Ярославовы у места явления «Надежды в конце Мира» - Табынской иконы, предположительно, Хазарской епархии 10 в., найденной в 16 в. на бывшей территории современной Башкирии, Ч2
©Ярославова-Оболенская Наталья Борисовна, урожденная Ярославова (22.2.1960).Экс Годунина (23.10.1981-14.4. 1991).Экс Чистякова (14.4.1991 -10.06.2014). Я родилась 22 февраля 1960 года, Нефтекамск, Краснокамского района Башкирской АССР.
На дату публикации моя фамилия была Чистякова по бывшему мужу. Я подписала статью фамилией Чистякова и моей девичьей фамилией Ярославова
© Наталья Чистякова-Ярославова
3-5 апреля 2012 года
Для того, чтобы назвать «Надеждой мира» Табынскую икону Божией Матери, у Иоанна (Снычева) - митрополита Ленинградского и Ладожского должны были быть очень веские основания. И таким основанием, по моему мнению, может являться только то, что Табынская икона, как главная икона Хазарской епархии, символизирует достижение согласия между христианами и иудеями в религиозном диспуте, а также связь с буддизмом и будущее спасением мира «Белым братством». Победу в том давнем диспуте IX века одержал Константин (Кирилл) Философ из Фессалоников - родины Дмитрия Солунского. При этом, что весьма важно, ум хазарского кагана был готов воспринять аргументы тех, кто возражал против статуса иудейской религии, как государственной, а ум Константина Философа позволил найти те аргументы, которые убедили хазарского кагана и его окружение не делать этого. В результате хазарский каган пошел на уступки, и в рамках этих уступок была создана Хазарская епархия в Крыму.
Религиозные расколы не однажды были на Руси. Один из самых известных «расколов» произошел между последователями Паисия (Ярославова) и его ученика Нила Сорского (Маркова), т.е. нестяжателей - с иосифлянами, последователями Иосифа Волоцкого.
Другой «раскол» пришелся на годы реформ патриарха Никона и годы правления Петра I, что вероятно и определило любовь раскольников к Табынской иконе Божией Матери, символизирующей веротерпимость и преодоление религиозного противостояния.
Причем во времена Петра I также имел место религиозный диспут . Его суть отражают «Ответы пустынножителей на вопросы иеромонаха Неофита» или «Поморские ответы Неофиту», как они названы в фондах Н.М.Михайловского, где хранились рядом с четырехтомником, на корешке которого вытесано «Дневные записки Ярославова».
В этом же Фонде, рядом с дневниками А.Т.Ярославова, хранились материалы по Соловецкому восстанию, «Повесть о Муромском острове» (связанная с Повестью о Белом клобуке), «Сборник старообрядческий о святом Анастасии Синайском и иных» (Анастасий Синаит - игумен монастыря Св. Екатерины) . Выписка из Апокалипсиса (комментарии Наполеона?)», «Житие Никиты Переяславского» Смоленского» Диакона Семена Егоровича Невского сына Семена Невского, «Имена погостов Вотской пятины», земли которой были включены Петром I в состав Ингерманландской губернии, «Старообрядцы : Послание Луке Гавриловичу. Ярославль, Сборник старообрядческих Посланий», «Измарагд книга» (старообрядческая) и, наконец, «Аввакум книга обличений или «Евангелие Вечное», единственный список опубликован в русской исторической библиотеке. Неизданное сочинение протопопа Аввакума» - такова пометка в Фондах Н.М.Михайловского - одного из пяти членов Правления Императорской Академии Наук.
Когда я однажды перечисляла древние раритеты, в окружении которых находились «Дневниковые записки А.Т.Ярославова», - мне задали вопрос: Как эти «Дневники Ярославова» оказались в фондах Михайловского, если они не носят философского характера, не затрагивают вопросы религиозного диспута? Т.е. дневники касаются вопроса родословия А.Т.Ярославова, но в Фонде Н.М.Михайловского отдельно выделены только родословия царей.
Я ответила, что у меня тоже есть подобный вопрос, также как и по «Кремлевским захоронениям» Ярославовых у стены храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне.
В свое время ответ на этот вопрос был дан в письме казанского масона В.В.Мартинсона к «Ярославским Ярославовым» («Поздравляю весь «царствующий дом» Ярославовых! Письма В.В.Мартинсона о роде Ярославовых и Виленское Братство»)
Ярославовы в Башкирии, проживавшие недалеко от Табынской крепости, по признакам, состояли в родстве с А.Т.Ярославовым (как это показано ниже), и оттого мне важно понять: что общего между историей А.Т.Ярославова и тем, что происходило в Башкирии после явления березовской иконы Николы Закамского, а затем и Табынской иконы Божией Матери, явленной, опять же, около березовых лесов, о чем осталась память в описании экспедиции воеводы Григория Нагого. Т.е. Казанско-Башкирская история, очевидно, связана с Вологдой.
После этих моих «мыслей вслух» встречно, как рабочую версию, мне предложили такую : А.Т.Ярославов состоял в родстве с Н.М.Михайловским - членом Комитета Правления Императорской Академии Наук .
Со своей стороны я сделала оговорку, что пока у меня нет таких данных.
Единственно, что те и другие имеют корни в Чернигове. И архивы ездили выкупать в Нежин Черниговской области Украины у сына Н.М.Михайловского . Кстати, рядом с городом Нежин находится хутор Михайловский, фамилия вероятно связана с этой географией. Через одноименную ж/д станцию идут поезда на Львов, Софию, Одессу, Харьков, Мариуполь.
В общем, действительно, весьма необычная история. В Нежин «для осмотра собрания» специально выехал представитель Императорской Библиотеки В.В. Майков однофамилец Нила Сорского (Майкова) - ученика Паисия (Ярославова) для того, чтобы выкупить архивы одной из ключевых фигур Императорской Академии наук и вместе с этими архивами в Петербург вернулись Дневники А.Т.Ярославова.
Собрание описывается так «Рукописи XV -XIX веков: на русском, латинском, греческом, немецком, французском и сербском языках. Богослужебные, богословские сочинения, жития, древнерусские повести, апокрифы, переведенные произведения, хронографы, дневники, документы, учебные тетради» - куплено Императорской Библиотекой в 1908 году у сына - Ивана Николаевича Михайловского, статского советника в Нежине.
Естественно возникает вопрос о Нежине.
Как выяснилось, это: центр хасидов, центр масонов, город «Черной рады» казаков, «Нежинского клада» князя Владимира и Ярослава Мудрого . Город, герб которого совпадал с Москвой, что очень не нравилось Романовым, и где воспитывался среди нежинских казаков Сергей Королев - создатель стратегического ракетного оружия средней и межконтинентальной дальности, основоположник практической космонавтики.
