Моя урожденной Ярославовой Натальи Борисовны статья "О культе воинов святых" (это было письмо от 24.4.2013 Олегу Тэору священнику храма Александра Невского). Июнь 2013 IV Международные Александро-Невские чтения
©Ярославова-Оболенская Наталья Борисовна, урожденная Ярославова (22.2.1960).Экс Годунина (23.10.1981-14.4. 1991).Экс Чистякова (14.4.1991 -10.06.2014). Я родилась 22 февраля 1960 года, Нефтекамск, Краснокамского района Башкирской АССР.
14 октября 2013 года - День Покрова Божией Матери по новому стилю
В дни России в этом году я представляла Доклад «О Культе воинов Святых» на IV Международных Александро - Невских Чтениях в Пскове. И так получилось, что в последующие месяцы меня жизнь возвращала ещё не однажды к этой теме, в т.ч. на Вернисаже выставки Николая Дронникова в Доме русского зарубежья им. А. Солженицына, где была представлена тема кладбища русских офицеров Мурмелон /11/.
Конкретно мой доклад был посвящен не только теме Воинов-Святых, но и Великой Княгине Ольге. И одна из целей обращения к этой теме состояла в том, чтобы в Пскове поклонение Великой Княгине Ольге не было «перекрыто» поклонением Великому Князю Александру Невскому, как это имеет место в Петербурге. Т.е. я просила не забыть о том, что Псков, который называют началом земли Русской - женский город. И основан он на месте, где Ольге на берегу реки Великой было явлено Знамение трех лучей, указавших на будущий Троицкий Собор Псковского крома /12,13,15/.
История Петербурга в сравнении с историей Пскова - иная. Город основан Петром, перевезшим 300 лет назад на берега Невы мощи св. Александра Невского, что широко праздновалось в текущем сентябре и вновь напомнило о Великой Княгине Ольге Перевозщице - первой собственнице этого женского княжеского домена Финского залива. Прошло три месяца с даты моего доклада и я с удивлением обратила внимание на то, что в дни 300-летия Александро-Невской Лавры, поклонение Александру Невскому было «перекрыто» уже поклонением Николаю II Романову и его семье. Петр I - тоже Романов. Но когда он перевозил мощи Великого Князя Александра Ярославича Невского, то возвеличивал Ярославичей, а не Романовых.
Т.е. император Петр отдавал дань уважения тем, кто на многие века обозначил русскую власть на Псковских рубежах. Теперь отдают дань уважения Романовым по женской линии, предок которых хотел увековечить почитание Ярославичей /14/.
В истории такое встречается. Хотя сами наблюдаемые признаки такого рода являются свидетельством не благоприятных отрезков «жизненных циклов». Подобное же произошло, когда Федора Тирона на Руси заменили на Федора Стратилата. Т.е. воина, который отказался поклоняться Богу Войны Марсу, - заменили на Военачальника. И потому вторая цель моего доклада состояла в том, чтобы обратить внимание на эту идеологическую замену. Т.е. на замену Князя - на только лишь Стратига. Тогда, как Стратиг - только лишь одна из ипостасей Князя.
Ниже я представляю этот доклад, в котором, как показали последующие месяцы, подняты самые актуальные вопросы настоящего
О КУЛЬТЕ ВОИНОВ СВЯТЫХ, IV Международные Александро-Невские чтения (Ч 2)
Роль Александра Невского в современном мире (Псков 2013, 10-12 июня, стр. 159-164)
Удивительно было встретить культ Воинов Святых в Пскове. Культ, забытый в России. И неожиданно было то, что рядом с Великой княгиней Ольгой в современном Пскове особо выделен князь Александр Ярославич Невский, а не Святой Всеволод Псковский, не братья и племянники Невского и их потомки.
В Пскове, как видится на расстоянии, почитание князя Александра Невского пока не затмевает почитание Великой княгини Ольги. А вот в Петербурге, где я сейчас живу, недавно хотели закрыть последний действующий храм Великой княгини, к княжескому домену которой относились земли и воды Финского залива и Ладоги. И спрятали храм так, что в сентябре 2012 года я еле нашла дорогу к равноапостольной Ольге, единственной на Руси, из шести равноапостольных женщин на всей планете. Князь же Александр Невский возвеличен в Петербурге, не в пример, Великой княгине И мне видится исторически несправедливым, что культ Равноапостольной княгини Ольги «перекрыт» культом Александра Невского, в целом в России.
