Пророк Моисей и (Моисей) Ярославов
© Наталья Ярославова-Чистякова
27-28 июня 2012 года
В церкви Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста с приделом Смоленской иконы Божией Матери села Игрищи Ярославского района есть редкая фреска пророка Моисея. Узнала я о ней в связи с обнаруженным около этой церкви - каменным надгробием маленькой девочки Шуры Ярославовой, согласно информации Сергея Крылова.
Принимая во внимание тот факт, что [Моисей] Ярославов /1/, как предполагают, мог быть отцом заволжского старца Паисия (Ярославова) - это захоронение надо признать столь же необычным, сколь необычны захоронения Александра Николаевича Ярославова, рядом с князьями Углицкими /2/, в церкви Дмитрия Прилуцкого в Вологде и Григория Кирилловича Ярославова с супругой в храме Рождества Иоанна Предтечи на Красной Пресне /3/.
Воздвиженская церковь села Игрищи Ярославского уезда, возможно, вообще посвящена пророку Моисею, поскольку в селе особо выделялось 4 сентября, на которое приходится Память св. пророка Моисея Боговидца.
По данным же ярославских архивов «Каждогодно 4-го числа сентября на Воздвиженском погосте, при большой столбовой дороге, лежащей из города Углича в город Ярославль, бывала ярмарка, на которую приезжают с товарами из города Ярославля, Романов-Борисоглебска и Рыбинска» (РГИА. Ф. 1350. Оп. 312. Д. 194. Л. 68 об.-69. № по плану ген. межевания: 1580.)
Рядом с пророком Моисеем в Воздвиженской церкви села Игрищи изображен пророк Илья. Тем самым, в росписи церкви сделан весьма необычный акцент на пророках, какой есть, наверное, только у Короля Лебедя - Людвига II Баварского, изобразившего плеяду великих пророков на фресках своего замка Лебедя («Орден 22 февраля: София Баварская - страсть Лебединого короля Людвига II, воплощенная в замках»).
На одной из фресок архангелов церкви Воздвижения креста Господня в Игрищах кем-то большими буквами написано имя Алексей.
Сделали ли это казаки, которые считали своим царем Алексея, или это случай, хотя «слепых случаев» не бывает, но вот это имя Алексей почему-то «окрылили» в затерявшейся в лесах церкви Честного и Животворящего Креста Господня села Игрищи.
Возможно, это связано с тем, что само имя Алексей было доминантным у владельцев соседней усадьбы Есипово /Игрицкой / Алексейцевской волости Романов-Борисоглебского уезда (В настоящее время Большесельский р-н)
Одним из совладельцев этой усадьбы, в частности, был сын Алексея - дворянин Петр Алексеевич Ярославов.
Причем владел землями в этой усадьбе он в те годы, когда здесь же жила Шура Ярославова, родившаяся 17 мая 1909 года и ушедшая из жизни 18 августа 1915 года, что ясно из следующего:
«Сведения о населённых местах по Алексейцевской волости Романо-Борисоглебского уезда за 1914 год»…: «Усадьба Есипово Ярославской губернии Романо-Борисоглебского уезда, 2-й стан. На собственной земле дворянина Петра Алексеевича Ярославова… Земский врачебный пункт при усадьбе Есипово» (ГАЯО, ф.642, оп.2, д.96, также - сколько в поселении занятых постройками дворовых мест - 2,мужчин - 10 чел., женщин - 5 чел., итого - 15 чел. с.110)
Кстати, и сама Алексеевская волость могла стать причиной того, что архангелу «дали имя Алексей». Однако, опять же, вопрос - отчего волость назвали Алексеевской. В этом Алексейцево, замечу, была своя церковь. Вознесения Господня, с приделом Знамения Божией Матери. Село заселили, в том числе, выходцы из Твери, что выделено особо. Находится оно - в 20 верстах от Романо-Борисоглебска и в 26 верстах от Ярославля.
Почти за сто лет до того, как Петр Алексеевич Ярославов имел в Есипово земский врачебный пункт, в Борисо-Глебском уезде землями и усадьбой владел помещик Ярославов, вероятно, муж А.Н.Аксаковой - Ярославовой - дочери Ярославского губернатора Николая Ивановича Аксакова. В этом же уезде было имение и у их сына Александра Николаевича Ярославова - Предводителя Вологодского дворянства /4/.
При этом, вторая супруга Николая Ивановича Аксакова была совладелицей Есипово, как урожденная Меркурова, династия которых владела этим имением с XVI века.
