Персональный сайт Натальи Чистяковой — Натальи Ярославовой
Natalia Chistiakova—Natalia Yaroslavova’s Personal Website

Как Заслуженному учителю получить помощь от «гибридной» платно-бесплатной тюменской медицины? Ч.1

    • Удостоверение Т.А.Ярославовой к Государственной награде Заслуженный учитель России. Указ Президента РФ 20 ноября 1992 г.
    • Документы о том, что Т.А.Ярославова проходила облучение и на учете в Онкодиспансере Администрации Тюм. обл.
    • Замечания и предложения к проекту «Положения о порядке предоставления платных услуг … здравоохранения г. Тюмени» (второе в 1999 году)
    • Н.Чистякова: «учреждения» здравоохранения могут демпинговать по ценам, в сравнении с частной медициной. 2001 г. www. t-l.ru
    • История появления и экспертизы «Положения о Порядке предоставления платных услуг…» в Справке ТГД. Реш-е Думы № 525 от 19.11.1999 г.
    • Замечания на проект Решения ТГД о финансах здравоохранения, где тарифы на медицину сравниваются с тарифами на ЖКХ
    • Г.И. Райков «Нардеп» о том что реформа здравоохранения, переданная «по эстафете» В. Путину от С.Собянина, - это тюменская идеология. 2005 г.
    • Отчет о работе Тюменской городской Думы за 2000 год. Раздел 18 «Организация городского здравоохранения»
    • Продолжение Раздела 18 «Организация городского здравоохранения» из Отчета ТГД за 2000 г.
    • Пиар реформы здравоохранения «от Собянина» перед его назначением Главой АП РФ. 19 авг. 2005 г. «УралПоли.ру» (ФедералПресс)
    • С.Собянин признает идентичность схем, применяемых им в ЖКХ и медицине. Медперсонал сокращается …8 сентября 2005 г. www.interfax.ru
    • Продолжение: С.Собянин о том, что высокие технологии для онкологии доступны всему населению. 8 сентября 2005 г. www.interfax.ru
    • «Пирамида Гонцова. Азбука: на чем зарабатывают тюменские чиновники» «Сибирский листок», 5-12 ноября 2003 г.
    • «Пирамида Гонцова» (от Рокецкого – до Собянина), второй лист. «Сибирский листок», 5-12 ноября 2003 г.
    • О софинансировании населением здравоохранении … «Низы не хотят …оплатить услуги здравоохранения», МК в Тюмени 7-14 сентября 2005 г.

©Ярославова-Оболенская Наталья Борисовна, урожденная Ярославова (22.2.1960). Экс Годунина (23.10.1981-14.4. 1991). Экс Чистякова (14.4.1991 -10.06.2014). Кандидат технических наук. Я родилась 22 февраля 1960 года в Нефтекамске, Краснокамского района Башкирской АССР.

2 ноября 2012 года

В середине октября меня экстренно вызвали в Тюмень в связи ухудшением здоровья моей мамы Заслуженного учителя России Ярославовой Тамары Анатольевны, Отличника Народного просвещения СССР и РФ, имеющего тысячи учеников. Называю регалии, чтобы показать: она родилась в России, всю свою жизнь посвятила России и, казалось бы, заслужила право на так необходимую ей сейчас медицинскую помощь. Но вот в тюменской медицине эта задача не решается.

С 2005 года она на учете в онкологическом центре, который о ней не вспоминает уже пять лет. Была в июле 2012 у гематолога, назначившего ей контроль формулы крови по месту жительства. Бесплатного анализа крови от районной поликлиники - не дождались. Проблема известная в Тюмени ещё с 1999 года, когда тюменское здравоохранение предпринимало первые попытки «узаконить» уже де-факто существующую платную медицину на уровне городской Думы. Причем все документы были на экспертизе лично у меня. И ещё тогда весь перечень проблем, и «пакет схем» тюменского здравоохранения был подвергнут открытому публичному анализу и обсуждению.