Давно хотела побывать в Пскове. Поэтому читала много о Пскове, о храмах Ильинском в Выбутах и князя Александра Ярославича Невского.
Есть много вопросов по истории Пскова. Не встретились например следы святого Федора Тирона, именем которого крещен отец Святого Всеволода Мстиславича Псковского, а только святого Федора Стратилата. Тогда как культ Воинов Святых больше связан с именем Федора Тирона, как миротворца. Удивило и то, почему столь скромной является память о благоверной Наталье (Бирута) – сестре князя Ольгерда - мужа княгини Иулиании Тверской, похороненной в церкви Иоанна Предтечи Иоанновского монастыря, тогда как именно над её гробницей находится Тихвинская икона Божией матери. Это напомнило отношение к Великой княгине Ольге в Петербурге. При этом, в Ильинском храме, как пишут, большая библиотека древних источников.
Я ещё не знала о культе Воинов Святых, когда в октябре 2009 года написала статью о 500-х десантниках Кронштадта, погибших на южном берегу Финского залива в первые дни Великой Отечественной Войны /1/. Просто шла по берегу Финского залива, где живу последние годы, и что-то настойчиво тянуло меня к тому самому месту, где оказался памятник десантникам. Их история потрясла меня.
Но с культом Воинов Святых я встретилась совсем иначе. В том же октябре я начала писать серию статей по истории своей фамилии Ярославовы. Одна из веток Ярославовых почти 450 лет назад оказалась на Каме, на реке Белой, надо понимать, после того, как в Казань был сослан с семьей князь Александр Ярославов-Ярославский - так его называет д.и.н. Руслан Скрынников в книге «Иван Грозный». Князем Константином Ярославским называли и сына Псковского наместника князя Ярослава Васильевича Оболенского. Иначе его называют Князь Константин Ярославов-Оболенский. От них пошли князья Ярославовы.
И сосланный в Казань князь Александр Ярославов-Ярославский - это потомок Псковского наместника князя Ярослава Оболенского. Казнен он был по приказу Ивана Грозного, после «заговора» конюшего боярина И.П.Челяднина –Федорова, главы Семибоярщины и в свое время тоже наместника Пскова, о чем упоминает ряд источников /2/.
Иван Грозный не был и для Пскова положительным героем с учетом истории блаженного Николы (Салоса).
По приказу Ивана Грозного был, в связи с «заговором» Челяднина, казнен и отправленный в казанскую ссылку вместе с семьей князь Александр Ярославов - Ярославский.
И в эти же годы на реке Белой появилось село Ярославовой рядом с Челяднино (Бирском). Это село было не совсем на реке Белой, а при впадении маленькой реки Бирь в реку Белую. Также при впадении реки Черемхи в Волгу располагались и родовые вотчины бояр Ярославовых в Ярославском княжестве, а затем уезде.
Почти 400 лет прожили эти Ярославовы в деревне Ярославовой на реке Бирь. Одна из веток ушла в соседний Бирск - Челяднино и там Клим Ярославов староста Бирска получил Грамоту на Перевоз через реку Белую в XVII веке. Историю с этой Грамотой восстановил член-корреспондент Московского археологического общества Руф Игнатьев. Он составлял описание древностей. И далеко не сразу удалось понять, что этот культ пристани у Ярославовых был фамильным. А только после того, как изучила тему Перевозов и Перевозщиков.
Позже, одна из веток Ярославовых оказалась в селе Печенкино под Бирском. Маленькое село, о котором никто не знает. Но как выяснилось, именно в этом селе наиболее долго сохранялся культ Воинов Святых
«Церковь во имя Рождества Христова построена в классическом духе в 1826-38 гг. Через 80 лет - в мае 1915 г., в единственном селе Уфимской губернии - Печёнкин, состоялось редкое событие: недалеко от церкви на возвышенной площадке по-над Белою-рекой под пение национальных гимнов и молитв «о даровании победы христолюбивому русскому воинству и всем православным христианам» была торжественно заложена часовня в увековечение памяти воинов текущей войны, борцам и защитникам Родины» /3/
Это был последний перед революцией прецедент соблюдения религиозного воинского культа, разрешенного патриархом Иовом, исключительно в Казанской губернии, что было сделано им в ответ на прошение епископа Казанского Ермогена.
