Персональный сайт Натальи Чистяковой — Натальи Ярославовой
Natalia Chistiakova—Natalia Yaroslavova’s Personal Website

Средневековая крепость в Меджибож . Виленский гаон (Крамер) лидер нехасидского еврейства. Условное временное название

Название 12 октября 2022 года изменено на временное

Крепость в Меджибож 13-16 веков. Виленский гаон (Крамер) лидер нехасидского еврейства. Условное временное название

Нет основания отождествлять "Орден Лебедя" и хасидов, на которых наложил херем Виленский гаон. Это гораздо более сложная история о том, как более поздние еврейские поселения были около древних рыцарских замков.

У меня Ярославовой-Оболенской Натальи Борисовны, урожденной Ярославовой Натальи Борисовны, есть более поздние статьи об "Ордене Лебедя". Одна из этих статей 2016 года:

"Глава «Ордена Лебедя» Фридрих II Брандербургский основатель Королевского дворца Берлина и главного Кафедрального собора. Баварский герцог Тассило III - родоначальник Гогенцоллернов и оппонент Карла Великого"

©Ярославова-Оболенская Наталья Борисовна, урожденная Ярославова (22.2.1960). Экс Годунина (23.10.1981-14.4. 1991). Экс Чистякова (14.4.1991 -10.06.2014). Я родилась 22 февраля 1960 года, Нефтекамск, Краснокамского района Башкирской АССР. Женщина Ж/F

9 декабря 2010 г, Санкт-Петербург

Этот текст 2010 года будет изменен с учетом моих последующий исследований о Лебеде

Пейсы хасидов» и «Орден Лебедя», наконец они встретились в одной лебединой истории… Казалось бы, какой интерес у хасидов к Лебедям…

Есть город Меджибож и замок Замок «Лебеди Белой». Первое упоминание об этом городе было найдено в Ипатьевской Руськой летописи костромского Ипатьевского монастыря, «алхимия» которого, обращу внимание, не менее эксклюзивна, чем «алхимия» соборов «Нотр Дам», связанных с историей «Божией матери» («Ипатьевский монастырь Сабуровых и Годуновых»). Относится это упоминание к 1146 году и звучит оно так : «Изяслав (Мстиславич) же водивший Всеволодовича Святослава до креста, дав ему Божский (Бужск) и Межибожье, всего пять городов…».

До этого мне было известно два великих Лебединых творения зодчества. Это Собор Нотр Дам в Страсбурге, построенный «в образе Лебеди» и известный самым высоким шпилем христианского мира, символизирующий «шею Лебедя». И замок баварского «Короля Лебедя» - Neuschwanstein (Нойшванштайн).

Единство символов «Белой Лебеди» и «Нотр Дам» - Божией матери понятно. Ведь брандербургский «Орден Лебедя» именовался «Сообществом Божией Матери» (Selschapp onnser Liuen Frowen; Gesellschaft zum Lobe der Jungfrau Maria). И он был учрежден в 1440 году Бранденбургским курфюрстом из дома Гогенцоллернов.

Хотя сама история, я думаю, началась много раньше, чем 1440 год. Я бы отнесла её к тем временам, когда Святая княгиня Ольга в 959 году приглашала св. Адальберта Магдебургского для евангелизации Руси.

При любой версии, замок «Лебеди Белой» в Меджибож - это третий удивительный след «Ордена Лебедя», одна из резиденций которого, как я писала раньше, обязательно должна быть в Украине («Баварские Лебеди Гогенцоллернов и Белые Орлы Цесаревича Георгия»). И вот сама Украина обратила мое внимание на Меджибож…

В XIII веке крепость «города Между Богами» была ещё деревянная. В XIV началось строительство в камне. В завершенном же виде замок появился к середине 16 века: вместе с его восьмигранной башней, вместе с пятилепестковой башней и пятигранной «Рыцарской» башней. Изначальный цвет замка - белый с розовым оттенком, т.к. стены штукатурились смесью белой извести с измельченным «в муку» красным кирпичом.

