Ипатьевские тайны: Князья и Императоры Дмитрии Угличские и Великие князья Красные, Ч.3
©Ярославова-Оболенская Наталья Борисовна, урожденная Ярославова (22.2.1960).Экс Годунина (23.10.1981-14.4. 1991).Экс Чистякова (14.4.1991 -10.06.2014). Я родилась 22 февраля 1960 года, Нефтекамск, Краснокамского района Башкирской АССР.
На дату публикации моя фамилия была Чистякова по бывшему мужу. Я подписала статью фамилией Чистякова и моей девичьей фамилией Ярославова
© Наталья Чистякова-Ярославова
15-20 июля 2011 года, Петергоф
Герб города Костромы, всемирно известной своим Ипатьевским монастырем Великого Захария - Чета менялся при Романовых несколько раз. Не один раз изменялась и геральдика города Бежецкий Верх, где многие из потомков Дмитрия Зерно - внука Великого Захарии, также как в Галиче и Угличе, достигали расцвета своей судьбы, завершавшейся не редко трагически, в частности, в лице князя Уличского, Бежецкого и Галичского Дмитрия (Уара) Красного.
Обращает на себя внимание тот факт, что при императоре Александре II, приглашенный им Барон Бернгард Карл - мастер в области городской геральдики и еврей по происхождению, заменил единый куст малины на гербе Бежецкого Верха, образно, тремя кустами, поместив в серебряном поле герба «три ветки малины в столб». Этот герб Бежецкого Верха, земли в окрестности которого принадлежали, в том числе, потомку Мурзы Чета - Михаилу Сабурову и были вложены им в Симонов монастырь на поминание рода, не был утвержден. Однако эскиз герба известен тем, кто занимается историей городских гербов.
Не могу сказать, какой замысел вкладывал в этот герб автор, но «три куста малины в столб» напоминают мне три ветки потомков Великого Захария - Чета, которые сохранились в веках под именами: Годун, Велья и Сабур.
При этом Сабур, наряду с Сувар - одно из племенных названий гуннского племени савиров с его легендарным полководцем Атиллой (Иттиль), история которого связана и с Булгарией на Волге, и с современной Болгарией.
«Гуннское племя - с а в и р ы, упоминалось еще во II в. Птолемеем в районе Прикаспия. Согласно Стефану Византийскому, савиры именовались также сапирами, и жили они по восточному и западному Каспийскому побережью. С их именем отождествляли название Сибири. После распада Гуннской империи, савиры на первых порах играли ведущую роль в Хазарском каганате. Племенное название савиров было популярно среди собственных туркменских имен: Сабур, Сувар, Суварджик, Сабыр-хан - язырский вождь, а также сохранились в качестве этнонима у гекленов (род сувар)» (Стамбул, 2000 г.)
Искусственно обратили мое внимание на древнее поселение «Сувар», будто открытое в ходе раскопок близ Казани, а точнее - близ поселения Булгар, а также на исследования Ш.Марджани. В данном случае. это внешнее влияние.
И Марджани это 19 век. А основатель рода Ипатов - это 13 век.
Ш. Марджани в годы его жизни сотрудничал с потомком Мурзы Чета - В. Вельяминовым-Зерновым и Шейхом ат-Тантави при посредничестве X. Фаизханова. Интересно, что в период с 1826 по 1831 г. именно Шейх Рифа'а Рафи'ат-Тахтави находился в Париже в составе группы молодых египтян, отправленных правителем Египта Мухаммадом 'Али на учебу во Францию. При этом Мечеть аль-Марджани построена при Екатерине II, в XVIII веке.
Древний город Сувар просуществовал до 1236 года, когда он был разгромлен войсками монголов. В период же расцвета, жители Сувара называли его Шэмсуар, что в переводе означает «красотой подобный Солнцу - лучезарный, как Солнце, Сувар». Или называли его «Нур-Сувар» - Свет-Сувар. В Суваре родился, вырос и начал свою научную деятельность известный всему восточному миру ученый-богослов Сулейман ибн-Дауд-аз-Сувари- Саксини.