С учетом этой известной ещё с тех времен практики пришлось обратиться в редкий для Тюмени центр, который может на платной основе сделать развернутый анализ крови нетранспортабельным больным. Сделали. Тромбоциты 1086 - в три раза больше нормы. Подобное же превышение нормы по лейкоцитам. Однако никто не берется поставить диагноз. Никто не берется сделать свод из разрозненных выписок из больниц и платных анализов. Как будто Россия раньше не встречалась с прецедентами нетранспортабельных больных, состоящих на учете в онкологических центрах. Передала все данные своей сестре врачу в Красноярск. Но Красноярские врачи не могут поставить официальный диагноз. А диагноз нужен официальный. Потому нужны лекарства, не продающиеся без рецепта врача.

По стечению обстоятельств, в те самые октябрьские дни, когда я вынуждено тестировала текущее состояние «реформы» тюменской бесплатной и платной медицины, по примеру которой «реформировалось» здравоохранение по всей России, тюменский «бомонд» собрался на Послание губернатора области.

Губернатор вновь, как и 5 лет назад, говорил о мечте, вторя Б.Обаме. Ему « хлопали раз - в шесть минут», в т.ч. и стоя. («Послание Якушева прошло под бурные овации и продолжительные аплодисменты Губернатору хлопали раз в шесть минут»). Говорил он также: о народе и о труде…

Ирония судьбы, но именно действующий губернатор Тюменской области Владимир Якушев появился на свет в том самом Нефтекамске, где свою славную карьеру директором школы №1 и завучем школы №2 начинала моя мама («Ученики приносят славу ей»: 50-летний юбилей первой школы города «Нефтяников на Каме»).

И хотя он не считает себя «сыном Башкирии». А чтит - «сыном Ямала». Но факт остается фактом: В. Якушев родился в одном со мною городе - Нефтекамске, где Ярославова Тамара Анатольевна получила свою первую награду Отличник Народного Просвещения СССР. И мне думается, если бы его начальные школьные годы прошли в Башкирии, быть может, дела в тюменской медицине обстояли бы сейчас не так, как это описано выше.

Теперь же мой земляк говорит о мечте в «битком набитом зале»… А я вынуждена поднимать всю историю внедрения «гибридной» платной тюменской медицины, которую ещё тогда, в конце 90-х, в части ценообразования (медицинских тарифов) сравнила с тюменским ЖКХ (см. копии экспертных заключений). Одновременно - дополняю эту историю практикой последних лет. Цель: помочь своей маме - Заслуженному Учителю России Тамаре Анатольевне Ярославовой получить адекватную медицинскую помощь от здравоохранения Тюменской области, которой он руководит. А также всем тем, кто пострадал от реформ здравоохранения, в которую в первом тысячелетии 21 века все-таки были «вставлены блоки», неоднократно снимавшиеся на уровне экспертизы в Тюменской городской Думе, в конце 90-х годов. («Москва, как «прицепной вагон» «паровоза» Тюменской городской Думы и ЦСРР ТО. Тренды экономики и политики»).

Тот факт, что российские реформы здравоохранения и образования - это клонированные тюменские реформы, начатые (ещё в «дособянинский» период) с публичных слушаний в Тюменской городской Думе - на поверхности.

И сами тюменские чиновники признают тюменское авторство на преобразования в здравоохранении и образовании, состояние которых раскритиковано, в октябре с.г., Центром стратегических разработок Северо-Запад (ЦСР):

«Геннадий Райков отметил, что в Тюменской области по двум из президентских инициатив - образованию и здравоохранению - работа ведется уже третий год. Тюменская область и в этот раз выступила пионером. «Мы вообще являемся первопроходцами в ряде вещей. В конечном счете, получается так, что эту же процедуру делает государство, но опыт уже наработан. Об этом свидетельствует и недавняя встреча президента страны с губернатором Сергеем Собяниным. Тюмень с точки зрения здравоохранения и образования стоит впереди других областей. Везде только начинаются эти реформы, а мы уже работаем, поэтому Тюменской области, думаю, легче будет выполнить те социальные задачи, которые поставил Владимир Путин», - выразил свое мнение тюменский парламентарий («Бюджет страны стоит на Тюменской области», 14.09.2005).