«У Петра Меркурова была дочь Анна Петровна (Меркурова-Аксакова), впоследствии 2-я жена Николая Ивановича Аксакова; у них был сын Михаил. Все трое были похоронены в Толгском монастыре» («Есипово»)
В дополнение к этому на ярославском форуме, где обсуждается история Есипово и Игрищ, сообщаются следующие детали:
«Сельцо Есипово существовало уже в 16 веке: Владели им и тогда Меркуровы, и что интересно, рядом была деревня, принадлежавшая некоему Есипову… Возможно, Есиповы когда-то владели сельцом или основали деревню, назвав её по фамилии… Сельцо - это обычно помещичья усадьба, в ней, как правило, был только помещичий двор, и жили дворовые. Иногда была домовая церковь. Но если в процессе наследования образовалось несколько владельцев, то вполне могло быть и несколько помещичьих дворов. Крестьянские дворы были обычно расположены в соседних деревнях»
Вероятно, так оно и было, потому что мне часто встречалось, что в переписях упоминаются имена, совпадающие с название села. Те же села Печенкино, Костырево, Князево, примеры которых я приводила по Башкирии.
Другое сельцо Есипово упоминается близ Нерехты Костромской области. Причем упоминается оно в «Словаре русских писателей и ученых». Есть ещё Есипово Терновского района, Воронежской области. Вероятно, фамилия в этом названии первична. Причем, относительно, раннее упоминание этой фамилии относится к Рязани.
В книге Н.С. Борисова «Окрестности Ярославля. Диево Городище-Красное-Некрасовское-Карабиха - «Великое Село» - Филиппово» Воздвиженская церковь в Игрищах описывается так:
«На естественной природной террасе выситься стройный силуэт Воздвиженской церкви, выстроенной в 1710 году. С запада к современному храму примыкает трапезная, над входом в которую поднималась оригинальная, круглая в плане колокольня-притвор… Отдельно стоящая массивная четырехъярусная колокольня выстроена во второй половине XIX века и стилизована в формах русского классицизма. Завершение колокольни мощным цилиндрическим объемом, по-видимому, навеяно аналогичным завершение ярославской соборной колокольни. Оригинальной архитектурной особенностью Воздвиженской церкви являются многочисленные круглые окна верхнего света. Их появление не случайно: роспись храма, выполненная с имитацией мрамора и пышной лепнины, требовала дополнительного освещения»
В других источниках картина дополняется тем, что вокруг церкви много прудов и родников. Иногда в контексте Есипово пруды называются серебряными. Вспомнилась редкая традиция, упомянутая Руфом Игнатьевым и относящаяся к Башкирии - бросать серебряные монеты в Святой Источник около Архангельской церкви Бирска /5/. Кстати в районе Стерлитамака Руф Игнатьев отметил традицию поклонения Костроме, т.е. обряд характерный для костромских и ярославских земель.
Чтимой иконой «Игрищских мест» бывшего Ярославского уезда является икона «Всех Скорбящих радость». Такая икона была в семье братьев Петра и Павла Ярославовых.
Само село Игрищи, где находится церковь Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста, расположено на горе и местность вокруг прихода гористая (36 верст от Ярославля, 25 верст от Борисо- Глебска).
Некоторые фрески в Кресто-Воздвиженской церкви сохранились плохо. Причем ряд сюжетов - малоизвестен. Особенно с ребенком на коленях у святого старца или даже Иисуса ? Мне этот сюжет не встречался ранее.
Необычен крест с «полыми «лапами», внутри которых «восьмилучевое солнце» или «восьмилучевая звезда» (см. фотографию).
Мощный поток света через круглые окна в Кресто - Воздвиженском храме напомнил мне, опять же, описание Петро-Павловского кафедрального Собора в селе Касево города Нефтекамска, Нефтекамско-Белебеевской епархии, где я родилась:
«…В интерьере низкое двустолпное помещение трапезной противопоставлено необыкновенной пространственности храмовой части. Пронизанный лучами, нереально высокий зал завершается поистине чудесным ручейком света, исходящим из окон ротонды в недосягаемой подкупольной выси». Это архитектурное решение названо авторами статьи о Соборе - впечатляющим («Нефтекамско-Белебеевская епархия»).
Я обратила внимание на это совпадение ещё и потому, что современная Нефтекамско-Белебеевская епархия объединяет фамилии Ярославовых и Аксаковых так, как они были объединены браком дочери Ярославского губернатора Анны Аксаковой и Николая Ярославова, дело которого разбиралось на уровне Екатерины II. Причем на стороне Ярославова были фавориты императрицы /3/.
Теперь, как выяснилось, Ярославовых и Аксаковых объединяет ещё и усадьба Есипово Ярославского уезда, а также церковь Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста с приделом Смоленской иконы Божией Матери в селе Игрищи.
С этой Смоленской иконой Божией Матери как раз и брали Казань, а за ней - Башкирию. И в первый раз ещё тогда, когда перед Смоленским образом молился Савва Сторожевский, благословляя в поход князя Юрия Звенигородского и Галицкого («Бирское «Рюриково городище» и Климент Ярославов - староста Архангельского - Бирь, контролировавший Перевоз через реку Белую, Ч.6»)
Петро-Павловский кафедральный Собор с Приделом Св. Великомученика Димитрия Мироточивого знаменит ещё и тем, что в нем молилась Великая Княгиня Елизавета Федоровна Романова во время её паломнической поездки в Николо-Березовку.