«Впервые Нежин упоминается в Ипатьевской летописи («Повесть временных лет») в 1078 г.: «И пошли навстречу. И когда они на мистини на Нежатиной ниве и сошлись оба, была сеча жестокая». С 1147 г. упоминается как Унениж («Когда же услышали другие города, - Унениж, Белая Вежа, Бохмач, - что Всеволож взят»).Унениж в XII в. был укрепленным пунктом Черниговского княжества. С 1320 г. Нежин входил в состав Великого Княжества Литовского и назывался Нежинское городище. В 1625 году получил герб с изображением Юрия Победоносца на коне, который копьем поражает змея. Екатерине II не нравилось сходство герба провинциального города с гербом столичной Москвы. В июне 1648 г. войска Богдана Хмельницкого освободили Нежин от польского господства, и был создан Нежицкий казацкий полк. Важную роль в жизни Нежина играли греки. Богдан Хмельницкий пригласил их купцов в Нежин… Нежин знаменит Черной Радой казаков 1663 года. Здесь были крупнейшие Троицкая, Покровская и Всеядная (на Масленицу) ярмарка. В конце XVIII века в «Черниговского наместничества топографическом описании» отмечалось, что в Нежин привозили из Москвы и Сибири меха, шубы, мануфактуру, из Астрахани. В 1730 году Нежинский полк получил новый герб, щит, разделенный на красный и синее поле. В верхней, красной части изображено пожатие двух рук - символ торгового соглашения, а в нижней, синей - золотой жезл Меркурия - бога торговли, т.е. Гермеса. В 1-й половине XIX века Нежин становится образовательным и научным центром Украины… Евреи поселились в Нежине в начале XIX века, после раздела Польши. Нежин стал одним из центров хасидского течения Хабад…» («Нежин»).
Известен Нежинский клад князя Владимира и Ярослава Мудрого. В Нежине учился Гоголь, родился митрополит Иоанн Тобольский, первая жена Пикассо - О.Хохлова, полководец Пётр Витгенштейн, одержавший одну из побед,благодаря Псковской иконе Божией Матери и важной информации, своевременно полученной, как я поняла, от хасидов. («Тайна последнего сенсационного Указа Принца Пскова Ярослава Оболенского - родоначальника князей Ярославовых»)
«Птенцом» Разумовского был Семен Десницкий - сын казака из Нежина. Он получил образование в Троице-Сергиевской Лавре, где игуменом в конце XV века был Паисий (Ярославов). Он обучался в университете в Шотландии, где был принят в масоны. Благодаря масонским связям, С.Десницкий был знаком с Блэйком, Смитом, Миллером, Новиковым. Десницкий стал основателем российской юриспруденции
«Малороссийское тайное товарищество», связанное с масонством и ставившее целью возрождение независимости Украины, поддерживало связи с тайными польскими организациями, с декабристами, с профессурой Киева, Харькова, Нежина» («Украина масонская»)
Информацию по ярмарке в Нежине дополню тем, что к известным ярмаркам относилась также Нижегородская Макарьевская ярмарка, проходившая недалеко от той самой реки Керженец и озера Светлояр, откуда староверы и старообрядцы прибывали в район Табынской крепости, ставшей главным стратегическим пунктом в Башкирии и на пути с Урала - в Сибирь. Макарьевская ярмарка была официально учреждена в 1641 году и приурочена ко дню памяти преподобного Макария (25 июля/7 августа) .Она разворачивалась прямо у стен Желтоводского монастыря и считается, что привела к его расцвету. Хотя лавочники у храмов - явление спорное. Но лавки менял всегда тяготеют к святым обителям и храмам. Желтоводский Макариев монастырь во имя Пресвятой и Живоначальной Троицы в устье реки Керженец был основан Преподобным Макарием - патранальным святым рода Романовых, фигура которого объединяет: Печерский монастырь в Новгороде и Унженский монастырь в Костроме . Монах именно этого монастыря Тихон Желтоводский «составил Латухинскую Степенную книгу - описание наиболее замечательных, с точки зрения составителя, событий русской истории с древнейших времен до 1670-х годов», в которой были уникальные данные об истории Смуты 1605-1620 годов. Эту летопись держал в руках В.Н.Татищев и считал её настоящим сокровищем. Но летопись исчезла. Тем не менее, те, кто был связан с этим монастырем и ярмарками, владели большей информацией, чем иные.
Наряду с Макарьевской, известна была Сарапульская ярмарка, которая в честь праздника Казанской Божьей Матери называлась Казанской (с 7 по 12 июля). «Начиналась с принесения крестным ходом из села Николо-Березовки иконы Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца, посвященного чудесному избавлению в 1657 году Сарапула и окрестностей от моровой язвы. Торговый оборот ярмарки ежегодно увеличивался. Так, на ярмарке в 1868 году было привезено товара на 150 000 рублей, а продано было на 100 000 рублей» (Блинов Н.Н. Сарапул. С.14. Памятная книжка Вятской губернии на 1870 год. Вятка. 1870. С.154-155).
Судя по цифрам, оборот ярмарки в Нежине был почти в 10 раз больше, чем в Сарапуле. Но для Урала и Сарапульская - Казанская ярмарка была значительной. Также известна хлебная ярмарка и в с. Николо-Березовка, откуда приносили икону Николы Закамского. «Пришлые» в Башкирию Ярославовы отмечались в Сарапуле, а также в Николо-Березовке, где родился мой отец Борис Романович Ярославов и я. Можно предположить, что в районе Макарьевской ярмарки Ярославовы башкирской ветки тоже могли какое-то время проживать . Пока есть сведения о Ярославовых в Перми, где некая Ярославова наследовала имение своего мужа, что ясно из записи:
«Фонд № 1 «Пермский окружной суд Министерства юстиции, г.Пермь - до 1919 г., г. Чита в 1919-1920 гг.». «Дело об утверждении в правах наследства чиновницы Е.М.Ярославовой к имению оставшемуся после ее мужа А.И.Ярославова», а также в Лебяжьей волости Уржумского уезда на Вятке, в должности коллежского асессора пребывал Василий Иванович Ярославов в период с 1901 по 1912 год. Возможно, что А.И.Ярославов и В.И.Ярославов - это братья. Уржумском же уезд - родина В.М.Васнецова лебединые фрески которого, повторяющие фрески Владимирского собор Киева, были обнаружены в 2006 году в храме Рождества святого Иоанна Предтечи на Пресне. Город Уржум был также построен со стратегической целью в 1584 году и управлялся воеводами.
При этом есть некое созвучие между : Унениж (Нежин), Уржум и Унжа (приток Волги).
Все ярмарки были связаны водными путями . Между ними существовало хорошее сообщение. Миграция тоже происходила по этим путям.
Ну а там, где торговля и Гермес, там появлялись и масоны, и ордена.