Геннадий Иванович польстил Сергею Семеновичу, «омолодив» тюменскую реформу здравоохранения, несмотря на то, что сам Г.И.Райков упоминается в «Отчете о работе Тюменской городской Думы за 2000 год», где в разделе « Организация городского здравоохранения», как раз и описываются реформы,а также Соглашение между Тюменской городской Думой и депутатской группой Государственной Думы РФ «Народный депутат», в т.ч. по вопросу помощи Тюменскому кардиологическому центру (см.копию «Отчета Тюменской городской Думы»).

Просто в те времена, когда Тюменская городская Дума взаимодействовала с группой «Народный депутат», Председателем ГД РФ был Г.Селезнев, у которого сложились продуктивные деловые отношения с Председателем Тюменской городской Думы - С.Сметанюком, как раз и начавшим реформы здравоохранения в 1999 году, т.е. за четыре года до той даты, которую называет Г.И.Райков.

Но в 2000-х годах Председатель ГД РФ сменился и Г.И. Райков видимо решил « отдать лавры» - первенства С.Собянину. Точно также сейчас С.Собянину приписывают программно-целевой метод. Но и эти разработки появились в Тюменской городской Думе и администрации города Тюмени задолго до «собянинского периода».

Процитированное выше заявление « о Тюмени первопроходце», экс мэр Тюмени Геннадий Иванович Райков сделал в сентябре 2005 года, буквально за месяцы до назначения С.Собянина Главой Администрации Президента.

И судя по тому, как Г.И.Райков описывает эту встречу В.Путина с С.Собяниным, назначен С.Собянин был в т.ч. за «опережающие реформы» здравоохранения.

Спустя 6 лет, 24 октября 2012 г. серьезная критика ситуации в здравоохранении прозвучала в «Докладе экспертов Центра стратегических разработок Комитету гражданских инициатив» (Москва) … Мнение фокус групп, типичная массовая реакция, высказывания отдельных лиц, касающиеся здравоохранения, из этого доклада приведены ниже.

Кратко они сводятся с следующему: «Политическая система не может навести порядок у себя внутри. Это провалы, прежде всего, в здравоохранении, медицине, образовании…» (Новокуйбышевск, мужчина, 43 года, среднее образование); «Осенью 2012 г. типичная массовая реакция населения: По-прежнему не решаются проблемы здравоохранения, образования…»; «В России уже развалили просто все. Плохо то, что какие-то основные социальные базисы - образование, армия, здравоохранение - не чувствуют сейчас ни своей значимости» (Москва, женщина, 39 лет, высшее образование); «Все развитые страны ставят перед собой задачи социального обеспечения детей, инвалидов, пенсионеров, малообеспеченных, что уж говорить о здравоохранении! В развитых странах это все на высоком уровне. У нас это не то, что не на высоком - ниже нуля просто».

С моей точки зрения, подборка тенденциозная. Во-первых, граждане России лучше аргументируют свою позицию. И дайджест выглядит «простецким». Такие были в начале 90-х, «на заре» связей с общественностью. Во-вторых, ЦСР сейчас работает с С.Собяниным и все первое десятилетие 21 века находилось рядом с ним. А, следовательно, должно нести солидарную ответственность за ту редакцию реформ здравоохранения, которая в 2005 году была представлена В.Путину, и под которую он «прокредитовал» С.Собянина значительной должностью - главы АП РФ.

Получается, что итоги реформ здравоохранения «в концепции Собянина» (кардинально отличающейся от того,что планировалось сделать в Тюмени, в конце 90-х годов), как раз и наполнили негативом, «названный апокалиптическим», доклад команды нынешнего мэра Москвы С.Собянина - в лице ЦСР «Северо-Запад» («Песков: «Кремль не согласен с апокалиптическим докладом ЦСР»)

Как уже ясно, в Тюмени было два подхода к реформе здравоохранения. И та редакция реформ, которая не один раз отвергалась Тюменской городской Думой, спустя годы получила «зеленый коридор» от губернатора С.Собянина.

История этих реформ следующая.

В конце 90-х годов лечебные учреждения Тюмени, финансируемые из бюджета, уже фактически оказывали платные услуги. Такова была практика. Но врачи желали «узаконить» эту практику, потому что чувствовали себя не уютно. «Узаконить» - означает: «не привести практику - в соответствие с законом», а «привести закон - в соответствие с практикой». Этим целям и служит лоббизм, который позже неизбежно обозначил себя в этой истории.