По одной из версий, Мурзу Чета - основателя Ипатьевского монастыря, до крещения, именовали Атун Анданович. Имя его в крещении было Борис. А «Великий Захария» - это нечто типа «Великого Архитектора». Появился в русских землях Чет-Захария (Борис) в XIII веке, во времена братьев Великих князей Ярославiвых, через несколько десятилетий после того, как монголами был разгромлен Сувар.
Само его имя Атун - восходит к монгольскому odon «звезда» и,одновременно, представляет собой русскую адаптацию тюркского ajdyn - ajdun «свет», «блеск», «сияние»; сияющая внешность, духовный свет. Аданович означает статный, рослый, благоразумный, мудрый. Вместе получается внешне красивый и статный человек, с одухотворенным лицом, излучающий свет мудрой звезды.
Таким образом, просматривается некая содержательная созвучность в названии города Сувар и имени Сабур одного из потомков Мурзы Чета - Захарии.
Древние следы этого «города, подобного Солнцу» - Сувара удалось обнаружить в ходе изучении поселений волжских Булгар, организованных государством ещё в советские времена.
Постановлением № 222 Совета Министров ТАССР от 14.04.1969 г. на базе Болгарского городища государственного историко-архитектурного заповедника был открыт Болгарский государственный историко-архитектурный музей-заповедник (Во исполнение «Постановления Совета Министров РСФСР от 9 февраля 1968 г. № 77»).
Однако ещё задолго до названных исследований советских времен, в конце XIX - начале XX века сюда приезжал В.В.Мартинсон - сын последнего ректора духовной Академии Санкт-Петербурга, завершивший свою жизнь в Вильно рядом с церковью Божией Матери «Знамение», на выкупленной им для её постройки земле.
И, похоже, что В.В.Мартинсон искал в Казани тайну Сабуровых и Сувара, а нашел тайну Ярославовых(«Поздравляю весь «царствующий дом» Ярославовых! Письма В.В.Мартинсона о роде Ярославовых и Виленское Братство»).
Существует мнение, что вплоть до 1557 г. Волжская Булгария именовалась Великой Булгарией. А одним из правителей этого Булгара, за много веков до его «заката», был знаменитый Аттила.
Получается, что в связи с Сабур и Сувар, тема солнцепоклонника Аттилы уже во второй раз возникает в этой истории о Тайнах Ипатьевского монастыря («Атилла-Легендарный полководец кунов». Рафаэль Безертинов. Казань). Поскольку первый раз я упоминала Аттилу в связи с тем, что он вернул грекам мощи св.Димитрия Солунского после того, как покорил столицу Римской империи тех времен (Часть вторая)
А где Атилла, там, при определенном слиянии родов, могут быть и Лебеди - Вельфы.
Ведь по семейной легенде Старших Вельфов происхождение рода возводилось к Эдекону, гуннскому или скифскому вождю во времена Атиллы.
К истории Вельфов я уже обращалась в этом году в статье: «Орден 22 февраля: София Баварская - страсть Лебединого короля Людвига II, воплощенная в замках». И обращала в ней, в частности, внимание на то, что «в кабинете Короля Лебедя хранились две древние русские иконы, которые император Александр II дарил Королю Людвигу II (Лебедю). Подарок был связан с интересом короля Людвига II к теме королей-святых.
«В тронном зале между пальмовыми ветвями Король Людвиг-Лебедь изобразил шесть королей, возведенных в святые: польского короля Казимира, Штефана - короля Венгерского, немецкого короля Генриха II, французского короля Людовика IX, Фердинанда - короля испанского, а так же английского короля Эдуарда».
В русских землях, к подобному же роду, сочетающему святость и знатность, относятся два Святых - Красных Дмитрия: Князь Дмитрий Юрьевич Красный и Царевич Дмитрий Иванович Красный, Краснодушность которых поражала современников уже во времена их земной жизни.
Их предтечами были - Святой Михаил Черниговский и Святой Михаил Ярославiв Тверской.
