«Сердце» Кашина в Тверском доме: Великая княгиня Анна Кашинская дочь Великого князя Дмитрия Ростовского Углицкого и племянница Великого князя Глеба Борисовича основателя Спасо-Каменного монастыря
© Наталья Ярославова – Оболенская
14-15 мая 2016 года день Святых Жен Мироносиц
В дни своего путешествия по «сердцу России»: Тверь, Торжок, Кашин, Старица, я дважды поднималась на самые высокие смотровые площадки, откуда открываются панорамные виды.
Грандиозная панорама - в Старице, центре бывшего Старицкого княжества, когда смотришь на Волгу и старицкий Успенский монастырь с вершины вала городища.
Однако прекрасные виды утрачены в древнем Кашине. Даже на вершине колокольни кашинского Кафедрального Воскресенского собора впечатляющих пейзажей нет.
Хотя именно Кашин символизирует «Сердце России». Изгибы реки в нем создали «остров» в форме Сердца, что хорошо видно на фотографиях, сделанных с высоты птичьего полета.
Со смотровой площадки колокольни кашинского Воскресенского собора картина иная: типовые пятиэтажки, промзона и разрушающийся древний религиозный центр. Тогда как сама природа создала здесь некогда крестово-круговую систему, что делало город первым кандидатом - на столицу объединенной Руси.
Для Кашина «Древние зодчие разработали уникальную градостроительную композицию, в основу которой была заложена символика Христа Спасителя – Крест. Идейный центр храмовой застройки - Воскресенский собор, посвященный главному празднику Воскресения Христова - Пасхе ( Пасха. О чем рассказали именные места большой хоральной синагоги Петербурга. И зал для проверки подмен…).
С Соборной горы просматривалась заложенная природой особенность, здесь перекрещивались две естественные оси…Возвышающийся в центре полуострова Воскресенский собор был окружен «горним» ожерельем, расположенных за излучиной реки церквей, всего числом 24, что должно было вызывать мысль о горнем престоле - Небесном граде Иерусалиме.
На окраинах города с трех сторон, на самых оживленных дорогах стояло три крупных монастыря: Николаевский Клобуков, Сретенский и Димитрия Солунского. Эти обители находились в углах огромного треугольника, вершинами которого были Троицкие храмы в каждом из этих трех монастырей: три храма во имя Святой Троицы в них служили символическому объединению в треугольник - символ Святой Троицы». (Кашин. И.А.Иванова. 2014 год).
Аналогии с Иерусалимом постоянно подчеркиваются в Кашине. Акцент делается и на том, что расстояние между Воскресенским собором и Вознесенской церковью - 350 метров, ровно такое же, как от горы Сион до горы Элион в Иерусалиме – так говорят в Кашине, ссылаясь на свои измерения.
И каждый приезжающий в город попадает в небесный град Иерусалим, где церкви на кашинском «острове-сердце» располагали по линиям креста.
В XVII веке 68 церквей в Кашине приходилось на 3,5 тысячи населения.
Семь раз в Кашине бывала дочь Павла I - Екатерина Павловна, супруга принца Ольденбургского, сыну которой принадлежал Ольденбургский дворец на Каменном острове Петербурга.
Также, как маленькая Никомедия дала миру плеяду Святых, с городом Кашин, подобным же образом, связана судьба удивительно многих святых русских ( Никомедия, Никея и Ника. Виги… Гамильтон…Покровители русского и шотландского торгового флота Наталья и Андрей. Три окна св. Барбары и Наталья Бирута).
Можно верить в крестово-круговое «сердце» Кашина - символизирующее Воскресенье, можно не верить. Но когда я возвращалась из Кашина в Тверь и по дороге проездом хотела сфотографировать закат на реке, блики на фотографии образовали ровно тот же самый крест и круг, который изображен в исторической литературе о городе Кашине – древнем религиозном центре России.
Река, которую я проезжала, называлась Медведица - это приток Волги, вдоль неё дорога в город Кашин.
Город Кашин для меня лично связан с именем кашинского судьи Ярославова Якова Медведя, упоминание которого относится к 1504 году, ранее встречавшегося мне в редких источниках и как Медведица.