Вторым мотивом - было желание врачей получить добавку к зарплате, как долю от оказания платных услуг. Больше всего к этому были мотивированы главные врачи, потому что рост их доходов существенно превышал рост доходов рядового медицинского персонала от оказания этих платных услуг. Не будет натяжкой сказать, что им уходила «львиная доля».

Был во всем этом и явно просматривающийся коммерческий Интерес: создать базис для особого, льготного медицинского бизнеса: наполовину частного, наполовину муниципального (государственного), который я и назвала выше «гибридным».

Это когда тариф на электроэнергию - льготный («бюджетный» или иная льготная группа потребителей), когда не надо строить за свой счет здание объекта здравоохранения, когда медицинское оборудование приобретается за счет бюджетных инвестиций, когда квалификация врачей поддерживается за счет бюджета (гарантирующего постоянную составляющую зарплаты). Но при всем, при этом, для доходов от оказания медицинских платных услуг, подобных организаций здравоохранения, пользующихся преференциями, выбивается свобода. Т.е. эти доходы пытаются вывести из под ограничений и контроля Бюджетного кодекса или вообще «не заводить» в бюджет.

Т.е. создаются, своего рода, местные аналоги «государственных медицинских «корпораций»

Историю о том, какими методами и формулировками пытались достичь вышеназванных целей, представляют копии заключений (замечаний, справок и т.п.) к документам, рассматриваемым на заседаниях Тюменской городской Думы, в конце 90х годов и начале 2000 года, иллюстрирующие настоящую статью.

Назову в хронологии те документы, которые вносились на рассмотрение Тюменской городской Думы и, соответственно, экспертные заключения, материалы, аналитика, справки, формировавшиеся в ответ на эти инициативы Администрации города и городского врачебного корпуса, в лице, прежде всего, его руководителей.

Сначала, как уже сказано, были публичные слушания по ситуации с оказанием платных медицинских услуг населению.

Первым документом, внесенным в Думу по результатам этих слушаний, был проект «Положения о порядке предоставления платных услуг предприятиями и учреждениями здравоохранения г. Тюмени» (1999 год).

В связи с проектом этого документа возникло очень много вопросов, и был большой ажиотаж. Создавалось впечатление, что медики даже, на краткое время, пожалели о том,что попробовали вывести «из тени» свою практику.

Поскольку речь шла о «Платной медицине», т.е. о бизнесе, то информация имела большую коммерческую значимость. Особенно после того, как все основные схемы были разобраны и «тайники» вскрыты.

Первый проект Положения был снят с рассмотрения и возвращен на доработку (см. статью «Тюменское управление здравоохранения два года не может разработать проект Положения о предоставлении платных услуг»).

Тюменская городская Дума, с учетом моего предложения, высказанного в экспертном заключении,затребовала «консолидированный бюджет городской медицины», кормящейся из трех источников. Моя позиция состояла в том, что в принципе нельзя рассматривать вопрос о платной медицине, без консолидированного бюджета здравоохранения.

Информацию эту ждали годами. Также как информацию о юридическом статусе организаций здравоохранения. Ведь в название «Положения о порядке предоставления платных услуг предприятиями и учреждениями здравоохранения г. Тюмени» (1999 год) включили одновременно бюджетные учреждения, финансируемые по бюджетной смете, и предприятия, финансируемые в рамках муниципального заказа. К деятельности предприятий и к деятельности учреждений применяются совершенно разные нормативные документы. В проекте же «Положения» намеренно вводилось смешение. Все это было описано в экспертных заключениях.

После этого, реальный юридический статус организаций здравоохранения стал «главной тайной» тюменской медицины того времени. Причем уставы довольно часто менялись. Это известный прием.

Так или иначе, вопрос был поставлен и взят под контроль. Позже «выходом из этого тупика» и стали - АНО. Не соответствует логике сама коммерческая прибыль некоммерческих организаций. Но «юристов» удовлетворило это решение. Главное - исключалась возможность финансирования МУПов по бюджетной смете, что противоречит закону. Т.е. несуразица те так резко «била в глаз». Но замысел, в основе, охранялся. Ведь вся дискуссия шла вокруг денег, и целью была максимальная свобода в оперировании доходами от платной медицины в « коммерции некоммерческих организаций».