Причем упоминается он, как Церковь Петра и Павла с Приделом Св. Великомученика Димитрия Мироточивого, ещё в статьях Руфа Игнатьева XIX века.
Этот собор в селе Касево, около которого родился мой отец, освещен 10 января 1825 года. В год восстания декабристов…
Т.е. для освещения касевского Петро-Павловского кафедрального Собора с приделом Димитрия Мироточивого (ещё даже недостроенного) был выбран день памяти пророка Давида Псалмопевца, царя Израильского и отца Соломона, перенесшего столицу в Иерусалим и пригласившего тирского царя Хирама для построения храма. («Давид царь Израиля»).
Мой частный интерес связан ещё и с тем, что в этот же день - 10 января по новому стилю, родился мой прадед Василий Семенович Ярославов. По старому стилю - день его рождения 28 декабря. Крестили Семена Васильевича Ярославова 1 января, опять же, по старому стилю и 13 января по новому стилю, то есть в старый Новый Год. Воспреемниками при его рождении был Архип Васильев и села Печенкино - София Печенкина («Старейший российский Банкирский дом «Печенкина и Ко» археолога Заусайлова и антиквара Мартинсона»)
Т.е. София Печенкина - однофамилица собственника компании «Печенкин и Ко», была крестной моего прадеда («Поздравляю весь «царствующий дом» Ярославовых! Письма В.В.Мартинсона о роде Ярославовых и Виленское Братство»)
По рассказам моих родственников, прадед Василий Семенович Ярославов пел так красиво, что слушать его приезжали из соседних сел. Быть может, наряду с наследственными талантами Ярославовых к пению, повлияло ещё и то, что он родился в день Давида Псалмопевца.
Удивительно, но его сын Роман Васильевич Ярославов был крещен в день Романа Сладкопевца - 14 октября по новому стилю (1 октября старый стиль). Это день Покрова Божией Матери.
Отца же моего - Бориса Ярославова крестили дома, при рождении, 27 октября - в день памяти Святоши Черниговского, князя Черниговского, Печерского Чудотворца в ближних пещерах (1143). 27 октября - также день Параскевы Пятницы, которую изображали на оборотной стороне Богородичных икон в Татарии и Башкирии, именуемых «Русский Бог». В частности, такие изображения дважды были - на иконах, плывших по воде и адресованных, видимо, защите персонально моряков. Одна из легенд посвящена - Беляру («Бирское «Рюриково городище» и Климент Ярославов - староста Архангельского - Бирь, контролировавший Перевоз через реку Белую». Глава четвертая)
Суть их - Дева Мария - Покровительница моряков. Изображена Параскева Пятница и на оборотной стороне Федоровской иконы Божией Матери. На образе Преподобной Параскевы Пятницы Сербской, который иллюстрирует статью, посвященную дате 27 октября, обращает на себя внимание положение Руки - «жест Будды» и «Око» на уровне солнечного сплетения - шестая сефирот. А также слова Свет и Закрыльница.
27 октября - и день памяти «Яхромской иконы Божией Матери», обретенной недалеко от города Владимир (Яхромская «Умиление»).
В годы советской власти крестить моего отца в церкви не могли. Родился же он, как уже сказано, около вот этого Собора Петра и Павла с приделом Дмитрия Мироточивого, освещенного в день памяти Давида Псалмопевца - царя Израиля.
В Башкирии всего три церкви, посвященные Дмитрию Солунскому. Одна - в Касево (Нефтекамске). А две других - в Белебеево. Первая - в Елизаветино, а другая - в Надеждино, рядом с усадьбой Аксаковых.
Однако именно Николо-Березовка и Белебеево, объединенные теперь общей епархией, «связаны генеалогией» с Ярославской губернией, где отмечается, своего рода, Пик поклонения Дмитрию Солунскому.
Только в одном Ростовском уезде - 9 церквей, посвященных святому Дмитрию, либо имеющих приделы Димитрия Мироточивого. Т.е. наблюдается некая связь Башкирии и Ярославской губернии, через Ярославовых и Аксаковых, сопровождающаяся вот этим культом святого Димитрия Воина, изображаемого на печатях Владимир-Суздальских и Тверских князей Ярославичей и Ярославовых.
Пик этого культа имеет место ещё - в Свияжске.
Возвращаясь к теме пророков Кресто-Воздвиженского храма села Игрищи, обращу внимание на то, что в костромском Ипатьевском монастыре, где сделан подобный же акцент на пророках, царь Давид изображен, играющим на псалтирне («Girolamo da Santacroce. Царь Давид, играющий на псалтирне (1556)»). Есть также картина «Давид играет на гуслях перед Саулом». («1873 г. Румянцевский музей»).