Сам день 22 февраля (22.2.), которому была посвящена статья о Вельфах и о короле Людвиге II, а также его Софии, имеет большое значение как для Ипатьевского монастыря, так и для потомков Великого Захарии-Чета.
Имеет этот день большое значение и для всей династии Романовых, поскольку непосредственно перед датой 22 февраля Михаила Романова «призвали на власть» в том самом Ипатьевском монастыре, тайны которого мне интересны. И ровно 22 февраля Николай II Романов последний раз покинул свою царскую резиденцию - на что обратил внимание Э.Радзинский.
Именно на этот день 22 февраля приходится День Конкордии - богини Согласия в древнем Риме и древнеримский праздник Кариста, день мира и согласия в семье.
Уверена поэтому, что третья декада февраля совсем неслучайно была избрана Романовыми для достижения согласия после долгой Смуты.
Ведь Михаил Романов был патриархом и знал «дипломатический потенциал» 22 февраля - дня рождения Рамзеса II («Рамзес II о кризисе Изобилия 21 века: секреты «ОРДЕНА 22 ФЕВРАЛЯ»).
Однако и имя Сабур происходит от тюрского «сап» (соединять) + эр, т.е. «соединяющий, объединяющий». Такую расшифровку и, одновременно, разделение - на Саб и Ур(Эр,Яр), подобное тому, которое было сделано и мною, дают авторы уже цитировавшейся выше статьи, посвященной Гуннам (Хуннам), написанной в Стамбуле, в 2000 году и имеющей название «Историко-культурное наследие Туркменистана» (под редакцией О.Гундогдыева и Р.Мурадова UNDP, Стамбул).
Таким образом, Сабур можно перевести как «Объединяющий Яр».
Принимая во внимание дополнительный факт о том, что слово Полярный ранее писалось как, Пол,ярный, т.е. Полюс, рассматривался как «половина Яра», имя Сабур - «Объединяющее Яр» можно перевести, как указание на имя Человека, умеющего объединять, согласовывать и гармонизировать противоположности, т.е. противоположные «полюса» и полярные точки зрения.
И я думаю, что часто озвучиваемая ныне формула о том, что «миром управляют те, кто умеет контролировать противоположности» - не вполне точная, т.е. в ней много «потерь».
Потому что «Пол,ярности» надо объединять, согласовывать и гармонизировать, а не создавать искусственно противоположности, чтобы сталкивать и контролировать их. Эта вторая, ложная версия «управления», через искусственное создание противоположностей, прямо противоречит мистической идее Ипатьевского монастыря.
Возможно, как раз по этой причине знаком «222» - «Гармонизирующих Пол,ярности» и был отмечен Иван Ярославов один из главных героев книги Луи Жаколи «Пожиратели огня» («Тайное «Общество Невидимых» и единый Славянский корень: Иван Ярославов и два олигарха Михаила»).
С моей точки зрения, Луи Жаколио узнал нечто о Мистике числа 222, но не совсем верно противопоставил Ивана Ярославова - члена Верховного Совета Общества Невидимых, № 222 и «Еврея Лебедя» - Графа из Франции Оливье Лорагюэ д'Антрэгом.
Потому что 22.2 - это объединяющий символ согласия !
Это Саб-Ур!
А по-русски, по содержанию и созвучию, это СОБОР!
Не случайно же во времена Ивана III Великого - потомка Дмитрия Донского и Дмитрия Зерно был сформирован ансамбль Соборной (Сабур) площади Москвы. Рядом находилась улица Великая (Велья) и Варварка, названная от имени Уар, потому что «Уа́р - по-гречески Ouaros, эллинизация латинского имени Вар, латинское Varus» («Из истории Соборной площади Московского Кремля»).
Описывается это так «при деде Донского - Иване Калите, в Москве была улица Великая. Она проходила по подолу Боровицкого холма к пристани. Потом Калита придвинул линию стен к реке и разделил улицу, в итоге ее часть оказалась в Кремле, часть снаружи и она стала хиреть, выродившись в переулок». А вот Варварка осталась…»
Таким образом, ещё в XIV веке, задолго до «российского масонства» и «масонства Петра I» архитектура Москвы была наполнена символизмом, являющимся, на самом деле, не масонским, а имеющим свой исток для русских земель в Ипатьевском монастыре, о чем прямо говорят его изразцы об алхимии «Великого делания» и «лепрозорных собаках».