Начав процесс создания городской нормативной базы для платной медицины, администрация города Тюмени, внесла вскоре на рассмотрение Тюменской городской Думы:

Материал «О дополнительных источниках финансирования предприятий и учреждений здравоохранения». Таким образом была сделана вторая попытка, в отсутствии «Положения о порядке предоставления платных услуг…», получить хоть какое-то юридическое основание для фактически уже существовавшей платной медицины.

«Программа реструктуризации лечебных учреждений». Была снята с рассмотрения до разработки Концепции в новой редакции.

Концепция развития здравоохранения города Тюмени. Документ Решением Тюменской городской Думы был направлен на экспертизу в Тюменскую Государственную Медицинскую Академию. После чего Концепция была отозвана разработчиками документа.

В связи с поступающими документами деятельность городского здравоохранения попала в сферу особого внимания. Выяснилось, что не является общедоступной информация о бесплатных медицинских услугах и т.д.

Поэтому Тюменская городская Дума взяла на себя мониторинг изменений в тюменской медицине в связи с её реформированием и коммерциализацией.

По итогам этого мониторинга Дума рассматривала уже следующие документы:

«Информация о результатах проверки городских организаций здравоохранения по оказанию ими платных услуг населению»

Справка по Положению о Порядке предоставления Платных услуг предприятиями и учреждения г. Тюмени (утв. Решением Думы № 525 от 19.11.1999 г.).

Вся эта тяжелая работа по изучению «финансовых закоулков» тюменского здравоохранения происходила, обращу внимание, до появления на территории Сергея Собянина.

И эти труды Тюменской городской Думы под руководством Председателя Думы С.И.Сметанюка обобщены, как уже сказано, в разделе « Организация городского здравоохранения» Отчета о работе Тюменской городской Думы за 2000 год (копия иллюстрирует настоящую статью).

Отчет подписан С.М. Медведевым, избранным Председателем городской Думы, после назначения С.И. Сметанюка главным федеральным инспектором Тюменской области 08.08.2000 г.

В этой истории важно сделать акцент на том, что проекты документов, которые снимались Тюменской городской Думой - вносились Главой города Тюмени. А коль скоро они были подписаны городским головой, то, следовательно, были им поддержаны.

Главой города Тюмени в 1999 году,когда началась описываемая реформа здравоохранения, был С.М.Киричук. Его текущая должность - Председатель Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера С.М. Киричук, судя по данным от 18 октября 2012 года, когда он направил приветствие главе «города Махачкала», выбранного местом выездного заседания «Правления союза российских городов» («Все флаги в гости к нам»). Быть непосредственно в Махачкале Степан Михайлович, видимо, не мог. В эти октябрьские дни он слушал Послание Тюменского губернатора о мечте, о чем рассказывают фотографии. («Тюменские элиты» собрались там почти за неделю).

В то время, когда Тюменская городская Дума возвращала на доработку «сырые» проекты документов городской администрации, Степан Михайлович внес лепту в городскую «нормативную базу здравоохранения». Подписанным документом администрации города он закрепил «фокус», при котором бесплатная услуга превращалась в платную, в том случае, если больной обращается не по месту жительства. При этом уникальное оборудование концентрировалось в специализированных центрах, и у больного повышался шанс столкнуться с неизбежностью платного получения услуг из бесплатного перечня.

Я критиковала в те годы эту практику. Но хороший альянс сложился у С.М.Киричука с Тюменским губернатором. Свидетельством этому статья: «Собянин наводит порядок в здравоохранении» от 19.08.05. Он упоминает о том, что «если ты начнешь вызвать врача из другого микрорайона, то это уже платная услуга». Однако умалчивает о том, что больных направляют на обследование в клиники не по месту жительства, после чего услуга превращается в платную. И если главные врачи не поддерживали такие подходы, то за что их было наказывать?

Многие высказывания тюменского губернатора подвергались в то время критике в тюменских СМИ, ещё сохранявших малую степень свободы. К примеру, он кичился тем, что пациент сам дает оценку качества услуг. Но оценка больного человека субъективна. Он боится вступить в конфликт с врачом, от которого зависит. И какую оценку может дать моя мама медицинским услугам, если она их практически на получает и её мнения особо никто не спрашивает? Скорее наблюдается стремление защитить себя от ответственности и не принять на себя риски. Гематологи не берутся поставить ей анализ заочно. Они же не входят в особую касту, которая может не обращать внимание ни на Конституцию РФ, ни на федеральные законы. А алгоритм для таких ситуаций не разработан. Об этом не думали.