Встретив упоминание об этом редком событии, впервые заинтересовалась культом Винов Святых, потому что в этом селе Печенкино проживал мой прадед Василий Семенович Ярославов. И воинский статус был для него принципиальным. Сохранились архивные документы, где он настаивал на исправлении бумаг, с той целью, чтобы его записали военным, а не клерком. Возможно, было что-то родовое в моей статье о десантниках Кронштадта, хотя я далека от военной темы, если не считать того, что моя профессия связана с нефтью, вокруг которой идут экономические войны.
Второй раз я встретилась с этим культом Воинов Святых, когда изучала историю редкой закладной доски супругов Ярославовых в стене Храма Рождества Иоанна Предтечи в Москве на Красной Пресне, где побывала лично /5/. Придел Святого Иоанна воина именно в этом храме на Пресне - практически единственный сохранившийся в Москве после того, как была уничтожена московская церковь с приделом св. Иоанна Воина на Старой Божедомке.
Причем культ Воинов Святых в Печенкино и Бирске, где я впервые узнала о нем, совмещался с ещё одним уникальным культом - Праздником Посвящения и Грамотности на Николу Вешнего.
В день Николы Вешнего издавна в Бирске… отмечают некий совершенно удивительный праздник Просвещения и Грамотности, который не отмечался и не отмечается, более, нигде на Руси и в России, кроме как на месте этого древнего города Абир (ныне Бирск), а ранее ещё и село Архангельское.
Р.Игнатьев в его книге «Собрание сочинений (уфимский и оренбургский период)» возвращается к этому культу даже дважды. Настолько он его удивил. Первое упоминание следующее:
«От Бирска проходит дорога… дорогу пересекают речка Оторная и «святой ключ», названный так, говорят по преданию, что при этом ключе когда-то стояла церковь во имя св. Архистратига Михаила и что в этот ключ был у жителей обычай бросать старые иконы, с которых изображение стёрлось. Бирские жители для гулянья, здесь водят хороводы, особенно же в Троицын день, а 9 числа Мая (ст. стиль), в праздник св. Николая Чудотворца, собираются на св. ключ ученики со всех училищ и все дети учащиеся грамоте. Этот детский праздник ведётся издревле, но почему именно он установлен и взошёл в обычай - ни кто, мне, по крайней мере, не мог объяснить. Святой ключ … на северо-восток. - от него, впадает в речку Оторную, а Оторная, в р. Белую..
Эта жизнь, эти поверья выражаются в свадебных обрядах, хороводах, поседках или вечёрках, в обрядовых играх, каковы троицкие завивание и развивание венков…, праздник учащихся грамоте 9 Мая на святом ключе, - праздник какого-то особенного характера, праздник грамотности, нигде в другом месте кажется не существующий кроме Бирска…
Всё это представляет новый и незатронутый ещё никем богатый материал для местной этнографии, всё это имеет даже не один местный, но и общественный интерес»
К Святым Кириллу и Мефодию этот праздник Грамотности отношения иметь не может.
И мне увиделось, по описанию и в первую очередь - по дате, редкий этот праздник Просвещения и Грамотности в Бирске связан с именем Ярий, Юрий, Георгий, Николай. И с архангелом Уриилом, о котором Русский Златоуст владыка Иннокентий, Архиепископ Херсонский, говорил: «Итак, это ваш Архангел, люди, посвятившие себя наукам!». А я - ученый.
И уже после того, как много больше узнала о Культе Воинов Святых, с которым постоянно встречалась, изучая историю фамилии, мне стали понятны и Хоругви с буквами СЧН, носимые перед Березовской Чудотворной иконой Николы Закамского, на месте явления которой, на Каме я родилась /6/.
Протоиерей В.П.Сергеев (ПСТГУ, Уфа) в его статье «Традиции благотворительности в Уфимской епархии» обращает внимание на уникальность этой иконы:«Николо-Березовская икона была обретена вероятно в 1557 году, когда в устье р.Камы … Икону Николая Чудотворца нашли в дупле березы, поэтому речку стали называть Березовой… Сказка, записанная в 1949 году от Сютина Прокофия Изосимовича повествует о «Николе дуплянском». Лик иконы очень черен, черты его «не знатки»…
«В село Николо-Березовку, целые обозы «доброхотных даяний» … молебны шли день и ночь. Приходили и язычники марийцы, удмурты и чуваши. И даже - мусульмане - татары. Называя «Божием Святым». На работу принимавшие села не выходили. Знамя было красным, а крест был белым. В городах имевших гарнизоны встреча сопровождалась военными церемониями, парадом войск и оркестром музыки… Исполнявшем молитвенный петровский гимн: «Коль славен наш Господь в Сионе, не может изъяснить язык…».