При этом, исследователи Ярославского историко-родословного общества обращают внимание на то, что у Воздвиженского погоста «до губернской реформы была … система управления через приказы. Существовал приказ Костромская четверть (четь), который ведал, в том числе, и городом Ярославлем с уездом. Иногда его так и называют Ярославская и Костромская четверть. Выполнял главным образом финансовые функции».
Таким образом, есть основания сделать вывод, что и село Игрищи было подчинено, в свое время, Костромской чети. Позже - в разные годы: Московской, Ингерманландской, Санкт-Петербургской и Ярославской губерниям (ЯрИРО). Т.е. связь с Костромой - объективная.
И у меня такое впечатление, что пророк Моисей в церкви Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста села Игрищи, тоже изображен Играющим, как Давид в Ипатьевском монастыре.
Т.е. «держа гусли Божии» -` {Ком.} «Библия - свидетельство Закона и пророчеств».
Или - «Поют песнь Моисея, раба Божия, и песнь Агнца» … («Песнь Моисея и песнь Агнца. Комментарий Откровения 15!)
Объяснение мне видится в том, что идеальным царем может быть только тот, кто в ладу с Музами. Не с музыкой и шоу-бизнесом, а - с Музами.
Уделяла теме пророков внимание в статье: «О Пророках, спасающих Народы «от поядания друг друга», Богатых - от разорения, Власть - от осмеяния»
Эта тема также поднималась в статье: «Ипатьевские тайны: Князья и Императоры Дмитрии Угличские и Великие князья Красные, Ч.7).
«…На одной из картин золотых Царских ворот Ипатьевского монастыря изображен и Платон, и Аполлон-Лебедь. Пророки также входили в сферу просвещенных интересов царицы Ирины Годуновой, царя Бориса Годунова и его дяди Дмитрия Ивановича Годунова…»
С учетом того, как близко оказались связанными город Мышкин, Свияжск, завоевание Казани и Башкирия, Аполлон Лебедь теперь для меня прочитывается и как критский Аполлон Сминфейский, священным животным которого была Мышь. Т.е. именно та мышь, которая дала название городу Мышкин - плацдарму завоевания Казани, вместе со Свияжском.
Изначально мне был известен только Платон Ярославов - летописец города Мышкин перед революцией 1917 года. Затем подтвердилась гипотеза о том, что Платон Ярославов и его сыновья находятся в родстве с братьями Петром и Павлом Ярославовыми из Пошехонья, Ярославля и Москвы.
В родстве они, как это видится, были через двух братьев: Николая Арсеньевича Ярославова и Платона Арсеньевича Ярославова.
Николаю Арсеньевичу Ярославову посвящена следующая информация ярославских архивов, в частности, «Метрической книги Пошехонского Свято-Троицкого собора. 1894 г.», о бракосочетавшихся:
«11 февраля 1894 года. Сын почетного личного гражданина Николая Арсеньева Ярославова, уволенный в запас писарь младшего разряда среднего оклада штаба Новогеоргиевского арт. полка Николай Николаев Ярославов, 24 л., первым браком и дочь отставного унтер-офицера 137-го пехотного полка Александра Федорова Шармина - девица Елизавета Александрова, 17 л., первым браком. По женихе: дворянин Николай Николаев Билевич и личный почетный гражданин Иван Константинов Архангельский. По невесте: дворянин Василий Пимнеев Дмитриев, личный почетный гражданин Владимир Семенов Сумариков и дворянин Александр Крылов» (ГАЯО, ф.230, оп.11, д.2801 «а». О бракосочетавшихся. л.361об.-362.).
Фамилия дворянина Александра Крылова здесь совпадает с фамилией Сергея Крылова, обнаружившего захоронение Шуры Ярославовой, около церкви Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста села Игрищи Ярославского района.
Платону Арсеньевичу Ярославову, в свою очередь, посвящены следующие данные Метрической книги Воскресенского Собора г.Данилова,
«О родившихся. 9/11 июня. Александр. Бывший почтальон Даниловского почтамта Платон Арсеньев Ярославов и законная жена Анна Тимофеева. Восприемники: губернский секретарь Алексей Арсеньев Маргаритов и вдова лейтенанта Надежда Васильева Потапова» (ГАЯО, ф.1118, оп.1, д.4292. Метрические книги Воскресенского Собора г.Данилова, 1862-1882 гг. 1872 г. л.140об.)
Важной мне увиделась информация о Воскресенском Соборе, где крестили сына Платона Арсеньевича Ярославова - Александра Платоновича Ярославова.
В этом Соборе были престолы во имя Смоленской Божией Матери; во имя Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, во имя Апостолов Петра и Павла, во имя Пророка Илии и Св. Великомученика Димитрия Солунского; во имя Преподобного Симеона Столнинова и Св. Николая Чудотворца. В зимнем соборе особо чтимая икона Страстныя Божия Матери, в летнем-икона Смоленской Божией Матери.
