сентябрьских выборах в Государственную Думу и региональные парламенты, основанного на пяти международных актах («В.Путин о соблюдении международного права и «Лишенцы» избирательных прав 2016. Пять Международных актов в Постановлении Конституционного Суда РФ, не исполненном в сентябре 2016 года во время выборов в ГД РФ и региональные парламенты, в части соблюдения равных прав всех избирателей на досрочное голосование»)
Был нарушен основополагающий принцип равенства всех участвующих в выборах.
Другие граждане, такие как я, горожане не были допущены к досрочным выборам в Тюмени («ОБСЕ ? Мне не дали досрочно проголосовать в городе Тюмени в отличие от 95 человек села Лайково» 22 сентября 2016 года).
30 октября - день Политических репрессий, к политическим репрессиям относится лишение избирательных прав.
Представляю мою статью о моем деде лишенце В.С.Ярославове, в т.ч. с упоминанием того, как я была делегирована Б.Немцовым в избирательную комиссию Тюменской области и мне препятствовали в моей деятельности.
Банки и выборы. Финансовые пузыри, Конституционные реформы, репрессивное лишение избирательных прав и всенародные выборы
© Наталья Ярославова – Оболенская
12-14 июня 2015 года
В 1928-1931 годах мой прадед Василий Симеонович Ярославов 4 года боролся за свои гражданские и избирательные права. А в первые годы XXI века и мне, его правнучке, пришлось бороться за избирательные права и соблюдение законодательства о выборах в интересах неограниченного круга лиц, когда я была делегирована в Тюменскую областную избирательную комиссию Борисом Немцовым - председателем партии Союз Правых Сил.
Ярославовы и избирательные права - так, по большому счету, стоял вопрос четыре поколения.
Проблемы у прадеда В.С.Ярославова начались после смерти В.И.Ленина. Первый документ в деле о лишении его избирательных прав относится к 1928 году. Последний - к 1931 году ( «Лишение избирательных прав как форма политических репрессий (1917–1936 гг.)»).
Настаивая на восстановлении его в праве: избирать и быть избранным мой прадед В.С.Ярославов ссылался, в частности, и на то, что его сын Роман Васильевич Ярославов – член ВКПб и инспектор Политпросвета. Спустя годы, при рассмотрении вопроса о назначении моего деда Романа Васильевича Ярославова секретарем Башкирского обкома КПСС, всплыло именно это дело о лишении избирательных прав его отца В.С.Ярославова. Всплывало оно и второй раз перед назначением моего отца Б.Р.Ярославова секретарем парткома ТюмИИ. И в том, и в другом случае, назначения не состоялись из-за дела о предке «лишенце».
Число таких «лишенцев» после революции выросло с 1 % до 10 % к 30-м годам.
Богатым мой прадед не был ни при Романовых, ни при советской власти. Никогда не имел наемных работников и всего перечисляемого в статье о «лишенцах», за что его лишили в 30-х годах не только избирательного права, но и других гражданских прав.
Отношение последних Романовых и советской власти к Ярославовым, надо сказать, заметно не отличалось.
Редкий случай. Избирательного права моего прадеда лишали дважды.
После того, как его восстановил башкирский ЦИК, повторно прадед был лишен прав участия в выборах уже на сельском, самом нижнем уровне, где и в те годы не слишком обращали внимание на вышестоящую инстанцию.
На этом нижнем уровне, где чаще всего и бывает произвол, не выдавали подлинники документов о его восстановлении в правах, объявляли неблагонадежным, как якобы выступавшего против колхоза, а в колхоз не принимали, потому - что лишен избирательных прав. Когда же он представлял документы о ложности обвинений, его обличали как «торговца» (они в те годы тоже относились к лишенцам), что особо не нравилось моему прадеду В.С.Ярославову, как участнику Русско-Японской войны 1904-1905 года.
…
Жил он в те годы в Печенкино. Печенкиной была его мать Харитинья.
Половина села Печенкино, изначально, что естественно, и носила фамилию Печенкины.
С годами появились «понаехавшие».
Вот эти «прибывшие по следу», впоследствии, как раз, и лишали избирательного права моего прадеда, потомка Печенкиных по женской линии.
И лишали его гражданских прав в том самом его родном селе Печенкино, в частности, в сельсовете и в сельской избирательной комиссии названного села Печенкино-Рождественского тожъ, поскольку церковь в селе была Рождества Христова ( «Уникальный праздник Просвещения и Грамотности на Николу Вешнего…»).
