Белая роза из часовни княгини Софии Слуцкой Несвижа, куда 27 мая 2017 года была привезена копия Ксенофонтской иконы Божией Матери монастыря святого Георгия Победоносца Афона
© Наталья Ярославова – Оболенская
13 июня 2017 года
Белую розу я привезла из Несвижа в Петербург. Эта роза стояла в часовне Софии Слуцкой у значимой иконы, в большом букете белых роз с легким зеленоватым оттенком. Мне её подарили, на выбор… Я выбрала ту, которую довезла из Несвижа - до столицы фонтанов Петра I.
Несвижский туристический поток сначала спешит в замок Радзивиллов, потом - из замка Радзивиллов, и проходит мимо стоящей чуть поодаль часовни княгини Софии Слуцкой – супруги Януша Радзивилла. Поэтому я и оказалась в часовне одна, и спокойно читала информацию на стенде о неизвестной мне Ксенофонтской иконе Божией Матери.
Икона раньше находилась в Ватопедском монастыре на Афоне, но однажды ночью 1730 года «переместилась» в недалеко отстоящий афонский Ксенофонтов монастырь. После повторного «перемещения» иконы «Одигитрии» монахи Ватопедского монастыря признали, что храниться она теперь должна в монастыре Ксенофонта Афонского и саму икону стали называть Ксенофонтской.
Дни празднования иконы 2 (15) октября, 21 января (3 февраля).
Когда я уже завершала чтение истории о Ксенофонской иконе, ко мне подошла служащая часовни и сказала:
У нас есть такая икона! Батюшка привез её с Афона! Давайте я вам её покажу!
И подвела меня сначала к иконе Софии Слуцкой, а затем к большой иконе в серебре с позолотой. Это и была Ксенофонтская икона, привезенная с Афона, около которой стоял большой букет белых роз. Женщина предложила мне выбрать себе в подарок одну из белых роз этого розового цветника. Необычно.
Но поскольку я писала о белой розе в своих статьях об «Ордене Лебедя», то решила, что это будет символично довезти белую розу из часовни Софии Слуцкой (Радзивилл) до моего дома на берегу озера с островом сестры Прусского короля, который в 1840 году восстанавливал историю «Ордена Лебедя», спустя 400 лет после его создания в 1440 году («Короны Фонтанов» Петродворца и «Дом у Фонтанов», в котором я живу, рядом с островом Шарлотты Прусской и дубом Георга Вашингтона, родившимся в одну со мной дату 22 февраля…»).
В Несвиже я была 11 июня, до возвращения в Петербург было ещё два дня. И, поглядывая в эти дни на розу, я думала о том, что надо будет внимательнее изучить историю и иконы, и Ксенофонтова монастыря, и княгини Софии Слуцкой, родившейся 11 мая, в один день с моей мамой урожденной Давиденко, о которой, кстати, мне напоминали и пионы радзивилловских садов, также как скульптура Барбары Радзивилл. Я всегда дарила пионы маме в мае, на день её рождения.
Княгиня София Слуцкая была из Олельковичей. Это потомки Великого князя Московского Василия I Дмитриевича по линии его дочери Анастасии – княгини Киевской, о чем не любят вспоминать. По мужской линии София Слуцкая из потомков Великого князя Литовского Ольгерда и его первой супруги княгини Марии Витебской.
История княгини Слуцкой знаменита тем, что из-за большого полагающегося ей наследства её хотели лишить важной части этого наследства путем интриг родственников с похожими именами. Всё это стало угрожать большой войной между Ходкевичами и Радзивиллами с участием десятков тысяч воинов с обеих сторон, которые могли погибнуть. Эту войну Софии Слуцкой удалось предотвратить согласием на брак с кальвинистом Янушем Радзивиллом, несмотря на их различие в вере. С тех пор София Слуцкая слыла защитницей православия в Слуцком княжестве и землях современной Белоруссии. По сути, она защитница права на свободу вероисповедания.
И сегодня София Слуцкая является символом защиты православия, в целом, в Белоруссии. Мощи княгини Софии Слуцкой - в главном кафедральном соборе Святого Духа Минска, столицы Белоруссии ( Её нетленные мощи ныне почивают в Свято-Духовом кафедральном соборе г. Минска).