Что же касается продолжения диалога о том, почему «Дневники А.Т.Ярославова» оказались в фондах Н.М.Михайловского в Нежине, то в своих «размышлениях вслух», далее я развивала мысль в том ключе, что известным Вологодским масоном был А.С.Волоцкий («Федосья Ярославова и ее Архангельское. Некоторые сведения к родословию вологодских помещиков Ярославовых») . Саму Вологодскую ложу «Северная Звезда» учреждала «Ложа Трех Знамен» (Масонство в Вологде. «Северная звезда»)
При этом в вологодскую ложу, вместе с А.С. Волоцким входил ещё Зубов А.А. и Зубов Н.Н. Принимая во внимание тот факт, что вологодские Ярославовы были в родстве с Волоцкими и дружны с Зубовыми, можно предположить, что, к примеру, Волоцкие как раз и включили «Дневники А.Т. Ярославова» в этот Михайловский Фонд.
Быть может, это как-то связано с Луниными, близким к Михаилу Орлову - сыну Т.Ф. Ярославовой, что подробно описано в статье «Франция: лунинский «Лжедмитрий» и биография Святого томского старца Федора Уварова - сына Натальи Ярославовой (Уваровой), как считают историки»).
«Масонская ложа Северная Звезда на Востоке Вологды была основана в апреле и открыта в середине сентября 1783 года. Её материнской ложей считается московская ложа «Трёх знамён». Вологодская ложа, по сути, была основана и руководилась Иосифом Алексеевичем Поздеевым. Это замечательно иллюстрируется одним из писем к Ложе северная Звезда отправленным Луниным А.М…» .
Речь идет о дяде Михаила Лунина - члена «Ордена Русских Рыцарей» вместе с Михаилом Орловым, - Александре Михайловиче Лунине, который одно время был членом Казанской Секретной Комиссии, занимавшейся расследованием восстания Емельяна Пугачева («Письма А.И.Бибикова «Казань к Александру Михайловичу Лунину, тогда капитану Измаиловскаго полка и главному члену Казанской Секретной Комиссии», «Марина Кашина (г. Москва) Род Луниных на Тамбовской земле»)
Возможно, «Дневники Ярославова» оказались в Фонде Н.М.Михайловского и по той причине, что Ярославовы были близки с Александром Николаевичем Голицыным, «Журнал магнетических кризисов» которого находился рядом с дневниковыми записями А.Т.Ярославова в этом Фонде.
Хотя у меня есть некоторое сомнение в этих версиях, поскольку в Фонде должны были бы тогда храниться труды известных российских масонов, а их там нет.
Т.е. человека, проработавшего 34 года в Императорской Академии Наук интересовали, прежде всего, фамилии, родословия и кон-гениальные авторы.
В ряду орденской и масонской литературы обращу внимание - на «Уложение священного Ордена Иерусалимского вновь сочиненное по повелению Священного Генерального Капитула собранного в 1776 году под началием … Великого Магистра брата Еммануила де Рогана в Мальте, 1782 года напечатанная, часть вторая. Список с печатного Петербургского издания 1801 года». А также Ж.Руссо «Исповедание веры г. наместника Савоярда» (савойяр, уроженец Савойи. Савоярд - самый большой колокол Франции).
Вместе с великими родословиями, орденскими и масонскими изданиями, в Фондах Члена Комитета Императорской Академии Наук хранились труды Якова Беме, Сведенборга, «Книга о вере единой» монаха А.Невского XVII век, Устав Саввы Освещенного, Антимакиавелли, «О спокойствии и удовольствии человеческом», «О должностях человеческих Цицерон», Марк Тулий; «Книга Должностей Сердца» - перевод с арабского на еврейский раввин Иуде Хабунов (1775)
Ещё один блок : книги о путешествиях и географии: Бороздин «Путешествие по России»; Очерк А.Васильева «Путешествие по России»; Плещеев Сергей, капитан флота «Трактат о европейских областях для путешествия их императорских высочеств» и др.
При работе с Описью Фонда Н.М.Михайловского я обратила внимание на фольклор и сказки, имеющие отношение к реальности, т.е. полулегенды: «История Римская о Гвидоне убогом и короле некоем», «Сказка о Рыцаре Яшкипере», «Стих Иоасафа Царевича», «Сказка о Бове Королевиче».
Что касается родословий, то очень четко выделены следующие исторические фигуры : князь Олег и княгиня Ольга, в частности, «Степенная книга слово похвальное княгине Ольге», а также Агриппина Рязанская, «Убиение Дмитрия» и Петр I.
Петру I посвящен трактат «О зачатии и рождении Петра».
Также в описи Фонда упоминается «Разговор о царстве мертвых Петра I», Фонтенель Вернар «Похвала Петру I», где Бернар Ле Бовье де Фонтенель - это член Французской академии, который В книге «История оракулов» (1687) с позиции разума подверг критике суеверие, фанатизм, выступив предшественником Просвещения
Т.е. члена Комитета управления Императорской Академии Наук Н.М.Михайловский со всей очевидностью занимал вопрос о том, кто отец Петра I. Во всяком случае, я так это поняла. А Петра I интересовал Яркенд - город в Уйгурской области Китая, т.е. территория, откуда «Кара-Табынский род» прибыл в Башкирию. Указ о походе на Яркенд подписывался Петром I на геллере «Святыя Наталья» 22 мая 1714 года («Невьянские тайны» Горного генералитета России: «Могильное золото» персов, как рок Романовых и «казны Форт-Росс»)
Второй вопрос, интересующий Н.М. Михайловского : Был ли убит царевич Дмитрий - сын Марии Федоровны Нагой из рода потомков Ярославы Ярославiвой? А следовательно, и вопрос об императоре Дмитрии Ивановиче .
Этот вопрос весьма интересовал М.С.Лунина, который во Франции писал своего «Лжедмитрия». А М.С. Лунин, скорее всего, проявил интерес к императору Дмитрию Ивановичу, узнав какие-то важные сведения от своего дяди А.М.Лунина, члена Казанской комиссии, занимавшейся расследованием восстания Емельяна Пугачева.
В Сказании «О Табынской иконе и Табынском крае» этому восстанию уделяется довольно много внимания, поскольку Пугачев вместе с Чикой Зарубиным пытались взять, как раз, Табынскую крепость.
«Табынск также не мог долго сопротивляться и «бунтовщики» во главе с И. Н. Зарубиным-Чикой его все же захватили. По словам казака А. А. Еремкина это произошло где-то в начале декабря 1773 г. Но уже в марте 1774 г. подоспевшие правительственные войска под начальством И. И. Михельсона восстановили власть в Табынске. Находясь здесь, в своем рапорте генералу-аншефу А. И. Бибикову от 3 апреля 1774 г. он писал о коварном захвате предателями сподвижника Е. И. Пугачева Зарубина…
А вот что было собрано А.С.Пушкиным, который также побывал в Табынске: «…только с уфимской стороны от осады города Уфы, в которой сей город не маловременно был содержан, по приближении туда армейских команд, злодеи отражены, и хотя после Того и засели было они в пригороде Табынске, от Уфы вверх по реке Белой около 100 верст, но и тут напав на то злодейское скопище подполковник Михельсон с командою всех их разбил, да и самого их предводителя яицкого казака, на Яике Чикою называвшегося, а после от Пугачева графом Чернышевым прозванного, поймав, в город Уфу отвез, где он несколько времени содержан был под крепким караулом, а потом, как великий злодей и главный Пугачева сообщник, отослан он в Казань».