29 (16) сентября 1918 года патриарх Тихон совершил Богослужение в этом Воскресенском Соборе, вместе с Агафангелом Ярославским и Ростовским. Помощником же Агафангела Ярославского и Ростовского был Борис Петрович Ярославов, предполагаемо - сын Петра Алексеевича Ярославова, имевшего земский врачебный пункт в Есипово, близ Игрищ.
На Воскресенском Соборе города Данилов есть мемориальная доска с надписью о том, что 29(16) сентября 1918 года в Воскресенском Соборе совершил богослужение патриарх Московский и Всея Руси ТИХОН в сослужении митрополита Ярославского и Ростовского Агафангела
«Слово» произнесенное в Данилове не сохранилось. Однако сохранилось обращение патриарха к богомольцам города Ярославля названное красноречиво - «Плач Иеремии» от 2 октября 1918 года.
Это была последняя поездка патриарха Тихона. Дальше были следствия, допросы, тюрьмы, гонения…» («Плач по Ярославлю», как «Плач по Иерусалиму»)
Имениями в городе Данилов и в Даниловском уезде владели, в разное время, муж А.Н. Аксаковой (Ярославовой) - Николай Ярославов. И сын А.Н. Аксаковой (Ярославовой) - Александр Николаевич Ярославов, о чем свидетельствуют, к примеру, следующие данные ярославских архивов.
«Ярославской губ., Даниловского уезда, церковь Покрова Пресвятой Богородицы, что на Лунке. Дворянство. Даниловского уезда, сельца Петрушина капитан лейтенант и кавалер Александр Николаевич Ярославов - 38 лет … «Ярославские губернские ведомости» 1837 г. Прибавление к № 14 Частные известия. На основании мнения Государственного Совета, Высочайше утвержденного 8-го Января 1836 года, отставный Флота Капитан Лейтенант Александр Николаев сын Ярославов, господ владельцев имеющих с ним общие дачи в Ярославском, Любимском, Даниловском и Романово-богисоглебском уездах, покорнейше просит сделать для размежевания тех дач с ним миролюбивое положение, известив о педположениях своих по жительству его Даниловского уезда в сельце Петрушине» (ГАЯО, фонд 230, оп.1. д. № 6709)
Таким образом, три ветки Ярославовых отмечаются в Данилове:
- От Арсения Ярославова.
- Аксаковы-Ярославовы
- От Петра Алексеевича Ярославова.
И вероятнее всего, они имеют общий корень, т.е. объединятся, также как объединились пошехонская и мышкинская ветки Ярославовых.
Причем в Мышкине вели дела Ярославовы-Аксаковы, в лице Анны Ярославовой (Аксаковой) и её дочерей, а также Анна Алексеевна Орлова Чесменская, состоявшая с ними в родстве через Т.Ф.Ярославову - гражданскую жену Федора Орлова, мать Алексея и Михаила Орловых.
Об этом можно судить по объявлению «Ярославских губернских ведомостей» за 1831 год, № 18 от 3 июля:
«О вызове лиц по делам: «В Общее Присутствие Мышкинского Уездного Суда и Городового Магистрата: Кредиторы покойного из Дворян Коллежского Регистратора Василья Матвеева Постельникова: Кашинский купец Александр Федоров Ветошкин и наследники умершего Угличского посадского Александра Фомина Шилова, Майорша Анна Ярославова, Флота Лейтенант Александр, девица Елизавета Николаевы Ярославовы и Флота Капитанша Ирина Николаева Куцина или их поверенные с указными доверенностями, по делу о взыскиваемых … и о проданной Майоршею Анною Ярославовою Графине Анне Алексеевне Орловой Чесменской Ратничей квитанции, выданной из Ярославской Казенной Палаты на отданного в рекруты крестьянина Герасима Иванова Шишкова, купленного ею с аукционного торга в Ярославском Губернском Правлении в числе прочего имения, принадлежавшего должнику Постельникову».
Ярославовы, как уже ясно, прямо не упоминаются среди собственников села Игрищи. Однако, судя по захоронению Шуры Ярославовой имеют к нему прямое отношение.
К тому же Петр Алексеевич Ярославов имел в усадьбе Есипово Земский врачебный пункт, из чего можно сделать вывод, что возможно он был врач.
С учетом совпадения дат, ещё ранее мною было сделано предположение о том, что Петр Алексеевич Ярославов мог быть отцом Бориса Петровича Ярославова, родившегося в 1904 году.
Хотя Борис Петрович Ярославов, согласно опубликованным воспоминаниям, родился «в семье мелкопоместного ярославского дворянина» и как пишут о нем, «в отрочестве был набожным мальчиком, прислуживавшим митрополиту Агафангелу (Преображенскому)». Т.е. его судьба была связана больше с Ростовом, а не с Романо-Борисоглебским уездом. Однако тут надо учитывать приведенные выше данные о том, деятельность и владения Ярославовых не ограничивались лишь одним каким-то городом или селом.