Возможно, я первая, из граждан России, увидела описываемую Ксенофонтскую икону в Несвиже в часовне Софии Слуцкой. Привезли её с Афона всего за две недели до моей поездки в Несвиж (Нясвиж), 27 мая 2017 года, о чем рассказывала статья:
Икона пожертвована приходу «храма Собора Белорусских святых в городе Несвиже Слуцкой епархии Белорусской Православной Церкви» из монастыря Ватопед на Святой Горе Афон».
Ватопедский монастырь назван по той причине, что чуть ранее, чем исполнилось 300 лет пребывания Ксенофонтской иконы в афонском Ксенофонтовом монастыре, её вернули в Ватопедский монастырь 22 июля 2013 года:
«Икону торжественно перенесли в соборный храм Благовещения Пресвятой Богородицы» ( «Икона Божией Матери Одигитрии возвращена в Ватопед»).
Древний Ксенофонтский монастырь X века, куда в 1730 году «сама переместилась икона Одигитрия», был «построен в честь святого великомученика Георгия Победоносца, чья икона чудесным образом прибыла в обитель морем в том же Х веке. "Чудотворная икона святого Георгия во времена иконоборчества находилась в Константинополе. Этот образ бросили в пламя, чтобы сжечь, но он остался невредимым. Тогда некто ударил икону его копьем в шею святого, и вмч.Георгий со своей иконы чудесно пролил кровь, следы которой можно увидеть и сегодня. Христиане, чтобы спасти икону с благоговением передали ее морским волнам, и святой образ достиг берегов Ксенофонтской обители, где его нашли святые отцы» ( «Мощи вмч.Георгия Победоносца с 30 октября в Украине. Слово игумена монастыря Ксенофонт на Афоне архим. Алексея»).
Престольный праздник иконы святого Георгия в Ксенофонтовом монастыре: 23 апреля - память вмч. Георгия Победоносца
В Ксенофонтской обители хранится и доля правой руки святого Георгия, чем уникален этот монастырь. Только раз в год мощи святого Георгия покидают Афон и обитель Ксенофонта Афонского.
В 2013 году десницу святого Георгия Победоносца привозили в Украину ( «Мощи вмч.Георгия Победоносца с 30 октября в Украине. Слово игумена монастыря Ксенофонт на Афоне архим. Алексея»).
Через два года, в 2015 году, мощи святого Георгия из Ксенофонтова монастыря Афона были привезены в Россию, о чем патриарх Кирилл 6 мая в его слове в Георгиевском храме на Поклонной горе сказал:
«Я хотел бы сердечно поблагодарить игумена и архимандрита афонской обители Ксенофонт, где хранится великая святыня — правая рука святого Георгия Победоносца. Очень редко где можно встретить и мельчайшую частицу мощей святого великомученика. К нам же, по милости Божией, по благословению Патриарха Константинопольского Варфоломея, с согласия братии всех афонских монастырей, при активном участии отца Алексия, игумена и архимандрита Ксенофонтской обители, доставлена в преддверии празднования 70-летия Великой Победы эта всехристианская святыня» («Слово Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти св. вмч. Георгия Победоносца после Литургии в Георгиевском храме на Поклонной горе»).
Часовня Софии Слуцкой, где я была в Несвиже, это приход «храма Собора Белорусских святых Слуцкой епархии Белорусской Православной Церкви (БПЦ)». Белорусский экзархат Московского патриархата.
Почему именно Ксенофонтскую икону привезли в Несвиж, известный замками Радзивиллов?
Возможно, потому, что она три века была рядом с иконой и десницей руки Святого Георгия в Ксенофонтовом монастыре святого Георгия на Афоне, а отца княгини Софии Слуцкой звали Юрий. Вероятно, в крещении он был Георгий.
Единственная брама, сохранившаяся в Несвиже, тоже носит название Слуцкой.
«Несвижская Слуцкая брама – это, наверное, символ не только одного лишь Несвижа, но и всей нашей страны…Между тем, то, что Слуцкая брама дошла до наших времён – настоящее чудо. За свою историю она несколько раз была под угрозой разрушения, а несколько раз и на самом деле разрушалась до основания, но каждый раз, словно Феникс, восставала из руин!