В этом сюжете Е.Пугачев не выглядит как сторонник тех, кто охранял место явления Табынской иконы Божией Матери.
Т.е. Табынская икона не была «на стороне» Пугачева. Это икона дипломатии и мирного разрешения вопросов.
Однако, что интересно, в 1995 году табынские казаки передали Ф.Киркорову и А.Пугачевой в дар Икону Табынской Божией Матери. Быть может, это потомки тех табынских казаков, которые сочувствовали повстанцам?
«Староверие Прикамья» познакомили меня ещё с одной историей об Е.Пугачеве, имеющей отношение к явлению Березовской Чудотворной иконы Николы Закамского, которое имело место в 1551 году на моей родине, ещё до взятия Казани, и за несколько десятилетий до явления Табынской Богородицы.
«Въ Уфимской губерніи, почти на границе съ Вятской, есть село Берёзовка, отстоящее отъ г. Сарапула, Вятской губ., въ 40 верстахъ, внизъ по теченію р. Камы. Въ церкви этого села съ давнихъ, незапамятныхъ временъ находится образ св. Николая чудотворца, по преданію - явленный и чудотворный, высоко чтимый, какъ святыня, во всемъ окрестномъ краѣ, на нѣсколько десятковъ верстъ кругомъ. Когда въ здѣшней мѣстности разнесся слухъ о приближенія Пугачева, мѣстное духовенство, чтобы сохранить свою святыню, отправило икону, съ согласія мірянъ, въ г. Сарапулъ, какъ мѣсто сравнительно укрѣпленное и болѣе безопасное. Здѣсь, въ соборной церкви, икона и простояла до конца Пугачевскаго погрома…» … Сообщено Я. А. Добротворскимъ. 1888_Istorichesk_vestnik («Как березовцы икону выручали»)
Комментарий к этой истории я уже давала в статье «Царь Росов» Михаил Ярославiв и его Тверское Православное Братство». Звучал он так:
«…Задумавшись о том, почему угрозу уничтожения этого образа считали реальной, я обратила внимание на подпись к одному из портретов самого Пугачева, включающую слова «Подлинный образ…». Т.е. получается, что и сам «самозванец» беспокоился о том, чтобы в истории сохранился именно его «истинный образ». Хотя нельзя исключать и его великой интриги, поскольку он уничтожал альтернативные, настоящие образы, которые считал «конкурирующими»
Дополню этот комментарий следующим:
Нельзя исключать также того, что на иконе Николы Закамского был сохранен образ сына царицы Соломонии Сабуровой - Кудеяра, с учетом интереса к иконе со стороны Ивана Грозного.
День вступления в брак Соломонии Сабуровой и Василия III - 4 сентября., что совпадает с днем Коронации Богородицы по новому стилю (22 августа у католиков) . Если речь идет, действительно, о 4 сентября, то вероятно дата подбиралась специально для коронации царицы Соломонии Сабуровой. Однако в последующем «Коронация Богоматери» на Руси не отмечалась . Не исключено, что именно из-за истории насильственного пострига Соломонии Сабуровой в монастырь.
Если же речь идет о 17-18 сентября (4 сентября по старому стилю), то это день пророка Захарии и Праведной Елизаветы - родителей Иоанна Предтечи. Выбор этого дня для бракосочетания Соломонии Сабуровой логичен, с учетом того, что мурза Чет - предок Соломонии Сабуровой крещен именем Захарии Великого - отца Предтечи. Потомки Чета особо выделяли этот день 18 сентября . При этом, 19 сентября в Кормовой книге Троице-Сергиевой лавры поминается род Сабуровых («Воронин Н.Н., Косточкин В.В. Троице-Сергиева Лавра»)
Император Дмитрий Иванович, несправедливо названный Лжедмитрием, - это «сводный брат» Юрия - сына Соломонии Сабуровой, конечно в том случае, если таковой вообще существовал («Великокняжеский Крест Паисия (Ярославова) для княже Юрия (Георгия)»).
Тут надо заметить, что и с отцовством Ивана Грозного - родителя царевича Дмитрия (Ивановича) не все ясно. Ведь у Елены Глинской тоже были проблемы с деторождением, как и у Соломонии Сабуровой . И существует версия о том, что Иван Грозный - это сын князя И.Ф.Овчины- Оболенского-Телепнева.
Правда, патранальные святые интересные у императора Дмитрия Ивановича : Дмитрий Солунский и Иоанн Предтеча - от отца Ивана Грозного. Хотя Предтеча, скорее, святой потомков мурзы Чета? Сильный культ Предтечи отмечается также в Ярославле - русском Иерусалиме, с учетом «ассоциативного ряда» Святителя Патриарха Тихона в его «Плаче по Ярославлю» - «Плаче Иеремии».
Рюриком Иван Грозный является в любом случае. Только вот от кого? От Оболенского из Черниговского дома или от Василия III? Т.е. от Святославичей или от Владиславичей?
Изучая историю с. Ярославка в Башкирии, где жили Ярославовы, затем переехавшие в Нефтекамск, также как и мой отец, я обратила внимание ещё и на село Натальевка на карте Башкирии.
Такое же соседство Натальевки и села Ярославы я встречала в Липецкой области, и что интересно, в контексте опального князя Ф.И. Овчины-Телепнева-Оболенского - сына фаворита Елены Глинской - князя И.Ф.Телепнева-Овчины-Оболенского.
Опальность князя Федора Телепнева-Оболенского вызывает, конечно большие вопросы. Если Иван Грозный действительно сын Елены Глинской от Ивана Телепнева-Оболенского, то тогда опальный князь Федор - это родной брат Ивана Грозного по отцу Оболенскому . Понятно, что Грозному он был не нужен. И Федор скрывался от брата . При этом, опала могла быть связана и с заточением отца
Князь Фёдор основал на берегу Дона пустынь, превратившуюся позднее в Данковский Покровский монастырь. Название Пустыни произошло от древнего города Донков. А писал о ней тот самый дипломат С.Герберштейн, который проводил собственное расследование о сыне Соломонии Сабуровой - Юрии (Кудеяре) . Возможно в рамках этого расследования он заинтересовался и другим возможным сводным братом Ивана Грозного - Федором Телепневым- Овчиной-Оболенским: «Сведения о Донкове содержатся в сочинение австрийского дипломата С.Герберштейна, приезжавшего в Москву в 1517 и 1526 гг. Он упоминал местность у р.Дон под названием «Донко» и сообщал, что отсюда Дон становиться судоходным, а Донко - это «древний и разрушенный город». В 1523г. русский посол И.Морозов и турецкий посол Скиндер с сопровождавшей их охраной - рязанскими казаками «клались в суды в Донкове». (Источник- «Славянская энциклопедия»., г.Москва, «Олма-ПРЕСС», 2002 г.)