Истории такие повторялись тысячелетиями.
Те, кто прибывал по следу на найденное первопроходцами выгодное место и обжитое ими, селились сначала на окраине, затем перебирались ближе к центру городов и к главным улицам, протискивались к вершинам власти и, изгоняя потомков основателей великих градов, а также селений, неизменно намеревались присвоить себе их заслуги, проявляя при этом недюжинное коварство.
В этом контексте интересно сейчас наблюдать происходящее в Москве, да и в Тюмени тоже.
С потомками родов основателей боролись не только «понаехавшие», но бывало и «боковые ветки», породнившиеся с «позднее прибывшими». И я не исключаю, что моего деда лишали гражданских и избирательных прав его дальние родственники, в т.ч. один вполне конкретный, под фамилией Выдрин.
Репрессии по лишению гражданских прав приписывают В.И.Ленину.
Но как раз при Ленине прадед В.С.Ярославов был избран в состав сельсовета Печенкино, а в 1924-1925 годах служил сельисполнителем – сельским исполнителем. Был такой «гибрид» исполнительных и правоохранительных функций (Сельский исполнитель).
Проблемы же у прадеда В.С.Ярославова начались, как уже сказано, после смерти В.И.Ленина.
Сообразно тому, кто мог в те годы избирать и быть избранным, мой прадед В.С.Ярославов позиционировал себя сельским тружеником, исполняющим норму по сдаче зерна государству - 130 пудов, не имеющим никакого отношения к торговле и не выступавшим против колхоза.
Те, кто настаивал на повторном лишении его избирательных прав, утверждали - обратное. И везде повторялось: бывший «царский стражник» в Бирске. Страж. Пограничник.
В Бирске и сейчас в полиции (милиции) системы МВД есть Ярославовы, а рядом с ними Анкундинов – тоже весьма известная фамилия времен смуты. Один из Анкундиновых был приемным сыном моих предков.
Прадед В.С.Ярославов не отрицает, что после Русско-Японской войны, через несколько лет, из-за малоземельности он переехал в Бирск, где поступил на службу.
Но после революции из-за голода , и имея 10 едоков, вновь вернулся в село Печенкино и кормил семью сельским трудом.
К 1928 году, когда его лишили избирательного права, он уже 10 лет занимался землепашеством.
Поэтому в жалобе в ЦИК настаивал на том, что он сельский труженик.
Прадед был грамотным. И не просто грамотным. Он хорошо излагал обстоятельства дела.
Как пример, приведу цитату одного из его заявлений в ЦИК из дела о лишении избирательных прав:
«В избирательных правах я восстановлен БашЦИКом, о чем свидетельствуют имеющиеся справки. Более детального документа о восстановлении в правах гражданства не имею, потому как на неоднократное требование Печенскинский с/совет более точную справку почему-то не выдает, мотивируя свой отказ тем, что точная справка мне не нужна и что выдать такую сельсовет не может. По каким соображениям с/совет не дает мне таковую, я не знаю.
И не взирая на постановление БашЦИКа о восстановлении меня в правах и инструкцию о выборах в сельсоветы, наш сельизбирком… зачислил меня в лишенцы, выставляя мотив «как бывший стражник» (полный текст документа приводится ниже).
Сам себя прадед В.С.Ярославов ощущал все-таки военным и служащим.
Точным доказательством этого является запись о рождении моего деда Романа Васильевича Ярославова, где слово «крестьянин» об отце В.С.Ярославове зачеркнуто и заменено на - служащий, очевидно - по требованию самого моего прадеда.
Это вполне понятно. В 1905 году Василий Симеонович Ярославов вернулся с Русско-Японской войны. В этом же году у него родился сын Роман Ярославов, мой дед.
Разве мог он записать себя сельским жителем и крестьянином, когда ещё столь свежи были его военные воспоминания.
Видимо много погибло земляков на этой войне. И в память о них поставлена была часовня в селе Печенкино:
«Второе название села Печенкино - Рождественское, по Христорождественской церкви. Село уникально тем, что в нем дольше всего сохранился культ почитания воинов святых - антимилитаристов».
Все, кто жил в Бирске и Печенкино перед революцией совмещали службу и сельское хозяйство.
Сложилось это ещё с тех времен, когда об этом, по сути, и писал начальник Оренбургской экспедиции И.К. Кирилов, побывавший в Уфе в 1735 г. и проводивший сравнение материального положения уфимских дворян начала ХVIII в. с крестьянским.