В 2009 году перед кафедральным Воскресенским собором города Кашина была установлена скульптура слишком суровой княгини Анны Кашинской, супруги «Царя Росов» Михаила Тверского («Царь Росов» Михаил Ярославiв и его Тверское Православное Братство»).
И экскурсоводам теперь приходится объясняться: отчего же она такая «военизированная».
От рождения Анна Кашинская – княжна Ростовская, дочь Великого князя Ростовского Дмитрия Борисовича и племянница князя Глеба Борисовича, основавшего по обету Спасо-Каменный монастырь на острове Кубенского озера, Сказание о котором писал Паисий Ярославов – игумен Троице-Сергиевой Лавры
«Спасо-Каменный монастырь были уделом Муромского и Ростовского князя Глеба Борисовича, попавшего в бурю на Кубенском озере и основавшего монастырь по данному им обету, в честь его чудесного спасения. Сам же князь Глеб Борисович - брат князя Дмитрия Борисовича Ростовского - отца Анны Кашинской..Этот Ростовский удел достался князю Глебу Борисовичу от прадеда Константина Всеволодовича Мудрого Ростовского, при котором Ярославское княжество как раз и стало выделяться из Ростовского» ( «Грамота Паисию Ярославову на земли и воды богини Флоры, Гороховца и Ярополча князя Ярополка – Петра, коронованного Христом»).
Первое упоминание Кашина относится 1238 году - времени похода Батыя, искавшего более года своего отца Юрия (Хан и каган Батый был родом из Черемошской веси Ярославского града - родовой вотчины бояр Ярославовых).
Однако в составе Тверского княжества город Кашин оказался спустя десятилетие. Где же город Кашин был до этого ?
Высказывалась гипотеза, что Кашин был в составе Углицкого княжества, но её сочли ошибочной. Другое мнение: город Кашин входил во владения Ростовских князей, а «перешёл под власть Твери лишь в 1294 году, когда Михаил Ярославич Тверский женился на Анне, дочери Дмитрия Борисовича Ростовского…».
Вместе с этим, как основную сейчас предлагают следующую версию: Кашин «в 1212—1238 годах входили в состав Переяславль-Залесского княжества, а затем — после того, как переяславский князь Ярослав Всеволодович получил владимирское великое княжение (1238 г.) – земли Кашина отошли к Великому княжеству Владимирскому».
С учетом того, что самым древним городом Кашинского княжества является город Константин - Кснятин (Скнятино), а также того, что Ростовская княжна Анна завершала свою жизнь в Кашине, для меня предпочтительнее версия о предке Анны - Ростовском князе Константине Всеволодовиче Мудром (Добром), чье имя могло дать название городу Константин. Кашин, в таком случае, мог быть в Ростовском княжестве, формально относившемся к Владимиро-Суздальскому. Не так уж много Константинов было в XIII веке среди Великих князей.
В контексте города Кашина существует и такая легенда: знаменитые минеральные источники Кашина - это слезы Анны Кашинской, что и отражено на городском гербе.
Чрезвычайно солоны «слезы» из источника № 21. Пить эту воду нельзя, но лечебные свойства у неё уникальные и хранится она годами.
Рассказывают, что кашинцы были против скульптора Андрея Ковальчука – автора памятника дважды канонизированной Тверской княгине Анне (Кашинской). Для них предпочтительнее был скульптор Антипов. Но выбор Ковальчука объяснили тем, что он автор конной скульптуры Михаила Тверского в городе Твери, и лучше, если памятники супругам будут созданы «одной рукой»
Получилось не лучше.
Потому что образ Анны Кашинской не совпадает с её изображением на иконах, в этом же Кафедральном соборе и других соборах и церквях Тверской области. К тому же, пришлось исправлять, будто бы, "ошибку", меняя надпись на памятнике Михаилу Тверскому спустя 7 лет («История Твери. Князь Всея Руси Михаил Тверской больше не Ярославович. Исправлена ошибка Ковальчука - председателя правления союза художников РФ?»).
А скульптор Ковальчук - это, скорее, тема даже не ковалей – кузнецов, а современных околовластных однофамильцев. Скульптор А.Ковальчук, ставший председателем правления союза художников России в 2009 году, – однофамилец Ю.Ковальчука - председателя правления ЦСР Северо-Запад, созданного спустя 6 лет после Центра стратегии регионального развития Тюменской области, где я была заместителем генерального директора (Карьера VIP-персон).