В свою очередь, сыном Б.П.Ярославова и внуком П.А.Ярославова, по моим предположениям, мог быть врач Леонард Борисович Терновский - кавалер ордена Витиса. Обращу внимание: Терновский его фамилия по матери («Рыцари Ордена Креста Витиса: А.Сахаров, Л. Терновский - сын Ярославова, Б.Ельцин … Они умели быть сильными, когда за спиной не было тысячной толпы»)
Как сказано выше, Аксаковы, имевшие отношение и к усадьбе Есипово, были похоронены в Ярославской Толгском монастыре.
При этом, земли под кладбище, в свое время, выделялись Е.Ярославовой, поскольку есть «Документ об отведении земли под новое кладбище с.Введенского, 1799-1801 гг. По ходатайству помещицы Катерины Ярославовой Консисторией согласован отвод церковной земли под новое приходское кладбище…»
Вероятно, речь идет о Екатерине Михайловне Ярославовой, судя по следующей информации.
«Клировые ведомости Р.-Борисоглебского уезда, 1830 г.
с.Введенское. Заштатные и сиротствующие. «Должность просфирни исправляет оного села Введенскаго дворовая женка Афимья Трофимова, по приказанию помещицы Екатерины Михайловны Ярославовой без платы» (ГАЯО, ф.230, оп.1, д.11223)
В этом же фонде, в том же самом деле, к этому селу Введенское относится запись о Марье Меркуровой. А одна из Меркуровых была супругой Николая Ивановича Аксакова - отца Анны Ярославовой - Аксаковой.
«Клировые ведомости Р.-Борисоглебского уезда, 1830 г.
с. Введенское. Заштатные и сиротствующие. «Бывшаго в сем же причте дьячка Феофана Николаева дети: Андрей Левиков - обучается в Ярославском 2-ом приходском классе на полном казенном содержании, 12. Екатерина - живет Романов-Борисоглебского уезда в сельце Есипове у помещицы Марьи Меркуровой на ея содержании; из попечительства ничего не получает.» (ГАЯО, ф.230, оп.1, д.11223.)
Здесь же упоминается о том, что сестрой Марии Федоровны Меркуровой может быть Катерина Федоровна Ильинская.
Ильинские после Меркуровых стали собственниками усадьбы Есипово.
Мне же фамилия Ильинских знакома несколько иначе, поскольку «Дневниковые мои записки» Алексея Тихоновича Ярославова находились рядом с Дневниками Ильинского в Михайловских фондах, вывезенных Майковым из города Нежинска и хранящихся ныне в отделе древних рукописей РНБ.
«На родине, в Ярославской губернии, долго помнили заботы Павла Аполлоновича Соколова (сына Феклы Михайловны Ярославовой) о церкви села Никольского, что на Ухтоме, где на средства супругов Соколовых был установлен новый иконостас»… В этой статье я упоминала также таинственную могилу князя Василия на Ухтоме и письмо Татьяны Смирновой о её прапрадеде Ильинском Александре Михайловиче, который родился в Никольском на Ухтоме Пошехонского уезда в 1888 году в семье тогда еще псаломщика местной церкви … В описи фонда Н.М.Михайловского я тоже встретила фамилию Ильинский вот в таком контексте: Ильинский Михаил Степанович «Мои мысли. Псков» (ф.487, ед.хр. F 130). Что -то тут есть. Тем более статьи о Ярославовых из города Мышкин тоже пишет автор по фамилии Смирнов»
В вышепроцитированной статье «Хранители древних знаний - Ярославовы и их вологодский круг» об этих Дневниках я упоминаю и Мусиных - Пушкиных. Интересно, но именно Мусины - Пушкины проводили перепись в Есипово в XVII веке.
Кстати, и Майковы тоже упоминаются в связи с усадьбой Есипово и селом Игрищи. А также и Вяземские, как одни из совладельцев.
«По списку владельцев населенных имений в Игрицкой волости Ярославского уезда, составленному И.Н.Ельчаниновым по переписным книгам 1679 г., значатся «Вяземские, Игнат и Иван Ивановы…» (ЯрИРО)
Автор Дневников - Алексей Тихонович Ярославов поддерживал отношения с Ярославовыми - Аксаковыми, что следует из текста дневниковых записей.
Перечень собственников имения Борисово представлен в книге того же самого Н.С.Борисова, который описал Воздвиженскую церковь села Игрищи в издании «Окрестности Ярославля. Диево Городище-Красное-Некрасовское-Карабиха - «Великое Село»-Филиппово».
Состав собственников наглядно демонстрирует близость предков и потомков Ярославовых, т.е. Ярославовых разных поколений и веток.