По другой версии Данковский монастырь основал Телепнев, но другой - Роман Никитич, который тоже скрывался от Ивана Грозного:
«О нем известно, что он был дворянином, попал под опалу царя Ивана Васильевича Грозного, удалился от двора в имение свое Телепнево, отстоящее от монастыря на 18 верст. Село это впоследствии принадлежало Свято-Троицкому Сергиевскому монастырю. Он срубил себе келью, построил часовню, обнес их забором и жил в молитвах и трудах. Другое предание свидетельствует о том, что Телепнев первоначально поселился в каменной пещере у подножия холма, на котором перед Куликовской битвой стоял великий Московский князь Дмитрий Иванович Донской Вскоре молва о подвигах пустынника распространилась по всему верховью Дона, и многие благочестивые люди… спешили посетить Романа Никитича Телепнева. У подвижника нашлись последователи в его трудах, с которыми он и основал Покровский монастырь. Женщинам Роман Никитич никогда не показывался, а говорил с ними через затворенные двери и в келью к себе не пускал. После его смерти, на могиле схимника Романа было много чудесных исцелений.
Интересна надпись над могилой в часовне монаха Романа Никитича Телепнева. поставленной уже при Романовых : «в царствование Великия Екатерины Вторыя и наследника ея Благоверном Князе Павле Петровиче, при архиерее Симеоне в лето от сотворения мира 7393, от воплощения Бога Славы 1795»
Т.е. не от Рождества Христова, а «от Воплощения Бога Славы» !
Получается, что Христа они считали воплощением Бога Славы!
«Могилу схимонаха Романа видел выдающийся путешественник П.П. Семенов-Тян-Шанский. Он писал: «Интересен в историческом отношении заштатный Данковский Покровский монастырь. Здесь погребен, как свидетельствует о том надгробная надпись под сооруженной над его могилой часовней, основатель монастыря кн. Телепнев-Оболенский, который был настоятелем пустыни с 1527 по 1546 г.»
В дополнение к описанию Покровского монастыря В.И. Ермаков приводит любопытные случаи исцеления многих людей и других чудес по молитвам схимонаху Роману: «В 1855 г. однодворка с. Ярославы Данковского округа Татьяна Андреевна Муковнина рассказывала строителю Амвросию следующее…» («Угодник Божий Роман Никитич», Телепнев И.Ф. Малюков, Липецкое областное краеведческое общество, с. Перехваль Липецкой обл.)
Как уже ясно, вот это село Ярославы - вероятный прототип башкирской Ярославки, находилось рядом с Данковским монастырем в Липецкой области:
«Ярославы в качестве села с церковью Архистратига Михаила упоминается в окладной книге 1676 г… Тогда село называлось Ерославль. Вместо деревянной и обветшавшей церкви в с. Ярославах, как видно из указа св. Синода к преосв. Димитрию, преосв. Гавриил, проживавший в Донковском Покровском монастыре на покое, «начал по обещанию своему строить церковь каменную с колокольнею в 1750 г…» И церковь эта была - Архистратига Михаила, о чем рассказывается в статье: «Ярославы. Церковь Михаила Архангела, Архангельская церковь») . Адрес этого села Ярославы: Данковский район, Липецкая область.
Таким образом, можно предположить, что где-то сохранялся и истинный портрет князя Телепнева - «сводного брата» Ивана Грозного. И быть может, на иконе Николы Закамского изображен как раз он.
При этом, есть ещё одна важная данность, связанная с этим Липецком - икона «Страстная Липецкая», на которой Богородица держит ладонь также, как мой любимый скандинавский Христос IX века из Эрмитажа, Будда и Зосима Ворбозомский. Т.е. ладонь раскрыта «во вне» . Эти изображения приводились мною в пятой главе статьи «Три древних «Кремлевских» захоронения в храме Рождества Иоанна Предтечи на Пресне: чета Ярославовых и грузинский владыка Роман (князь Эристави)»
Табынская икона Божией Матери получила свое название от рода Табынцев, связанных с буддизмом. И как видится, именно буддизм объединяет её с Виленской Остробрамской Богородицей, поэтому я и обращаю внимание на «Жест Будды» у Липецкой Богоматери без младенца. Это икона, которую обвозят вокруг Липецка, согласно «указания», полученного во сне одним из её почитателей («Страстная икона Божией матери Липецкая»). В этом - ещё одно сходство Липецкой иконы с Табынской, которую возили «на карете с пятью главками». Страстная Липецкая икона дала название Страстному монастырю около Тверской заставы Москвы.
«Хвосты» многих из этих историй, как уже ясно, уходят в Башкирию, Казань и на территорию Оренбурга.
И когда И.К.Кириллов возглавлял Оренбургскую экспедицию, а также изучал полезные ископаемые Башкирии, то он, конечно, знакомился и с архивными источниками, в которых, так или иначе, все эти истории пересказывались.
Аналогично и глава Берг-коллегии, горный геолог В.Н.Татищев, который после смерти И.К.Кириллова принял его функции :
«Занимаясь горными заводами и колонизацией, почти закончил географическое описание Сибири и начал составлять географию всей России. Тогда же он написал свой первый вариант «Истории Российской».
Все эти годы он вел систематическую переписку с Академией наук, засыпая ее самыми разнообразными просьбами. Но он не только просил, но и много помогал Академии: посылал древние рукописи, археологические находки и другие «чрезвычайные курьезные вещи», найденные на Урале и в Сибири» («Оренбургская экспедиция»)
Многое в истории он именовал басенным. Указывал на то, что золото часто «добывали» в могилах.
При этом В.Н.Татищев - основатель горного дела в России, называл сокровищем летопись монаха Тихона Желтоводского Макарьевского монастыря о временах Смуты.
Летопись исчезла, но В.Н.Татищев знал тайны времен Смуты и императора Дмитрия Ивановича много лучше, чем иные.