Однако ныне замок Лебеди и не белый, и не розовый, он разрушен и почти заброшен. И нет в нем многолюдных туристических потоков. И нет православных паломников…

И в одиночестве бродят среди руин «замка Лебеди» хасиды всей планеты.

«Евреи называют этот город Межбеж. Этому маленькому заброшенному местечку выпало стать знаменитым во всем мире. Это случилось оттого, что когда-то еще в XVIII веке там жил создатель и основатель хасидизма великий реб Исраэль Баал-Шем-Тов»

Редкие же украинские туристы так описывают увиденных ими паломников хасидов: «В сентябре-октябре ежегодно странные люди в архаичных нарядах, с забавными буклями-пейсами, наводняют захолустный Меджибож… Оставив у ворот на парковке машину, мы топчемся какое-то время на месте, проверяя, взяли ли мы с собой фотоаппараты и сумки, а тем временем мимо нас на полном скаку проносится телега, в которую впряжена тощая, но довольно резвая кобыла. На телеге восседают, судорожно вцепившись в борта, человек двадцать хасидов. Конструкция у небольшой телеги мудреная, двухъярусная, хасиды сидят в два ряда. Пейсы их ритмично развиваются на ветру, на бледных лицах застыло общее выражение ужаса и изумления - это вам не кондиционированный автобус «Хайфа-Иерусалим»!» («Меджибож и кусочек Винницы»)

Дивное совпадение…

Для меня «Замок Лебеди» в Меджибож - это след брандербургского «Ордена Лебеди»! А для хасидов - это родина хасидизма !

При этом, между первым упоминанием Меджибож в «Руськой летописи», список которой сохранился только в Ипатьевском монастыре, и временами, когда здесь основал хасидизм великий реб Исраэль Баал-Шем-Тов - шесть веков.

Если судить по фотографиям, сейчас, действительно, Меджибож забыт всеми, кроме паломников хасидов со всех концов земли. Но у него были времена расцвета… Ведь не появлялись же в средние века такие уникальные замки на пустых местах…

И оттого мой первый вопрос :

Разве случайно великий реб Исраэль Баал-Шем-Тов выбрал именно «город между Богами» с его восьмиугольной башней замка «Лебеди Белой», похожей на храм Соломона в руках Николы Можайского ?

Евреи, уважающие Тору, хорошо прочитывают особенности такого архитектурного зодчества. Но возникло это творчество задолго до того, как здесь «родился» хасидизм.

К тому же, в других источниках по местам еврейской культуры, говорится о том, что в Меджибоже ещё можно увидеть «фундамент Большой синагоги, история которой восходит к XVI веку. Еврейскую общину Меджибожа тогда возглавлял один из самых знаменитых раввинов эпохи Иоэль Сиркис (1561, Люблин - 1640, Краков)». («Экскурсии по местам еврейской культуры: Меджибож»).

Этот Замок «Лебедь Белая» в Меджибож, подобно Ипатьевскому монастырю, расположен - на слиянии двух рек: Южного Буга и Бужка, или иначе их называют : Бог и Божок.

И если приподнять завесу тайн города «Между Богами», то нам откроется «Путь Лебедя», а точнее - «перекрестие» этих путей.

Одна «лебединая дорога» покажет на Кострому- Лебедь Захарьевну, как её называют в костромском фольклоре. История «лебединого имени» Костромы такова, что когда-то в этих костромских лесах костры выкладывали в форме Лебедей. От этих костров и пошло название города. Был у Костромы - Костромушки и братец - город Ярославль. Вот так они и «жили» : город Ярослава Мудрого и город «червоннопламенной» Лебеди Белой, пока не появился рядом с ними… Михаил - Колокол, что от Майкла Кентского… («Ипатьевский монастырь Сабуровых и Годуновых»).

А может быть, суть его, - от Михаила Кельтского… А, может быть, - от архангела Михаила с «Холма Чаши» английского Гластонбери и острова яблок Авалон. Во всяком случае, архангел Михаил во всей этой истории с «резиденцией» Ордена Лебедя в Украине - одна из самых главных фигур. Ведь и самого архангела Михаила издревле изображали Лебедем, что хорошо видно на фотографиях древних артефактов. И уже много веков Михаил Архангел - на гербе древнего города Киева.