По данным книги Н.С. Борисова «Окрестности Ярославля» рядом с селом Благовещенье находятся дд. Поздеевское и Борисовское. В Борисовском был «барский дом» - имение помещика Кладищева, ранее принадлежавшее Ярославовым (первые упоминания - начало 17 века). Собственниками имения были
- ???- Князь Федор Вяземский,
- ??? - Егор Алексеевич Ярославов,
- 1779 г. - Михаил Иванович Ярославов (супруга Акулина Федоровна),
- 1795 г. - надворный советник Иван Михайлович Ярославов (супруга Ольга Николаевна)
- ??? - вдова генеральша Катерина Александровна Ярославова,
- 1835 г. - вдова надворного советника Ольга Николаевна Ярославова,
- 1837 г. - генерал-майор Петр Алексеевич Кладищев и вдова генеральша Катерина Александровна Ярославова»
Далее из Ярославовых собственниками были: генеральша Вера Ивановна Кладищева (Ярославова), майорша Александра Ивановна Сверчкова (Ярославова), вдова генеральша Катерина Александровна Ярославова, статский советник (кавалер?) Алексей Тихонович Ярославов. Недалеко от имения, в селе Благовещенье сохранились два надгробия Александры Ивановны Ярославовой - Сверчковой и Веры Ивановны Ярославовой-Кладищевой.
В «Дневниковых моих записках» Алексея Тихоновича Ярославов часто встречается фраза «Сельцо наше Борисово», как принадлежавшее ему в 1791-1792 годах. Однако в данных, приведенных выше, среди собственников значится только супруга его сына - генеральша Екатерина Ярославова и внук - тезка А.Т.Ярославов, похороненные в Донском монастыре. На надгробной доске Екатерины Александровны Ярославовой сделан акцент на том, что она умерла во второй день Пасхи. Т.е. самой важной её родственники сочли информацию о том, что её душа перешла в Вечность в Пасхальные дни.
Есть ещё одна ветка Ярославовых, которая по свидетельству потомков состоит в родстве с первыми собственниками имения Борисово, о чем свидетельствует вот это сообщение:
«Добрый день!… В Ростове жил Алексей Алексеевич Ярославов - брат Аполлинария Алексеевича. Он занимал именно ту должность, которую вы указали, как и совпадает должность Аполлинария, указанная в выписке из Архангельской церкви. И он действительно был женат на Марии Васильевне Соболевой - дочери Василия Фёдоровича Соболева. Алексей Алексеевич Ярославов записан в свидетельстве рождения моего деда как крёстный с указанием его звания и должности. Ещё узнала, что они связаны родством с солигалическими Ярославовыми и с Черевиными».
Эти новые данные свидетельствуют в пользу моей гипотезы согласно которой, отцом Петра Алексеевича Ярославова мог быть священник Притч церкви Смоленская Божией Матери (г.Ростов).
Алексей Ярославов, статья которого «Церковь Одигитрии Смоленской Божией Матери в г. Ростове», была в 1851 году опубликована в Ярославских губернских ведомостях, где публиковался в эти годы также и И.С.Аксаков.
Данные о нем приведены в «Именной росписи начальствующих и служебных лиц Ярославской епархии», 1861 года, составленной Аполлинарием Крыловым:
«Причт церкви Смоленская Божией Матери (г.Ростов). Священник Алексей Ярославов. По окончании семинарского курса со степенью студента. С 1841 г. по 1847 проходил должность учителя в духовном училище, а в 1847 году произведен во священника. Им.крест на память 1853-56 гг.»
По имеющимся у меня данным у священника Алексея Алексеевича Ярославова бал брат коллежский асессор Аполлинарий Алексеевич Ярославов, затем Столоначальник Ярославского уездного полицейского управления и гласный (депутат) городской Думы Ростова.
Как гласный А.А.Ярославов, он упоминается в «Протоколах заседания собраний Ростовской уездной земской управы и документах к ним за 1897 год» (Ростовский филиал ГАЯО, ф.5, оп.1, д.454, Л.1.)
Другой брат Евгений Алексеевич Ярославов, окончивший курс Ярославской духовной семинарии, служащий письмоводителем канцелярии Ярославского губернского предводителя дворянства, чиновник. Данные о свидетелях на его свадьбе с Олимпиадой Рафаиловной Архангельской, дочерью умершего учителя Ярославского духовного уездного училища Рафаила Фёдорова Архангельского указывают на дружеский круг: Поручители: «По женихе: действительный статский советник князь Владимир Николаев Урусов. Коллежский регистратор Николай Дмитриев Певницкий (ГАЯО. Ф. 230. Оп. 10. Д. 27. Метрические книги церквей г. Ярославля. 1884 г.
Л. 165 об. - 166. Благовещенская церковь. Октябрь. Запись № 11. 14-е. На полях пометка: «4 ст. № 235 - 1891 г.».).