В своем доношении в кабинет И.К.Кириллов сообщал:«...из лучших уфимских дворян и половина не сыщется которые б были не лапотники» («Бирское «Рюриково городище» и Климент Ярославов - староста Архангельского – Бирь, контролировавший Перевоз через реку Белую»).
Из тех же, кто прибыл на Каму раньше, ещё со стрельцами и монахами Савво-Сторожевского монастыря, кто был сослан вместе с ярославскими князьями при Иване Грозном и послан ещё в XVI веке на охрану новых рубежей, таких «лапотников» было и того более. Поэтому они, как сказано, были одновременно и на службе, и занимались сельским хозяйством.
Более состоятельными были Зиновы, к роду которых принадлежала жена Василия Семеновича Ярославова. Эти выходцы из Устюга освоились в торговле. Им принадлежали торговые лавки в Бирске. Тот факт, что Зиновы были богаче заметен по переписи 1917 года. Земель и скота у них было больше, чем у моего прадеда.
С этим родством могли быть связаны наветы о торговле, в которой будто бы участвовал В.С.Ярославов.
После войны он был в силе. И преуспел, вероятно, в Бирске. Вызвал, возможно, зависть тем, что остался на войне живым и немного встал на ноги перед революцией.
Как я понимаю, его брат М.С.Ярославов брал в эти годы кредит в банке для покупки табынских земель.
Казанские Печенкины в эти годы разбогатели на первой банковской деятельности («Печенкин и казанские масоны.Тайна Золота «Печенкин и Ко».1-й крах Банков и «Мальтийский крест»).
Но на благосостоянии моего прадеда В.С.Ярославова это не отразилось.
И как это бывает. Лишь только наступит «золотой век», так и финал близок.
Вместе с «финансовым пузырем» перед революцией 1917 года встал и вопрос о «всенародных выборах».
Уже тогда имела место взаимосвязь между тем, что происходило в банковской сфере и конституционной реформой, где главным вопросом был вопрос об избирательном праве.
Об избирательном праве всенародном или - с исключениями, как это сделал В.И.Ленин.
Уже после смерти В.И.Ленина, как показано выше, возможность лишать кого-то избирательных прав привела к росту числа лишенцев с 1 % до 10 % от численности взрослого населения.
…
Право голоса, если говорить о Вече, возникло до буржуа.
А голоса лишались пленные и во многом смерды, в т.ч. из пленных и рабов.
Причем именно смердам дал ранее отсутствовавшие у них права князь Пскова Ярослав Оболенский.
Был в его биографии конфликт с псковичами из-за смердов.
Однако не потомки ли этих смердов спустя века лишали избирательного права моего прадеда В.С.Ярославова ?
История эта представлялась мною в статье, посвященной 20-летию принятия Конституции - «Через 20 лет после принятия Конституции РФ о правах граждан, о Вече, о смердах и экспертах, о строительном лоббизме и «Много деток» при малых доходах»:
«Порабощенным смердам дал волю Псковский Князь Ярослав Васильевич Оболенский, проведший, по сути, реформу крепостного права ещё в 1484 году в Пскове. И вот это раскрепощение Псковских смердов вызвало бунт среди Псковских бояр , посадников , чиновников и пр., для которых данная «статья народа» из низких рабочих и кабальных холопов не относилась к свободной. Однако родоначальник Князей Ярославовых смердов освободил.
Конфликт с псковичами у Князя Пскова Ярослава Оболенского длился несколько месяцев, отчего и вошел в историю. … Зачем это нужно было Князю Московскому Ивану III и Князю Ярославу Оболенскому ? В т.ч. для усиления собственной власти и её централизации. Они противопоставили боярам – смердов.
А вернулась я к этому вопросу именно сейчас по той причине, что слово «Вече» громко звучало в последние дни на Киевском Майдане. И я хотела уточнить: смерды имели право участвовать в Вече или нет ?. Т.е. те, кто находится в кабальной ситуации могу принимать решение о судьбе страны или нет ? Это вопрос о процедуре принятия решений народом и о том, какой народ имеет право голоса…».
В.И.Ленин в вопросе о праве граждан избирать и быть избранными сделал ставку на бедных и трудящихся.
Тех же, кто мог оказывать давление на результаты выборов деньгами и капиталом «срезал», т.е. он ликвидировал «финансовый пузырь» и «финансовый лоббизм».