Вдова Михаила Тверского - Великая княгиня Тверская Анна Кашинская приехала из Твери в Кашин уже в возрасте, по приглашению сына Великого князя Василия Михайловича Кашинского.
Однако внимание в Кашине князю Василию Михайловичу практически не уделяется, тогда как это первый самостоятельный удельный Кашинский князь!
Также, как не сказано ничего о его потомках - Кашинских князьях, каковых было семь:
«Кашинские князья - единственно из всех удельно-тверских князей добились выдающегося положения и настолько усилились, что вели, и не без успеха, борьбу даже с Тверью».
Лишь только в книге о Кашине есть короткие строки о том, что «соборная церковь Воскресения Господня впервые упоминается в летописях в 1382 году в связи с погребением в ней первого удельного кашинского князя Василия Михайловича - сына Михаила Ярославича Тверского - великого князя Владимирского и княгини Анны» (Кашин. И.А.Иванова. 2014 год).
Собор, перед которым стоит памятник «суровой Анны» - это место захоронения её сына Василия и место, рядом с которым были обретены её мощи в соседнем Успенском соборе.
Кашинским князьям мною уделялось много внимания в статье «Бирское «Рюриково городище» и Климент Ярославов - староста Архангельского – Бирь, контролировавший Перевоз через реку Белую».
Как сказано выше, именно в Кашине в 1504 году упоминается Ярославов Яков Медведь. Это один из первых Ярославовых, о котором мне стало известно около 15 лет назад. Кашинский Ярославов был интересен мне из-за оригинального названия Яков Медведь.
Я хотела представить себе: почему именно Медведь ? Был ли он слишком крупным ? Или у него были особые повадки и это его кличка ? Либо ему передавалось второе имя «Медведь».
Кашинский судья Ярославов Яков Медведь упоминался уже в первом моем своде по истории рода Ярославовых от начала 2000 года (Найди свои корни: Завещание Бориса ЯРОСЛАВОВА.Rurikovichi /Jaroslavovi. Рюриковичи /Ярославовы).
Позже мне встретились источники, относящиеся к городу Кашину и городу Дмитрову, где упоминается два других Ярославова, в чьих именах тоже присутствует именование «Медведь».
Это кашинский боярин Григорий Медведь (1567 г.), вместе с его сыном Арсением Григорием Медведем. 60 лет отделяет их упоминание от Ярославова Якова Медведя – судьи из Кашина.
Речь о кашинском Григории Ярославове Медведе и его сыне Арсении Ярославове Медведе идет в исследовании «Служилые люди князя Юрия Дмитровского» автора М.М.Бенцианов, от 2010 года : «Написание некоторых фамилий исправлено по Музейному списку Дворовой тетради (Сила И. Морин, А. и С. Г. Медведевы-Ярославовы (Матвеевы). Я. Медведь Ярославов в 1504 г. судил суд в Кашинском уезде (АСЭИ. Т. 3. № 173. С. 189).»
Указанный источник единственный, который «переделывает» Ярославова Якова Медведя - в Ярославовых-Медведевых. Относится он уже к 2010 году. С Дворовой тетрадью, на которую идет ссылка, лично мне работать не довелось. Поэтому я называю Кашинских Ярославовых Григория и Арсения, по-прежнему, Медведями, также как и вероятных потомков («От боярина Ярославова -Медведя(Матвеева) до «алхимического» плана Исаака Ньютона для города Петра I»)
И у меня нет сомнения в том, что Ярославов Яков (Иаков) Медведь жил в городе Кашине с его «островом-сердцем» в начале XVI века. И в Кашине у него были наследники.
Упоминаемый в исследовании М.М.Бенцианова князь Юрий Дмитровский – это второй сын великого князя Московского Ивана III от брака с Софьей Палеолог.
В 1505 году, через год после первого упоминания кашинского Ярославова Якова Медведя, город Кашин был передан Великому князю Юрию Ивановичу – брату будущего Василия III. Произошло это в год смерти Ивана III.
Князю Юрию (Георгию) были переданы также Дмитров, Звенигород, Брянск, Руза, Серпейск.
Князь Юрий (Георгий) Кашинский и Дмитровский - крестник Паисия Ярославова, игумена Троице-Сергиевой лавры, также как и его брат Великий князь Василий III.