Можно предположить, что интерес В.Н.Татищева к истории был связан с тем, что Татищевы - потомки Святослава Смоленского. Этот вариант рассматривается в статье «Соломирские: происхождение семьи и фамилии», поскольку по одной из версий известные братья Соломирские - это не сыновья Павла I, а сыновья дипломата Д.П. Татищева . При этом, сам автор сомневается в этом предположении, поскольку князей Соломерских (Соломирских) не было . Однако он не анализирует версию этой же фамилии - Сандомирские, а именно так она пишется в летописи Горицкого монастыря опальных цариц, куда ушла Александра Ярославова-Клементьева - дочь А.Т.Ярославова, правнучка которой вышла замуж за уральского золотопромышленника Сандомирского или иначе Соломирского. («Почему Ярославовых при Павле I защищал Мальтийский крест (Орден св. Иоанна Иерусалимского)»)
Борьба В.Н.Татищева с воровством башкирского чиновничества привела к тому, что на него был сделан донос, в котором не разобрался хорошо О.И.Остерман (видимо за то и был позже сослан в Березово), но как раз из материалов «Следственной комиссии о начальнике Оренбургской экспедиции В.Н.Татищеве ясно, что в распоряжении Татищева были и документы И.К.Кириллова:
«Делопроизводство по обвинению В. Н. Татищева в различных злоупотреблениях 1739 - 1742 и конфискованные у него документы 1734 - 1738: письма обер-секретаря Сената И. К. Кирилова В. Н. Татищеву и С. Е. Иноземцеву, инструкция И. К. Кирилову об освоении новых территорий и о постройке заводов; документы о сношениях Оренбургской экспедиции с киргиз-кайсаками, башкирами, калмыками, бухарским ханом, о постройке Оренбурга, о торговле с киргизами, с Ташкентом, о набегах башкир и разорении ими государственных и дворцовых крестьян;, ведомости о солдатах и крестьянах, находящихся в крепостях по Оренбургской линии…» www.guides.rusarchives.ru
Предшественник В.Н.Татищева - И.К. Кириллов сделал очень много в Башкирии и Оренбурге. А коль скоро, его фамилия совпадает со «второй фамилией» моего прадеда Василия Симеоновича Ярославова (Кириллова?), то приведу данные о нем:
«Кириллову удалось организовать разведку полезных ископаемых, начать строительство 20 крепостей и ряда заводов…». Он относился к высшей бюрократии:
«В 1721 г. Кириллов получил чин секретаря Сената, а вместе с ним и потомственное дворянство, в 1727 г. - обер-секретаря Сената. Ему удалось обеспечить систематическое проведение съемочно-картографических работ на огромной территории, собрать материал, послуживший основой «Атласа Всероссийской империи»(1734) и «Атласа Российского»(1745). Кириллов деятельно участвовал в организации 2-й Камчатской экспедиции во главе с Берингом. Он автор труда «Цветущее состояние Всероссийского государства». В 1734-1737 гг. статский советник и бригадир Кириллов возглавил Оренбургскую экспедицию, задачей которой было изучение обширного края и укрепление оборонительной линии по рекам Оби и Яику» («И.К. Кириллов автор справки Вдовина»)
Вот такой незаурядный Кириллов действовал на территории Башкирии. Фамилия Кириллов, возможно, была у него приобретенная, как это бывает в священнических семьях. А он - из священнической семьи.
Спустя 30 лет, в 1767 году, в Уфе упоминается некий мещанин Егор Ярославов, в следующей редакции: «Ярославов, Егор - мещ., деп. в Ком. о соч. пр. Нов. Улож».
Этот башкирский Егор Ярославов жил примерно в одно время с Егором Алексеевичем Ярославовым, который был совладельцем имения Борисово близ Рыбинска, вместе с князем Федором Вяземским. Позже этим имением владели двоюродные братья А.Т.Ярославов и М.И.Ярославов, и их потомки.
«В книге Н.С. Борисова «Окрестности Ярославля» есть описание и фотография церкви. Рядом с селом Благовещенье находятся дд. Поздеевское и Борисовское. В д. Борисовское был (ну и сейчас еще кое-что осталось) «барский дом» - имение помещика Кладищева. Но до того . как это имение стало имением Кладищевых, оно принадлежало членам семьи Ярославовых:
- ??? - Князь Федор Вяземский,
- ??? - Егор Алексеевич Ярославов,
- 1779 г. - Михаил Иванович Ярославов (супруга Акулина Федоровна),
- 1795 г.- надворный советник Иван Михайлович Ярославов (супруга Ольга Николаевна…»
В Башкирию этот Егор Ярославов мог перебраться или с Урусовыми или с Петром Дмитриевичем Аксаковым, которые вслед за И.К. Кирилловым и В.Н. Татищевым управляли этим регионом.
П.Д. Аксаков был назначен в Башкирию в 1740 году На него тоже был донос. Но он сумел оправдаться. Более того, «указом 20 ноября 1745 года башкирской комиссии предписывалось уже не только не судить Аксакова, но и рассмотреть поданное им доношение «о противозаконных поступках и притеснениях, делавшихся башкирскому народу бывшими там командирами». Все представления Аксакова, должно быть, возымели силу, и он получил особое поручение от Императрицы Елизаветы разобрать кабинет Петра І. 7-го июля 1756 года к Аксакову в помощники определен библиотекарь Тауберт…» (П.Д. Аксаков).
Наиболее известное исследование «Деяния Петра Великого» принадлежит авторству И.И.Голикова. А урожденной Голиковой была моя бабушка Александра Голикова -Ярославова, проживавшая в Башкирии. В свою очередь, С.Т. Голиков был и рядом с братьями Петром и Павлом Ярославовыми в Чудовом монастыре Москвы.
В дневнике Николая Павловича Ярославова воспоминания о Голикове звучат так:
«Мой отец - хорист Большого театра. Но в театр он поступил из церковного хора. К маленькому жалованью хориста он подрабатывает пением в церковном хоре. Мой дядя Пётр - брат отца - певчий Чудовского хора. Другой дядя - Александр Николаевич, умерший молодым, тоже был певчим Чудовского хора. Знакомые отца - Николай Петрович Петров - гигант- красавец, Сергей Тарасович Голиков - оба певчие Чудовского хора. Большое множество людей, целая индустрия, обслуживают Бога. Чтобы служить Ему помощники строят церкви…, свечные заводы, где выделывают свечи, тысячи богомазов пишут Его лик и лики святых; композиторы сочиняют сладкозвучные песнопения…»
Таким образом, это уже третья фамилия, которая объединяет Ярославовых из Ярославовля и Ярославовых из Башкирии. Речь идет о фамилиях: Соколовы, Тетеревы и Голиковы.
Обращу ещё внимание и на фамилию Поздеев, поскольку рядом с имением Ярославовых «Борисово» близ Рыбинска, выше, упоминается деревня Поздеевское и при этом И.А. Поздеев руководил вологодской масонской ложей.
Надо сказать, что моя первая версия о «фамилии спутнике» прадеда - Кириллов была связана с тем, что предки Ярославовы, вероятно, прибыли из окрестностей Кирилло-Белозерского монастыря, получившего свое название, в конечном счете, от Кирилла Александрийского. Уж слишком много я про эту Александрию слышала в детстве от своей бабушки Александры Голиковой, оставшейся сиротой в возрасте 5 лет. Но и это нашло свое объяснение.