…
Однако после его смерти появился лоббизм другого рода, клевета, шантаж и отсюда рост числа лишенцев.
Т.е. всегда есть те, кто имеющимся у них ресурсом стремится уменьшить число избирателей, способных проголосовать не в их интересах и не за их кандидатов.
И этот ресурс не обязательно финансовый. Хотя финансовый и банковский ресурс проявляет себя чаще.
В моей личной истории защиты избирательных прав в интересах неограниченного круга лиц заметной была история именно о банках.
Борисом Немцовым – председателем партии СПС 21 октября 2003 года я была делегирована в областную избирательную комиссию Тюменской области перед выборами в государственную Думу Российской Федерации, назначенными на 7 декабря 2003 года.
Решение федерального исполкома, иллюстрирующее настоящую статью, подписано самим Борисом Немцовым и Виктором Некрутенко. В нем отмечалось, что у меня есть опыт выборов («Большая смена власти в России и в Тюменской области 8 декабря 2000 года - в годовщину упразднения СССР и дату принятия гимна. Штаб кандидата в губернаторы Тюменской области Собянина против штаба губернатора Рокецкого»).
С даты, когда меня соизволили с опозданием пригласить на заседание облизбиркома до «ссылки» в ХМАО я сделала несколько запросов, в т.ч. - о предоставлении документов и признаках раскрытия банковской тайны. Они иллюстрируют настоящую статью…
В 2003 году, когда мною, как членом областной избирательной комиссии, делались названные запросы, депутатом ГД РФ был избран Г.И.Райков, чья группа «Народный депутат» контролировала «банковский комитет» - Комитет Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам. Т.е. комитет о деятельности тех самых банков, которые до революции немало повлияли на реформу власти и её выборы, чем и ускорили эту революцию.
В эти же выборы 2003 года, возглавляемая Г.Райковым «Народная партия» потерпела поражение на выборах по партийным спискам, набрав всего 1,18 %. Создали же «Народную партию» незадолго до выборов, сначала на базе коллектива «Горэлектросети».
…
А вот отношения с Г.И.Райковым у И.Халина, экс сотрудника ЗапСибкомбанка, сложились долгие и прочные (Игорь Халин пояснил, какова роль Райкова в ротации ЦИК).
Они часто обсуждали вопросы электронного голосования ( Москва:ЦИК владеет информацией о неожиданных результатах выборов ?)
И, в целом, бывший сотрудник ЗапСибкомбанка и бывший мэр Тюмени, ныне возглавляющий тюменское землячество в Москве, работают вполне дружно.
А вот проблемы с правом избирать и быть избранными остаются и, по моему мнению, усугубляются.
…
Это своя форма "лишения избирательных прав" уже в 21 веке.
Вернуться к теме меня побудило дело моего прадеда В.С.Ярославова, 4 года боровшегося за его избирательные права.
В деле о лишении избирательных прав моего прадеда В.С.Ярославова есть конверт с адресом Москва, Ильинка, Рыбный переулок 3
Это Гостиный двор (новый). Рядом Торгово-промышленная палата РФ , на углу Ильинки и Рыбного переулка 6.
В последние годы в ТПП РФ, уже при новом главе С.Катырине, заметно усилилось тюменское землячество во главе с Г.Райковым , экс мэром Тюмени, Председателем Совета директоров Федерального государственного казенного учреждения «Федеральный центр информатизации при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации» (с 2011 года).
Об этом в статье: «Был ли сговор для влияния на выборы в Тюменской области? В США ФБР арестовало за такой сговор 6 человек».
…
Представляю далее Жалобу моего прадеда Василия Симеоновича Ярославова в башкирский ЦИК, дающую представление о том, как обстояли дела с правами избираться и быть избранными в 30-х годах 20 века, после введения ленинской практики лишенцев , число которых заметно выросло после смерти В.И.Ульянова.
В Башкирскую Центральную Избирательную комиссию
… села Печенкино
Того же д/совета
Топорнинского района
Жалоба
На основании Постановления Печенкинского сельизбиркома от 16 XI 30 года , утвержденного Топорнинским РИКом, я лишен избирательных прав голоса.
Первое, это то, что я был когда-то стражником, а теперь уже с 1917 года занимаюсь землепашеством. Будучи стражником связь с сельским хозяйством терял . До революции за исключением шести(?) лет тоже занимался. Благодаря малоземелью и …материального положения моего отца я вынужден был искать заработок извне. Стражником я был все время в городе Бирске и поступил так уже по возвращении с русско-Японской войны, года через четыре-пять, уже в конце 1910 года, а до того времени жили дома и занимались исключительно землепашеством.