…Главный с 1760-х годов предмет в Слуцкой браме – икона Божией Матери – была предоставлена Радзивиллами из их собственной замковой часовни! Икона находилась в обрамлении красивого резного барочного алтаря, и над ней была всё та же радзивилловская монограмма. Писатель-этнограф Павел Шпилевский утверждал, что эта икона была прежде православной и лишь потом её переписали в католическом духе и поместили в замке, однако подтверждений его словам в других источниках не находится». После реставрации Брамы 2007 года «Место радзивилловской иконы почему-то занял список Белыничской иконы Божией Матери (от белыночи), гораздо больше связанной с родом Сапег. Ну и в довершении всего «часовня» эта не была освящена, хотя такие предложения со стороны костёла были» ( «Слуцкая брама»).
В замке Радзивиллов представлены также Слуцкие пояса.
Тема поясов мне хорошо знакома, прежде всего, по золотым поясам.
Отчасти Слуцкие пояса тоже были золотыми.
«Один слуцкий пояс «содержал до ста граммов серебра и золота» («Слуцкий пояс - национальное достояние Беларуси. Музей слуцких поясов»).
В белорусском брэнде «Слуцкие пояса», в контексте этой статьи, мне более интересно слово «Слуцкий», хотя первая мануфактура по производству поясов появилась в Несвиже, а уже затем производство переместилось в Слуцк. И было это спустя более чем век после смерти княгини Софии Слуцкой - Радзивилл, родившейся 1 мая по старому стилю и 11 мая по новому стилю, как сказано, в один день с моей мамой Т.Давиденка, в браке Ярославовой, половину квартиры которой, унаследованную мною, оккупировала моя сестра С.Ярославова с семьей («О Толкованиях Конституционного Суда и захвате власти. Моя Жалоба от 21 ноября 2016 года и заявление В.Путина о толкованиях Конституции от 25 ноября 2016 года»).
Тот же самый вопрос о наследстве, чем известна история княгини Софии Слуцкой, которую пытались лишить её наследства - Копыльского княжества.
Однофамилец мамы - Давиденко Л.Г. является автором скульптуры «Дама в черном» в парке Радзивиллов в Несвиже, по легенде о Барбаре Радзивилл. Он же автор скульптуры «Лето», около которой я стояла в задумчивости на проспекте Победителей, и , вероятно, - соседней, исполненной в этом же стиле.
Барбара Радзивилл была супругой польского короля Сигизмунда, которую , как считают, отравила мать её супруга Бона Сфорца.
«Однако Сигизмунд, сильно любивший Барбару, не желал смиряться с ее смертью. Король решил с помощью алхимиков и магов вызвать душу покойной супруги…С тех пор призрак Барбары не мог найти себе покоя, а после смерти короля поселился в Несвижском замке».
Любовницей правнука М.М.Ярославовой - П.А.Черевина была Екатерина Радзивилл. Основатель охраны императора никогда не был женат и долго поддерживал его отношения с Е.Радзивилл. Но эта история уже больше относится к истории потомков Ярославовых - фамилии моего отца Бориса Ярославова, а не Давиденко (Борисов камень. Борис и София. Полоцк Витебской области. 7 фотографий).
Хотя и мои предки Давиденко имеют корни у Борисовых камней близ Витебска и Полоцка (Витебск: Мещерские, Сусловы,Давыденко. Витебская археографическая комиссия в Вильно. Книги о русско-литовских князьях Ю.Вольфа и К.Ожаровского)
По матери П.А.Черевин-правнук М.М.Ярославовой был из Ожаровских.
«Польское родословие по материнской линии, вероятно, предопределило то, что будучи в зените свой славы и власти, потомок Черниговского рода П.А. Черевин в 80 - годах имел фаворитку Екатерину Радзивилл…. Екатерина Радзивилл, о которой идет речь, - урожденная Ржевуская,…племянница Каролины Собаньской (ур.Ржевуской) - тайного агента царского правительства, в которую были влюблены и которой посвящали свои стихи Александр Пушкин и Адам Мицкевич. Собаньская гражданская жена Ивана Витте и собственница имения Спичинцы на реке Рось в Винницкой области, проживала также в Сен-Жермэн-ан-Лэ на Сене близ Парижа».
Об этом была моя статья:
Интересно, что статья, в которой я писала о связи Радзивилл и правнука М.М.Ярославовой была посвящена освобождению Софии, имя которой носила княгиня София Слуцкая (Радзивилл), в чьей несвижской часовне мне подарили белую розу Ксенофонтской иконы Божией Матери «Одигитрии».
Все материалы раздела «Я урожденная Ярославова Наталья Борисовна 22.2.60 »