Данные о священнике Ярославове включены в «Именную роспись начальствующих и служебных лиц Ярославской епархии», 1861 года, которую составил Аполлинарий Крылов. При этом информация о захоронении Шуры Ярославовой около церкви Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста с приделом Смоленской иконы Божией Матери в селе Игрищы, была найдена уже нашим современником Крыловым. Другой Крылов, дворянин, был свидетелем на свадьбе Н.Н.Ярославова в Пошехонье.
Алексеи и Алексеевичи Ярославовы, о которых я вела речь выше, являются потомкам Алексея Михайловича Ярославова, в свою очередь сына священника Михаила Ярославова. Владимирская церковь Ярославля, в которой он служил, была, опять же, по дороге: из Ярославля - в Углич.
На этой дороге находится и село Игрищи.
Сочетание имен Алексей и Михаил, а также сведения потомков указывают на то, что их предками действительно были двоюродные братья Михаил Иванович Ярославов и Алексей Тихонович Ярославов.
Один из престолов церкви Честного и Животворящего Креста Господня села Игрищи - посвящен Смоленской иконе Божией матери, имеющей большое значение для рода Ярославовых и далеко не только потому, что перед этой иконой молился Савва Сторожевский о благоприятном походе князя Юрия Звенигородского на Казань, после покорения которой одна из веток Ярославовых оказалась в Башкирии. Придел Смоленской иконы Божией Матери создавался при участии Александры Алексеевны Ярославовой - дочери А.Т. Ярославова и её дочерей в Горицком монастыре опальных цариц на реке Шексне. Отдельную статью, посвященную этой иконе посвятил священник Алексей Ярославовов из Ростова. А единственный в современной России нерукотворный образ Смоленской иконы Божией матери на камне, именуемый Бугабашский был проявлен в источнике села Николо-Березовка на моей родине.
На одной из фресок архангелов церкви Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста, как уже сказано выше, некто написал крупными буквами имя Алексей.
Именно это имя Алексей было выбито на Большом Благовестном колоколе звенигородского Саввы Сторожевского монастыря.
Сам этот Звенигородский Большой Благовестный колокол с упоминанием имени Алексея, рядом с именем патриарха Ермогена, умершего задолго до царя Алексея Михайловича, был взорван по приказу Гитлера во время Великой Отечественной войны.
Но сохранились фотографии, на которых рядом исследователей прочитывается надпись:
«по обещанию и повелению раба Христова царя Алексея слит сей колокол в дом пречистыя Богородицы, честного и славнаго ея Рождества и великаго и преподобнаго отца нашего Саввы чудотворца, что в Звенигороде нарицаемый Сторожевский, при властях при честном архимандрите Ермогене…».
Патриарх Ермоген умер в 1612 году, а царь Алексей Михайлович родился в 1629 году. Как видим. при патриархе Ермогене был совсем другой царь Алексей, о котором и говорят казаки.
В ином прочтении авторы указывают на следующую особенность опоясывающей надписи на колоколе: «…и по повел (ять)ния раба христова яря Оле(кси)(ять)я от ?л юбьви своея душевныя и от серъдечьнаго желания … зълт сей кололол…» и задаются вопросом:
«о каком русском царе - «яре» Алексее сказано в надписи на Звенигородском колоколе».
Данные эти приведены в книге «Куликово поле в Москве. Московский Кремль в Библии. Геродот о подземной Москве»), Г. В. Носовского и А.Т. Фоменко. А также в книге «Великая Смута. Конец империи», где воспроизводятся фотографии Большого Звенигородского колокола фотоальбома Кондрашина В. А. «Саввино-Сторожевский монастырь. 600 лет основания обители Преподобного Саввы», 1998. Также авторы ссылаются на фундаментальное исследование «Колокола. История и современность». Под редакцией академика Б. В. Раушенбаха. Составитель Ю. В. Пухначёв. - Научный совет по истории мировой культуры. АН СССР. Москва, Наука, 1985.
Звонить в этот Большой Благовестный Звенигородский колокол любил Федор Шаляпин - друг братьев Петра и Павла Ярославовых, начавший свою карьеру в Казани, в компании «Печенкин о Ко», партнеров В.В.Мартинсона и археолога В.И.Заусайлова («Поздравляю весь «царствующий дом» Ярославовых! Письма В.В.Мартинсона о роде Ярославовых и Виленское Братство»)
Ссылки в тексте
- «Заметка о происхождении Паисия (Ярославова)», К.В.Баранов)
- Почему Ярославовых при Павле I защищал Мальтийский крест (Орден св. Иоанна Иерусалимского)?
- Три древних «Кремлевских» захоронения в храме Рождества Иоанна Предтечи на Пресне: чета Ярославовых и грузинский владыка Роман (князь Эристави)
- «Катакомбная Русь»: крупные феодалы, вотчинники и землевладельцы Ярославовы, XV-XX век
- «Уникальный праздник Просвещения и Грамотности на Николу Вешнего или - древний бирский культ архангела Знания Уриила»
Все материалы раздела «Я урожденная Ярославова Наталья Борисовна 22.2.60 »