Оказывается единственная в Башкирии церковь, посвященная архиепископам александрийским : «Святого Афонасия Великого и Кирилла Александрийского», находится в том самом с. Калегине, где она родилась . Быть может, это Кирилл Александрий «заключил на небесах» её союз с Романом Ярославовым.
Необычная церковь расположена и рядом с селом Николо-Березовка в Касево - на нашей общей с отцом родине .
Называется она «Церковь Петра и Павла с Приделом Св. Великомученика Димитрия Мироточивого» .
Мне известно о том, что мощи Димитрия Солунского очень интенсивно мироточат. Но все другие церкви в Башкирии, а их около пяти, именуются просто именем Великомученика Дмитрия. Даже без указания на Солунского и, тем более, на Мироточивого. Это данные Руфа Игнатьева «Собрание сочинений (оренбургский и уфимский период), 1873 год (РНБ)
Т.е. так было при царях Романовых, которые не любили воспоминаний об императоре Дмитрии Ивановиче и его патранальном святом Дмитрии Солунском.
Сейчас ситуация обстоит несколько иначе, о чем свидетельствует статья «Торжество в честь вмч. Димитрия Мироточивого».
Торжество это прошло в село Надеждино Белебеевского района, на родине великого русского писателя С.Т.Аксакова, где в настоящее время находится Аксаковский историко-культурный центр и церковь в честь святого великомученика Димитрия Солунского, Мироточца. Но их отношение к Дмитрию Солунскому, опять же, указывает на глубину понимания темы, которую демонстрируют, конкретно, потомки славянофила С.Т.Аксакова и его сына И.С.Аксакова, проживавшего некоторое время в городе Данилов, вместе с потомками от брака дочери ярославского губернатора А.Н.Аксаковой и Н.Ярославова.
Возможно, акцент на мироточивости уже в 20-21 веке связан с тем, что активно мироточит в Башкирии и список с Табынской иконы Божией матери .
Почитание Дмитрия Солунского имело место также среди потомков Петра и Павла Ярославовых из Ярославля, о чем можно судить по нагрудной иконке Дмитрия Солунского, которую с детства носила их правнучка Надежда Дмитриевна Лунева (Якайтис) . Также в их семье была иконка Пантелеймона Целителя.
Святой Пантелеймон Целитель из Фессалоников, и Святой Дмитрий Солунский входят в «троицу» тех святых, чья кровь ежегодно «оживает» в день их памяти. Третьим, вместе с ними, является Святой Януарий. Имеет отношение к этой «троице» и Святой Уар, чья история связана с египетской Александрией. И, похоже, с Русью тоже, коль скоро первая церковь Москвы была церковью Святого Уара. Я особо выделяла это в статье об абхазском Новом Афоне, поскольку их кровь ежегодно оживает и обладает Целительной силой («Абхазия - Апостольский удел Богородицы, Львы Северной Венеции и тайное евангелие Святого Марка»).
Интересно, что и апостол Павел проповедовал в Фессалониках. И Константин (Кирилл) Философ связан с этими же Солониками - «от Соль», также как Солеварный городок близ Табынской крепости. Было свое солеваренное производство и у Кирилло-Белозерского монастыря.
Сами имена Петра и Павла наминают мне упомянутую выше «Церковь Петра и Павла с Приделом Св. Великомученика Димитрия Мироточивого» в с. Касево, где моя мама Тамара Ярославова возглавляла касевскую школу в начале своей педагогической карьеры. Мы и жили рядом, когда она там работала.
Что касается церквей на моей родине, то я хорошо запомнила слова своей крестной Маргариты Ярославовой - родной сестры отца. Она сказала : «Запомни вот все эти церкви и иконы в Николо-Березовке». Все будет в твоей жизни так, как на месте твоего рождения.
Случайным образом я сейчас тоже живу недалеко от церкви Петра и Павла. Хотя «точкой притяжения», при выборе места, были - петергофские фонтаны.
Культ Петра и Павла в Петербурге очевиден. Но Ярославовы из Ярославля тоже жили рядом с церковью Петра и Павла в Ярославле, да и звали братьев Петр и Павел. Третьим братом был Николай Ярославов. Хотя он несколько особняком выстраивал свою судьбу. Однако и его письмо «Царствующему дому Ярославовых» написано в доме по адресу : ул. Петропавловская, д.13 кв.2 в Ярославле, который указан, как обратный («Поздравляю весь «царствующий дом» Ярославовых! Письма В.В.Мартинсона о роде Ярославовых и Виленское Братство»).
Если верить наставлениям моей крестной, то на судьбу Ярославовых из Николо-Березовки должна влиять и Святая Екатерина, придел которой находился в церкви Святой Троицы вместе с приделом Николая Чудотворца. Позже церковь переименовали в Никольскую.
Не столь давно я узнала, что апостол Павел покровительствовал горному делу. Это весьма удивило меня, когда я изучала историю Свердловского горного института, где учился мой отец Борис Ярославов. Институт этот, как ясно по названию, в бывшем и современном Екатеринбурге - городе святой Екатерины:
«девизом Свердловского горного института (СГИ) были слова апостола Павла: «Ищите горнего, … о горнем помышляйте, а не о земном». Непосредственно на гербе изображалась Царская корона, ленты Ордена Андрея Первозванного, молоток геолога и кирка - прямо указывающие на источник власти в России» («Невьянские тайны» Горного генералитета России: «Могильное золото» персов, как рок Романовых и «казны Форт-Росс»)
Вообще-то вот эти горные геологи, ранее именовавшиеся - рудознатцы, как ясно из сказанного выше, прибыли в Башкирию вслед за Оренбургской экспедицией И.К.Кириллова.
В статье «Ранняя история старообрядчества на Южном Урале: особенности распространения и субконфессиональный состав», автора Данилко Е.С. выделяется три этапа в распространении старообрядчества в Башкирии и на Южном Урале :
«В процессе распространения старообрядчества на Южном Урале можно выделить три этапа, разных по интенсивности и временной продолжительности.
До первой четверти ХVIII века основную массу раскольников здесь составляли яицкие казаки и жители тайных старообрядческих скитов.
Дальнейшее распространение старообрядчества было связано со строительством крепостей и горнодобывающих предприятий.
Затем - с крестьянским переселенческим движением.
Этот процесс продолжался вплоть до начала ХХ столетия. К этому времени обозначились места компактного проживания старообрядцев в пределах изучаемой территории, границы основных толков и согласий…»
Ярославовы принадлежали к первой и второй «волне» прибывающих из европейской части России.
Михаил Ярославов, как уже упоминалось, был казачьим есаулом. И Ярославовы имели прямое отношение к старообрядчеству.