Разговор об алхимии ещё вереди.
Сейчас же, в контексте размышлений о гуннах, Аттиле, Сабуре, Соборе и Соборной площади, обращу внимание ещё и на то, что улица Варварка сохранилась до настоящего времени. А вот улица Великая превратилась в переулок…
Поэтому, в т.ч. с учетом сказанного выше, выскажу предположение о том, что как раз созвучность Уар - Вар, и стала причиной заблуждения, при котором Уар -Яр начали отождествлять с Варварством.
Однако это не тождество.
С одной стороны, это, казалось бы это очевидно. Ведь речь в настоящей статье идет о Святом Уаре, похороненном в 8 милях от Генисаретского озера, а также о Святых Димитриях Красных. («Потомки Ярославовы и женская линия: Киликия, Киликиевский крест, Ван-«море» и Церковь святого креста»).
С другой стороны, есть практика, в т.ч. современная. И в этой практике между Яриями и Варварами часто ставится знак равенства
Да и улица Варварка, по-прежнему, подавляет улицу Великую…
На самом деле, Яр - это пассионарная энергия, которая, не будучи «отесанной» (ограненной) может, действительно, превратиться в варварство.
Но если этой энергии нет, то любая огранка бесполезна. Пустая порода останется пустой.
И уже само сочетание Яр и 222, присутствующее в книге Луи Жаколио (если но не фальшивое), говорит о том, что огранка произошла («О числе 22, которое управляет миром»). Таким образом, либо Луи Жаколио не верно дал характеристику своего героя Ивана Ярославова, либо Иван Ярославов, избрал для себя символику, которой он не соответствовал.
Ассоциативный ряд: Ипатьевский монастырь Собор-Сабур, Яр и 222, 22 февраля (22.2) - день богини согласия, дни призвания Романовых на власть в Ипатьевской монастыре рассматривался мною внимательно по той причине, что дочь Михаила Сабурова - одного из потомков Мурзы Чета была родоначальницей князей Ярославовых -Оболенских.
И в контексте тайн Ипатьевского монастыря мне интересная ещё одна аналогия, связанная с княгиней Оболенской (Сабуровой).
В статье «Сабуровы: Царедворцы и Царица, княгиня Оболенская (Сабурова) - родоночальница князей Ярославовых мною описывалась история о том, как жена князя Ярославова -Оболенского, урожденная Сабурова, заболела глазами и он направился с нею в Крыпецкий монастырь, где за её исцеление перед стенами монастыря молился сам Савва Крыпецкий. Память об этой истории сохраняет «Клеймо: исцеление жены (Сабуровой) псковского наместника князя Ярослава Васильевича Оболенского» и «Ярославов мост», построенный после этого к Крыпецкому монастырю князем Ярославовом Васильевичем Оболенским. Меня в этой истории поразило два факта. Возвращение зрения от молитвы. И редкая любовь князя Ярослава к своей жене, память о которой сохранили даже иконы.
Однако история о подобном же исцелении была у Тайдулы, императрицы Северной Тартарии (Тульского улуса), жены Джанибека (великого Узбека) Хана Золотой Орды. Она ослепла, но была излечена молитвой вызванного в Золотую Орду Митрополита Алексия, из знатного рода Черниговских бояр Колычевых. В Богоявленском монастыре, где святой Алексий принял постиг, он был связан глубокой духовной дружбой с иноком Стефаном, старшим братом Преподобного Сергия Радонежского(«Святитель Алексий, митрополит Московский и всея Руси»).
После своего чудесного исцеления ханша прослыла заступницей христианства.
В Государственная Третьяковская галерее хранится картина Я.Ф.Капкова, посвященная этому поразившему всех событию:
«Исцеление Митрополитом Алексеем Тайдулы, жены Чанибека, Хана Золотой Орды».