И вот в этом самом Кашине, который был отдан в 1505 году Юрию (Георгию) - крестнику Паисия Ярославова, в 1504 году появился судья Ярославов Яков Медведь, рядом с названным же князем Юрием Ивановичем ( Глава пятая: на «Юрьевой волне», «Утоли мои печали, Натали: «паломничество» по собственной жизни» . Ч.1).
Это значимо и для истории Ярославовых, и для истории Кашина.
К тому времени, когда Кашинское княжество передавалось сыну Ивана III - Юрию (Георгию), династия Кашинских князей - потомков Анны Кашинской уже завершилась на Великом князе Василии Михайловиче III.
Княжество сначала вернули Твери. Затем вместе с первым браком Ивана III на Тверской княжне Марии Борисовне вот это Тверское княжество (включая Кашин) перешло во власть Москвы.
Активно участвовали в подчинении Новгорода, Ярославля и Твери - Москве: князь Пскова Ярослав Оболенский и дьяк Левонтий Ярославов.
Оба они - современники игумена Троице-Сергиевой Лавры Паисия Ярославова –автора Сказания о Спасо- Каменном монастыре.
Однако главными героями в книге о Кашине, также как и в повествовании экскурсоводов является совсем не первый удельный князь Василий Кашинский и его родители: Михаил Тверской и Анна Кашинская.
А некто погрязший в грехах купец Терликов, выпускавший поддельное вино для всей России и сделавший на этом огромное состояние.
Доска с упоминанием фамилии Терликова встречает путешественников при входе в Воскресенский Кафедральный собор Кашина, откуда уже давно вывезли мощи самой Великой княгини Тверской Анны (Кашинской).
Для производства фальшивого вина Н.В.Терликов покупал бочки в районе современного Краснодара, а также краснодарский виноградный чихирь, добавлял патоку, рыбный клей, деготь и полученную «винную продукцию» распространял по всей России.
Вот этот «винодел» Терликов, купивший в Лейпциге часы для колокольни Воскресенского собора и выделивший деньги на его строительство, вписал себя в историю Кашина.
Хотя даже кашинцы, для которых тема Терликова сегодня важнее темы Тверских и Кашинских князей, не могут не упомянуть о том, что Н.Терликов «король» кашинской виноторговли сделал это «во искупление грехов».
Грехи его были столь велики, что памятная доска с его именем встречает теперь паломников и путешественников у входа кашинский Кафедральный Воскресенский собор, символизируя триумф концепции его жизни.
Грешил, обманывал, спаивал Россию. Стал главой города Кашина. Заработал уйму денег. Увековечил себя в истории города Кашина - «сердце России».
Торговец - не около храма. Торговец в храме.
На втором этаже Воскресенского кафедрального собора Н.В.Терликов разместил иконы своих персональных святых, как это обычно делают представители царских фамилий.
Был в Кашине и другой купец, Жданов, не отличавшийся скромностью. Он обратился к императору Александру за разрешением сделать из золота крышу его дома, на что император ответил ему, суть, «дурак, царь живет под железной крышей, а ты кто такой».
Сама по себе «золотая крыша», с точки зрения природных свойств золота, - не такая уж глупость («Золото. Тайна власти»: об исчезающем магнетизме золота, магните сердца и магните устремления»).
Но не по чину. И ясно было, что ходатайство вызовет раздражение.
Предприимчивость и раскаяние Н.В.Терликова заслуживают оценки.
Но нельзя активность в торговле, в том числе, и сомнительную, приравнивать к подвигам Святых.
Когда я обсуждала эту историю с теми, кто близок к бизнесу, они признали, что профинансировать строительство собора намного легче, чем всю жизнь бороться с мирскими искушениями, носить вериги и обрести прозорливость.
Однако гостям города Кашин «с придыханием» рассказывают о Терликове. Да грешил. Но посмотрите, какой огромный Кафедральный собор построил! По длине, превышающий Храм Христа Спасителя! И мы, кашинцы, очень благодарны за это Терликову.
Хотя Свято место пусто не бывает. И в центре «острова-сердца» Кашина новый каменный собор на месте прежнего обветшавшего обязательно бы возник. Не этот, как другой.