Другая «лебединая дорога» возвращает нас к Виленской Божией матери в Вильню (польскую, белорусскую и литовскую в разные времена), а ныне Вильнюс, к родам гербов «Лебеди» и «Лелива».

Напомню, что икону «Виленской Остробрамской Божией матери» в XIV привез в Вильно из Крыма Альгирдас Гядеминович - муж одной из Ярославен, Витебской Ярославны Марии. Альгирдас Гедеминович получил эту икону в дань, в очередном «татарском походе» («Виленская Богородица с Луной и Солнцем и «Великая королева» Мишеля де Нотр Дам)

Дело в том, что даже подольский Меджибож, около 100 лет находился «под татарами». И через город было проложено два татарских пути - Черный и Кучманский. Вот по этим путям, Альгирдас Гедеминович, видимо и вез завоеванную икону, принадлежащую ранее, как я считаю, знатной гречанке Фефано Музалон - супруге кагана Олега Святославича (брак которых был заключен на острове Родос), архонтиссе Боспора, единственной женщине - хазарскому кагану и правительнице Тмутараканского княжества.

В 1565 году наместником в Вильне, куда идет этот лебединый путь, был князь Александр Ярославов - Оболенский («Князья Ярославовы. Потомки Рюриков»). На гербе же дворян Ярославовых, позже, появилась «Лелива».

Герб «Лебедя», в свою очередь, имел польский род Завиши и род Раевских, с которыми Ярославовы состояли в родстве, т.к. супругой сына М.М.Ярославовой была урожденная Раевская. «Лебедь» герба Андрея Завиши изображался, в XVI веке, даже на польских монетах времен Сигизмунда Ваза (1588-1632).

В статье о лебединой геральдике уже упоминала о том, что, от века к веку, Лебеди исчезали на гербах Англии и Европы. К примеру, изначально щитодержателем на гербе Великобритании и на эмблеме династии Плантагенетов был лебедь. Затем лебедя заменили леопарды, львы, единороги… На гербе Дании Лебедь остается и поныне. «Датский Лебедь» всегда включался в гербы датских королев, что явно указывает на его «женский путь» и на «преемственность по женской линии».

Считается, что именно из Дании «Лебедь на гербе» прибыл в Польшу, в частности, в Краков. А также в Украину : в Харьков и Лебедин, в Белоруссию и Литву. Не исключаю, что он периодически «реинкарнировал» в этих территориях, т.е. воспроизводился на каком-то глубоком древнем поклонении лебедям.

Обращу внимание, что первое упоминание о гербе Лебедя, «в границах Белой Руси» относится именно к городу Кракову. Куда этот «Лебедь», как считается, прибыл в 1257 году из Дании, возможно, прямо с Датского герба. Как пишет В. Липский в своей книге «Праудзiвы аповяд пра мой i твой радавод»: герб «Лебедь» был утвержден еще в средневековье… на земле краковской. Актом Городельской унии, примерно в середине XV столетия, герб был перенесен на территорию современной Беларуси и Литвы. Им пользовались 219 дворянских родов».

В связи с упоминанием Кракова сделаю исторических акцент. В этом «Лебедином Кракове» завершил свой жизненный путь, упомянутый мною выше, глава Еврейской общины Меджибожа раввин Иоэль Сиркис (1561, Люблин - 1640, Краков). Дело его Еврейской общины Меджибожа, я думаю, и продолжал, спустя века, основатель хасидизма великий реб Исраэль Баал-Шем-Тов.

Как видим, ареал распространения Лебедя, на территории современной Украины, Белоруссии, Польши и Литвы был очень широк.

При этом Лебедь на гербе Кракова «замечен» сто лет спустя, после первого упоминания Меджибож в Ипатьевской летописи.

Т.е. само «гнездо Лебедя» здесь появилось раньше.