В этих двух историях есть общее. Что удивительно - излечены были обе молитвой. Потеря зрения подобной природы была и у Аксакова, но он тоже потомок некой таинственной турчанки из таинственного рода чуть ли не потомков Мехмеда. Причем Ярославовы и Аксаковы - состояли в родстве.
Не менее интересным в контексте тайн Ипатьевского монастыря является и тот факт, что о прозрении очей молятся именно святому Димитрию Солунскому - покровителю славян, в честь которого и называли Великих князей, а также Царевичей Димитриев.
Об этой ханше Тайдуле, история которой напоминает историю княгини Оболенской (Сабуровой) исследователи пишут так: «В истории Золотой Орды и русско-ордынских отношений середины XIV в. нет личности более известной и одновременно более загадочной, чем Тайдула. Заинтересованное исследование выявляет имя Тайдулы не только в собственно ордынских, но также в арабских и персидских источниках. Имя ханши и ее историческая роль прослеживаются не только в русских, но и в папских, и в венецианских документах той далекой эпохи. Ее полное имя в транслитерации буквами арабского алфавита представлено в труде персоязычного историка начала XV в. Муинуддина Натанзи. Женой Узбека она стала после 1323 года, когда умерла его жена Баялун. После этого, старшей и любимой женой Узбека Тайдула оставалась до конца дней его жизни.
При ордынском дворе ходила молва, которую поведал миру арабский путешественник Ибн Баттута, объяснявшая привязанность Узбека к Тайдуле некими анатомическими особенностями ее женского естества… В действительности влияние Тайдулы на своего супруга, придворное окружение и даже внутреннюю и внешнюю политику страны в целом объяснялось незаурядностью ее личности.
Современные Тайдуле руководители христианских государств прекрасно знали о ее роли «христианской заступницы» при ордынском дворе и постоянно прибегали к ее помощи. Летом 1340 г. глава католической церкви папа Бенедикт XII (1334-1342) составил в Авиньоне послание «светлейшей императрице Северной Тарта-рии, достойнейшей государыне» Тайдуле, в котором сообщал, что ему известно, с какой любовью Тайдула относится к христианам-католикам, проживавшим в Золотой Орде (© текст - Григорьев А. П., Григорьев В. П. 2002)
Что это была за императрица, имевшая свой штат таможенников на Азове мне до конца не ясно, но историк Муинуддин Натанзи, дававший наиболее точную информацию о ней был внуком хрониста Тамерлана (Тимура).
Ханша Тайдула мне интересна не только в связи с совпадением историй болезни её и княгини Оболенской-Сабуровой, но и потому что она «пожаловала святителю в Кремле участок земли, на котором святитель Алексий воздвиг в 1365 году Чудов монастырь, в память чуда архистратига Божия Михаила в Хонех. В этом монастыре святитель завещал себя похоронить».
В этом Чудовом монастыре позже был похоронен и старец Паисий (Ярославов), учитель Нила Сорского (Майкова) и игумен Троице-Сергиевой Лавры.
Сама же ханша Тайдула,в первый раз вызвала у меня интерес в связи с тем, что она расположила свои ханские шатры на Боровицком холме современного Кремля, рядом с будущей Соборной площадью, улицей Великой и Варваркой.
Т.е. ещё до Кремля на Боровицком холме, который тогда был двумя холмами: Боровицким и Кремлевским стоял двор ханши Тайдулы, занимавший правый и левый берега Неглинки, текущей по месту современной Соборной площади.
Рядом стояло капище Яра (Ярилы), позже названное собором святого Йара, затем собором Иоанна Предтечи на Бору с приделом святого Йара.
Как видим, история именно этой ханши Тайдулы связана с все той же Яруновой горкой, или Красным Яром, известными нам из истории Евдокии Суздальской.
Хотя, по другим источникам «Легендарная кремлевская церковь Рождества Иоанна Предтечи была самой первой московской церковью, основанной в Москве на заре ее истории - в XII веке, когда появилась и сама Москва» («Москва, которой нет. Церковь Рождества Иоанна Предтечи и святого Уара в Кремле»). В таком случае Тайдула ставила свой ханский двор рядом с этой церковью.