Как прекрасный Борисо-Глебский монастырь в Торжке архитектора Н.Львова, находящийся в настоящее время на реконструкции.
Ученик Сергия Радонежского преподобный Дмитрий Прилуцкий давал иные оценки таким деньгам, полученным от эксплуатации и обмана:
«Одному благотворителю, человеку скупому и немилостивому, он сказал «Отнеси назад, что принес нам, и накорми слуг и сирот крестьян, живущих у тебя, чтобы не страдали они от голода и наготы; когда останется от того что-нибудь - принеси нашей нищете».
Вот эта тема, когда все ставки в жизни сделаны на то, чтобы обманом и предательством заработать деньги на персональное увековечивание и «бессмертие» присутствовала не только в Кашине.
Она была мне известна и до поездки в центральную часть России между Петербургом и Москвой (Статьи о Рыбинске: Батый, учредители Нобелевской премии, основатели Голливуда).
Великая княгиня Тверская Анна, в монашестве и как настоятельница Тверского Афанасьевского монастыря - София, в схиме Анна, переехавшая по приглашению её сына из Твери – в Кашин, согласно преданию, последние годы жизни провела в Успенском монастыре.
Уже в камне этот Успенский собор был сооружен в XVII веке. А при княгине Анне он был деревянный. Ныне - утрачен.
Анна «преставилась в 1368 году в схиме, тело ее было погребено в Успенском монастырском храме» ( Святая благоверная великая княгиня инокиня Анна Кашинская).
Мощи Анны были обретены в 1649 году:
«12-го июня 1650 года произошло торже¬ство открытия и перенесения мощей из ветхого деревянного Успенского собора в каменный Воскресенский собор. На торже¬стве присутствовали царь Алексей Михайлович с царицей Mapией Ильиничной, наследником и царевнами-сестрами. Гроб новоявленной святой несли на особом «деревянном одре» (носилках) на своих плечах царь и прибывшие с ним бояре» (Анна Кашинская).
Успенская церковь и монастырь находились рядом с Воскресенским собором в самом центре «острова-сердца» Кашина.
Сын Василий строил этот монастырь специально для его матери Анны, где она и перешла в мир иной.
В википедии местом смерти отчего-то указана Вход-Иерусалимская слобода, за пределами «сердца-острова».
История Анны «меандрирует», также как и река Кашинка, русло которой сформировалось в форме сердца.
Две канонизации и одна деканонизация.
Увековечивание под именем Кашинская, тогда как она была Великая княгиня Тверская, а не Кашинская, что тоже «путает следы». А от рождения - Ростовская.
Глубоко «спрятана» история о её монашеском имении София (Ефросинья). Постриг она приняла в Афанасьевском монастыре Твери, который назывался в народе Софьиным ( Вклад А.Т.Ярославова в Клинскую церковь Никольского - Шипулина. Афанасьевские церкви и Афанасьевская Тихвинская - след Тверского дома Ярослава III (Афанасия).
Афанасий - это имя в крещении первого Тверского князя Ярослава Ярославова (Ярославича).
Снесенный тверской Афанасьевский княгинин монастырь и был главной целью моей поездки в Тверь.
Афанасьевский монастырь основала Тверская княжна Софья Ярославна:
«Тверская княжна Софья Ярославна основала Афанасьевский девичий монастырь в Твери, в народе – Софьин, где она была его первой настоятельницей. После дочери настоятельницей Афанасьева монастыря стала мать Софьи – Ксения Тарусская и Тверская (Софья). А затем жена родного брата Софьи - Михаила Ярославова Тверского. Похоронены Софья Ярославна и её мать в Афанасьевском тверском монастыре – усыпальнице тверских княгинь…».
На месте Афанасьевского девичьего монастыря сейчас Покровский храм, который не упоминали особо ни экскурсоводы, ни ГИДы. Я сама задала о нем вопрос. И в 6 утра уже в Твери прогулялась до храма Покрова Божией Матери, т.к. его посещение не входило в общие планы.
На стене храма - анонс Бакунинских чтений по благословению митрополита Тверского и Кашинского Виктора, совместно с которым были созданы современные росписи Троицкого собора города Старицы. Старицкий собор, выбранный для новых росписей, повторяет отчасти архитектуру дома инвалидов в Париже, где находится гробница Наполеона (Старицкое княжество: «Кавказ салам алейкум». Сергиева Лавра, Белая Троица и Татьяны Римские старицкого Свято-Успенского монастыря).