Рядом с местом, где на березе была явлена эта Березовская икона Николы Закамского, ближайший аналог Николы Моложского новгородского письма XIII века, находится Дубовая роща и река Буй. И когда вчера я читала материалы по истории Пскова, то обратила внимание на церковь «Петра и Павла с буя «на березе», которая упоминается в связи с историей князя Довмонта.
«Доблестный князь, по словам летописи, «помощию святыя Троица, и святого Петра и Павла на березе удари на нихъ и бысть сеча зла, якоже николи же не бывала у Пскова, и раниша самого мендеря (магистра) по главе... а прочии вскоре повергша оружия и устремишася на бегъ, страхомъ грозы храборства Довмонтова и мужь его Псковичъ» / 7/.
Я недооценивала эту историческую фигуру в своем родовом поиске. Ведь вместе с Довмонтом в Раковорской битве участвовал и князь Владимирский и Тверской Ярослав Ярославов. А также князь Тверской Михаил Ярославов, как называют его старообрядцы.
В частности - в докладе Кравченко О.В. «Старообрядчество «Из истории Тверского православного братства св. Благоверного князя Михаила Ярославива» /8/
Также Ярославовым князя именует Е.А.Аркадьев - антиквар и книжник, именем которого названа библиотека в Сызрани в книге «Словарь Библиофила»,
В его книге Е.А.Аркадьев упоминает князя Тверского Ярослава III Ярославова и князя Михаила Тверского Ярославова.
На издании этого «Словаря Библиофила» Е.А.Аркадьева изображен первый книгопечатник Иван Федоров - издатель «Острожский Библии». В 1895 году он издавался под Заголовком на русском - «Россия: Каталогъ Церковно-Славянскимъ и Русскимъ Редкимъ Книгамъ».
Предполагаю, что именно в Пскове, где в Раковорской битве проявили себя Тверские князья Ярославовы и где наместником Псковским и героем Русско- Ливонской войны 1480-1481 года был родоначальник князей Ярославовых - князь Ярослав Васильевич Оболенский, похороненный в Троицком соборе Пскова, такое упоминание Ярославовых в древних источниках может встречаться. И возможно, уже встречалось.
Супругой князя Ярослава Оболенского была дочь Михаила Сабурова, потомка основателя Ипатьевского монастыря. По одной версии, она упоминается как похороненная в Троицком соборе. По другой - в Иоанновском монастыре вместе с княгиней Марфой и княгиней Наталья (Бирута).
Этот брак отчасти напоминает брак князя Александра Ярославича Невского, к которому мне очень сложно формировать отношение.
Те, кто жили на Западе России и кто испытывал угрозу с Запада от Тевтонского ордена и фашизма, конечно, видят героя в князе Александре Ярославиче Невском, который за счет усилившего его альянса с Ордой, (позволившего не воевать на два фронта) смог защитить Псков.
Однако сосланные 450 лет на Каму ростовские, ярославские и суздальские князья, т.е. те, кто потом стал «казанскими помещиками» и их потомки, видят ситуацию иначе.
Мы на Каме, в том числе и я, в бывшем Казанском ханстве, которое завоевали наши предки, страдали не от Запада, а от потомков Орды и ментальности Орды.
Поэтому для нас героем является князь Михаил Черниговский, князь Андрей Ярославич, князь Михаил Тверской.
И история Бориса и Глеба нас учит уважать князей Рюриков, которые отказались от братского кровопролития и предпочли уехать на Запад, оставив свои княжеские уделы.,
Ведь князь Андрей Ярославич был прав, когда воскликнул: «Доколе нам между собой ссориться и наводить татар; лучше бежать в чужую землю, чем дружиться с татарами и служить им!».
Для кого-то князь Андрей Ярославич - «проигравший», как Борис и Глеб, а для кого-то в духовном плане - победитель.
И когда я узнала о том, что на фресках Снетогорского монастыря жители Пскова добавили к авторам ересей в Аду: Ирода, Иродиану, Саломею и Святополка Окаянного, «победившего» братьев Бориса и Глеба, то была глубоко и всем сердцем на их стороне.
История же Снетогорского монастыря заинтересовала по той причине, что сохранилась древняя Грамота о том, как князь Ярослав Оболенский вместе с сыном Михаилом Четом решили спор между монахами этого монастыря о речке Перерва.