Заместителем главы города, к компетенции которого относилось муниципальное здравоохранение, наряду с образованием, иными социальными вопросами, была в конце 90-х Наталья Александровна Шевчик. Тогда она ещё и близко не числилась в списке Фоrbes («Власть и деньги», Наталья Шевчик, 48 строка). В то время - обыкновенная чиновница, имевшая при этом четкий приоритет. Н.Шевчик уделяла особое внимание школьному питанию. И хотела реализовать проект «Фабрики кухни», приобретенной некогда по «одиозному» немецкому кредиту для того, чтобы этим питанием, по типу питания в самолетах, кормить больных и школьников. По вопросу школьного питания ей оппонировала Заслуженный учитель России директор школы № 17 Рыкова Э.А. - депутат Тюменской городской Думы по избирательному округу N 15. Она считала, что цена «вареных яиц» из системы «централизованного питания», организованного Н.Шевчик слишком высока.

Звание Заслуженного учителя - Э.М. Рыковой и моей маме Т.А.Ярославовой было присвоено одним Указом Президента РФ от 20.11.1992 N 1452 (Указ Президента РФ от 20.11.1992 N 1452 «О присвоении почетного звания «Заслуженный учитель школы Российской Федерации» работникам народного образования Тюменской области»). Так получилось, что вот эта самая уважаемая Э.М.Рыкова, защищавшая права школьников на качественное питание по разумной цене вскоре выбыла из числа депутатов.

Более успешно сложилась карьера у Натальи Александровны Шевчик, уже при тюменском губернаторе С.Собянине, который назначил её своим заместителем. И она реализовала мечту по части централизованного питания школьников «однотипными комплексами». Ныне в Москве, где мэром назначен бывший Тюменский губернатор С.Собянин, такое питание называют «бортовым питанием» («Школьников перестанут кормить «бортовым питанием»). Вообще - то, это правильно. Потому что этот контекст «самолетного варианта» присутствовал изначально. И это проговаривалось.

В подчинении Н.А.Шевчик, ещё в бытность её заместителем мэра Тюмени С.М.Киричука, был Анатолий Александрович Гонцов, занимавший должность главы городского Комитета здравоохранения. Именно он и проявлял особую «нормотворческую активность», инициируя один за другим внесение «сырых» нормативных актов на рассмотрение Тюменской городской Думы.

При С. Собянине он пошел на повышение вместе с Натальей Александровной Шевчик и возглавил областной департамент здравоохранения. Однако не удержался. И совсем не по причине тех «расследований», которые в 2003 году были опубликованы в статье «Пирамида Гонцова».

В Тюмени нет секретов. В ней есть даже «рынок» медицинских карточек чиновников», формирующийся перед выборами. Не стало тайной и то, что А.Гонцов очень своеобразно полечил почки С.Собянину. И по тюменским сведениям, возникших осложнений губернатор ему не просил.

Моя мама не может каждый день увольнять главных врачей и директоров департаментов. Да она бы и не назначала, такие кадры.

Поэтому задача перед нами стоит намного более сложная.

И она не решается. Несмотря на прежние парадные реляции С.Собянина о том, что всем жителям Тюмени доступны самые высокие технологии в области лечения онкологии…

И где они?

Пока я наблюдаю формат: «нет здоровых людей, есть не дообследованные больные»

Был один год, когда мне трижды навязали УЗИ, а потом предлагали пройти его и четвертый, и пятый раз.

Вот такие же предложения поступают и моей маме. При том, что она нетранспортабельна и ей даже одеться трудно.

Продолжение следует…

Все материалы раздела «Внимание! Угрозы и тенденции»

Реклама

© Авторские права на идею сайта, концепцию сайта, рубрики сайта, содержание материалов сайта (за исключением материалов внешних авторов) принадлежат Наталье Ярославовой-Оболенской.

Создание сайта — ЭЛКОС