Минуя Краков и Вильню, и углубляясь дальше, в древность, мы попадаем в «Девичий» город Магдебург или город «Магдебурской Венеры», едущей на Лебедях. Это город и св. Альберта Магдебургского, которого княгиня Ольга хотела пригласить для Евангелизации Руси. Сын Ольги - Святослав, в те годы, воспрепятствовал этому, но «Белый след» Магдебурга спустя столетия проявил себя во всей Руси Белой.

Альберт Магдебургский, спустя 10 лет, после не исполнившегося желания княгини Ольги, стал первым посвященным архиепископом Магдебурга. А начиная с XVI века сложилась традиция, когда все архиепископы, и затем - администраторы Магдебургские избирались из Брандербургского дома. Трудно не увидеть здесь связь с Брандербургским «Орденом Лебедя», учрежденным за сто лет до возникновения этого правила.

Как видим, княгиня Ольга, ещё до учреждения в 968 году Магдебургского архиепископства Оттоном I - восточно-франкским королем, хотела пойти этим же «магдебурским путем», который, с моей точки зрения, можно считать и одним из явлений - «Путей лебединых», если об этих путях, говорить как о «Покровительстве Божией Матери».

Немецкие историки пишут о том, что славяне звали Магдебург - Девином, от богини Девы, что связано с «Магдебурской Венерой».

В руках Магдебурской Девы - Яблоко, вокруг неё - голуби. Везут её Лебеди, подобно славянской богине Красопани, которую изображали в виде нагой красавицы, едущей на лебедях («Матерь Лада. Божественное родословие славян. Языческий пантеон»).

Как видим, суть «Магдебургской Девы» - богиня Лебедь с Яблоком в руках и сопровождающим её «экскортом» голубей («Ярославны - Ярославовы и Романовны - Романовы»)

Это Яблоко в руках Девы важное «алхимическое» уточнение, в контексте статьи «Женская троица» Герба Рюрика и священная геометрия «Яблок» Белой Богини». Оно напоминает нам об острове «Яблок Авалон» и об Архангеле Михаиле, охраняющем «Святой Грааль» (Англия).

С этой чашей Грааля в руках изображался император Оттон I, учредивший в 968 году Магдебургское архиепископство… Более того - создавший Священную Римскую империю! («Священная Римская империя: 962 - 1806»)

Супругой Оттона I была Эдит Английская - дочь короля Эдуарда I Старшего (правил в 899/901 - 924 годах, сын короля Альфреда Великого и Эльсвиты)…

Вот здесь и появляется английский след по женской линии…

А королевы Англии - это Владычицы Лебедей («Владычица Лебедей Елизавета II и лебеди Михаила Прохорова»)

Однако в Магдебурге есть и другие важные напоминания о Лебеди…

Магдебург известен Протестантским Собором с его уникальными скульптурами Святого Мориса и Святой Екатерины.

Статуя Святого Мориса (приблизительно 1250 г.) является одной из немногих, где Морис показан как чернокожий человек с африканскими особенностями лица, держащий меч и носящий кольчугу. Это удивительно, в свете того факта, что Морис был египтянином».

Однако этот же самый Святой Морис - Черный волхв изображен и на «лебедином гербе» города Цвиккау (1400 г.).

Более того, Церковь Святого Мориса - Черного Волхва находится в Санлисе, история которого непосредственно связана с судьбой Анны Русской - королевы Франции, дочери Ярослава Мудрого («Баварские Лебеди Гогенцоллернов и Белые Орлы Цесаревича Георгия»).

И при этом день поминания Святого Мориса 22 сентября (Сен-Морис, Австрия) совпадает с православным Рождеством Богородицы …

Но для города Меджибож, замка «Лебеди Белой» этот день Святого Мориса и Православной Божией матери был однажды трагическим.

22 сентября 1942 года фашисты здесь массово расстреливали евреев Меджибожа.

«К старому еврейскому кладбищу ведёт улица, что носит имя рабби Исраэля Баал Шем Това. Это кладбище и есть главная цель паломников. Но, столь же святым местом не только для каждого еврея, а и для каждого честного человека является западная околица посёлка, где находятся братские могилы более трёх тысяч жертв Холокоста»…

«Меджибож! Они лежат там, жертвы Холокоста, в братских захоронениях, над которыми стоят бетонные сооружения в виде лодок, улетающих в небо, в вечность…» («Боль моя - Меджибож» Ручеек еврейской крови, протекающий через сердца).