В связи с темой «Рода Красных» или «второго имени» Красный, который по всем признакам, указывает на потомков Мурзы Чета,через женин этого рода, хочу ещё обратить внимание на село Красное-на Волге в 36 километрах от Костромы.
История этого села представлена в статье «Красное-на-Волге» Натальи Кондриной и многие факты этой статьи являются весьма важными, поэтому я повторю их.
«Село считается древним русскими и слава его давно перешагнула границы России. Впервые в архивных документах Красное упоминается с 1569 года, когда им владел стольник Иван Дмитриевич Воронцов. Потомок знаменитого Ф.Воронцова-Вельяминова, тысячника-воеводы, происходившего из рода Мурзы-Чета…
Когда Костромской уезд в 1567 году был взят в опричнину, старых вотчинников из уезда выселили, в том числе и Воронцова. С тех пор Красное стало дворцовым селом и управлялось из приказа Большого дворца.
В 1762 году указом Сената Екатерина II приказала: «Бывшей при дворе нашем фрейлине Прасковье Бутаковой, которая ныне в замужестве лейбгвардии Конного полка за порутчиком бароном Сергеем Строгановым, да брату ее родному того же полка отставному ротмистру Петру Бутакову жалуем мы в Костромском уезде село Красное с 325 душами».
В начале 19 века Красное с деревнями принадлежало Петру Андреевичу Вяземскому - поэту, критику и другу А.С. Пушкина.
Как видно из истории, Красное на протяжении нескольких столетий являлось одной из вотчин великих русских самодержцев.
Еще во времена Бориса Годунова 410 лет назад в центре села на самом высоком месте вознесся в небо шатровый храм во имя Богоявления Господня. Подобных шатровых церквей, сохранившихся до наших дней, у нас в России единицы.
В отличие от сотен других русских церквей, судьба была благосклонна к главной святыне села Красного».
Итак, до опричнины село принадлежало Воронцовым-Вельяминовым, потомкам Мурзы Чета. Царь Борис Годунов, вернувший престол потомкам Мурзы Чета попытался вдохнуть жизнь в село Красное строительством редкого шатрового храма. Затем Екатерина II вторая «наложила на него руку», видимо, после её поездки в Кострому. И она передала это село Красное почему-то Бутаковым-Строгановым. Быть может они тоже потомки Мурзы- Чета, но пока таких сведений я не встречала, за исключением одного указания. Строгановы имели отношение к основанию села Николо-Березовка, куда ушла башкирская ветка Ярославовых.
Весьма интересна мне здесь тема поэта Вяземского и его критики А.С.Пушкина.
Ведь все, что сказано выше говорит о том, что потомки Мурзы Чета татарами не были. Четким указанием на славянское происхождение является постоянно повторяющееся имя Дмитрий. Был Дмитрий и среди Воронцовых, в частности, - Дмитрий Воронцов-Вельяминов - отец стольника Ивана Дмитриевича Воронцова, владевшим этим селом Красное на Волге. Был также Дмитрий Иванович Годунов - дядя Бориса Годунова, который воспитывал его. Был Дмитрий Иванович Ярославов.
Т.е. повторялись и повторялись характерные для потомков Мурзы Чета Дмитрии Ивановичи и Иваны Дмитриевичи.
В большинстве случаев Дмитрии Ивановичи и Дмитрии появлялись в ряду потомков тогда, когда имело место родство Рюриков и потомков Чета. Однако я не могу сказать, что эта «формула» действовала в 100 % случаев.
Если же она абсолютна, то Дмитрий Иванович Годунов был тоже потомков Рюриков.
Таким образом, нельзя было сказать про Годунова «Вчерашний раб, татарин, зять Малюты», как это сделал А.С.Пушкин.
Во всяком случае, татарина надо вычеркнуть, поскольку татарином он был не больше, чем Дмитрий Донской.
Продолжение следует…
Все материалы раздела «Я урожденная Ярославова Наталья Борисовна 22.2.60 »