Родоначальник князей Ярославых псковский наместник Оболенский разгромил Ливонское войско и изгнал Магистра из Венденского замка.
Однако мне не нравится введенное современными политологами, не всегда хорошо знающими историю, выражение: «Псы рыцари».
Оно дискредитируют в целом рыцарство, чем наносит ущерб благородству.
Я не уверена, что князь Ярослав Васильевич Оболенский не был рыцарем. Тем более, он приветствует в его Грамоте в Ревель - Золотоносцев. Однако он же побеждал ливонцев.
Да и те, кто сегодня рассуждают о «псах-рыцарях», тоже не редко состоят в тайных орденах.
Т.е. те, кто ждал угрозы с Запада, выбирали себе в герои - друживших с Востоком. А те, кто ждал угрозы с Востока - выбирают себе в герои тех, кто дружил с Западом.
Это надо учитывать в культе Александра Невского, который для Пскова является свежим. Это культ столичный: Москвы и Петербурга.
Воинскому храму святого Александра Невского в Пскове 104 года. Памятник - 1993 года.
В 1000-летней истории Пскова не отмечалось явное выделение именно князя Александра Ярославича Невского.
Псковичи любили князя Александра Михайловича Тверского и Владимирского – сына князя Михаила Ярославова и Анны Кашинской и просили его не ездить в Орду.
До 1936 года «прах Михаила Ярославича находился в Спасо-Преображенском соборе Твери. Были изготовлены из чистого серебра две похожие раки высочайшей художественной работы - одна для Михаила Ярославича Тверского, другая - для князя Александра Невского» /2/. Но Спасо-Преображенский собор взорвали. Дальше началась детективная история. Мощи Александра Невского сохранились, тогда как мощи Святого Михаила Тверского - исчезли со ссылкой на оккупацию. Однако в миф об избирательном отношении войск Гитлера к русским Святым мало кто верит,…
Я читала труды профессора Оксфорда Дж. Фаннела об Александре Невском. Это западный автор. И читала книгу М. Хитрова об Александре Невском 1892 года, чрезвычайно лояльную к князю.
Считаю, что Дж. Фаннел прав, когда описывая смуту 1281 -1304 г. заменяет термин «гражданская война» - на термин «междоусобная война». Ведь во все войны удельных князей вовлекались их подданные, и война превращалась - в гражданскую.
Точно также было и в смуту XVI-XVII веков.
Поэтому всецело поддерживая культ Воинов Святых, я думаю, что чрезвычайно важно знать историю всех Святых воинов, потому что все их истории различны и они дополняют друг друга. Тем более, в Пскове был храм Дмитрия Солунского. А богатырей Великой княгини Ольги назвали «роги».
Я согласна с той позицией, которая высказана на ваших сайтах, что Великая княгиня Ольга была родом, скорее, не из Выбут, а с Пристани. Мне думается, что если бы современные воины лучше знали тему перевозов и перевозчиков, то воины не уходили бы в коммерцию, не занимались бы хрематистикой, и не было бы конфликтов там, где они возникают просто по незнанию.
Мне трудно найти оправдание Петру I - любимому мною герою, в том, что он завалил землей часть псковских храмов, отправил, как пишут, 800 псковичей в ссылку на Волгу и приложил усилия к тому, чтобы был забыт культ княгини Натальи (Бирута), если это правда.
Возможно, он считал что эти псковичи прозападно настроены. А великие Натальи должны быть только Романовы, как то: его мать, сестра и дочери Натальи.
Но с псковичами лучше договариваться. Князя Ярослава Оболенского псковичи и выгоняли, и снова звали. И несмотря на то, что он очень много сделал для Пскова: Успенская церковь в богом созданных пещерах и монастырь Саввы Крыпецкого, его биография представлена искаженно.
Когда я изучала историю Ярославовых, то соприкасалась с историй многих монастырей, особенно на Кубене и Белоозере, где был авторитетен старец Паисий (Ярославов) – игумен Троице-Сергиевой Лавры. И часто бывало так,что посвящали монастырь сначала Богородице, а потом переименовывали, называя именами тех, кто ей поклонялся. И сам культ Богородицы уходил в тень.
Вот также и с историей Великой княгини Ольги, память которой в России находится в таком же забвении, как реки Лыбедь в Рязани и во Владимире, спрятанные в коллекторы.
С глубоким уважением прочитала о том, что воины Пскова установили крест на родине Великой княгини Ольги. И, тем не менее, есть беспокойство о том, что культ Александра Невского может отодвинуть в тень и равноапостольную княгиню Ольгу, даже в Пскове, где только и сохранилась память о ней.