Как это понять?

Месть Гитлера Божией матери? Или месть Гитлера конкретно хасидам, чье учение, основанное на особом прочтении каббалы, возникло именно в этом городе Меджибож?

Это требует особого осмысления … Что узнали или хранили хасиды в этом городе «Между Богов» ?

К тому же «погребальные Лодки» Братских могил Меджибожа, также как и погребальные костры, скорее, известны нам по славянским и языческим захоронениям…

Хотя на лодках изображались и Исида с Осирисом …

И здесь вновь возникает тема Египта, как и в случае с «чернокожим» Святым Морисом.

Упомянутый уже не однажды «Темный лик» Святого Мориса для меня менее удивителен, чем для других.

Ведь я долго изучала историю и Николы Можайского - темного ликом, и историю иконы Николы Закамского - темного ликом.

К тому же Троицкий Собор Николы Закамского, изначально, как и в Магдебурге, имел придел Святой Екатерины («Перевернутые пятиконечные звезды Франции и России, как знаки «особого рода Божией матери»).

А святая Екатерина нигде случайно не появляется…

Она вообще появляется редко… Также редко, как ныне и Лебеди на европейских гербах…

Темные же лики Николы и его резные лики темного эбенового дерева сохранились несколько дольше…

Если обдумать символизирующую Богородицу Восьмигранную башню замка «Белой Лебеди» в Меджибож и стоящую рядом с ней пятигранную башню «Рыцарскую», то это символ Дамы и Рыцаря !

Рыцарь, охраняющий Даму…

Правда эти «Лебеди -Дамы » с гербов, как уже сказано, все исчезали и исчезали …

Одновременно Лебеди исчезали и с икон …

Но вот на Украине они почему-то остались… И в Лебединых крыльях Архангела Михаила на гербе Киева, и в памятнике Лыбеди, и в замке «Лебеди Белой» в Меджибож, и в городе Лебедин.

В России же, лишь последние лебединые оплоты: Кострома - Лебедь Захарьевна с её Ипатьевским монастырем, да Лебеди на гербе Пушкиногорского района Псковской области, где в 15 веке наместничал Ярослав Оболенский - родоначальник князей Ярославовых …

Ну и конечно, лебединая поэзия и тоска по лебедям…

Кого же, в таком случае, охранял по всей Руси Никола Меченосец - «Рыцарь Белой Лебеди-Дамы» ?

Пока не знаю…

Но сейчас пишу все это и вспоминаю «Человека с пейсами» и со списком из своего давнего необычного сна. Воспроизводя, через несколько лет, его вторую часть, я даже попыталась подобрать фотографию близкого образа «Человека с пейсами».

Этот образ, «Хранителя тайн и списка», как я его назвала, также как и сама история, представлены в статье «Почему Ярославовых при Павле I защищал Мальтийский крест (Орден св. Иоанна Иерусалимского)?»).

Кто эти сто «списочных человек», которых он ищет, мне не известно.

Но география прародительницы нашего рода совпадает с географией замка «Лебеди Белой», которому и посвящается настоящая статья.

Я определяла её, по воспоминаниям, так : «География проживания Европа (больше южная часть) или юго-западное направление от Москвы (современная Украина, Белоруссия?). Согласно преданию, эта великая представительница рода спасла на много веков вперед некоторое сообщество людей… Над этим сообществом в те давние времена нависла огромная угроза».

Можно было бы подумать, что это Чернигов или Галицко-Волынском княжество, поскольку Ярославовы относятся к Черниговскому княжескому дому. Но при чем здесь «пейсы»?

Когда «человек с пейсами» мне приснился в середине 90-х, я вообще не знала такого слова. Точно также я не знала, что такое «кадило», когда мне в 1997 году приснился умерший отец и указывал на него. Его не отпевали в церкви, потому что думали, что он не был крещенным. Оказалось, что был… Так я поняла из своего сна, и просила свою крестную исправить это.