Наполеон напоминает о себе и в городе Кашин, в частности, в его краеведческом музее.
Меандрировать – означает: извиваться, кружить, менять направление из-за препятствий.
Неоднократное перемещение по городу Кашину мощей бывшей Ростовской княжны Анны Тверской и Кашинской - напоминает такое «меандрирование», что образовано от названия реки Большой Мендерес в Малой Азии.
До 1930 года мощи Анны Кашинской находились в Воскресенском Кафедральном соборе.
Затем были перенесены в краеведческий музей, затем в церковь апостолов Петра и Павла, за пределами «сердца».
Рака, где находились мощи Анны Кашинской до её второй канонизации, в настоящее время в Николаевском-Клобуковом монастыре Кашина, или иначе Клобуковом монастыре.
Это единственный монастырь, чье название образовано от «клобук». И есть своя легенда о том, что клобук обронил в районе Кашина с его природной крестово-круговой системой новгородский архиепископ Иоанн, который оседлал беса и полетел на нем в Иерусалим:
«Второе название — Клобуков — упоминается ещё в XV веке и связано со святителем-чудотворцем Иоанном Новгородским, занимавшим Новгородскую кафедру во второй половине XII века. По преданию, архиепископ, укротив беса, повелел везти себя в Иерусалим, поклониться Гробу Господню. Пролетая над Кашиным, святитель обронил свой клобук, который был впоследствии найден. На месте этом и был возвёден Николаевский Клобуков монастырь».
«Летел» Иоанн Новгородский в Иерусалим, а не в Царьград-Константинополь.
И обращу внимание, что только в Новгороде клобук архиепископа был Белым.
Подворьем Николаевского Клобукова монастыря ныне является церковь Петра и Павла Кашина.
Надо сказать, что гробниц с мощами Анны Кашинской две.
Прежняя хранится в Николаевском-Клобуковом монастыре, где выделяют две важные иконы. Одна из них – просветлевшая Тихвинская икона Божией Матери. Причем просветлела она, в буквальном смысле, за 6 часов молитвы.
Первой же, лично мое внимание привлекла икона Одигитрия. Она тоже известна. Но её не упомянули в рассказе. Подлинник иконы находится в музее Андрея Рублева. А копия - в монастыре.
В настоящее время мощи Анны Кашинской хранятся в Вознесенской церкви. Её часто путают с Воскресенским Кафедральным собором. Воскресенскую церковь отличает знак Преображения Господня. Или - «Всевидящее око».
Церковь стоит среди берез в церковной ограде.
А Вознесенский собор возведен на самой вершине «кашинского сердца», на Соборной горе. Он не имеет ограждения. И его отличает недавний памятник Анне Кашинской 2009 года.
Мощи святой благоверной Анны Кашинской находятся в названной Вознесенской церкви с 1993 года. И их должны вернуть в Кафедральный Воскресенский собор, когда будет завершен затянувшийся процесс его восстановления (Мощи святой благоверной княгини Анны Кашинской).
Восстановить же панораму, которая открывается с вершины этого Кафедрального собора, будет намного сложнее. Надо сносить промышленную зону.
Подъем на вершину колокольни Кафедрального собора - сложнее, чем подъем на вершину собора Петра и Павла в Петродворце, куда ведет 143 ступеньки, а 144-я ступенька сама - смотровая площадка (На вершине шатрового пятиглавия: «малый музей» Отдела Внешних церковных Связей и Ярославские иконы).
В Петродворцовом соборе, который ныне тоже на ремонте, радиус винтовых лестниц и «колодца», где они расположены - заметно больше, чем в кашинском Кафедральном соборе.
Я не считала: сколько кругов по спирали лестницы надо сделать в Петродворце, но в Кашине таких кругов приходится сделать кратно больше. И в отличие от Петродворца - нет перил. Из-за маленького диаметра «колодца» шаг спирали лестницы тоже меньше. Доски на вершине смотровой площадки подгнили.
В наилучшем состоянии в этом Кафедральном Воскресенском соборе лишь доска о купце Терликове.