Хотелось бы верить в другое. Что псковские воины помогут восстановить культ Великой княгини в Петербурге, в её личном княжеском домене.
И как-то продумать такие ситуации, когда, с одной стороны, парусную регату на Финском заливе посвящают лебедям, о которых я много писала, отождествляя, в том числе, княгиню Ольгу с Лыбедью, а с другой стороны яхту с лебедями на парусах называют Броненосец /9/ Высказала свою просьбу о том, что если уж регату приурочили к октябрю, когда погибли десантники Кронштадта, то быть может и начинать её надо с минуты молчания о них. Но не знаю, как получится…
Я просто думаю, что забыты на Руси вот эти двухэтажные храмы…, когда второй этаж, более высокий, посвящался все-таки Богородице.
Вы много больше знаете историю Пскова и допущены к древним источникам, но вот это мой взгляд человека, который жил не на Западе, чей род несколько веков подвергался давлению с Востока. Тем, кто жил на Западе, надо увидеть происходящее в современной России и глазами Азии. А я прожила 30 лет в Тюмени. В Петродворце живу меньше - 6 лет.
Вопросов много, и о сербском следе в Пскове, и о Хиландаре, и о том, почему в Плаче Пскова упоминаются кедры Ливанские…
Если бы найти ответы на все эти вопросы, то можно было бы разгадать завещание о Табынской иконе Божией матери, явленной недалеко от реки Белой, которую Иоанн (Снычев) митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский назвал Надеждой в конце мира.
По большому счету, все началось в Пскове. Поэтому я обращаю вопросы к вам, как лучшему знатоку Пскова. Мне верится, что вы можете дать мягкий совет «милитаризированному» «Изборскому клубу». Князья Рюрики были ближе к Мудрости князя Ярослава Владимировича, чем они.
Возможно…. но тут я положусь на Промысел Божий
С уважением, Наталья Ярославова (Чистякова)
P.S. курсивом выделено то, что не включено в текст доклада, но было в письме
- 1 «Колокол Молчания» о 500 погибших десантниках 5 октября 1941 года и тайны сознания человека!» 5 октября 2009 года, Петергоф
- 2 «Выдержка из книги В.В Костина «На реке Северке» Иван Петрович Челяднин»
- 3 Христорождественская церковь с. Печенкино
- 4 Уникальный праздник Просвещения и Грамотности на Николу Вешнего или - древний бирский культ архангела Знания Уриила
- 5 Три древних «Кремлевских» захоронения в храме Рождества Иоанна Предтечи на Пресне: чета Ярославовых и грузинский владыка Роман (князь Эристави), Ч.3
- 6 Статьи о Березовской Чудотворной иконе Николы Закамского и Святой Елизавете - княгине Романовой
- 7 Петра и Павла с Буя, церковь
- 8 Кравченко О.В. «Старообрядчество «Из истории Тверского православного братства св. Благоверного князя Михаила Ярославива»
- 8 Бирское «Рюриково городище» и Климент Ярославов - староста Архангельского - Бирь, контролировавший Перевоз через реку Белую, Ч.1
- 9 «Лебеди и Горные геологи, вспоминающие что они Люди Моря: Gazprom Swan 60, как символ газопровода «Северный поток»
Дополниельные ссылки
- 10 «Можно ли обеспечить экономический Рост, воюя с «Запалом в экономике»?»
- 11 «Вернисаж выставки Николая Дронникова в Доме русского зарубежья им. А. Солженицына. Мурмелон и Витязи, как память о поклонении Воинам – Святым»
- 12 «Псковский Барс-Лев Иоанна Богослова и «Птица Неясыть». «Духовное завещание» города гностиков. Знамения и Слава для России»
- 13 «Знамениях и огненных столпах, которые вели Германа, Ермаком прослывшего, при взятии Тюмени и Тобольска»
- 14 «Святые Борис и Глеб, династическая легитимность и завещание Александра Невского Псковичам о его потомках и «втором распятии жидами Христа»
- 15 «Знамение «трех лучей» Ольги Великой - на вечевых псковских печатях и небесное воинство князей, погребенных в ольгинском Троицком Соборе»
- 16 Крестный ход 16 сентября от Храма Александра Невского
- 17 Уфимские епархиальные ведомости № 1 2012
- 18 Памятник воинам-афганцам. Фото: Ольга Крыльцова