Князь Ярославов - Оболенский наместничал в Вильно. Дворяне Ярославовы имели герб «Лелива».

Герб «Лелива» сыграл большую роль и в истории города Меджибож.

С 1540 года крепость принадлежала магнатам Сенявским. А гербом магнатов Синявских был - герб «Лелива»

В 1593 году один из владельцев дворца Адам Сенявский предоставляет Меджибож Магдебургское право - своеобразную тогдашнюю независимость, и город становится одним из крупных торговых центров.

В Музее-крепости Меджибож сохранилась эта грамота на право самоуправления Меджибожа по статьям Магдебургского права, подписанная Адамом-Иеронимом Сенявским. Повторю её текст, на украинском языке: «перепони, кобилиці, башти, вежі, паркани, брами повинно завжди справляти і мати свою варту… на воротах… Кожний міщанин, який має дім, повинен мати рушницю довгу, фунт пороху і копу підібраних куль… а я гарматами та гаківницями буду забезпечувати, а в кожному десятку треба мати двох озброєних або двоє в латах… До оборонного будівництва навколо міста підлягають всі міщани, як християни, так і євреї, без жодного винятку…». (Беджибож и его замок «Белый Лебедь»)

«В позднем средневековье жить в Меджибоже стремилась, прежде всего, богатая шляхта, благодаря которой здесь были выстроены мощные каменные дома. В Меджибож устремлялись и многочисленные ремесленники, объединившиеся в шесть цехов. В начале XVII столетия в городе проживали 12 тысяч человек (примерно столько же, сколько и в Киеве того времени). В Львовской летописи Меджибож упоминается как очень красивый, богатый и благоустроенный город. В самой крепости ее хозяева - Сенявские - построили приличных размеров дворец…

В центре рыночной площади Меджибож, с множеством её магазинов, принадлежавших армянским, греческим и еврейским купцам, возвели во второй половине XVI столетия высокую ратушу с часами. Здесь же находились Святотроицкий доминиканский костел, православная Святоуспенская церковь оборонного типа, такого же типа синагога, мусульманская мечеть… При Святоуспенской церкви действовало Православное братство, открывшее в 1621 году здесь школу, в которой, возможно, учился Михаил Гунашевский - уроженец Меджибожа и автор Львовской летописи».

На современном языке, в этом городе Меджибож были созданы исключительно благоприятные условия для среднего и малого бизнеса, что привлекло в него роскошь и богатство

А последний владелец замка «Лебедь Белая» из рода Сенявских Адам-Николай был знатнейшим польским магнатом, одним из претендентов на польскую корону.

«Когда в 1731 г. его единственная дочь Мария-София вышла вторым браком замуж за князя Августа-Александра Чарторыйского, её владения включали 30 городов и 700 деревень и превосходили все другие частные владения Польши»

Вот так герб «Лелива», теперь не только Ярославовых, но и Синявских, вновь «разворачивает» мое исследование истории «Ордена Лебеди» - в сторону Польши, как это уже было в случае с иконой Виленской Остробрамской Божией матери…

При этом добавляя ещё и Загадку о том, как связаны между собой Лебедь и Магдебурское право.

Продолжение следует…

Обязательная форма ссылки на статью

©Ярославова-Оболенская Наталья Борисовна, урожденная Ярославова (22.2.1960).Экс Годунина (23.10.1981-14.4. 1991).Экс Чистякова (14.4.1991 -10.06.2014), постоянное название , часть первая, 8 декабря 2010 г, Санкт-Петербург http://www.yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=16&PubID=514

(общее правило для других статей: знак авторского права, имя и фамилия, название статьи, дата, ссылка на электронный адрес публикации)

Все материалы раздела «Внимание! Угрозы и тенденции»

Реклама

© Авторские права на идею сайта, концепцию сайта, рубрики сайта, содержание материалов сайта (за исключением материалов внешних авторов) принадлежат Наталье Ярославовой-Оболенской.

Создание сайта — ЭЛКОС