К примеру:
«Информация о помещиках Ярославовых находится в исповедальных ведомостях по Успенской церкви села Ёлохова Сретенской волости Рыбинского уезда в 1823-1860 гг., владели несколькими деревнями. (А именно: Рыбинский филиал ГАЯО, фонд 176, опись 1, дела №№ 11, 23, 38, 57, 67, 93, 102 за 1823, 1830, 1835, 1840, 1845, 1855 и 1860 годы соответственно)
В конце XIX века в селе Елохино находилось местопребывание епархиального архиерея старообрядцев…»
Поскольку наша «башкирская ветка» Ярославовых прошла и через Сарапул, то «Староверие Прикамья» тоже помогло мне с информацией и фотоматериалами.
Соответственно Ярославовы проявили себя в горном деле и землемерном деле. Оно было востребовано. И Ярославовы обладали соответствующими знаниями.
К примеру, «Николай Павлович Ярославов, дневник которого я цитировала выше, до того, как работать агрономом, в 1908 году был частным землемером»
Кстати, Дневники А.Т.Ярославова во многом были посвящены сельскому хозяйству и животноводству - передовому в Вологде.
История рода Ярославовых, по всем признакам связана, с Рудненской иконой Божией Матери, одной из главных в храме Рождества Иоанна Предтечи на Пресне с его «Кремлевскими захоронениями» Ярославовых. Причем у Рудненской иконы тоже есть «коронованные списки»:
«В названии города Рудни нашел отражение тот период в истории Смоленщины, когда на ее территории значительного развития достигло рудное дело - выплавка железа из местной болотной руды. Руднями назывались места, где происходила переработка такой руды. Смысловое значение их названия раскрывается в связи с древнерусским словом руда - «кровь». Кровь и руда имеют сходство по цвету. Рудный означает «красный, красноватый». В местных говорах Смоленщины рудый-то же, что и рыжий…
Рудня на протяжении долгого времени была небольшим селением, упоминаемым еще в 1363 году под именем Родня (Родено). Значительно позже она считалась торговым местечком Могилевской, а затем волостным селом Витебской губерний. 30 июня 1919 года волостное село Рудня вместе с одноименной волостью были присоединены к Смоленской губернии» (Борис Махотин «К живым истокам». Смоленск, 1989 г.)
Как видим, выходцы из Чернигова и Смоленска были не только рудознатцами, но знали ещё технологии выплавки железа, к чему я ещё вернусь в контексте Екатеринбурга и Уралмаша.
В названной выше статье о «Ранней истории старообрядчества на Южном Урале: говорится также о следующем:
«В течение почти всего ХVIII столетия русское старообрядческое население на Южном Урале локализуется преимущественно в горной зоне, вдоль Уральского хребта, т.е. в местах концентрации промышленных предприятий и относящихся к ним сел».
В конце ХVIII в. вырастает целый куст русских деревень на севере Уфимской провинции (северо-восточные районы современного Башкортостана).
Документы говорят о наличии в здешних селах Тастубе, Дуване, Метелях, Ярославке…, основателями которых были крестьяне из Кунгурского и Красноуфимского уездов Пермской губернии, «раскольников поморской, федосеевской и австрийской сект».
Часть этого людского потока из Пермской губернии затронула и соседний Бирский уезд.
В конце ХIХ в. здесь были распространены беспоповщина федосеевского согласия и православие в форме единоверия».
В этой цитате упоминается та самая Ярославка, откуда родом были «другие Ярославовы», позже переехавшие в Нефтекамск. У меня нет данных об их прямом родстве с моим прадедом Василием Семеновичем Ярославовым (Кирилловым), но они оказались в том же Нефтекамске, где мой отец работал на Арланском нефтяном месторождении.
Дуванский район с его селом Ярославка (Ярославское), находится в 230 километрах от Уфы (100 верст). А от города Бирска до Уфы - 100 километров. Т.е. это разные поселения.
Приведу упоминание села Ярославка в связи Казанской (Табынской) иконой Божией матери :
«Впервые после 1919 года был частично возрожден Крестный ход, шедший из Оренбурга через Табынь и доходящий даже до Челябинска. Образ Табынской Божией Матери похож на Казанскую, как две капли воды, и отличается лишь небольшими деталями. Ночной переход в 73 км под Рождество Пресвятой Богородицы был самым запоминающимся из всего пройденного пути. Выйдя из Стерлитамака …К утру пришли в известный на всю Россию явлением Пресвятой Богородицы и святыми сероводородными и глицериновым источниками Богородице-Табынский монастырь… Незабываемыми были переходы по девственным и живописнейшим местам от Караиделя до Ярославки, где на грунтовую дорогу средь бела дня выходят зайцы и лисы, а ночью - волки, медведи и росомахи. При входе в Екатеринбургскую епархию, в течение всего дня, в разных местах появлялось семь разноцветных радуг…» («Русь Державная» № 11, 2009 год., «Пресвятая Богородица идет по Своей земле»)
Из этой цитаты ясно, что с. Ярославка (Ярославское), где поселились Ярославовы, находится недалеко от Табынской крепости, построенной для Табынской иконы Божией Матери.
Мои же предки Ярославовы жили в Бирском уезде, также названном выше, где, опять же, упоминаются церкви Петра и Павла, и одновременно - церковь Димитрия Великомученника.
Около Бирска существовала, что интересно, «деревня Ярославовой».
Упоминается она в такой редакции :
«Прихожан в городе Бирске дер : Пономаревке, Силантьевой, Костаревой, Поповке, Комышенко, Мордвиновой, Бурковой, Старой Петровой, Питяковой, Ярославовой, Кусекеевой, Самутиной, Пеньковой и Кондаковке»
Как видим, это не село Ярославка, а «деревня Ярославова»
Но Ярославовы из Ярославки и Ярославовы из деревни Ярославовой, оказались в одном и том же городе Нефтекамске, где жили геологи и нефтяники Арланского нефтяного месторождения.
И было это уже в те времена, когда исчезла икона Николы Закамского, а Табынскую икону Божией Матери вывезли в Китай, в город Кульджа в Синьцзян-Уйгурском автономном районе, где Чагатай, сын Чингисхана, разместил столицу своих владений. Т.е. Табынская Богородица оказалась на родине Кара-Табынского рода.
Следы Табынской иконы в Китае - размытые. Но что интересно, в «Сказании о Табынской иконе и Табынском крае» прот В.Сергеева упоминается о том, что икону эту выставляли «на Всемирной Выставке в Нью-Йорке и был даже небольшой павильон отдельный, где эта икона пребывала под охраной детективов»
Однако аналогичная информация сопровождала и новости о Казанской иконе возвращенной Ватиканом России в 2004 году.
Так, какую же икону вернули? Казанскую или Табынскую? Ведь однажды и казанский митрополит Ермоген перепутал их… Хотя, в любом случае, речь идет о главной иконе Хазарской епархии.
Продолжение следует…