По-моему мнению, её надо снять. Если раскаяние купца было искренним, то он должен был понимать, что настоящая благотворительность делается с иными целями и часто даже анонимно. Если же главной целью кашинского головы Терликова был упоминание его имени, то строил она не ради раскаяния за грехи.
Иногда подобного рода памятные доски помогают реконструировать историю. Но интересующиеся историей могут взять информацию о Н.В.Терликове и подобных ему спонсорах из книг.
Не должно имя грешного купца встречать гостей города Кашина прямо в его крестово-круговом «сердце».
Правильнее было бы найти больше информации о первом Кашинском удельном князе Василии Михайловиче - сыне святой благоверной Анны Кашинской, который похоронен был в этом самом Кафедральном Воскресенском соборе, и создать его образ. Ведь портреты многих Великих князей - условны.
Кашинские князья - это Тверской княжеский дом.
Также как и князья Клинские («Вклад А.Т.Ярославова в Клинскую церковь Никольского - Шипулина. Афанасьевские церкви и Афанасьевская Тихвинская - след Тверского дома Ярослава III (Афанасия)…»).
Были также князья Кашины – Оболенские. Как у них появилась приставка Кашин не ясно.
С городом Кашин их объединяет, в том числе, общее «приземление» до уровня каши.
Название Кашина - древнего религиозного центра, в народе «упростили» до каши. Просто - по созвучию.
Мне более импонирует кош, как место отдохновения воина ( Кош – означает отдых. Вечером, после героических сражений гетманы и воеводы подкидывали головные уборы,приветствуя долгожданный отдых)
Но ныне в Кашине проводятся даже фестивали каши и их готовят по нескольким десяткам рецептам. Есть в городе и музей каши ( Музей каши и кашинских традиций).
Т.е. от «острова-Сердца» свели вниз, до «живота» и общепита.
Чтобы не задумывались об истории Кашина? Когда экскурсовод рассказывала о Кашине, рядом остановился местный бизнесмен и стал внимательно слушать, задавать вопросы: Кто такая Анна Кашинская ? В чем её заслуги ?.
Т.е. у самих кашинцев есть дефицит знания истории города. Фестиваль каши её «заслонил» (?). Или она «утонула» в промзоне и разрухе ?
Такой пример не единичен. Также как Проект Счастья, а на уровне бизнеса – ресторан Счастья («Проект Счастье»: авторский надзор. Сеть ресторанов «Счастье» и «22:13», развивающаяся из Петербурга в Москву»).
Надо сказать, экскурсоводы любят «выигрышные» темы. Они с удовольствием будут цитировать стихи А.С.Пушкина на набережной в Твери, но не остановятся у памятника Михаилу Тверскому, одному из первых Тверских князей, супругу Анны Кашинской.
В лучшем случае, название города Кашина производят от атамана Каши.
И подобно тому, как от «каши» произвели в народе название города Кашин, именование князей Кашиных-Оболенских тоже по-народному «толкуют», как след некого князя Каши - первого из князей Кашиных-Оболенских.
Князя этого звалиВасилий Владимирович Оболенский Каша
]). Сведений о нем мало.
В краеведческом музее Кашина, о чем я уже упоминала выше, есть экспозиция, посвященная Наполеону.
Находится музей в бывшей Входиерусалимской церкви. А восхищает посетителей Наполеоновская гостиная. Привез предметы гостиной Наполеона из путешествия по Европе в 1830 году Г.В.Лихачев - полковник лейб-гвардии конного полка. Это т тумбы с портретом Наполеона, и настольные роторные часы, и комплект мебели, на которых изображен Наполеон с его семейством, включая любовницу М.Лещинскую (Лончинскую ?), родившую от Бонапарта сына Александра ( Графиня Мария Валевская, урожденная Лещинская). К фамилии Лещинских относился польский король Станислав Лещинский и его отец Рафаил Лещинский, при котором была построена Соборная церковь в городе Ярославе на рек Сан ныне в Польше.
Как видим, о потомстве Наполеона, в т.ч. побочном, город Кашин напоминает много более явно, чем о семи Кашинских князьях - потомках Великой княгини Тверской Анны Кашинской, супруги Михаила Ярославова Тверского
Все материалы раздела «Я урожденная Ярославова Наталья Борисовна 22.2.60 »