В избирательных правах я восстановлен БашЦИКом, о чем свидетельствуют имеющиеся справки. Более детального документа о восстановлении в правах гражданства не имею, потому как на неоднократное требование Печенскинский с/совет более точную справку почему-то не выдает, мотивируя свой отказ тем, что точная справка мне не нужна и что выдать такую сельсовет не может. По каким соображениям с/совет не дает мне таковую, я не знаю.
И не взирая на постановление БаЦИКа о восстановлении меня в правах и инструкцию о выборах в сельсоветы наш сельизбирком… зачислил меня в лишенцы, выставляя мотив «как бывший стражник».
Сознавая, что этого мотива недостаточно , придуман новый… совершенно небывалый , придавая ему общеизвестный политический характер. А именно что я якобы когда-то на собрании сельском выступал против колхоза (?) , тогда как с/совету и избиркому известно, что на собраниях гр-н(?) до марта месяца 30 года я вовсе и не бывал, ни на одном, т.к. восстановили меня в правах … официально мне объявлено было только в марте месяце. И, кроме того, имея на руках в то время … неофициальную справку о восстановлении меня в правах БашЦИКом , выданную мне Бирским КИКом, на основании коей подавал заявление о добровольном вступлении в колхоз, но той справки для с/совета оказалось все-таки недостаточно и потому в приеме в колхоз мне было отказано, что я считаю несправедливым и обидным, а само обвинение - вымышленным. Вскоре после того большинство… вышло из колхоза (?). Вторично заявление о вступлении в колхоз, памятуя первый отказ, и чтобы опять не получить таковой, я уже не подавал и остался единоличником в числе других… потому весною об (?) отводе земли колхозу подавал предложение на собрании взять колхозом землю. С одного какого-либо краю, с любого, для того, чтобы дать возможность стаду единоличников свободно проходить на поле. И это предложение не лично мне, а целого собрания и оно не шло вразрез … с колхозостроительством, а только предлагалось. Колхозу взять землю любой межи чрез все поле. А из того с/совет раздул, что именно почему-то только я шел против колхоза , почему же другие то все остались в стороне.
Теперь следующим моментом служит то, что я якобы не вывез положенную на меня норму хлеба.
Это тоже не правда. Так как норма 13 количестве 130 пуд выполнена полностью, а также … выполнены и прочие задания.
Добавочно на меня было наложено ещё , что я выполнить уже не мог. И не могу. И не оттого, что не Богу (? не могу?), а на самом деле. Не имею сверхизлишков и теперь даже после того как я вывез 130 пуд мне для прокорма семьи не хватает и того, что осталось . Семьи имею 10 едоков. Коровы две и нетель. Лошадей две, причем одна из них приобретена только три года назад тогда когда семья моя .. стала самостоятельно работать и прирабатывать… Все это послужило поводом давать мне сверхзадания, не считаясь с тем, что я имею 10 душ семьи. Все указанное…. мною нажито уже при власти советов, т.к. только она дала мне основной источник. Дала землю и благодаря ей я вышел в люди. В старое же время у меня ничего не было, не могло быть, т.к. земли если и было, то весьма мало и которая вместе с зарплатою стражником мне ничего не давала.
Кроме того, благодаря той же Власти Советов средний(?) сын мой тоже вышел в люди. Он с 1924 года комсомолец, а ныне член партии ВКПб и работает на поприще народного просвещения в качестве инспектора политпросвета.
Вторые два сына тоже в свою очередь принимают активное участие в культпросветительской работе среди молодежи села.
В довершение всего добавлю, что я был сам членом с/совета в 1920 году, а потом позднее в 1925-1926 году сельисполнителем (?) и если бы я считался неблагонадежным то подобные должности при сельсовете мне бы не поручались .
Вот все, что я могу сказать по поводу того, что мне известно по выписке протокола заседания избиркома от 16 XI 30 года
6 января 1931 года я ездил в Топорнинский райизбирком за справкой по своему делу и там мне кроме всего указанного в выписке заявили, что я обвиняюсь ещё и как торговец ,что меня весьма удивило, т.к. торговцем я никогда не был. Пошел в сельсовет, там сказали, что этого не может быть и видимо произошла техническая ошибка.
Прошу Башизбирком принять во внимание изложенное и восстановить меня в правах гражданства.
Василий Ярославовъ